31463

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Доклад

Логика и философия

Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура функции типология классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивнорациональная форма выражения мировоззрения Мировоззрение совсть наиб. Философия и есть мировоззрение.

Русский

2013-09-01

30.5 KB

40 чел.

4. Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения

Мировоззрение – сов-сть наиб. общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия и есть мировоззрение.

Горизонтальная структура миров-я (компоненты):

  •  познавательный компонент представлен знаниями
  •  ценностно-нормативный вкл. в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и императивы-нормы в требоват. форме

Ценность – факт культуры, оно социально по своей сути и представляет собой объективно-субъективный феномен.

Ценность – не вещь, не явление и не процесс, а это отношение чел-ка к вещи, явлению или процессу.

Ценность – желательность, предпочтительность, пригодночть ч.-л. имеющего отношение к чел-ку(Т. Парсенс).

Любая ценность может быть охарактеризована с помощью вспомогательных понятий: значимость(характ-ет степень интенсивности, напряж-сти ценностного отношения, этой хар-кой обычно пользуются для обознач-я дух. ценностей), полезность(утилитарная хар-ка предметов, без кот. чел-к не может сущ-ть как биологический вид – материальные ценности), вредность(негативное ценностное отношение).

Классификация ценностей.

  1.  по содержанию: предметные(вещные), ценности-свойства вещей, этические (нравственные), логические(знания), эстетические, религиозные
  2.  с формальной точки зрения: материальные и духовные, относительные(временные) и абсолютные(вечные), субъективные(личностные) и объективные(всеобщие)(объективными ценностями в культуре считаются символы-закодированные в культуре безусловные ценностные феномены; Абсолютной объктивной ценностью считается человеческая жизнь)

Идеал – цель, мечта. Идеал – высшая мера ценности. По С. Л. Рубенштейну идеал – предвосхищение того, чем может стать человек. По Ильину идеал – только то, за что чел-к может безоговорочно отдать свою жизнь(критерий идеала).

Идеал от ценностей отличается своей большей индивидуализированностью: если систему ценностей чел-к усваивает в готовом видев том обществе, в кот. родился в процессе воспитания и образ-я, то идеал каждый чел-к определяет для себя сам.

Убеждение – твердо сложившаяся система взглядов, стержень мировоззрения и дух. ядро личности. Убеждения функционируют на уровне сознания, они способны изменяться в течение жизни.

Вера – предст-ет собой феномен подсознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: чел-к без веры не может жить. В Библии вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Норма – эталон, образец, стандарт, принятый в данном общ-ве. В общ-ве все направлено на то, чтобы передать и сохранить нормы для следующего поколения.

Императив – норма, высказанная в категоричной требовательной форме.

  •  морально-волевой. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках, небх-ма психологическая установка на готовность к действию. Воля – духовный акт стремления к ценности.
  •  практический – проверка миров-я на практике. Миров-е носит социально-исторический хар-р.

Всякая философия явл-ся миров-ем, но далеко не всякое миров-е явл-ся философией.

Виды миров-я: философское, религиозно-мифологическое, атеистическое, научное, художественное, оккультно-мистическое.

В любом миров-ии принято выделять 3 уровня(верт. стр-ра):

  1.  элементарный(мироощущение, миросозерцание) – простейший уровень(с пом. чувств, эмоций)
  2.  мировосприятие (миропредставление) – формируется целостная картина мира и причинно-следственные связи, но миров-е еще ограничено эмоциями и рассудками в ущерб разуму
  3.  миропонимание (высший ур) – связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием(познавательно-интеллектуальная сторона миров-я, представлена философией)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51735. Гигиеническая оценка урока физкультуры 75.5 KB
  Продолжительность урока составила 40 мин. Структура урока: вводная часть 10 мин учитель проводит перекличку строит детей в шеренгу проводит разминку бег ходьба; основная часть 20 мин учитель объясняет задания: отжимания приседания кувыркание на матах гимнастические упражнения. Моторная плотность урока = полезное время общая продолжительность урока100 Моторная плотность урока = 30 мин 40 мин100 = 75 в норме 7075 .
51736. Мова – скарбниця духовності народу 152.5 KB
  Мова скарбниця духовності народу Мета уроку: пояснити роль і значення національної мови у формуванні й удосконаленні духовної сутності народу й кожної людини зокрема; виховувати патріотичні почуття національну гідність повагу й любов до рідної мови; розвивати логічне й образне мислення увагу память збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів. Мова для нас память честь і гідність. Мова є одним із джерел духовності. Як повязані духовність і мова Чи згодні ви із словами польського поета Ципріяна Каміля Норвіда Не меч...
51739. ЛЮБОВ ДО МУЗИКИ — У СПАДОК 28 KB
  Чимало випало на долю цього міста минуле якого повязане не тільки із значними історичними подіями але і з життям та діяльністю видатних діячів вітчизняної культури. Та не вичерпуються музичні традиції старовинного українського міста.
51740. Рівень соціальної зрілості випускника 9-го класу 29 KB
  Хочу почати з поняття акселерації яка проявляється в прискореному психічному і фізичному розвитку дітей. Існує думка щодо третьої причини стимулюючого впливу на ріст і розвиток дітей. Це діти із сімей де створені умови для розвитку дітей де батьки опікуються майбутнім своїх дітей. Більшість дітей володіють сучасними компютерними технологіями 24 учні з 30ти мають компютер .
51743. 8 Марта - День торжественный - сценарий для детей 6-7 лет 95 KB
  Ведущий. Ведущий. Солнце солнце не сердись лучше рядышком садись Мамин праздник раз в году нарисую и пойду Вот луна ракета речка лес и сад Подарить я маме все на свете рад Что еще на праздник маме подарить Надо постараться и послушным быть Ведущий.