31439

Основные черты западноевропейской философии XVIII века. Философские взгляды просветителя Ж.-Ж. Руссо. Утопический социализм Сен-Симона и Оуэна. Философия французского материализма XVIII века (Дидро, Гельвеции, Гольбах)

Доклад

Логика и философия

Руссо. Второй этап с середины 40х годов до конца 80х годов до Французской революции: Руссо Кондильяк и четыре великих французских материалиста Ламетри Дидро Гельвеций и Гольбах. К материалистам относятся вышеупомянутые четыре французских материалиста деистическую религию исповедовал Вольтер; новую разновидность подхода к христианству религию чувства развивал Руссо. Большинство просветителей склонялись к идеям реформизма меньшинство например Мелье Руссо были революционерами.

Русский

2013-09-01

39 KB

47 чел.

  1.  Основные черты западноевропейской философии XVIII  века. Философские взгляды  просветителя Ж.-Ж. Руссо. Утопический социализм Сен-Симона и Оуэна. Философия    французского материализма XVIII века (Дидро, Гельвеции, Гольбах).


Можно назвать Просвещением эпоху, но можно так назвать и концепцию, суть которой — вера в то, что силами человеческого разума возможно достигнуть социального прогресса и совершенствовать общество во всех его положениях (с точки зрения естественно-научного прогресса, нравственного состояния, права и т.д.).

Концепция Просвещения, как и само Просвещение, — понятие достаточно противоречивое. Из определения видно, что Просвещение может существовать и возникать в различные периоды человеческого общества. Просвещением можно было в некотором смысле назвать эпоху софистов и Сократа, XII век в Средневековье. Просвещение же, относящееся к 18 веку и имевшее место преимущественно во Франции, — это классическое Просвещение, являющееся концептуальной основой современной цивилизации.
Не все французские просветители были материалистами.
Эпоху Просвещения принято делить на четыре этапа. В качестве первого этапа называют предшественников просвещения — Пьера Бейля и Жана Мелье. Собственно первое, старшее поколение просветителей — Вольтер и Монтескье. Этот этап берет начало в конце 10-х годов 18 века и длится до середины 40-годов. Второй этап — с середины 40-х годов до конца 80-х годов (до Французской революции): Руссо, Кондильяк и четыре великих французских материалиста (Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах). Третье поколение просветителей, существовавшее во времена Великой французской революции — Кондорсе, Марешаль и Дюпюи. Просветителей можно разделить по различным лагерям: материалисты и сторонники христианского мировоззрения, как правило, существовавшего в различных неортодоксальных формах (деизм, пантеизм). К материалистам относятся вышеупомянутые четыре французских материалиста, деистическую религию исповедовал Вольтер; новую разновидность подхода к христианству — религию чувства — развивал Руссо.
Большинство просветителей склонялись к идеям реформизма, меньшинство (например, Мелье, Руссо) были революционерами.

Жан-Жак Руссо (1712–1778), возможно, одна из самых интересных и противоречивых фигур французского Просвещения. Знаменит Руссо стал после того, как в 1750 г. победил в конкурсе Дижонской академии «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». Руссо представил свою работу «Рассуждения о науках и искусствах».
Он указывает, что науки вредны, поскольку создают бедность, наука и искусство, по образному сравнению Руссо, есть гирлянды цветов на цепях, опутывающих народ. Среди других работ Руссо выделяется «Рассуждение о происхождении о основаниях неравенства между людьми» (1755). Здесь Руссо развивает идею общественного договора, знакомую нам по «Левиафану» Т.Гоббса. По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в обществе.

Чтобы уничтожить неравенство, приводящее людей к несчастьям и бедствиям, нужно отвергнуть цивилизацию и вернуться в то состояние блаженства, в котором существовали первобытные люди. Можно вспомнить и о реакции Руссо на гибель Лиссабона: ничего плохого в том, что погибло несколько десятков тысяч человек, он не видит, потому что для истории иногда полезно такое самоочищение.

В известной работе «Исповедь савойского викария», Руссо излагает свои религиозные взгляды. Руссо всегда возражал против католического рационализма, стремления доказать бытие Бога. По Руссо, Бога нельзя доказать, потому что Он выше человеческого разумения, Его можно только чувствовать.

 11) Утопический социализм и его основные черты.

в 1834 г - книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме".

Слово социализм не имело тогда строго  определенного  содержания. Оно

обозначало весьма  пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм  и  своекорыстие владельческих  классов  будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов, в котором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.

 Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием

"утопических". Слово утопия  впервые было произнесено автором одноименной книги Томасом Мором в 16 в.

 12) Деятельность Роберта Оуэна.

 Роберт Оуэн (1771-1858).

Он полагал ,что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся  трудовые общины, в которых средства производятся всем, а материальные блага распределяются по потребностям.

 В середине  20-х  гг.  19  в.  он попытался построить такую общину в

США. Эксперимент провалился.

 13) Учение А.Cен-Симона.

 А.Сен-Симон (1760  - 1825) Целью своей жизни он считал создание учения, научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.

 А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества". Все общество он делил на 3 класса -  "бесплодных"(дворянство, духовенство), бесполезных  для общественного прогресса,- и"индустриалов" (предпринимателей, рабочих, крестьян, ремесленников), производителей материальных благ.

А.Сен-Симон полагал, что  путь  к  "новой промышленной системе" лежит

через осознание предпринимателями необходимости опекать, поддерживать

рабочих, выделять на  их  социальное обустройство часть прибыли.

Французские материалисты (Дидро, Гельвеций, Ламетри и Гольбах)

Из французский материалистов наиболее известен Дени Дидро — не столько тем, что был выразителем идей французского материализма (таковым, как известно, был Гольбах), а именно своей организаторской, общественной и другой, в том числе литературной, деятельностью, Дидро был организатором работы над «Энциклопедией».
В круг энциклопедистов, кроме Дидро, входили в разное время Вольтер, Руссо (впоследствии отошедший из-за идейных разногласий), Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Тюрго, Бюффон.

Среди философских произведений наибольшую известность приобрели небольшая работа «Разговор Д'Аламбера и Дидро», в которой сформулировано мировоззрение Дидро, и «Письмо о слепых, предназначенное зрячим. В наиболее систематической форме принципы материализма изложены в работе Гольбаха «Система природы». Гольбах утверждает, что материя — это единственная, никем не сотворенная, вечно существующая субстанция. Следовательно, нет и Бога-Творца. Определение Гольбаха звучит так: «Материя есть все то, что воздействует на наши чувства».
Представления о материи французских материалистов в том, что материя объективна, что объективны и первичные и вторичные качества что кроме материи нет ничего; материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей; что материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами. Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи.

Человек — продукт природы, и его познавательная способность есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности; все познается через чувства. Разрабатывал этические взгляды Клод Адриан Гельвеций в работе «О человеке». Согласно Гельвецию, также не существует никакой врожденной нравственности (эту мысль разделял и Дидро), не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание всемогуще, человек всем ему обязан.

Христианская церковная мораль (даже пантеистическая и деистическая) французским материалистам была чужда, поскольку они боролись не просто против Церкви, а против религии. Таким образом, возникает формула: «Религия есть опиум для народа».

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76200. Демократичні принципи правової організації та функціонування Верховної Ради України в системі органів державної влади 40 KB
  E тезах досліджуються принципи роботи Верховної Ради України, проблеми представництва інтересів громадян та порушення регламенту роботи парламенту, можливі способи відновлення довіри до ВРУ.
76202. Оптимизация системы полноценного кормления высокопродуктивных молочных коров 79.78 KB
  Рубцовое пищеварение - из всех сельскохозяйственных животных желудок у жвачных самый сложный. Он многокамерный и состоит из четырех отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Первые три отдела служат преджелудками и лишь последний — сычуг — выполняет роль истинного желудка.
76203. Косвенный иск: понятие и общая характеристика 134.5 KB
  Нарушение интересов общества может выражаться в причинении обществу убытков в результате сделок заключенных единоличным исполнительным органом самостоятельно или по указанию контролирующего участника.
76204. Биологические ритмы и работоспособность 79.44 KB
  Целью являлось рассмотрение динамики работоспособности человека. Биологические ритмы или биоритмы -– это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов.
76205. Стандартизація 33.72 KB
  Різко зростають вимоги до сировини матеріалів комплектуючих виробів і готової продукції. У виконанні народногосподарських завдань підвищенні ефективності суспільного виробництва і поліпшенні якості продукції стандартизація відіграє суттєву роль адже вона акумулює найновіші досягнення науки...
76206. Период оттепели 83.09 KB
  СССР был воплощением новой общественно-экономической формации. Сталина и политический кризис в СССР Кризис сталинского правительства начался ещё до того как скончался И. Противники объединившиеся против СССР в мощную коалицию были многочисленны и сильны.
76207. Комп’ютерні віруси 45.37 KB
  Актуальність даного реферату полягє в тому що в ньому описано основні ознаки зараження шкідливим програмним забезпеченнм, способи боротьби з вже встановленими вірусами і що найважливіше наведені класифікації вірусів за різними ознаками.
76208. Блез Паскаль 31.15 KB
  Детство Паскаль родился в городе Клер мон Ферран французская провинция Овернь в семье председателя налогового управления Этьена Паскаля и Антуанетты Бегон дочери сенешаля Оверни. По совету своего друга Ле Пайера Этьен Паскаль отказался от своего первоначального плана...