31443

Материя и проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Философия и наука о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего

Доклад

Логика и философия

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость неуничтожимость бесконечность способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений как нечто самостоятельное она существует только в них и через них. Материя объективное бытие.

Русский

2013-09-01

36.5 KB

57 чел.

  1.  И 26 Материя   и   проблема  субстанции   в  философии.   Монизм,  дуализм,     плюрализм.   Философия   и   наука  о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего.

Субстанция – то что лежит в основе, сущность вещи.

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений, как нечто самостоятельное, она существует только в них и через них.

Материя - объективное бытие. Начиная с 17-18 века в эпоху бурного развития натурфилософии ученые ошибочно отождествляли материю и вещество и стали приписывать материи те же свойства, которые характерны для вещества(протяженность, инерция). В это время ученые решили отказаться от категории материи. Сложилась субъективно - идеалистическая ветвь философии – физический идеализм. Эрнест Мах: вместе с исчезновением предела делимости вещества исчезла и материя, это устаревшая категория и от неё надо отказаться (махисты). Махисты: конкретные явления - всего на всего комплексы ощущений субъектов.

Им был дан мировоззренческий отпор Лениным(«материализм и эмпириокритицизм» эмпириокритицизм – начальная стадия философского позитивизма). Ленин: исчезла не материя, а только тот предел, до которого она была нами познана. По Ленину материя- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Философская категория материи - предельно общая из всех возможных категорий нашего мышления,  а значит наиболее абстрактная и пустая, т е  в этой категории вся реальность как бы свернута до неразличимости, весь окружающий мир объединяем мир – материя!

Конкретизация категории материи позволяет выделить 2 вида: ВЕЩЕСТВО (совокупность частиц, макроскопических тел) и ПОЛЕ. Вещественной части присуща масса покоя, они дискретны и локализованы в пространстве. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно. Вещество и поле связаны между собой, переходя друг  в друга. В этом проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

Дальнейшая конкретизация понятия материи позволяет выделить общие, а значит атрибутивные свойства материи (атрибутивное св-во - это св-во без которого объект не существует):

  1.  системность (упорядоченность и структурная определенность)
  2.  активность (способность к движению, изменению и развитию)
  3.  пространственно - временная форма бытия (существование в пространстве и во времени)
  4.  информативность (способность к отражению, т.к. информация – содержание отражения).

Системность-материя всегда существует в виде конкретных материальных систем. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Выделяют 3группы материальных систем:

  1.  системы неживой природы (уровни все известные науке от 10-16 см до  1028 см)
  2.  живые (биологические). Уровни:- Молекула ДНК, РНК и белки(молек уровень)

- доклеточный – клетки -многоклеточные орг -био-моно-ценоз -биосфера

3) социальные системы (семья)

Все это многообразие систем можно выстроить в 3 уровня : микромир, макромир, мегамир.

Любой соц объект есть система.

Монизм,  дуализм,     плюрализм.   

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:

— монизм

— дуализм

— плюрализм

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.

Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своём качестве однообразна. Первоначально он имел форму научного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит). В настоящее время также существует монизм, в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Ф. Вольф называет монистами тех, кто признаёт только одну субстанцию - монизм божественной субстанции (пантеизм, монизм материи, материализм), монизм сознания (имманентная философия, феноменология, психологизм) и др.

Плюрализм - методологический подход, основное требование которого - связать по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и деятельности любые методы, средства, формы и приёмы.(Спиноза).

Дуализм служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон, как в реальной действительности, так и в процессе её познания. В более узком смысле, дуализм обозначает философские учения, считающие бытиё и сознание, материальное и духовное двумя равноправными началами (субстанциями).(Аристотель, Декарт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61975. Чтение схемы по тяговой подстанции. Перечень элементов 31.3 KB
  Технологическая карта учебного занятия это способ графического проектирования учебного занятия таблица позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам.
61976. Урок с использованием профессионально-направленной лексики и элементов деловой игры в ситуациях коммуникативного общения 47.02 KB
  Технологическая карта урока Тема урока: Introduсtion to the cr Знакомство с автомобилем Цели урока: Развитие знаний о конструкциях автомобилей через овладение новыми лексическими единицами по теме “ Introduсtion to the cr †развитие навыков монологической речи Задачи урока: Обучающие: Правильное произношение новых терминов связанных с функционльностью автомобиля и практика речевой деятельности: Усвоение и активизация лексики по теме урока Повторение старого и дальнейшее закрепление нового лексического материала по...
61978. Я – гражданин Республики Беларусь 21.94 KB
  Ход учебного занятия Сообщение темы и цели учебного занятия. Тема нашего сегодняшнего урока Я гражданин Республики Беларусь. Мы носим имя гражданин Республики Беларусь. Беседа Наша Родина Беларусь.
61979. British Traditions and Customs 22.04 KB
  British nation is considered to be the most conservative in Europe. It is not a secret that every nation and every country has its own customs and traditions. In Great Britain people attach greater importance...
61982. А. Гайдар «Тимур и его команда» 19.58 KB
  Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара его повестью Тимур и его команда продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.
61983. Совершенствование прыжка в длину с места 74.73 KB
  Воспитание волевых качеств целеустремлённости Место проведения: спортивный зал Оборудование: свисток скакалки Содержание Дозировка Организационно-методические указания Вводная часть Построение приветствие сообщение темы и задач урока...