31443

Материя и проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Философия и наука о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего

Доклад

Логика и философия

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость неуничтожимость бесконечность способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений как нечто самостоятельное она существует только в них и через них. Материя объективное бытие.

Русский

2013-09-01

36.5 KB

53 чел.

  1.  И 26 Материя   и   проблема  субстанции   в  философии.   Монизм,  дуализм,     плюрализм.   Философия   и   наука  о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего.

Субстанция – то что лежит в основе, сущность вещи.

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений, как нечто самостоятельное, она существует только в них и через них.

Материя - объективное бытие. Начиная с 17-18 века в эпоху бурного развития натурфилософии ученые ошибочно отождествляли материю и вещество и стали приписывать материи те же свойства, которые характерны для вещества(протяженность, инерция). В это время ученые решили отказаться от категории материи. Сложилась субъективно - идеалистическая ветвь философии – физический идеализм. Эрнест Мах: вместе с исчезновением предела делимости вещества исчезла и материя, это устаревшая категория и от неё надо отказаться (махисты). Махисты: конкретные явления - всего на всего комплексы ощущений субъектов.

Им был дан мировоззренческий отпор Лениным(«материализм и эмпириокритицизм» эмпириокритицизм – начальная стадия философского позитивизма). Ленин: исчезла не материя, а только тот предел, до которого она была нами познана. По Ленину материя- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Философская категория материи - предельно общая из всех возможных категорий нашего мышления,  а значит наиболее абстрактная и пустая, т е  в этой категории вся реальность как бы свернута до неразличимости, весь окружающий мир объединяем мир – материя!

Конкретизация категории материи позволяет выделить 2 вида: ВЕЩЕСТВО (совокупность частиц, макроскопических тел) и ПОЛЕ. Вещественной части присуща масса покоя, они дискретны и локализованы в пространстве. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно. Вещество и поле связаны между собой, переходя друг  в друга. В этом проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

Дальнейшая конкретизация понятия материи позволяет выделить общие, а значит атрибутивные свойства материи (атрибутивное св-во - это св-во без которого объект не существует):

  1.  системность (упорядоченность и структурная определенность)
  2.  активность (способность к движению, изменению и развитию)
  3.  пространственно - временная форма бытия (существование в пространстве и во времени)
  4.  информативность (способность к отражению, т.к. информация – содержание отражения).

Системность-материя всегда существует в виде конкретных материальных систем. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Выделяют 3группы материальных систем:

  1.  системы неживой природы (уровни все известные науке от 10-16 см до  1028 см)
  2.  живые (биологические). Уровни:- Молекула ДНК, РНК и белки(молек уровень)

- доклеточный – клетки -многоклеточные орг -био-моно-ценоз -биосфера

3) социальные системы (семья)

Все это многообразие систем можно выстроить в 3 уровня : микромир, макромир, мегамир.

Любой соц объект есть система.

Монизм,  дуализм,     плюрализм.   

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:

— монизм

— дуализм

— плюрализм

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.

Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своём качестве однообразна. Первоначально он имел форму научного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит). В настоящее время также существует монизм, в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Ф. Вольф называет монистами тех, кто признаёт только одну субстанцию - монизм божественной субстанции (пантеизм, монизм материи, материализм), монизм сознания (имманентная философия, феноменология, психологизм) и др.

Плюрализм - методологический подход, основное требование которого - связать по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и деятельности любые методы, средства, формы и приёмы.(Спиноза).

Дуализм служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон, как в реальной действительности, так и в процессе её познания. В более узком смысле, дуализм обозначает философские учения, считающие бытиё и сознание, материальное и духовное двумя равноправными началами (субстанциями).(Аристотель, Декарт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12837. Пойми меня мероприятие для отряда 28 KB
  ПОЙМИ МЕНЯ Задачи: развитие ассоциативного мышления развитие речи сообразительности. Период смены: основной период. Возраст детей: все отряды. Продолжительность:1 час. Количество детей: 2 команды по12 отряда. Место провидения: площадка перед корпусом чтобы...
12838. Пара ласковых мероприятие для отрядной группы 22.5 KB
  Задачи: снять агрессию избежать конфликтных ситуаций дать возможность детям разрядиться. Период смены: 911 дней. Возраст детей: 13 и старше Продолжительность: 30 минут. Количество детей: 5 и более. Место проведения: помещение или место на природе...
12839. Сюжетно-ролевая игра «НОЧЬ ТРИФФИДОВ» 67 KB
  Сюжетноролевая игра НОЧЬ ТРИФФИДОВ Сюжетноролевая игра Ночь Триффидов создана по мотивам произведения Джона Уиндема День триффидов€.Возраст участников игры колебался от 13 до 45 лет. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ: Особенно интересна ситуация когда играть будет большое к
12840. Найди свою мероприятие для отряда 20.5 KB
  НАЙДИ СВОЮ. Задачи: сдружить и сплотить мальчиков и девочек. Период смены: вторая половина основного или заключительный период. Возраст детей: от 14 лет. Продолжительность: Количество детей: 1020 человек. Место проведения: отрядное место. Оборудование...
12841. КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ 31 KB
  КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ. Задачи: снять агрессию избежать конфликтных ситуаций дать возможность детям разрядиться. Период смены: 35 дней. Возраст детей: 12 и старше Продолжительность: около 1 часа. Количество детей: 1030 человек. Место проведения: помещение или место на п...
12842. Отрядное дело на знакомство 27 KB
  ОД на ЗНАКОМСТВО. Задачи: познакомить детей друг с другом выявить лидера. Период смены: первый день орг. периода. Возраст детей: все отряды. Продолжительность: 1-15 часа. Количество детей: весь отряд. Место проведения: лужайка или помещение. Оборудование: повязки...
12843. Домик для сосны отрядное дело 21 KB
  ДОМИК ДЛЯ СОСНЫ. Задача: творческое развитие детей сплотить коллектив. Период смены: 56день. Возраст детей: младший отряд. Продолжительность: 30-40 минут. Количество детей: несколько групп по любому количеству человек. Место проведения: площадка перед корпусом р
12844. День рыцарства 32 KB
  День рыцарства Период смены: основной. Возраст детей: все отряды за исключением возможно самого младшего Колво детей: участвует равное колво мальчиков и девочек. Продолжительность: 6080 мин. Оборудование: цветная бумага ножницы стулья кегли или кубики20 фломастеров
12845. Девятилетние принцессы. ОД предназначено для дня девочек 26.5 KB
  Девятилетние принцессы Период смены: основной ОД предназначено для дня девочек или чегото в этом родеВозраст: младшие отряды34 Количество детей: все девочки отряда мальчики – жюри Продолжительность: 15 часаМесто проведения: отрядное местоОборудование: незаполненн...