31458

Развитие, его модели и законы. Понятие о саморазвитии. Самоорганизация материальных систем

Доклад

Логика и философия

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Изменение охватывает все процессы развития вообще. Можно выделить характерные признаки развития: качественный характер изменений их необратимость направленность. В истории философии известны несколько моделей развития моделей диалектики.

Русский

2013-09-01

43 KB

55 чел.

Развитие, его модели и законы. Понятие о саморазвитии. Самоорганизация материальных систем.

Развитие – необратимое качественное изменение. Развитие имеет различную траекторию. Принято выделять  2 основные линии: 1) прогресс переход от низшего к высшему с нарастанием сложности объекта; 2) регресс – переход от высшего к низшему, деградация, распад, гибель.

Развитие — это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Подчеркнем, что развитие связано с необратимыми изменениями, происходящими в объектах. При этом обратимые изменения характерны для процессов функционирования, а отсутствие закономерностей связано со случайными изменениями катастрофического типа. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Более общим понятием по отношению к понятию «развитие» выступает понятие «изменение».

Изменение — это наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое и т.д. Изменение охватывает все процессы развития вообще. Можно выделить характерные признаки развития: качественный характер изменений, их необратимость, направленность.

В истории философии известны несколько моделей развития (моделей диалектики).

1) Одной из первых была «классическая» модель диалектики (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), в которой рассматривалась рационалистическая, логико-гносеологическая модель развития.

2) В первой половине XIX века возникает так называемая градуалистическая модель развития (Спенсер), для которой характерны: положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы; утверждение о внешнем источнике изменения и развития материальных систем; отрицание скачков взрывообразного типа.

3) Еще одна модель развития была предложена в концепции «творческой эволюции» («эмерджентизме»), которая признавала взрывообразные скачки и видела их источник во внутренней «творческой силе», разными авторами называемой по-своему (Морган, Бергсон).

Если концепция градуалистов абсолютизировала постепенность, подчеркивала только эволюционный характер развития, то эмерджентизм уделял внимание лишь скачкообразности развития. Но и та и другая концепции сходились в своем разрыве «непрерывности—прерывности» в развитии.

4) Во второй половине XIX века все большую популярность завоевывает «натуралистическая» модель развития (Ч. Дарвин, а позднее Дж. Хаксли, Дж. Симпсон, Л. Берталанфи и др.). Ее по праву называют диалектикой естественнонаучных материалистов. Модель развития, разрабатываемая этими авторами, касалась конкретных проявлений природы. Она не включала в себя исследование развития как всеобщего феномена, охватывающего все сферы бытия.

5) В противоположность данной модели возникает другая — антропологическая (экзистенциалисты). Представители этого направления утверждали, что диалектика — не в природе, а в динамизме человеческого духа.

6) Говоря о моделях развития, нельзя не упомянуть о равновесно-интеграционной модели (Ле Дантек, Уорд). В этой модели абсолютизировалась равновесность как состояние системы, к которому она должна стремиться и при котором отсутствуют противоречия. Под действием внешних сил происходит разрушение равновесия. Отсюда развитие осуществляется по схеме: равновесие — неравновесие — равновесие.

7) Этой модели противостоит другая — абсолютизирующая конфликтность (Дарендорф, Козер). Центральное понятие в ней — «конфликт». Благодаря конфликтам система может развиваться, отсюда само развитие выглядит так: конфликт — равновесие — конфликт.

8) Следующая модель развития — диалектико-материалистическая, сложившаяся во второй половине XIX века под влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные ее моменты таковы: развитие происходит на основе закона отрицания отрицания, когда оно как бы повторяет пройденные ступени, но на более высоком уровне; развитие реализуется по спирали, оно скачкообразно; осуществляется на основе перехода количественных изменений в качественные, имеет внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием.

Помимо названных моделей существуют и другие («негативная диалектика», «антиномическая диалектика» и пр.).

Многочисленность концепций развития говорит о сложности самого феномена развития, его многогранности и разнообразии.

Существует ли прогресс во всех сферах бытия: в неорганической и органической природе, в социальной реальности, и если да, то можно ли выделить единые критерии прогресса? Поскольку общезначимой точки зрения по этому поводу нет, отметим, что одна из наиболее обоснованных позиций состоит в следующем: не ставится под сомнение существование прогресса во всех этих областях, но вместе с тем утверждается, что на данном этапе развития науки невозможно выделить один или несколько единых критериев. Так, для неорганической природы критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы. По отношению к системам органической природы приходится обращаться к комплексному критерию прогресса: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого, эффективность и работоспособность структур, увеличение степени независимости от среды и пр. «Прогресс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, котофрое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же — это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции».

САМООРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ.

Синергетика – наука о самоорганизации системы.

Идея саморазвития материальных систем развивалась в науке постепенно («сверху вниз»). Идея саморазвития впервые прозвучала в социальных системах, затее на биологических, затем на все известные системы. В классический науке до середины 20 века господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция разрушения всякой упорядоченности, т.е. стремление к исходному равновесию.

Термодинамика – наука о взаимных превращениях различных виды энергии. Она устанавливала, что переход одних видов энергии в другие, осуществляется только в одном направлении: легче всего различать виды энергии перех. в самую простую форму – тепловую, а теплота – рассеивается.

2-ое начало термодинамики гласит: при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию (в закрытых системах) энтропия всегда возрастает.

Энтропия – мера хаоса в системе, т.е. состояние с наименьшей упорядоченностью частиц. ?мах? энтропии  - полное термодинамическое равновесие системы, что эквивалентно полному хаосу.

Авторы теории самоорганизации: Игорь Пригожин (венг), Герман Хакен (немец), Самарский (рус), Кутюмов, Моисеев.

Самоорганизация – организация системы, обусловленная внутренними причинами или спонтанный переход системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации или направленность материи на усложнение её структур.

Важно: самоорганизируется не любая система, она должна соответствовать условиям:

  1.  система: открытая
  2.  сист. – существенно неравновесной, т.е. находится далеко от термодинамического равновесия.

В развитии таких открытых неравновесных систем синергетика выделяет фазы:

1. Период плавного эволюционного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, приводящими систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию (флуктуация, диссипативная структура).

2. Выход системы из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности упорядоченности.

Важнейшей отличительной особенностью данной схемы является то, что переход системы в новое состояние не однозначно. Достигая критических параметров, система как бы «сваливается» в одно из многих возможных для неё устойчивых состояний, т.е.  траектория развития кК бы разветвляется и такое из возможных направлений будет выбрано, решает случай. Однако этот процесс необратим, назад возврата нет.

Развитие системы носит принципиально непредсказуемый характер. Можно просчитать возможные варианты путей  эволюции системы, но какой из них будет выбран однозначно спрогнозировать невозможно.

Бифуркация – разветвление.

?Физинизация? – отклонении от равновесного состояния.

Диссипат. структура -  предельно неравновесная система.

Новизна

  1.  хаос не только разрушителен, но и сознателен, конструктивен, т.к. неустойчивость порождает устойчивость, из случайности рождается необходимость, а из хаоса – порядок.
  2.   Линейный характер эволюции системы скорее исключение, чем правило, т.е. развитие большинства сложных систем носит нелинейный характер, а это значит, что всегда существует несколько возможных путей эволюции и нынешний путь эволюции системы может быть лучше и не хуже отвергнутых случайным выбором.
  3.  Случайность – не досадное недоразумение, она вписана в механизм эволюции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51563. Праздник «До свидания, 1-й класс! Здравствуй, лето! 133.86 KB
  Поспешите угадать Что в ней и откуда передает корзину учителю Дети да это же приходил сам дядя Степа. Кто из взрослых помнит продолжение этой любимой детской книжки многих поколений По фамилии Степанов И по имени Степан Из районных великанов Самый главный великан От ворот и до ворот знал в районе весь народ Где работает Степанов Где прописан где живет Потому что всех быстрее Без особенных трудов Он снимал ребятам змеев С телеграфных проводов. Но нам надо определить: что в корзине и откуда. Но я нечаянно перепутал...
51564. Методичні поради з розвитку мовленнєвих компетентностей учнів 1 класу 80 KB
  Недостатнє поверхове оволодіння основами рідної мови низька культура усного і писемного мовлення незадовільна читацька навичка і розуміння змісту прочитаного – серйозно гальмують загальний розвиток дітей не дають їм змоги успішно вчитись засвоювати основи знань що дає школа. Тому у навчальних планах та програмах на чільне місце ставиться навчання рідної мови. Державний стандарт загальної початкової мовної освіти зорієнтовано на всі чотири види мовленнєвої діяльності на уроках української мови: аудіювання слухання і розуміння;...
51565. Откуда берутся шоколад и мед 60 KB
  Задачи: познакомить детей с производством хорошо известныхсладостей шоколад изюм мёд показать их природноепроисхождение. А вы хотите узнать откуда берется изюм мед шоколад. В первой баночке шоколад во второй изюм а в третьей мед.
51566. Обєми многогранників та тіл обертання 10.46 MB
  Спіймати на гарячому ювеліра Архімеду допоміг відкритий ним у ванні евристичний закон: об’єм зануреного у воду тіла можна знайти по витісненому тілом об’єму води див. щоб знайти об’єм циліндра використовували метод апроксимації для об’ємів подібних тіл принцип Кавальєрі для зрізання – формули Сімпсона; д. Додаткове питання вчитель Що необхідно щоб виміряти об’єм геометричного тіла Знайти число яке визначає скільки одиничних кубів міститься у даному геометричному тілі. Знайти об’єм повітря в кабінеті відповісти на питання:...
51568. Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье: история и современность 151.5 KB
  Рассмотреть литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.); Описать материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.); Определить недвижимое наследие декабристов в Бурятии; Изучить недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае.
51569. Гармония в музыке 35 KB
  Конечно и мне будет вряд ли под силу провести Вас по всему этому пути хотя бы потому что не могу услышать Вашей реакции Ваших упражнений на клавиатуре и т. И даже в Ваших земных бытовых часто откровенно мелочных страстях и делах неизбежно работают те же законы что и там в этой сверкаючей черноте. А тогда разве не очевидно что та ничем неразрушимая симметрия и логичность мира которая поражает Ваши глаза конечно же живет и в Вас самих. И Ваши клетки и Ваши чувства и Ваши желания все это выстроено столь же тщательно как и все во...
51570. Название круглых сотен 50 KB
  Цель: Сформировать понятие сотни. Сформировать способность к счету сотнями, Сформировать знание способам их названия и записи, Сформировать умение сложению и вычитанию круглых сотен. Оборудование: интерактивная доска, презентация.
51571. Открытый урок «перевод» 97 KB
  I think I believe To my mind In my opinion I gree I do not quite gree I disgree It’s right You re not quite right You re mistken How right you re Excuse me but Would you kindly repet Полилог дискуссия за круглым столом Говорим по очереди S 1 монолог по 2 человека The first trend is the diversity in students. Students hve of course lwys been diverse. Whether in the pst or in the present dy students lern t unique pces show unique personlities nd lern in their own wys. Now more thn ever techers re likely to serve...