31431

Мировое хозяйтво

Лекция

Мировая экономика и международное право

Мировым (всемирным) хозяйство – это совокупность национальных хозяйственных комплексов всех стран мира как сложно организованная наднациональная экономическая система.

Русский

2014-10-18

71.5 KB

4 чел.

140

ТЕМА 13. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

13.1. Международное разделение труда как объективная основа мирового хозяйства. Социально-экономические типы стран современного мира.

13.2. Основные формы международных экономических отношений.

13.1. Международное разделение труда как объективная основа мирового хозяйства. Социально-экономические типы стран современного мира.

Мировым (всемирным) хозяйство – это совокупность национальных хозяйственных комплексов всех стран мира как сложно организованная наднациональная экономическая система.

Этапы развития мирового хозяйства:

1.Эпоха колониальных империй (ХV - ХIХ вв.).

2.Неоколониальная эпоха (ХIХ-ХХ вв.).

      3. Постколониальная эпоха  (со второй половины ХХ века). 

    Объективной основой мирового хозяйства является международное разделение труда (МНРТ.) Предпосылками возникновения и развития МНРТ являются неравномерное распределение ресурсов (природных, человеческих, капитала) технологий производства.  

    Основные принципы международного разделения труда сформулированы представителями классической школы политэкономии.  Принцип «абсолютных преимуществ» сформулирован А. Смитом. Согласно этому принципу, утверждает, что  стране следует производить те товары и услуги, средние издержки на производство которых меньше, чем на других территориях, при этом отказавшись от производств, которые эффективнее в других странах. При этом недостающие товары будут получены в обмен на свои.

Принцип «относительных преимуществ” сформулирован Д. Рикардо. Согласно этому принципу стране следует производить те товары и услуги, альтернативные издержки производства которых ниже, чем в других странах. Если производство всех товаров и услуг в данной стране более эффективно, чем в других,  ей  выгоднее сосредоточить ресурсы в тех производствах, где ее превосходство в экономической эффективности особенно велико. Соответственно, менее развитой стране выгоднее специализироваться на отраслях, в которых она отстает слабее.

Из концепции “относительных преимуществ” следует, что экономически более развитые страны имеют возможность выбирать наиболее выгодную специализацию, навязывая неперспективные отрасли другим странам и способствуя закреплению их отсталости.

    Ведущая роль в мировой экономике принадлежит высокоразвитым странам – это   около 20 стран с населением менее 750 млн. чел., или порядка 15% от общей численности населения Земли.  Они дают не менее порядка 60% стоимости мировой промышленной продукции, при этом очень высока доля этих стран в новых и новейших отраслях.

В группе высокоразвитых стран выделяются три основных центра соперничества: Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа.

         Для всех развивающихся стран характерна многоукладность экономики – наличие рыночных отношений и докапиталистических общественно-экономических форм, основанных на традициях и обычаях. В силу господства традиций и обычаев для этих стран характерны  отсутствие стимулов для экономического роста и  предпосылки для экономического и технического прогресса.

В развивающихся странах гораздо более значительной, чем в высокоразвитых, является роль государственного сектора. Государство обеспечивает связи между различными укладами, способствует развитию рыночных отношений,  аккумулирует ресурсы для решения актуальных общенациональных экономических проблем.  в первую очередь, структурной перестройки.     

    В группе развивающихся стран выделяются так называемые «новые индустриальные страны»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. К новым индустриальным странам в  последние годы начинают причислять ещё ряд стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Малайзия) и Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла и др.).  

    Особо выделяется группа развивающихся стран - крупных экспортеров нефти. В последние 30 лет некоторые из них (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты) стали сравнимы по среднедушевому уровню доходов и потребления с самыми богатыми из развитых стран.

    Третья группа стран – это постсоциалистические страны. Некоторые из этих стран, наименее развитые, по большинству важнейших признаков вполне могут быть отнесены к “третьему миру”: Вьетнам, Лаос, Монголия, КНДР, Куба, среднеазиатские и закавказские республики бывшего СССР и др. Положение остальных (страны Восточной Европы, Российская Федерация и КНР) определить гораздо сложнее. Они обладают мощным научным, кадровым, промышленным потенциалом. Но переход к рыночной экономике требует значительной финансовой,  технологической помощи высокоразвитых стран.

Таблица 13-1

Население и ВНП в отдельных странах

Страна

Население,

млн. чел.

2001 г.

ВНП,

млрд. долл.

2000 г.

ВНП на душу населения, долл.

2000 г.

1. Китай

1 273,1

4 951

3 920

2. Индия

1 030,0

2 375

2 340

3. США

278,1

9 601

34 100

4. Бразилия

174,5

1 243

7 300

5. Россия

145,5

1 165

8 010

6. Япония

126,8

3 436

27 080

7. Германия

83,0

2 047

24 920

8.Республика Корея

47,9

818

17 300

9. Эфиопия

65,9

43

660

10. Швеция

8,9

213

23 870

13.2. Основные формы международных экономических отношений. 

    К главным формам международных экономических относятся: международная торговля, вывоз капитала, мировая валютная система.

В структуре международной торговли постоянно сокращается доля сырьевых товаров, продукции отраслей и производств обрабатывающей промышленности. Почти половина мирового экспорта приходится на машины, оборудование и химикаты, экспортирующиеся в основном из развитых стран. В экспорте этих стран в среднем более 2/3 приходится на готовые, в том числе 1/3 - на продукцию машиностроения. В импорте готовые промышленные изделия, в том числе машины и оборудование также занимают ведущее место.

    Внешняя торговля является одной из приоритетных сфер государственного вмешательства. Многие страны проводят политику протекционизма - защиты национальных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке. При этом все развитые страны традиционно провозглашают принцип “фритрэдерства” (free trade) - “свободной торговли”. К основным методам государственного регулирования внешней торговли относятся таможенные пошлины, квоты и запреты на импорт, демпинговые цены, поддержка экспортноориентированных отраслей,  экспорта, политическое давление на страну – конкурента.     Правила международной торговли регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Членами ВТО на середину 2003 г. были 146 стран и около 20 стран являлись наблюдателями.

    Деятельность ВТО направлена на реализацию следующих пяти принципов: 1) отсутствие дискриминации в торговле. 2) снижение торговых (протекционистских) барьеров; 3) регулирование правил  торговли; 4) стимулирование конкуренции в международной торговле; 5) льготы в международной торговле для менее развитых государств.

    Вывоз капитала - это вывоз стоимости с целью ее прироста за рубежом.  

    Различают экспорт предпринимательского и ссудного капиталов.

    Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции, ведущие к созданию за границей филиалов, дочерних компаний (фирм) и смешанных (совместных) предприятий. Капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль над ними со стороны инвестора, называются прямыми зарубежными инвестициями.     Большая часть рынка капиталов приходится на  высокоразвитые страны, прежде всего транснациональные корпорации (ТНК). ТНК контролируют порядка 40 % промышленности, 60 % международной торговли и 80 % регистрируемых патентов.

    Вывоз  капитала  в ссудной форме представляет собой международный кредит. Зарубежные портфельные инвестиции – это вложения капитала в ценные бумаги иностранных предприятий с целью только получения дохода, но не установления контроля за хозяйственной деятельностью заемщика.

    Мировая валютная система – это форма организации международных денежных отношений (расчетов и платежей). Основные ее элементы: международные платежные средства, режим валютных курсов (валютный курс - цена денежной единицы, выраженная в денежных единицах других стран), условия обратимости (конвертирования - обмена) валют, статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения, режим международных валютных рынков, - закрепляются межгосударственными соглашениями.

    Для современного этапа развития мировой валютной системы характерны:

    1) полный отказ от золота как средства выражения паритетов валют;

    2) широкое распространение практики “плавающих” (колеблющихся) валютных курсов;

    3) более 90 % валютных сделок не связаны с обменом товарами или нефинансовыми услугами, и эта доля растет;

     4) стремительно растет офшорная форма банковских счетов, изъятых из национальной юрисдикции, выведенных из-под государственного регулирования;

    5) создание Европейской валютной системы (в рамках ЕС).

    Девальвация (падение курса) национальной валюты делает отечественные товары дешевле относительно импортных; ревальвация (повышение курса) наоборот.

    Денежные валютные расчеты определяют состояние платежного баланса страны, в котором фиксируются все международные торговые и финансовые операции между данной страной и остальным миром. Платежный баланс включает сопоставление экспорта и импорта товаров (торговый баланс), экспорта и импорта услуг, чистый доход от инвестиций и чистые денежные переводы за рубеж, сопоставление притока и оттока капиталов. Дефицит платежного баланса (отрицательная разность поступлений и потерь) финансируется за счет официальных резервов (запасов иностранной валюты в центральном банке), а актив их увеличивает.

    Международная экономическая интеграция (МНЭИ) – это совокупность процессов взаимного приспособления национальных хозяйственных комплексов вплоть до их полного слияния (в идеале) в единый хозяйственный организм.

    Примером в этом отношении является Западная Европа. В 1958 году было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с целью формирования единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В Северной Америке в 1992 г. объявлено о начале формирования нового “общего рынка” (NAFTA - Североамериканское соглашение о свободе торговли) в составе США, Канады и Мексики, страны “третьего мира”. Третьей важной зоной интеграционных процессов является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В Тихоокеанское сообщество вошли 18 стран, в т. ч. Япония, ”четыре тигра”, США, Австралия и Новая Зеландия.

    В 2003 г. Россия, Белоруссия, Казахстан, и Украина объявили  о создании единого экономического пространства.

    Большое число (более 30) интеграционных группировок существует в “третьем мире”. Однако эти экономические союзы характеризуются низким уровнем развития и неустойчивостью большинства из них.

    Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях сложно оценить однозначно. Благоприятными для РФ факторами являются уникальный по объемам и структуре   природно-ресурсный потенциал;  мощный научно-технический потенциал: относительно дешевая рабочая сила;  географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение.

    К факторам, неблагоприятным для российской экономики можно отнести

- деформацию структуры экономики, низкую эффективность использования ресурсов, в том числе трудовых;  высокую ресурсоемкость; - оторванность научно-технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений; неэффективное государственное управление.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57652. Sports. Olympic Games 106 KB
  Good morning, my dear children. I am very glad and happy to see all of you today. Today we are going to speak about... So, can you guess what we would be talking about at the lesson? Look at the screen. Let’s open the words.
57653. Last night 325.5 KB
  Objectives: by the end of the lesson pupils will be able to activate the knowledge of numerals, practice cardinal numerals, practice positive sentences in the Past Simple Tense...
57654. It’s your planet! 63 KB
  I am very glad to see you! I hope that everybody is in order. Look at the pictures and try to guess the topic of our lesson. Yes, exactly – it is “It’s our planet”. I suppose this topic will be interesting for you, because nature is our home and our duty is to respect its rights.
57655. Політична система Великої Британії 60.5 KB
  Good morning boys and girls, collogues and guests! Today we got together to discuss the problem: “British political system and the role of Queen Elizabeth II and the Parliament.”
57656. MY FUTURE PROFESSION 56.5 KB
  Teacher: Good morning, children! I am glad to see you! Pupils: Good morning, teacher! We are glad to see you too! Teacher: today we shall talk about professions and your future professions.
57657. Урок-пояснення нового матеріалу в початку вивчення розділу «США» 40 KB
  The USA – The official name of America is the USA or the US (cлайд 1). It was discovered by Christopher Columbus (cлайд 2). The country consists of 50 states (слайд 3). The capital of the USA is Washington (слайд 4). People speak English in America, so people from America and the UK can understand each other.
57658. Му School. At School 34.5 KB
  There are fifty two pupils form. The pupils play in the playground before classes. Some of them wear their school uniform: a white blouse or a shirt and a blue skirt or trousers. Before lessons they sing one or two songs.
57659. MY LAST VISIT TO THE SHOP 144.5 KB
  Practical: to practice pupils’ speech on the topic “Doing Shopping”; to revise vocabulary on the topic and urge pupils to use these words in their speech; to develop pupils’ speaking, reading, listening and writing skills on the topic...
57660. Sport. Kinds of Sports 43.5 KB
  Objectives: to develop students listening, reading, speaking and grammar skills; to revise and enrich students vocabulary on the topic; to practise group work; to motivate students to communicate with each other.