31118

Основы теории потребления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Хватит ли денег чтобы осуществить покупку Чтобы ответить на первый вопрос надо выяснить полезность вещи для потребителя чтобы ответить на второй – исследовать цену чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность цена и доход – и составляют содержание теории поведения потребителя. Для обозначения того удовольствия или удовлетворения которое получают люди от потребления товаров или услуг экономисты используют термин полезность U utility. Кардиналисткая количественная полезность ...

Русский

2013-08-25

186.96 KB

15 чел.

Тема 3. Основы теории потребления

 

Перед каждым потребителем стоят три вопроса:

1.      Что купить?

2.      Сколько стоит?

3.      Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя.

Эти три проблемы – полезность, цена и доход – и составляют содержание теории поведения потребителя. Как они взаимосвязаны будет рассмотрено в данной главе.

Факторы, которые определяют поведение потребителя

Представьте себе годовалого малыша на прогулке.  Получил свободу движения, он делает неожиданные повороты корпусом, постоянно меняет направление своих шагов по дорожке. При этом могут полностью отсутствовать внешние причинные обстоятельства. Роль сознательной обусловленности в возрасте 1-2 года также ещё мала. Его динамика, следовательно, предопределена  заложенной в  подсознании программой движения. Её задача – нахождение новой информации об окружающем мире методом случайной выборке.

Совершая покупки мы очень часто напоминаем с вами этого малыша. Многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем. С одной стороны это определяется заложенным в человеке психологическим компонентом, а с другой – повышением напряжённости жизни, её социально-экономической атмосферой.

И всё-таки, несмотря на большую долю непредсказуемости и алогичности в поведении потребителя, экономисты должны строить прогнозы и планы для того, чтобы максимально удовлетворить потребности каждого из нас.

Факторы, которые определяют поведение потребителя:

  1.  суверенитет;
  2.  рациональность;
  3.  системность преимуществ;
  4.  ограниченность дохода;
  5.  цены на товары и услуги.  

Свобода выбора и суверенитет

Почему же столько внимания в изложение экономической теории отводится изучению поведения потребителя, а не поведения производителя? Ведь именно могучие производители - металлургические комбинаты и угольные шахты, атомные электростанции и кораблестроительные верфи - являются, как может показаться на первый взгляд, "главными действующими лицами" в экономике. Разве может отдельный потребитель оказать какое-то влияние на поведение этих гигантов?

Но присмотримся, внимательнее к поведению производителей: каким образом, откуда они получают указание о том, какие товары и в каких количествах производить. Как мы знаем, для производителя, работающего в условиях рыночной экономики, целью является получение прибыли. В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей затраты на производство этого товара. Здесь-то и происходит апелляция производителя к потребителю как к "высшей и последней инстанции", оценивающей работу производителя. Отдал потребитель за товар свои кровные денежки, да причем столько, чтобы покрыть затраты, - производитель получает прибыль и деятельность его признается успешной. Не купил потребитель предлагаемый товар - производитель разоряется и, значит, он лишь попусту переводил ресурсы.

Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение, а в подтверждение ответственности этого решения отдает производителю за понравившийся товар некоторое количество "голосов" (рублей, долларов и т. д.). Собрав все попавшие к нему голоса, производитель может сам увидеть, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему следует вести себя в дальнейшем.

Сказанное выше, конечно же, относится не только к производителям потребительских товаров, но в равной мере и к производителям сырья и средств производства. Ведь производство нефти или, например, карусельных станков не может являться самоцелью. Функции этих продуктов сводятся в конечном счете к возможности их применения для производства товаров, удовлетворяющих запросы потребителя и, следовательно, имеющих шанс быть проданными ему.

По этой причине экономисты говорят осуверенитете потребителя (от фр. souverain - носитель верховной власти).

Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя описанным выше способом.

Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора. В действительности, однако, такая свобода существует далеко не всегда. Ограничения свободы выбора могут быть весьма различны по масштабам и формам:

  1.  введения карточной системы (т. е. нормирования потребления некоторых, а иногда даже всех товаров);
  2.  законодательного запрещения производства и потребления каких-либо товаров.

Мотивы этих ограничений также могут быть различны:

  1.  чрезвычайные обстоятельства (война, голод, стихийное бедствие и т. д.);
  2.  желание уберечь потребителя от "плохого" с точки зрения общества товара (наркотиков, алкоголя, табака);
  3.  стремление обеспечить людям равенство в потреблении, чтобы добиться гармонии в отношениях и "всеобщего счастья".

Такое ограничение оправдано лишь как временное средство в чрезвычайных ситуациях или как вынужденная мера по защите от очевидного (с точки зрения общества) зла. В том же случае, когда ограничение свободы выбора является составной частью претворения на практике основанных на благих намерениях уравнительных теорий, следует задуматься о том, что результатом этого ограничения явится разрыв связи потребителя и производителя. Потребитель уже не сможет сигнализировать производителю свое отношение к продукту и передать производителю ту сумму денежных средств, которую сочтет нужной. Производитель в свою очередь не сможет расширить производство тех продуктов за которые проголосовал бы потребитель (и сократить производство других продуктов). Все решения о производстве будут приниматься административными органами, исходя из их представлений, что нужно и что не нужно производить. Таким образом, одних продуктов будет производиться больше, чем того хотели бы потребители, а других - меньше. Потребители, вероятно, окажутся менее удовлетворенными продуктами такого производства, чем в том случае, когда им было бы позволено, осуществляя свой суверенитет, самим влиять на производственные планы. Результатом ограничения свободы выбора будет структурный кризис в экономике и производство ради производства. 

Особенности потребительского спроса

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.

 

 

Функциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству.Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.

Эффект Веблена  – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

Спекулятивный спросвозникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спросэто незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека. 

Рациональность

Присмотримся же к поведению потребителя повнимательнее: почему потребитель покупает некоторые товары? Очевидно, эти товары удовлетворяют какие-то его потребности. Да, но почему из всех товаров он покупает именно эти товары и притом именно в таких количествах? Экономисты полагают, что потребитель выбирает некоторый "лучший" набор товаров из тех, что можно приобрести на его доход. "Лучший"? Но в каком смысле? Как можно сравнивать разные товары? Что, например, "лучше" - бутерброд с колбасой, булочка с изюмом, яблоко или чашка бульона? Понятно, что общего, универсального ответа на этот вопрос быть просто не может. Ответ зависит от обстоятельств и от вкусов выбирающего.

Заметим, что разные люди, имея одинаковый доход, тратят этот доход по-разному. Представьте, что у вас на руках миллион и подумайте, как бы вы свой миллион истратили. Предложите теперь этот вопрос вашим друзьям и знакомым - наверняка узнаете много интересного.

Так может ли потребитель в этих условиях выбрать какой-то лучший набор товаров? Экономическая теория предполагает, что может. Потребитель выбирает лучший со своей точки зрения набор товаров. Экономисты исходят из того, что не существует некой объективной шкалы, позволяющей определять, какой товар "лучше", а какой - "хуже". Но экономисты предполагают, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, а что меньше.

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.

Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность» (U - utility). Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748-1832).

Два основных подхода к определению полезности

1.      количественный (кардиналистский);

2.      порядковый (ординалистский).

Кардиналисткая (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIXв. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) -  ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности: TU=F(QA,QB,...,QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Однако практика требовала более реалистической теории спроса.

Во-первых, субъект не способен точно измерять предельные полезности и распределять спрос, не имея представления о ценах. Во-вторых, вырабатывая свою потребительскую стратегию, субъект оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов: насколько один потребительский набор для него полезнее другого потребительского набора.

Ординалисткая (порядковая) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик     Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор - меньшее удовлетворение, 3-й набор - еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Количественный подход: принцип убывающей предельной полезности

Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят:

1.      цены на товары;

2.      размеры потребительского бюджета.

Классическим примером множества ограниченных возможностей является меню в кафе. Допустим, вы захотели съесть на завтрак винегрет, но его не оказалось в меню. Зато среди представленных блюд есть ваше любимое - говяжьи сардельки. Но одна порция его стоит 3 руб., а ваш бюджет позволяет вам потратить не более 2 руб. В конце концов вы останавливаетесь на бутерброде с сыром и кофе.

Полезность блага (utilityofgood) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU - marginalutility). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU - totalutility). Тогда предельная полезность - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.

Почему с ростом потребления некоторого блага его предельная полезность убывает?

В конце прошлого века ряд экономистов, работавших независимо друг от друга (Джевонс, Менгер и др.), обосновали принцип убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага. Впервые этот принцип был сформулирован немецким экономистом в 1854г. и получил в дальнейшем название первого закона Госсена.

Представьте себе, что вы только что пришли из бани, предварительно хорошо напарившись, и вас мучает жажда. Вы с огромным наслаждением выпиваете первый стакан ароматного чая, который имеет для вас максимальную полезность, так как интенсивность потребности в этот момент самая высокая. Через пять минут вы выпиваете второй стакан чая. Он вам кажется замечательным, хотя принесенное им удовлетворение не идет ни в какое сравнение с наслаждением, доставленным первым стаканом. Из третьего стакана вы делаете несколько глотков и оставляете его не выпитым до конца, поскольку ваша жажда полностью утолена и, следовательно, полезность чая для вас упала до нуля. Более того, если вы будете продолжать пить чай, то его полезность для вас станет уже отрицательной.

Никто не изобрел еще измеритель полезности наподобие измерителя артериального давления. Поэтому в основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей. Если бы такой прибор существовал и, следовательно, потребитель был бы способен измерить в некоторых единицах (ютиль)удовлетворение от потребления определенного количества чая, то результаты его измерений выглядели бы примерно такими, как в данной таблице.

  

Объем потребления чая
(количество стаканов)
Q

Предельная
полезность
MU

Общая
полезность
TU

1

10

10

2

7

10+7=17

3

3

17+3=20

4

0

20+0=20

5

– 4

20-4=16

 

Вторая графа таблицы демонстрирует принцип убывания полезности. Здесь четко видна обратная зависимость между объемом потребления и предельной полезностью. Третья графа показывает, что общее удовлетворение потребителя (общая полезность) возрастает по мере увеличения количества благ, находящихся в его распоряжении.

Если мы предположим, что благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объемом блага и полезностью можно выразить на графике с помощью множества точек, которые образуют непрерывную линию. В этом случае предельная полезность есть производная функции общей полезности.

Если TU = f(Q), то . (Рис.1. )

 

              Рис.1.а) предельная полезность, б) общая полезность)

Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, так как полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает.

Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Отрицательное значение предельной полезности говорит о том, что благо приносит вред (отрезок на графике АВ).                        

Условия равновесия потребителя

Принцип убывания полезности лежит в основе создания ситуации равновесия потребителя. Допустим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности – А, В, С. Предельная полезность каждой потребности приведена в таблице.

Блага

Предельная

полезность

Цена

 

Взвешенная предельная полезность

 

(MU)

(P)

(MU/P)

А

100

10

10

В

80

4

20

С

45

3

15

 

Распределение денежных средств не оптимально, так как благо В, взвешенная предельная полезность которого равна 20 приносит наибольшую полезность. Потребитель может перераспределить свой бюджет, чтобы получить больше блага В, отказавшись от одной единицы  блага А. при этом предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В – понижаться.

Перераспределяя наш доход, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны.

Блага

Предельная

полезность

Цена

 

Взвешенная предельная полезность

 

(MU)

(P)

(MU/P)

А

150

10

15

В

60

4

15

С

45

3

15

 

 - условие равновесия потребителя

 

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируетсяв том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

, то и

 

 и т.д.

 

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых  благ равно соотношению их цен, то есть

MU1 : MU2 : …: MUn = P1 : P2 : … Pn .         

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

 = λ, где  λ - предельная полезность денег.

 

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi =Piλ.

 

Порядковый подход

Суть порядковой измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (количественный подход), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ, и не ставится вопрос о том, на сколько один набор предпочтительнее другого. В порядковой теории полезности утверждение «Hабор A предпочтительнее набора B» эквивалентно утверждению «Hабор A имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор B». Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:

  1.  Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.

Потребитель способен упорядочить альтернативные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов A и B потребитель может указать, что либо A > B (A предпочтительнее, чем B), либо B > A, либо A ~ B (A и B равноценны).

  1.  Аксиома транзитивности.

Если первый набор товаров сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим. Если A > B > C, или A ~ B > C, или A > B ~ C, то A > C. Если A ~ B ~ C, то A ~ C. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае поведение потребителя противоречиво. В связи с этим говорят, что «предпочтения свернулись в кольцо», то есть изменились вкусы.

  1.  Аксиома ненасыщения.

Если набор A содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор B, но какого-то товара больше, то набор A предпочтительнее. Подразумевается, что потребности в товарах и услугах не имеют насыщения, а посему - большее количество товара предпочитается меньшему.

  1.  Аксиома независимости потребителя.

Удовлетворение потребителя зависит только от количества благ им потребляемых и не зависит от потребления других потребителей. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (приобретается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание неизгладимого впечатления).

Функция полезности, определяемая на товарном наборе, как отношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, есть способ представления предпочтений потребителя. Функция полезности может включать сколько угодно переменных, но в экономической литературе используется двухпродуктовая модель U = f(Qx, Qy), где U - уровень полезности; Qx и Qy - количество товаров Х и Y; Qx и Qy - переменные факторы. К ней прибегают с целью использования графических методов, ограничивающих исследование двумерным пространством. Hо это неважно, так как полученные выводы могут быть распространены и на случай сколь угодно большого числа переменных.

Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия (впервые применены английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 г.).

Кривая безразличия

Кривая безразличия - график, каждая точка которого представляет такую комбинацию двух видов товаров (x и y), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

Допустим, что Х является молоком, а благо У – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (точка А), или съесть одну булочку, запив ее тремя стаканами молока (точка В) (Рис.2). Кривая безразличия представляет всё множество комбинаций молока и булочек, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя полезность.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия(Рис.3).

Свойства кривых безразличия:

1. Hаборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому - предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. Это вытекает из предположения, что большее количество благ предпочитается меньшему.

Рис.3U4>U3>U2>U1

2. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона, выпуклы относительно начала координат.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести только одну кривую безразличия.

 

                         Рис.2                                                        Рис.3                     

Зона замещения (субституции)участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. (Рис.2) Переходя от A к B, потребитель сокращает потребление товара Y на y = -2 в обмен на увеличение товара X на x = 2 единицы, но общий уровень удовлетворения потребителя остается неизменным. Взаимная замена благ Х и У имеет смысл только в пределах отрезка АВ. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

Предельной нормой замены благом X блага Y (MRSxy - marginalrateofsubstitution) называется количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился.

Если перейдем к бесконечно малым изменениям (приблизим точку B к точке A), то

,  где U = const.

В этом случае MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке A или производной в точке касания. Знак минус означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, то есть положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Это является дополнительным доказательством того, что касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона.

Если потребитель при выборе другого набора желает остаться на той же кривой безразличия, то прирост полезности от добавленного Qx должен быть равен потере полезности от изъятого Qy, то есть:

Qx · MUx = - Qy · MUx => = MRSxy

 

Значит, предельная норма замены благом X блага Yможет рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y. Поскольку MUx уменьшается по мере замены товаром X товара Y, а MUy соответственно, увеличивается, отношение MUx/MUy, равное MRSxy, уменьшается. Это проявляется на графике в убывании углового коэффициента наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия и объясняет ее вогнутый характер. Последнее означает, что в окрестности любой своей точки она находится выше касательной, проведенной к этой точке.

Из вышеизложенного вытекает еще одно замечание. Уменьшающаяся предельная норма замены в порядковой теории имеет тот же смысл, что и убывающая предельная полезность в количественной теории. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в ютилах, а в первом - объемом другого товара, от которого потребитель готов отказаться.

Бюджетная линия                      

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение(линия цен, прямая расходов).

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров x и y в количествах Qx и Qy и по ценам Px и Py, то бюджетное ограничение может быть записано так: I = PxQx + PyQy. Решив это уравнение относительно Qy, мы получим уравнение бюджетной линии:

 

Бюджетная линия показывает максимальное число комбинаций благ, которые потребитель может себе позволить при его заданном доходе и ценах, которые он должен платить.

Соотношение цен товаров   определяет наклон бюджетной линии, а отношение     указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y.

Положение бюджетной линии определяется двумя точками А, В. Предположим, что на покупку фруктов еженедельно выделяется 5 рублей (I=5). Одно яблоко стоит 50 копеек, а банан - 1 рубль. Какие же комбинации яблок и бананов могут быть куплены при бюджете 5руб. в неделю (Рис.4)?

Если бы потребитель все деньги истратил на бананы, то он приобрел бы их в количестве 5 штук. I:1=5(шт)

Если бы весь доход был истрачен на яблоки, то их было бы куплено 10 штук. I:0,5=10 (шт)

Отложим количество бананов на оси абсцисс, количество яблок - на оси ординат, соединим эти точки между собой и тем самым получим графическое изображение бюджетной прямой (прямой цен или прямой расходов). Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно 5 рублей. Все точки между точками А и В описывают альтернативные комбинации двух товаров. (точки С, D,E) Наборы, представленные точками ниже бюджетной линии, обойдутся потребителю дешевле (набор F стоит I=1*1+3*0,5=2,5).

Товарные наборы, соответствующие точкам, расположенным выше бюджетной линии, будут недоступны для потребителя в силу ограниченности его бюджета (набор G стоит I=3*1+5*0,5=5,5).

 

                                                       

                                                                      Рис.4

Бюджетная линия может смещаться в том или ином направлении:

1.      если равновесная цена неизменна, а доходы растут, то линия сместится вверх и вправо;

2.      если доходы неизменны, а изменяется равновесная цена в одной и той же пропорции, то линия сместится вниз и влево;

3.      если равновесная цена уменьшается, то линия сдвигается вверх и вправо.

Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

Совместим карту безразличия и бюджетную линию в одной системе координат.

Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:

1.  потратить весь доход. Поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии. Hаборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам;

2.  занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Hаборы B1 и B3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора B1 к набору B2 потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность. (Рис.5.)

Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия.  В точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.

                                                    

                                                                              Рис.5.

При наложении бюджетной линии и кривой безразличия возможны три варианта:

1.   бюджетная линия пересекает кривую безразличия в двух точках  В1 и В3 (Рис.5.), или кривая полностью лежит внутри треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат. В этом случае потребитель имеет возможность увеличить уровень своего потребления.

2. кривая безразличия касается бюджетной линии в точке В2 (Рис.5.). В этом случае потребитель получает максимальную полезность;

3. кривая безразличия лежит за пределами треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат.  (Рис.5.). В этом случае потребитель не может удовлетворить свои потребности.

 Равновесие потребителя(Рис.5.), называется внутренним, поскольку точка оптимума B2 лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Hо бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия (Рис.6).

Hа рисунке (Рис.6. а) оптимум потребителя достигается в точке M, поскольку в предложенном варианте MRSxyPx/Py. Обратная ситуация изображена на рисунке (Рис.6. б), поскольку здесь MRSxyPx/Py и, значит, оптимальное решение находится в точке N. Таким образом, угловое решение в порядковой теории полезности предполагает покупку только одного вида товара. В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком. Итак, при заданном доходе и ценах потребитель выбирает на бюджетной линии точку, которая принадлежит самой удаленной от начала координат и, следовательно, самой полезной с учетом бюджетного ограничения кривой безразличия. При переходе от мгновенного к короткому периоду, а от него к длительному возрастает вероятность изменения дохода и цен.

 

                                                                                    Рис.6

 

Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»

Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода - ситуация обратная.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то мы получим кривую «доход - потребление», или кривая уровня жизникоторая обозначается английскими буквами IEP (IncomeExpantionPath) или ICC (IncomeConsumptionCurse). (Рис.7.) Линия IEP представляет множество всех оптимальных наборов (E, E', E") при изменении дохода потребителя (I<I'<I") и неизменном соотношении цен (Px/Py = const). В нашем случае линия IEP имеет положительный наклон, поскольку оба товара являются супериорными, то есть с ростом дохода возрастает и их потребление.

 

                          

                                                                               Рис.7.

Бывают и другие ситуации, когда с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого сокращается (Рис.8). Линия IEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным, то есть с ростом дохода потребление этого товара снижается.

 

 

                                                                  Рис.8.

 

Кривая Энгеля

Hа основании линии «доход - потребление» можно построитькривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

Для супериорных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон, но здесь возможны два варианта:

1) с увеличением дохода возрастает угол наклона кривой, что свидетельствует о сокращении дополнительных приобретений товара (Рис.9.а). Такой характер кривой типичен для продуктов питания;

 2) с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, так как возрастают дополнительные приобретения товара (Рис.9.б). В качестве такого товара могут выступать предметы роскоши, медицинские услуги, образование, отдых, туризм.

 

                                                                               Рис.9.

Возможна ситуация, когда товар при достижении определенного уровня дохода превращается из супериорного в инфериорный. Обычно с ростом дохода, например, потребитель начинает отказываться от изделий из кожезаменителей, предпочитая натуральную кожу (Рис.10.). Товар X (сумка из кожезаменителя) - супериорный при доходе меньше, чем I1, и инфериорный - при доходе больше I1.

Hа практике нас чаще интересуют расходы на агрегированные группы товаров - продовольственные, непродовольственные, услуги и т. д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую расходы на ту или иную группу товаров в зависимости от уровня дохода покупателя. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.

 

Рис.10.

Кривые Энгеля в современной интерпретации (влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов) (Рис.11.)

 

 

                                  Рис.11. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

 

Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»

Изменение цены на один из товаров при фиксированном доходе ведет к изменению угла наклона бюджетной линии (поворот бюджетной линии), поскольку меняется соотношение цен на товары. Если цена на товар X последовательно снижается (повышается), то каждому значению цены этого товара соответствует своя бюджетная линия. Каждая бюджетная линия касается какой-нибудь кривой безразличия. Все точки касания представляют собойлинию «цена - потребление», которая обозначается английскими буквами PEP (PriceExpantionParth). HаРис.12. показан поворот бюджетной линии при последовательном снижении цены на товар X с Px до Px", а также построена линия PEP. Hа отрезке от E0 до E1 при снижении цены с Px до Px' увеличение потребления товара X происходит за счет уменьшения потребления товара Y. Угол наклона на этом интервале отрицательный. При дальнейшем снижении цены потребитель становится в состоянии увеличить не только потребление товара X, но и потребление товара Y, о чем свидетельствует положительный наклон кривой PEP на отрезке правее E1. В дальнейшем, когда цена товара X становится совсем маленькой, большая часть дохода потребителя тратится на покупку товара Y. Это показано на графике в приближении линии PEP к пунктирной линии, отражающей максимальное количество товара Y, которое может приобрести потребитель на свой доход.

 

 

                                                                                  Рис.12.

Hа основании кривой PEP можно построитьлинию индивидуального спроса на товар Xкак функцию от его цены (Рис.13.).

Для этого надо из точек потребительского оптимума E1 и E2 опустить перпендикуляры на ось абсцисс нижележащего графика, а на оси ординат отложить соответствующие значения цен товара X.

                                                                                Рис.13.

 

Эффект замены и эффект дохода

Теперь рассмотрим более подробно реакцию потребителя на снижение цены товара при неизменности цен прочих товаров и дохода потребителя. Пусть фруктовый набор включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена на хурму снизилась.

Это приведет:

1.  к росту покупательной способности потребителя или, другими словами, к росту его реального дохода. Он сможет приобрести прежний набор фруктов, который ранее был для него оптимален, за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увеличить закупки обоих видов благ;

2.  к увеличению потребления хурмы и уменьшению потребления апельсинов, так как потребитель будет замещать относительно подорожавшие апельсины относительно подешевевшей хурмой.

Эти два процесса происходят одновременно и их трудно отделить один от другого. Первый процесс получил название эффекта дохода, а второй - эффекта замены.

Под эффектом дохода понимается изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода, а эффект замены означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода принадлежит российскому экономисту и математику Е.Е.Слуцкому, опубликовавшему в 1915 г. в итальянском журнале статью по этому поводу. Hо эта статья осталась для мировой науки незамеченной. Только благодаря работам Хикса и Аллена, опубликованным значительно позднее, мир ознакомился с решением этой проблемы.

Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. А у Слуцкого - лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

Рассмотрим графическую модель разложения общего эффекта изменения цены на эффект замещения и эффект дохода по версии Дж.Хикса(Рис.14.).

Рис.14.

Пусть KL - исходная бюджетная линия. Ей соответствует исходная равновесная точка потребителя Q0. Количество потребляемой хурмы (товар X) в точке Q0 равно x0. Снижение цены на хурму приведет к повороту бюджетной линии и она займет положение KL1, которой соответствует новая равновесная точка Q1. Количество потребляемой хурмы в точке Q1 равно x1. Реальное увеличение потребления хурмы в результате снижения ее цены составит x1 - x0. Этот отрезок надо разделить на две части, чтобы показать, какая его часть связана с эффектом замены, а какая - с эффектом дохода.

Хикс определяет, каким должен быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого он строит вспомогательную бюджетную линию K'L' (линия Хикса), которая параллельна новой бюджетной линии KL1 и одновременно является касательной к исходной кривой безразличия i0 в точке Q2. Количество потребляемой хурмы в точке Q2 равно x2. Поскольку K'L' отражает новое соотношение цен и в то же время наборы фруктов Q0 и Q2 обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения (находятся на одной кривой безразличия), то увеличение потребления хурмы, равное x2 - x0, представляет собой эффект замены.

Переход от точки вспомогательного оптимума Q2 к точке нового оптимума Q1 означает рост потребления и апельсинов, и хурмы. При этом увеличение спроса на хурму происходит исключительно в силу роста реального дохода, поскольку оба оптимума (Q2 и Q1) характеризуются одинаковым соотношением цен товаров.

Подход Е.Слуцкого к проблеме разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода существенно отличается от подхода Дж.Хикса(Рис.15.).

Слуцкий определяет, каким должен быть денежный доход потребителя, который обеспечил бы ему возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения. Для этого надо через точку Q0 провести вспомогательную бюджетную линию K'L' (линия Слуцкого), параллельную новой бюджетной линии KL1. Линия Слуцкого окажется касательной к более высокой, чем i0, кривой безразличия i' в точке Q2. Поскольку Q0 и Q2 принадлежат одной бюджетной линии K'L', то реальный доход по Слуцкому остается неизменным. Hо так как K'L' параллельна KL1, то она тоже отражает новое соотношение цен на хурму и апельсины. Значит, увеличение потребления хурмы, равное x2 - x0, - есть эффект замены.

Рис.15.

Hовая равновесная точка Q1 принадлежит более высокой бюджетной линии, чем точка вспомогательного оптимума Q2. Hо в то же время соотношение цен на хурму и апельсины в точках Q1 и Q2 одинаково. Следовательно, увеличение потребления хурмы, равное x1 - x2, есть эффект дохода.

Сравнив два подхода к решению проблемы, можно сделать следующие выводы.

1. линия Слуцкого всегда выше линии Хикса, так как первая является секущей к исходной кривой безразличия, а вторая - касательной к ней. Поэтому эффект замещения по Слуцкому всегда больше эффекта замещения по Хиксу, а эффект дохода по Слуцкому всегда меньше эффекта дохода по Хиксу;

2. метод Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого этого не требует и позволяет дать количественное решение задачи на основе наблюдаемых и регистрируемых фактов поведения потребителя на рынке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16973. Використовування псевдонімів для імен таблиць. Підзапит 72.5 KB
  Практична робота №15 Тема: Використовування псевдонімів для імен таблиць. Підзапит. Мета: Навчитися використовувати підзапити в SQL; використовування псевдонімів для імен таблиць. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною системою Windows система уп...
16974. Внесення змін в базу даних 52.5 KB
  Практична робота №16 Тема: Внесення змін в базу даних. Мета: Навчитися вносити зміни в базу даних використовуючи команди INSERT UPDATE DELETE. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною системою Windows система управління базами даних Access або Ms SQL Server. ...
16975. Використовування операторів EXISTS, ANY, ALL, і SOME 73 KB
  Практична робота №17 Тема: Використовування операторів EXISTS ANY ALL і SOME. Мета: Навчитися складати підзапити використовуючи спеціальні оператори EXISTS ANY ALL і SOME як аргументи підзапитів. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною системою Windows сис
16976. Способи створення баз даних операторами DDL 52.5 KB
  Практична робота №18 Тема: Способи створення баз даних операторами DDL. Мета: Навчитися створювати бази даних додавати і видаляти атрибути за допомогою операторів DDL. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною системою Windows система управління баз...
16977. Облік майна по матеріально-відповідальних особах 74.5 KB
  Практична робота №19-24 Тема: Індивідуальне завдання. Дослідження предметної області. Мета: Ознайомиться з предметною областью та дослідити її. Обладнання: Персональний компютер з встановленою операційною системою Windows система управління базами даних Access або Ms SQL ...
16978. ВИДЫ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТУ 39.5 KB
  ДОКЛАД по ВПЗ на тему: ВИДЫ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТУ Виды подключения к Интернету В настоящее время известны следующие способы доступа в Интернет: 1. DialUp когда компьютер пользователя подключается к серверу провайдера используя телефон– коммутируемый досту
16980. Выбираем способ подключения к сети Интернет 51.5 KB
  Выбираем способ подключения к сети Интернет Рано или поздно каждый обладатель домашнего компьютера задумывается о его подключении к сети Интернет. Ради общения с другими людьми скачивания необходимой информации и так далее. В этот момент перед пользователем встаёт в
16981. Елементарні обчислення в Maple 272.5 KB
  артошик Практична робота №27. Тема: Елементарні обчислення в Maple. Мета: Навчитися виконувати в пакеті Maple такі елементарні дії як спрощення виразів розкриття дужок розкладання на множники знаходження коефіцієнтів полінома. Обладнання: ПК зі встановл