31446

Диалектика и её альтернативы (метафизика и релятивизм, эклектика) Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как метод научного познания и как система знаний (общая характеристика). Принцип диалектики и их взаимосвязь

Доклад

Логика и философия

Диалектика и её альтернативы метафизика и релятивизм эклектика Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как метод научного познания и как система знаний общая характеристика. Диалектика учение о всеобщих разнообразиях всеобщих взаимосвязях объект Диалектика искусство вести беседу суб Диалектика как метод используется как обобщенное систематизированное знание используемое в практике нового исследования. Диалектикасистема принципов категорий и законов которыми руководствуется человек в своей познавательной и...

Русский

2013-09-01

35 KB

36 чел.

Диалектика и её альтернативы (метафизика и релятивизм, эклектика) Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как метод научного познания и как система знаний (общая характеристика). Принцип диалектики и их взаимосвязь.

Диалектика-учение о всеобщих разнообразиях, всеобщих взаимосвязях (объект)

Диалектика - искусство вести беседу (суб)

Диалектика (как метод) используется как обобщенное систематизированное знание, используемое в практике нового исследования.

Диалектика-система принципов, категорий и законов, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразовательной деятельности.

Диалектика и её альтернативы (метафизика и релятивизм, эклектика)

1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• "негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

• эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

3. Объективная и субъективная диалектика.

С одной стороны диалектика - это учение, т.е. то, что создается, разрабатывается людьми, с другой стороны, мы говорим о диалектике самой природы или диалектике взятой самой по себе человеческой истории. В связи с этим необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектика мышления. Но субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственного возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике.

Принцип диалектики и их взаимосвязь

  1.  П. системности. Он говорит о всеобщей универсальной связи предметов и процессов действительности. В современную науку он вошел как «общая теория систем»(каждый предмет представляет собой сложную систему и сам выступает элементом в более крупной системе). Каждая вещь связана с другой вещью.
  2.  П. причинности. Заключается в наличии между предметами таких связей, где одна порождает другую, т е все имеет свою внутреннюю или внешнюю причину, а причина порождает следствие и связи между такими предметами наз причинно- следственными.
  3.  главный п. историзма, те всеобщего движения и развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44676. Имя существительное как часть речи 57 KB
  Создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи
44677. Одушевленные и неодушевленные имена существительные 90.5 KB
  Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Цель: познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные. Задачи: Образовательная: закрепить умения находить в тексте имена существительные Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое связь слов в предложении; учить приемам анализа и синтеза. Подвести к выводу: одушевленные имена...
44678. Слова,которые отвечают на вопросы кто? что? 37.5 KB
  Дети читают слова написанные на доске ставят к ним вопросы:швеязонтикмалинашумпопугайпесоксердцевосток Ирина метро. Назовите слова обозначающие изображенные предметы.Поставьте к словам вопросы.Учащиеся записывают слова классифицируя их по группам: люди животные растения.
44679. Обезмасливание гача (петролатума) кристаллизацией из растворов 20.6 KB
  Процесс обезмасливания проводится с целью выделения из гача (петролатума) жидких масляных углеводородов и низкоплавких твердых углеводородов и является головным в производстве товарных парафинов и церезинов. Процесс осуществляется кристаллизацией из раствора гача (петролатума) в растворителе