31443

Материя и проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Философия и наука о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего

Доклад

Логика и философия

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость неуничтожимость бесконечность способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений как нечто самостоятельное она существует только в них и через них. Материя объективное бытие.

Русский

2013-09-01

36.5 KB

72 чел.

  1.  И 26 Материя   и   проблема  субстанции   в  философии.   Монизм,  дуализм,     плюрализм.   Философия   и   наука  о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего.

Субстанция – то что лежит в основе, сущность вещи.

Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений, как нечто самостоятельное, она существует только в них и через них.

Материя - объективное бытие. Начиная с 17-18 века в эпоху бурного развития натурфилософии ученые ошибочно отождествляли материю и вещество и стали приписывать материи те же свойства, которые характерны для вещества(протяженность, инерция). В это время ученые решили отказаться от категории материи. Сложилась субъективно - идеалистическая ветвь философии – физический идеализм. Эрнест Мах: вместе с исчезновением предела делимости вещества исчезла и материя, это устаревшая категория и от неё надо отказаться (махисты). Махисты: конкретные явления - всего на всего комплексы ощущений субъектов.

Им был дан мировоззренческий отпор Лениным(«материализм и эмпириокритицизм» эмпириокритицизм – начальная стадия философского позитивизма). Ленин: исчезла не материя, а только тот предел, до которого она была нами познана. По Ленину материя- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Философская категория материи - предельно общая из всех возможных категорий нашего мышления,  а значит наиболее абстрактная и пустая, т е  в этой категории вся реальность как бы свернута до неразличимости, весь окружающий мир объединяем мир – материя!

Конкретизация категории материи позволяет выделить 2 вида: ВЕЩЕСТВО (совокупность частиц, макроскопических тел) и ПОЛЕ. Вещественной части присуща масса покоя, они дискретны и локализованы в пространстве. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно. Вещество и поле связаны между собой, переходя друг  в друга. В этом проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

Дальнейшая конкретизация понятия материи позволяет выделить общие, а значит атрибутивные свойства материи (атрибутивное св-во - это св-во без которого объект не существует):

  1.  системность (упорядоченность и структурная определенность)
  2.  активность (способность к движению, изменению и развитию)
  3.  пространственно - временная форма бытия (существование в пространстве и во времени)
  4.  информативность (способность к отражению, т.к. информация – содержание отражения).

Системность-материя всегда существует в виде конкретных материальных систем. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Выделяют 3группы материальных систем:

  1.  системы неживой природы (уровни все известные науке от 10-16 см до  1028 см)
  2.  живые (биологические). Уровни:- Молекула ДНК, РНК и белки(молек уровень)

- доклеточный – клетки -многоклеточные орг -био-моно-ценоз -биосфера

3) социальные системы (семья)

Все это многообразие систем можно выстроить в 3 уровня : микромир, макромир, мегамир.

Любой соц объект есть система.

Монизм,  дуализм,     плюрализм.   

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:

— монизм

— дуализм

— плюрализм

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.

Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своём качестве однообразна. Первоначально он имел форму научного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит). В настоящее время также существует монизм, в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Ф. Вольф называет монистами тех, кто признаёт только одну субстанцию - монизм божественной субстанции (пантеизм, монизм материи, материализм), монизм сознания (имманентная философия, феноменология, психологизм) и др.

Плюрализм - методологический подход, основное требование которого - связать по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и деятельности любые методы, средства, формы и приёмы.(Спиноза).

Дуализм служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон, как в реальной действительности, так и в процессе её познания. В более узком смысле, дуализм обозначает философские учения, считающие бытиё и сознание, материальное и духовное двумя равноправными началами (субстанциями).(Аристотель, Декарт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25018. Кодексы профессионального поведения специалиста по связям с общественностью 23.79 KB
  Международные кодексы: Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью IPRA; Международный этический Кодекс Паблик Рилейшнз Афинский кодекс; Профессиональная Хартия международного комитета ассоциаций PRконсультантов Римская Хартия; Кодекс профессионального поведения в области PR Лиссабонский кодекс; Международный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследований и др. Международный этический Кодекс Паблик Рилейшнз АФИНСКИЙ КОДЕКС Принят в Афинах Генеральной ассамблеей IPRA в мае...
25021. Лоббирование как одна из технологий PR-службы в сфере управления 20.59 KB
  Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама должна быть распознаваемой без применения специальных знаний и без применения технических средств; Реклама не должна побуждать к агрессии насилию возбуждать панику побуждать к опасным действиям способным нанести вред; формировать негативное отношение к лицам не пользующимся рекламируемыми товарами или осуждать таких лиц. Не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом...
25022. Возникновение, современное состояние и развитие консалтинга в мире 23.85 KB
  Консалтинг как продукт услуга Консалтинг производство советов. Консалтинг это вид интеллектуальных услуг который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Консалтинг как деятельность фирмы Консалтинг это деятельность фирмы по оказанию консультационных услуг предприятиям организациям физическим лицам по широким вопросам экономики управления и права. Консалтинг как форма предоставления услуги Консалтинг это профессиональная помощь осуществляемая в форме советов рекомендаций и...
25023. Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса 23.68 KB
  Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса Консалтинг в сфере связей с общественностью является разновидностью любого консалтинга а маркетинговые стратегии применимые на рынке консалтинговых услуг частично заимствованы из теоретических основ любого маркетинга услуг. На практике это реализуется управлением финансовой эффективностью бизнеса выбором маркетинговой стратегии развития фирмы и стратегии продвижения услуг. Стратегия маркетинга любых консультационных услуг а также стратегия развития консалтинговой фирмы это набор приемов по...
25024. Виды и формы консультирования в связях с общественностью 31.29 KB
  Методологическая классификация профессионально ориентирована на самих консультантов так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. Следует отметить также что классификации публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов часто объединяют предметный и методологический подходы правда ориентируясь больше на первый. Примером такого синтетического подхода классификация Европейского справочникауказателя консультантов по экономике и управлению издаваемого под эгидой ФЕАКО. Выделяют два вида экспертного...
25025. Деятельность политического консультанта во время избирательной кампании 94.15 KB
  Избирательная кампания система агитационных мероприятий проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Другая причина обусловливающая необходимость психологического сопровождения клиента связана с крайне напряженным ритмом кампании и с тем что личность кандидата его время его работоспособность и самочувствие являются главным ресурсом кампании. Подготовка клиента к публичным выступлениям Полноценная подготовка заключается в написании речей...
25026. Историческое становление связей с общественностью 42.23 KB
  Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. Значительную роль в развитии политических связей с общественностью сыграли PRтехнологии президента А. Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса проводили PRконсультирование в разных областях жизни отрабатывали новейшие PRтехнологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы лоббирования интересов компаний...