31443

Материя и проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Философия и наука о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего

Доклад

Логика и философия

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость неуничтожимость бесконечность способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений как нечто самостоятельное она существует только в них и через них. Материя объективное бытие.

Русский

2013-09-01

36.5 KB

82 чел.

  1.  И 26 Материя   и   проблема  субстанции   в  философии.   Монизм,  дуализм,     плюрализм.   Философия   и   наука  о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего.

Субстанция – то что лежит в основе, сущность вещи.

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений, как нечто самостоятельное, она существует только в них и через них.

Материя - объективное бытие. Начиная с 17-18 века в эпоху бурного развития натурфилософии ученые ошибочно отождествляли материю и вещество и стали приписывать материи те же свойства, которые характерны для вещества(протяженность, инерция). В это время ученые решили отказаться от категории материи. Сложилась субъективно - идеалистическая ветвь философии – физический идеализм. Эрнест Мах: вместе с исчезновением предела делимости вещества исчезла и материя, это устаревшая категория и от неё надо отказаться (махисты). Махисты: конкретные явления - всего на всего комплексы ощущений субъектов.

Им был дан мировоззренческий отпор Лениным(«материализм и эмпириокритицизм» эмпириокритицизм – начальная стадия философского позитивизма). Ленин: исчезла не материя, а только тот предел, до которого она была нами познана. По Ленину материя- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Философская категория материи - предельно общая из всех возможных категорий нашего мышления,  а значит наиболее абстрактная и пустая, т е  в этой категории вся реальность как бы свернута до неразличимости, весь окружающий мир объединяем мир – материя!

Конкретизация категории материи позволяет выделить 2 вида: ВЕЩЕСТВО (совокупность частиц, макроскопических тел) и ПОЛЕ. Вещественной части присуща масса покоя, они дискретны и локализованы в пространстве. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно. Вещество и поле связаны между собой, переходя друг  в друга. В этом проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

Дальнейшая конкретизация понятия материи позволяет выделить общие, а значит атрибутивные свойства материи (атрибутивное св-во - это св-во без которого объект не существует):

  1.  системность (упорядоченность и структурная определенность)
  2.  активность (способность к движению, изменению и развитию)
  3.  пространственно - временная форма бытия (существование в пространстве и во времени)
  4.  информативность (способность к отражению, т.к. информация – содержание отражения).

Системность-материя всегда существует в виде конкретных материальных систем. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Выделяют 3группы материальных систем:

  1.  системы неживой природы (уровни все известные науке от 10-16 см до  1028 см)
  2.  живые (биологические). Уровни:- Молекула ДНК, РНК и белки(молек уровень)

- доклеточный – клетки -многоклеточные орг -био-моно-ценоз -биосфера

3) социальные системы (семья)

Все это многообразие систем можно выстроить в 3 уровня : микромир, макромир, мегамир.

Любой соц объект есть система.

Монизм,  дуализм,     плюрализм.   

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:

— монизм

— дуализм

— плюрализм

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.

Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своём качестве однообразна. Первоначально он имел форму научного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит). В настоящее время также существует монизм, в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Ф. Вольф называет монистами тех, кто признаёт только одну субстанцию - монизм божественной субстанции (пантеизм, монизм материи, материализм), монизм сознания (имманентная философия, феноменология, психологизм) и др.

Плюрализм - методологический подход, основное требование которого - связать по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и деятельности любые методы, средства, формы и приёмы.(Спиноза).

Дуализм служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон, как в реальной действительности, так и в процессе её познания. В более узком смысле, дуализм обозначает философские учения, считающие бытиё и сознание, материальное и духовное двумя равноправными началами (субстанциями).(Аристотель, Декарт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37165. Предпосылки объединения русских земель в XIV в. Начало возвышения Московского княжества 20.47 KB
  Предпосылки объединения русских земель в XIV в. В то же время стержнем политической жизни этого периода становится объединительный процесс русских земель. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится ВладимироСуздальская земля в которой постепенно возвышается Москва превращаясь в центр политического объединения русских земель. В условиях феодальной раздробленности и агрессии немецких рыцарских орденов южные и югозападные земли в том числе и Киев вошли в состав Княжества Литовского поэтому...
37166. Образование централизованного Российского государства. Иван Третий. Свержение ордынского ига 13.64 KB
  Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III 1462 1505 гг. и Василия III 1505 1533 гг. На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений но и объемом власти.
37167. Россия при Иване Четвертом. Избранная Рада. Реформы 17.36 KB
  Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей получивший название âИзбранная радаâ. Костомарова который считал что âэтот государь всю жизнь находился под влиянием то тех то другихâ и âчто дела составившие славу царствования до падения Сильвестра исходили от этого последнего и его кружка и совершались не только не по его Ивана IV указанию но часто против желанияâ. Провозглашая эти реформы правительство Ивана IV изображало их как мероприятия цель которых...
37168. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Опричнина, ее суть и последствия 16.5 KB
  Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна Смотрите фильм в папке Фильм Сергея Эйзенштейна ИВАН ГРОЗНЫЙ 1944 Опричнина К 1557 г. При решении этого вопроса произошел разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой которая в отличии от намерений царя завоевать Ливонию предлагала овладеть Крымом. Несогласие в политических взглядах усугубилось смертью жены Ивана Грозного Анастасии в которой обвиняли Сильвестра и Адашева.
37169. Смутное время в истории России. Польско-шведская интервенция. Народные ополчения 24.35 KB
  Смутное время в истории России. В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец выдававший себя за чудесно спасшегося в Угличе царевича Дмитрия сына Ивана Грозного. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. В России росло недовольство.
37170. Начало династии Романовых. Россия в первой половине XVII в 21.22 KB
  Россия в первой половине XVII в. Россия в XVII в. Главной тенденцией политического развития России в первой половине XVII в. Внешняя политика в XVII в.
37171. Социально-политические изменения в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Народные бунты 14.46 KB
  Социальнополитические изменения в XVII в. Общие факты Характерной чертой экономического развития России в XVII веке стало безраздельное господство феодальнокрепостнической системы. Прекратился созыв Земских Соборов которые являлись неотъемлемой частью государственной власти в первой половине XVII в. âБунташный векâ XVII в.
37172. Церковные реформы. Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. Раскол как общественное явление 20.59 KB
  Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века по замечанию историка С. Никон ещё будучи в Новгороде старался привести духовенство к благочестию и соблюдению церковного устава. Став патриархом Никон занялся просмотром патриаршей библиотеки где нашёл древнюю грамоту об учреждении патриаршества в Москве подписанную восточными иерархами.
37173. Предпосылки преобразований в конце XVII века и начало правления Петра I. Вестернизация 34 KB
  Предпосылки преобразований в конце XVII века и начало правления Петра I. Но самое главное отличие от вестернизации Петра Первого то что это мало влияло на обычаи русского народа. Начало правления Петра Первого связанное с европеизацией. Царь отправился в путешествие под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.