31105

Затраты и результаты

Лекция

Макроэкономика

В экономической теории и практике различают понятия затраты и издержки производства. Поэтому издержки производства зависят и от уровня затрат во многом обусловленных используемой технологией и от цен на ресурсы. В краткосрочном периоде часть издержек фирмы остается постоянной в долговременном периоде все издержки являются переменными зависящими от объема выпуска. Средние величины: средние общие АТС средние постоянные АFС и средние переменные VC издержки используются в принятии решений в текущем и будущих периодах.

Русский

2013-08-25

63.5 KB

20 чел.

Лекция 4. Затраты и результаты

4.1. Общие, предельные и средние величины

Результатом экономической деятельности фирмы, корпорации и других предприятий является произведенная продукция в реальном, то есть в физическом выражении или оказанные потребителям услуги. Объем выпуска измеряют, прежде всего, натуральными единицами – кВт-часами, метрами, тоннами и т.д. Стоимостным показателем результата деятельности является валовой доход или выручка фирмы, определяемая суммой цен реализованной продукции или стоимостью оказанных услуг. На динамику валового дохода многопродуктовой фирмы оказывают влияние структура продукции и уровень цен.

В качестве результата деятельности фирмы выступает экономическая прибыль. Она определяется вычитанием из полученного в конкретном периоде валового дохода всех издержек, понесенных фирмой в том же периоде.

Нередко фирма реализует продукцию на различных сегментах рынка по разным ценам, и в анализе ее деятельности используется понятие «средняя цена». Чтобы ее определить, следует разделить валовой доход на объем продукции

TR/Q=Pa.

Среднюю цену сравнивают со средними общими издержками фирмы, что позволяет выяснить, насколько прибыльно или убыточно производство.

Фирма использует экономическое правило – «золотое правило», позволяющее определить в условиях применяемой технологии объем выпуска, при котором экономическая прибыль максимальна. Для этого исчисляют предельный доход MR – дополнительный доход, получаемый от продажи еще одной дополнительной единицы продукции. Если выпуск был увеличен на А единиц, что позволило получить дополнительный доход АТR, то предельный доход равен

MR=∆TR/∆Q.

В экономической теории и практике различают понятия затраты и издержки производства. Затраты любого ресурса измеряют в натуральных единицах. В издержках производства затраты учитываются в денежном выражении. Поэтому издержки производства зависят и от уровня затрат, во многом обусловленных используемой технологией, и от цен на ресурсы.

На предприятии ведется учет общих, или валовых, постоянных FC, переменных VC издержек и их суммы, то есть

TC=FC+VC.

В краткосрочном периоде часть издержек фирмы остается постоянной, в долговременном периоде все издержки являются переменными, зависящими от объема выпуска.

Средние величины: средние общие АТС, средние постоянные АFС и средние переменные AVC издержки используются в принятии решений в текущем и будущих периодах. Так, средние общие издержки сравнивают с ценой товара. Если цена товара превышает средние общие издержки, то от производства каждой единицы продукции фирма получает прибыль, и наоборот. Если рыночная цена равна средним переменным издержкам, то фирма закрывается, прекращает выпуск, поскольку ее убытки равны общей величине постоянных издержек.

В необходимом условии, при соблюдении которого минимизируют средние общие издержки и максимизируют общую экономическую прибыль, используется показатель предельных издержек. Он представляет собой дополнительные издержки фирмы на производство еще одной дополнительной единицы продукции. Если выпуск увеличивается на ∆Q изделий, а общие издержки на ∆TC, то предельные издержки равны

MC=∆TC/∆Q.

Величина предельных издержек учитывается при определении монопольной власти фирмы на рынке несовершенной конкуренции.

Таким образом, в анализе экономической деятельности фирмы и в принятии решений используются показатели, характеризующие общие, средние и предельные величины дохода, издержек и других параметров фирмы.

4.2. Альтернативные издержки

Альтернативные издержки – это издержки, характеризующие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность отвергнутых возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага. Альтернативные издержки также называют «издержки упущенных возможностей» или «вмененные издержки».

Выделяют два вида альтернативных издержек: альтернативные издержки, связанные с денежными расходами и альтернативные издержки, связанные с потерянными доходами.

4.3. Экономические ограничения и эффективность

4.3.1. Граница производственных возможностей

Вследствие редкости производственных ресурсов  объем производства ограничен. Обстоятельство ограниченности ресурсов и соответственно принятие экономического решения можно наглядно проиллюстрировать графически на примере границы производственных возможностей. Она является простейшей иллюстрацией выбора, осуществляемого в экономике, где производится только два товара, где существуют экономические ограничения.

Кривая производственных возможностей характеризует альтернативные варианты сочетания производства двух товаров при данной технологии в условиях ограниченности ресурсов в соответствии с экономическими, политическими и социальными условиями (рис. 8.1).

Рис. 4.3.1. Кривая производственных возможностей.

Каждая точка на кривой производственных возможностей показывает максимально возможные при данной величине имеющихся ресурсов объемы производства двух продуктов. Таким образом, эта кривая изображает некую границу возможностей производства в обществе.

Если точка находится в пределах кривой производственных возможностей, например, точка Д, то такой вариант возможен, но производство в таких объемах будет неэффективно, здесь ресурсы используются не в полном объеме.

Решение общества увеличить производство товара Y означает, что это возможно лишь при снижении объема производства товара X, ведь ресурсы используются в полном объёме и эффективно.

4.3.2. Компромисс общества между эффективностью

и равенством

Проблема выбора между эффективностью и равенством является актуальной в любых экономических условиях. Общество всегда стоит перед дилеммой выбора направления экономического развития, соответствующего принципам социального равенства (справедливости) или роста экономической эффективности. Известно, что эффективное и справедливое распределение ресурсов, исходя из критерия рыночной справедливости, может быть признано обществом как несправедливое и поэтому подлежащее перераспределению. Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения полезности, доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, перераспределяются не только результаты экономической деятельности, но и экономические возможности. Поэтому выбор между эффективным состоянием и справедливым для общества очень важное направление экономической политики справедливого распределения Джон Роулз выделяет два основополагающих принципа справедливости: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других; 2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Однако совершенно очевидным является невозможность предоставления всем равных экономических возможностей, поскольку отдача от индивидов в условиях общественного производства будет разная. Поэтому, улучшая положение малообеспеченных слоев населения, нельзя снижать предоставление экономических возможностей тем, кто может осуществлять эффективную экономическую деятельность. Согласно Роулзу неравенство в распределении дохода оправдано тогда, когда они работают на благо наименее обеспеченных. Перераспределение является единственной сферой экономических отношений где основанием для государственного вмешательства может служить не аргумент повышения эффективности, а аргумент социальной справедливости. Первенство критерия справедливости над критерием эффективности в области перераспределения доходов вопреки общераспространенному мнению не всегда сопровождается конфликтом интересов, когда улучшение положения одних достигается за счет ухудшения положения других. Если же передача богатства улучшает положение обоих индивидов, то говорят о Парето-улучшении.

Экономическая теория не выработала единого критерия, чтобы доказать правоту приверженцев справедливости или сторонников эффективности. Как считают ученые, в области Паретонеопределенных ситуаций все решения будут взаимоисключающими.

В экономической теории различают два вида справедливости: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная справедливость основывается на принципе равного отношения к одинаковым индивидам в экономике. Применительно к области налогообложения критерий горизонтальной эффективности состоит в том, что индивиды, получающие одинаковые доходы, несут равное налоговое бремя, что соответствует пропорциональному налогообложению. Вертикальная справедливость применительно к налогообложению требует, чтобы налоговое бремя в большей мере несли те, кто получают более высокие доходы, что соответствует прогрессивному налогообложению.

4.3.3. Краткосрочный и долгосрочный периоды

в экономическом анализе

В экономическом анализе необходимо учитывать, прежде всего, в каком периоде рассматриваются те или иные процессы и явления.

Краткосрочным называется такой период времени, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор. Такие факторы называются фиксированными или постоянными.

Отличительной особенностью краткосрочного периода является действие закона убывающей предельной производительности переменного фактора производства при постоянном фиксированном объеме использования капитала.

Долгосрочным называется период времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства. Такие факторы называются переменными.

4.3.4. ex ante ex post величины

В современном экономическом анализе и, прежде всего, в макроэкономическом широко применяются подходы ex ante и ex post, разработанные известным шведским экономистом Т. Мюрдалем в начале 30-х гг. Подход ex ante отражает ожидания, планы и намерения экономических агентов на стадии принятия решений. Можно сказать, что анализ ex ante — прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе теоретических концепций. Цель такого анализа — определить как влияют различные факторы на будущие значения например, макро- экономических параметров.

Подход ex post Г. Мюрдаль назвал «бухгалтерским» методом. Он отражает фактические результаты, которые уже достигнуты в экономике за какой-то период. В этом случае определяется значение макроэкономических параметров и их динамика с целью сравнения результатов функционирования экономики и корректировки предпринятых концепций развития и разработки новых перспективных направлений экономического развития общества.

4.3.5. Сравнительное преимущество. Парето-эффективность

Сравнительное преимущество преимущество, которым обладает участвующий в обмене субъект экономической деятельности (в международном обмене — страна), если он может произвести данный товар с относительно меньшими издержками, чем другие субъекты (страны).

Теория сравнительных преимуществ была разработана представителейм классической политической экономии Д.Рикардо в работе «Принципы политической экономии и налогообложения». Экономический смысл понятия сравнительного преимущества заключается в возможности извлечения выгоды от участия в обмене.

Одним из важных критериев сравнения результатов функционирования экономики является концепция эффективности по Парето (Вильфредо Парето (18481923).

Достижение Парето-эффектвного состояния возможно только в условиях совершенной конкуренции, когда существует заданный вектор цен, с которым соглашаются все участники экономических сделок. Различают Парето-эффективность в обмене, когда в ходе распределения благ участники обмена могут повысить свою полезность.

Парето-эффективность в распределение благ при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние без ущерба для благосостояния другого лица. Парето-эффективное состояние может быть достигнуто и в производстве, тогда говорят об эффективном размещении ресурсов.

Парето-эффективное размещение ресурсов такое размещение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сокращая выпуск другого. Если можно найти способ повысить благосостояние некоторых лиц без снижения благосостояния кого-либо другого, то такое распределение является неэффективным по Парето. Если же такого улучшения нет, то имеющееся распределение было эффективно по Парето.

В условиях рынка совершенной конкуренции выполняются три условия достижения Парето-оптимума:

  •  предельные нормы замещения для любых пар благ равны относительным ценам;
  •  предельные нормы технологического замещения для любых ресурсов равны их относительным рыночным ценам;
  •  предельные нормы замещения в потреблении равны предельным нормам трансформации в производстве.

Первая теорема теории благосостояния: состояние конкурентного равновесия является Парето-эффективным.

Вторая теорема благосостояния является обратной: каждое Паретооптимальное состояние является равновесным.

Если первая теорема является в теории благосостояния методологически исходной, то вторая теорема имеет большое практическое значение, в области перераспределения доходов и налогообложения.

PAGE  3


Д

овар Y

Товар X

А

В


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22090. Средства массовой информации 40 KB
  СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества включая политику здравоохранение образование религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса. Актуальность данной темы заключается в том что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Таким образом благодаря СМИ формируется общественное мнение состояние массового сознания заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к...
22091. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ 34 KB
  это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты способные решать задачи диагностики социолог и психолог и прикладной работы соц.
22092. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 37 KB
  Последовательность подготовки письменной работы: формирование замысла. поиск и отбор материала; группировка и систематизация материалов; написание текста; обработка работы. Методика работы над рефератом: 1. Второй этап – составление календарного плана: сроки подбора и изучение литературы; написание каждого раздела темы; редактирование; оформление; изготовление схем; представление работы руководителю; доработка реферата.
22093. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 46 KB
  Сущность социализации состоит в том что в ее процессе человек формируется как член того общества к которому он принадлежит. Эмиль Дюркгейм один из первых обративший внимание на проблему социализации подчеркивал что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него моральными интеллектуальными и даже физическими идеалами. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.Парыгин: Процесс социализации – вхождение в социальную среду приспособление к ней освоение...
22094. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИЯХ 27 KB
  Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом должны учитываться возможность включения компенсаторных механизмов самого ребенка с ограниченными возможностями. Основная цель этого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка помочь ему в осознании своей личности поэтому работу необходимо проводить совместно с медицинскими и психологическими службами.
22095. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 26 KB
  Действительно в профессиональной деятельности учителя и соц. Учитель выполняет главным образом образовательную функцию передает молодому поколению знания и социокультурный опыт накопленный обществом. В центре же внимания соц.
22096. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 61 KB
  Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения попытки и проявления. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. К внешним формам суицидального поведения относят: суицидальные попытки; завершенный суицид.Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное аффективное и истинное.
22097. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73.5 KB
  Выражение соц. технология появилась в 7080е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе. Социальнопедагогическая технология – совокупность приемов и методов применяемых соц.
22098. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 80.5 KB
  Основные понятие и виды аддиктивного поведения 2. Этапы становления аддиктивного поведения. Основные понятия и виды аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение одна из форм деструктивного поведения которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях видах деятельности что сопровождается развитием интенсивных эмоций.