31463

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Доклад

Логика и философия

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура функции типология классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивнорациональная форма выражения мировоззрения Мировоззрение совсть наиб. Философия и есть мировоззрение.

Русский

2013-09-01

30.5 KB

39 чел.

4. Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Мировоззрение – сов-сть наиб. общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия и есть мировоззрение.

Горизонтальная структура миров-я (компоненты):

  •  познавательный компонент представлен знаниями
  •  ценностно-нормативный вкл. в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и императивы-нормы в требоват. форме

Ценность – факт культуры, оно социально по своей сути и представляет собой объективно-субъективный феномен.

Ценность – не вещь, не явление и не процесс, а это отношение чел-ка к вещи, явлению или процессу.

Ценность – желательность, предпочтительность, пригодночть ч.-л. имеющего отношение к чел-ку(Т. Парсенс).

Любая ценность может быть охарактеризована с помощью вспомогательных понятий: значимость(характ-ет степень интенсивности, напряж-сти ценностного отношения, этой хар-кой обычно пользуются для обознач-я дух. ценностей), полезность(утилитарная хар-ка предметов, без кот. чел-к не может сущ-ть как биологический вид – материальные ценности), вредность(негативное ценностное отношение).

Классификация ценностей.

  1.  по содержанию: предметные(вещные), ценности-свойства вещей, этические (нравственные), логические(знания), эстетические, религиозные
  2.  с формальной точки зрения: материальные и духовные, относительные(временные) и абсолютные(вечные), субъективные(личностные) и объективные(всеобщие)(объективными ценностями в культуре считаются символы-закодированные в культуре безусловные ценностные феномены; Абсолютной объктивной ценностью считается человеческая жизнь)

Идеал – цель, мечта. Идеал – высшая мера ценности. По С. Л. Рубенштейну идеал – предвосхищение того, чем может стать человек. По Ильину идеал – только то, за что чел-к может безоговорочно отдать свою жизнь(критерий идеала).

Идеал от ценностей отличается своей большей индивидуализированностью: если систему ценностей чел-к усваивает в готовом видев том обществе, в кот. родился в процессе воспитания и образ-я, то идеал каждый чел-к определяет для себя сам.

Убеждение – твердо сложившаяся система взглядов, стержень мировоззрения и дух. ядро личности. Убеждения функционируют на уровне сознания, они способны изменяться в течение жизни.

Вера – предст-ет собой феномен подсознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: чел-к без веры не может жить. В Библии вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Норма – эталон, образец, стандарт, принятый в данном общ-ве. В общ-ве все направлено на то, чтобы передать и сохранить нормы для следующего поколения.

Императив – норма, высказанная в категоричной требовательной форме.

  •  морально-волевой. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках, небх-ма психологическая установка на готовность к действию. Воля – духовный акт стремления к ценности.
  •  практический – проверка миров-я на практике. Миров-е носит социально-исторический хар-р.

Всякая философия явл-ся миров-ем, но далеко не всякое миров-е явл-ся философией.

Виды миров-я: философское, религиозно-мифологическое, атеистическое, научное, художественное, оккультно-мистическое.

В любом миров-ии принято выделять 3 уровня(верт. стр-ра):

  1.  элементарный(мироощущение, миросозерцание) – простейший уровень(с пом. чувств, эмоций)
  2.  мировосприятие (миропредставление) – формируется целостная картина мира и причинно-следственные связи, но миров-е еще ограничено эмоциями и рассудками в ущерб разуму
  3.  миропонимание (высший ур) – связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием(познавательно-интеллектуальная сторона миров-я, представлена философией)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74040. Становление Руси XIV- XV вв. Становление единого российского государства 38 KB
  Успех Дмитрия Донского предопределил основы политики последующих московских князей на третьем этапе (XV в.), которую можно охарактеризовать как собирание русских земель Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников.
74042. Реформы Петра I 43 KB
  Реформы Петра I. Реформы проведенные Петром считаются и вполне правомерно одним из важнейших периодов в истории России а самого Петра I даже большинство западных историков характеризует как личность наиболее поразительную в истории Европы после Наполеона как самого значительного монарха раннего европейского Просвещения Виттрам Р. Собственно первые действия Петра I после перехода власти в его руки фактически продолжают линию правительства царевны Софьи как во внутренней так и во внешней политике. Тщетность попыток привлечь...
74043. Основные этапы антропогенеза. Проблемные вопросы антропогенеза 35 KB
  Именно человекаумелого принято считать отправной точкой А. вопрос о критериях человека. Наука различает биологическую и социальную природу человека т. вопрос о прародине человека.
74044. Общая характеристика цивилизаций древнего Востока 59 KB
  Деспотия форма государственного устройства и правления при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина форма выживания речных цивилизаций. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Объединение всей страны под началом единого царя фараона равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество сыграло свою...
74045. Эллинистическая цивилизация. Сущность эллинизма в историографии 34.5 KB
  После смерти Александра Македонского, начинается борьба между наследниками. Борьба проходила в два этапа: сначала сражались «диадохи» - полководцы Александра, а затем их потомки – «эпигоны». В результате Держава распалась на ряд царств: Македонию, Египет, государство Селевкидов, Пергам ит.д.
74046. Пути формирования феодальных отношений в Западной Европе в период Раннего Средневековья (V – XI вв.) 42.5 KB
  Проблема происхождения феодализма возникла одноврем. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германороманского синтеза. Энгельс подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических позиций рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой социальноэкономической формации к феодальной. и концепция синтезного происхождения феодализма преобладавшая во французской и русской медиевистике.
74048. Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики 36.5 KB
  Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное и ценности и иерархия и парадигмы научного познания и допустимые способы человеческих действий.