31461

Проблема материального и идеального в философии. Основной вопрос философии и два его аспекта. Направления в философии

Доклад

Логика и философия

Материя порождает сознание или наоборот что первично необхмо выяснить является ли содержание нашего сознания адекватным отражением внешнего мира или нет познаваем ли мир Материализм исходит из принципа первичности материи по отношю к сознанию: первичность материи означает что она есть абсолютное начало мира сущет объективно незывмо от сознания и в мире ничего нет что не являлось бы материей ее сввом или продуктом ее развя. Идеализм философское мировоззрение признающее сущностной субстанцией мира основой бытия не...

Русский

2013-09-01

35.5 KB

43 чел.

2. Проблема материального и идеального в философии. Основной вопрос философии и два его аспекта. Направления в философии.

Первая попытка сформ-ть важные философские вопросы принадлежит Перрону: «Какова природа вещей? Как мне к ним относиться? Что для меня из этого следует?».

Спустя века эти вопросы поставил Кант: «Что я могу знать? (гносеология) На что я могу надеяться? (религиозные взгляды) Что я должен делать? (этика)».

Есть в филос. Еще более общий вопрос, кот. Имеет знач-е не только для эпох, но и для каждого из нас(осн. вопр): Что первично - дух или материя, идеальное или материальное?

Этот вопрос всех философов делит на: материалистов и идеалистов. Выделил эти линии нем. философ Лейбниц. Он заметил, что самый крупный материалист-Эпикур, поэтому всех материалистов он назвал «линия Эпикура»; значимый идеалист-Платон, поэтому идеалисты-«линия Платона».

Основной вопрос фил. имеет два аспекта:

  1.  необходимо выяснить, что порождает что, т. е. материя порождает сознание или наоборот (что первично?)
  2.  необх-мо выяснить является ли содержание нашего сознания адекватным отражением внешнего мира или нет (познаваем ли мир?)

Материализм исходит из принципа первичности материи по отнош-ю к сознанию: первичность материи означает, что она есть абсолютное начало мира, сущ-ет объективно (незыв-мо от сознания) и в мире ничего нет, что не являлось бы материей, ее св-вом или продуктом ее разв-я.

Вторичность сознания означает, что оно:

  1.  возникает лишь на опред. уровне разв-я материи
  2.  не сущ-ет вне материи, будучи ее св-вом и рез-том деят-сти высокоорганизованного материального органа-мозга
  3.  является адекватным отражением материи, а значит содержание сознания опред-ся внешним миром(попытка ответить на основную часть осн. вопр).

Идеализм - философское мировоззрение, признающее сущностной субстанцией мира, основой бытия не материю, а духовное начало-сознание, разум или волю.

Формы материализма:

  1.  мат-изм др. востока и др. греции-наивный мат-изм. Он сводился к признанию того, что окр. мир сущ-ет объективно и состоит из мельчайших материальных частиц(атомов)(Демокрит и Эпикур)
  2.  метафизический матер-изм(механистический)- нового времени в Европе(15-16в), когда начинает развиваться натур. природа(Ньютон, Галилео-Галилей, Локк)
  3.  диалектический мат-изм-органичное единство материализма и диалектики. Диалектика – учение о всеобщем развитии и взаимосвязи всех вещей.(Маркс, Энгельс, Ленин 19-20в)
  4.  последовательный мат-изм распростр-ет свои принципы и на природу, и на общ-во(марксизм)
  5.  непоследоват-ый мат-изм. В нем отсутствуют материальное понимание общ-ва и истории (применительно к общ-ву - рок, предопределение(Фейербах). Форма непослед-го мат-изма – деизм – признает бога, но резко ограничивает его ф-ции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения(Ломоносов). Они сравнивали бога с часовщиком.
  6.  вульгарный мат-изм – крайняя форма мат-изма, кот. отрицает идеальное начало вообще, идеальное сводит к материальному, сознание отождествляет с материей(Фохт). Мысль-вещ-во, кот. выделяется мозгом, как желчь печенью. Сознание-следствие физиологических процессов и зависит от вида жизни и от климата.

Формы идеализма:

  1.  объективный ид-изм провозглашает незав-сть идеального начала не только от материи, но и от сознания отдельного чел-ка(рафинированная форма религии)(Платон, Фома Аквинский, Гегель)
  2.  субъективный ид-изм утв-ет зав-сть внешнего мира, его св-в и отношений от сознания отдельного человека. Крайняя форма-солипсизм-утв-ет, что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я», моих ощущений. Для солипсиста мир-сов-сть ощущений, настроений, восприятий, действий субъекта. «Мир как поток сознания»

Количественную сторону вопр. «Что первично?» можно выразить сл. обр.: сколько первооснов у бытия?

В философии есть 3 ветви:

  1.  филос. монизм утв-ет, что у мира только одна субстанция(материалистический и идеалистический монизм)
  2.  филос. дуализм утв-ет равноправие двух начал у мира(попытка примерить ветви мат-изм и ид-изм-Декарт). Самый первый дуалист-Заратустра
  3.  филос. плюрализм предп-ет неск-ко оснований бытия(Эмпедокл: огонь, вода, земля, воздух; китайцы:земля, вода, огонь, металл и дерево)

Вторая часть осн. вопр. делит всех философов на 3 разные позиции:

  1.  филос. оптимизм или гносеологический оптимизм
  2.  агностицизм утв-ет, что мир не познаваем для чел-ка(Кант)
  3.  скептицизм отрицает возм-сть достоверного знания о мире


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54802. Paparazzi and Celebrities 37 KB
  The sun is shining outside! The weather is awesome. I’d like you to be in good mood. If you aren’t, we’ll rise it. So, your first task is to tell your classmates couple nice words. For instance: Julia, you look amazing! This new skirt really suits you!
54803. Рынок земли и его особенности 18.58 KB
  Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности.
54804. «Узнайте нас – мы будем рады» 38 KB
  И только умная и образованная Шахразада которая смогла тысячу ночей рассказывать царю Шахрияру свои чудесные сказки не была казнена и осталась единственной любимой супругой царя. Мистер Кредо появляются Шахразада царь Шахрияр Шахразада. Шахразада хлопает в ладоши под музыку выходят герои: Золушка горбун из Нотрдама и Эсмиральда Оксана Руслан и Черномор Слон и Моська д’Артаньян. Шахразада.
54805. Парад точных наук 178 KB
  Ход мероприятия проводится в актовом зале Звучит музыка Ведущий 1: Добро пожаловать в страну точных наук В страну логаритмов простых вычислений корней возведений и уравнений Группа учащихся исполняют гимн математики и физики Пусть говорять – мы годы губим Что умереть что умереть нам суджено Но математику и физику мы любим Давнымдавно давнымдавно давнымдавно....
54806. Урок позакласного читання. Остап Вишня. «Паралелепіпед». Прямокутний паралелепіпед та його об’єм 160 KB
  Мета: Закріплювати інтерес учнів до творчості Остапа Вишні ознайомити зі змістом твору Паралелепіпед закріплювати знання про життєвий і творчий шлях Остапа Вишні;удосконалювати навички виразного читання;розвивати читацький інтерес; Закріплювати знання учнів про елементи прямокутного паралелепіпеда поняття об’єма і формули об’єма прямокутного паралелепіпеда й куба; відпрацювати уміння розв’язувати задачі на обчислення вимірів прямокутного паралелепіпеда площі його поверхні та...
54807. Площі паралелограмів 13.66 MB
  Підготовча робота: За тиждень до проведення уроку учні класу об’єднуються в три групи і отримують завдання застосовуючи знання теми Площі прямокутників і паралелограмів: 1. Обладнання: Мультимедійна дошка презентації вчителя і учнів набори паралелограмів картки консультанти картки інструкції картки з домашнім завданням креслярські інструменти банки з фарбою тестові завдання для роботи за комп’ютером. № Вид діяльності Час 1 Організаційний момент 4хв 2 Актуалізація опорних знань 6хв 3 Перегляд учнівських робіт 12хв 4...
54808. Паралелограми 736 KB
  2хв 3 Корекція зорового образу: робота з зашумленим рисунком; упізнання методом виключення 6хв 4 Встановлення взаємозв’язків різних видів паралелограмів за допомогою кіл Ейлера та опорної схеми 6хв 5 Фізкультхвилинка для зняття зорового напруження 15 хв 6 Корекція образно логічного сприйняття матеріалу шляхом встановлення відповідності між властивостями поданими в усній формі різних видів...
54809. «Учнівський парламент» - форма організації учнівського самоврядування в школі 189.5 KB
  Активну роль у підготовці сьогоднішніх школярів до реального суспільного самоврядування і формування в них готовності виконувати свій громадянський обовязок покликане відіграти учнівське самоврядування загальноосвітньої середньої школи. Однак сформована на сьогодні система організації діяльності учнівського самоврядування в школі відсутність відповідного соціального замовлення на практичну діяльність учнів законодавства в державному масштабі про трудову діяльність підлітків і учнівської молоді призвели до того що по суті учнівське...