312

Особенности теории права. Подзаконные НПА субъектов Федерации

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Подзаконные НПА субъектов Федерации. Постановления главы субъекта. Удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь. Срок испытания при приеме на работу.

Русский

2012-11-17

135 KB

4 чел.

Ирина Владимировна Балакина

Лекция 1: Теория государства и права

Вопросы:

1) права;

2) понятие права

3) Сущность права

4) Признаки права

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений.

Сущность

Имеет

  1.  Общесоциальную сущность
  2.  Обеспечивает упорядоченность, организованность, стабильность и развитие социальных связей

Функции права:

  1.  Охранительная;
  2.  Регулятивно-статическая (обеспечивает закрепление и стабилизацию общественных отношений, что наиболее четко выражается при определении правового статуса различных субъектов правоотношения). Например, это полномочия органов государственной власти, конституционно-правовой статус человека и гражданина;
  3.  регулятивно-динамическая функция. Данная функция определяет, каким должно быть будущее поведение субъектов правоотношения.

Признаки права.

  1.  Нормативность права. Данный признак означает, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Нормативность права в наибольшее мере выражает функциональное назначение быть регулятором поведения людей и иных субъектов правоотношения;
  2.  Обеспеченность права возможностью государственного принуждения. Государственно принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель обязать правонарушителя к исполнению обязанностей в интересах пострадавшей стороны. И во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию;
  3.  Формальная определенность. Норма права официально закрепляются в законах и иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию (единообразное толкование обеспечивают высшие суды – Верховный, Арбитражный, Конституционный).
  4.  Системность права:

А) естественное право – состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественно права – это права человека, т.е. возможности, которые общество и государство способно обеспечить каждому гражданину;

Б) позитивное право – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания субъектов правоотношений;

В) субъективное право – это индивидуальная возможность на основе норм позитивного право и удовлетворяющее интересы и потребности его обладателя

Публичное и частное право

В странах романо-германской правовой системы применяется деление права на частное и публичное. Критерием определения публичного права выступает общий государственный интерес, предполагающий осуществление общественных целей и задач, а критерием определения частного права является особенный, частный интерес, предусматривающий реализацию целей отдельных лиц.

Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, а частное право регулирует отношения, базирующиеся на абсолютном равенстве сторон, субъектов правоотношения.

Понятие нормы права и структура нормы права

Норма право – общеобязательное правило поведения, действующее непрерывно во времени и в отношении неопределенного круга лиц, установленное и обеспеченное государством либо обществом, закрепленное и опубликованное в официальных источниках. Норма права призвана направлять, упорядочивать поведение субъектов правоотношения

Структура нормы права состоит из трех элементов:

  1.  Гипотеза. Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии которых реализуется норма права;
  2.  Диспозиция. Она содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения;
  3.  Санкция. Она указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Источники права

Основополагающим источником российского права является нормативно-правовой акт. НПА – это официальный документ, принятый специально уполномоченными органами либо должностными лицами, содержащий правило общеобязательного характера  (нормы права).

Конституция РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ст. 15 Конституции).

Федеральные конституционные законы. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией; например ФКЗ «О правительстве РФ», «О Конституционном суде», «О гербе», «О флаге», «О гимне». Данные законы принимаются квалифицированных большинством членов Совета Федерации (3/4 членов Совета Федерации 2/3 депутатов Государственной думы). В отношении ФКЗ Президент не имеет права вето.

Федеральные законы. Принимаются простым большинством голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.

Закон – это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый высшими представительными законодательными органами государственной власти и регулирующей наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные нормативные акты. Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов и как следствие не должны им противоречить. Указы Президента РФ, постановления правительства, ведомственные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции министерств).

Конституции, Уставы субъектов.

Акты субъектов РФ. Законы субъектов Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции), а также по предметам исключительного ведения субъектов (ст. 73 Конституции).

Подзаконные НПА субъектов Федерации. Постановления главы субъекта, постановления высшего исполнительного органа субъекта (постановление правительства Новосибирской области).

Акты муниципальных органов власти. Решения представительных органов муниципальных образований (решение Совета депутатов города Новосибирска).

Постановления исполнительной власти муниципального образования (постановление мэра города Новосибирска).

ДЗ: ГК ч.1., ТК не ранее 2006г. Семейный кодекс. Конституция. Порядок разработки и особенности принятия Конституции 1993 г. (Конституционное право России). Англо-саксонская правовая система и романа-германская правовая система (исторический аспект возникновения данных систем, источники права и сравнительный анализ данных правовых систем. См. учебник Теория государства и права).

Теория государства

Норма права

Механизм регулирования общественных отношений

  1.  Норма права
  2.  Нормативный акт
  3.  Акт реализации права
  4.  Юридический факт
  5.  Акт применения права

Понятие государства – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающее специальный аппаратом в целях осуществления управленческой и охранительной функции и способное предавать своим велениям общеобязательный характер.

Форма государства

Под формой государства понимают устройство высшей государственной власти (это форма правления (республика, монархия абсолютная, где монарх формирует законодательную и исполнительную власть, и дуалистическая монархия (Марокко, Иордания), где правительство формирует монарх, а законодательная власть избирается, конституционная монархия, где правительство формируется парламентом).

Республика: президентская (четкое разделение власти между президентом и парламентом, правительство формируется и возглавляется президентом, правительство не ответственно перед парламентом, парламент не имеет права объявлять вотум недоверия правительству, президент не имеет права роспуска парламента), парламентарная (президент выбирается парламентом) смешанная.

Территориальное устройство

Форма территориального устройства – это структура государства, соотношение государства как целого  и его составных частей. В мировом сообществе выделяют два основных вида территориального устройства – унитарное и федеративное.

Термин унитарный происходит из латыни, где означает единый слитный. Унитарное государство не имеет в своем составе  государственно-правовых образований (кроме политических автономий). Территория такого государства делится на административно-территориальные единицы, статус которых определяется центральной властью. Основными признаками унитарного государства являются: единая законодательная власть, единая исполнительная власть, единая конституция, единое законодательство, единое гражданство, деление на административные единицы, которые не имеют определенной политической и юридической самостоятельности (Италия, Испания, Великобритания, Норвегия).

Федерация- это государственный союз, составными частями которого являются территориальные образования, имеющие политическую и юридическую самостоятельность.

Признаки федерации: отсутствие права на выход из состава федерации в одностороннем порядке у субъекта федерации (отсутствие права на сецессию), территория федерации состоит из территорий субъектов федераций (83 в РФ), федерация имеет законодательную, исполнительную и судебные власти, полномочия которых распространяются на всей территории союзного государства, субъекты федерации имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, а также принимаемые ими самостоятельно конституции и уставы и законодательные акты, акты исполнительной власти; верховные суды федерации являются высшей судебной инстанцией для всех судов страны; двухпалатная структура федерального парламента; у субъектов имеются свои суды (Конституционные суды и уставные суды, мировые суды, все остальные – федеральные)

Конфедерация – союз суверенных государств, объединенных какой-либо общей целью.

Политический режим – это совокупность реальных методов или средств, при помощи которых осуществляется государственная власть в конкретном государстве.

Суды субъектов – конституционные (уставные) суды и мировые суды, остальные – федеральные.

ДЗ: разновидности режимов.

Лекция 2: Конституционное право.

Конституция РФ – основной закон государства. Конституция (от лат. установление или устройство). Исторически первой конституцией является Конституция США 1781 г. На европейском континенте первые конституции были приняты во Франции и Польше в 1791 г. В России – после Октябрьской революции в 1918 г.

Конституция – это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, устанавливающий основополагающие устои государственной и общественной жизни. В интересах граждан определенного государства. Наименование конституции (основного закона). Двойное наименование имели Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.

Закрепляя важные общественные отношения, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве раскрываются и детализируются абстрактные положения конституции. В отличие от обычных законов Конституция характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами: во-первых, в силу абстрактного содержания положений конституции она не подвержена постоянному изменению. В ныне действующей конституции были внесены изменения в декабре 2008 г. (срок полномочий президента изменен с 4 на 6 лет, срок полномочий Государственной думы - с 4 на 5, а также установлена непосредственная контрольная функция Государственной думы за действиями правительства); во-вторых, жесткая процедура по внесению в Конституцию изменений.

Структура Конституции.

Конституция 1993 г. состоит из двух разделов, из преамбулы, 9 глав.

Преамбула – часть конституции, не имеющая нормативного характера, но имеющая политическое значение.

Первый раздел составляет содержание Конституции.

1 глава называется «Основы конституционного строя» (нормы данной главы являются основополагающими для последующих норм Конституции, соответственно последующие нормы Конституции не должны противоречить нормам главы 1).

2 глава: «Права и свободы»

3 глава: «Федеративное устройство»

4 глава: «Президент РФ»

5 глава: «Федеральное собрание»

6 глава: « Правительство РФ»

7 глава: «Судебная власть»

8 глава: «Местное самоуправление»

9 глава: «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

2 раздел Конституции («Заключительные и переходные положения») направлен на регулирование переходного периода, связанного с принятием Конституции.

Пересмотр Конституции – пересмотру не могут быть подвергнуты главы 1, 2, 9.

Федеральное собрание не вправе изменять положения глав 1, 2, 9. Если возникла необходимость пересмотра указанных глав, с предложением по этому вопросу выступают субъекты конституционной инициативы: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Государственная дума, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, в этом случае созывается специальный орган, который называется Конституционным Собранием. Конституционное Собрание может принять решение о неизменности положений действующей конституции либо принять решение о разработке проекта новой конституции. Новая конституция принимается либо Конституционным Собранием, либо референдумом.

Поправки к положениям глав 3-8 Конституции.

Поправки принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции. Предложение о поправке вносятся в Государственную думу субъектами конституционной инициативы. Данный закон рассматривается Государственной думой в трех чтениях. Проект вышеназванного закона считается одобренным Государственной думой, если за его одобрение проголосовали не менее 2/3 от общего числа депутатов. Данный закон в течение 5 дней направляется в Совете Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее чем ¾ от общего числа членов Совета Федерации. Данный закон направляется к Президенту, а также в законодательные органы субъектов. Законодательные органы субъектов одобряют данный закон не менее чем 2/3 от общего числа субъектов РФ. И только после этого он подписывается Президентом и официально публикуется.

В статье 65 Конституции могут быть внесены изменение посредством федерального конституционного закона в случае образования в составе РФ нового субъекта, а также указом президента в случае изменения наименования субъекта на основании решения субъекта.

Лекция 3: Гражданское право

Понятие гражданского права как отрасли права.

Гражданское право как отрасль – совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих на началах равенства имущественные отношения и обеспечивающих защиту неимущественных отношений.

Гражданское законодательство определяет положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также иные имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Под имущественными отношениями понимаются отношения по приобретению и использованию вещей, прав и обязанностей по поводу вещей и иных материальных благ. Первыми среди имущественных отношений названы гражданским кодексом товарно-денежные отношения, составляющие основу экономики.

Классификация имущественных отношений:

  1.  Отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам, при этом принадлежность вещей юридически оформлена вещным правом, а принадлежность нематериальных благ товарного характера, главным образом результатов творческой деятельности, исключительно интеллектуальными правами;
  2.  Отношения, связанные с управлением имуществом организации юридических лиц;
  3.  Отношения по переходу имущества от одних лиц к другим, которые оформляются обязательственным правом, а также корпоративным правом (при реорганизации и ликвидации юридического лица) и наследственным правом в случае смерти наследодателя.

Ст. 1 ГК предусматривает личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (эти отношения вытекают из создания интеллектуальной собственности). Среди отношений, являющихся предметом гражданского права, называют также личные отношения, не связанные с имущественными (отношения по поводу жизни, чести, доброго имени).

Субъекты гражданских правоотношений.

Основными субъектами гражданских правоотношений являются граждане, юридические лица, также государство, субъекты федерации, муниципальные образования.

Гражданско-правовой статус гражданина включает:

- правоспособность;

- дееспособность;

- ограничение дееспособности;

- признание гражданина недееспособным;

- имя гражданина.

Гражданин как индивидуальный предприниматель.

Гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Государственную регистрацию обеспечивает Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Регистрация предпринимателя основывается на его заявлении и решении налогового органа и сопровождается включением данных о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Регистрация осуществляется по месту жительства предпринимателя. В течение 5 рабочих дней со дня предоставления всех необходимых документов соответственно гражданин получает статус индивидуального предпринимателя с момента внесения сведений о нем в ЕГРИП. Любая предпринимательская деятельность связана с риском и поэтому предприниматель, не способный удовлетворять требования кредиторов может быть признан банкротом. Основания и порядок признания его банкротом устанавливаются законом о банкротстве. Производство по делу о банкротстве является компетенцией арбитражных судов. Основанием для признания предпринимателя банкротом являются его неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Заявителем может быть сам предприниматель либо его кредиторы. Решение о признании предпринимателя банкротом принимается арбитражным судом. Требования кредиторов предпринимателя удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. Законом о банкротстве предусмотрена очередность удовлетворения требований кредитора. Вне очереди покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства. И только после этого удовлетворяются требования иных кредиторов.

Юридическое лицо – это организация, имеющая имущество на праве собственности, на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления, и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права. Юридическое лицо имеет организационную структуру, предполагающую наличие органов управления юридического лица и его структурных подразделений.

Порядок создания юридического лица.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах: хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, также государственные и муниципальные предприятия, действующие на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения. Коммерческая организация учреждается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Гражданско-правовой статус организации определяется ее учредительными документами, наименование которых зависит от организационно-правовой формы организации. К коммерческим организациям, которые действуют на основании учредительного договора, относятся хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества действуют на основании устава. Государственные и муниципальные предприятия также действуют на основании устава.

Коммерческая организация имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму. Помимо фирменного наименования индивидуализация коммерческой организации производится путем определения ее местонахождения, а также индивидуализации ее товаров или услуг. Организация считается созданной с момента внесения сведений о ней в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо может создавать филиалы и представительства, расположенные вне места нахождения юридического лица. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами – они действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений, а их руководители действуют на основании доверенности юридического лица. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавших их организаций.

Ликвидация организации.

Ликвидация может быть добровольной, которая осуществляется по решению учредителей; принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. В целях обеспечения интересов иных лиц при ликвидации юридического лица в письменной форме им сообщается о возможной ликвидации юридического лица, а также данная информация доводится до регистрирующего органа, который вносит в Единый государственный реестр сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации. Субъекты, принявшие решение о ликвидации, совместно с регистрирующим органом создают ликвидационную комиссию, а также определяют порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению юридическим лицом. Ликвидационная комиссия обязана выявить всех кредиторов организации и уведомить их о ликвидации. В уведомлении указываются порядок и сроки заявления кредиторами своих требований. Этот срок не может быть меньше 2 месяцев с момента публикации сведений о ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия обязана выявить всех должников и взыскивать с них задолженность. После истечения срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой организации, а также сведения о перечне предъявляемых кредиторами требований.

Промежуточный ликвидационный должен быть утвержден субъектом, принявшим решение о ликвидации. Соответствующий утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности у ликвидируемой организации средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия должна осуществить продажу имущества организации. Ликвидационная комиссия осуществляет выплату сумм кредиторам в порядке очередности,  установленной ст.64 ГК.

1 очередь – удовлетворение требований граждан, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровья, а также по компенсации морального вреда.

2 очередь – производятся расчеты по выплате заработной платы и выходных пособий с лицами, работающими по трудовому договору.

3 очередь – погашение задолженности в бюджет и внебюджетные фонды (Пенсионный, Фонд социального страхования).

4 очередь – производятся расчеты с иными кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

При ликвидации банков в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами данного банка. Если требование кредитора заявлено после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией, то оно удовлетворяется из стоимости имущества организации, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требований кредиторов, неудовлетворённые из-за недостаточности имущества организации, считаются погашенными. Ликвидация организации считается завершенной и организация прекращает свою деятельность после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Виды организационно-правовых форм юридических лиц.

ООО – общество с ограниченной ответственностью.

Статус данной организационно-правовой формы регламентируется ГК, а также федеральным законом «Об обществе с ограниченной ответственностью» (принят в 1998 г., последняя редакция от 2002 г.)

Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Участники общества не полностью оплатившие доли несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Общество вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников. В случае несостоятельности общества по вине его участников или же по вине иных лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания, на указанных участников или указанных иных лиц в случае недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.

Уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала не может быть менее 10 тыс. руб. Уставный капитал общества является определенным гарантом интересов его кредиторов.

Акционерные общества.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации акционерного общества, его правовые отношения определяются федеральным законом «Об акционерных обществах».

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих права участников общества. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытка в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми, что отражается в их уставе и фирменном наименовании. В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционера на покупку акций, отчуждаемых акционерами этого общества. Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпуск им акций.

Общество, акции которого распределены только среди его участников, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпуск им акций. Число акционеров ЗАО не может быть более 50. Акционеры пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Акционер ЗАО, намеренный продать свои акции третьим лицам, обязан в письменной форме уведомить об этом остальных акционеров общества и само общество, и в случае если ни общество, ни акционеры не воспользуются преимущественным правом покупки в течение 2 месяцев со дня такого извещения, то акции могут быть проданы третьим лицам..

Производственный кооператив.

Статус производственного кооператива регламентируется федеральным законом «О производственных кооперативах» от 1996 г, последняя редакция 2011 г.

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее 5 человек.

Учредительным документом кооператива является устав, который утверждается общим собранием членов кооператива. Государственная регистрация кооператива осуществляется в порядке, установленном законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Члены кооператива имеют право участвовать в производственной деятельности кооператива, избирать и быть избранными в наблюдательный совет, вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, получать долю прибыли от деятельности кооператива. Член кооператива обязан внести паевой взнос и участвовать в деятельности кооператива личным трудом. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива.

Хозяйственное товарищество

Хозяйственной товарищество – это договорное объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем(например, Иванов и Ко). Основным участником товарищества является полный товарищ, потому что полный товарищ несет неограниченную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, называется полным товариществом. Товарищество на вере (коммандитное товариществ) – состоит из двух категорий участников: полные товарищи и товарищи-вкладчики. Товарищи-вкладчики не несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, а несут риск убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Некоммерческие организации

Извлечение прибыли не является для некоммерческой организации основной целью, но некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, прибыль от которой не распределяется между участниками данных организаций, кроме потребительских кооперативов, поскольку это единственный вид некоммерческих организаций, в которых доходы от предпринимательской деятельности распределяются между ее членами. Также к некоммерческим организациям относятся финансируемые собственниками учреждения, религиозные организации, благотворительные фонды.

Сделки

Сделка – это действие субъектов гражданских правоотношений, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Признаки:

  1.  Правомерность (соблюдение условий действительности сделки) – это качественный субъектный состав; единство воли и волеизъявления, формы и содержания.
  2.  Волевой характер (внутренняя воля субъектов сделки и внешнее волеизъявление). Воля – внутреннее намерение субъекта, направленное на достижение определенного правового результата, а волеизъявление – внешнее проявление воли. В тех случаях когда волеизъявление не соответствует внутренней воле субъекта, то сделка может быть признана недействительной, как совершенная под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы. Основными участниками сделок являются гражданские и юридические лица, однако в некоторых случаях сделки также могу совершать субъекты Федерации и муниципальные образования. Так, например, данные субъекты могут совершать сделки продажи муниципального или государственного жилья, выступать в роли наследника по завещаниям, в роли одаряемых по договору дарения, а также приобретать выморочное имущество. Организации, выступающие сторонами сделок должны обладать правоспособностью, которая возникает с момента государственной регистрации. Если юридическое лицо относится к некоммерческим организациям либо является государственным или муниципальным предприятием, необходимо отражение в учредительных документах возможности совершения определенных сделок (занятия определенными видами деятельности).

Вещное право

Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства.

Виды:

  1.  Право собственности (абсолютное право);
  2.  Право оперативного управления;
  3.  Право хозяйственного ведения;
  4.  Сервитут.

Право собственности составляет важнейший институт подотрасли вещного права.

Право собственности – это наиболее полная юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться индивидуально-определенной вещью по своему усмотрению независимо от иных лиц и без ограничения по сроку.

Под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического господства лица над вещью.

Пользование предполагает извлечение из вещи полезных свойств, а распоряжение предполагает определение судьбы вещи.

Приобретение права собственности

Многочисленные основания приобретения права собственности принято делить на 2 группы: первоначальные и производные. Юридическое различие между ними состоит в том, что в первом случае право собственности возникает впервые, а во втором возникновение права собственности основано на волеизъявлении предыдущего собственника, и поэтому первоначальными способами возникновения права собственности являются: приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь, обращение в собственность общедоступных вещей, находка, клад.

Производные способы возникновения права собственности:

  1.  Приобретение собственности в силу договора;
  2.  Приобретение права собственности в порядке наследования имущества;
  3.  Национализация;
  4.  Приватизация;
  5.  Обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам;
  6.  Реквизиция;
  7.  Конфискация.

Сервитут – право пользования чужой недвижимой вещь. Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставление права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения нужд собственника, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и собственником участка, а при недостижении соглашения – судом. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в пользу которых он установлен, соразмерную плату пользования.

Правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные унитарные предприятия (унитарное предприятие – предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество). При праве хозяйственного ведения собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определяет цели его деятельности, порядок ликвидации, назначает руководство предприятия. Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению имущества предприятия, а также собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Собственник имущества предприятия, основанного на право хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, но на него может быть возложена дополнительная ответственность в том случае, если будет недостаточно имущества предприятия. Предприятие не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом. Иным имуществом предприятие вправе распоряжаться без согласия собственника.

Право оперативного управления. Субъектами права оперативного управления являются казённые предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Казенное предприятие может быть создано на базе государственного или муниципального имущества. Учредительным документом казенного предприятия является устав. Казенное предприятие в пределах, установленных законом, осуществляет право владения и пользования имуществом, а также право распоряжения, но с согласия собственника. В отношении казенного предприятия, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, предусмотрено, что оно не вправе без согласия собственника распоряжаться никаким имуществом. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия, в отличие от хозяйственного ведения. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию, порядок распределения доходов определяется собственником имущества данного предприятия.

Трудовое право

Отношения, регулируемые трудовым законодательством;

Принципы трудового права;

В частности это отношения труда и управления трудом, трудоустройство у работодателя, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работника, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, разрешение трудовых споров (коллективных и индивидуальных).

Принципы трудового права:

Принцип свободы труда;

Принцип запрета дискриминации;

Защита прав работников и работодателей;

Принцип запрета принудительного труда;

Принцип защиты от безработицы;

Принцип равенства прав и возможностей работников.

Понятие трудового договора.

Трудовой договор - является основанием для возникновения трудовых правоотношений.

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, а также соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Содержание трудового договора.

Содержанием договора являются его условия, которые принято подразделять на необходимые и дополнительные.

Обязательными условиями являются: место работы, трудовая функция (работа по определенной должности, профессии, квалификация), дата начала работы, а в случае срочного трудового договора указывается срок действия договора, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, условия компенсации за тяжелую работу или за работу во вредных условиях.

К дополнительным условиям может относиться, например, об установлении срока об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны, об обязанности работника отработать после обучения.

Срок испытания при приеме на работу.

В случае, если данного условия в договоре нет, то работник считается принятым без испытательного срока. Общий срок испытания составляет 3 месяца, а специальный – 6 (для руководителей организаций и их заместителей, а также для главных бухгалтеров и их заместителей.

Испытательный срок не может устанавливаться для несовершеннолетних, беременным, переведенным работникам, а также в случае первой работы по специальности.

В том случае, если работодатель приходит к выводу, что работник не выдержал испытание, то он имеет право уволить работника как не выдержавшего испытание, при этом работодатель обязан предупредить работника в письменной форме не позднее чем за три дня до прекращения трудового договора. Данное решение работодателя работник имеет право обжаловать в судебном порядке. Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть договор. Предупредив об этом работодателя за три дня.

Общий возраст трудовой правосубъектности – 16 лет.

Ст.64 ТК предусматривает норму о запрете необоснованного отказа в заключении трудового договора. По требованию лица, котором отказано в заключении договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Фактическое допущение к работе.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома и по поручению работодателя, при этом работодатель обязан оформить трудовой договор надлежащим образом не позднее 3 дней со дня фактического допущения к работе.

Виды трудового договора

Договор, заключаемый на неопределенный срок, и срочный трудовой договор.

Обстоятельства, в связи с которыми заключается срочный трудовой договор, обязательно должны быть указаны в трудовом договоре (сезонная работа, при поступлении на работу в районы Крайнего севера, работа по совместительству).

Максимальный срок срочного трудового договора составляет пять лет.

И в случае если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора и работник продолжает работу после истечения срока, в данном случае условия о срочном характере договора утрачивают силу.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссиями по трудовым спорам или судами.

Работник может обратиться в КТС для рассмотрения трудовых споров за исключением тех споров, которые в праве рассматривать только суд.  Для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.

Комиссия обязана рассмотреть спор в 10-дневный срок со дня подачи заявления.

Индивидуальный спор может быть перенесен в суд в случае если имеет место несоблюдение сроков разрешения КТС. Решение КТС подлежит исполнением работодателем в 3-дневный срок, по истечении 10 дней предусмотренных на обжалование.

Для обращения в суд для защиты трудовых прав работников предусматривается общий срок исковой давности 3 месяца. В том случае, если работник обращается в суд с требованием о восстановлении на работе, то срок исковой давности определяется одним месяцем.

ДЗ: Семейное право, субъект: супруг, родители и дети

Административное право

  1.  Понятие административного права. Особенности.

Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают и развиваются в сфере государственного управления. Государственно-правовой характер управления, выражается в том, что в его процессе реализуются задачи и функции государства. Государственное управление можно рассматривать как подзаконную, юридически властную, организующую деятельность особой группы государственных органов.

Государственное управление является видом деятельности, посредством которого реализуется исполнительная власть, осуществляемая правительством РФ, исполнительной властью в субъектах федерации.

В соответствии с указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  1.  Министерства;
  2.  Федеральные службы;
  3.  Федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирования в установленной актами президента и правительства сфере деятельности. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства, федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в форме разработки и принятия приказов министерств, инструкций и писем. Также министерства осуществляют координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении, федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы и борьбы с преступностью.

В структуре федеральных органов исполнительной власти предусмотрены следующие федеральные службы:

Федеральная миграционная служба;

Федеральная служба внешней разведки;

Федеральная служба по оборонному заказу;

Федеральная служба безопасности;

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, а также функции по управлению государственным имуществом.

Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента, Федеральной агентство по образованию, Федеральной агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.

Источники административного права:

  1.  Конституция;
  2.  Международные нормативные акты;
  3.  Федеральные конституционные законы (О правительстве, О военном положении, О чрезвычайном положении);
  4.  Кодекс об административных правонарушениях;
  5.  Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств)
  6.  Конституции республик и уставы субъектов;
  7.  Законы субъектов;
  8.  Акты высшего должностного лица субъекта и высшего исполнительного органа субъекта;
  9.  Особенности административно-правовых актов государственного управления;

Административно-правовые акты подлежат государственной регистрации и как следствие вносятся в Государственный реестр нормативно-правовых актов.

Государственной регистрации подлежат нормативные акты, касающиеся прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина; акты, устанавливающие правовой статус организации, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная регистрация осуществляется Министерством юстиции. Регистрация включает юридическую экспертизу соответствия нормативного акта законодательству РФ, присвоение регистрационного номера, и внесение акта в государственный реестр.

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности и устанавливается в КоАП и иных нормативных актах.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение, которое представляет собой виновное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Административная ответственность проявляется в виде административных наказаний.

Выделяются следующие административные правонарушения: посягающие на права граждан, санитарное благополучие населения, в области охраны собственности, в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере строительства, промышленности и экспертизы, в сельском хозяйстве, на транспорте, в области связи и информации, предпринимательской деятельности.

Виды административных наказаний:

  1.  Предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица;
  2.  Административный штраф;
  3.  Конфискация орудия совершения административного правонарушения;
  4.  Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  5.  Административный арест (максимальный срок – 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – 30 суток);
  6.  Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  7.  Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности;

Субъекты административной ответственности.

Физические лица (вменяемые граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летного возраста). Некоторые категории физических лиц привлекаются лишь за совершение специальных видов административных правонарушений (военнослужащие, работники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы – лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов).

Специальными субъектами являются и лица, непосредственно указанные в правой норме: родители или законные представители несовершеннолетних. Несут административное ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Также к специальным субъектам относятся должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Давность привлечения к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административных правонарушениях, рассматриваемых судьей – по истечению 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

За нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе РФ, а также таможенного, антимонопольного законодательства, законодательства об авторском праве, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. А за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции – по истечении 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Уголовное право

Понятие преступления и категории преступления.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное нормами уголовного кодекса под угрозой наказания.

В зависимости от характера и степени общественной опасности, деяния, предусмотренные УК, подразделяются на преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяние, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяние, за совершение которых максимальное наказание превышает 2 года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершенных которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются только умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет (вплоть до пожизненного).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36621. Суть залізобетону. Матеріали для залізобетонних конструкцій 18 MB
  Суть залізобетону Бетон це штучний кам’яний матеріал який добре протистоїть стисканню і значно гірше розтяганню. Залізобетоном називають штучний композитний будівельний матеріал що складається з бетону та сталевої арматури які працюють разом. Елементи під навантаженням: а бетонна балка; б залізобетонна балка; в залізобетонна колона Армування бетонної балки дає можливість використовувати міцність сталевої арматури на розтягання і міцність бетону на стискання. Армування стиснутого бетону підвищує також надійність залізобетонних...
36622. Трудова поведінка: зміст, структура, функції 92.5 KB
  Трудова поведінка як різновид соціальної поведінки. Зміст структура та функції трудової поведінки. Види трудової поведінки. Механізми регуляції трудової поведінки.
36623. Информационные системы предприятия 1.03 MB
  В самом общем виде под информационной системой предприятия (ИСП) понимается весь комплекс данных и знаний, используемых на предприятии в целях управления и любой другой, направленной на экономический эффект деятельности, вместе со средствами получения, учета, хранения, доступа, представления, а также анализа данных и знаний.
36624. Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків 2 MB
  Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків Змістовий модуль 1. Поняття та види ринків цінних паперів 1. Ринок цінних паперів в системі фінансових ринків та його види. Основні види ринків цінних паперів.
36625. Cовершенствование организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей 909.5 KB
  Проблема технического обслуживания, текущего ремонта и диагностики в участка, имеющая недостатки как в организации, так и в выполнении плана ТО является актуальной и требующая пересмотра существующей организации техобслуживания и диагностики.
36626. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций 1.77 MB
  В конспекте использован материал новых Межотраслевых правил по охране труда. Условия труда. Метеорологические условия труда и чистота воздуха. Управление охраной труда.
36627. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Курс лекций 1.11 MB
  Понятия объекта класса объектов. Доступность компонентов класса. Статические и константные компоненты класса. Указатели на компоненты класса.
36628. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 1015 KB
  1 Языки программирования Языки программирования делятся на 3 основных класса как показано на рис.3 Понятие алгоритма и его свойства Алгоритм – это точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторых операций приводящих к решению всех задач данного класса. Непосредственный предшественник C – язык Си с классами – появился в 1979 году а в 1997 году был принят международный стандарт C который фактически подвел итоги его 20летнего развития. Если мы говорим об объектноориентированной программе то она должна создать объект...
36629. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2.09 MB
  При выстраивании системы управления и взаимодействия в одном процессе непременно придется захватить взаимодействие данного пилотного процесса с другими. Появление эффекта перетягивания одеяла когда руководитель пилотного процесса добивается регламентации и последующего выполнения совместных работ с точки зрения выгоды и преимуществ своего процесса а не всей организации. Воспользовавшись правом преимущественного создания регламентирующих документов владелец пилотного процесса может создать себе более льготные условия по обеспечению...