31456

3акон единства и борьбы противоположностей. Соотношение категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие». Типы противоречий и формы их разрешения

Доклад

Логика и философия

Автор законов Гегель абсолютный идеализм законы применения для описания механизма развития абсолютного духа. Главная задача описать сам механизм развития. Закон единства и борьбы противоположностей главное причина и источник развития Закон отрицания отрицания описывает в развитии траектория по которой развитие осуществляется Закон это связь между явлениями и процессами действительности которые являются объективной всеобщей внутренней существенной необходимой а в силу этого устойчивой и повторяющейся. Единство и...

Русский

2013-09-01

38.5 KB

43 чел.

3акон единства и борьбы противоположностей. Соотношение категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие». Типы противоречий и формы их разрешения.

Категория – наиболее общее фундаментальное понятие той или иной отрасли знаний. У каждой науки есть свои категории. Философские категории- это предельно общие универсальные понятия, отражающих взаимосвязь всех предметов действительности. Философские категории строятся парами, они противостоят друг ругу, но не могут существовать друг без друга. Например, единичное и общее. В категориях систематизируются знания.

Группы:

  1.  категории предметные 2)категории отношения

ЗАКОНЫ

Отец диалектики Гераклит. Автор законов Гегель - абсолютный идеализм (законы применения для описания механизма развития абсолютного духа).

  1.  Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Главная задача описать сам механизм развития.
  2.  Закон единства и борьбы противоположностей (главное – причина и источник развития)
  3.  Закон отрицания отрицания (описывает ……………… в развитии, траектория по которой развитие осуществляется)

Закон – это связь между явлениями и процессами действительности, которые являются объективной, всеобщей, внутренней, существенной, необходимой, а в силу этого устойчивой и повторяющейся.

Система законов описывает последовательность в развитии того или иного природного явления в природе, поэтому такую систему называют теорией, а последовательность – закономерностью.

Виды законов:

  1.  по формам движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное
  2.  по основным сферам деятельности: природы, общества, мышления
  3.  по степеням всеобщности: законы частные (которые действуют в пределах некоторого класса явлений принадлежащих данной форме движения материи); законы общие (обязательны для всех явлений принадлежащие данной форме движения материи); законы универсальные (действующие во всех сферах бытия).
  4.  По механизму своей реализации: динамические (описывают поведение относительно изолированного объекта, все параметры движения которого известны); статические (которые описывают связи в таких процессах , в которых участвует большое количество сравнительно однородных объектов и в которых необходимость проявляется в виде «Закона больших чисел»: данный закон осуществляется не в каждом отдельном случае, а действительно только для большого количества случаев)

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Закон: все состоит из противоположных началах (?), которые будучи единичными по своей природе находятся в борьбе и противоречиях друг к другу. Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник движения и развития всего сущего.

Противоположность –

  1.  единство взаимоисключающих друг друга сторон вещи
  2.  каждая из противодействующих сторон.

Противоречие – взаимное исключение, отрицание предполагаемых др. др. сторон вещи. Противоречие – борьба противоположностей – главный источник развития. Развитие – борьба противоположностей.

Тождество – отношение вещи к самой себе относительно тождества выражает равенство, одинаковость, совпадение сторон, свойств и тенденций развития вещи. Тождество означает, что предмет равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот данный предмет. Но всегда есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, т.е. нарушить его тождественность: вследствие взаимодействия данной вещи с другими в ней постоянно возникают изменения, отличающие вещь от его прежнего состояния, поэтому абсолютного тождества, совпад. свойств и сторон вещи, на разных этапах её развития (во времени) нет и быть н может. Следовательно, тождество всегда содержит в себе различие.

Различие – отношение вещи к самой себе и к другим вещам., в которых выражается не сходство, не совпадение, неодинаковость свойств, сторон и тенденций развития. Различие изначально выступает как несуществ., но со временем начинает затрагивать сущность вещи и обретает форму противоположности. В начале прежполагая дуг другу, противоположности современем начинают конфликтовать и вступают в борьбу, т.е. возникает противоречие. Фаза разрушения противоречия – когда вещь уничтожается и на её месте возникает …………новая вещь.

Необходимо отметить относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей: относительный характер единства означает, что оно имеет место пока существует вещь, абсолютный характер борьбы означает, что она протекает всегда при всех условиях и всяких качественных состояниях вещей.

Виды противоречий:

  1.  Внутренние и внешние
  2.  основные и неосновные
  3.  главные и негланые
  4.  онтогонестические и неонтогонестические (только в соц процессах)

Внутренние – те, которые выражают взаимодействие частей вещи (внутреличностный конфликт).

Внешние – между отдельными предметами или вещами. Внутренние противоречия играют ведущую роль в развитии, однако нельзя недооценивать и против. внешних, в роли которых выступают условия.

Основные – выражают сущность вещи и определяют закономерности её развития от момента её возникновения вплоть до уничтожения. Основное противоречие определяет стратегию развития предмета.

Неосновные – все остальные, которые не выражают сущности предмета. Основные всегда бывают внутренними, неосновные - как внутренними так и внешними.

Главные – определяет развитие системы только на определенном этапе или при определенных условиях. Главные определяют тактику развития. Главные – частная форма проявления противоречия основного.

Онтогонестические – противоречия, которые существуют между классами, соц. группами и слоями, интересы, которые противоположны и в корне не совместимы. Такое противоречие развивается до конфликта и разрешается в острой непримиримой борьбе. Ведущей к гибели одной из противоборствующих сторон (война).

Неотогонестические - возникает между социальными слоями., интересы которых в корне совпадают. Такое противоречие может развиваться до конфликта, но разрешается соглашением сторон (соревнование).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55312. Диагностика познавательных процессов 118.5 KB
  Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.
55313. Косичка 45.5 KB
  Воспитательная: содействовать воспитанию аккуратности Оборудование учителя: образец косички этапы ее изготовления заготовки косичек для учеников Оборудование ученика: гофрированная бумага клей картон Оформление доски...
55314. Спостереження за вимовою парних дзвінких і глухих приголосних звуків 2.02 MB
  Мета: Вчити дітей правильно вимовляти і писати слова із дзвінкими і глухими приголосними звуками поглибити уявлення школярів про дзвінкі і глухі приголосні звуки.
55315. Все про продукти 83.5 KB
  Today we’ll speak about food. We “go shopping” for food, even “cook” something but first I want you to remember that the fourth Thursday of November is a very special day in America. On that day people all over the USA celebrate Thanksgiving Day. Let’s solve a crossword and remember the main points of its existence...
55316. Формування мовно-літературної грамотності учнів 228 KB
  Основні завдання: Зміцнення статусу української мови як державної; Створення достатньої організаційної кадрової науковометодичної матеріальнотехнічної бази для забезпечення оптимальної ефективності процесу вивчення української мови та літератури з метою...
55317. Перші князі Київської держави 27 KB
  Назвіть імена київських князів про яких ви вивчали у молодших класах Учні згадують імена перших київських князів учитель записує їх на дошці в порядку їх правління. Перші князі були вільні духом благородні мужні кращі люди часів Київської Русі.
55318. ПІРАМІДОЛОГІЯ 4.75 MB
  Поспілкувавшись з учнями що вони знають про піраміди чи вивчали в школі на уроках історії щось цікаве хто знає про існування сучасних пірамід де вони зустрічаються нам в оточуючому нас світі легко і ненавязливо викладач підводить учнів до плану дій і розподіл ролей.
55319. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 72.5 KB
  Цель моей работы: помочь учащимся ориентироваться в огромном мире профессий; оказывать консультационную помощь в выборе любимого дела; показать неразрывную связь между желаемой профессией и необходимым образованием...
55320. Дружба – найбільший скарб 225 KB
  Напишіть на ньому побажання та добрі слова своїм друзям. Тема: Якщо ви ввічливі Мета: навчити дітей ввічливо спілкуватися з ровесниками та дорослими; розширити і закріпити вміння вживати слова ввічливості; домагатися доброзичливої атмосфери в класі; виховувати в учнів ввічливість чемність доброзичливість; формувати манери культурної поведінки поглибити знання учнів про етикет і його важливість у житті людини. Але чи то уклін чи слова вітання чи лагідна усмішка спільним в них є те що привітання означає: Ти мені приємна...