31443

Материя и проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Философия и наука о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего

Доклад

Логика и философия

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость неуничтожимость бесконечность способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений как нечто самостоятельное она существует только в них и через них. Материя объективное бытие.

Русский

2013-09-01

36.5 KB

58 чел.

  1.  И 26 Материя   и   проблема  субстанции   в  философии.   Монизм,  дуализм,     плюрализм.   Философия   и   наука  о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего.

Субстанция – то что лежит в основе, сущность вещи.

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений, как нечто самостоятельное, она существует только в них и через них.

Материя - объективное бытие. Начиная с 17-18 века в эпоху бурного развития натурфилософии ученые ошибочно отождествляли материю и вещество и стали приписывать материи те же свойства, которые характерны для вещества(протяженность, инерция). В это время ученые решили отказаться от категории материи. Сложилась субъективно - идеалистическая ветвь философии – физический идеализм. Эрнест Мах: вместе с исчезновением предела делимости вещества исчезла и материя, это устаревшая категория и от неё надо отказаться (махисты). Махисты: конкретные явления - всего на всего комплексы ощущений субъектов.

Им был дан мировоззренческий отпор Лениным(«материализм и эмпириокритицизм» эмпириокритицизм – начальная стадия философского позитивизма). Ленин: исчезла не материя, а только тот предел, до которого она была нами познана. По Ленину материя- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Философская категория материи - предельно общая из всех возможных категорий нашего мышления,  а значит наиболее абстрактная и пустая, т е  в этой категории вся реальность как бы свернута до неразличимости, весь окружающий мир объединяем мир – материя!

Конкретизация категории материи позволяет выделить 2 вида: ВЕЩЕСТВО (совокупность частиц, макроскопических тел) и ПОЛЕ. Вещественной части присуща масса покоя, они дискретны и локализованы в пространстве. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно. Вещество и поле связаны между собой, переходя друг  в друга. В этом проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

Дальнейшая конкретизация понятия материи позволяет выделить общие, а значит атрибутивные свойства материи (атрибутивное св-во - это св-во без которого объект не существует):

  1.  системность (упорядоченность и структурная определенность)
  2.  активность (способность к движению, изменению и развитию)
  3.  пространственно - временная форма бытия (существование в пространстве и во времени)
  4.  информативность (способность к отражению, т.к. информация – содержание отражения).

Системность-материя всегда существует в виде конкретных материальных систем. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Выделяют 3группы материальных систем:

  1.  системы неживой природы (уровни все известные науке от 10-16 см до  1028 см)
  2.  живые (биологические). Уровни:- Молекула ДНК, РНК и белки(молек уровень)

- доклеточный – клетки -многоклеточные орг -био-моно-ценоз -биосфера

3) социальные системы (семья)

Все это многообразие систем можно выстроить в 3 уровня : микромир, макромир, мегамир.

Любой соц объект есть система.

Монизм,  дуализм,     плюрализм.   

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:

— монизм

— дуализм

— плюрализм

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.

Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своём качестве однообразна. Первоначально он имел форму научного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит). В настоящее время также существует монизм, в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Ф. Вольф называет монистами тех, кто признаёт только одну субстанцию - монизм божественной субстанции (пантеизм, монизм материи, материализм), монизм сознания (имманентная философия, феноменология, психологизм) и др.

Плюрализм - методологический подход, основное требование которого - связать по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и деятельности любые методы, средства, формы и приёмы.(Спиноза).

Дуализм служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон, как в реальной действительности, так и в процессе её познания. В более узком смысле, дуализм обозначает философские учения, считающие бытиё и сознание, материальное и духовное двумя равноправными началами (субстанциями).(Аристотель, Декарт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53548. Квіти - це життя, надія, радість і натхнення 1.31 MB
  Мета: ознайомити учнів з фрагментами життєвого та творчого шляху видатної української художниці Катерини Білокур; розвивати вміння правильно сприймати і розуміти зміст картини; вчити вдало висловлюватися про побачене; розвивати вміння самостійно підбирати кольори і їх відтінки для вдалого відтворення краси квітки у малюнку; розвивати естетичні смаки; виховувати почуття глибокої поваги до творців прекрасного;...
53550. Використання елементів методів проектів та комп’ютерної підтримки на уроках фізики 646.5 KB
  Важливим аспектом застосування інтерактивних технологій є оновлення структури уроків. Кожен вчитель знає, що такі уроки краще запам’ятовуються учнями, викликають зацікавленість і бажання взяти участь в уроці. В нашій роботі ми пропонуємо використання різних форм роботи на уроках математики, фізики та інформатики.
53551. Все про каву 127.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про каву як рослину її біологічні особливості; ознайомитися з хімічним складом кавових зерен їх корисність та шкідливість вплив на організм; розглянути технологію обробки кавових зерен історію поширення кави по світу; ознайомитися з найбільшими країнамивиробниками кави традиції та звичаї які з нею пов’язані. Розглянути різноманітні рецепти приготування кави цікаві факти про цю рослину та використання кави не за призначенням. Оформлення: назви лабораторій вислови про каву: Говорять все прекрасне в житті...
53552. Показатели оценки рыночной активности 25 KB
  Этот раздел анализа выполняется участниками фондового рынка. Показатели рыночной привлекательности позволяют оценить ожидания рынка относительно доходности и риска ценных бумаг эмитента. Для проведения анализа рыночной привлекательности используется как данные бухгалтерской отчетности...
53554. Казка казкою, а в ній наука 46 KB
  Пріоритетні лінії розвитку: соціально-моральний емоційноціннісний пізнавальний 6й рік життя Тема: Казка казкою а в ній наука Автор: Царенко Вікторія Миколаївна вихователь ДНЗ №8 Золотий півник м. Вихователь. Вихователь. Де ви могли чути ці слова Вихователь.
53555. Додатні та від’ємні числа. Протилежні числа. Координатний промінь 923.5 KB
  Протилежні числа. Мета модуля: сформувати уявлення учнів про зміст понять додатні числа від'ємні числа протилежні числа зміст поняття координати точки на координатній прямій; виробити вміння: відрізняти додатні числа від від'ємних й виконувати прості вправи що передбачають таку класифікацію; за готовими рисунками визначити координати вказаних точок звіряток та будувати на координатній прямій точки з вказаними координатами; розвивати логічне мислення та пізнавальну активність учнів при розв’язуванні вправ. Розв’язування...
53556. Оценка акций 25 KB
  Номинальная цена — это цена, напечатанная на бланке акции или установленная при ее выпуске. Номинальная цена формируется в момент создания акционерного общества и показывает, какая часть величины уставного капитала приходилась на одну акцию на момент ее формирования.