31463

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Доклад

Логика и философия

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура функции типология классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивнорациональная форма выражения мировоззрения Мировоззрение совсть наиб. Философия и есть мировоззрение.

Русский

2013-09-01

30.5 KB

40 чел.

4. Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Мировоззрение – сов-сть наиб. общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия и есть мировоззрение.

Горизонтальная структура миров-я (компоненты):

  •  познавательный компонент представлен знаниями
  •  ценностно-нормативный вкл. в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и императивы-нормы в требоват. форме

Ценность – факт культуры, оно социально по своей сути и представляет собой объективно-субъективный феномен.

Ценность – не вещь, не явление и не процесс, а это отношение чел-ка к вещи, явлению или процессу.

Ценность – желательность, предпочтительность, пригодночть ч.-л. имеющего отношение к чел-ку(Т. Парсенс).

Любая ценность может быть охарактеризована с помощью вспомогательных понятий: значимость(характ-ет степень интенсивности, напряж-сти ценностного отношения, этой хар-кой обычно пользуются для обознач-я дух. ценностей), полезность(утилитарная хар-ка предметов, без кот. чел-к не может сущ-ть как биологический вид – материальные ценности), вредность(негативное ценностное отношение).

Классификация ценностей.

  1.  по содержанию: предметные(вещные), ценности-свойства вещей, этические (нравственные), логические(знания), эстетические, религиозные
  2.  с формальной точки зрения: материальные и духовные, относительные(временные) и абсолютные(вечные), субъективные(личностные) и объективные(всеобщие)(объективными ценностями в культуре считаются символы-закодированные в культуре безусловные ценностные феномены; Абсолютной объктивной ценностью считается человеческая жизнь)

Идеал – цель, мечта. Идеал – высшая мера ценности. По С. Л. Рубенштейну идеал – предвосхищение того, чем может стать человек. По Ильину идеал – только то, за что чел-к может безоговорочно отдать свою жизнь(критерий идеала).

Идеал от ценностей отличается своей большей индивидуализированностью: если систему ценностей чел-к усваивает в готовом видев том обществе, в кот. родился в процессе воспитания и образ-я, то идеал каждый чел-к определяет для себя сам.

Убеждение – твердо сложившаяся система взглядов, стержень мировоззрения и дух. ядро личности. Убеждения функционируют на уровне сознания, они способны изменяться в течение жизни.

Вера – предст-ет собой феномен подсознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: чел-к без веры не может жить. В Библии вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Норма – эталон, образец, стандарт, принятый в данном общ-ве. В общ-ве все направлено на то, чтобы передать и сохранить нормы для следующего поколения.

Императив – норма, высказанная в категоричной требовательной форме.

  •  морально-волевой. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках, небх-ма психологическая установка на готовность к действию. Воля – духовный акт стремления к ценности.
  •  практический – проверка миров-я на практике. Миров-е носит социально-исторический хар-р.

Всякая философия явл-ся миров-ем, но далеко не всякое миров-е явл-ся философией.

Виды миров-я: философское, религиозно-мифологическое, атеистическое, научное, художественное, оккультно-мистическое.

В любом миров-ии принято выделять 3 уровня(верт. стр-ра):

  1.  элементарный(мироощущение, миросозерцание) – простейший уровень(с пом. чувств, эмоций)
  2.  мировосприятие (миропредставление) – формируется целостная картина мира и причинно-следственные связи, но миров-е еще ограничено эмоциями и рассудками в ущерб разуму
  3.  миропонимание (высший ур) – связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием(познавательно-интеллектуальная сторона миров-я, представлена философией)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32864. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ТРУД. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ТРУДА. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ 81 KB
  Ключевым при изучении экономической жизни общества является анализ материального производства ибо общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Говоря о материальном производстве необходимо учитывать следующие моменты: Нередко в философской и экономической литературе понятие материального производства отождествляется с понятием общественного производства. Поскольку материальное производство является не только важнейшей но и определяющей сферой совокупного общественного производства то в...
32865. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ФАТАЛИЗМ И ВОЛЮНТАРИЗМ 51.5 KB
  ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Производственные отношения совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Производственные отношения являются необходимой стороной общественного производства. В производстве люди вступают в отношения не только к природе.
32866. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 46.5 KB
  Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. В этом смысле говорят об античной цивилизации цивилизации инков и т. Для того чтобы определиться с понятием цивилизации необходимо очевидно предварительно проанализировать ее наиболее существенные черты. Разумеется речь идет не об инфраструктуре свойственной современной волне цивилизации но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности уже был совершен.
32867. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 58.5 KB
  Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Но есть и иной подход наиболее популярный в русской социальной философии согласно которому к интеллигенции причисляют тех кого можно считать нравственным эталоном общества. Предпосылкой появления Интеллигенции в её первичных формах было отделение умственного труда от физического когда рядом с огромным большинством занятым исключительно физической работой образовались социальные группы освобожденные от прямого производительного труда и руководящие общественными делами в том числе...
32868. ГОСУДАРСТВО. МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. ПРАВО 42.5 KB
  Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией законами и другими правовыми документами государства которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями сформировавшимися внутри общества независимо от государства которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов. Определений государства множество. Основная функция государства обеспечение комфортного проживания своих граждан. Природа...
32869. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА. ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ИСКУССТВО 28.43 KB
  Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое правовое нравственное религиозное эстетическое научное и философское которые различаются между собой по предмету и форме отражения по социальной функции по характеру закономерности развития а также по степени своей зависимости от общественного бытия. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Элементами...
32870. РЕВОЛЮЦИЯ И РЕФОРМА 79.5 KB
  Современные ученые выделяют несколько видов революции: социальная экономическая политическая культурная идеологическая и т. По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно исторического процесса развития общества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественноэкономической формации другой более прогрессивной. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом бедствиями повальными болезнями проявлениями неповиновения и âагитацией разросшейся до...
32871. РУССКАЯ АКСИОЛОГИЯ 49.78 KB
  Проблемы ценностей в философии Человека интересует не просто истина а значение объекта для человека для удовлетворения его потребностей. Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций в которые он попал в результате рождения. Интерпритация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
32872. ИЛЬИН Иван Александрович 25.84 KB
  усматривал главный порок Человека началасередины 20 века во внутренней расколотости в противоречии между разумом умом рассудком и чувствами душой сердцем. Но в выборе направления движения и основных целях его он был прав поскольку без обретения свободы преодоление тоталитарного отчуждения человека его освобождение невозможно и немыслимо. искал пути к снятию противоречий к такой схеме их взаимодействий при которой отедельные части оппозиции становятся разными проявлениями одних и тех же проблем в существовании человека. Пол это...