31456

3акон единства и борьбы противоположностей. Соотношение категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие». Типы противоречий и формы их разрешения

Доклад

Логика и философия

Автор законов Гегель абсолютный идеализм законы применения для описания механизма развития абсолютного духа. Главная задача описать сам механизм развития. Закон единства и борьбы противоположностей главное причина и источник развития Закон отрицания отрицания описывает в развитии траектория по которой развитие осуществляется Закон это связь между явлениями и процессами действительности которые являются объективной всеобщей внутренней существенной необходимой а в силу этого устойчивой и повторяющейся. Единство и...

Русский

2013-09-01

38.5 KB

49 чел.

3акон единства и борьбы противоположностей. Соотношение категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие». Типы противоречий и формы их разрешения.

Категория – наиболее общее фундаментальное понятие той или иной отрасли знаний. У каждой науки есть свои категории. Философские категории- это предельно общие универсальные понятия, отражающих взаимосвязь всех предметов действительности. Философские категории строятся парами, они противостоят друг ругу, но не могут существовать друг без друга. Например, единичное и общее. В категориях систематизируются знания.

Группы:

  1.  категории предметные 2)категории отношения

ЗАКОНЫ

Отец диалектики Гераклит. Автор законов Гегель - абсолютный идеализм (законы применения для описания механизма развития абсолютного духа).

  1.  Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Главная задача описать сам механизм развития.
  2.  Закон единства и борьбы противоположностей (главное – причина и источник развития)
  3.  Закон отрицания отрицания (описывает ……………… в развитии, траектория по которой развитие осуществляется)

Закон – это связь между явлениями и процессами действительности, которые являются объективной, всеобщей, внутренней, существенной, необходимой, а в силу этого устойчивой и повторяющейся.

Система законов описывает последовательность в развитии того или иного природного явления в природе, поэтому такую систему называют теорией, а последовательность – закономерностью.

Виды законов:

  1.  по формам движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное
  2.  по основным сферам деятельности: природы, общества, мышления
  3.  по степеням всеобщности: законы частные (которые действуют в пределах некоторого класса явлений принадлежащих данной форме движения материи); законы общие (обязательны для всех явлений принадлежащие данной форме движения материи); законы универсальные (действующие во всех сферах бытия).
  4.  По механизму своей реализации: динамические (описывают поведение относительно изолированного объекта, все параметры движения которого известны); статические (которые описывают связи в таких процессах , в которых участвует большое количество сравнительно однородных объектов и в которых необходимость проявляется в виде «Закона больших чисел»: данный закон осуществляется не в каждом отдельном случае, а действительно только для большого количества случаев)

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Закон: все состоит из противоположных началах (?), которые будучи единичными по своей природе находятся в борьбе и противоречиях друг к другу. Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник движения и развития всего сущего.

Противоположность –

  1.  единство взаимоисключающих друг друга сторон вещи
  2.  каждая из противодействующих сторон.

Противоречие – взаимное исключение, отрицание предполагаемых др. др. сторон вещи. Противоречие – борьба противоположностей – главный источник развития. Развитие – борьба противоположностей.

Тождество – отношение вещи к самой себе относительно тождества выражает равенство, одинаковость, совпадение сторон, свойств и тенденций развития вещи. Тождество означает, что предмет равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот данный предмет. Но всегда есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, т.е. нарушить его тождественность: вследствие взаимодействия данной вещи с другими в ней постоянно возникают изменения, отличающие вещь от его прежнего состояния, поэтому абсолютного тождества, совпад. свойств и сторон вещи, на разных этапах её развития (во времени) нет и быть н может. Следовательно, тождество всегда содержит в себе различие.

Различие – отношение вещи к самой себе и к другим вещам., в которых выражается не сходство, не совпадение, неодинаковость свойств, сторон и тенденций развития. Различие изначально выступает как несуществ., но со временем начинает затрагивать сущность вещи и обретает форму противоположности. В начале прежполагая дуг другу, противоположности современем начинают конфликтовать и вступают в борьбу, т.е. возникает противоречие. Фаза разрушения противоречия – когда вещь уничтожается и на её месте возникает …………новая вещь.

Необходимо отметить относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей: относительный характер единства означает, что оно имеет место пока существует вещь, абсолютный характер борьбы означает, что она протекает всегда при всех условиях и всяких качественных состояниях вещей.

Виды противоречий:

  1.  Внутренние и внешние
  2.  основные и неосновные
  3.  главные и негланые
  4.  онтогонестические и неонтогонестические (только в соц процессах)

Внутренние – те, которые выражают взаимодействие частей вещи (внутреличностный конфликт).

Внешние – между отдельными предметами или вещами. Внутренние противоречия играют ведущую роль в развитии, однако нельзя недооценивать и против. внешних, в роли которых выступают условия.

Основные – выражают сущность вещи и определяют закономерности её развития от момента её возникновения вплоть до уничтожения. Основное противоречие определяет стратегию развития предмета.

Неосновные – все остальные, которые не выражают сущности предмета. Основные всегда бывают внутренними, неосновные - как внутренними так и внешними.

Главные – определяет развитие системы только на определенном этапе или при определенных условиях. Главные определяют тактику развития. Главные – частная форма проявления противоречия основного.

Онтогонестические – противоречия, которые существуют между классами, соц. группами и слоями, интересы, которые противоположны и в корне не совместимы. Такое противоречие развивается до конфликта и разрешается в острой непримиримой борьбе. Ведущей к гибели одной из противоборствующих сторон (война).

Неотогонестические - возникает между социальными слоями., интересы которых в корне совпадают. Такое противоречие может развиваться до конфликта, но разрешается соглашением сторон (соревнование).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12849. ГАЗЕТА 23 KB
  ГАЗЕТА. Задачи: сплочение коллектива развитие творческой сообразительности показать детям то что они должны искать в окружающей жизни больше положительных моментов в отличии от современных СМИ которые освещают слишком много негативного. Период смены: серед
12850. ВЫДУМАННЫЙ ПОРТРЕТ 20.5 KB
  ВЫДУМАННЫЙ ПОРТРЕТ. Задача: познакомить детей друг с другом. Период смены: орг. период. Возраст детей: с 10 лет. Продолжительность: 4060 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: инструмент сигнал которого обозначает н
12851. Ассоциации отрядное дело. Развитие ассоциативного мышления 20.5 KB
  АССОЦИАЦИИ. Задачи: развитие ассоциативного мышления. Период смены: вторая половина основного периода. Возраст детей: от 12 лет. Продолжительность: от 30 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: Сначала во...
12852. Анкета отрядное дело. Знакомство детей в пионерлагере 23.5 KB
  АНКЕТА. Задачи: познакомить детей Период смены: орг. период. Возраст детей: до 11 лет. Продолжительность: от 1 часа до . Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: анкеты на каждого ребёнка листы бумаги А5. Вожатый раз...
12853. Автопортрет отрядное мероприятие. Знакомство детей в пионерлагере 21 KB
  АВТОПОРТРЕТ. Задача: познакомить детей друг с другом. Период смены: организационный. Возраст детей: кроме старших. Продолжительность: 4060 мин. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: 5 карточек. Делим отряд на 5 г...
12854. СТРАШНЫЙ СУД Карточная групповая профориентационная игра 182 KB
  СТРАШНЫЙ СУД Карточная групповая профориентационная игра Эта игра помогает подростку увидеть свои возможности и в соответствии с ними выбирать профессиональные и жизненные цели. Игра имеет диагностические психокоррекционные и прогностические аспекты. ОБЩЕЕ
12855. ИГРА Профконсультация 208.5 KB
  ИГРА Профконсультация Целью игры профконсультация является специально организованная помощь школьников друг другу при выборе профессии под наблюдением и контролем психолога. Игра имеет разные варианты которые имеют отдельные описания. В некоторых вариантах иг
12856. БУДЬ ГОТОВ! Активизирующая профориентационная методика 118 KB
  БУДЬ ГОТОВ Активизирующая профориентационная методика Цель этой методики повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.Эту методику можно использовать при работе с классом группой а можно в индивидуа...
12857. ИГРА УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ 35 KB
  ИГРА УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ЦЕЛЬ ИГРЫ. Знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Игра используется при изучении тем Профессиограмма Формула профессии а также при знакомстве с конкретными профессиями различных отраслей народного хозяйства. УСЛОВИЯ ИГ