31459

Проблема познаваемости мира и ее решение в различных философских системах. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы

Доклад

Логика и философия

Субъект и объект познания. Локк[эмпиризм сенсуализм] 2агностицизм мир в принципе не познаваем для человека; Юм [человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен] критический рационализм [пределы познания в свойствах психич. способностей] Кант догматический рационализм [тождество мышления и действительности] Гегель 3скептицизм отрицает возможность достоверного познания мира В конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности прим. Если же вести речь...

Русский

2013-09-01

54 KB

75 чел.

Проблема познаваемости мира и ее решение в различных философских системах. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы.

У основного вопроса философии (что первично, дух или материя, идеальное или материальное) есть 2 аспекта: что первично? и познаваем ли мир? В зависимости от ответа на вопрос сложилось 3 направления:

1)гносеологический оптимизм (мир познаваем, наприм. Локк[эмпиризм, сенсуализм])

2)агностицизм (мир в принципе не познаваем для человека; Юм [человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен] ,критический рационализм [пределы познания в свойствах психич. способностей] - Кант, догматический рационализм [тождество мышления и действительности] - Гегель)

3)скептицизм (отрицает возможность достоверного познания мира)

В конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности (прим. объекты внешн. мира). Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.

Субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель (кто позниние реализует).

Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта

Формы познания:

1)чувственное познание —

  ощущение (субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму нашего сознания),

  восприятие (целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Не является суммированием ощущений),

  представление (Если мы удерживаем в сознании целостный образ предмета и тогда, когда он нам не дан)

2)рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.

История:

Античная философия: одним из первых проблему ставит Парменид, вводя различия между истиной и мнением. Истина — это знание бытия, поэтому её главными критериями являются непротиворечивость, постоянство и вечность. Платон разрабатывает один из первых методов познания — диалектику — прояснение идеи в процессе диалога. Истина здесь выступает в качестве консенсуса. Аристотель закладывает основы рационализма, разрабатывая такой метод познания как аналитика.

Философия средневековья:  знание как благодать, исходящую от Бога. Бог себя обнаруживает в творении и в откровении, поэтому гносеология становится герменевтикой — искусством истолкования Библии. Ориген разрабатывает учение о трёх уровнях понимания. Схоласты разрабатывают концепцию дедуктивного способа получения знания.

Новоевропейская философия:гносеологический поворот, т. е. вопросы познания становятся центральной темой философии. Здесь конкурируют традиции рационализма (Декарт, Лейбниц) и эмпиризма (Локк, Юм), первая из которых продолжает схоластическую традицию дедуктивного познания, а вторая утверждает тезис, согласно которому всякое знание происходит из опыта.

Немецкая классическая:Кант ставит вопрос о предпосылках знания, то есть о сфере трасцендентального и отрицает возможность адекватного познания мира. У Гегеля логика целиком и без остатка сливается здесь с теорией познания

Чувственность — cпособность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения.

Сенсуализм.«Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» Джон Локк.

Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует.

Наблюдение, эксперимент, факт и т.п.

49.Рациональное познание. Способности мышления. Формы мышления. Мышление и язык.

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности (основой познания и действия людей является разум).

«Я мыслю, следовательно, я существую» Декарт. Спиноза, Лейбниц, Гегель.

Формы рационального познания:

1)понятие (отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках, обобщенный логический образ предмета)

2)суждение (посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли)

3)умозаключение (из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание)

Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т. е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания.

Умственные действия - абстракции, идеализации, обобщение, сравнение, определение.

Интуиция - явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату.

Способы мышления:

1)ассоциативный (бесконтрольное «скольжение» вдоль ассоциаций)

2)эвристический (сознание управляет вопросами по ходу «скольжения», вопросы заканциваются на некотором уровне необходимого понимания)

50.Проблема истины в философии и современной науке. Субъективность и объективность истины. Конкретность, относительность и абсолютность истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины. Заблуждение и ложь. Истина и правда.

Платон утверждал, что "тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит иначе- лжёт".

Классической концепция - это соответствие мыслей действительности. Под соответствием имеется ввиду следующее - то, что утверждается мыслью действительно имеет место.

Когерентная концепция: непротиворечивость знаний в качестве критерия истины.

Прагматическая концепция: убеждения влияют на наши действия, если это влияние делает действие эффективным, обеспечивает достижение намеченных целей, то наши убеждения являются истинными.

Конвенциальная концепция: истина - это то, что считает большинство.

Неотомистическая концепция: истина - это божье откровение.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; - это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

Относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной, приблизительно адекватное, неполное, содержащее заблуждения знание. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Конкретная истина – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его развития. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

Другие критерии: рационалисты Декарт,Спиноза = ясность, согласно концепциям выше=мнение большинства, прагматизм и т.п.

Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.

51.Формы научного познания. Структура и методы научного познания. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика». Общие модели развития науки. Научные революции.

Метод означает способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата.

Метод всегда зависит от объекта изучения (различают физические, химические, биологические, социальные и т.п.).

По степени общности различают частные, общенаучные и всеобщие (философские) методы.

Общенаучные методы познания:

1)Анализ – разложение целого на части и познание каждой из них в отдельности.

2)Синтез — соединение частей в целое и объяснение этого целого на основе знаний о частях.

3)Индукция - движение мысли от частного к общему. 

4)Дедукция- есть движение мысли от общего к частному и от частного к частному.

Критерии научности метода: обоснованность, содержит объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности

Теория - наиболее развитая форма научного знания.

Теория метода называется методологией. Методология есть теория познавательной деятельности, включающая различные ее элементы (не только объект). Она – теоретическое обоснование методов и форм научного познания.

Уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое.

Уровни различаются по ряду параметров: по предмету исследования (эмпирическое - явления, теоретическое - на сущность), по средствам и инструментам познания, по методам исследования (эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д).

В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов.

Модель развития науки:

Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных  теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Но логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастрофы.

Т.Кун: ввел в методологию принципиально новое понятие - "парадигма"(буквально, образец);логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта "выбрана" случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей т.о. смена парадигм в развитии науки не носит линейного характера.

И.Лакатос: исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру.

· "жесткое ядро", включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения.

· "негативная эвристика" - своеобразный "защитный пояс" ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами.

· "позитивная эвристика" - … это правила, указывающие какие пути надо избирать и как по ним идти.

60.Проблема  человека  в  истории  философии. Понятия  «человек», «индивид», «личность».     Единство природного и социального в историческом и индивидуальном  развитии  человека.  Сущность человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в отечественной и зарубежной философии. Смысл жизни человека.

Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к.

Термин "философская антропология" ввел Кант, как раздел философии.

Человек отражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться. Т.о., оно дает самую общую и потому предельно абстрактную характеристику индивида, лишенную его конкретного образа.

Индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе, и обществу, объединяющего в себе совокупность биологических свойств и социальный облик.

Индивидуальность есть общественный способ существования индивида (форма, способ его бытия, конкретные определения индивида, поднимаясь до их социальных значений), а личность – индивидуализированный способ бытия человека (со стороны его социальной обусловленности, указывая на его социальные позиции и ориентиры).

Личность – субъект исторического процесса, общественного поведения, общения, познания, труда и творчества.

Гипотезы происхождения человека:

1)натуралистическая(Дарвин)

2)религиозная (Библия)

3)идеалистическая (Гегель) (В предке чел-ка "дремал" мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении сознания.)

4)трудовая теория (появления мат.производства начинает процесс возникновения чел-ка и общ-ва)

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования.

От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения, труде на благо общества.

Смысл жизни – в самом существовании.

Многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни

Точки зрения:

Буддизм - человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться.

Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.

Ислам - человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

История:

Средневековье - теоцентризм, рационализм (человек механизм - смертен), эпоха просвещения (смертен - руководствуйся всеми ценностям)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38251. Создание предприятия и его регистрации 95 KB
  Предпринимательство – это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск, деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли. Предпринимателями могут быть граждане Украины, других государств, юридические лица всех форм собственности установленных Законом «О собственности».
38252. Бухгалтерский баланс 67 KB
  Баланс bislnx – это отчёт о финансовом состоянии предпр. Активы – это ресурсы контролируемые предпр. Экономическая выгода – это потенциальная возможность получения предпр. Таким образом – активы это не все ресурсы имеющиеся на предприятии а только те из них которые принесут в будущем эконом.
38253. Хозяйственные операции и их влияние на статьи баланса 68.5 KB
  пополнен резервный капитал за счёт прибыли.100 и увеличилась кредиторская задолженность в расчётах с поставщиками в пассиве стр. Уменьшился текущий счёт в активе стр.230 и уменьшилась кредиторская задолженность в расчётах с поставщиком в пассиве стр.
38254. Счета бухгалтерского учета 191.5 KB
  Простейшая форма счёта – самолётик. № счёта Дебет Дт Кредит Кт Для любого счёта приемлемы следующие понятия: Дебет – это левая часть счёта в переводе с латыни – должен; Кредит – это правая часть счёта в переводе с латыни – верит; Сальдо Сдо – это остаток; Сальдо начальное Сдо нач. операций записанных по дебету счёта за отчётный месяц; Обороты по кредиту ОКт – это общая сумма всех хоз. операций записанных по кредиту счёта за отчётный месяц;...