31192

Основные понятия теории проектрования систем наблюдений 3D

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Поэтому такие системы наблюдений следует проектировать таким образом чтобы они по возможности обеспечивали достаточно равномерное покрытие всей площади работ регулярной сетью общих средних глубинных точек. В основе построения всех площадных систем наблюдений используются в качестве базовых элементов два понятия понятия о непродольном сейсмическом профиле и площадном распределении приемников и или источников Мешбей 1985; Потапов 1987. При работах на суше наиболее часто употребляются системы наблюдений использующие крестовые...

Русский

2013-08-25

48 KB

6 чел.

Основные понятия теории проектрования систем наблюдений 3D

Современные сейсморазведочные работы по технологии 3D, как правило, выполняются по методике многократных перекрытий. Поэтому такие системы наблюдений следует проектировать таким образом, чтобы они по возможности обеспечивали достаточно равномерное покрытие всей площади работ регулярной сетью общих средних (глубинных) точек.

В основе построения всех площадных систем наблюдений используются в качестве базовых элементов два понятия - понятия о непродольном сейсмическом профиле и площадном распределении приемников и/или источников (Мешбей, 1985; Потапов, 1987). Сейсмические наблюдения на базе использования технологии непродольного профиля при площадных съемках могут быть реализованы по одному из трех вариантов: крестовая расстановка,

L-образная расстановка, Т-образная расстановка. При работах на суше наиболее часто употребляются системы наблюдений, использующие крестовые

расстановки.

Площадное распределение приемников и/или источников в форме произвольного или упорядоченного их расположения на площади исследований используется в практике работ сравнительно редко.

Все возможные площадные системы наблюдений можно условно разделить на две категории:

-регулярные площадные системы наблюдений;

- нерегулярные площадные системы наблюдений.

Регулярные площадные системы наблюдений применяются в сравнительно благоприятных поверхностных условиях. В этих условиях равномерное распределение общих средних (глубинных) точек по участку исследований можно легко достигнуть, если имеется возможность равномерного размещения по площади работ линий источников и приемников, например, по прямоугольной или квадратной сети. Регулярные площадные системы наблюдений и приемников, например, по прямоугольной или квадрат в зависимости от характера исполнения полевых работ подразделяются на два вида:

-равномерные регулярные площадные,

-у прощенные регулярные площадные.

Нерегулярные площадные системы наблюдений применяют в трудных физико-географических условиях проведения наземных полевых работ: горные условия, транзитные зоны суша—море, высокая урбанизация территории и т. п.

Регулярные   площадные   системы наблюдений в настоящее время в практике работ наиболее употребительны. Пусть имеется крестовая расстановка, на которой по линии наблюдений размещены 24 приемных канала.

На непродольном профиле, проходящем между 12-м и 13-

м каналами, равномерно размещены 24 пункта возбуждения колебаний. Площадная система наблюдений, которая создана на основе использования

крестовой расстановки данной структуры, обеспечивает получение выборок трасс по ОСТ для целого ряда точек площади исследований. Если шаг

источников dу и сейсмоприемников dх по линиям профилей одинаков, а сигналы, возбуждаемые каждым источником, принимаются всеми сейсмоприемниками, то в результате выполнения работ на этой крестовой расстановке первоначально

формируется поле 576 средних точек (24 х 24 =576). Площадь, занятая точками ОСТ, в этом случае представляет собой прямоугольник. Стороны этого прямоугольника равны: по оси ОХ— половине длины базы приема, а по оси ОУ - половине длины базы возбуждения. Если последовательно смещать расстановку и пересекающую ее линию источников вдоль оси ОХ на шаг Ах и повторять весь процесс регистрации, то в результате будет достигнуто 12-кратное перекрытие площади, занятой точками ОСТ.

На основе изложенных предварительных сведений об основных элементах регулярных площадных систем наблюдений легко понять смысл терминов, описывающих остальные элементы реальных систем наблюдений.

Направление линии расположения сейсмоприемников (Receiver line) принято называть продольным направлением (в англоязычной литературе –in-line). Это направление будем отождествлять с направлением оси ОХ. Конкретную линию расположения сейсмоприемников всегда будем называть линией пунктов приема - ЛПП. Расстояние между соседними линиями пунктов приема (дельта ЛПП) принято обозначать

RLI (Receiver line interval). При этом расстояние между сейсмоприемниками (между центрами групп) в направлении продольного профиля обозначается как - RI (Receiver interval) = dX, а общее число центров групп сейсмоприемников в действующей линии приема - Nx. Направление линий расположения источников колебаний (Source line) принято называть поперечным направлением (cross- line). Это направление будем отождествлять с

направлением оси ОУ. Конкретную линию, на которой располагаются пункты

возбуждения колебаний, будем называть линией пунктов возбуждения - ЛПВ.

Расстояние между соседними линиями пунктов возбуждения (dЛПВ) принято

обозначать - SLI(Source line interval), интервал между источниками в направлении профиля возбуждения – SI (Source interval) - dy.

Группой сейсмоприемпикое - шаблоном   (Tетр1а1е)   называют совокупность    сейсмоприемников, расположенных на нескольких линиях приема, и связанные с ней пункты возбуждения, работа которых должна быть зарегистрирована без всякого перемещения этих сейсмоприемников. Для регулярныхсистем наблюдений, построенных на использовании крестовой расстановки,  группа сейсмоприемников образует прямоугольник, состоящий из нескольких параллельных приемных линий  и одной или нескольких линий возбуждения, находящихся внутри этого прямоугольника. Общее число приемных линий в шаблоне (или, что то же самое, число приемников в направлении линий источников) будем обозначать через Nу. Это число определяет размер группы в направлении линий источников. Длина приемных линий в шаблоне Lx , как правило, меньше (в предельном варианте равна) длины участка исследований в направлении приемных линий и определяется числом активных каналов на приемной линии. Размер шаблона определяется величинами Lx и Ly. Для равномерного покрытия участка съемки общими средними точками с заданной краттью группа сейсмоприемников должна перемещаться на площади по специальной технологии либо с "перекрытием линий приема", либо с "перекрытием линий источников".

Единичной ячейкой (unit cell) - клеткой- принято называть участок съемки, ограниченный двумя соседними профилями расположения источников и двумя соседними приемными профилями. Максимальное расстояние "источник—приемник" Xmax зависит от размеров группы сейсмоприемников и от вида применяемой системы наблюдений. Для фланговых систем наблюдений оно равно длине диагонали группы сейсмоприемников. Численное значение величины Xmax выбирается в зависимости от требуемой глубины исследований в данном геологическом разрезе.

Наибольший минимальный вынос Хmin  — это максимальное расстояние от источника до приемника в единичной клетке. Линия, соответствующая этому расстоянию, проходит через общую среднюю точку в центре единичной ячейки. Данный параметр Xmin системы наблюдений определяется (контролируется) глубиной залегания самого неглубоко залегающего опорного отражающего горизонта. При проектировании регулярных площадных систем в целях получения количественных оценок степени равномерности покрытия всей площади исследований общими средними точками, широко используется понятие бина. Бином обычно называют прямоугольный участок площади съемки, имеющий по осям ОХ и ОУ соответственно размеры:

Bx=m(SI/2)=m(dx/2)

By=n(RI/2)=n(dy/2)

Где  m,n- целые числа, больше или равные единице. Все средние точки, которые попадают во внутрь этого участка (бина), считаются принадлежащими одной и той же общей средней точке — ОСТ. Количество попавших общих средних точек в любой заданный бин принято называть кратностью наблюдений fold.  Размер бина определяют исходя из целей разведки, требуемой пространственной разрешенности съемки и экономических соображений. Обычно используют прямоугольные (квадратные) бины с размером сторон от 25 до 200 м. Наиболее часто используются бины размером 25*50 м или 50*50 м. В отдельных случаях в процессе обработки группу соседних бинов объединяют в один бин больших размеров, который принято называть супербином.

Апертурой (площадью) миграции (migration apron) называют дополнительный

участок, который добавляется к основной площади съемки для обеспечения проведения качественной трехмерной миграции. Зона набора кратности и площадь миграции могут частично перекрываться.  

Зоной набора кратности fold taper— клин кратности) принято называть дополнительную полосу по границам участка исследований, которую нужно добавить к участку съемки, чтобы получить полную проектную кратность наблюдений в границах съемки.

Полосой (swath) называют участок съемки, образованный передвижением шаблона в направлении in-line или cross-line в границах площади съемки Количество полос, подлежащих отработке, определяется размером участка в направлении, перпендикулярном направлению передвижения шаблона.

Длина полосы равна размеру участка в направлении передвижения шаблона.

Плотность пунктов возбуждения (SD-source density) - это число ПВ, приходящихся на один квадратный километр съемки. Зависит от величин SLI и SI. В значительной мере определяет кратность съемки и, как следствие, стоимость работ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38231. Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы 111 KB
  Сущность и эволюция маркетинга. Изучение маркетинга позволяет сделать максимально правильный выбор целевого рынка. Самой главной целью маркетинга является: поставить производимый товар или услугу вне конкуренции. Без маркетинга работа предприятия практически невозможна.
38232. Теория маркетинга. Сбытовая политика предприятия 394.5 KB
  Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Анализ маркетинговой среды: определение ёмкости рынка прогнозирование величины спроса проведение маркетинговых исследований выбор целевого сегмента и определение его профиля позиционирование товара и фирмы в целом. Разработка товарной политики: разработка новых товаров управление товарным ассортиментом разработка дизайна и качественных характеристик товара разработка упаковки и товарной марки определение комплекса дополнительных услуг. Применяется когда реальные...
38233. Организация маркетинга на предприятии, организационный механизм 62.5 KB
  Организационный механизм – маркетинговое подразделение предприятия а управленческий – разрабатываемый им план маркетинга который является составной частью бизнес-плана. Функциональная служба маркетинга включает в себя отделы где сотрудники специализируются на выполнении одной определённой функции маркетинга. Товарная служба маркетинга характеризуется те что служба состоит из отдела которая осуществляет деятельность по определённому товару группе товаров.
38234. Анализ маркетинговой среды 109.5 KB
  Видовые конкуренты – это прочие разновидности того же товара способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Конкуренты марки – это разные марки одного и того же товара способные удовлетворить его желание. В данном случае разновидностями товара будут трех пяти и десятискоростные велосипеды. расположите по определённым характеристикам характеристики товара при его покупке.
38235. Товарная политика предприятия 82 KB
  Товары в зависимости от цели покупки и категории покупателя разделяют на потребительские и промышленные. Потребительские товары – товары которые покупаются физическими лицами для личного некоммерческого потребления. Товары произведенотехнического назначения промышленные – товары которые приобретаются предприятиями и организациями для промышленного потребления т. Потребительские товары делятся на группы виды в зависимости от покупательского поведения при их покупке: 1.
38236. Экономическая теория, ответы к экзамену 424.5 KB
  Можно сказать что экономическая наука явилась теоретическим отражением сути капитализма противоречивых явлений жизни людей разделенных на классы когда торжество идей свободы равенства и братства сочеталось с бременем наемного труда. В начальный период возникновения рынка они преимущественно приравнивали друг к другу результаты своего труда продукты созданные их руками или непосредственно полученные у природы и по праву им принадлежащие. В этих условиях основой соизмерения определяющей величину стоимости ценности этих вещей...
38237. Ценовая политика предприятия 68.5 KB
  На значение цены оказывают влияние многочисленные факторы которые можно разделить на внутренние и внешние. Здесь определяют нижнюю границу цены. Спрос – определяется верхнюю границу цены чувствительности потребителей цен определяется с помощью показателя ценовой эластичности спроса. Расчёт дуговой эластичности Ер Q – объёмы продаж P – цена ΔQ – изменение спроса ΔP – изменение цены ΔQ = Q2 – Q1 Знак при коэффициенте эластичности показывает тип связи между данными величинами: ценой и спросом а именно: указывает на прямую зависимость а...
38238. Сбытовая политика предприятия 59 KB
  Каналы распределения Сбытовая деятельность – совокупность операций связанных с реализацией товаров: выбор посредников налаживание контактов с покупателем управление сбытовыми запасами транспортировка товаров заключение договоров на реализацию. Сбытовые агенты лица представляющие интересы определенных производителей при сбыте их товаров. Последние занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии и получают вознаграждение от продавцов и покупателей. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех...
38239. Маркетинговая коммуникативная политика 107.5 KB
  Телевидение Большой охват сочетание цвета звука изображения; возможность показать товар в действии; избирательность аудитории; чувственное воздействие Высокая стоимость mx из всех навязчивость; перегруженность рекламой; мимолетность рекламного контакта 2. ΔП – прирост среднесуточного товарооборота R – рентабельность рекламируемой продукции З – затраты на рекламную компанию Психология цвета и символов в рекламе Согласно результатам полученным в ходе многочисленных психологических эксперементов учеными был сделан вывод что цвет...