31236

Анализ условий образования и обращения с твердыми отходами потребления на территории г. Ростова – на – Дону

Дипломная

Экология и защита окружающей среды

Анализ условий образования и структура твердых отходов потребления. Анализ организации сбора твердых отходов потребления на территории г. Сбор отходов в контейнеры малой емкости. Сбор отходов с использованием мусоропроводо.

Русский

2013-08-25

525.5 KB

6 чел.

Содержание

Введение

5

1. Анализ экологической ситуации  на территории г. Ростова-на-Дону

7

   1.1. Реквизиты предприятия                                                                       

7

   1.2. Краткая характеристика района размещения г. Ростова-на-Дону

7

   1.3. Пофакторная оценка состояния окружающей среды на территории

          г. Ростова-на-Дону

          1.3.1. Оценка климата и микроклимата                                           

          1.3.2. Оценка загрязнения приземного слоя атмосферы 

          1.3.3. Состояние водных ресурсов

          1.3.4. Оценка шумового и вибрационного режима

1.3.5. Оценка санитарно-гигиенического состояния почв

1.3.6. Состояние  зеленых насаждений

          1.3.7. Оценка электромагнитного поля

8

8

10

12

15

17

19

20

   1.4. Комплексная оценка состояния окружающей среды на территории

          г. Ростова-на – Дону

20

2. Анализ условий образования и структура твердых отходов потребления

22

3. Анализ организации сбора твердых отходов потребления на территории

   г. Ростова-на-Дону

    3.1. Сбор отходов в контейнеры малой емкости

    3.2. Сбор отходов с использованием мусоропроводов

28

29

33

4. Анализ организации удаления твердых отходов потребления на террито-

   рии  г. Ростова-на-Дону

35

5. Обоснование  перспективных направлений совершенствования техноло -

   гии обращения с твердыми отходами потребления для условий г. Ростова-на-Дону.

41

Заключение

Список библиографических источников

Введение

Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного  количества разнообразных отходов. Твердые бытовые отходы (ТБО) являются отходами сферы потребления, образующимися  в результате бытовой деятельности населения. Они состоят из изделий  и материалов, непригодных для  дальнейшего использования в  быту. Резкий рост потребления в  последние десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объемов ТБО. В настоящее  время масса потока ТБО, поступающего ежегодно в биосферу достиг почти  геологического масштаба и составляет около 400 млн. тонн в год. [12]

    Твердые промышленные и бытовые отходы (ТП и БО) засоряют и захламляют окружающий нас природный ландшафт. Кроме того они могут являться источником поступления вредных химических, биологических и биохимических препаратов в окружающую природную среду. Это создает определенную угрозу здоровью и жизни населения поселка, города и области, и целым районам, а также будущим поколениям. То есть, эти ТП и БО нарушают экологическое равновесие. [6]

Многие  бытовые отходы – древесина, текстиль, трава, листья – утилизируются микроорганизмами. Однако человек в процессе своего развития создал множество синтетических  химических веществ, не встречающихся  в природе и, следовательно, не способных  подвергаться естественному разложению. Пластик в настоящий момент составляет до 8 % веса и 30 % объема упаковочных материалов; абсолютное количество пластиковых  отходов в развитых странах удваивается  каждые десять лет. Помимо пластика каждый год в мире синтезируются более 10000 новых химических веществ и  большинство из них, после того как  станут не нужны, способны многие годы оказывать неблагоприятное воздействие  на природу.

Именно в мегаполисах и других населенных пунктах происходит наиболее интенсивное накопление ТОП, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут загрязнять окружающую среду.

В России доля городского населения составляет 73%, что несколько ниже уровня развитых европейских стран. Однако концентрация твердых бытовых отходов в крупных городах России в последнее время резко возросла.

Для населенного пункта проблема удаления и обезвреживания твердых отходов является, прежде всего, экологической. Актуальность ее определяется неуклонным ростом количества отходов вследствие экономических, социальных и технологических причин, а также дефицитом территорий, требующихся для их размещения. Сбор, удаление и обезвреживание отходов - взаимосвязанные этапы процесса санитарной очистки населенных мест и составляют одну из наиболее важных и сложных проблем развития и функционирования городского хозяйства, улучшения общественной гигиены и условий жизни человека. [13]

Город  Ростов-на-Дону занимает третье место в России по образованию твердых отходов (400,901 тыс.т/год), в том числе около 50 процентов твердых бытовых и 17 процентов промышленных (остальное - строительные, строительные грунты, медицинские, древесно-растительные, осадки очистных сооружений). Средний прирост объемов образования городских отходов на протяжении последних лет достаточно стабилен и составляет 4-5 процента в год.  Проблема ТОП в городе  является первостепенной, поскольку ее решение  связано с необходимостью обеспечения  нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки городов, охраны окружающей среды и ресурсосбережения.

Целью выпускной работы являлся анализ условий образования и обращения с твердыми отходами потребления на территории г. Ростова – на – Дону.

1. Анализ экологической ситуации  на территории г. Ростова-на-Дону

1.1 Реквизиты предприятия.

Наименование предприятия - комитет по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону.

Юридический адрес - 344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Семашко, 99/248

Почтовый адрес - 344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Семашко, 99/248

Телефон: (+7 863) 200 24 28

факс: (+7 863) 200 24 27

Сайт: www.rostov-gorod.ru

Е-mail: priroda@rostov-gorod.ru

Председатель комитета Т.А. Родионова      

1.2  Краткая характеристика района размещения Ростова-на-Дону.

 Ростов-на-Дону́ — город на юге Российской Федерации, административный центр Ростовской области и центр Южного федерального округа. Основан Грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года.

Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1067 километрах к югу от Москвы. Ростов-на-Дону большей частью лежит на правом берегу реки Дон, на левом берегу находятся некоторые промышленные предприятия и увеселительные заведения. Юго-западные окраины города примыкают к дельте реки Дон. География Ростова-на-Дону как современного города складывается из особенностей его расположения. В настоящее время он является центром Южного федерального округа, связан с важнейшими регионами РФ трассами федерального значения. Именно в нем концентрируется ядро индустриального и образовательного потенциала Юга России. Среди занимательных фактов можно отметить тот, что в этом городе через Ворошиловский мост проходит географическая граница, разделяющая граница между Европой и Азией — левый (южный) берег Дона относится к Азии, а правый (северный) — к Европе. То есть география Ростова-на Дону как бы подчеркивает особую значимость этого города в истории не только нашей страны, но и всего континента. Крупный транспортный узел – «ворота Кавказа». Узел железнодорожных линий (на Воронеж, Донецк, Батайск и далее на Кавказ) и автомобильных дорог (в том числе автомагистрали Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону, Киев – Харьков – Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону – Баку). Морской и речной порт. [14]    

Население составляет 1,099 млн человек. Город является крупным административным, культурным, научно-образовательным, промышленным центром и важнейшим транспортным узлом Юга России. Ростов — порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей.

1.3. Пофакторная оценка состояния окружающей среды на территории

      г. Ростова-на-Дону.

1.3.1. Оценка климата и микроклимата

Климат территории – умеренно-континентальный. Геология платформа   Восточно-европейская (юго-восточная ее часть). Среднегодовая температура в Ростове-на-Дону положительная: +5.7°C. Относительная влажность воздуха имеет хорошо выраженный годовой ход. Максимальные значения отмечаются в зимние месяцы (85-90%), минимальные – в летние (48-60%). При суховее относительная влажность воздуха понижается до 30% и менее.  [8]

Таблица 1.1  Температура наружного воздуха, °С:

- средняя температура воздуха

9,9 °C

- наиболее холодный месяц (январь)

- 4,4°C

- наиболее тёплый месяц (июль)

22,9°C

- максимальная температура

40,1 °C

- минимальная температура

- 31,9 °C

- среднегодовая температура

8,7° С

Таблица 1.2  Средняя относительная влажность воздуха

- в наиболее холодный месяц года

84%

- в наиболее жаркий месяц года  

66 %

- средняя продолжительность безморозного периода

175 д.

Таблица 1.3 Количество осадков

- за год

618 мм

- суточный максимум

161 мм

- высота снегового покрова (в среднем)

10-27 см

- преимущественное направление ветра

восточное

- средняя скорость ветра в городе

2,4 м/с

- барометрическое давление в теплый период года

990 гПа

- геология платформа          Восточно-европейская (юго-восточная ее часть)

Таблица 1.4. Максимальная и минимальная среднемесячная температура.

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Самый теплый °C

3,3

3,0

6,7

15,2

21

25,2

27,8

27,5

21,9

14,2

8,9

3,4

Самый теплый

°C

-16

−17

−5,7

4,1

12

16,4

18,9

19,0

12,6

3,6

−5,9

-8,6

Таблица 1.5. Скорость ветра

Месяц

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Скорость ветра, м/с

2,7

3,2

3,1

2,7

2,1

1,8

1,7

1,8

1,9

2,3

2,6

2,5

Таблица 1.6. Число ясных, облачных и пасмурных дней при учёте общей облачности

Месяц

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Ясных

дней

4

3

4

4

5

5

8

11

8

6

2

2

Облачных дней

9

9

11

14

18

18

19

16

17

14

10

9

Пасмурных дней

12

9

9

5

2

1

1

2

2

6

13

15

1.3.2. Оценка загрязнения приземного слоя атмосферы

Состояние атмосферного воздуха в г. Ростове-на-Дону определяется рядом специфических факторов, среди которых:

- высокая степень концентрации промышленных предприятий, особенно в

 центральной части города;

- плотность застройки, обусловленная узкими улицами, насыщенным

 движением автотранспорта на внутригородских магистралях;

- недостаточное количество зеленых насаждений;

- наличие аэропорта в городской черте;

- довольно засушливый климат с преимущественно северо-восточными и

  восточными степными ветрами

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории города являются автомобильный и железнодорожный транспорт, предприятия топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, сельскохозяйственные холдинги и предприятия строительной индустрии.

Таблица 1.7. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников  

в 2011 году

Наименование

показателя

Ед. изм

Поступило

на очистные

сооружения

загрязняющих

веществ

Из

поступивших

на очистку

уловлено

и обезврежено

Всего

выбросы

загрязняющих

веществ

за 2011 год

Всего

тыс. тонн

932,076

882,221

153,957

в том числе:

Твердых веществ

тыс. тонн

892,894

872,288

29,082

Жидких и газообразных веществ

тыс. тонн

39,181

9,932

124,875

из них:

диоксид серы

тыс. тонн

23,290

4,935

46,334

оксид углерода

тыс. тонн

3,493

1,978

21,128

оксиды азота

тыс. тонн

9,901

0,950

28,586

углеводороды (без ЛОС)

тыс. тонн

1,021

0,930

20,327

летучие органические вещества

тыс. тонн

1,376

1,067

6,937

прочие газообразные и жидкие

тыс. тонн

0,100

0,072

1,563

Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят МУП

Теплокоммунэнерго, ОАО ТГК-8 филиал Ростовская городская генерация, ООО Комбайновый завод Ростсельмаш, ООО Ростовский литейный завод, ОАО РВПК Роствертол, филиал СКЖД ОАО РЖД, ООО Ростсельмашэнерго, ООО Аристотель, ЗАО Юг Руси, ОАО КОМАТ,ОАО 10 ГПЗ. [11]

Суммарное количество загрязняющих веществ, поступивших от стационарных источников, по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 366 тонн. Выбросы от автотранспорта составили 95,7% от общего объёма выбросов.

Таблица 1.8. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта

Наименование

показателя

Ед. изм

2010

год

2011

год

(–) (+) *

Всего выбросов от автотранспорта

тыс. тонн

399,2

418,76

+19,56

Количество зарегистрированных

автотранспортных средств

шт.

1204792

1278578

+73786

* в таблице 1.5. приведены уточненные показатели выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за 2010 и 2011 годы в связи с уточнением ОАО «НИИ Атмосфера» методики расчета.

1.3.3. Состояние водных ресурсов

Город Ростов-на-Дону использует для питьевого водоснабжения воду из реки Дон. Общий объем воды, забранной в 2011 г. из подземных горизонтов и поверхностных источников составил 3367,91 млн. м3.

Из общего объема забрано:

- из поверхностных источников – 3367,47 млн. м3;

- из подземных источников – 0,440 млн. м3;

В водные объекты г. Ростова-на-Дону сброшено 1258,46 млн. м3 нормативно чистых, нормативно очищенных, загрязненных (без очистки) и недостаточно очищенных сточных вод, в том числе:

- нормативно чистых – 1023,22 млн. м3;

- нормативно очищенных  – 38,44 млн. м3;

- загрязненных (без очистки) – 50,62 млн. м3;

- недостаточно очищенных – 184,62 млн. м3

Сегодня речные воды города загрязнены хлоридами, сульфатами, солями натрия, фенолами, нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами. Об этом свидетельствуют исследования Госкомгидромета, Гидрохимического института, АзНИИРХа, Южгеологии. [11]

Весомый вклад в загрязнение Дона вносят р. Темерник и ручьи Кизитеринка, Левенцовка, Александровка. На этих водотоках в их приустьевой части были заложены посты режимных гидрохимических наблюдений. Кроме того, из Темерника пробы отбирались в районе комплекса Сурб-Хач, вблизи моста через Северное водохранилище, около санатория в пос. Каменка, в районе зоопарка и ботанического сада, ниже железнодорожного вокзала.

Во все годы наблюдений в ручьях и реках на территории Ростова-на-Дону отмечалась высокая минерализация и жесткость воды, превышающая установленные ПДК в 1,5-3 раза. Для Кизитеринки, Левенцовки, Темерника и его притока - Безымянной балки - характерно высокое содержание аммиака в течение всего года. На режимных пунктах наблюдается значительная концентрация органических загрязнителей, отмечено повышенное содержание в воде фенолов, нефтепродуктов, СПАВ, марганца, алюминия и меди. На данный химический состав поверхностных водотоков значительное влияние оказывают техногенные донные отложения в их русле, накопившиеся за долгие годы эксплуатации рек в качестве городских сточных канав.

Регулярные наблюдения за состоянием подземных вод на территории города проводятся Ростовской геологоразведочной экспедицией. Этими исследованиями установлено, что в грунтовых водах, как правило, доминируют хлориды, сульфаты, кальций и натрий.

На водоразделах и их пологих склонах в них поступают загрязняющие вещества с поверхности при инфильтрации атмосферных осадков или техногенных вод, при повреждениях канализационной, водопроводной и тепловой сети, фильтрации бытовых стоков из сливных ям. Практически на всей территории Ростова первые от поверхности водоносные горизонты характеризуются высокими значениями минерализации, жесткости и концентрации сульфатов. Они также загрязнены марганцем, нефтепродуктами, нитратами, аммиаком, фенолами. Можно констатировать, что в большей части отобранных проб вода не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам.

Экологическая ситуация в г. Ростове-на-Дону существенно осложняется при активизации экзогенных геологических процессов, к которым относятся оползни, просадки лессовидных грунтов, подтопление, заболачивание и засоление. Оползни особенно характерны для правобережных террасовых склонов долины Дона, Мертвого Донца и Темерника. Активизации оползней способствуют утечки из водопроводных и канализационных сетей, провоцирующие повышение уровня грунтовых вод. При увлажнении "зеркала скольжения" оползня огромные массы грунтов начинают свое движение вниз по склону. Ярким примером таких явлений стал "Александровский" оползень 1995 г., не менее опасны оползни по ул. Семашко, пер. Газетному, а также ряд оползней в Пролетарском и Железнодорожном районах.

С водоносными горизонтами сарматских отложений связана большая часть ростовских родников. На территории города сарматские отложения перекрыты мощным чехлом четвертичных глинистых отложений, которые защищают их от поступления загрязняющих веществ с поверхности. И только в долинах Дона, Мертвого Донца, Темерника и других городских речек, прорезавших четвертичный чехол, сарматские отложения (чаще известняки) выходят на дневную поверхность.

В 2009 г. брались пробы из родников в районе комплекса Сурб-Хач, у моста через Северное водохранилище, вблизи санатория на Каменке, в ботаническом саду ("Святой источник"), в Змиевской балке ("Водопад"), "Гремучем" в районе станции "Ростов-Берег", на территории яхтклуба "Аврал", у моста через Мертвый Донец, и из известных родников в пос. Александровка.

Проведя анализ полученных проб можно сделать вывод, что по минерализации, жесткости и типоморфным ионам вода из родников у моста через Северное водохранилище и в пос. Каменка наиболее соответствует нормативам питьевых вод. Но именно в этих родниках зафиксированы максимальные содержания СПАВ, марганца, цинка, алюминия, мышьяка.

Из всего выше сказанного мы делаем вывод,  что в настоящие время качество воды р. Дон и подземных вод в пределах города Ростова-на-Дону оценивается как умеренно загрязненное.

1.3.4. Оценка шумового и вибрационного режима

Акустическое загрязнение г. Ростова-на-Дону имеет локальный характер которое обусловлено наличием постоянно действующих источников шума – автотранспорта, промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, и периодически действующих – железнодорожного и авиатранспорта.

Наиболее значительным оказывается превышение нормативных уровней шума на территориях, прилегающих к крупным автомагистралям и автодорогам. Так, на территориях, прилегающих к участкам автодорог в центральной части города по пр. Ворошиловскому между пр. Соколова и пер. Газетным, по ул. Б.Садовая между пр. Ворошиловским и пр. Кировским уровень звукового давления достигает 90 дБА. Высокие уровни уровень звукового давления 80-85 дБА наблюдаются по пр. Буденовскому, ул. Мечникова, ул. Текучева, пр. Ворошиловскому, ул. Нансена, ул. Ленина, ул. Лесопарковой, пл. Народного Ополчения, пр. Нагибина, ул. Стадионной, пр. Стачки, ул. М.Горького, пр. Шолохова, ул. Таганрогской. Остальная территория города, на которой проходят крупные магистрали с интенсивным движением транспорта характеризуется уровень звукового давления 70-75 дБА, что также превышает допустимые нормы. В крупных жилых массивах (Западном, Северном, Александровке) в зону акустического дискомфорта с уровенем звукового давления 65-75 дБА попадают территории, непосредственно примыкающие к магистралям. Такими источниками акустического дискомфорта являются ул. Малиновского, пр. Стачки, пр. Коммунистический, ул. 339 Стрелковой дивизии, пр. Космонавтов, ул. Добровольского, ул. Королева, пр. 40-летия Победы. [4]

Значительный вклад в акустическое загрязнение территорий города Ростова-на-Дону вносит железнодорожный транспорт. Зона акустического дискомфорта от 85 до 105 дБА наблюдается на всем протяжении железнодорожных веток. Максимальные значения уровень звукового давления 105 дБА получены на перегоне по ул. Нансена в районе ст. Ростов-Товарная, между пр. Буденновским и путепроводом ул. Текучева, а также в районе ст. Первомайская, на перегоне вдоль реки Дон напротив Александровки. В целом, все районы города, расположенные в радиусе 3-5 км от железнодорожных путей и станций, находятся в зоне акустического дискомфорта.

Также свой вклад вносит движение трамваев в центральной части города. Так, максимальный уровень звукового давления на перекрестке ул. М.Горького и пер. Газетного составляют 95 дБА, а на перекрестке ул. Станиславского и пр. Семашко – 90 дБА. При этом общий уровень звукового давления на всем протяжении трамвайных линий находится  в пределе 80-85 дБА. [4]

Анализ данных акустического загрязнения территории г. Ростова-на-Дону при одновременном действии всех источников показал, что практически вся территория города попадает в зону акустического дискомфорта, где уровни шума заметно превышают установленные нормативные значения.

1.3.5. Оценка санитарно-гигиенического состояния почв.

В городе и урбанизированных района избыточные технологические нагрузки механического, химического, водного и биологического характера приводит к ухудшению физич6еских свойств и химических свойств городских почв.

Загрязнение почвы является опасным вторичным источником загрязнения  городской среды. Превышение ПДК для почв по свинцу, цинку, меди и другими тяжелыми металлами которые были зафиксированы  вблизи крупных промышленных предприятий («Элис», «Ростсельмаш», ГПЗ-10, «Агат», промзона в Октябрьском районе), свидетельствует об опастных уровнях   их накопления на территории Ростова-на-Дону. [5]

Цинк. Этот элемент отнесен к приоритетным загрязнителям почвенного покрова города. Обусловлено это высокой контрастностью литохимических аномалий, их значительными площадями, приурочен- ностью к определенным источникам загрязнения. В эпицентре загрязнения почвенного покров цинком находится химический завод (АО «Эмпилс»),  а наиболее контрастные литохимические аномалии отмечаются в старом городе. [4]

Свинец.  Основной источник поступления техногенного свинца в урболандшафты города – автотранспорт.  Содержание свинца выше ПДК наблюдается вдоль оживленных автомагистралей: проспект Шолохова, Ворошиловского, Буденновского, Нагибина, улиц Нансена, Красноармей- ской, Социалистической, Ленина, Портовой, по обочинам Таганрогского шоссе и т. д. В 2009 году на  в 50 % территории г. Ростова-на-Дону зафиксировано загрязнение почвы свинцом. Превышение ПДК составляет 100-500%.

Медь. Высокая миграционная способность меди ставит ее в один ряд с самыми лопастными веществами – загрязнителями городской среды. Высокая концентрация меди была в 2009 году бьыла отмечина в Кировском и Ленинском районах ( заводы «Россантехника», «Эмпилс», «Агат»), в близи вертолетного завода, в промышленной зоне на левобережье Дона. Отдельные участки с содержанием меди в почве выше ПДК наблюдалось в Пролетарском, Первомайском, Октябрьском и Советском районах но эти загрязнение не превышало 5-7% обще площади горорда.

Хром.  По результатам литохимической съемки  зоны повышенного содержания в почве хрома занимают большую часть города. Превышение ПДК составляет 100-1000%. Принятое для хрома ПДК составляет 100мг/кг, а валовое содержание хрома в почве даже на фоновых участках достигает 2500-300 мг/кг.

Ванадий. Литохимические аномалии ванадия наблюдается большей частью в периферийных районах Ростова-на-Дону: на Военведе, пос. Чкалова, на Сельмаше и в районе аэропорта. Здесь отмечалось превышение ПДК в 1,5 – 2 раза больше.

Марганец. Большая часть аномальных зон была отмечена та территории поселков Орджоникидзе, Сельмаш, Александровка, Чкалова. Так же зона превышенного содержания марганца в почве зафиксирована в северо-западной части Ростова-на-Дону (Военвед) и в поселке Александровка. В целом превышение ПДК по содержанию марганца в почве незначительно. [11]

Для литофильных элементов, к которым относится стронций, барий, титан на всей территории города характерно распределение  на уровне фоновых концентраций.

1.3.6. Состояние  зеленых насаждений

Развернувшееся за последние годы строительство зданий офисов, магазинов, жилых домов, многочисленных кафе значительно уплотняет сложившуюся застройку, особенно в центральной части г. Ростова-на-Дону (где под застройку часто попадают участки, ранее занятые насаждениями), что приводит к существенному снижению уровня озеленения жилых кварталов, микрорайонов и города в целом. 

В Ростове-на-Дону около 11856га озелененных территорий, из них 8008 га - внегородские насаждения на незастроенных землях. Наиболее крупные сосредоточены в северо-восточной части города. Парк Горького, Зеленый остров, садоводческие товарищества, лесничество, посадки на территории пляжа. К ним же можно отнести и Ботанический сад РГУ.

В центральных районах города наблюдается наихудшее состояние зеленых насаждений. На первый взгляд, в центре расположено большинство парков, но парками считаются озелененные территории площадью не меньше 10га. Парк 1го мая (6,5 га), Парк им. Горького (9,2 га), по сути, должны приравниваться к скверам. На улицах и внутриквартальных территориях преобладают средне и старовозрастные деревья, посаженные в первые послевоенные годы (1947 – 1950 г.г.), а также сохранилась часть старых довоенных посадок. Среди этих насаждений встречаются отдельные вполне жизнеспособные экземпляры, но большая часть их требует замены, так как деревья приходят в аварийное состояние, постепенно усыхают и отмирают.  [11]

Территория Ростова-на-Дону озеленена, но недостаточно, и главное - неравномерно. Если соотнести реальную ситуацию с нормативными показателями, демографической нагрузкой на городскую территорию и степенью износа зеленых насаждений, их состояние можно оценить как неудовлетворительное. В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 нормативное количество зеленых насаждений общего пользования должно быть 16 кв.м. на человека. На сегодняшний день площадь зеленых насаждений общего пользования на одного ростовчанина с учетом насаждений Зеленого острова, левого берега реки Дон составляет 14 кв. м. на человека. Но если провести  расчёт для каждого района, площадь зелены насаждений в центральной части города (Кировский, Ленинский, Пролетарский районы) выйдет 5-6 кв.м. на человека. А вот по нормам Всемирной Организации Здоровья на одного горожанина должно быть 50 кв.м.

1.3.7. Оценка электромагнитного поля

Основными источниками электромагнитных поле в пределах города являются линии электропередач (ЛЭП), которые расходятся в разных направлениях от подстанции « Центральной электросети» (район зоопарка). Две ветки пересекают долину р. Темерника в западном направлении ( в доль трассы ул Зоологическая – ул. Доватора, от ул. Тоннельная вдоль Таганрогской ветки железной дороги ) ; в противоположном направлении (вдоль ул. Нансена)  проходит третья линия ЛЭП. Четвертая линия протягивается от зоопарка вдоль берега Темерника, Нижнего и Верхнего водохранилища до ТЭЦ микрорайона «Темерник». От этой линии через селитебную зону частного сектора  пос. «Северный» протянуты ответления к заводам АООТ «Горизонт» и «Электроаппарат». Пятая линия первоначально проходит от зоопарка по ул. Локомотивная, а затем через селитебную зону пос. «Новое поселение» и пер. Гвардейский до подстанции Гвардейской площади.   [4]

Вторым источникам электромагнитного загрязнения служит электрифицированные линии железнодорожных магистралей, проложенные вдоль всего нижнего течения р. Темерник, руч. Безымянный, балок Змеевка и Кизитериновка, а также вдоль правого берега Дона (\поселок Александровка и Гниловская)

Третьим источником по мощности воздействия значительно уступа -

ющим первым двум, является линии городского электротранспорта, которые проходят, в основном, по уже упоминаемым крупнейшим автомагистралям города.

1.4. Комплексная оценка состояния окружающей среды на территории

      г. Ростова–на – Дону

Комплексная оценка состояния ОС заключается в учете совокупного воздействия выделенных на первом этапе факторов. Комплексная оценка проводится на основе анализа отдельных факторов ОС (пофакторная оценка) с учетом следующих характеристик:

-климата и микроклимата,

-аэрационного режима,

-теплового режима,

-шумового режима,

-степени загрязнения воздушного бассейна и других.

В работе бакалавра  на основе данных пофакторной оценки проведен комплексный анализ состояния ОС с применением балльного метода экологической оценки территории. Данные балльной оценки экологического состояния ОС приведены в табл.1.9.

Таблица 1.9. Бальная оценка экологического состояния территории.

Факторы окружающей среды

Баллы

1.Природные факторы:

-пылеобразующие поверхности

-территория с умеренным ветром, способствующим ее продуванию

- 5

+7

2.Антропогенные факторы

-постоянное загрязнение атмосферного воздуха

-постоянное загрязнение почв

-превышение допустимого шумового и вибрационного режима

-постоянное загрязнение водных ресурсов

-зеленые насаждения

- электромагнитное поле

- 5

- 8

- 3

- 3

+8

-3

Сумма

-12

Результаты балльной оценки позволяют сделать вывод, что рассматриваемая территория характеризуется неблагоприятными условиями ОС по ряду факторов. На основании полученных результатов определили приоритетные проблемы ОС рассматриваемого объекта и наметили ряд мероприятий по нейтрализации наиболее неблагоприятных факторов. В качестве основных задач можно выделить:

      -уменьшение загрязнение почв,

      -рациональное землепользование,

     -снижение уровня техногенного шума.

2. Анализ условий образования и структура твердых отходов  потребления

К твердым отходам потребления относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях в результате бытовой деятельности населения, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы. [10]

На общее образование твердых отходов потребления (ТОП) влияет функциональное зонирование территории города, которые разделены на три большие группы:

- промышленные зоны (промзоны) - территории, в пределах которых  преимущественное распространение имеют промышленные предприятия;

- селитебные зоны - территории, в пределах которых основной является жилая застройка;

- рекреационные зоны - территории, в пределах которых распространены зеленые насаждения, как сохранившиеся в относительно ненарушенных условиях, так и высаженные позднее и территории, которые могут использоваться в рекреационных целях после выполнения комплекса мер по их благоустройству.

Среди селитебных зон выделяются две подзоны:

а). Территории с основной застройкой до 5 этажей. К ним относятся,  во-первых, районы старой жилой застройки и, во-вторых, районы, застроенные в период до 1965 гг.

б). Территории с основной высотной застройкой (9 этажей и выше). К ним относятся преимущественно новые “спальные” микрорайоны.

Также на образование твердых отходов потребления влияют следующие факторы :

- степень благоустройства зданий /наличие мусоропроводов, системы отопления, тепловой энергии для приготовления пищи, водопровода и канализации);

-  развитие сети общественного питания и бытовых услуг;

- уровень производства товаров массового спроса и культура торговли;

- уровень охвата коммунальной очисткой культурно-бытовых и общественных организаций;

- климатические условия.

- степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения;

- плотности населения. Чем выше уровня жизни, количество отходов увеличивается, особенно из-за остатков пищи и упаковки;

Источники образования ТОП в Ростове на Дону являются:

- жилые индивидуальные и многоэтажные дома;

- хозяйственные учреждения, магазины, культурные заведения, предприятия

 общественного питания, гостиницы:

- коммунальные службы (снос и строительство зданий, уборка улиц, парки,

 пляжи, остаточные продукты от сжигания и переработки мусора);

- учреждения (вузы, школы и т.п.);

Структура твердых отходов потребления г. Ростова - на - Дону чрезвычайно разнообразна и включает в свой состав:

 -  бумага, картон – пакеты, обертки, обрывки газет, мелкий картон;

- пищевые отходы – остатки овощей, картофельные очистки, мясные и  рыбные отходы, испорченные продукты растительного и животного происхождения;

- текстиль – старая одежда, тряпье, изношенная текстильная обувь, вата, веревки, войлок;

- стекло – посуда, тара, бой стекла;

   - древесина – опилки, неделовые мелкие отходы древесины, стружки, цветы;

   - полимерные материалы – мелкая тара, упаковка из пластмасс, полиэтилены и другие полимерные материалы;

- металлолом черный и цветной – консервные банки, крышки, мелкая домашняя утварь, мелкие изделия из металла;

    - прочие мелкие отходы – фаянсовые, глиняные и фарфоровые черенки, кожа, резина.

   - Отходы, образующиеся в жилых зданиях от текущего ремонта квартир, домов (обрывки обоев, мелкий битый кирпич, штукатурка), опавшие листья, смет собираемый с дворовых территорий, обрезки зеленых насаждений, кроме пней и стволов деревьев.

    - Крупногабаритные отходы (мебель, холодильники, газовые плиты, стиральные машины, стальные мойки, велосипеды, баки, радиаторы отопления, детские коляски, чемоданы, диваны, телевизоры, унитазы, тазы, линолеум, доски, ящики и др.) вывозятся организациями самостоятельно или по договорам со специализированной организацией за отдельную плату.

    ТОП по морфологическому признаку подразделяются на следующие компоненты: бумагу и  картон (40%), пищевые отходы (25-45%), дерево (1-4%), металлы (1,5-4,5%), текстиль (3%), стекло (3-10%), кожа и резина (4-7%), камни (1-3%), полимерные материалы (1,5-5%), прочие (1-2%) и отсев (7-18%). Состав ТОП изменяется по сезонам, климатическим условиям и величине городов. Так, содержание пищевых отходов увеличивается с 20-25% весной до 40-55% осенью. Зимой сокращается содержание мелкого отсева уличного смета с 11-20% до 5-7%. Существенное влияние на состав ТОП оказывает централизация теплоснабжения и газификация городов, что приводит к резкому сокращению в ТОП золы и шлака. Из химических элементов в ТОП содержатся углерод, кальций, азот, фосфор, сера и др.

Бумага и картон составляют наиболее значительную часть ТОП г. Ростова – на – Дону (до 40%). Вторая по величине категория – это так называемые органические, в т.ч. пищевые, отходы; металл, стекло и пластик составляют по 3-5% от общего количества отходов. Примерно по 3% приходится на дерево, текстиль, резину и т.д. 

             

  Рис.1 Структура твердых отходов потребления г. Ростова – на - Дону

Немаловажную роль в ТОП  занимают неразлагающихся отходы.  Батарейки, краски, растворители масла и пестициды - в числе наиболее проблематичных. Ртуть из батареек и фосфорсодержащие элементы флюорисцентных ламп угрожают здоровью людей. Безусловно, продолжает расти риск, связанный с органическими химикатами, содержащимися в предохранителях древесных покрытий, растворителях красок, пестицидах и косметике - эти продукты будут также исследованы с особой тщательностью. Будучи просто выброшенными в мусорный бак, эти опасные отходы могут вызвать взрыв в мусоросжигательных печах, загрязнение подземных вод в месте складирования и угрозу здоровью людей.

ТОП представляет определенную опасность для здоровья всех граждан и для окружающей природной среды. ТОП также как и некоторая является весьма благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры и даже средой для развития всей паразитической микрофауны и макрофауны. В ТОП содержащей природные полимерные материалы и хранившиеся на несанкционированных открытых свалках часто обнаруживается гельминтофауна. При плюсовой температуре, начиная с апреля в ТОП в огромном количестве начинают размножаться переносчики инфекционных заболеваний и гельминтофауны, мухи и грызуны всех видов. Переносу этих страшных инфекционных заболеваний способствуют и размножившиеся в большом количестве крупные птицы в первую очередь вороны. ТОП, содержащие до 40-50% пищевых  отходов при положительных температурах (начиная с апреля) в нашей средней полосе РФ начинают разлагаться, выделяя неприятный запах. В условиях достаточной аэрации начинается аэробное разложение таких ТОП, содержащих пищевые отходы, т.е. развитие и размножение аэробных бактерий. Это проявляется в постепенном разогревании слоев ТОП.

Таким образом, нерешенная проблема обращения с твердыми отходами потребления является реальной угрозой возникновения как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний среди населения. Для решения данной проблемы необходимо вовремя осуществлять  сбора и транспортировку к местам временного хранения.

3. Анализ организации сбора твердых отходов потребления на территории  г. Ростова-на-Дону

Следующей стадией обращения с отходами является их сбор. Сбор отходов – это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.  [7]

Существующая система сбора отходов зависит ряда факторов:

- от расстояния населенного пункта до объекта переработки;

- вида жилого фонда (высотная или малоэтажная застройка);

- планировки жилого фонда (ширина проездов, наличие площадей для разворота техники и т.п.);

- принятой стратегии обращения с отходами (основной технологией служит захоронение, отбор вторичного сырья или сжигание);

- климатических условий;

- принятой технологии сбора (в одно ведро, селективный);

- применяемой техники для вывоза отходов, наличия ограничений по габаритам и весу транспорта для вывоза отходов;

Сбор  производится на двух уровнях:

- на уровне домашних хозяйств (в мусорные ведра или полиэтиленовые  пакеты);

- на коммунальном уровне (в коммунальные контейнеры).

В настоящее время самой распространённой  системой удаления отходов из районов сбора и временного хранения к местам обезвреживания в г. Ростов-на-Дону является вывозная, когда сбор отходов осуществляется через систему сборников (контейнеров), а вывоз - мусоровозным транспортом.

В свою очередь вывозная система подразделяется на:

- поквартирную

- подворовую

Поквартирная система удаления ТОП организуется в районах с застройкой до 5 этажей. При этой системе жители выносят мусор в назначенный час к мусоровозам. Эта система не удобна для населения и не эффективна для автохозяйств, поскольку требует больших расходов топлива. [3]

При подворовой  системе сбор отходов производится в несменяемые или сменяемые контейнеры с последующим вывозом сменяемых контейнеров  или перегрузкой ТОП из несменяемых контейнеров и его вывозом мусоровозами. Этот метод имеет ряд гигиенических преимуществ, так как позволяет отказаться от временного хранения бытовых отходов и тем самым улучшает санитарное состояние почвы жилых территорий и обеспечивает возможность увеличения площади зеленых насаждений.

    Основными схемами сбора и транспортировки  бытовых отходов в городе Ростов-на-Дону являются:

- сбор в контейнеры малой емкости (до 3 куб. м);

- сбор отходов с использованием мусоропроводов;

- индивидуальная система сбора с использованием мешков.

3.1. Сбор отходов в контейнеры малой емкости.

Жители города собирают бытовые отходы в пределах своих квартир в специальные контейнеры емкостью 15-30 литров, так называемые мусорные ведра, или полиэтиленовые пакеты. Затем мусор из ведер или пакеты с мусором перемещаются жителями в коммунальные контейнеры. Контейнеры, как правило, расположены во дворах на специальных контейнерных площадках. Площадки для установки контейнеров для сбора бытовых отходов должны быть удалены от жилых домов, образовательных и дошкольных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. от объекта образования размещаемых на них отходов. [3]

Рис. 2. Контейнер для сбора ТОП емкостью 1,1 м3

В районах сложившейся застройки расстояние до жилых домов может быть сокращено до 8 – 10 м. Размер площадок рассчитывается исходя из необходимого количества контейнеров. Площадка устраивается из бетона (асфальта) и ограждается с трех сторон. К площадке устраивается подъезд с твердым или щебеночным покрытием. В Ростове – на – Дону наиболее распространены контейнеры емкостью 0,75 м3, 0,8 м3 и 1,1 м3 (Рис. 2.)

Данная схема с использованием рассчитанных на сбор отходов от большого числа поставщиков, подходит для сбора отходов от объектов инфраструктуры и благоустроенного жилого фонда. Использование данной схемы в сельской местности нецелесообразно, так как проблематично организовать регулярный вывоз отходов.

Основные требования, предъявляемые  контейнерам:

- наличие крышек для предотвращения распространения дурных запахов, растаскивания отходов животными, распространения инфекций, сохранения ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов;

- оснащение колесами, что позволяет выкатывать контейнер для опорожнения при вывозе мусороуборочной техникой с задней загрузкой;

- прочность, огнеупорность, сохранение прочностных свойств в холодный период времени;

- низкие адгезионные свойства (с целью предотвращения примерзания и прилипания отходов).

К достоинства данной схемы можно отнести :

- возможность использования при внедрении раздельного сбора;

- удобство использования для отходообразователей (есть возможность разместить отходы на площадке в любое время);

- достаточно низкие удельные затраты на транспортировку (маршрут может быть легко оптимизирован).

Недостатки:

- необходимость организации мест временного хранения ТОП (контейнерных площадок);  

-низкая технологичность процесса загрузки (просыпание отходов, применение ручного труда);

- сложность организации регулярной мойки контейнеров;

- горючесть;

По данным  на 2011 год  в г. Ростов - на – Дону расположено 3700 контейнеров открытого типа, 380 контейнеров закрытого.  Всего МП «Чистый город» построено 517 муниципальных контейнерных площадок, в том числе 417 стационарных и 100 передвижных на сумму.

В соответствии с проведенной инвентаризацией контейнерных площадок и контейнеров эксплуатируются контейнерные площадки в количестве 1089 штук, на которых установлены 4278 металлических контейнеров различной емкости, 603 евроконтейнеров, 28 бункеров, 69 высокообъемных емкостей (мульд). Из эксплуатируемых контейнерных площадок 146 не благоустроены.

Практика применения металлических контейнеров показала, что срок их эксплуатации зависит не только от кратности вывоза отходов, но и типа складируемых отходов (строительные отходы, крупногабаритные, органика), случаев периодического возгорания мусора в летний период и, как правило, не превышает 2 лет.

Стандартные контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозийной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию.

В ряде случаев, для предотвращения образования свалочных очагов, увеличено количество контейнеров на контейнерных площадках. Некоторые из них протянулись на десятки метров.

Учитывая вышеизложенные проблемы применения существующего контейнерного парка, актуальным является обращение к мировой практике производства оборудования для удаления отходов. Наиболее рациональным является использование современных евроконтейнеров, соответствующих высшим стандартам качества и безопасности.

Контейнер отличается высокой прочностью, легкостью, удобством в обслуживании и транспортировке, устойчив к механическим нагрузкам, к воздействию агрессивных химических веществ и имеет высокую морозостойкость.

Специальная конструкция бака предотвращает попадание воды, делает его герметичным. Баки оснащены крышками, препятствующими распространению запахов. Бак имеет четыре колеса, два из них оснащены тормозом, что обеспечивает легкость в обращении и маневренность. Внизу контейнера имеется сток для выливания воды и удобства промывки внутренней поверхности контейнера. Данные конструктивные особенности направлены на обеспечение экологического благополучия населения.

Баки легко очищаются, в течение длительного времени сохраняют хороший внешний вид и свои функциональные качества в отличие от эксплуатируемых в настоящее время контейнеров.

Отсутствие коррозии, необходимости двукратного в течение года окрашивания существенно сократит ежегодные затраты на ремонт контейнерных площадок. Установка евроконтейнеров позволит сократить длину контейнерных площадок, минимизировать образование свалочных очагов.

3.2. Сбор отходов с использованием мусоропроводов.

Сбор отходов с использованием мусоропроводов реализуется в домах с количеством этажей более девяти. Многие современные дома оборудованы мусоропроводами, куда жители выбрасывают ТОП из ведер или пакеты ТОП.

Мусоропровод - приспособление, используемое в строительстве и представляющее из себя трубу большого диаметра, обычно, металлическую или бетонную, смонтированную вертикально и используемую в целях удобного сбора твёрдых бытовых отходов.

Рис. 3. Структура мусоропровода в многоэтажном здании

Для вброса мусора в мусоропровод используются специальные дверцы-шлюзы в его стволе, сконструированные так, что ТОП могут оказаться внутри ствола, но выпасть из неё не могут и под действием силы гравитации перемещаются вниз по трубе мусоропровода в особое хранилище, называемое мусороприёмником, зачастую находящееся на первом этаже или в подвале многоэтажного строения, и уже из этого мусороприёмника ТОП вывозится на утилизацию. [9]

Ныне невозможно даже представить многоэтажное строение не оборудованное мусоропроводом, что стало возможным благодаря таким бесспорным достоинствам мусоропровода, как:

- мусоропровод, при условии правильной эксплуатации, является наиболее рациональным и гигиеничным способом сбора отходов;

- мусоропровод значительно упрощает решение задачи утилизации твёрдых бытовых отходов в многоэтажных домах.

Тем не менее не лишен мусоропровод и недостатков:

- в отсутствие регулярной правильной эксплуатации мусоропровод служит источником неприятного запаха, болезнетворных микробов, насекомых и грызунов;

- мусоропровод может быть применен только в целях сбора мелких отходов, вследствие чего, при вбрасывании крупногабаритных ТОП, часто случаются так называемые засоры мусоропровода;

- неудобство обслуживания мусоропровод требует регулярной квалифицированной эксплуатации (вывоз ТОП из мусороприёмника, чистка трубы):

-  невозможность организации селективного сбора;

4. Анализ организации удаления твердых отходов потребления на территории  г. Ростова-на-Дону

Удаление твердых отходов потребления с территории  г. Ростова-на-Дону осуществляется при помощи их   транспортировки.

Транспортирование отходов -  деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения. По  определенному графику специальные  машины приезжают, чтобы транспортировать заполненные отходами контейнеры к полигону по захоронению отходов.

Маршрутизация движения собирающего мусоровозного транспорта осуществляется для всех объектов, подлежащих регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов принимается участок движения собирающего мусоровоза по обслуживаемому району от начала до полной загрузки машины.

Маршрут движения разрабатывается в графической и текстовой форме. Графическая форма маршрутов сбора ТОП - это нанесенные на план города (района) линии движения соответствующих мусоровозов с указанием начального и конечного пунктов сбора, а также направления движения. Текстовая форма маршрута сбора ТОП - это последовательное перечисление адресов домовладений, обслуживаемых за одну поездку мусоровоза до его максимального заполнения.

В дополнение к маршрутам движения мусоровозов разрабатывают подробный график (расписание) движения, который позволяет в любое время определить, где находится мусоровозная машина, какое домовладение она обслуживает, когда должна прибыть на конечный пункт маршрута или к месту разгрузки, когда приступит к следующему маршруту.

Маршруты сбора ТОП и графики движения пересматривают в процессе эксплуатации мусоровозов, а также при изменении местных условий:

-уменьшение или увеличение образования ТОП;

- изменение состава обслуживаемых объектов;

-изменение условий движения на участке, при смене типа собирающих мусоровозов или смене системы сбора ТОП.

Разработки маршрута сбора и графика движения мусоровозов необходимо располагать следующими исходными данными:

- подробной характеристикой подлежащих обслуживанию объектов (накопление ТОП по каждому объекту, число и вместимость установленных сборников, места их расстановки, а также состояние подъездов к ним, освещение);

- подробной характеристикой района обслуживания (правила и интенсивность движения по отдельным улицам и внутриквартальным проездам, планировка кварталов и дворовых территорий и т.д.);

- режимом работы транспорта, при выборе режима работы мусоровозного транспорта следует учитывать, что продолжительность работы водителей может устанавливаться не более 1,5 смены.

Разработка маршрута сбора ТОП в г. Ростов – на - Дону производится эвристическим способом с применением математического моделирования процесса сбора ТОП.

При эвристическом способе маршрутизации необходимо учитывется следующее:

- маршрут сбора должен быть компактным и непрерывным, причем, повторные пробеги мусоровозов по одним и тем же улицам следует сводить к минимуму;

- начальный пункт маршрута сбора следует располагать возможно ближе к спецавтохозяйству, если рабочий день начинается на этом маршруте;

- пункты сбора ТОП, находящиеся на дорогах с особо интенсивным движением и улицах с большим потоком пешеходов, нужно объединять в маршруты сбора, подлежащие обслуживанию до наступления часов "пик";

- маршрут сбора должен проходить в направлении к месту обезвреживания ТОП;

- на улицах с большим уклоном (более 12-15 %) процесс сбора должен идти под уклон;

- правые повороты в квартальных проездах используют по возможности (с целью исключения пересечений с встречным потоком транспорта и маневрирования на перекрестках);

- тупиковые улицы следует обслуживать таким образом, чтобы въезд на них осуществлялся правым поворотом;

- маршрут сбора должен предусматривать наличие резервных участков для заполнения мусоровоза в случае его недогрузки на основном маршруте.

Система транспортировки отходов, действующая в Ростове – на – Дону использует в качестве спецтехники мусоровозы с задней или боковой загрузкой.

Мусоровозы с боковой загрузкой.

Рис. 6. Мусоровоз с боковой загрузкой

На сегодняшний день в г. Ростов-на-Дону преимущественное распространение получили машины с боковой загрузкой. В таком варианте производится захват гидравлическим или механическим манипулятором, расположенным с левой или с правой стороны мусоровоза, наполненного контейнера, который поднимает этот контейнер выше грузового борта, после чего происходит его опрокидывание и, соответственно, освобождение от ТОП.

Мусоровозы с боковой загрузкой наиболее манёврен из всех возможных видов мусоровозов. Конструктивные особенности позволяют им осуществлять сбор мусора в густо населенных городских районах и на узких улицах. К тому же, покупка мусоровоза с боковой загрузкой - наиболее экономичное решение по сбору и транспортировки мусора. Коэффициет уплотнения мусора - от 1,5 до 6. Контейнеры для данных мусоровозов - 0,75-0,8 куб.м. [2]

Обслуживает мусоровоз один водитель. Рычаги управления, манипулятор расположены с левой стороны мусоровоза. Рычаги управления гидрооборудованием введены в кабине, что дает возможность водителю управлять технологическим оборудованием мусоровоза без выхода из кабины.

Мусоровоз оснащен прочным жестким кузовом, усовершенствован захват контейнеров, в гидросистеме установлены современные элементы: секционный гидрораспределитель, гидроцилиндры с износостойкими уплотнениями, рукава высокого давления повышенной прочности. Выгрузка мусора производится с помощью выталкивающей плиты и, при необходимости, подъемом кузова.

Самым главным недостатком такого вида загрузки является то, что при опрокидывании контейнера в кузов неизбежно часть мусора просыпается мимо и попадает на землю, что требует дополнительных работ дворника по очистки территории.

Мусоровозы с задней загрузкой.

Мусоровоз задней загрузкой предназначен для механизированного и ручного сбора твердых бытовых отходов и транспортирования их к местам утилизации. Мусоровозы с задней загрузкой могут быть оснащены задним самопогрузчиком или механизированной задней загрузкой, при отсутствии данных механизмов загрузка может осуществляться вручную. [1]

Рис. 4. Мусоровоз МСТ-6963-10 с задней загрузкой

В основном такие мусоровозы загружаются при помощи загрузочного ковша и подающей плиты, а уплотняется мусор при помощи пресса и плиты уплотнения, причем коэффициент уплотнения таких устройств довольно высок и позволяет уменьшить объем мусора в пять раз. Выгружаются мусоровозы с задней загрузкой при помощи выталкивающей плиты.

Мусоровозы с задней загрузкой позволяют:

- обслуживать контейнеры различной конфигурации (от 0,1 до 2 куб. м);

- минимизировать затраты на загрузку отходов (меньшая высота подъема контейнера);

- обеспечить более комфортные условия труда для работников, обслуживающих спецтехнику;

- уменьшить количество просыпающихся отходов;

Рис. 5. Устройство мусоровоза с задней загрузкой

Основные преимущества технологии задней загрузки:

- коэффициент уплотнения мусора в мусоровозах с задней загрузкой достигает 5, в то время как в мусоровозах с боковой загрузкой этот коэффициент не превышает 1,5 - 2, поэтому при одном и том же объеме мусоросборника при применении соответствующего шасси грузоподъемность мусоровоза увеличивается в 2,5 - 3 раза, что позволяет пропорционально сократить требуемый парк спецтехники;

- технология задней загрузки позволяет решать экологические проблемы за счет исключения просыпания мусора при загрузке контейнера, так как загрузка осуществляется в габаритах мусороприемника, а не через небольшую воронку на крыше мусоросборника, как при боковой загрузке;

- работа с механизмом опрокидывания на мусоровозах с задней загрузкой значительно безопасней для оператора машины, так как подъем контейнера осуществляется на высоту 1,5 - 1,8 м от земли, а не на 2,5 - 4 м, как при боковой загрузке;

- при задней загрузке твердыми бытовыми отходами мусоровоз может загружаться и вручную, и фронтальным погрузчиком, что исключено при боковой погрузке.

Единственным недостатком использования таких мусоровозов является их достаточно высокая стоимость.

  1.  Обоснование перспективных направлений совершенствования технологии обращения с твердыми отходами потребления для условий г. Ростова-на-Дону.

Исходя из анализа сложившейся в г. Ростов-на-Дону ситуации в сфере обращения с отходами, совершенствование технологии обращения с ТОП можно реализовать  по следующим основным направлениям:

1) создание условий для развития системы управления в области обращения с ТОП путем:

- совершенствования правовой базы обращения с ТОП на территории

г. Ростова-на-Дону;

- создания и поддержки единой информационной среды в сфере обращения с ТОП;

2) совершенствование системы обращения с ТОП на территории г. Ростова – на - Дону путем:

- установка контейнеров евростандарта для сбора отходов;

Стандартные контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозийной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. В ряде случаев для предотвращения образования свалочных очагов увеличено количество контейнеров на контейнерных площадках. Некоторые из них протянулись на десятки метров.

Учитывая вышеизложенные проблемы применения существующего контейнерного парка, актуальным является обращение к мировой практике производства оборудования для удаления отходов. Наиболее рациональным является использование современных евроконтейнеров, соответствующих высшим стандартам качества и безопасности.

Евроконтейнеры в течение более 20 лет успешно применяются в странах Европы, США. В последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция их внедрения на территории России. Принимая во внимание преимущества и практику применения евроконтейнеров за рубежом и в городах России, необходимо осуществить в  Ростове-на-Дону полную поэтапную замену существующего парка контейнеров евроконтейнерами.

- проектирование, строительство полигона ТОП. В состав полигонов, кроме обязательных природоохранных сооружений, должны входить линии сортировки и прессования отходов в целях уменьшения площадей складирования отходов;

- разработка технологии раздельного сбора ТОП и их переработка;

4) Усовершенствование  процессов удаления отходов.

Для улучшения в целом системы удаления отходов необходимо продолжить приобретение новой спецтехники. Переход к применению евроконтейнеров на контейнерных площадках требует решения вопроса замены спецтранспорта - обновления и модернизации существующего парка, который будет приспособлен к "захвату" евроконтейнеров.

Необходимо приобретение большегрузных мусоровозов, технические характеристики которых будут учитывать требования эксплуатации евроконтейнеров. Универсальность загрузочного устройства позволит использовать различные типы контейнеров, оптимизировать их количество и объем на контейнерных площадках, в то время как манипулятор мусоровоза с боковой загрузкой позволяет использовать только один вид контейнеров.

По данным  на начало 2010 года в наличии 139 единиц мусороуборочной техники, из них 30 - с истекшим сроком полезного использования, то есть фактически оснащенность предприятий такой техникой не превышает 78%.

Анализ возникающих недостатков при оказании услуг по удалению отходов показывает, что при обновлении парка необходимо увеличивать количество средне- и крупнотоннажных мусоровозов при одновременном снижении количества малотоннажных автомашин, доводя это соотношение до уровня 25% автомобилей с боковой загрузкой и 75% спецмашин повышенной грузоподъемности с задней загрузкой.

Экологический эффект будет достигнут за счет уменьшения выбросов транспорта, значительного снижения просыпания отходов при перегрузке и транспортировке. Экономический эффект - за счет сокращения "холостого" пробега, количества рейсов, оптимизации маршрутов и, соответственно, затрат на транспортировку отходов. Кроме того, применение современной техники с низким уровнем шума создаст более комфортные условия для жителей города.

3) улучшение санитарного и экологического состояния территории путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивации техногенных массивов;

4) совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования населения путем совершенствования системы экологического образования, воспитания и просвещения населения:

Заключение

В результате проведенной работы собраны и установлены необходимые сведения об условиях образования и обращения с твердыми отходами потребления на территории г. Ростова – на – Дону. На основании краткой характеристики расположения города, пофакторной и комплексной оценок состояния окружающей среды этого района был проведен анализ экологической ситуации г. Ростова – на – Дону.

Также был проведен анализ основных стадий обращения с твердыми отходами потребления:

  1.  образования и структура твердых отходов потребления

    2)  сбора твердых отходов потребления на территории

  3) удаления твердых отходов потребления на территории  г. Ростова -     на-Дону

В ходе выполнения выпускной работы было предложено несколько перспективных направлений совершенствования технологии обращения с твердыми отходами потребления для условий г. Ростова-на-Дону.

Студент___________________ Я.Р. Марков

Основной руководитель_____________ В.И. Беспалов

Список библиографических источников

  1.  Антонов Э.В Современные мусоровозы с задней загрузкой: правда и вымысел об их возможностях. / Э.В. Антонов // Твердые бытовые отходы.-2013.- №2.- с 24-25
  2.  ГОСТ 27415-87. Мусоровозы. Общие технические требования
  3.  Концепция управления твердыми бытовыми отходами /Шубов Л.Я. Голубин А.К. Москва 2000. – 67с
  4.  Меринов Ю.Н. Эколого социальная комфортность городской среды Ростова-на-Дону. Ростова-на-Дону: Изд. РГУ
  5.  Привалено В.В. ,Безуглова О. С. Экологические проблемы антропогенных ландшафтов Ростовской области. Том 1. Экология города Ростова-на-Дону, 2001. 140с
  6.  Николайкин Н. И., Николайкина Н.Е., Мелехова О. П. Экология: Учеб. для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2008
  7.  Ростовская –на- Дону Городская дума четвертого созыва от  18 декабря 2007 года Решение № 300 О принятии «Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону»
  8.  СНиП 2.01.01.-00. Строительная климатология (с изменениями от 24 декабря 2002 г.)
  9.  СП 31-108-2002 мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений
  10.   ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления»,1998
  11.   Экологический вестник Дона « О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2011 году». Ростов-на-Дону, 2012 г.
  12.   Экология (Серия «Учебный курс»)/А.И..Ажгиревич, В.А. Грачев, В.А.Гутенев и др.; Под ред. проф. В.В. Денисова.-М.; ИКЦ»»МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» , 2009.-768с.
  13.  Экология городской среды: Учебное пособие / В.А. Хомич; М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2008. – 240с
  14.   http://ru.wikipedia.org/wiki/Ростов-на-Дону

PAGE   \* MERGEFORMAT35


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23973. Архаический период римской литературы. Первые авторы 23 KB
  Трагедии Впервые ввел драму на римский сюжет – претекстата. Ромул мифологический сюжет Кластидит исторический сюжет Больше всего прославился в комедии.
23974. Комедии Теренция 32.5 KB
  Комедии Теренция Публий Теренций Афр 195159 гг. Попал в Рим в качестве раба сенатора Теренция Лукана который входил в кружок Сципиона Младшего. Гуманизм Теренция спас его комедии от исчезновения. СВЕКРОВЬ Как видно из дидаскалии и из двух прологов комедия была поставлена при жизни Теренция трижды.
23976. Общая характеристика культуры эллинизма 26 KB
  Особенности искусства: влияние Востока интерес к быту и к частному человеку космополитизм Влияние востока на уровне религии: культ богини Тихэ случая культ Исиды сближается с Деметрой культ Осириса культ Кибелы В то же время в Грецию проникает иудаизм интерес к пышности роскоши изысканности – коринфский ордер. интерес к огромным сооружениям. Фаросский маяк Колосс Родосский огромные корабли интерес к дороговизне украшений симпатии к обожествлению правителей среди ораторов стиль азионизм – туманность речи. Интерес...
23977. Новоаттическая комедия. Менандр 30.5 KB
  повар хвастается блюдами – остался от пира в древнеаттической комедии. частные повседневные отношения; его действующие лица заурядные люди с мелкими страстями с обычными вожделениями и ошибками поставленные в забавные положения; индивидуализации глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами только в различной обстановке такова отличительная черта Менандровой комедии. Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М. Душу...
23978. Александрийская поэзия. Каллимах 22.5 KB
  Александрийская поэзия. ученая поэзия рассчитана на узкий круг подготовленной публики поэзия для эстетов.
23979. Феокрит (305-240) – создатель идиллии 13.69 KB
  Три группы идиллий: бытовая мифологическая воришка мёда буколики – пастушеские идиллии. В идиллии не проникает внешний мир. Идиллии написаны гекзаметром.
23980. Греческая литература Римского периода 24.5 KB
  Литература: Риторика: В эллинистическую эпоху распространился азиантский стиль – пафосный но очень сложный. В римский период – реакция на азиантский стиль – аттицизм – возродить стиль древних ораторов. Стиль более простой.
23981. Творчество Плутарха 33 KB
  Творчество Плутарха Плутарх 46125 г. Мы пишем не историю а жизнеописание Для Плутарха важен человек. Объединяет греков и римлян – стремление Плутарха доказать равнозначность двух культур. Шекспир списывает свои трагедии с Плутарха.