31312

Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми

Дипломная

Педагогика и дидактика

Теоретические основы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх. Научные основы развития детей старшего дошкольного возраста посредством олимпийского образования. Специфика формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх 22 Выводы 31 II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми 2.

Русский

2013-08-28

281 KB

235 чел.

PAGE  49

Содержание

Введение 3

I. Теоретические основы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх

1.1. 1.1 Научные основы развития детей старшего дошкольного возраста посредством олимпийского образования…………………..................................5

1.2. Характеристика видов спорта и Олимпийских игр……………………10

1..3 Специфика формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх 22

Выводы 31

II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми

2.1. Выявление уровня представлений  детей старшего дошкольного возраста о видах спорта и  Олимпийских играх………………………………………….32

2.2.    Разработка и апробация последовательности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми…………….39

2.3. Результаты экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми

Выводы 42

Заключение 43

Литература 45

Приложения

Введение.

В настоящее время, когда вступили в силу федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире. В этих условиях определенный интерес для исследователей может представлять олимпийское образование как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Система олимпийского образования в России начала формироваться еще в 80-90-е годы XX в. и наибольшее развитие получила в средних общеобразовательных школах и физкультурных вузах. При этом, как показывает анализ педагогической практики, несмотря на имеющийся опыт разработки и реализации в дошкольных образовательных учреждениях проектов олимпийской направленности, в целом в процессе социализации старшего дошкольника олимпийское образование пока не заняло должного места. К настоящему времени выполнен ряд исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы олимпийского образования (В.С.Родиченко, В.И.Столяров, Г.М.Поликарпова, В.Н.Сергеев, Ю.М. Чернецкий и др.). Имеются работы, посвященные вопросам олимпийского образования детей дошкольного возраста (О.В.Козырева, Е.А.Тупичкина, В.И.Усаков, С.О.Филиппова).В то же время, в доступной научно-методической литературе не раскрыто содержание понятия «олимпийская образованность старшего дошкольника», не выявлены закономерности становления этого интегративного качества личности ребенка, не определены механизмы педагогического сопровождения данного процесса.

Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников  дает возможность объединить  воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста  не только в системе физкультурно- оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада.

Мы убеждены, что формирование представлений об олимпийских играх может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость постановки вопроса  по олимпийскому образованию дошкольников, который должен опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

В то же время возникает противоречие, что воспитатели и педагоги хотят знакомить детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми, однако методических материалов по данной теме недостаточно, отсутствие систематических знаний значительно затрудняет их деятельность в данном направлении.

Исходя, из актуальности проблемы исследования сформировалась проблема формирования представлений у детей дошкольного возраста об Олимпийских играх.

Отсюда вытекает объект исследования: формирование представлений у детей дошкольного возраста об Олимпийских играх.

Предмет исследования: особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх

Гипотеза нашего исследования: если применять в работе с детьми систему средств формирования представлений у детей об Олимпийских играх, то у детей старшего возраста будет расширяться кругозор в области спорта, увеличиваться  представление об Олимпийских играх и о видах спорта.

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об  Олимпийских играх.

Задачи исследования:

Выявить особенности по формированию представлений детей дошкольного возраста об Олимпийских играх.

Определить начальный уровень представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх.

Разработать и апробировать последовательности (системы) средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми.

Для решения данных задач и проверки гипотезы мы использовали следующие методы: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы и эмпирические – беседа.

База исследования МДОУ №48

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх.

1.1Научные основы развития детей старшего дошкольного возраста посредством олимпийского образования.

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Всему этому способствует социально - личностное развитие, содержание которого направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Все это происходит через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Последний сотрудничает с компетентными взрослыми, как член общества он включается в систему человеческих отношений с диалогом личностей, ценностными установками. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта. Д.И. Фельдштейн подчеркивает: «Детство — это не “социальный питомник”, а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые».

В результате теоретического анализа научных источников мы установили, что в теории физической культуры и спорта (Н.В. Печерский, А.А. Сучилин, В.Н. Сергеев и др.) под олимпийским образованием, как правило, понимается целенаправленный процесс познания закономерностей возникновения и развития олимпийского движения, его действия на удовлетворение многогранных культурно-образовательных потребностей личности и общества [28,31].

 О. Михневич и Е. Кулинкович указывают, что олимпийское образование связано с воспитанием личности при помощи систематизированных знаний, с одной стороны, и организации познавательных видов деятельности – с другой [19,162].

По мнению М.Е. Кобринского, олимпийское образование – это способ интеграции культуры, научных знаний и духовного опыта мирового сообщества [11,36].

Раскрывая особенности олимпийского образования детей дошкольного возраста, В.И. Усаков отмечает, что его целью является приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, а основные задачи состоят в том, чтобы познакомить детей с историей древнего и современного олимпийского движения, воспитать их в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами и привить потребность в остязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса [42].

С.О. Филиппова, характеризуя содержание олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста, исходит из того, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания ребенка. Красота человеческого тела, красота движений, воспетые древними греками, должны определить приоритет физического совершенствования детей. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах [25,143]. Н.В. Яшагина считает, что олимпийское образование в дошкольном образовательном учреждении призвано содействовать социально-личностному развитию детей и предусматривать не только формирование представления об Олимпийских Играх как средстве достижения физического совершенства, нравственного и патриотического воспитания, но и развитие социализированности, познавательной активности детей, умения работать в коллективе, анализировать результаты деятельности [52,357].

Несколько узко, на наш взгляд, рассматривает содержание олимпийского образования дошкольников Е.А.Тупичкина, включая в него два блока – формирование знаний и формирование практических навыков и умений. Вместе с тем в ее исследовании показано, что программа олимпийского образования дошкольников должна предполагать участие детей в разнообразных интегрированных между собой видах деятельности: познавательной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, которые реализуются в игровой форме [41,58].

Для определения структуры олимпийской образованности определенный интерес представляет позиция Ю.М. Чернецкого, который относит к содержательно-процессуальным особенностям олимпийского образования следующее: осмысление истории, закономерностей и принципов олимпийского движения; установление связей олимпийского образования с науками, раскрывающими жизнедеятельность человека; формирование двигательной активности личности, исходя из развития ее мотивационно-потребностной сферы; осмысление и принятие нравственных ценностей олимпийского образования как базы воспитания гуманистической личности [48,80].

Г.М.Поликарпова в числе основных критериев олимпийской образованности и воспитанности у детей и учащейся молодежи называет три группы:сформированность системы знаний в области олимпизма и олимпийского движения; сформированность системы отношений и мотивации в области олимпизма и олимпийского движения; сформированность системы умений и навыков использовать олимпийские знания как в своем стиле жизни, так и в будущей профессиональной деятельности [28,45].

Поскольку образованность как результат образования и качество личности в общем смысле означает и степень культурности, в контексте вопроса об олимпийской образованности дошкольника логичным представляется обращение к выводам О.В.Козыревой о том, что структура спортивной культуры личности дошкольника включает в качестве основных компонентов информационный блок (знания о спорте, о его сторонах, функциях, связанных с ним ценностей и норм), мотивационный блок (интересы, потребности, ценностные ориентации, связанные со спортом), операционный блок (способности, умения и навыки для участия в спортивных соревнованиях) и блок поведения (связанные со спортом типы, модели поведения и, в более широком плане, стиль жизни, система взаимоотношений с людьми) [13,50].

Парадигма сопровождения в современной науке и практике приобретает все большую популярность. Как отмечает М.А. Иваненко, причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его саморазвития [8,22].

В научной литературе педагогическое сопровождение определяется как тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта [3].

Отмечается, что педагогическое сопровождение предполагает диагностирование, консультирование, коррекцию, системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса, координацию всех этих функций [2].

В нашем исследовании, учитывая приведенные и собственные научные данные под олимпийской образованностью старшего дошкольника мы понимаем индивидуально-личностный результат олимпийского образования, в самом общем виде представляющий собой сплав знаний (представлений) о спорте, об олимпийском движении, о ценностях олимпийской культуры и интересов, потребностей, ценностных ориентаций, определяющих «олимпийские» модели поведения в спортивной деятельности и в жизни [4,545].

Таким образом, Олимпийское движение – это важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников  дает возможность объединить  воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста  не только в системе физкультурно- оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе  создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни.

1.2 Характеристика видов спорта и Олимпийских игр

Спорт, как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания. спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

В широком понимании спорт представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

С.П.Павлов и другие, дают такое определение спорту:

«Спорт – составная часть физической культуры, соревнования по различным физическим упражнениям и их комплексам, а также система их организации и проведения. Исторически сложился как особый способ и форма выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений».

В.А.Сухомлинский говорил: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого».

Проанализировав работы Л.П. Матвеева, Ж.К.Холодова, В.С. Кузнецова мы выявили общее определение спорта, которое и было взято за основу в нашем исследовании: спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport - «игра», «развлечение») - организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой, которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Э.Й.Адашкявичене говорила, что заниматься спортом в прямом смысле слова, который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов, не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Различные авторы приводят разные классификации видов спорта. Зависит классификация от того фактора, который взят основополагающим.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов классифицируют по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп [Чикуров А.И. Физическая культура. Учебное пособие. Спортивный клуб «Магма» город Красноярск. info@magma-team.ru]

Доцент кафедры лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого института усовершенствования врачей Г.Е. Егоров приводит классификацию видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена: симметричные, ассиметричные, смешанные виды спорта [7,105].

За основу в данной классификации взят характер воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта.

А.И. Чикуров предлагает подразделять все виды спорта по количеству участников состязания и особенностей взаимодействия виды спорта можно разделить на:

1. Индивидуальные, где результат зависит только от одного спортсмена (бег, плавание, прыжки, одиночное фигурное катание и т.д.)

2. Парные, где результат состязания зависит от возможностей 2-х участников и согласованности - синхронности действий в паре (прыжки в воду,

синхронное плавание, конный спорт, бальные танцы и т.д.)

3. Индивидуально групповые, где есть и индивидуальные соревнования и выступления в группе (художественная гимнастика, теннис и т.д.)

4. Командные виды спорта - где все зависит от координации, согласованости, синхронности действий в команде и правильной расстановке по ролям (защитник, бомбардир, вратарь, а также стратегии и тактики игры (баскетбол, гандбол, футбол и т.д.) [46,480].

Классификация видов спорта в зависимости от характера нагрузки

Характрер нагрузки

Виды спорта

Симметричная нагрузка

Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика.

Асимметричная нагрузка

Акробатика в паре, банминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание.

Смешанная нагрузка

Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей

Отличительными признаками различных видов спорта служат так же правила соревнований, особый состав соревновательных действий, предмет состязаний и способы ведения спортивной борьбы. Виды спорта могут быть с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) или с опосредованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) или с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства).

Все виды спорта могут быть разделены на классификационные группы с преимущественным проявлением одного или нескольких физических или психических качеств:

1) к первой группе можно отнести виды спорта, в которых предъявляются высокие требования к координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание).

2) вторую группу будут представлять циклические виды спорта с достижением высокой скорости передвижения (легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт, лыжные гонки, плавание).

3) в третью группу могут быть включены виды спорта, для которых характерно проявление скоростно-силовых качеств - перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика) или максимальное ускорение при постоянной массе (легкоатлетическое метание).

4) в четвертой группе ведущее значение будут иметь анализаторные функции и освоение оперативной информации борьбы с соперником (спортивные игры, единоборства).

5) в пятой группе предъявляются большие требования к реакциям центральной нервной системы и функциям анализаторов в связи с необходимостью обеспечивать опережающие и упреждающие действия (мотоспорт, автогонки).

6) шестая группа требует предельного напряжения центральной нервной системы при малых физических нагрузках (шашки, шахматы).

7) седьмая группа представлена видами спорта с разносторонним проявлением способностей спортсмена (различные многоборья: современное пятиборье, биатлон) [9,272 ].

Особенностью спорта являются спортивные игры. Спортивные игры это протекающее в рамках правил единоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры.

Спортивные игры занимают всеобщее место в системе физического воспитания. С помощью спортивных игр успешно реализуются воспитательно – образовательные, оздоровительно – гигиенические задачи.

Э. Я. Степаненкова отмечает, что большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учётом  возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребёнка. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. [36,241]

Тренировки и соревнования по спортивным играм совершенствуют способность к инициативным действиям. Коллективный характер такой деятельности обеспечивает приобретение навыков взаимодействия, развивает такие качества, как умение подчинить личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнёрам и соперникам, сознательную дисциплину, чувство ответственности.

В спортивной игре выделяется такое понятие как соревнование.

Соревнование это одна из форм повышения тренированности, выработки волевых качеств. Спортивные соревнования являются стимулом к систематическим занятиям спортивными играми, активизируют спортивно – массовую работу, пропагандируют развитие массовости, позволяют воздействовать на зрителей, решая задачи эстетического, патриотического и интернационального воспитания.

Основная задача спортивных соревнований – повышение спортивного мастерства участников, достижение наивысших спортивных показателей.

Все соревнования принято подразделять на две основные группы: массовых и квалифицированных спортсменов.

Развитие и изменение спорта на протяжении человеческой истории может много рассказать как о социальных изменениях в обществе вообще, так и о сущности спорта в частности.

Учёные предлагают использовать физическое воспитание, в частности спорт и спортивные игры в дошкольном возрасте.

Занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создаёт благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре.

Спортивные игры нужно подбирать, руководствуясь возрастными особенностями детей, учитывать степень подготовленности детей. Однако игры с элементами соревнований, в которых повышается ответственность каждого участника за соблюдение интересов играющего коллектива, давать можно и нужно.

Д. В. Хухлаева говорит, что спортивные упражнения развивают физические качества,  ритмичность, координацию движений, ориентировка в пространстве.

Большинство видов современного спорта, получивших всемирное распространение, их содержание, программы и правила соревнований сложились во 2-ой половине 19 – 1-ой половине 20 вв., когда по ним стали проводиться официальные национальные и международные состязания, возникли национальные и международные спортивные объединения, спортивные клубы, общества и др. С началом проведения крупнейших спортивных соревнований – Олимпийских игр – современные виды спорта культивируются в большинстве стран мира [1,143].

Олимпийские игры это не только крупнейшие соревнования нашего времени, в которых участвуют сильнейшие атлеты всех континентов, это многочисленные встречи, деловые контакты, это праздник мира, молодости и здоровья.

Они вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.

Уже в Древней Греции  существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили различные виды борьбы, бег, метание дисков и состязания на колесницах. Судя по этому списку, военная культура и военное искусство имели прямое отношение к спорту в Древней Греции (и не только там). Там же каждые четыре года проводились Олимпийские игры — в маленькой деревне в Пелопоннесе под названием Олимпия.

Олимпийские игры занимают значительное место в жизни всей планеты, способствуя укреплению сотрудничества и сплоченности молодежи во имя мира, прогресса и демократии.

"Citus, altius, fortius" («Быстрее, выше, сильнее») — таков девиз Олимпийских игр. В нем отразилось извечное стремление человечества к прогрессу.

Олимпийский праздник отмечался в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся через каждые 1417 дней, которые составляли «олимпиаду» — греческий олимпийский год.

Таким образом, олимпийские игры проводились каждые четыре года без перерывов до 394 г. н.э., в котором римский император Феодосии выпустил эдикт, их запрещающий. До этого времени олимпийские игры никогда не прерывались и не откладывались. Все войны прекращались на время игр. Это называлось «священным перемирием». Игры древности прошли очень большой путь, но в конце концов в силу различных исторических причин почти на 20 веков о них забыли.

В июне 1894 г. в Париже собрался международный конгресс, на котором присутствовали представители спортивных организаций 12 стран. Заслушав доклад Кубертэна и ознакомившись с разработанными им организационными основами олимпийского движения, конгресс принял решение о возобновлении олимпийских состязаний и проведении Игр I Олимпиады в 1896 г. в Греции, а также о создании руководящего органа олимпийского движения — Международного олимпийского комитета (МОК).

И с тех пор уже почти восемьдесят лет каждые четыре года проводятся олимпийские игры. С 1924 г. начали проводить и зимние олимпийские игры. Из- за первой мировой войны не состоялась VI Олимпиада 1916 г., из-за второй мировой войны — XII и XIII Олимпиады 1940 и 1944 ггОпределяя тенденции развития спорта, Пьер де Кубертен подчеркивал его противоречивость. Он отмечал: «…появляются виды спорта с новыми характеристиками, они интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени. Но сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и ответственным; наконец, он может быть использован, для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями современных государств».

Исходя из этого, Пьер де Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармонического воспитания молодежи.

Он разработал организационные основы и идейное содержание олимпийского движения современности, объединив их понятием «олимпизм». Эти идеи оказались близкими и понятными во многих странах мира. «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали бы запросам современного общества, - писал Кубертен, сделает возможным встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».

Впервые с этой инициативой Кубертен выступил в 1892 г. в Сорбоне, на торжественном заседании, посвященном 5-летию Союза Французских атлетических обществ. Заручившись поддержкой во Франции, он стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах. В результате деятельности Пьера де Кубертена международный конгресс, состоявшийся в Париже 16 июня 1894 г. собрал 78 делегатов из 12 стран. Многие спортивные организации сообщили о своей поддержке конгресса. В официальных приглашениях, разосланных перед открытием, этот форум был назван «Конгрессом по возрождению Олимпийских игр».

Конгресс единогласно принял предложение об образовании международного олимпийского комитета для подготовки соревнований. Через два года подготовительная работа была завершена, и 6 апреля 1896 г. в Афинах на восстановленном античном стадионе украшенном государственными флагами в присутствии 80 тысяч зрителей король Георгий объявил Олимпийские игры современности открытыми. Началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов рядом с политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования - с важнейшими международными событиями.

Таким образом, учёные отмечают, что олимпийские игры стали актуальны не только в прошлых веках, но и в настоящее время.

На сегодняшний день так же имеет большую актуальность и Всероссийские сельские спортивные игры. Сельское физкультурно-спортивное движение зародилось в середине 30-х годов XX века и объединяет на сегодня миллионы трудящихся агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, потребительской кооперации и учащейся молодежи.

Всероссийские сельские спортивные игры имеют давние исторические традиции и связаны с принятием ВЦСПС решения о создании в стране спортивных обществ, в первую очередь ДСО «Урожай».

Еще в 1935–1936 годах проведена первая российская совхозная спартакиада, которой предшествовали спартакиады в совхозах, МТС и потребительских союзах различных регионов страны. Эти игры способствовали привлечению к регулярным занятиям физической культурой и народным видам спорта около трех миллионов рабочих, служащих и сельской интеллигенции. Летом 1936 года состоялось более 40 республиканских, краевых и областных спартакиад, в финале которых стартовало свыше 12 тысяч сельских спортсменов.

Деятельность ДСО «Урожай» на протяжении многих десятилетий была направлена на развитие массовости физкультурно-спортивного движения на селе, формирование здорового образа жизни, духовного и физического воспитания подрастающего поколения. В эти годы в селах, деревнях, станицах регулярно проводились праздники сельского спорта. Массовость народного спорта, талант и трудолюбие позволили представителям деревни стать чемпионами России, СССР, Европы, мира, Олимпийских игр. Это Али Алиев, Галина Кулакова, Роман Дмитриев, Раиса Сметанина, Владимир Барнашов, Ардальон Игнатьев, Николай Зимятов, Тамара Тихонова, Нина Садовая, Вячеслав Веденин и многие другие.

Однако с принятием в 1987 году решения об упразднении всех ДСО профсоюзов было прекращено проведение сельских спортивных игр.

Лишь благодаря активной инициативе спортивной общественности российской деревни свое новое рождение сельские спортивные игры получили после принятия постановления коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Координационного комитета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, исполкома Олимпийского комитета России, президиума ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации от 27 июля 1994 года «О состоянии и дальнейшем развитии физической культуры и массового спорта среди сельского населения». Было принято решение о проведении игр один раз в два года.

Таким образом, анализ литературных источников разных авторов по исследуемой теме позволил сделать вывод о том, что спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. Различные авторы приводят разные классификации видов спорта. Зависит классификация от того фактора, который взят основополагающим. Это могут быть следующие факторы: по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности; по количеству участников состязания и особенностей взаимодействия; характеру воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена; по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта; преимущественное проявление одного или нескольких физических или психических качеств.

1.3 Специфика формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх

Забота о здоровье ребенка на современном этапе развития общества занимает приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы физического и психического здоровья человека. Создание системы здоровьесбережения на ступени дошкольного образования  обусловлено новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ 2010), социальным заказом родителей, интересом взрослых и детей к олимпийскому движению в преддверии олимпиады 2014 года.

Перед нами стоят задачи приобщения старших дошкольников к истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры,  формирование представлений об олимпизме, что  может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка.

В формировании представлений у детей об Олимпийских играх необходимо знать характеристику детей старшего дошкольного возраста.

Данный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром; ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С. Выготский), т.е. отвечает его интересам и потребностям;неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника; эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя; у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним; важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка[5].

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника. В этом возрасте более развитыми оказывается те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей. Это группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие, жизненно важные движения. Старшие дошкольники способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол). На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.
К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам и длительное время играют, взаимодействуя друг с другом, достигая цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игр. С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнёрства. На этом возрастном этапе использую игры, способствующие укреплению и развитию правильной осанки.[12,
192]

Тем самым, обращаясь к вопросу о закономерностях становления олимпийской образованности старшего дошкольника, поясним, что при его рассмотрении мы исходим из того, что образование представляет собой становление личности в соответствии с социализацией личности. Следовательно, к факторам становления олимпийской образованности старшего дошкольника следует отнести не только педагогическую деятельность, осуществляемую педагогами и родителями, но и индивидуальные особенности (к примеру, типологические свойства нервной системы, предрасположенность к двигательной деятельности), влияние социальной среды, а также собственную активность ребенка. А значит, в качестве основных закономерностей становления олимпийской ребенка, в том числе старшего дошкольника, могут рассматриваться устойчивые, имеющие имманентный характер связи между этими факторами. К особенностям формирования представлений дошкольника об Олимпийских играх мы относим такие как обусловленность содержания педагогической деятельности индивидуальными особенностями ребенка, единство педагогической деятельности и собственной активности воспитанника, зависимость активности ребенка от его индивидуальных особенностей, социально-детерминированный характер содержания и методов педагогической деятельности. Знание закономерностей становления олимпийской образованности позволяет сформулировать основные принципы олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста. По нашему мнению, в числе таковых могут быть принцип ориентации на индивидуальные особенности ребенка (принцип индивидуализации и дифференциации олимпийского образования); принцип активности ребенка; принцип учета региональных особенностей (принцип регионализации олимпийского образования); принцип системности (принцип интеграции образовательных областей). Соблюдение этих принципов, на наш взгляд, должно лечь в основу педагогического сопровождения становления олимпийской образованности старших дошкольников.[35]

Учитывая все вышеперечисленные особенности, мы можем приступить к формированию представлений об Олимпийских играх у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя содержания физкультурно-оздоровительной работы в широко используемых новых программах «Детство», «Радуга», «Старт». «Здоровый дошкольник» и в «Программе воспитания и обучения в детском саду» показал их преемственность. Проанализировав данные программы, мы можем определить задачи, которые должны реализовываться при знакомстве детей с олимпийскими играми: Мы можем определить задачи, которые должны реализовываться при ознакомлении детей с Олимпийскими играми: дать представления детям о истории зарождения Олимпийских игр, создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира; закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр; способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт.
Все чаще в дошкольном учреждении можно встретить использование так называемых авторских программ. Одной из таких программ является программа С.О.Филлиповой «Путешествие в олимпию». Считается, сложные проблемы патриотического воспитания могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Программа опирается, в основном, на мифические персонажи, традиционные ритуалы олимпийских игр, истории завоевания олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку и т.п. В программе «Путешествие в Олимпию», С. О. Филиппова утверждает, что при последовательности ознакомления дошкольником, в частности старших дошкольников с олимпийскими играми, необходимо:

1. Создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира.

2. Ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями из истории олимпийского движения.

3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.

Разработанная программа В.И. Усакова « Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников» предполагает приобщить детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, как одного из важнейших культурологических феноменов XX столетия. Задачами программы является:

1.Знакомство детей с историей древнего и современного олимпийского движения.

2. Воспитание детей в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами.

3. Привитие детям потребности в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса.

К средствам он относит:

1. Рассказы, сказки, викторины, загадки.

2. Конкурсы рисунков, видеофильмы, слайдфильмы.

3. Ролевые и сюжетные спортивные игры, основанные на олимпийских традициях.

4. Спектакли, театрализованные спортивно-оздоровительные представления и праздники.

5. Олимпийский урок.

6. "Олимпийские игры" детских садов и др.

Исходя  из последовательности, которое нам предлагает Филиппова, мы начинаем знакомить детей с Олимпийскими играми. Для этого используем различные средства.

В традиционном учебном процессе средствами обучения являются: 

печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;

дискеты с учебной информацией;

записи на доске, плакаты;

кино, – видеофильмы;

слово взрослого

К средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т.п.

Также к средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач:

-виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;

-педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

В современном процессе обучения используется следующий ряд новых технических средств: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; аудио,- видео - учебные материалы и многие др.

К педагогическим средствам относятся:

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактическая техника;

учебно-наглядные пособия;

технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

компьютерные классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

В.Оконь средства располагает на: простые средства: словесные: учебники и другие тексты; простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины; сложные средства: механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп; аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео; средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие.

Несомненно средством ознакомления детей с Олимпийскими играми так же являются дидактические игры. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Н. К. Крупская утверждала: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности.

Существует следующая классификация дидактических игр:
- с игрушками и предметами;
- настолько-печатные;
- словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры.

Рассмотрев все вышесказанное и тем самым, обобщив, мы можем выделить два основных направления олимпийского образования:

- «Олимпийские уроки» - знакомство дошкольников с Олимпийскими играми, историей древнего и современного олимпийского движения. В рамках этого направления применяются такие педагогические средства, как беседы, рассказы, стихи, песни, сказки, аудиокниги, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков и поделок на олимпийскую тематику. Используются различные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская «Олимпийские уроки», физическая культура, музыка, художественное творчество. В зависимости от возраста дошкольников варьируется содержание и методика осуществления данных видов деятельности.

Для методической организации работы по олимпийскому образованию старших дошкольников приемлемо использовать как готовые, так и  авторские дидактические игры и пособия. Использование наглядности имеет огромное значение для повышения качества усвоения детьми информации.

- Знакомство с видами спорта и обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (таких как футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи, санки и др.) и проведение массовых спортивных праздников, досугов и соревнований: "Малые Олимпийские игры" (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми), "Недели здоровья и спорта" и другие аналогичные соревнования детей, родителей и сотрудников дошкольного учреждения. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др.

Для реализации проекта необходимо выявить знания, интересы и возможности каждого ребенка. В дополнение к основной диагностике физической подготовленности старших дошкольников, следует проводить дополнительное диагностирование уровней физической подготовленности к спортивным играм (бадминтон, футбол, волейбол, баскетбол), предлагаются тесты и опросы по выявлению знаний об Олимпийских играх и интереса к физическим упражнениям. Анализ этих данных определяет уровень знаний по тематике Олимпийских игр, физические возможности, выявляет интересы, склонности и спортивные способности каждого ребенка.

Система здоровьесбережения не может быть успешно реализована без помощи семьи. В соответствии с этим используются различные формы работы по взаимодействию ДОУ и семьями воспитанников. Для родителей подбирается цикл консультаций о детском спорте и спортивных играх,  приобщении к здоровому образу жизни, необходимости совместных занятий физическими упражнениями. В план работы с семьями воспитанников вносятся такие мероприятия, как открытые просмотры мероприятий по физической культуре по тематике Олимпийских игр, совместные массовые мероприятия (малые летние и зимние Олимпийские игры, досуг «Путешествие в Олимпию»). Родители привлекаются к созданию информационных папок-копилок «Секреты здоровья», «Новости спорта», «Дневники Олимпийских игр»; созданию фоторепортажей о совместных мероприятиях, семейных спортивных традициях и т.д.; подготовке и проведению массовых мероприятий.

С целью эффективного осуществления системы формирования здоровьесбережения для педагогов организуются консультации и педсоветы, знакомящие с целями, задачами и организацией деятельности, создана мотивация для самообразования. Старшие дошкольники получат разнообразные теоретические знания, благодаря которым им будет интереснее развивать свои физические качества.

Они смогут самостоятельно организовать игры-соревнования, выстраивать товарищеские взаимоотношение в команде.

Таким образом, знакомство детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми способствует воспитанию у них интереса, уважения не только к спорту, но и к олимпизму, как культурному наследию человечества.

Олимпийская культура вводит ребёнка в мир общечеловеческих ценностей и органично связывает их с ценностями самого ребёнка. Приобщение к миру спорта и Олимпийскому движению позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в его собственном реальном мире, открывает путь развития побуждений, что рождает новые возможности, а эмоциональные переживания вновь вызывают пробуждения. Более того, олимпийское образование выступает как основа развития познавательных, волевых и морально-нравственных устремлений ребёнка. Лишь при комплексном применении всех средств физического воспитания можно надеяться на положительный результат тренировок, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Выводы по 1 главе

Спорт – составная часть физической культуры, средство  и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Спорт – это игра, развлечение. В дошкольном возрасте оно имеет огромное значение в двигательной активности, которое необходимо учитывать педагогу в своей работе, а особенно при её использовании. Дети старшего дошкольного возраста по своему физическому развитию разные. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Для физического воспитания и развития дошкольников выделяются такие средства как: гигиенические, естественные силы природы, спорт, наглядные материалы, иллюстрации, картины, учебники и др.

Олимпийские игры - крупнейшие спортивные соревнования прошлого и настоящего. Они обогащают игру детей разнообразными движениями, вызывают у ребёнка интерес к движениям, развивает творческие способности. Олимпийские игры в физической культуре дошкольника способствуют формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.

Глава 2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми

2.1. Выявление уровня представлений  детей старшего дошкольного возраста о видах спорта и  Олимпийских играх

Констатирующий эксперимент  

Цель исследования: выявить начальный уровень знаний об олимпийских играх детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: беседа с детьми.

Цель беседы: выявить знания старших дошкольников об олимпийских играх.

Беседа проводится в специально отведённом месте, со всеми детьми, где детям задаются вопросы об Олимпийских играх такие как:

1.Что такое Олимпийские игры?

2. Какие виды Олимпийских игр вы знаете?

3. Назовите зимние виды спорта?

4. Назовите летние виды спорта?

5. Где в России будут проводиться Олимпийские игры?

6. Какой символ Олимпийских игр?

7. С чего начинаются Олимпийские игры?

8. Какая медаль дается за 1,2,3 место?

9. Кто может учувствовать в Олимпийских играх?

10. Каких знаменитых спортсменов вы знаете?

Результаты бесед фиксируются в таблице знаками «+», «-», фиксируются знания, которые наиболее характерно проявляются у ребёнка в процессе беседы.

С помощью таблицы мы можем выявить уровень знаний детей об Олимпийских играх.

ТАБЛИЦА

Ф.И.О.

детей

Вопросы и ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Байкузина Лера

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

Балтачев Александр

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

Будин Игорь

-

+

+

+

-

-

-

+

-

-

Вахрушев Артем

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

Зыкин Дима

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

Иванова Александра

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

Корж Вика

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

Князев Данил

+

-

+

+

-

-

-

-

+

+

Корж Стас

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

Леонтьева Софья

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

Мезенцев Роман

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

Медовикова Александра

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

Невоструева Вика

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Пепеляев Андрей

-

-

+

+

-

-

-

+

-

+

Русанова Софья

-

-

+

+

+

-

+

+

-

-

Саламаха Роман

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

Семенов Данил

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

Стог Тимофей

-

-

+

-

+

+

-

-

-

-

Тарасова Любовь

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

В процессе беседы мы выявляем три уровня знаний детей об олимпийских играх: высокий – 20%(4 детей),средний – 50%(10 детей), низкий – 30% (6 детей).

Высокий уровень – дети имеют представление об олимпийских играх, знают, какие виды игр к ним относятся, знают знаменитых спортсменов, какой символ олимпийских игр существует и что он означает; также знают, какие награды получают спортсмены. Дети имеют представление, какие виды спорта существуют, какие игры к ним относятся (баскетбол, футбол, хоккей, биатлон и др.).

Средний уровнь - дети имеют представление об олимпийских играх, умеют классифицировать виды спорта на летние и зимние, но они не могут относить игры, к каким видам спорта они относятся.

Низкий уровень – дети не имеют представление об олимпийских играх, о видах олимпийских игр. Не знают знаменитых спортсменов, символов олимпиады, какие награды спортсмены получают за победу, с чего начинаются олимпийские игры. Дети не имеют представления о том, какие существуют виды спорта, что к ним относятся.

Следовательно, мы видим, что знания детей находится на среднем уровне.

   2.2.    Разработка и апробация последовательности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми

В формирующем эксперименте участвуют 10 детей старшего дошкольного возраста.

Целью формирующего эксперимента является повышение уровня знаний об Олимпийских играх детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации данной цели были поставлены следующие этапы:

  1.  Разработать систему работы повышения уровня знаний об олимпийских играх.
    1.  Использовать данную систему работы в практике работы с детьми.
    2.  Закрепление знаний детей о видах спорта и олимпийских играх.

Первый этап: олимпийские игры и олимпийское движение. 

Цель – ознакомление детей старшего дошкольного возраста олимпийским движением и Олимпийскими играми.

С этой целью используются следующие средства, такие как: словесные (рассказ),  традиционно – учебное средство обучения (слово преподавателя), наглядный материал (картины и слайдшоу).

При ознакомлении старших дошкольников с Олимпийскими играми, мы используем последовательность работы С.О.Филлипповой:

1. Создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира.

2. Ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями из истории олимпийского движения.

3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.

Приступая к нашей работе, мы располагаем детей полукругом, для того чтобы они нас хорошо видели и слышали. Занятия проводились с детьми старшего дошкольного возраста. Данное занятие мы в свободное время после обеда в 16:00 часов. Беседа длилась минут 15. На основе выделенных средств, мы начинаем свою работу.

Знакомство начинаем с просмотра слайдшоу и рассказа об Олимпийских играх, об истории, символе, флаге. Просим детей помочь изобразить кольца на флаге, составляя их из заранее приготовленного материала. После чего рассматриваем картины, задавая детям вопросы по ним «Что изображено на картине?», «Что находится в руках у спортсмена?». А в конце спрашиваем «Что такое олимпийские игры?», «Что такое олимпийское движение?». [Приложение …]

Для этого даём детям время на обдумывание. Затем спрашиваем их мнения. В конце подводим итог, объясняя детям, что Олимпийские игры – это крупнейшие спортивные соревнования, это праздник молодости, красоты.

Спортсмены приезжают к нам с разных стран. Перед тем, как провести соревнования – идёт парад, где спортсмены строятся в один ряд; а самому сильному вручают факел и он зажигает огонь, затем поднимется флаг и поёт гимн. Но соревнования начинаются не сразу, а через несколько дней, для того чтобы спортсмены успели подготовиться.

Второй этап: виды спорта.

Цель: познакомить детей с отдельными видами спорта.

Детям даём понятие, что олимпийские игры – это крупнейшие соревнования нашего времени, куда приезжают люди с разных стан; что  существуют виды спорта, которые относятся к олимпийским играм: зимние и летние виды спорта; к зимним видам спорта относятся биатлон, хоккей, фигурное катание и др.; к летним видам спорта относятся – велоспорт, волейбол, футбол, лёгкая атлетика и др.

В каждом виде спорта участвуют много спортсменов, которые побеждают и выигрывают награды (кубок, медали, грамоты и др.).

На данном этапе применяются такие средства как: наглядный материал (иллюстрации картин), слово воспитателя.

Мы начинаем знакомить с каждым видом спорта, по отдельности  которые имеют большой интерес для детей: футбол. хоккей, биатлон, волейбол, теннис, баскетбол.

Хоккей: сначала задаём детям вопрос, что такое хоккей? Ожидаем ответы от детей, затем начинаем им объяснять, что хоккей – это один из зимних видов спорта, в нём участвуют только мужчины. Он относится к Олимпийским играм. После показываем детям картины спортсменов и говорим, что люди выигрывающие игру, получают медали и становятся победителями. После задаём вопрос о том, как называют людей, которые играют в хоккей? Объясняем, что их называют хоккеистами.

Тоже самое мы проводим с баскетболом, футболом, волейболом, биатлоном, теннисом, и объясняем, что существуют не только эти виды спорта, но есть ещё и другие, такие как: велоспорт, двоеборье, кулачный бой, и др.

При проведении беседы и рассматривании иллюстрации дети проявили интерес к Олимпийским играм и видам спорта. Они эмоционально и живо отвечали, перебивая друг друга, говорили, что они смотрят некоторые из перечисленных видов спорта, а некоторые ходят в спортивную секцию.

В конце задаём детям вопросы такие как: «Какой вид спорта изображён на картине?», «Кто из спортсменов изображён на картине?». Так целесообразно провести дидактическую игру «Зимние и летние виды спорта», где детям необходимо разделить карточки на летние и на зимние игры. Далее подводим итог, что существуют два вида спорта (летние и зимние), множество спортсменов летних и зимних видов спорта, которые участвуют в этих соревнованиях и побеждают, что каждый из спортсменов имеет своё название.

Третий этап: обобщающий.

Цель – закрепить и обобщить представление о видах спорта и олимпийских играх.

Данную игру мы проводим в форме занятия. Игра называется «Олимпийцы». Игра проводится на площадке, участвуют все дети, делясь на 2 команды.

Цель игры: формирование у ребёнка таких качеств, как настойчивость, мужественность, уважительное отношение к соперникам, достойно переносить поражения, оказывать помощь всем участникам игр.

Игра начинается с построения команд, приветствия. Каждая команда представляет свою эмблему и девиз. Затем объясняются общие задания, которые ожидают детей, и то, что будут раздаваться жетоны командам, которые первые выполнят задание.

В данной игре детям предлагаются путешествия по разным странам, где им предлагаются различные общеразвивающие упражнения, логические задания, эстафеты. В игре мы не только просим ребёнка выполнить то или иное задание, но и рассказываем о самих Олимпийских играх. На основе рассказов, детям предлагалось выполнять различные упражнения. Использование игр способствовало закреплению знаний детей об Олимпийских играх и видах спорта.

После завершения игры, подводим итог и выявляем победителей. Победителям вручаем золотые медали, а проигравшим – серебряные. Подводим итог, что спортсмены, участвующие в Олимпийских играх, становятся мужественными, здоровыми, сильными, умными.

На данном занятии, дети проявили себя как настоящие спортсмены, активно принимали участие во всех заданиях, эмоционально и живо воспринимали все задания.

Таким образом, при использовании бесед, рассматривании картин, иллюстраций, проведении игр и эстафет, мы формируем у ребёнка представление об Олимпийских играх и видах спорта.

2.3. Результаты экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми

На этом этапе используется метод: беседа с детьми, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых и выявить уровень их знаний об Олимпийских играх и видах спорта.

После проведения беседы, результаты ответов фиксируем в диаграмму. От 85% до 100% - высокий уровень

от 50% до 80% - средний уровень

Высокий уровень – дети имеют представление об Олимпийских играх, знают, какие виды игр к ним относятся, знают знаменитых спортсменов, какой символ олимпийских игр существует и что он означает; также знают, какие награды получают спортсмены. Дети имеют представление, какие виды спорта существуют, какие игры к ним относятся (баскетбол, футбол, хоккей, биатлон и др.).

Средний уровень -  дети имеют представление об олимпийских играх, умеют классифицировать виды спорта на летние и зимние, но они не могут относить игры, к каким видам спорта они относятся.

   

Таким образом, из данной диаграммы мы видим, что уровень знаний детей об Олимпийских играх и видах спорта, символах олимпийских игр  на констатирующем этапе находились на среднем уровне, то теперь, проведённая работа нам показывает, что на контрольном этапе уровень знаний детей об Олимпийских играх и видах спорта, спортсменах, символах олимпийских игр повысился на 35%.

        Выводы

Нами проводилась экспериментальная работа по проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми, где перед нами ставились следующие задачи:

  1.  ознакомление детей старшего дошкольного возраста Олимпийским движением и Олимпийскими играми.   
    1.  познакомить детей с отдельными видами спорта.
    2.  закрепить и обобщить представление о видах спорта и Олимпийских играх.

На первом этапе мы использовали следующие средства, такие как: словесные (рассказ),  традиционно – учебное средство обучения (слово преподавателя), наглядный материал (картины и слайдшоу). С помощью данных средств мы подвели детей к определению понятия Олимпийские игры, Олимпийское движение.

На втором этапе использовали такие средства как: наглядный материал (иллюстрация картин), слово воспитателя, дидактическая игра. Подвели детей к тому, что существуют разные виды спорта и как называют спортсменов, которые к ним относятся.

На третьем этапе использовалась игра с, помощью которой помогли детям обобщить и систематизировать полученные знания об Олимпийских играх и видах спорта.

Выводы по 2 главе

Проводилась экспериментальная работа по проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми.

На  констатирующем этапе нами был проведён эксперимент, в ходе которого выяснили, что знания детей находятся на среднем уровне.

На  формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована последовательность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми. Работа по ознакомлению детей с Олимпийскими играми и видами спорта осуществлялась в три этапа:

  1.  ознакомление детей старшего дошкольного возраста Олимпийским движением и Олимпийскими играми.
  2.   познакомить детей с отдельными видами спорта.
  3.  закрепить и обобщить представление о видах спорта и Олимпийских играх.

В ходе решения этапов, мы использовали различные методы, средства и формы работы. С помощью данных методов и средств, мы формировали представление детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх.

На контрольном этапе эксперимента, для эффективности ознакомления с олимпийскими играми, нами была вновь проведена беседа. В ходе которй мы выяснили, что знания детей повысились на 35% и детей с низким знанием об Олимпийских играх их видах, спортсменах, стало меньше.

Заключение

Нами было проведено исследование по теме «Особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх».

Олимпийские игры - всемирный праздник молодости, физического совершенства, красоты, арена, на которой человек снова и снова подтверждает, что не существует предела его возможностям.

Олимпийские игры это не только крупнейшие соревнования нашего времени, в которых участвуют сильнейшие атлеты всех континентов, это многочисленные встречи, деловые контакты, это праздник мира, молодости и здоровья.

В ходе анализа литературы по проблеме исследования нами были уточнены особенности влияния олимпийских игр на детей  старшего дошкольного возраста. Ребёнок 6-7-го года жизни владеет в общих видах всеми видами основных движений. Совершенствуются движения, ловкость. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.

Нами был выявлен уровень знаний детей старшего дошкольного возраста. В ходе педагогического эксперимента, беседы, игры  выявили, что в группе много детей с высоким и низким уровнем знаний об Олимпийских играх.

Нами была разработана и апробирована последовательность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с олимпийскими играми, которая состояла из трёх основных этапов:

1. разработать систему работы повышения уровня знаний об Олимпийских играх и видах спорта.

2. использовать данную систему работы в практике работы с детьми.

3. закрепление знаний детей об Олимпийских играх и видах спорта.

Для проверки эффективности системы работы нами было проведено сопоставление начального уровня знаний детей с данными контрольного эксперимента. Сопоставление данных экспериментальной работы показало эффективность использования средств и методов в ознакомлении детей с Олимпийскими играми. Знания детей увеличились,  у них  появились больше представлений об Олимпийских играх, спортсменах, символах, видах олимпийских игр, которые способствуют умственному и физическому развитию ребёнка.

В результате проведённой нами работы все поставленные задачи были реализованы. Выдвинутая нами гипотеза – если применять в работе с детьми систему средств формирования представлений у детей об Олимпийских играх, то у детей старшего возраста будет расширяться кругозор в области спорта, увеличиваться  представление об Олимпийских играх и о видах спорта -  подтвердилась.  

Список литературы

1. 100 вопросов – 100 ответов: Всё о спорте / Авт. сост. Н. Долгополов; консультант Л. Лебедев. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 340 с.

2. http://elmikheeva.ru/avtor/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-stanov

3. http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html

4. Варфоломеева З.С., Портнов Д.О. Олимпийское образование как фактор социализации школьников: теоретико-методический аспект // В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, 2011, №4.1 (16). Гуманитарные и общественные науки. С.545-550.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

6. Выдрин В.М. Физическая культура и физическая подготовка армий рабовладельческого общества. - Л.:  КВИФКиС, 1956.

7. Егоров Г.Е. Классификация видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте. // В сб.: Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. - Л.: 2003. - С. 105 – 107

8. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 22 с.

9. История физической культуры и спорта: Учебник. // Под ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спрорт, 2004. - 272 с.

10. Кенеман  А.В.,  Хухлаева  Д.В.  Теория  и  методика  физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1985.

11.Кобринский М.Е., Кокашинский А.А. Олимпийское образование // Мир спорта. 2001. №4.С. 36

12. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 60-61.

13. Козырева О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания. - М., 2002. 50 с.

14. Колобкова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские игры: Пособие для учащихся/ К. М. Колобкова, Е. Л. Озерецкая – М., 1958. – 64 с.

15. Криунов В.А. Шишов С.А. XX век в спортивной истории Ставрополья. - Ставрополь: ГУП «Ставропольская краевая типография», 2001. - 200с.

16. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Под ред. В.В. Столбова. - М.: Радуга, 1982.- 400с.

17. Курысь В.Н. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект: монография / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, Г.В. Шиянова. - Ставрополь: Ставрополье, 2006. - 224 с..

18. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 752 с.

19. Михневич О., Кулинкович Е. Олимпийское образование и ормирование национального самосознания // Молодёжь – наука – олимпизм: Международный форум. М., 1998. С. 162 – 163.

20. Мягкова С.Н., Стеблецов Е.А. Золотые узоры России. Исторический очерк о первом российском олимпийском чемпионе Н.А. Панине-Коломинкине. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1998.- 144с.; 72

21. Наш олимпийский пьедестал: Олимпийская летопись XX века. - М.: Олимпийская панорама, 2000.- 128с.

22. Новосельцев В.А. Праздник мира и дружбы. - М.: Знание, 1980. - 64с

23. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. - М.: ФиС,1985.

24. Олимпийская хартия. - М.: Советский спорт, 1996.- 96с.

25. Олимпийское образование дошкольников: Метод. пособие  / Авт.-сост.: С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, Н. В. Лебедева и др.; Под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: 2001. – 143 с.

26. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Пособие для учащихся пед. училищ. – М., 1978. – 347с.

27. Печерский, Н.В., Сучилин, А.А. Концептуальные основы олимпийского образования // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы конференции. Омск, 1995. С. 116 – 118;  

28. Поликарпова, Г.М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук.Великий Новгород, 2003. 45 с.].

29. Ратнер А.Б., Родиченко В.С., Столбов В.В. Приглашение в олимпийский мир. - М.: Советский спорт, 1995.- 32с.

30 Романов А.О. Международное спортивное движение. - М.: Физкультура и сорт, 1973.- 256с.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

32. Сергеев В.Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований // Теория и практика физической культуры. 2001. №7. С.31.

33. Славский В.Ф. Спортсмены СССР в Олимпийских играх. - М.: Братская городская типография, 1991. - 96с.

34. Сляднева Л.Н. Телесная пластика в теории биомеханики и физического воспитания: монография / Л.Н. Сляднева. - Ставрополь: СКСИ, 2005. - 268 с.

35. Современные исследования социальных проблем, №9(17), 2012

36. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.

37. Столбов В.В. История физической культуры: Учеб. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989.- 288с.: ил.

38. Суник А.Б. Первый член МОК для России // Олимпийская панорама.-1984.- № 2.- с.38-40.

39. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. - М.: Советский спорт, 2001.- 664с.

40. Твой  олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др.; Олимп. Ком. России. - М.: Сов. спорт; Физкультура и спорт, 1996.- 136с.

41. Тупичкина Е.А. Проект реализации здоровьесберегающих технологий в процессе олимпийского образования дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2011. №11. С.58-67

42. Усаков В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников;http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=914

43. Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению: дис... канд. искусствоведения / С.В. Филатов. - М.: МГУ, 1996. - 234 с.

44. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. (Пособие для воспитателей подготовит. к школе группе.)/ А.И. Фомина – М., «Просвещение», 1974. – 192 с.

45. Хавин Б.Н. Всё об олимпийских играх. - 2-е изд., доп. - М.: Физкультура и спорт,1979.- 607с.

46. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2003. - 480 с

47.  Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. Для учащихся пед. Училищ. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1984

48. Чернецкий Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. 80 с

49. Штейнбах В. Л. Герои олимпийских баталий. - 2-е изд., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 215с.

50.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. - М.: изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 416 с.

51. Юрьев Ю.Н. Олимпийский комитет России: создание и становление. - М.: 52.

52. Яшагина Н.В. Проект олимпийского образования дошкольников «Станем олимпийцами» // Опыт спортивного наследия – Универсиаде-2013:Материалы Международной научно-практической конференции. НабережныеЧелны: КамГАФКСиТ, 2009. С.357.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22341. Детекторы радиосигналов 676.5 KB
  Амплитудные детекторы Амплитудный детектор устройство на выходе которого создается напряжение в соответствии с законом модуляции амплитуды входного гармонического сигнала. Если на входе АД действует напряжение ивх модулированное по амплитуде колебанием с частотой F то график изменения этого напряжения во времени и его спектр имеют вид показанный на рисунке 2а. Напряжение на выходе детектора ЕД рисунок 2б должно меняться в соответствии с законом изменения огибающей Uвх входного напряжения ивх. Таким образом напряжение на выходе АД...
22342. Прием цифровых сигналов при наличии шумов 191 KB
  Модуляция несущей происходит в передатчике и параметры модулированного сигнала полностью определяются выбранным методом модуляции и возможностями элементной базы. Ситуация усложняется еще тем что все параметры среды распространения сигнала определяются только статистически и в значительной степени приближенно. Функциональные схемы приемника цифровых сигналов Для высокочастотного сигнала типовой приемник имеет функциональную схему супергетеродина т.
22343. Синхронизация гетеродина приемника с несущей частотой 112.5 KB
  Вовторых применение оптимального фильтра максимизирующего отношение сигнал шум принятого сигнала также требует снятие отсчетов в строго определенные моменты времени. Эта необходимость возникает в том случае когда в приемнике используется когерентное детектирование ВЧ сигнала. Следовательно несущая и тактовая частоты должны быть восстановлены непосредственно в приемнике из принятого сигнала или получены от того же самого передатчика в виде опорного пилотсигнала. Параметры принятого сигнала Передаваемый и принимаемый сигналы...
22344. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАДИО. ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИГНАЛА В РАДИОПРИЕМНОМ ТРАКТЕ 71.5 KB
  ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИГНАЛА В РАДИОПРИЕМНОМ ТРАКТЕ Краткая история возникновения радио Свою историю радио начинает с экспериментов Герца по проверке уравнений Максвелла. Поэтому в радиоприемном тракте необходимо решать задачи: выделения полезного сигнала из смеси его с помехами; выделения модулирующей функции; выделения передаваемой информации из модулирующей функции и ее преобразование к удобному для дальнейшего использования виду. Решение перечисленных задач в радиоприемном тракте осуществляется с помощью следующих функций:...
22345. Основные архитектуры РПТ. Шумовые характеристики, динамический диапазон 431.5 KB
  Как и в квадратурном смесителе здесь используется пара идентичных смесителей на которые помимо РЧ сигнала подается сигнал с гетеродина в квадратуре. Сигналы в I и Q каналах содержат полную информацию об огибающей входного сигнала и могут быть обработаны в соответствующим образом построенном демодуляторе. В приемнике прямого преобразования наличие рассогласования в цепях смесителя и ФНЧ не ведет к ухудшению селективности а лишь к некоторому искажению полезного сигнала что зачастую не имеет никакого значения при приеме цифровых данных....
22346. Входные каскады РПТ. Высокочастотные фильтры, УРЧ 247.5 KB
  С точки зрения минимизации вносимых приемником шумов следовало бы в качестве первого каскада использовать малошумящий усилитель МШУ имеющий максимальный коэффициент усиления и минимальный коэффициент шума. Современные МШУ имеют коэффициент шума до 0. В диапазоне частот 450 мГц МШУ имеет коэффициент шума 2. Суммарный коэффициент шума в последовательном включении МШУ –фильтр рассчитывается по 1.
22347. Непрерывность функций комплексной переменной 468 KB
  Если то функция называется непрерывной в точке . Иными словами: непрерывна в точке если для любого сколь угодно малого существует положительное число такое что 2 для всех удовлетворяющих неравенству 3 короче . Геометрически это означает что для всех точек лежащих внутри круга с центром в точке достаточно малого радиуса соответствующие значения функции изображаются точками лежащими внутри круга с центром в точке сколь...
22348. Интегрирование функций комплексной переменной 1.52 MB
  кривая с выбранным направлением движения вдоль нее и на ней – функция комплексной переменной fz. Если C кусочногладкая а значит спрямляемая кривая а fz – кусочнонепрерывная и ограниченная функция то интеграл 1 всегда существует. Если функция fz аналитична в односвязной области D то для всех кривых C лежащих в этой области и имеющих общие концы интеграл имеет одно и то же значение. fz – аналитическая функция.
22349. Формула Коши и теорема о среднем 821.5 KB
  Пусть функция аналитична в связной области и непрерывна в . Тогда для любой внутренней точки этой области имеет место так называемая формула Коши: 1 где граница области проходимая так что область остается всё время слева. Таким образом формула Коши позволяет вычислить значение аналитической функции в любой точке области если известны граничные значения этой функции. Выбросим из области кружок радиусом с центром в точке и заметим что в полученной...