31107

Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса

Лекция

Макроэкономика

Факторы оказывающие влияние на изменение спроса Механизм рынка делает производителей – участников конкурентного процесса заинтересованными в удовлетворении потребностей но только тех которые выражаются через спрос. Индивидуальный – спрос отдельного покупателя характеризуется ценой спроса и величиной объемом спроса. Цена спроса – это максимальная цена по которой покупатель еще способен приобрести данный товар. Объем спроса это максимальное количество конкретного товара которое покупатель готов приобрести в рассматриваемом периоде...

Русский

2013-08-25

80 KB

19 чел.

Лекция 6

Спрос как экономическая категория.  Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса

Механизм рынка делает производителей – участников конкурентного процесса, заинтересованными в удовлетворении потребностей, но только тех, которые выражаются через спрос. Под спросом обычно понимают платежеспособную потребность. Спрос – это планы или намерения обладателя денег относительно покупки товара.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный – спрос отдельного покупателя, характеризуется ценой спроса и величиной (объемом) спроса. Цена спроса – это максимальная цена, по которой покупатель еще способен приобрести данный товар. Объем спроса - это максимальное количество конкретного товара, которое покупатель готов приобрести в рассматриваемом периоде при данных условиях. Рыночный спрос представляет платежеспособную потребность всей совокупности индивидуальных покупателей конкретного товара.

Коренное свойство спроса проявляется в том, что снижение цены товара, при «прочих равных условиях», сопровождается возрастанием величины спроса на него. Эта отрицательная, обратная связь между ценой товара и величиной спроса на него названа экономистами законом спроса. 

Такая связь обусловлена двумя причинами, названными эффектом замещения и эффектом дохода. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса на них. Снижение цены на один товар, при неизменности цен на другие, делает его относительно дешевле. Этот товар покупатели намерены приобретать в большем объеме, замещая им другие товары, ставшие относительно более дорогими. Эффект дохода представляет изменение объема потребления товара, цена которого изменилась, как если бы изменился доход покупателей. Он показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Так, например, снижение цены товара делает покупателя реально богаче, позволяет увеличить объем спроса, как вроде бы вырос доход.

Функциональную обратную зависимость объема спроса на товар от его цены можно представить графически в виде нисходящей кривой, выпуклой к началу координат, где по оси ординат – цена товара (P), а по оси абсцисс – количество товара (Q). Такую кривую называют кривой рыночного спроса и обозначают буквой D (Demand – спрос) (см. рис. 4). Изменение цены товара, при прочих равных условиях, вызывает изменение объема спроса на него, что получает отражение на графике в виде движения точки по кривой спроса влево и вверх (уменьшение объема спроса при повышении цены товара) или, наоборот, вправо и вниз (увеличение объема спроса).

Условия из числа «прочих равных» выступают как неценовые факторы спроса, оказывающие влияние на поведение покупателей. К ним относятся: мода и предпочтения потребителей; их доходы; цены других товаров (взаимозаменяющих и взаимодополняющих); ожидание изменения цены товара; количество покупателей и множество других условий. Их изменение вызывает увеличение или уменьшение спроса на товар при сохранении его цены, получившее название изменение спроса. На графике оно может быть представлено сдвигом кривой спроса вправо и вверх – при увеличении спроса, или влево и вниз – при уменьшении спроса (см. рис. 5)

Предложение как экономическая категория.  Факторы, оказывающие влияние на изменение предложения

Предложение отражает желание производителя (продавца) представлять товар на рынке для реализации. Подобно спросу различают индивидуальное и рыночное предложение, а его характеристиками выступают цена предложения и объем предложения. Цена предложения – это минимальная цена, при которой конкретный производитель готов производить и поставлять товар на рынок. Объем (величина) предложения – это максимальное количество товара, поставляемое на рынок в рассматриваемом периоде при определенных условиях.

Коренное свойство предложения проявляется в том, что снижение цены, при неизменности «прочих условий», сопровождается снижением производства и количества товара, поставляемого на продажу. Иное происходит при повышении цены товара. Производители изготавливают и предлагают к продаже больше товара при повышении его рыночной цены. Рост цены товара служит им стимулом. Эта положительная или прямая связь между ценой товара и объемом его предложения, при прочих равных условиях, названа экономистами законом предложения. 

Функцию предложения, как зависимость объема предложения товара от его цены, можно представить графически в виде восходящей кривой при использовании тех же координатных осей (P и Q), что и в графике спроса. Она названа кривой предложения и обозначается буквой S (Sapply-предложение) (см. рис. 6, а). Изменение цены товара, при прочих равных условиях, вызывает изменение объема его предложения, что получило отражение на графике в виде движения точки по кривой предложения вправо и вверх (увеличение объема предложения при повышении цены) или влево и вниз (уменьшение объема предложения).

Условия из числа «прочих равных», как неценовые факторы, изменяясь, влияют на поведение производителей. Их называют еще детерминантами предложения. К ним относятся: цены ресурсов; технология производства; ожидание изменения цены товара; цены на другие товары, производство которых возможно при использовании тех же ресурсов; налоги и дотации; число производителей-продавцов и другие. Изменения этих условий вызывает увеличение или уменьшение предложения товара, при сохранении его цены неизменной, получившее название изменение предложения. На графике оно может быть представлено сдвигом кривой предложения вправо и вниз – при увеличении предложения, или влево и вверх – при уменьшении предложения (см. рис. 6, б).

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения

Каждый покупатель и продавец независимо от других планирует свои действия относительно объема покупки/продажи товара и услуги на основании информации об их рыночной цене за предшествующий период. Их встреча на рынке конкретного блага показывает реальность запланированных действий. Оказывается, что планам некоторых субъектов не суждено сбыться. На рынке возможно либо превышение объема спроса над объемом предложения товара по планируемой цене, либо превышение объема предложения над объемом спроса. В таких ситуациях покупатели и продавцы вынуждены менять свои планы. Лишь равенство объемов спроса (Q) и предложения (S) наилучшим образом удовлетворяет их интересам.

Цена товара, при которой планы покупателей (при Pq) и продавцов (при Ps) совпадают, названа равновесной рыночной ценой. Состояние рынка при этом характеризуется как равновесное (Pq=Ps, a Q=S). 

Такое состояние рынка конкретного товара можно представить графически точкой Е – точкой пересечения графиков спроса и предложения. Её параметрами выступают равновесная цена (Pe) и равновесный объем (Qe) (см. рис. 7).

Рыночное равновесие является неустойчивым состоянием. Из-за изменений в факторах из числа «прочих равных» оно нарушается. Возникает несоответствие объемов спроса и предложения, представленное на рынке состоянием «затоваривания» или «дефицита» товара. Однако, возникающие при этом конкурентные силы – на стороне предложения или спроса, будут изменять объемы и цены по направлению к равновесному их уровню. Так, например, конкурентное понижение продавцами цены при «затоваривании» рынка побуждает покупателей к увеличению объема спроса, а конкурентное повышение покупателями цены при «дефиците» товара стимулирует производителей к расширению его производства и увеличению объема предложения. В рассмотренном воздействии конкурентных сил на производителей или покупателей представлена работа рыночного механизма. Эта работа прекращается при наступлении равновесного состояния – механизм рынка «автоматически выключается».

Рассматривая кривые спроса и предложения, следует помнить, что главной задачей является познание поведения экономических субъектов, делающих выбор по использованию ограниченных ресурсов в постоянно меняющихся условиях.

В некоторых случаях государство вмешивается в процесс формирования рыночного равновесия. Причин, заставляющих государство оказывать воздействие на равновесную цену и равновесный объем в условиях рынка, достаточно много. Это и ценовая политика, проводимая монополиями и олигополиями, и ситуация на рынке, при которой равновесная цена достаточно высока для значительной доли несостоятельных покупателей. В этом случае государство оказывает воздействие на равновесие не прямо – через тарифное регулирование, а косвенно – посредством предоставления субсидий и дотаций потребителям (на оплату коммунальных услуг лицам с доходом ниже прожиточного минимума, предоставление доплаты за транспорт и медицинское обслуживание и т. д.).

Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности

Зависимость спроса и предложения от многих факторов известна. Однако часто возникает необходимость знать силу реагирования (чувствительность) покупателей и производителей (продавцов) в ответ на их изменения. Для ответа на этот вопрос А. Маршалл ввел понятие эластичности. Эластичность – относительное изменение одной переменной в ответ на относительное изменение другой переменной, характеризуется коэффициентом эластичности (Kd).Он показывает процентное изменение объёма спроса (предложения), которое последует после однопроцентного изменения, например, цены данного товара (или цены другого товара, или дохода и т. д.), как эластичность спроса по цене:

,

где    Q – изменение объема спроса, P – изменение цены.

Q – среднее значение объема спроса в интервале, равное (Q1+Q2) : 2.

P – среднее значение цены товара в интервале, равное (P1+P2) : 2.

Расчет величины изменения относительно средней точки интервала позволяет избежать математической ошибки определения коэффициента эластичности, возможной при смене направления отсчета изменения функции – возрастают или падают: цена данного товара, цена другого товара, доход потребителей.

Аналогично рассчитывается коэффициент перекрестной эластичности спроса – изменение объема спроса на один товар в ответ на изменение цены другого товара:

,

где    Q – изменение объема спроса,

Pдр. – изменение цены другого товара.

Эластичность спроса по доходу, степень изменения величины спроса в ответ на изменение дохода потребителя:

,

где    Q – изменение объема спроса,

I – изменение дохода.

Коэффициент эластичности может быть равным единице, меньше или больше ее, отражая, соответственно, единичную эластичность, низкую эластичность (спрос не эластичен) или высокую эластичность (спрос эластичен). Все возможные характеристики эластичности спроса по цене можно изобразить графически – чем круче наклон кривой спроса к оси абсцисс (Q), тем неэластичнее спрос. Так, например, вертикальная линия спроса отражает его абсолютную неэластичность, при этом Kd=0 – это спрос на лекарства, не имеющие заменителей, а горизонтальная линия спроса отражает его абсолютную эластичность, при этом .

Практическая значимость знания эластичности спроса по цене проявляется в возможности определить изменение выручки (или общего дохода) продавца. Так, например, при Kd меньше единицы снижение цены на такой товар приведет к уменьшению общего дохода от его реализации, а при Kd больше единицы снижение цены приведет к увеличению общего дохода за счет относительного увеличения объема продаж.

Эластичность предложения рассчитывается аналогично эластичности спроса по цене. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. От его продолжительности зависит возможность производителей отреагировать на изменения цены товара. Время необходимо им для соответствующего перераспределения ресурсов, необходимых для производства данного товара, для урегулирования отношений с поставщиками ресурсов, зафиксированных в заключенных между ними договорах. Чем продолжительнее период времени, тем выше возможность для изменения объемов производства, а значит и выше эластичность предложения. На этом основании проводится различие между мгновенным (кратчайшим), краткосрочным и долговременным периодами.

Мгновенный рыночный период настолько мал, что количество каждого из применяемых ресурсов остается неизменным, объем производства сохраняется на прежнем уровне, предложение неэластично – на графике представляет вертикальную линию (Sм), перпендикулярную оси абсцисс (– абсолютная неэластичность).

В краткосрочном периоде появляется возможность изменить количество каких-то ресурсов, но всех. Так, например, при сохранении производственных мощностей изменяется количество применяемых сырья и труда. Это позволяет несколько изменить объем производства, а значит, и предложения. На графике оно может быть представлено восходящей кривой (Ss) ().

Долговременный – это период достаточной продолжительности для того, чтобы производители приспособились к изменившимся условиям рынка наилучшим образом, в том числе увеличив или сократив производственные мощности. Результатом преобразований может быть значительное изменение объемов производства и предложения. На графике такое предложение может быть представлено почти горизонтальной линией (SL) ( – абсолютная эластичность).

Вопросы для самопроверки

1.  В чем отличие рыночного спроса от индивидуального?

2. Какова разница между предложением и объемом предложения?

3. Какими инструментами государство может вмешаться в регулирование рыночного равновесия?

4.  Практическое применение коэффициентов эластичности.

5. Спрос или предложение играют определяющую роль в рыночном равновесии? Ответ обосновать.

Тесты и задания

1. Цена спроса – это: 

а) минимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за данный товар;

б) максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за данный товар;

в) минимальная цена, которую продавец назначает на свой товар;

г) максимальная цена, по которой продавец реализует свой товар;

д) нет верного ответа.

2. Увеличение спроса и сокращение предложения приведет к: 

а) повышению равновесной цены и уменьшению объема продаж;

б) повышению равновесной цены и увеличению объема продаж;

в) уменьшению равновесной цены и уменьшению объема продаж;

г) уменьшению равновесной цены;

д) изменений не произойдет.

3.  Основной фактор, влияющий на эластичность предложения – это: 

а) наличие заменителей;

б) время;

в) величина издержек продавца;

г) нет верного ответа.

4.  Если коэффициент перекрестной эластичности спроса равен 0, 

то эти товары:

а) взаимозаменяемые;

б) взаимодополняемые;

в) независимы;

г) нет верного ответа.

5. Изменение цен на ресурсы в первую очередь повлияет 

на изменение:

а) спроса;

б) предложения;

в) рыночного равновесия;

г) нет верного ответа.

6. Если цена на товар возросла на 1 % и это привело к сокращению объема спроса на 1 %, то спрос на такой товар: 

а) неэластичный;

б) совершенно эластичный;

в) единичной эластичности;

г) нет верного ответа.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7589. Фінансова політика і фінансове право 47.5 KB
  Тема 4 Фінансова політика і фінансове право План Фінансова політика, її сутність, види і значення Фінансова політика суб’єктів господарювання фінансова політика домогосподарств фінансова політика у сфері міжнародних фінансів...
7590. Податки. Податкова система України 153.5 KB
  Тема 5. Податки. Податкова система України Економічна сутність податків: визначення поняття, характеристика функцій Характеристика елементів оподаткування Податкове законодавство України. Принципи оподаткування Загальнодержа...
7591. Бюджет. Бюджетна система 61 KB
  ТЕМА 6. Бюджет. Бюджетна система Питання до лекції Економічна сутність та призначення бюджету, його функції. Склад доходів і видатків бюджету. Бюджетна система України та принципи її побудови. Бюджетний процес: сутність, хар...
7592. Семіотичний характер логіки. 39.5 KB
  Семіотичний характер логіки. Всю множину мов можна поділити на дві підмножини: природні і штучні мови. Природні мови виникають стихійно, в умовах практичної взаємодії між людьми. Вони використовуються насамперед з комунікативною метою як ефективний ...
7593. Логічний аналіз імен 43 KB
  Взагалі всі ознаки в логіці підрозділяються на відмінні і суттєві. Відмінна ознака відрізняє певні предмети від усіх інших. Суттєві ознаки виражають якісну специфіку предмета, його сутність. Кожна суттєва ознака є відмінною але не навпаки. У змісті імені фіксується лише суттєві ознаки.
7594. Операції з іменами 45 KB
  Поділ - це здійснення переходу від одного родового імені до множини родових імен. Це процес виявлення можливий родових імен. Ім'я, обсяг якого підлягає поділу, називається подільним. Видові імена, які отримані в результаті поділу і в яких зафіксовані результати поділу називаються членами поділу. Ознака, за якою обсяг подільного імені поділяється на обсяги видових імен, називається основою поділу
7595. Класична логіка висловлювань 56.5 KB
  Класична логіка висловлювань. Характерні ознаки класичної логіки висловлювань (=пропозиційної логіки) такі: 1) В межах пропозиційної логіки розглядаються лише такі міркування, засновки і висновки яких складаються із дескриптивних висловлювань....
7596. Моделі даних. Загальні поняття 105.5 KB
  Моделі даних Загальні поняття. Термін база данихговорить про те, що йдеться про дані, тобто про інформацію, яка характеризує певний об’єкт, та, що ці дані є базовими, основними. З погляду користувача, який екс...
7597. Проектування БД. Загальні поняття 90 KB
  Проектування БД Структура БД. Одним із найважливіших понять в теорії БД є архітектура і структура БД, які служать основою для розуміння можливостей сучасних СУБД. Розрізняють три рівні архітектури БД: внутрішній рівень найбі...