31458

Развитие, его модели и законы. Понятие о саморазвитии. Самоорганизация материальных систем

Доклад

Логика и философия

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Изменение охватывает все процессы развития вообще. Можно выделить характерные признаки развития: качественный характер изменений их необратимость направленность. В истории философии известны несколько моделей развития моделей диалектики.

Русский

2013-09-01

43 KB

51 чел.

Развитие, его модели и законы. Понятие о саморазвитии. Самоорганизация материальных систем.

Развитие – необратимое качественное изменение. Развитие имеет различную траекторию. Принято выделять  2 основные линии: 1) прогресс переход от низшего к высшему с нарастанием сложности объекта; 2) регресс – переход от высшего к низшему, деградация, распад, гибель.

Развитие — это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Подчеркнем, что развитие связано с необратимыми изменениями, происходящими в объектах. При этом обратимые изменения характерны для процессов функционирования, а отсутствие закономерностей связано со случайными изменениями катастрофического типа. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Более общим понятием по отношению к понятию «развитие» выступает понятие «изменение».

Изменение — это наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое и т.д. Изменение охватывает все процессы развития вообще. Можно выделить характерные признаки развития: качественный характер изменений, их необратимость, направленность.

В истории философии известны несколько моделей развития (моделей диалектики).

1) Одной из первых была «классическая» модель диалектики (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), в которой рассматривалась рационалистическая, логико-гносеологическая модель развития.

2) В первой половине XIX века возникает так называемая градуалистическая модель развития (Спенсер), для которой характерны: положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы; утверждение о внешнем источнике изменения и развития материальных систем; отрицание скачков взрывообразного типа.

3) Еще одна модель развития была предложена в концепции «творческой эволюции» («эмерджентизме»), которая признавала взрывообразные скачки и видела их источник во внутренней «творческой силе», разными авторами называемой по-своему (Морган, Бергсон).

Если концепция градуалистов абсолютизировала постепенность, подчеркивала только эволюционный характер развития, то эмерджентизм уделял внимание лишь скачкообразности развития. Но и та и другая концепции сходились в своем разрыве «непрерывности—прерывности» в развитии.

4) Во второй половине XIX века все большую популярность завоевывает «натуралистическая» модель развития (Ч. Дарвин, а позднее Дж. Хаксли, Дж. Симпсон, Л. Берталанфи и др.). Ее по праву называют диалектикой естественнонаучных материалистов. Модель развития, разрабатываемая этими авторами, касалась конкретных проявлений природы. Она не включала в себя исследование развития как всеобщего феномена, охватывающего все сферы бытия.

5) В противоположность данной модели возникает другая — антропологическая (экзистенциалисты). Представители этого направления утверждали, что диалектика — не в природе, а в динамизме человеческого духа.

6) Говоря о моделях развития, нельзя не упомянуть о равновесно-интеграционной модели (Ле Дантек, Уорд). В этой модели абсолютизировалась равновесность как состояние системы, к которому она должна стремиться и при котором отсутствуют противоречия. Под действием внешних сил происходит разрушение равновесия. Отсюда развитие осуществляется по схеме: равновесие — неравновесие — равновесие.

7) Этой модели противостоит другая — абсолютизирующая конфликтность (Дарендорф, Козер). Центральное понятие в ней — «конфликт». Благодаря конфликтам система может развиваться, отсюда само развитие выглядит так: конфликт — равновесие — конфликт.

8) Следующая модель развития — диалектико-материалистическая, сложившаяся во второй половине XIX века под влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные ее моменты таковы: развитие происходит на основе закона отрицания отрицания, когда оно как бы повторяет пройденные ступени, но на более высоком уровне; развитие реализуется по спирали, оно скачкообразно; осуществляется на основе перехода количественных изменений в качественные, имеет внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием.

Помимо названных моделей существуют и другие («негативная диалектика», «антиномическая диалектика» и пр.).

Многочисленность концепций развития говорит о сложности самого феномена развития, его многогранности и разнообразии.

Существует ли прогресс во всех сферах бытия: в неорганической и органической природе, в социальной реальности, и если да, то можно ли выделить единые критерии прогресса? Поскольку общезначимой точки зрения по этому поводу нет, отметим, что одна из наиболее обоснованных позиций состоит в следующем: не ставится под сомнение существование прогресса во всех этих областях, но вместе с тем утверждается, что на данном этапе развития науки невозможно выделить один или несколько единых критериев. Так, для неорганической природы критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы. По отношению к системам органической природы приходится обращаться к комплексному критерию прогресса: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого, эффективность и работоспособность структур, увеличение степени независимости от среды и пр. «Прогресс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, котофрое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же — это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции».

САМООРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ.

Синергетика – наука о самоорганизации системы.

Идея саморазвития материальных систем развивалась в науке постепенно («сверху вниз»). Идея саморазвития впервые прозвучала в социальных системах, затее на биологических, затем на все известные системы. В классический науке до середины 20 века господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция разрушения всякой упорядоченности, т.е. стремление к исходному равновесию.

Термодинамика – наука о взаимных превращениях различных виды энергии. Она устанавливала, что переход одних видов энергии в другие, осуществляется только в одном направлении: легче всего различать виды энергии перех. в самую простую форму – тепловую, а теплота – рассеивается.

2-ое начало термодинамики гласит: при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию (в закрытых системах) энтропия всегда возрастает.

Энтропия – мера хаоса в системе, т.е. состояние с наименьшей упорядоченностью частиц. ?мах? энтропии  - полное термодинамическое равновесие системы, что эквивалентно полному хаосу.

Авторы теории самоорганизации: Игорь Пригожин (венг), Герман Хакен (немец), Самарский (рус), Кутюмов, Моисеев.

Самоорганизация – организация системы, обусловленная внутренними причинами или спонтанный переход системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации или направленность материи на усложнение её структур.

Важно: самоорганизируется не любая система, она должна соответствовать условиям:

  1.  система: открытая
  2.  сист. – существенно неравновесной, т.е. находится далеко от термодинамического равновесия.

В развитии таких открытых неравновесных систем синергетика выделяет фазы:

1. Период плавного эволюционного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, приводящими систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию (флуктуация, диссипативная структура).

2. Выход системы из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности упорядоченности.

Важнейшей отличительной особенностью данной схемы является то, что переход системы в новое состояние не однозначно. Достигая критических параметров, система как бы «сваливается» в одно из многих возможных для неё устойчивых состояний, т.е.  траектория развития кК бы разветвляется и такое из возможных направлений будет выбрано, решает случай. Однако этот процесс необратим, назад возврата нет.

Развитие системы носит принципиально непредсказуемый характер. Можно просчитать возможные варианты путей  эволюции системы, но какой из них будет выбран однозначно спрогнозировать невозможно.

Бифуркация – разветвление.

?Физинизация? – отклонении от равновесного состояния.

Диссипат. структура -  предельно неравновесная система.

Новизна

  1.  хаос не только разрушителен, но и сознателен, конструктивен, т.к. неустойчивость порождает устойчивость, из случайности рождается необходимость, а из хаоса – порядок.
  2.   Линейный характер эволюции системы скорее исключение, чем правило, т.е. развитие большинства сложных систем носит нелинейный характер, а это значит, что всегда существует несколько возможных путей эволюции и нынешний путь эволюции системы может быть лучше и не хуже отвергнутых случайным выбором.
  3.  Случайность – не досадное недоразумение, она вписана в механизм эволюции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38989. Численные методы 2.17 MB
  Из полученных данных видно, что метод подобластей имеет наилучший результат вычислений из всех остальных методов. Во-первых, даже при небольшом количестве разбиений он дал точность на 2 порядка лучше, чем второй по полученной точности метод Галеркина. Во-вторых, точность при количестве дискрет n=12 уже не укладывалась в разрядную сетку персонального компьютера.
38990. Икона Рождества Христова 33 KB
  Зубок с указкой в руке стоит у доски показывая на иллюстрации Рождественских событий Зубок: Ребята сегодня я буду учителем. Отвечайте на мои вопросы: Кто изображен на этом рисунке Родившийся МладенецХристос Зубок: Кто явился пастухам на поле Ангел Зубок: Какую весть принес ангел Что родился Бог в пещере Зубок: Кто едет на верблюдах по пустыне Звездочеты с дарами Зубок: Что привезли волхвы в подарок Иисусу Христу Золото ладан и смирну Зубок: Здорово мне нравиться быть учителем Матильда Леонардовна: Здравствуйте ребята...
38991. Совинформ. Праздник Крещения Господня – Богоявление 33 KB
  Беседа жителей Шишкиного леса Шуня раскладывает сувенирчики Енот Енотович приносит баночки с водой. Шуня: Какая я счастливая сколько мне подарков на святках подарили Енот Енотович: А ты Шунечка дарила другим радость в эти святые дни Шуня: Да конечно только не могу вам рассказать что и кому а то Матильда Леонардовна говорит что я все свои добрые дела растеряю. Шуня: Здорово что есть Господь которому можно доверить все свои тайны А что это у вас в руках за тайна такая Енот Енотович: Никакая это ни тайна а просто вода. Шуня: А...
38992. Притча о неразумном богаче. Советы Енота Енотовича. Думай о других 35.5 KB
  Советы Енота Енотовича. Оборудование: иллюстрации к притчам о добром самарянине неразумном богаче куклы котенка Коксика Енота Енотовича. Чему же хотел научить нас Господь Был ли жадным богач Какое решение он принял когда собрал большой урожай Смог ли он насладиться своим богатством что случилось с ним Советы Енота Енотовича: Думай о других. Коксик: Енот Енотыч Енот Енотыч – закричал котенок вбегая в комнату.
38993. Сретение Господне 35 KB
  Шуня: Тетушка Матильда что еще сделать Матильда Леонардовна: Вещи все сложила на место Шуня: Да. Матильда Леонардовна: Игрушки все убрала Шуня: Конечно. Матильда Леонардовна: Пыль везде вытерла Шуня: Вездевезде Матильда Леонардовна: Тогда принеси мне пожалуйста связку свечей из тумбочки. Зубок: Ухты как у нас чисто и красиво А что у нас завтра праздник какойто Может день рождения у когото Шуня: А вот и нет а вот и не угадал Совсем не день рождения Зубок: А к чему это вы так готовитесь Матильда Леонардовна: Открываем...
38994. Масленица. Прощеное воскресенье 41 KB
  Оборудование: иллюстрации к рассказу о насыщении Господом 5 тысяч человек куклы котенка Коксика Енота Енотовича мышки Шуни волчонка Зубка. Беседа обитателей Шишкиного леса Коксик и зубок рисуют чернобелые рисунки Коксик: Какая скука настроение серое. Зубок: Да все надоело в игры играть не хочется чем бы заняться Коксик: Может в хоккей сыграем Зубок: Да ну холод какой на улице Коксик: Может снеговика слепим Зубок: Лапы морозить не хочется Коксик: Да зима уже надоела Шуня: Что это вы ребята делаете Зубок: Грустим....
38995. О помощи Христа людям. Чудесные исцеления 33.5 KB
  Кто подал нам пример поста в пустыне Иисус Христос После какого события Господь постился После Крещения О каком чуде сотворенном Иисусом Христом мы говорили ранее Как Господь накормил 5 тысяч человек 2 рыбками и 5 хлебами Рассказ о чудесах Господних. Сразу же после чуда с хлебом и рыбой Иисус сказал Своим ученикам войти в лодку и отправиться раньше Него на другой берег пока Он отпустит людей. На рассвете пошел к ним Иисус идя по морю. Но Иисус заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это Я не бойтесь.
38996. Доброе дело – бесценное богатство. Лукошко сказок: «Свободный город» 32 KB
  Лукошко сказок: Свободный город. Оборудование: телепередача Свободный город диск Цикл телевизионных передач для детей Доброе слово. Для этого мы побываем в Свободном городе. Почему город называется Свободным О чем мечтал Яков Как горожане спасали город Просмотр телепередачи 12 минут.