31461

Проблема материального и идеального в философии. Основной вопрос философии и два его аспекта. Направления в философии

Доклад

Логика и философия

Материя порождает сознание или наоборот что первично необхмо выяснить является ли содержание нашего сознания адекватным отражением внешнего мира или нет познаваем ли мир Материализм исходит из принципа первичности материи по отношю к сознанию: первичность материи означает что она есть абсолютное начало мира сущет объективно незывмо от сознания и в мире ничего нет что не являлось бы материей ее сввом или продуктом ее развя. Идеализм философское мировоззрение признающее сущностной субстанцией мира основой бытия не...

Русский

2013-09-01

35.5 KB

57 чел.

2. Проблема материального и идеального в философии. Основной вопрос философии и два его аспекта. Направления в философии.

Первая попытка сформ-ть важные философские вопросы принадлежит Перрону: «Какова природа вещей? Как мне к ним относиться? Что для меня из этого следует?».

Спустя века эти вопросы поставил Кант: «Что я могу знать? (гносеология) На что я могу надеяться? (религиозные взгляды) Что я должен делать? (этика)».

Есть в филос. Еще более общий вопрос, кот. Имеет знач-е не только для эпох, но и для каждого из нас(осн. вопр): Что первично - дух или материя, идеальное или материальное?

Этот вопрос всех философов делит на: материалистов и идеалистов. Выделил эти линии нем. философ Лейбниц. Он заметил, что самый крупный материалист-Эпикур, поэтому всех материалистов он назвал «линия Эпикура»; значимый идеалист-Платон, поэтому идеалисты-«линия Платона».

Основной вопрос фил. имеет два аспекта:

  1.  необходимо выяснить, что порождает что, т. е. материя порождает сознание или наоборот (что первично?)
  2.  необх-мо выяснить является ли содержание нашего сознания адекватным отражением внешнего мира или нет (познаваем ли мир?)

Материализм исходит из принципа первичности материи по отнош-ю к сознанию: первичность материи означает, что она есть абсолютное начало мира, сущ-ет объективно (незыв-мо от сознания) и в мире ничего нет, что не являлось бы материей, ее св-вом или продуктом ее разв-я.

Вторичность сознания означает, что оно:

  1.  возникает лишь на опред. уровне разв-я материи
  2.  не сущ-ет вне материи, будучи ее св-вом и рез-том деят-сти высокоорганизованного материального органа-мозга
  3.  является адекватным отражением материи, а значит содержание сознания опред-ся внешним миром(попытка ответить на основную часть осн. вопр).

Идеализм - философское мировоззрение, признающее сущностной субстанцией мира, основой бытия не материю, а духовное начало-сознание, разум или волю.

Формы материализма:

  1.  мат-изм др. востока и др. греции-наивный мат-изм. Он сводился к признанию того, что окр. мир сущ-ет объективно и состоит из мельчайших материальных частиц(атомов)(Демокрит и Эпикур)
  2.  метафизический матер-изм(механистический)- нового времени в Европе(15-16в), когда начинает развиваться натур. природа(Ньютон, Галилео-Галилей, Локк)
  3.  диалектический мат-изм-органичное единство материализма и диалектики. Диалектика – учение о всеобщем развитии и взаимосвязи всех вещей.(Маркс, Энгельс, Ленин 19-20в)
  4.  последовательный мат-изм распростр-ет свои принципы и на природу, и на общ-во(марксизм)
  5.  непоследоват-ый мат-изм. В нем отсутствуют материальное понимание общ-ва и истории (применительно к общ-ву - рок, предопределение(Фейербах). Форма непослед-го мат-изма – деизм – признает бога, но резко ограничивает его ф-ции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения(Ломоносов). Они сравнивали бога с часовщиком.
  6.  вульгарный мат-изм – крайняя форма мат-изма, кот. отрицает идеальное начало вообще, идеальное сводит к материальному, сознание отождествляет с материей(Фохт). Мысль-вещ-во, кот. выделяется мозгом, как желчь печенью. Сознание-следствие физиологических процессов и зависит от вида жизни и от климата.

Формы идеализма:

  1.  объективный ид-изм провозглашает незав-сть идеального начала не только от материи, но и от сознания отдельного чел-ка(рафинированная форма религии)(Платон, Фома Аквинский, Гегель)
  2.  субъективный ид-изм утв-ет зав-сть внешнего мира, его св-в и отношений от сознания отдельного человека. Крайняя форма-солипсизм-утв-ет, что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я», моих ощущений. Для солипсиста мир-сов-сть ощущений, настроений, восприятий, действий субъекта. «Мир как поток сознания»

Количественную сторону вопр. «Что первично?» можно выразить сл. обр.: сколько первооснов у бытия?

В философии есть 3 ветви:

  1.  филос. монизм утв-ет, что у мира только одна субстанция(материалистический и идеалистический монизм)
  2.  филос. дуализм утв-ет равноправие двух начал у мира(попытка примерить ветви мат-изм и ид-изм-Декарт). Самый первый дуалист-Заратустра
  3.  филос. плюрализм предп-ет неск-ко оснований бытия(Эмпедокл: огонь, вода, земля, воздух; китайцы:земля, вода, огонь, металл и дерево)

Вторая часть осн. вопр. делит всех философов на 3 разные позиции:

  1.  филос. оптимизм или гносеологический оптимизм
  2.  агностицизм утв-ет, что мир не познаваем для чел-ка(Кант)
  3.  скептицизм отрицает возм-сть достоверного знания о мире


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79710. Понятие правового регулирования, его предмет и методы. Пределы эффективности правового регулирования 117 KB
  В отличие от предмета правового регулирования отдельной отрасли права предметом регулирования права в целом являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию.
79711. Законность: понятие и принципы. Гарантии законности. Правопорядок 55 KB
  Гарантии законности. В юридической литературе существует несколько точек зрения относительно субъектов законности лиц на которых распространяются ее требования и сферы ее действия. По его мнению нарушения законов совершенные гражданами и другими лицами не являются нарушениями законности а лишь нарушают правопорядок. Лазарев утверждает что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: законность распространяется на всех и не содержит какихлибо изъятий.
79712. Предмет теории государства и права. Объект теории государства и права 55.5 KB
  Объект теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками. Метод изучения теории государства и права.
79713. Основные элементы-признаки общества. Власть и ее роль в жизни общества 70 KB
  Обобщая ответы понимаем, что в первом случае под обществом понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности; во втором случае – определенный этап исторического развития; в третьем – население конкретной страны.
79714. ипы государства. Формационный подход к типологии государства. Исторические типы государства 77 KB
  Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
79715. Современный подход к определению факторов происхождения государства 58 KB
  Современный подход к определению факторов происхождения государства. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА По вопросу о происхождении возникновения государства существуют самые разные теории. Наиболее распространенными являются теории происхождения государства приведенные в таблице ниже.
79716. Функции государства: понятие, классификация функций 96.5 KB
  Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти но и общества в целом.
79717. Форма государства. Понятие формы государства. Элементы формы государства 155 KB
  При изучении темы «Формы государства» нужно проводить анализ и раскрыть формы, в которых функционирует государство и его политическая система, рассматривать происхождение структурно-территориальной организации общества любого государства.
79718. Механизм государства: понятие и структура. Орган государства: понятие, признаки, классификаци 140 KB
  Обобщая политический опыт развития эксплуататорских государств, можно определить государство как организацию для поддержания одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Без механизма государства нет и самого государства