31123

Национальная экономика: цели и результаты развития

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Кризисы сопровождаются безработицей расстройством денежной системы банкротствами ухудшением жизни населения. Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы финансы населения и финансы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80 90 формируется за счет налогов с предприятий и населения. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения направленных на формирование доходной части государственного бюджета повышение эффективности функционирования всей национальной...

Русский

2013-08-25

26.72 KB

5 чел.

Тема 8. Национальная экономика: цели и результаты развития.

8.1. Понятие национальной  экономики

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д. Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль. В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

-стабильного роста национального объема производства;

-высокого и стабильного уровня занятости;

-стабильного уровня цен;

-поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования. Ими являются:

-фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

-денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

-политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

-внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы стали периодически повторяться, начиная с 1825 г. Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины и прежде всего денежно-кредитные потрясения.

Если периодичность обычных кризисов составляет 7 - 12 лет, коротких циклов 3 - 4 года, то длинные волны измеряются 40 - 60 годами. Последние связаны со структурным обновлением технологического способа производства.

Кризисы сопровождаются безработицей, расстройством денежной системы, банкротствами, ухудшением жизни населения. Наряду с теорией цикличности и в противовес ей суще-ствует теория экономического равновесия. Она получила развитие в трудах представителей классической науки (А. Смит, Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современных экономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление экономического равновесия и его поддержание, взаимную сбалансированность спроса и предложения, накопления и потребления, а также между производством средств производства и производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки экономических связей считается механизм свободной конкуренции.

8.2. Сущность и функции финансов

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства, и составляет финансы общества. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственные
финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80 - 90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2 % от ВНП.

8.3. Фискальная политика государства и ее влияния на объем национального производства

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 г. с нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. В основе этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с инфляцией и т.п.

В развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40 - 50 % годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические программы.

8.4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства

Теоретическое обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования экономики, основными элементами которой являются потребление, сбережение, инвестиции, т.е. модель совокупного спроса. Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на потребление, влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направление, что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть - на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода. Сбережения и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.

Но сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Сбережения - это возрастающая функция процента, а по Кейнсу, это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.
Рост
инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, т. е. инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости.
На макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста
национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения. Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, т.е. научно обоснованно.