31108

Основные положения теории потребительского поведения

Лекция

Макроэкономика

Основные положения теории потребительского поведения Теория потребительского поведения исходит из совокупности гипотез: о свободе выбора и суверенитете потребителя о рациональности потребителя. Первая из гипотез означает не только наличие права и возможности для потребителя выбирать желаемое благо но и способности воздействовать на производителя. Таким образом суверенитет потребителя проявляется в возможности влиять на производителя через выражение своего отношения к товару его количеству и качеству. Теория рационального поведения...

Русский

2013-08-25

64.5 KB

18 чел.

Лекция 7. Основные положения теории потребительского поведения

Теория потребительского поведения исходит из совокупности гипотез: о свободе выбора и суверенитете потребителя, о рациональности потребителя. Первая из гипотез означает не только наличие права и возможности для потребителя выбирать желаемое благо, но и способности воздействовать на производителя. В соответствии с этой гипотезой не крупные производители (заводы, комбинаты, фабрики) являются главными «действующими лицами» в экономике, а потребители. Производство потребительских товаров и средств производства не может быть самоцелью. Оно имеет смысл лишь при возможности их продажи по рыночной цене, превышающей издержки производства, обеспечивающей получение прибыли. Если же товар не продан – не нашлось покупателя, то его производитель несет убытки, разоряется. Это же означает, что его производитель испортил ресурсы. Таким образом, суверенитет потребителя проявляется в возможности влиять на производителя через выражение своего отношения к товару, его количеству и качеству. В соответствии со второй гипотезой каждый потребитель ведет себя рационально – стремится максимизировать приобретаемую полезность благ при ограниченном доходе.

Полезностью (U) понимают степень удовольствия, удовлетворения, получаемого покупателем от потребляемого блага.

Различают общую полезность (TU) и предельную полезность (MU). Общей или совокупной называют полезность, получаемую от потребления всей массы приобретенного блага. При этом функцию полезности можно выразить формулой:

,

где    Q – количество потребляемого блага.

Предельной называют полезность, которую приносит (добавляет) потребление каждой последующей единицы данного блага. Её функцию можно выразить формулой, производной от TU, т. е.

.

Между общей и предельной полезностью существует взаимосвязь. Она проявляется в том, что по мере увеличения количества единиц блага, потребляемого в одном «акте», полезность его каждой последующей единицы уменьшается по сравнению с предыдущей (поскольку потребность в нем насыщается), и рост общей полезности замедляется. А при величине предельной полезности равной нулю , общая полезность становится максимальной . При дальнейшем потреблении блага общая полезность будет снижаться. Выявленная зависимость полезности от количества потребляемого блага получила название «закона убывающей предельной полезности».

Данный «закон» бездоказателен, тем не менее, способен объяснить поведение покупателя. Так, сопоставляя последовательно цену блага с полезностью его каждой дополнительной единицы, можно определить то его максимальное количество, которое согласится оплатить конкретный человек. Сопоставление закона убывающей предельной полезности и закона индивидуального спроса позволяет сделать вывод о том, что они одинаковы при характеристике поведения покупателя. Рассмотренные положения сторонников маржинализма характеризуют количественный (кардиналистский) подход к выражению полезности.

В роли альтернативы ему был предложен порядковый (ординалистский) подход к измерению полезности. При этом полезность благ оценивается не в точных количественных, а в сравнительных терминах: не конкретным числом, а сравнительными отношениями «больше», «меньше», «эквивалентно». Так как в большинстве случаев экономические блага потребляются совместно в виде товарных наборов, то актуальными стали вопрос об особенностях спроса на товарные наборы и механизм потребительского выбора.

Теория рационального поведения потребителя строится на предположении о том, что есть из чего выбирать; необходимо выбрать один вариант набора, отвергнув, тем самым, остальные; потребитель знает, чего хочет, т. е. обладает сформировавшейся системой предпочтения; выбирает наиболее предпочтительный товарный набор. При этом используются допущения (аксиомы): 1) об упорядоченности предпочтений (набор товаров А предпочитается набору Б (А>Б), набор Б равен набору В (Б=В)); 2) о транзитивности предпочтений (если А>Б, а Б>В, то А>В или если А=Б, а Б=В, то А=В), она гарантирует согласованность предпочтений; 3) аксиома ненасыщения (суть ее в том, что «больше» – лучше, чем «меньше»); 4) аксиома независимости (предпочтения одного потребителя не зависят от предпочтений других – на него не влияют ни зависть, ни сострадание).

Концепция кривых безразличия.

Бюджетные ограничения и выбор потребителя

Систему предпочтений потребителя можно представить с помощью кривых одинаковой полезности. Каждая такая кривая представляет наборы потребительских товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребности. Следовательно, потребитель безразличен к выбору любого из них, представленного точкой на конкретной кривой. По этой причине она названа «кривая безразличия», а множество кривых безразличия названо картой безразличия.

Кривые безразличия обладают рядом свойств: имеют отрицательный наклон и выпуклость к началу координат; не могут пересекаться (иначе возникнет противоречие 2-й аксиоме); могут быть проведены через любую точку пространства товаров (Та – по оси ординат и Тb– по оси абсцисс); кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные товарные наборы. Так, если обозначить U0 – кривую безразличия, самую близкую к началу координат, то полезность U0 < U1 < U2 < U3 и т. д. (см. рис. 8).

На графике кривая безразличия (U0) имеет разную «кривизну» – угол наклона касательной к кривой в различных её точках не одинаков. Это отражает разную возможность замены потребителем одного товара другим, при сохранении полезности набора неизменным. Такая характеристика получила название «предельная норма замещения» например, товаром Bтовара A, и обозначается MRS(ba).

,

где    Ta – изменение (уменьшение) в объеме потребления товара А,

Tb – изменение (увеличение) в объеме потребления товара B.

При анализе потребительского поведения следует учитывать и доход (I) – (бюджет потребителя), определяющий его платежеспособность. Покупатель может купить любой набор товаров, отвечающий требованию:

 (1).

 


Выражение (1) названо бюджетным ограничением потребителя. При графическом изображении оно представляет бюджетную линию, например, АВ (рис. 9, a), все точки которой являются разными наборами одинаковой стоимости. Наклон линии АВ к оси абсцисс определяется соотношением цен товаров: Px и Pу. Изменение цены на один из товаров, например, Х, изменяет угол наклона бюджетной линии.

На положение бюджетной линии влияет изменение величины дохода потребителя. Если денежный доход потребителя увеличивается, то бюджетная линия смещается вверх и вправо. Если денежный доход сокращается, то бюджетная линия – смещается вниз и влево.

 

 

Таким образом, потребительский выбор зависит от предпочтений потребителя и его бюджета, а оптимальный выбор – условие, при котором каждая денежная единица дохода приносит потребителю максимальную полезность. Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия показывает равновесие потребителя – его оптимальный выбор (см. рис. 10).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем различие кардиналистского и ординалистского подхода оценки полезности?

2.  В чем различие общей и предельной полезности?

3. Как можно использовать теорию потребительского поведения на практике?

4. Что ограничивает выбор потребителя? Какие факторы оказывают влияние на равновесие потребителя?

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82030. Учение об отвержении «Я» и самости в Священном Писании и Рейнской мистике 461 KB
  Сравнительный анализ учения рейнских мистиков о самости и Я со Священным Писанием. Учение рейнских мистиков об отвержении Я и самости в контексте Священного писания. Преодоление самости и Я как условие союза человека с Богом.
82031. Назначение, устройство, техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя ваз 2106 145.53 KB
  Устройство коленчатого вала. Введение Основное назначение системы смазки двигателя снижение износа трущихся деталей двигателя: поршней цилиндров подшипников коленчатого вала механизма газораспределения. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала...
82032. Техническое обеспечение и ремонт системы охлаждения (термостата) автомобиля 608.19 KB
  Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС) представляет собой строгую очередность микровзрывов горючей смести в цилиндрах. Соответственно повышается и температура двигателя, которая становится критической.
82033. Пантограф П5- назначение, конструкция, неисправности, ремонт 145.48 KB
  Основным надежной работы токоприемника или как говорят специалисты высокого качества токосъема является прежде всего постоянство нажатия токоприемника на контактный провод. Но с другой стороны большее нажатие увеличивает механический износ контактного устройства токоприемника.
82034. Приготовление солянки сборной мясной на сковороде и хвороста 269 KB
  Мясо и мясные продукты составляют основную часть рациона питания человека. Лишь некоторые воздерживаются от употребления мяса и питаются исключительно вегетарианской пищей. Не смотря на то что человек употребляет мясо на протяжении нескольких тысяч лет, споры о пользе и вреде этого продукта не утихают.
82035. Расчет автоматизации систем управления котельным агрегатом типа БКЗ-420/140нгм 126.49 KB
  Большинство современных теплотехнических измерительных приборов основано на применении электрических принципов измерения неэлектрических величин температуры давления расхода и пр. Допускается максимально длительная паропроизводительность котла 450 т ч без увеличения давления в барабане.
82036. Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310 490.5 KB
  Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающим большой маневренностью хорошей проходимостью и приспособленностью для эксплуатации в разных климатических и географических условиях.
82037. Технология изготовления детали подшипника на автоматизированном оборудовании с ПУ 5.4 MB
  Оборудование с ЧПУ может быть представлено: станочным парком например станками станки оборудованные числовым программным управлением называются станками с ЧПУ: для обработки металлов например фрезерные или токарные дерева пластмасс для резки листовых заготовок для обработки давлением и т.
82038. Проектування магістральної волоконно-оптичної лінії зв’язку між м. Луцьк та м. Хмельницький 1.59 MB
  Розвиток засобів зв’язку має велике значення для ефективного керування народним господарством чіткої роботи державного апарату та всебічного задоволення населення в потребі зв’язку і технічних засобів інформації. А це потребує збільшення пропускної спроможності лінії зв’язку приблизно в 10 разів кожні 1617 років.