31435

Схоластический период в философии средневековья. Фома Аквинский - основатель томизма

Доклад

Логика и философия

Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками либо преподавателями богословских школ. Он стремится упорядочить множество в единстве; вывести бытие бога из бытия вещей. Форма всех форм пус бог Субстанция абсолютная актуальность не допускающая какойлибо потенциальности это необходимость сущность блага. бог как источник всякого оформления Заявив что философия должна быть служанкой богословия он попытался поставить на службу религии и вере разум.

Русский

2013-09-01

29 KB

18 чел.

14. Схоластический период в философии средневековья. Фома Аквинский - основатель томизма.

Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования).

Этап схоластики (9-15 века) Представителем считается Фома Аквинский. Философия подвержена влиянию философской системы Аристотеля, обретающего рационализированную форму, т.е. осмысленную логически доказуемую. Может быть только 2 ответа на соотношение религии и философии.

Сама схоластика делится на три этапа:

1) становление (9-11 вв.)

2) расцвет (12-13 вв.)

3) упадок (14-15 вв.), когда она сама себя изжила.

Патристика и схоластика были выделены в зависимости от соотношения религии и знания. Схоластика попыталась создать синтез знания и веры.

Ансельм Кельтеверийский заявляет: «верою, чтобы понимать». Философия  должна стать служанкой религии,- Фома Аквинский (1225-1274). Имя Фома звучит как Томас – его учение называется томизмом; официальной философией католической церкви считается неотомизм. Философия августинизма – это неоплатонизм. Ф. Аквинский создает свою концепцию по Аристотелю.

Суть учения Фомы Аквинского.

Он стремится упорядочить множество в единстве; вывести бытие бога из бытия вещей. Формула – «Акциденция + Эссенция = экзистенция». А над всем этим царит субстанция.

Эссенция – это актуальное бытие, реализованность, осуществленность, завершенность, а занчит и совершенство. Представляет собой сущность вещей или их форму.

Акциденция – чистая потенциальность, случайность или материя, слабейший вид бытия; она характеризуется пассивной восприимчивостью к воздействию извне.

Экзистенция – реальное бытие. Актуальное+потенциальное = реальное. Форма всех форм – пус (бог)

Субстанция – абсолютная актуальность, не допускающая какой-либо потенциальности, это необходимость, сущность блага.  (бог как источник всякого оформления)

Заявив, что философия должна быть служанкой богословия, он попытался поставить на службу религии и вере разум. Он рассмотрел 5 доказательств бытия бога.

А) онтологическое

Б) космологическое

В) теологическое.

Доказательства бытия Бога.

Если Бога нельзя познать, то каким образом доказать, что Он существует? Так, представители «реализма», в частности Ансельм Кентерберийский, опираясь на свои философско-гносеологические принципы, приводили так называемое онтологическое доказательство. Его суть в том, что из понятия вещи - в данном случае из понятия Бога, как идеи высшего совершенства - выводится доказательство Его реального существования. Обязательно должна быть сущность, совершеннее которой ничего нет, ею и является Бог. Если Бог как идея содержит в себе свою реальность, то, значит, Сам Он действительно существует.

Сторонник «умеренного реализма» Фома Аквинский, отвергая онтологическое доказательство, приводит пять тесно связанных друг с другом доказательств существования Бога. Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

Другое, которое получило название космологического, исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений.

Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.

Четвертым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, потому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог.

Последнее, пятое доказательство - темологическое (от греч. teleos - цель). Все в природе направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует Разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58236. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФАКТЫ, СРЕДСТВА И ОПЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 83.5 KB
  Они отражаются в учете бухгалтерскими записями по дебету и кредиту соответствующих счетов на основе первичной документации составляемой в момент совершения операций а если это по тем или иным причинам невозможно непосредственно после их окончания.
58238. Вирусы 209 KB
  Вопросы к зачету по разделу Молекулярный уровень живой природы Каждому варианту будет предложено 10 вопросов на каждый вопрос нужно дать ответ одним полным предложением Какие элементы входят в состав углеводов Запишите общую формулу углеводов.
58242. Носовые гласные 139.5 KB
  Носовые гласные составляют одну из особенностей французского вокализма. В образовании их принимают участие как ротовой резонатор, так и резонатор носовой полости.
58243. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Уравнение движения 89.5 KB
  При движении любых тел их скорость может меняться, либо по модулю, либо по направлению, или одновременно и по модулю и по направлению. Движение может быть криволинейным и неравномерным, тогда скорость будет меняться и по модулю и по направлению. В это случае тело движется с ускорением.
58244. Клеточная теория. Клеточная мембрана 113.5 KB
  Клетки различных органов животных растений грибов внешне не очень похожи друг на друга. Все клетки сходны по строению химическому составу и жизненным функциям.