31386

Методические рекомендации для выполнения выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ)

Книга

Лесное и сельское хозяйство

Выполнение бакалаврских работ является завершающим этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, а их публичная защита перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) - объективной формой аттестации.

Русский

2013-09-08

763.5 KB

9 чел.


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение  

высшего пРофессионального образования

российский государственный аграрный университет – МСха 

имени К.А. Тимирязева
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

Калужский филиал

Зооинженерный факультет

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

110400.62Зоотехния

Степень – Бакалавр сельского хозяйства

Калуга 2011

Составители: Е.Г. Черёмуха, к.б.н., доцент; Н.Г. Макарцев, д.б.н., профессор; В.Н. Коршунов, д.б.н., профессор; А.В. Тютюников, к.с.-х.н., профессор; О.В. Бузина, к.б.н., ст. преподаватель.

Методические рекомендации для выполнения выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) разработаны с учетом требований Государственного образовательного стандарта, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников и предназначены для студентов очного и заочного отделений зооинженерного факультета по направлению подготовки 110400.62 – «Зоотехния».

Методические рекомендации рассмотрены на совете зооинженерного факультета, рекомендованы к изданию и использованию при выполнении бакалаврских работ. Протокол № 2 от 23 ноября 2010 г.

Согласовано:

Декан

Е.Г. Черемуха, к.б.н., доцент

«___» _________ 2010 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………….......

I. Подготовка к выполнению бакалаврской работы………………..

  1.   Требования к бакалаврской работе………………………….….
  2.  Подготовка бакалаврской работы………………. ………………
  3.   Выбор темы бакалаврской работы……………………………...
  4.   Подбор и изучение литературных источников………………...
  5.   Сбор и анализ практического материала ………………………

II.  Структура и содержание основных разделов бакалаврской работы …………………………………………………………………...

III. Порядок представления и защиты бакалаврской работ ……….

  1.   Подготовка к защите бакалаврской работы……………………
  2.   Рецензирование бакалаврской работы…………………….……
  3.   Защита бакалаврской работы……………………………………

Приложение 1. Примерная тематика бакалаврских работ…………

Приложение 2. Титульный лист бакалаврской работы……….……

Приложение 3. Задание на ВКР …………………………………….

Приложение 4. Аннотация …………………………………………..

Приложение 5. Рецензия на бакалаврскую работу…………………

Приложение 6. Таблицы к бакалаврской работе …………………..

Приложение 7. Математическая обработка полученных материалов ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Главное требование к выпуску высококвалифицированных бакалавров сельского хозяйства - повышение общенаучной и практической подготовки.

Особое место в повышении качества подготовки бакалавров принадлежит заключительному этапу их обучения - самостоятельному выполнению бакалаврских работ, как важной составной части учебного плана. Выбор темы, проведение опытов (экспериментов), сбор материала и его подготовка к обработке, анализ полученных результатов, обоснование выводов и предложений - все это требует от студентов-выпускников изучения специальной отечественной и зарубежной литературы, ознакомления их с различными методами научных исследований и их конкретного использования. Дипломники получают возможность под руководством опытных педагогов самостоятельно применять знания при решении конкретных задач, научиться обобщать результаты исследований, должным образом оформлять материал, публично защищать выполненные работы. Для студентов, проявляющих склонность к науке, бакалаврская работа служит ценным опытом, первым шагом к дальнейшим самостоятельным научным исследованиям.

В данных методических указаниях приведены краткие рекомендации, относящиеся к выбору темы и организации выполнения бакалаврских работ, а также к их структуре, содержанию отдельных глав и параграфов, оформлению, порядку представления и защиты.

I. Подготовка к выполнению бакалаврской работы

1.1. Требования к бакалаврской работе

Выполнение бакалаврских работ является завершающим этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, а их публичная защита перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) - объективной формой аттестации.

Бакалаврская работа является квалификационной работой, выполненной студентом в ходе обучения в университете на основе собственных и совместных исследований, данных литературы, ведомственных материалов.

Бакалаврская работа - это работа, в которой студент должен показать знание теоретических и методических основ по избранному направлению подготовки «Зоотехния», умение собрать и обработать данные по избранной теме, способность провести анализ материала, сделать теоретические выводы и практические предложения.

Необходимость подготовки бакалаврских работ обеспечивает формирование у студентов мотиваций к активной, целенаправленной, самостоятельной, научно-исследовательской и практической деятельности, позволяет им в процессе ознакомления со специальной литературой и проведения исследований закрепить и расширить теоретические знания, а также практические навыки анализа развития отрасли животноводства и обоснования путей повышения ее эффективности.

Бакалаврские работы дают возможность объективно оценивать способности студентов, а в процессе их публичной защиты перед членами ГАК - демонстрировать умение обобщать, аргументировать и отстаивать свои точки зрения, а также склонности к научной или производственной деятельности. Эти позиции позволяют ГАК объективно судить о степени профессиональной подготовленности выпускников.

Наиболее важные в теоретическом и практическом отношениях бакалаврские работы по решению ГАК могут быть рекомендованы для внедрения в производство. Авторы бакалаврских работ, показавшие себя способными и склонными к научной работе - могут быть рекомендованы для научной работы (в магистратуру).

1.2. Подготовка бакалаврской работы

Руководители бакалаврских работ оказывают студентам помощь в составлении планов и методик научных исследований, сборе данных, подборе основной литературы и определении сроков выполнения работы. Пользуясь консультациями руководителей, студентам важно проявлять максимум самостоятельности при разборе методики выполнения работы. Руководители должны поощрять самостоятельность и инициативу студентов, но осуществлять контроль за процессом подготовки дипломных работ. Студенты обязаны строго соблюдать намеченные календарные планы выполнения работ. Они должны изучить относящиеся к темам основные литературные источники и составить их обзор, и в соответствие с разработанными методиками организовать и провести эксперимент. В период проведения экспериментов и после, студентам следует собрать, обработать и проанализировать полученный опытный материал и сделать обоснованные обобщения и выводы. Нужно подготовить иллюстративный материал и окончательно оформить бакалаврские работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

1.3. Выбор темы бакалаврской работы

Тематика бакалаврских работ (проектов) должна быть актуальной, соответствовать плану научных исследований кафедр зооинженерного факультета и отвечать, в частности, запросам производства. Из предложенного на кафедре перечня тем, студенты должны выбрать одну, или представить свои предложения, обосновав их целесообразность, что способствует развитию у них творческой инициативы и самостоятельности мышления. Тематика бакалаврских работ определяется желательно на 3-м курсе (в 6-м семестре), но может быть намечена еще на 1-2-м курсах, что более желательно, так как это дает возможность использовать больше времени на изучение специальной литературы, отработку методики исследований и проведение экспериментов. Окончательное закрепление за студентами тем бакалаврских работ и утверждение руководителей производится на основании соответствующего распоряжения деканата, составленного по представлению кафедры, по результатам заслушивания отчетов по производственной (преддипломной) практике.

1.4. Подбор и изучение литературных источников

После определения темы работы студенты приступают к изучению литературных источников и составлению краткого их обзора. В обзоре отражается состояние изучаемого вопроса, и обобщаются итоги исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме. При этом следует использовать примерно 25-30 источников. Изучают только те источники, которые имеют прямое отношение к теме. В обзорах студенты должны выразить свое отношение к приводимым высказываниям, фактам и обосновать проведение собственных исследований.

1.5. Сбор и анализ практического материала

Следующий этап - разработка планов и методик научных исследований, постановка эксперимента, сбор и анализ экспериментальных данных. Ориентирами в этом служат общие правила проведения научных исследований по зоотехнии. Цифровой материал, полученный в опытах, обрабатывают методом вариационной статистики, сводят в таблицы, диаграммы, графики, рисунки. Полученные результаты анализируют, сопоставляют с литературными данными и делают научно-обоснованные выводы. В процессе накопления и обработки материала, бакалаврские работы дополняют чертежами, фотографиями, рисунками и др. Студентам при проведении опытов, сборе материалов, обработке и анализе полученных данных необходимо обращаться за консультациями к своим руководителям, преподавателям других кафедр и специалистам предприятий, где проходила преддипломная практика.

В зависимости от темы бакалаврских работ руководители студентов имеют право передать в деканат представления о назначении консультантов из числа преподавателей или научных сотрудников соответствующего профиля.

II. Структура и содержание основных разделов бакалаврской работы

Возможны три варианта примерной структуры бакалаврских работ, рубрикаций и объема их разделов (глав) - таблица 1.

Первый вариант следует использовать в том случае, когда экспериментальная часть работы выполнена непосредственно на предприятии и тесно связана с технологией и экономическими показателями развития хозяйства и отрасли.

Второй вариант больше подходит для условий, когда опыты проведены в лаборатории, виварии, учебно-опытном хозяйстве, научно-исследовательском институте и т.д. При проведении опыта в условиях сельскохозяйственного предприятия в ВКР должна быть включена первая глава с характеристикой предприятия и организационно-экономическим анализом его деятельности, как при первом варианте выполнения ВКР.

Третий вариант представляет собой перспективную разработку технологии в целом, или отдельного технологического процесса производства конкретной животноводческой продукции или системы племенной работы с соответствующим организационно-экономическим обоснованием. По заказам сельскохозяйственных предприятий могут быть выполнены комплексные проекты группой студентов.

Таблица 1 - Структура, рубрикация, объем и содержание разделов (глав)

№ раздела,

подраздела

Содержание

Примерный объем текста, стр.

1

2

3

Вариант 1

Титульный лист (приложение 2)

1

Задание по подготовке бакалаврской работы (приложение 3)                                

1

Аннотация (приложение 4)

1

Содержание (оглавление)

1

Введение

1

Глава 1.

Характеристика хозяйства и организационно-экономический анализ хозяйственной деятельности                        

12-16

1.1.

Расположение хозяйства, природные и экономические условия             

1-2

1.2.

Специализация и размеры производства                                                              

1-2

1.3.

Состояние кормовой базы и анализ развития отраслей животноводства

3-4

1.4.

Основные экономические  показатели развития  хозяйства                              

7-8

Глава 2.

Современное состояние и зоотехническая оценка отраслей животноводства                                                                         

5-6

Глава 3.

Мероприятия по охране труда животноводов и охране природы                                  

5-6

Глава 4.

Работа в условиях радиоактивного загрязнения местности                                          

2-3

Глава 5

Экспериментальные исследования по теме:  (название темы)                                                          

20-30

5.1.

Обзор литературы                                          

12-16

5.1.1.

Заголовки  пунктов

5.2.

Материал и методики исследований              

1-2

5.3.

Результаты исследований, их оценка и обсуждение                                                       

6-10

5.4.

Экономическое обоснование результатов исследований                                                             

1-2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Выводы  и предложения  

1-2

Список использованных источников

2-3

Приложения

Вариант 2

Титульный лист (приложение 2)

1

Задание по подготовке бакалаврской работы (приложение 3)                                

1

Аннотация (приложение 4)

1

Содержание (оглавление)

1

Введение

1-3

Глава 1.

Обзор литературы

15-20

Глава 2.

Собственные исследования (экспериментальная часть)

20-35

2.1.

Цели и задачи эксперимента

1-2

2.2.

Материал и методика эксперимента (исследований)

1-3

2.3.

Результаты эксперимента (исследований)

10-15

Выводы и предложения

1-2

Список использованных источников

2-3

Приложения

5-10

Вариант 3

Титульный лист (приложение 2)

1

Задание по подготовке бакалаврского проекта (приложение 3)                                

1

Аннотация (приложение 4)

1

Содержание (оглавление)

1

Введение

1-3

Глава 1.

Характеристика хозяйства, размеры, основные экономические показатели развития исследуемой отрасли

5-7

1.1.

Проектное задание

1-2

Глава 2.

Обзор литературы

10-15

Глава 3.

Расчетная часть проекта

20-35

3.1.

Определение потребности в сырье, технических и энергетических  затратах, технологическом оборудовании, производственных площадях, рабочей силе

8-10

3.2.

Составление технологических схем производства продукции, принцип компоновки основных и вспомогательных производств

8-10

3.3.

Санитарные и ветеринарные требования к производству; экологическая оценка работы предприятия

8-10

Глава 4.

Расчет экономической эффективности работы

2-3

Выводы и предложения

1-2

Список использованных источников

2-3

Приложения

5-10

Титульный лист является первым листом ВКР. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.

Задание на ВКР – структурный элемент ВКР, содержащий наименование выпускающей кафедры, фамилию и инициалы студента, дату выдачи задания, тему ВКР, исходные данные и краткое содержание ВКР, срок представления к защите, фамилии и инициалы руководителя (ей) и консультантов по специальным разделам (при их наличии). Задание подписывается руководителем(и), студентом и утверждается заведующим выпускающей кафедрой.

Аннотация – структурный элемент ВКР, дающий краткую характеристику ВКР с точки зрения содержания, назначения и новизны результатов работы. Аннотация является третьим листом ВКР.

В содержании (оглавлении) указывают номера и заголовки глав (разделов) и подразделов (параграфов) бакалаврских работ и страницы, с которых они начинаются.

Введение – обязательный раздел бакалаврской работы, включающий обоснование актуальности выбранной темы, обзор исследований, проведенных в выбранном направлении и формулирование основной цели работы и круга задач для осуществления этой цели. Во введении также определяется степень изученности проблемы и вопросы требующие дополнительного исследования. Введение завершается формулировкой в конкретном виде цели работы и основных положений проекта, требующих разработки (в виде круга задач). Каждая из намеченных задач, выносится в отдельное положение работы, по которому в основном тексте работы необходимо провести обсуждение, подкрепив его конкретными материалами.

В главе 1 «Характеристика хозяйства и организационно-экономический анализ хозяйственной деятельности» нужно изложить следующие моменты.

1.1. Расположение хозяйства, природные и экономические условия - наименование и история создания; природные условия (климат, в т.ч. осадки и почвы, рельеф, естественная растительность, водообеспеченность) и экономические особенности (место нахождение, наличие подъездных путей к пунктам сбыта продукции и получения грузов); организационная структура (количество отделений, участков, цехов, ферм и т.д.).

1.2. Специализация и размеры производства (удельный вес в структуре товарной продукции главной, дополнительных и подсобных отраслей; стоимость продукции, основных производственных фондов, численность рабочей силы, площадь угодий, численность разных видов животных). Эти данные можно привести в форме текста (за последний отчетный год) и в виде соответствующих таблиц в динамике за 3 последних года (таблица 1-2 приложения 6).

1.3.  Состояние кормовой базы и анализ развития отраслей животноводства – подраздел начинается с анализа размеров и структуры посевных площадей, выделенных под кормовой клин в хозяйстве (таблица 3, приложения 6). Эти данные, дополненные показателями урожайности культур (таблица 4 приложения 6) и себестоимости выращивания кормовых культур (таблица 5 приложения 6), позволят сделать вывод о наличии   в хозяйстве тех или иных кормовых средств, выраженных в физической массе, кормовых единицах и переваримом протеине и обеспеченности хозяйства кормами собственного производства. Расчёт потребности хозяйства в кормах собственного производства осуществляется на основе норм кормления животных и поголовья животных на начало отчётного года и продуктивности животных (таблица 6, 7 приложения 6). При этом рассчитывается себестоимость 1 ц кормовых единиц и переваримого протеина кормов, производимых в хозяйстве. По совокупности показателей выявить наиболее и наименее эффективные культуры. Высказать соображения по оптимальному набору кормовых культур в хозяйстве (кормовой севооборот, пастбищеоборот и отходы растений) исходя из полного удовлетворения потребности животных в разнообразных кормах (включая минеральные и витаминные препараты), почвенных и других природно-экономических условий хозяйства. Дать характеристику качества комбинированных кормов, поступающих в хозяйство из промышленности. Наметить пути повышения качества кормовых средств и эффективности использования рационов при производстве продукции животноводства. Чтобы показать использование концентрированных кормов, анализируются данные по их расходу на единицу продукции животноводства (таблица 8 приложение 6). Необходимо проанализировать изменение расхода кормов на 1 ц продукции по годам, сравнить с нормами их затрат на единицу продукции, с изменением продуктивности животных и на основании этого сделать вывод об обоснованности фактического расхода кормов, в т. ч. концентратов на производство 1 ц продукции.       

В зависимости от наличия тех или иных видов сельскохозяйственных животных в данном хозяйстве анализ состояния отраслей животноводства, как правило, начинают с размеров и структуры поголовья скота и птицы (таблица 6 приложения 6). Сопоставить фактическое выходное поголовье скота и птицы по видам на конец года и сделать выводы о его динамике. Показать соответствие фактической структуры стада с типовой структурой при соответствующем направлении отрасли. Установить, обеспечиваются ли при фактической структуре стада, предусмотренные типовой структурой, соотношения по половым и возрастным группам животных. Наметить пути улучшения структуры по видам животных.

1.4.  Основные экономические показатели предприятия: - В этом подразделе показать производительность труда в отдельных отраслях животноводства (таблица 9 приложения 6). Привести анализ динамики затрат труда на 1 ц продукции животноводства по годам, увязав их с изменением нагрузки на 1 работника, уровнем механизации трудоемких процессов и продуктивностью животных. Указать причины, препятствующие снижению трудоемкости отдельных видов продукции и пути их устранения.

По данным о размерах и структуре затрат на производство единицы продукции животноводства (себестоимости) выявить неиспользованные резервы снижения этих затрат по составляющим их элементам (таблица 10 приложения 6). Сопоставить уровень себестоимости основных видов продукции с соответствующими данными передовых однотипных хозяйств, с ценой реализации продукции государству и сделать выводы об эффективности производства продукции животноводства в анализируемом предприятии.

В заключительной части раздела проанализировать уровень рентабельности отдельных продуктов, отраслей животноводства и хозяйства в целом (таблица 11 приложения 6), его изменение по годам, причины этих изменений. Наметить пути повышения рентабельности производства продукции животноводства.

Для сбора данных при проведении экономического анализа деятельности сельскохозяйственного предприятия необходимо воспользоваться формами годовой отчетности представленными в таблице 12 приложения 6.

В главе 2 «Современное состояние и зоотехническая оценка отраслей животноводства» необходимо дать краткую  характеристику стада (крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, птицы) по типам, линиям, семействам с характеристикой их продуктивности. Оценить   породный и классный состав животных (таблица 13 приложения 6), разводимых в хозяйстве, средний возраст коров в отёлах (таблица 14 приложения 6). Привести распределение коров по удою, массовой доли жира в молоке, живой массе по лактациям (таблица 15 приложения 6). На основе сведений бонитировки животных дать характеристику стада по молочной продуктивности, с учётом возраста коров в отёлах, породности скота, продолжительности сухостойного и сервис-периодов, причины выбытия животных из стада (таблицы 16, 17 приложения 6). Изложить методы селекционной работы, зоогигиенические условия содержания животных, кормление (рационы кормления по сезонам года (таблица 18 приложения 6) и их структура для отдельных видов и групп животных, тип кормления, методы подготовки кормов к скармливанию,  консервирования кормов), ветеринарные мероприятия, условия труда и механизацию трудоемких процессов, переработку и сдачу государству продукции, соображения по увеличению продуктивности животных, повышению качества продукции и росту производительности труда.

В главе 3 «Мероприятия по охране труда животноводов и охране природы» дается анализ мероприятий по охране труда в хозяйстве, обеспеченность рабочих специальной и санитарной одеждой по сравнению с нормами. Оценивается состояние техники безопасности при работе с машинами и животными; количество несчастных случаев, связанных с производством за период 2—3 лет в хозяйстве и анализ их в животноводстве. Дается комплексная оценка природоохранительных мероприятий в хозяйстве по охране почв, вод, воздушного бассейна. Выявляются возможные источники загрязнения среды отходами животноводческих ферм, промышленных предприятий.

В главе 4 «Работа в условиях радиоактивного загрязнения местности» отражаются следующие вопросы:

  •  производство кормов в условиях радиоактивного загрязнения территории;
  •  составление рационов кормления сельскохозяйственных животных с использованием “загрязнённых” кормов;
  •  технология производства, использования и переработки продукции животноводства;
  •  ведение личного подсобного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения;
  •  техника радиоактивной безопасности в животноводстве.

В главе 5  «Экспериментальные исследования по теме: (приводится название темы)» должны быть следующие пункты:

5.1. Обзор литературы. Цель обзора литературы -  логически обосновать поставленную задачу исследования, поэтому в нем освещается степень изученности вопроса, поставленного на изучение (проектирование), данные отечественной и зарубежной науки и передового опыта. Обзор осуществляется по принципу постепенного сужения диапазона рассматриваемых вопросов, от общих к конкретной теме исследования (проектирования). Если в литературе встречаются противоречия по изучаемому вопросу, то студент должен сгруппировать источники в зависимости от взглядов. Содержание выбранных источников излагается кратко, без изменения смысла исследований и результатов. На основе изученного материала автор обосновывает актуальность темы, ее целевое назначение, формулирует задачи, которые должны быть решены в бакалаврской работе (проекте).

В обзоре литературы, в первую очередь, используют работы, опубликованные за последние 10 лет. Не следует использовать учебную литературу, в том числе учебники и пособия.

5.2. Материал и методика исследования – приводятся сведения о времени и месте проведения опыта, о породе и породности животных, их пол, возраст, количество животных, принцип формирования опытных и контрольных групп. Описывается схема опыта, зоогигиенические условия содержания животных их количество в группах, рационы кормления, время и методы отбора проб для исследований, методы лабораторных, клинических, зоотехнических, микробиологических и химических исследований, математический аппарат обработки полученных данных.

Указывается перечень вопросов и учитываемых показателей подлежащих изучению, формы учета опытных данных и их регистрации.  

При использовании широко известных методов исследований указывается ссылка на источник.  Если в бакалаврскую работу привлекаются чужие материалы, студент должен сообщить об этом в методике исследований, указав автора, характер,  объём и источник.

Если студент пользуется  малоизвестной или оригинальной  методикой, а также модифицированным  методом исследования, необходимо указать автора и литературный источник в списке использованной  литературы.

В работах аналитического характера в качестве материала исследования используют документы первичного и племенного зоотехнического учета, бухгалтерской и статистической отчетности, а также наблюдения самого автора за ходом процесса производства.

 5.3. Результаты исследований, их оценка и обсуждение – в  подразделе приводится  углубленный научный анализ полученных  результатов в сравнении с современным состоянием исследуемого вопроса, с обоснованием планируемых на определенный период показателей и рекомендуемой системы мероприятий по их выполнению.

Результаты эксперимента описываются по произвольной форме. Например, приводится динамика живой массы и среднесуточных приростов животных;  затраты корма, кормовых единиц, или обменной энергии и сырого или переваримого протеина на 1 кг прироста;  клинические и физиологические показатели здоровых животных, переваримость и баланс питательных веществ корма;  химический состав тела или продукции и отложение питательных веществ корма в теле животных и т. д.

При выполнении тематики, связанной с селекционно-племенными мероприятиями улучшения основных хозяйственно-полезных признаков у разных видов сельскохозяйственных животных, необходимо предусмотреть в аналитической части структуру стада, возрастной и классный состав маточного поголовья, их продуктивность, а также наличие ремонтного молодняка, который в перспективе должен пополнить стадо и заменить выбракованных животных. Провести статистический анализ основных показателей продуктивности, рассчитать реальный оборот стада, уровень браковки и определить прогноз возможного генетического улучшения признаков продуктивности.

При выполнении тематики, связанной с кормлением сельскохозяйственных животных, следует предусмотреть и проанализировать сложившиеся в хозяйстве условия питания животных. Выявить причины несбалансированного кормления и отметить, какие негативные последствия могут быть по состоянию здоровья, воспроизводительных качеств, уровня продуктивности, а также качества продукции. На основании этого разрабатывается программа кормления животных применительно к конкретному хозяйству.

При выполнении тематики, связанной с разработкой санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на активизацию защитных и продуктивных функций организма, следует провести оценку зоогигиенических и ветеринарно-санитарных условий, существующих в хозяйстве. Базируясь на теоретических основах влияния нормальных и отклоненных от нормы факторов внешней среды на организм животных, разрабатываются зоогигиенические нормативы и правила содержания, кормления, поения, ухода и выращивания животных для конкретного хозяйства.

В указанном подразделе приводятся таблицы, рисунки, схемы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Анализ этого материала не должен подменяться простым пересказом цифровых данных. Он заключается в сравнении, обобщении, противопоставлении, осмыслении полученных данных. Отдельные цифровые значения можно повторить в тексте, если требуется подчеркнуть что-нибудь очень важное. Графики, диаграммы и таблицы не должны дублировать друг друга. Один из вариантов устранить дублирование - это поместить график или диаграмму в основном тексте, а соответствующую таблицу в приложении. Таблицы по объёму не должны преобладать над текстом, так как в противном случае затрудняется их восприятие.

На основании экспериментального материала в процессе его обсуждения делаются краткие выводы с привлечением результатов исследований других авторов, с обязательной ссылкой на соответствующий литературный источник. Все данные эксперимента, накопленные в процессе выполнения бакалаврской работы, подвергаются математической обработке методом вариационной статистики. Выбор методов биометрической обработки данных зависит от направления работы и ее цели. При этом, как правило, определяют среднюю арифметическую величину признака (М или х), ошибку средней арифметической (m), среднее квадратическое отклонение (σ - сигма) и коэффициент вариации (Сv) (приложение 7).

5.4. Экономическое обоснование результатов исследований - в разделе анализируется экономическая эффективность рекомендуемых для внедрения результатов исследований. Основные показатели экономической эффективности могут быть представлены как:

  1.  рост валовой продукции;
  2.  повышение производительности труда;
  3.  снижение себестоимости продукции или издержек производства и окупаемости производительных затрат;
  4.  рост чистого дохода;
  5.  повышение уровня рентабельности производства.

Раздел «Выводы и предложения» является итогом всей проделанной работы, суть которой должна быть понятна без чтения основного текста. В нем кратко излагаются сущность проведенных исследований, их теоретическое и практическое значение и даются рекомендации производству. Выводы излагаются в виде отдельных пунктов в пределах одного абзаца каждый.

Предложения о целесообразности внедрения новых мероприятий в производство делаются с учетом показателей экономической эффективности.

Список использованных источников – сведения об источниках, использованных  при написании бакалаврской работы, размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами. При этом студенты должны обратить особое внимание, что с 01.01.2009 введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Полный текст ГОСТа размещен на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru, образец оформления представлен в «Требованиях к оформлению курсовых, выпускных квалификационных работ (проектов) и других письменных работ студентов» (Калуга, 2010).

Приложение оформляют как продолжение бакалаврской работы. В тексте бакалаврской работы на все приложения должны быть ссылки, которые располагаются в порядке их появления. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

В приложениях приводят первичные данные материла бакалаврской работы,  документы, таблицы,  диаграммы, чертежи, фотографии, рисунки, раскрывающие более полно содержание работы.

Приложения в общий объем бакалаврской работы не включают.

При написании бакалаврской работы по второму варианту в главе «Собственные исследования» последовательно и обстоятельно обсуждают все основные данные, полученные в научном эксперименте. Предварительно составляется план изложения материала, его систематизации, обработки и анализа. Основной экспериментальный материал должен быть подвергнут биометрической обработке, что даёт возможность по результатам проведенных опытов на животных сделать правильные выводы об эффективности применения разных методов исследования.

На основании полученных результатов, по каждому из основных положений работы (основные положения должны полностью соответствовать поставленным задачам по содержанию и количеству) ведется  обсуждение, в котором приводятся наиболее значимые факты, подтверждающие или опровергающие выдвинутые в работе гипотезы и предположения. Дается не только научный анализ полученных результатов, но и проводится их сравнение с аналогичными данными других авторов. В случае расхождений с принятыми представлениями необходимо дать аргументированное объяснение или высказать своё предположение по этому вопросу. После анализа наиболее важных показателей целесообразно сделать заключение, отметив в нём выявленные закономерности и сформулировав частные выводы.

При выполнении работ по третьему варианту (по тематике технологического плана) наряду с данными по продуктивности всех групп, структуры стада того вида животных, на котором будет осуществляться улучшение продуктивных качеств, необходимо использовать дополнительные расчеты поточного производства для крупных комплексов или технологии для малых ферм, при этом необходимо предусмотреть механизацию трудоемких процессов в разрезе основных цехов производства продукции животноводства, а также предложить распорядок дня, организацию и форму оплаты труда (таблицы 19-23 приложение 6).

Все предложения по совершенствованию генотипов животных и внедрению новых прогрессивных технологических приемов должны быть экономически обоснованы с учетом существующих методик.

Студенты обязаны продемонстрировать умение анализировать полученные сведения и на этой основе делать обоснованные обобщения, заключения и выводы.

III. Порядок представления и защиты бакалаврских работ

3.1. Подготовка к защите бакалаврской работы

Законченные бакалаврские работы, подписанные автором и консультантами студент представляет руководителю. После их просмотра и одобрения они подписывают работу и вместе со своими письменными отзывами представляют заведующему кафедрой. В отзыве отражаются следующие вопросы: обоснование выбора темы, её научное и практическое значение, отношение студента к выполнению работы, его добросовестность, трудоспособность, самостоятельность и инициативность, умение работать с библиографией, наблюдать и накапливать факты, анализировать, сопоставлять и обобщать их, делать правильные выводам предложения. Бакалаврская работа заслушивается на заседании кафедры, после чего заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студентов к защите, делая соответствующие записи об этом на титульных листах бакалаврских работ и протоколе заседания. В случае, если студент к защите, не допускается, протокол заседания (с участием руководителя бакалаврской работы) представляется через декана факультета на утверждение директора филиала.

3.2. Рецензирование бакалаврской работы

Бакалаврские работы, допущенные выпускающей кафедрой к защите, направляются деканом факультета на рецензирование. В рецензиях должны быть раскрыты следующие вопросы: актуальность и оригинальность темы, соответствие её направлению подготовки 110400.62 – «Зоотехния»; полнота разработки темы в целом и по разделам; положительные стороны и недостатки отдельных частей работы, точность и достоверность полученных данных; теоретическая и практическая подготовленность студента при решении поставленных задач; грамотность, ясность и последовательность изложения материала; качество оформления работы и иллюстративного материала; обоснованность выводов и предложений.

В заключении рецензенты дают общую оценку работы и рекомендации о присвоении конкретному автору соответствующей квалификации.

3.3. Защита бакалаврской работы

Продолжительность доклада бакалаврской работы не должна превышать 10 мин. В течение этого времени нужно, дать краткую характеристику хозяйства, обосновать актуальность темы, изложить методику, сообщить и прокомментировать результаты исследований, сделать выводы и высказать свои предложения. Доклады нужно сопровождать таблицами, графиками, диаграммами. После их окончания члены ГАК задают вопросы, на которые докладчики должны отвечать кратко и по существу.

В заключении отражаются отзывы и рецензии. В ГАК могут быть представлены и другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполнения бакалаврских работ, печатные статьи по темам, документы, указывающие на практическое применение работ, макеты, образцы продукции, коллекции и др. Затем члены ГАК и присутствующие на защите преподаватели в своих выступлениях оценивают достоинства защищаемых бакалаврских работ, отмечают недостатки, высказывают пожелания и предложения. После обсуждения заключительное слово предоставляется дипломникам, которые должны ответить на замечания рецензентов и выступающих членов ГАК.

При оценке бакалаврских работ ГАК принимает во внимание актуальность и оригинальность их тематики, структуру, научно-методический уровень и практическую значимость, содержание докладов, качество иллюстративного материала, ответы на вопросы, средний балл успеваемости студентов. В процессе защиты выясняется, насколько прочны их научные и практические знания, полученные во время обучения, насколько высок уровень их профессиональной подготовки.

 Приложение 1

Примерная тематика бакалаврских работ

  1.  Современное состояние и перспективы развития скотоводства (свиноводства, коневодства, овцеводства, птицеводства) в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  2.  Оценка племенной ценности быков-производителей (жеребцов-производителей, хряков-производителей) используемых на поголовье коров в условиях ООО (ОАО)…………района Калужской области
  3.  Использование адресных премиксов в кормлении лактирующих коров в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  4.  Изменчивость продуктивности коров в связи с генетическими и паратипическими факторами
  5.  Характеристика  стада коров  и  пути дальнейшего его совершенствования в условиях ООО (ОАО)…………района Калужской области
  6.  Влияние преддоильной подготовки вымени на молочную продуктивность и процесс доения коров
  7.  Молочная продуктивность коров-первотёлок в зависимости от возраста первого отёла
  8.  Морфологические признаки и функциональные свойства вымени коров в связи с возрастом
  9.  Влияние режима и техники кормления телят на их рост и развитие
  10.  Влияние продолжительности сервис-периода на молочную продуктивность коров
  11.  Основные факторы, влияющие на рост и развитие ремонтных телок
  12.  Выращивание ремонтного молодняка в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  13.  Эффективность производства молока в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  14.  Молочная продуктивность коров в зависимости от живой массы и возраста
  15.  Резервы повышения молочной продуктивности коров в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  16.   Технология  производства и первичной переработки молока коров в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  17.   Технология откорма бычков и ее совершенствование в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  18.   Полноценность кормления и мясная продуктивность откармливаемого молодняка крупного рогатого скота в условиях ООО (ОАО)…………………..района Калужской области
  19.  Сравнительная характеристика разных линий хряков по воспроизводительным качествам
  20.  Сравнительная характеристика разных семейств  свиноматок по воспроизводительным качествам
  21.  Анализ технологии производства мяса бройлеров и пути ее совершенствования в условиях птицефабрики……………
  22.  Влияние микроклимата на продуктивность и сохранность кур-несушек в условиях птицефабрики……………
  23.  Оценка качества яиц кур-несушек в зависимости от факторов кормления
  24.  Особенности дрессировки служебных собак

Приложение 2

Титульный лист бакалаврской работы

        


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего пРофессионального  Образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

Калужский филиал

Зооинженерный Факультет

Кафедра …………………..

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(бакалаврская  работа)

(16 пт)1

«_________________________________________________»

название ВКР

по направлению подготовки 110400.62 Зоотехния

Заведующий  кафедрой                       _____________/_________________

                                                                                                     Подпись                        Ф.И.О.

         

«Допустить к защите»                          «___»__________________20__ г.

Руководитель                                   _____________/_________________

                                                                                                      Подпись                        Ф.И.О.

Студент          _____________/_________________

                                                                         Подпись                        Ф.И.О.

Рецензент       _____________/_________________

                                                                         Подпись                        Ф.И.О.

Калуга 20___

Приложение 3

Задание на ВКР

        


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение  

высшего пРофессионального образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

Калужский филиал

Зооинженерный факультет

Кафедра ________________________

                     Утверждаю:

                                  Зав. кафедрой _________/________________

                                                                                  Подпись                   Ф.И.О.

       «____»______________20__г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ (ВКР)

Студент_________________________________________________________

Тема ВКР (утверждена приказом по университету от «__»________20___г. №__) «__________________________________________________________

_______________________________________________________________»

Срок сдачи ВКР  «____»________________20___г.

Исходные данные к работе_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень подлежащих разработке в работе вопросов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень дополнительного материала _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выдачи задания     «___»_________________20__г.

Руководитель (подпись, ФИО)    __________________

Задание принял к исполнению (подпись студента) __________________

         «___»_________________20__г.

Приложение 4

Аннотация

Тема данной выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) — «Название темы» — в рамках которой были рассмотрены показатели, позволяющие оценить  _________________________________.

Объект исследования – ______________________________________.

Целью дипломной работы является ____________________________.

Теоретическое исследование проводилось методом ______________. Экспериментальное исследование методом  __________________________.

Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается _____________________________________________________.

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) изложена на ____ стр. машинописного текста, состоит из введения, пяти разделов (характеристика хозяйства и организационно-экономический анализ хозяйственной деятельности; современное состояние и зоотехническая оценка отраслей животноводства; мероприятия по охране труда животноводов и охране природы; работа в условиях радиоактивного загрязнения местности; экспериментальное исследование по теме), выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений; содержит ___ таблиц. В каждом разделе имеются подразделы, раскрывающие его содержание. Список использованной литературы включает ____ наименования.

Приложение 5

Рецензия на бакалаврскую работу

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу студента

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный аграрный университет –

МСХА  имени К.А. Тимирязева»

Калужский филиал

Студент (ка)_________________________________________________________________

Кафедра____________________________________________________________________

Факультет __________________________________________________________________

Представленная ВКР на тему: _____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

содержит пояснительную записку на _____ листах и дополнительный материал в виде

____________________________________________________________________________

ВКР по содержанию разделов, глубине их проработки и объему _____________________

соответствует, не соответствует)

требованиям к выпускной квалификационной работе.

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ВКР

1 Актуальность, значимость темы в теоретическом и практическом плане ____________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Краткая характеристика структуры ВКР  ______________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3 Достоинства ВКР, в которых проявились оригинальные выводы, самостоятельность студента, эрудиция, уровень теоретической подготовки, знание литературы и т.д. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4 Недостатки ВКР (по содержанию и оформлению)  ______________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5 Особые замечания, пожелания и предложения __________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ВКР отвечает предъявляемым к ней требованиям и заслуживает _____________ оценки,       

                                                                                                                           (отличной, хорошей, удовлетворительной, не удовлетворительной)

а выпускник – присвоения квалификации  _________________________________________

Рецензент __________________________________________________________________

                                                                                    (фамилия, имя, отчество, должность, место работы)

___________________________________________________________________________

Дата: «____» __________ 20___ г.                                    Подпись: ___________________

Приложение 6

Таблицы к бакалаврской работе

Таблица 1 -  Размер и структура товарной продукции (в фактических ценах реализации)

Отрасли и виды продукции

Размер товарной родукции,

тыс. руб.

Структура товарной продукции,  % к итогу

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

I. Растениеводство - всего

   в том числе

-  зерновые и зернобобовые

-  картофель   

-  ………..

-  прочая продукция

растениеводства

II. Животноводство - всего

   в том числе:

- скотоводство

      из него

-    молоко

-    прирост живой массы

- свиноводство

- овцеводство

- птицеводство

-  прочая продукция

животноводства

В целом по сельскохозяй-

ственному  производству

(I + II)

                          

Таблица 2 -  Размеры производства

Показатели

20___г.

20___г.

20___г

Отчётный год в % к

20__г.

20___г.

Стоимость валовой продукции в

сопоставимых  ценах 1994 г.,  тыс.руб.

Среднегодовая численность работников, чел

Основные производственные средства, тыс. руб.

Среднегодовое поголовье животных, гол:

крупный рогатый скот – всего

в т.ч. коров

Общая земельная площадь, га

в т.ч. сельхозугодий:

из них пашня

сенокосы

пастбища

Таблица 3 -  Размер и структура посевных площадей

Культуры

Площадь посевов, га

Структура посевов, %

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

Зерновые и зернобобовые - всего

в т. ч. -  зерновые  злаковые

         -  зерновые бобовые

Картофель

Кукуруза на силос

Кукуруза на зелёный корм

Однолетние травы:

- на зелёный корм

-  на сено

Многолетние травы:

- на зелёный корм

- на сено

Прочие культуры

Всего посевов

Таблица 4 – Урожайность основных сельскохозяйственных культур,  ц/га

Культуры

20___г.

20___г.

20___г.

Отчётный год в % к

20___г.

20___г.

Зерновые и зернобобовые - всего

в т. ч. -  зерновые  злаковые

         -  зерновые бобовые

Картофель

Кукуруза на силос

Кукуруза на зелёный корм

Однолетние травы:

- на зелёный корм

-  на сено

Многолетние травы:

- на зелёный корм

- на сено

Прочие культуры


Таблица 5 -  Валовой сбор кормовых культур и обеспеченность предприятиями кормами

Показатели

Валовой сбор, ц

Себестои-мость 1ц., руб.

Обеспеченность предприятия

в натуре

к. ед.

переваримого протеина

Требуется по норме ц. к.ед.

Процент обеспеченности

20____г.

Концентрированные корма:

в т. ч. зерновые злаковые,

зерновые бобовые

Сочные корма: в т. числе

Картофель

Корнеплоды

Кукуруза на силос

Кукуруза на зелёный корм

Однолетние травы:

- на  зелёный корм

- на сено

Многолетние травы:

- на зелёный корм

- на сено

Итого

20_____г.

20_____г.

Примечание: По данным питательности кормового средства и себестоимости 1 ц устанавливаются общие затраты на производство данного вида корма. Разделив затраты на производство конкретного вида корма на количество кормовых единиц (ц) или количество переваримого протеина в нем, устанавливается себестоимость 1 ц к.ед. или П.П.

Сопоставив себестоимость выращивания отдельных кормов делается вывод о целесообразности их дальнейшего использования.

На основе таблицы 6 рассчитывается потребность хозяйства в кормах собственного производства и сопоставляется с их валовым производством (таблица 5).

Таблица 6 -  Численность и структура поголовья скота и птицы (на конец года)

Виды и группы животных

Поголовье, гол.

Структура стада, %

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

20___г.

Крупный рогатый скот, всего

в том числе:

быки производители

коровы

нетели

телки старше года

тёлки до года

бычки старше года

бычки до года

молодняк рождения текущего года                  

– тёлки                          

– бычки

Свиньи – всего

в т.ч. основные матки

Таблица 7 -   Продуктивность скота и птицы

Показатели

20___г.

20___г.

20___г.

Отчётный год в % к

20___г.

20___г.

Удой на среднегодовую корову,  кг.

Среднесуточный прирост массы молодняка крупного рогатого скота, г

Выход телят на 100 коров, гол.

Среднесуточный прирост массы свиней, г

Среднесуточный прирост массы овец, г

Средний настриг на овцу,  кг

Яйценоскость на несушку,  шт.

Мёдопродуктивность, кг

Таблица 8 – Расход кормов на единицу продукции животноводства,  ц к. ед.

Показатели

20___г.

20___г.

20___г.

Отчётный год в % к

20___г.

20___г.

Затраты кормов в ц кормовых единиц:

на 1ц молока

в т.ч. концентратов

на 1ц прироста массы крупного рогатого скота

в т.ч. концентратов

на 1ц прироста массы свиней

в т.ч. концентратов

На 1 ц баранины, шерсти и т.д.

Таблица 9 – Затраты труда на производство единицы продукции животноводства

Показатели

20__г.

20__г.

20__г.

Отчётный год в % к

20__г.

20__г.

Затраты труда, чел/час:

на 1ц молока

на 1ц прироста массы крупного рогатого скота

на 1ц прироста массы свиней

Таблица 10 – Размер и структура затрат на производство продукции животноводства

Виды продукции

Затраты, всего

В том числе

оплата труда с отчислением на социальные нужды

корма

содержание основных средств

прочие

расходы

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

20____г.

Молоко

Прирост массы крупного рогатого скота

Прирост массы свиней (баранины)

Яйца (тыс. шт.)

Мёд

20____г.

20____г.

Таблица 11 -   Рентабельность производства продукции животноводства

Отрасли и продукты

Выручка от реализации, тыс.руб.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб

Прибыль (+), убыток(-), тыс.руб.

Уровень рентабельности (+), убыточности (-), %

20__г

20__г

20__г

20__г

20__г

20__г

20__г

20__г

20__г

20__г

20_г

20_г

Скотоводство

в т.ч. молоко

говядина

Свиноводство

Овцеводство

в т.ч. шерсть

Птицеводство

в т.ч. яйца

Итого по животноводству

Всего по хозяйству

Таблица 12 – Перечень форм годовой отчётности организации, содержащих данные для проведения экономического анализа ее деятельности

Номер формы

              Название таблиц годового отчёта

Для подготовки каких таблиц отчета используется

5 – АПК

Численность и заработная плата работников с.-х. предприятия

2

6 – АПК

Отчет об отраслевых показателях деятельности организации АПК

2

9 – АПК

Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства

2,3,4,5

13 – АПК

Отчет о производстве, себестоимости и реализации  продукции животноводства

1,7,8,9,10,11

15- АПК

Отчет о наличии животных

2,6

24

Состояние животноводства в с.-х. предприятии

8

Таблица 13 -  Породный и классный состав животных

Группа животных

Порода

Всего голов

Распределение по породности

Распределение по классам

чистопо

родных

поколение

элита рекорд

элита

1 класс

2 класс

вне класса

IV

III

II

I

Крупный рогатый скот

в т. ч.:

быки-производители

коровы

нетели

ремонтные бычки от 10 до 18 мес

ремонтные тёлки от 10 до 18 мес

Таблица 14 - Распределение коров по числу отёлов

Показатель

Количество голов

В том числе по отёлам

Средний возраст в отёлах

Средний возраст при 1-м отёле, дней

1

2

3

4

5

6-7

8-9

10 и старше

всего

из них с незакоконченной лактацией

Всего

%

100

Таблица 15 -  Характеристика стада коров по молочной продуктивности за 305 дней лактации и живой массе

Наименование групп

Всего, голов

Удой, кг

Массовая доля жира

Живая масса, кг

%

кг

Всё поголовье

в том числе:

1-ая лактация

2-ая лактация

3-ая лактация и старше

Таблица  16 -   Продуктивность коров стада в связи с продолжительностью сухостойного периода

Продолжительность сервис-периода

Продолжительность сухостойного периода

всего, гол

среднее,  дней

более 90 дней

всего, гол

среднее,  дней

51-70

71 и более

голов

%

дней

%

дней

%

Таблица  17 -  Выбытие коров и тёлок за год

Группа

животных

Всего выбыло, гол

В том числе по причинам, гол

низкой продуктивности

заболевания

прочие причины

гинеколо

гическая яловость

вымени

конеч

ностей

травмы

инфекционные

всего

тубер-кулёз

бруцеллёз

лейкоз

Коровы

в т.ч.

первотёлки

Таблица 18  - Рацион кормления коров с суточным удоем______ живой массой ______ кг в пастбищный (стойловый) период

Показатели

Норма

Вид корма

Всего

Масса корма

Кормовые единицы

Обменная энергия

Сухое вещество

Переваримый протеин

Соль поваренная

Кальций

Фосфор

Каротин

Примечание: Далее в работе представляются рационы  для остальных половозрастных групп в стаде.

Таблица 19 – Отчет о движении скота на ферме (комплексе) за _____ год 

Группа животных

Наличие на начало года

Поступило

Выбыло

Наличие на  конец года

Приплод

Перевод из других групп

Итого

Переведено в старшие группы

Продажа в другие хозяйства

Продано на мясо

Итого

1. Быки-производители

2. Коровы

3. Нетели

4. Телки от 1 года до 2-х лет

5. Телки до года

6. Бычки старше 2-х лет

7. Бычки от 1 года до 2-х лет

8. Бычки до 1 года

9. Кастраты старше 2-х лет

10. Кастраты до 2-х лет

11. Приплод: телки

                      бычки

Всего

Таблица 20 – Расчет потребности числа скотомест

Ферма, отделение или цех

Требуется скотомест

Среднегодовое поголовье

гол.

%

гол.

%

Цех сухостоя, всего:

             в т.ч.: коровы

                       нетели

Профилакторий

Цех отела

Цех раздоя и осеменения

Цех производства молока

Всего

Таблица 21 – Расчет производства молока по месяцам планируемого года, кг

Месяц отела

Месяц года

За год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Количество дойных коров

Сумма месяцев лактации у них

Средний месяц лактации

Среднесуточный удой на дойную корову, кг

Удой за месяц на одну дойную корову, кг

Удой по стаду, кг

Удой на одну фуражную корову, кг

Таблица 22 - План выращивания бычков

Возраст,
мес.

Средне-суточный
прирост, г

Живая  масса,  кг

Прирост, кг

Норма кормления

Требуется в расчет на фактический прирост
за месяц, кг

к.ед. на 1
кг прироста

п.п. на 1
к. ед., г

к. ед.

п.п.

За период

Таблица 23 - Расчет поголовья и объема производства говядины

Показатели

Период

I

II

III

Возраст поступления телят, дн.

Интервал между завозами, дн.

Продолжительность выращивания, дн.

Передача поголовья, сан. обработка, дн.

Общая продолжительность занятости каждой секции, дн.

Количество завозов (переводов)

Количество животных всего за период выращивания, гол.
Поступление
Выбраковка (отход), %
Остается после выбраковки, гол.:

Количество скота, поступившего за 1 завоз, гол.

Среднегодовое поголовье, гол.

Средняя живая масса 1 головы при поступлении, кг

Среднесуточный прирост живой массы 1 головы, г

Прирост живой массы 1 головы за период, кг

Живая масса 1 головы в конце периода, кг

Живая масса 1 головы выбракованного скота, кг

Живая масса всего выбракованного скота, ц:
при поступлении
при выбраковке

Прирост живой массы выбракованного скота, ц

Прирост живой массы поступившего поголовья, ц

Общий прирост живой массы, ц

Годовой выход продукции в живой массе, ц

Приложение 7.

Математическая обработка полученных материалов

Подробно материал по статистической обработке данных исследований можно найти во  многих учебниках и учебных пособиях по математической обработке данных в биологии, например Н.А. Плохинский (1969), Г.Ф.Лакин (1973).

1. Средняя арифметическая (XА) – символизирует среднее  развитие признака в генеральной  или выборочной совокупности:

XА= (X1+ X2+ X3+…+ Xn)/N = ∑Xi/N,

где

Σ – знак суммы;

Xi – значение признака у i-ого животного;

N- число наблюдений в выборке.

Средняя величина признака приводится в материалах дипломной работы с её ошибкой (XА± mх)

2. Изменчивость признака – характеризуется тремя показателями – дисперсией, среднеквадратическим отклонением и коэффициентом вариации признака.

2.1. Средняя величина суммы квадратов отклонений (σ2) – дисперсия, варианта.

Для генеральной совокупности:

σ 2 = Σ[(Xi XА)2] / N

Для выборки из генеральной совокупности:

σ 2 = Σ[(Xi XА)2] / (N – 1)

где

Σ [(Xi XА)2] = ΣXi2 – (ΣXi)2 / N – рабочая формула суммы квадратов отклонений отдельных значений признака от средней величины признака;

σ2  – дисперсия, варианта признака;

σ2 = [Σ Xi2 – (Σ Xi)2 / N] / (N – 1) – рабочая формула расчёта дисперсии

Xi  – значение признака у i-ого животного;

XА – среднее значение признака в генеральной совокупности или выборке;

N – число наблюдений в генеральной совокупности (выборке);

(N – 1) – число степеней свободы;

Σ[(Xi XА)2] – сумма квадратов отклонений отдельных показателей признака от средней арифметической;

2.2. Среднеквадратическое отклонение (σ)

Свидетельствует, как в среднем отклоняется изучаемый признак от средней арифметической величины. Определяется по формуле

σ = √ σ 2,

рабочая формула расчёта среднеквадратического отклонения:

σ = √{[ Σ Xi2-( Σ Xi)2/N] / (N – 1)}

где

σ – среднеквадратическое отклонение;

√  - корень квадратный;

σ 2 –дисперсия признака.

2.3. Коэффициент вариации (Cv) признака:

Cv = (σ / XА) *100

3. Ошибка средней величины признака (mх)

Свидетельствует в границах каких величин располагается среднее значение величины изучаемого  признака.

Для генеральной совокупности:

mх =  δ / √ N

Для выборочной совокупности:

mх =  δ / √ (N – 1)

4. Достоверность разности средних значений изучаемых величин

определяется на основе вычисления критерия достоверности разности (td):

td = (XА1 – XА2) / √ (mх12 + mх22)

где

XА1 – средняя величина признака  первого изучаемого показателя;

XА2 – средняя величина признака  второго изучаемого показателя;

mх12 – квадрат ошибки первого показателя;

mх22 - квадрат ошибки второго показателя.

 

Эмпирический критерий достоверности различий средних величин сопоставляется с критериями стандартных величин по таблице Стьюдента с учётом числа степеней свободы:

v = n1+n2-2

и порога достоверности различий.

Стандартные значения  критерия Стьюдента  (t)

v

Уровни значимости Р

v

Уровни значимости Р

0,05

0,01

0,001

0,05

0,01

0,001

1

12,7

63,7

637,0

13

2,2

3,0

4,1

2

4,3

9,9

31,6

14-15

2,1

3,0

4,1

3

3,2

5,8

12,9

16-17

2,1

2,9

4,0

4

2,8

4,6

8,6

18-20

2,1

2,9

3,9

5

2,6

4,0

6,9

21-24

2,1

2,8

3,8

6

2,4

3,7

6,0

25-28

2,1

2,8

3,7

7

2,4

3,5

5,3

29-30

2,0

2,8

3,7

8

2,3

3,4

5,0

31-34

2,0

2,7

3,7

9

2,3

3,3

4,8

35-42

2,0

2,7

3,6

10

2,2

3,2

4,6

43-62

2,0

2,7

3,5

11

2,2

3,1

4,4

63-175

2,0

2,6

3,4

12

2,2

3,1

4,2

176-∞

2,0

2,6

3,3

При td> tdst 0.999 – разность достоверна с вероятностью 99,9 %;

tdst 0.99 < td < tdst 0.999  – разность достоверна с вероятностью 99 %;

tdst 0.95 < td < tdst 0.99  – разность достоверна с вероятностью 95 %;

td <  tdst 0.95  – разность недостоверна.

5. Коэффициент корреляции

Зависимость, при которой каждому значению одной переменной соответствует не какое-то конкретное значение, или корреляцией, а определённая групповая средняя другой переменной величины называется  корреляционной.

Сопряжённая вариация таких переменных может быть выражена эмпирической ковариацией по формуле:

r= [Σ(Xi-XА) (Yi-YА)]/ √[ Σ (Xi-XА)2 Σ (Yi-YА)2].

Числитель формулы может быть определён по следующей рабочей формуле:

Σ(Xi-XА) (Yi-YА) = Σxy – (Σx Σy)/N,

а сумму квадратов разностей в знаменателе по следующим рабочим формулам

Σ (Xi-XА)2 = Σx2 – (Σx)2/N,

Σ (Yi-YА)2 = Σy2 – (Σy)2 /N

где

х и y – показатели переменных величин (изучаемых признаков),

XА и YА – средние значения переменных величин.

6. Коэффициент регрессии

Показывает на сколько единиц изменится сопряжённый  показатель признака У  при изменении показателя признака Х на единицу:

Ry/x= [Σ(Xi-XА) (Yi-YА)]/ Σ (Xi-XА)2 

Ry/x= [Σxy – (Σx Σy)/N] /( Σx2 – (Σx)2/N)

Rх/у= [Σxy – (Σx Σy)/N] /( Σy2 – (Σy)2/N)

1 Остальные надписи размером 14 пт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70087. Проектирование отношений и схемы данных. (MS Access) 91 KB
  В открытом окне Схема данных уже будут отображены все созданные таблицы и связи между ними. Установите включение опций Обеспечение целостности данных Каскадное обновление связанных полей Каскадное удаление связанных полей.
70088. Створення базі даних, що відображає квартальне виробництво кулінарних виробів 294 KB
  Таблиці розмістити на окремих сторінках книги назви яких повинні відповідати назвам розміщених на них таблиць. Створити на окремих аркушах книги табличного процесора MS Excel два вихідних документи використовуючи вхідні інформаційні таблиці.
70089. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ PASCAL. ПРОГРАММИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ЛИНЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ 257.5 KB
  Цель работы: научиться составлять схемы алгоритмов линейной структуры и программы на языке Pascal для решения практических задач. Индивидуальные задания Составить схемы алгоритмов решения задач (используя графический способ описания алгоритма).
70090. Синтез комбинационных схем 586 KB
  Для этого необходимо задать полную таблицу истинности развернув окно этого инструмента рис. Рис. Поскольку в программе моделирования должны быть указаны номера линий входа и выхода каждого элемента схемы размечаем схему указывая номера входов и выходов используя...
70091. Изучение виртуальной машины VirtualBox на примере установки ОС MS-DOS 6.22 214.5 KB
  Виртуальная машина эмулирует работу реального компьютера. На виртуальную машину, так же как и на реальный компьютер можно инсталлировать операционную систему, у виртуальной машины так же есть BIOS, оперативная память, жёсткий диск (выделенное место на жёстком диске...
70092. Уточнение запроса 66.5 KB
  Для выделения требуемых записей (строк) исходной таблицы используется выражение, следующее за ключевым словом WHERE. Условия поиска в операторе WHERE являются логическими выражениями, т.е. принимающими одно из двух возможных значений – true...
70094. ПОЛІТИЧНА КАРТА ЄВРОПИ 103 KB
  Згрупувати країни Європи за різними ознаками. У кожному групуванні обчислити кількість країн у відповідних групах та частку групи в загальній кількості країн Європи. Групування можна оформити у вигляді окремих таблиць чи зведеної таблиці, зразок якої поданий нижче...
70095. ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ТОКОМ В ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В 111.5 KB
  Изучить влияние параметров сети режима нейтрали сопротивления изоляции и емкости фазных проводов относительно земли на опасность поражения человека электрическим током. Сравнить опасность прикосновения человека к проводам трехфазных сетей с изолированной и заземленной нейтралями...