31192

Основные понятия теории проектрования систем наблюдений 3D

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Поэтому такие системы наблюдений следует проектировать таким образом чтобы они по возможности обеспечивали достаточно равномерное покрытие всей площади работ регулярной сетью общих средних глубинных точек. В основе построения всех площадных систем наблюдений используются в качестве базовых элементов два понятия понятия о непродольном сейсмическом профиле и площадном распределении приемников и или источников Мешбей 1985; Потапов 1987. При работах на суше наиболее часто употребляются системы наблюдений использующие крестовые...

Русский

2013-08-25

48 KB

7 чел.

Основные понятия теории проектрования систем наблюдений 3D

Современные сейсморазведочные работы по технологии 3D, как правило, выполняются по методике многократных перекрытий. Поэтому такие системы наблюдений следует проектировать таким образом, чтобы они по возможности обеспечивали достаточно равномерное покрытие всей площади работ регулярной сетью общих средних (глубинных) точек.

В основе построения всех площадных систем наблюдений используются в качестве базовых элементов два понятия - понятия о непродольном сейсмическом профиле и площадном распределении приемников и/или источников (Мешбей, 1985; Потапов, 1987). Сейсмические наблюдения на базе использования технологии непродольного профиля при площадных съемках могут быть реализованы по одному из трех вариантов: крестовая расстановка,

L-образная расстановка, Т-образная расстановка. При работах на суше наиболее часто употребляются системы наблюдений, использующие крестовые

расстановки.

Площадное распределение приемников и/или источников в форме произвольного или упорядоченного их расположения на площади исследований используется в практике работ сравнительно редко.

Все возможные площадные системы наблюдений можно условно разделить на две категории:

-регулярные площадные системы наблюдений;

- нерегулярные площадные системы наблюдений.

Регулярные площадные системы наблюдений применяются в сравнительно благоприятных поверхностных условиях. В этих условиях равномерное распределение общих средних (глубинных) точек по участку исследований можно легко достигнуть, если имеется возможность равномерного размещения по площади работ линий источников и приемников, например, по прямоугольной или квадратной сети. Регулярные площадные системы наблюдений и приемников, например, по прямоугольной или квадрат в зависимости от характера исполнения полевых работ подразделяются на два вида:

-равномерные регулярные площадные,

-у прощенные регулярные площадные.

Нерегулярные площадные системы наблюдений применяют в трудных физико-географических условиях проведения наземных полевых работ: горные условия, транзитные зоны суша—море, высокая урбанизация территории и т. п.

Регулярные   площадные   системы наблюдений в настоящее время в практике работ наиболее употребительны. Пусть имеется крестовая расстановка, на которой по линии наблюдений размещены 24 приемных канала.

На непродольном профиле, проходящем между 12-м и 13-

м каналами, равномерно размещены 24 пункта возбуждения колебаний. Площадная система наблюдений, которая создана на основе использования

крестовой расстановки данной структуры, обеспечивает получение выборок трасс по ОСТ для целого ряда точек площади исследований. Если шаг

источников dу и сейсмоприемников dх по линиям профилей одинаков, а сигналы, возбуждаемые каждым источником, принимаются всеми сейсмоприемниками, то в результате выполнения работ на этой крестовой расстановке первоначально

формируется поле 576 средних точек (24 х 24 =576). Площадь, занятая точками ОСТ, в этом случае представляет собой прямоугольник. Стороны этого прямоугольника равны: по оси ОХ— половине длины базы приема, а по оси ОУ - половине длины базы возбуждения. Если последовательно смещать расстановку и пересекающую ее линию источников вдоль оси ОХ на шаг Ах и повторять весь процесс регистрации, то в результате будет достигнуто 12-кратное перекрытие площади, занятой точками ОСТ.

На основе изложенных предварительных сведений об основных элементах регулярных площадных систем наблюдений легко понять смысл терминов, описывающих остальные элементы реальных систем наблюдений.

Направление линии расположения сейсмоприемников (Receiver line) принято называть продольным направлением (в англоязычной литературе –in-line). Это направление будем отождествлять с направлением оси ОХ. Конкретную линию расположения сейсмоприемников всегда будем называть линией пунктов приема - ЛПП. Расстояние между соседними линиями пунктов приема (дельта ЛПП) принято обозначать

RLI (Receiver line interval). При этом расстояние между сейсмоприемниками (между центрами групп) в направлении продольного профиля обозначается как - RI (Receiver interval) = dX, а общее число центров групп сейсмоприемников в действующей линии приема - Nx. Направление линий расположения источников колебаний (Source line) принято называть поперечным направлением (cross- line). Это направление будем отождествлять с

направлением оси ОУ. Конкретную линию, на которой располагаются пункты

возбуждения колебаний, будем называть линией пунктов возбуждения - ЛПВ.

Расстояние между соседними линиями пунктов возбуждения (dЛПВ) принято

обозначать - SLI(Source line interval), интервал между источниками в направлении профиля возбуждения – SI (Source interval) - dy.

Группой сейсмоприемпикое - шаблоном   (Tетр1а1е)   называют совокупность    сейсмоприемников, расположенных на нескольких линиях приема, и связанные с ней пункты возбуждения, работа которых должна быть зарегистрирована без всякого перемещения этих сейсмоприемников. Для регулярныхсистем наблюдений, построенных на использовании крестовой расстановки,  группа сейсмоприемников образует прямоугольник, состоящий из нескольких параллельных приемных линий  и одной или нескольких линий возбуждения, находящихся внутри этого прямоугольника. Общее число приемных линий в шаблоне (или, что то же самое, число приемников в направлении линий источников) будем обозначать через Nу. Это число определяет размер группы в направлении линий источников. Длина приемных линий в шаблоне Lx , как правило, меньше (в предельном варианте равна) длины участка исследований в направлении приемных линий и определяется числом активных каналов на приемной линии. Размер шаблона определяется величинами Lx и Ly. Для равномерного покрытия участка съемки общими средними точками с заданной краттью группа сейсмоприемников должна перемещаться на площади по специальной технологии либо с "перекрытием линий приема", либо с "перекрытием линий источников".

Единичной ячейкой (unit cell) - клеткой- принято называть участок съемки, ограниченный двумя соседними профилями расположения источников и двумя соседними приемными профилями. Максимальное расстояние "источник—приемник" Xmax зависит от размеров группы сейсмоприемников и от вида применяемой системы наблюдений. Для фланговых систем наблюдений оно равно длине диагонали группы сейсмоприемников. Численное значение величины Xmax выбирается в зависимости от требуемой глубины исследований в данном геологическом разрезе.

Наибольший минимальный вынос Хmin  — это максимальное расстояние от источника до приемника в единичной клетке. Линия, соответствующая этому расстоянию, проходит через общую среднюю точку в центре единичной ячейки. Данный параметр Xmin системы наблюдений определяется (контролируется) глубиной залегания самого неглубоко залегающего опорного отражающего горизонта. При проектировании регулярных площадных систем в целях получения количественных оценок степени равномерности покрытия всей площади исследований общими средними точками, широко используется понятие бина. Бином обычно называют прямоугольный участок площади съемки, имеющий по осям ОХ и ОУ соответственно размеры:

Bx=m(SI/2)=m(dx/2)

By=n(RI/2)=n(dy/2)

Где  m,n- целые числа, больше или равные единице. Все средние точки, которые попадают во внутрь этого участка (бина), считаются принадлежащими одной и той же общей средней точке — ОСТ. Количество попавших общих средних точек в любой заданный бин принято называть кратностью наблюдений fold.  Размер бина определяют исходя из целей разведки, требуемой пространственной разрешенности съемки и экономических соображений. Обычно используют прямоугольные (квадратные) бины с размером сторон от 25 до 200 м. Наиболее часто используются бины размером 25*50 м или 50*50 м. В отдельных случаях в процессе обработки группу соседних бинов объединяют в один бин больших размеров, который принято называть супербином.

Апертурой (площадью) миграции (migration apron) называют дополнительный

участок, который добавляется к основной площади съемки для обеспечения проведения качественной трехмерной миграции. Зона набора кратности и площадь миграции могут частично перекрываться.  

Зоной набора кратности fold taper— клин кратности) принято называть дополнительную полосу по границам участка исследований, которую нужно добавить к участку съемки, чтобы получить полную проектную кратность наблюдений в границах съемки.

Полосой (swath) называют участок съемки, образованный передвижением шаблона в направлении in-line или cross-line в границах площади съемки Количество полос, подлежащих отработке, определяется размером участка в направлении, перпендикулярном направлению передвижения шаблона.

Длина полосы равна размеру участка в направлении передвижения шаблона.

Плотность пунктов возбуждения (SD-source density) - это число ПВ, приходящихся на один квадратный километр съемки. Зависит от величин SLI и SI. В значительной мере определяет кратность съемки и, как следствие, стоимость работ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59761. Сценарій виховного заходу Бути українцем (за творчістю Василя Латанського) 88 KB
  ХІД УРОКУ Учитель. У Василя Григоровича щаслива учительська доля: він майстер своєї справи талановитий учитель-словесник відмінник освіти України.
59762. Літературна мандрівка місцями перебування Лесі Українки в Балаклаві 37.5 KB
  Наш край по праву вважають другою колискою таланту Лесі. Крим шанує ім’я однієї з найосвіченіших жінок світу митця з терновим вінком: ім’я Лесі носять вулиці бібліотеки кінотеатри; на Кримській землі встановлено стелу з персонажами Лісової пісні...
59763. День Святого Валентина – тематичне заняття в дошкільному закладі (старша група) 57 KB
  Мета: Виховувати любов до рідних, близьких; повагу до оточуючих людей; товариські і дружні почуття. Вчити дітей оцінювати вчинки товаришів. Формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди прийде на допомогу товаришу.
59764. Суспільно-політичне життя УРСР в 1985-1991 роках 40 KB
  Очікувані результати: після цього уроку учні зможуть аналізувати явища суспільнополітичного життя в зазначений період; характеризувати політику гласності лібералізації спроби провести політичні реформи зростання політичної активності населення; співставляти різні точки зору щодо процесів в роки перебудови в Україні та дає їм власну оцінку визначає вплив політичних процесів в роки перебудова на формування причин розпаду СРСР удосконалити навики роботи по створенню “асоціативного куща†презентації на задану тему сформувати і...
59766. Сполучені Штати Америки. Загальна характеристика 59.5 KB
  He was a seaman and made many sea voyages. In 1492 the King and the Queen of Spain gave him money to go to India. He decided to sail west as he was sure that our planet was round. And after sailing 4000 miles
59767. США в первой половине ХIХ века. Гражданская война в США 44 KB
  Цели: охарактеризовать особенности социально-экономического развития США раскрыть причины гражданской войны ознакомить учащихся с её ходом определить влияние личности А.Линкольна президентом...
59768. Адміністративний та державний устрій США. The White House and Its Dwellers 210.5 KB
  We have been studying America for 4 months already. We have learnt about geographical and economical peculiarities of the USA, about emblems, state system, cities of the USA.
59769. Доба «проспериті» у США. Прояви Великої Депресії. Економічні та соціальні засади «Нового курсу» Рузвельта 326.5 KB
  Тема уроку: Доба проспериті у США. Після уроку учні зможуть: пояснювати суть доби проспериті і нового курсу; називати основні події в США в період Великої Депресії аналізувати передумови світової кризи застосовувати та пояснювати поняття...