31463

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Доклад

Логика и философия

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура функции типология классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивнорациональная форма выражения мировоззрения Мировоззрение – совсть наиб. Философия и есть мировоззрение.

Русский

2013-09-01

30.5 KB

32 чел.

4. Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Мировоззрение – сов-сть наиб. общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия и есть мировоззрение.

Горизонтальная структура миров-я (компоненты):

  •  познавательный компонент представлен знаниями
  •  ценностно-нормативный вкл. в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и императивы-нормы в требоват. форме

Ценность – факт культуры, оно социально по своей сути и представляет собой объективно-субъективный феномен.

Ценность – не вещь, не явление и не процесс, а это отношение чел-ка к вещи, явлению или процессу.

Ценность – желательность, предпочтительность, пригодночть ч.-л. имеющего отношение к чел-ку(Т. Парсенс).

Любая ценность может быть охарактеризована с помощью вспомогательных понятий: значимость(характ-ет степень интенсивности, напряж-сти ценностного отношения, этой хар-кой обычно пользуются для обознач-я дух. ценностей), полезность(утилитарная хар-ка предметов, без кот. чел-к не может сущ-ть как биологический вид – материальные ценности), вредность(негативное ценностное отношение).

Классификация ценностей.

  1.  по содержанию: предметные(вещные), ценности-свойства вещей, этические (нравственные), логические(знания), эстетические, религиозные
  2.  с формальной точки зрения: материальные и духовные, относительные(временные) и абсолютные(вечные), субъективные(личностные) и объективные(всеобщие)(объективными ценностями в культуре считаются символы-закодированные в культуре безусловные ценностные феномены; Абсолютной объктивной ценностью считается человеческая жизнь)

Идеал – цель, мечта. Идеал – высшая мера ценности. По С. Л. Рубенштейну идеал – предвосхищение того, чем может стать человек. По Ильину идеал – только то, за что чел-к может безоговорочно отдать свою жизнь(критерий идеала).

Идеал от ценностей отличается своей большей индивидуализированностью: если систему ценностей чел-к усваивает в готовом видев том обществе, в кот. родился в процессе воспитания и образ-я, то идеал каждый чел-к определяет для себя сам.

Убеждение – твердо сложившаяся система взглядов, стержень мировоззрения и дух. ядро личности. Убеждения функционируют на уровне сознания, они способны изменяться в течение жизни.

Вера – предст-ет собой феномен подсознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: чел-к без веры не может жить. В Библии вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Норма – эталон, образец, стандарт, принятый в данном общ-ве. В общ-ве все направлено на то, чтобы передать и сохранить нормы для следующего поколения.

Императив – норма, высказанная в категоричной требовательной форме.

  •  морально-волевой. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках, небх-ма психологическая установка на готовность к действию. Воля – духовный акт стремления к ценности.
  •  практический – проверка миров-я на практике. Миров-е носит социально-исторический хар-р.

Всякая философия явл-ся миров-ем, но далеко не всякое миров-е явл-ся философией.

Виды миров-я: философское, религиозно-мифологическое, атеистическое, научное, художественное, оккультно-мистическое.

В любом миров-ии принято выделять 3 уровня(верт. стр-ра):

  1.  элементарный(мироощущение, миросозерцание) – простейший уровень(с пом. чувств, эмоций)
  2.  мировосприятие (миропредставление) – формируется целостная картина мира и причинно-следственные связи, но миров-е еще ограничено эмоциями и рассудками в ущерб разуму
  3.  миропонимание (высший ур) – связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием(познавательно-интеллектуальная сторона миров-я, представлена философией)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59669. Буду я природі другом 38 KB
  Природа дає все необхідне для життя людей, тварин, рослин — воду і повітря. Природа потребує постійної уваги, турботи. Ми повинні берегти природу, охороняти її багатства.
59670. Ми до тебе, казко, в гості завітали 47 KB
  І знову пісня радісно дзвенить І казка на екрані оживає. Сьогодні ми Казку сюди запросили Щоб бачити Казку слухать гуртом А Казка в завії десь там заблудила. Але Казка до нас прийде тоді коли ми покажемо як добре знаємо казки. Казка виходить на сцену.
59671. Найрозумніший. Конкурс 36 KB
  Хто знає відповідь той піднімає руку. Хто швидше підніме руку той отримує право відповіді. Хто з цих птахів не вміє літати а Кури; б Страуси; в Колібрі; 2. Хто має найдовший дзьоб а Чапля; б Гуска; в Лелека;
59672. Козацькі забави (для дитячого садка) 39 KB
  Дам подумать тільки трошки Звуть його КОТИГОРОШКО Вхід Котигорошка: Гей простелися дорого Біди всі обійди Мене до перемоги Славної доведи Хоч я з виду й невеличкий Але знає кожен: У двобої навіть Змія Я здолати зможу. Котигорошко ніби лякається:...
59673. Сценарій свята останнього дзвоника 42.5 KB
  На сьогоднішньому святі випускники з хвилюванням чекають останнього дзвоника в стінах рідної школи, бо саме сьогодні вони прощаються зі своїми щасливими дитячими шкільними роками.
59674. Посвята в козачата 40 KB
  Зал прикрашений рушниками, калиною, портретами гетьманів. Козаки (старші школярі) збираються на козацьку раду, Кошовий — учень обраний на цю посаду. Іде рада козаків.
59675. Cвято матері. Будь благословенна, нене 41 KB
  Будь благословенна нене Методичні порад до проведення Свята Матері в навчальних закладах Травень місяць Пречистої Діви Марії. До Матері Божої звертаються християни просячи заступництва і допомоги.
59676. КВК серед дітей по туристично – краєзнавчій роботі 41.5 KB
  З цією метою подається схематичний сценарій КВК з максимальним набором різних конкурсів а вчитель школи може вибрати необхідний матеріал згідно умов своєї школи і використати у своїй позакласній роботі.
59677. Інтелектуальна гра: Слабка ланка 44 KB
  Вони слідкують за тим хто швидше дасть правильну відповідь. Грудень Хто покидає гру Чому ІІ. Хто має найбільший хобот Слон 12. Хто вигнав Крутя і Вертя зза столу Півник 20.