31470

Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Периодизация средневековой философии. Специфика средневековой философии: 1 Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1 идея творения в онтологии как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии креационизм истин. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Русский

2013-09-01

34 KB

65 чел.

12. Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии.

Средние века связаны с феодальным типом социально-экономических отношений. В Европу феодализм пришел в V веке. Рассмотрим периодизацию итальянских историков-гуманистов:

Античность (до 395 г.н.э.)-Medium aevum(5-14 вв.) -Новое время.

395г. - распад великой Римской империи на Византию и западную половину, раздираемую междоусобными войнами. В 476 г. раскол окончательно завершился, наступают Средние века. Этим названием историки хотели подчеркнуть беспомощность периода. Пришедшая эпоха возрождения была призвана восстановить духовность.

В 395-476 гг. в Европе царил кризис, вместе с Римской империей рухнул и весь мир. Европейцы сделали в развитии шаг назад, возвратившись практически к родоплеменному строю. Зародился романский стиль (защищаются от вешнего мира  с толстыми стенами и бойницами вместо окон). Средняя продолжительность жизни европейца составляла 26 лет.

Средневековье справедливо называют «эпохой веры». Если попытаться определить максимы общественного сознания каждой эпохи, то для античности главной была эстетико-космологическая идея, средневековье же пронизано теологической идеей. Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение учения о Боге.

Христианство, возникшее в I веке, быстро достигло Рима и в 325 г. римский император Константин на 1-м соборе в г. Никея заменил язычество на христианство как государственную религию Римской империи. Христиане превратились из гонимых в гонителей и стали непримиримо бороться с язычниками. Вся совокупность языческих богов – природа. Христианский же Бог трансцендентен (запределен). Т.О. язычник поклоняется творению, а не самому Творцу.

Специфика средневековой философии:

1) Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1) идея творения в онтологии (как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии) – креационизм (истин. Бытие и абсолютное благо – это Бог); Мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего, получило название креационизма (от лат. creatio - сотворение).

2) идея откровения в гносеологии (как попытка ответить на вопрос: познаваем ли мир). Бог не доступен для познания человеком, но он сам приоткрывает себя людям через священное писание. Человеку дано познать Бога настолько, насколько позволяет сам Бог. Причем познать его можно не разумом, а верой и любовью.

 Ретроспективность. Средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». А самым древним документом для средневекового человека была Библия. Весь процесс познания сводился к попытке расшифровать в ней все знания о мироздании. Начинает развиваться герменевтика – искусство интерпретаций текстов. Экзегетика – теологическая герменевтика.

Традиционализм. Любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, философ должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. Этим, очевидно, объясняется та легкость, с которой средневековые авторы приписывали свои произведения более крупным фигурам (например, Аристотелю и т. п.) или оставляли свои произведения безымянными. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Дидактизм.  Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования).

Пьер Абеляр в своем произведении «Так и не так» приводит своих учеников к ложным заключениям, чтобы потом путем назидания привести к правильному выводу.

Суть схоластического метода заключается в анализе противоположных  мнений и выводе истины. Основателем схоластического метода считается П. Абеляр.

Эсхатологичность и сотериологичность.

Эсхатология – учение о конце Света и Страшном суде. Сотериология – учение как спастись во время Страшного суда (попасть в рай). Это 10 заповедей Моисея и нагорной проповеди Иисуса. Человек живет как в последний раз.

Вывод: главный вопрос, который решает вся философия Средневековья – это соотношение знания и веры (философии и религии). Т.о. средневековая онтология теоцентрична, гносеология – иррациональна, антропология – дуалистична, а соц. концепции тоталитарны.   

Периодизация средневековой философии:

Начало средневековой философии там, где философия впервые, сознательно ставит себя на службу религии, а заключительный – где их союз можно считать распавшимся. Это 1-2 вв. н. э. – конец 14-15вв. средневековая философия началась раньше, чем закончилась античная. Несколько веков в Европе сосуществовали 2 философские традиции, взаимно влиявшие друг на друга.

Средневековая философия делится на 2 этапа:

1) этап патристики («отцов церкви») в 1-8 вв.н.э. Этот этап проходит под решительным влиянием философии Платона. Главный философ – Августин Аврелий.

2) этап схоластики (9-15 века) Представителем считается Фома Аквинский. Философия подвержена влиянию философской системы Аристотеля, обретающего рационализированную форму, т.е. осмысленную логически доказуемую. Может быть только 2 ответа на соотношение религии и философии.

Сама схоластика делится на три этапа:

1) становление (9-11 вв.)

2) расцвет (12-13 вв.)

3) упадок (14-15 вв.), когда она сама себя изжила. 

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28241. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера 51 KB
  Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера. Классификация черт характера Ананьева: Коммуникативные Возникают первыми в процессе онтогенеза т.
28242. Способности: природа, типология, формирование и развитие 64 KB
  Способности: природа типология формирование и развитие. Способности индивидуальнопсихологические особенности определяющие успешность выполнения деятельности не сводимые к навыкам и умениям которые уже выработаны человеком. Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 1213 годам в науке до 20 лет.общие проявляются во всех видах деятельности: интеллект глубина обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности: вербальные пространственные мнемические арифметические умение...
28243. Направленность личности. Потребности и мотивы, мотивация. Ценностные ориентации 48 KB
  Потребности и мотивы мотивация. Маслоу: Основой мотивов являются потребности которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду иерархию. В основании пирамиды лежат физиологические потребности голод жажда секс и т. Аффилиативные потребности потребность в принадлежности к какойлибо группе людей в общении и т.
28244. Когнитивный (Ж. Пиаже и Л.Колберг) СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫй (А.БАНДУРА, Д.РОТТЕР), и когнитивно-бихеворальный ( Б.Ф. Скиннер, А. Бек, А. Эллис) подходы к исследованию формирования личности 44 KB
  Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения который Бандура обозначил как взаимный детерминизм подразумевает что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимосвязанными причинами поведения. внутренние детерминанты поведения такие как вера и ожидание и внешние детерминанты такие как поощрение и наказание являются частью системы взаимодействующих влияний которые действуют не только на...
28245. Номонетический (Кеттел и Айзенк) и идеографический (Олпорт и Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности 108.5 KB
  Номонетический Кеттел и Айзенк и идеографический Олпорт и Келли подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности. ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Г. В своей первой книге Личность: психологическая интерпретация Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности.
28246. Жизненный путь личности: исследования и описаия процессов социализации и индивидуализации 47.5 KB
  Сущность человеческой личности находит себе своё завершающее выражение в том что она не только развивается как всякий организм но и имеет свою историю. В отличие от всех живых существ человечество имеет историю а ее просто повторяющиеся циклы развития потому что деятельность людей изменяя действительность объективируется в продуктах материальной и духовной культуры которые передаются от поколения к поколению. Не только человечество в целом но и каждый человек является в какойто мере участником и субъектом истории человечества и в...
28247. Личность, сознание, деятельность в Концепциях Московской психологической школы. (В.М. Леонтьев и др.) 60 KB
  Общая психология личности и персоналии. Понятие личности характеризуется двумя положениями: Л целостное и неповторимое единство. Эмпирицзм в исследованиях личности желание набрать максимальное количество данных и комплексно исследовать личностью Личность как субъект общественных отношений. Считал что никакое комплексное исследование не в состоянии заменить знанияисторию развития этой личности.
28248. Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Узнадзе) и зарубежный подход (психодинамические концепции) 51 KB
  Являясь исходной структурой психики ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни немедленную разрядку психической энергии сдерживание которой приводит к напряжению в личностном функционировании. С целью преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте эго черпает из ид часть энергии обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии. Трактуя...
28249. Гуманистический (К.Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальный (В.Франкл, Р.Мэй, И. Ялом) и гештальт (Ф. Перлз, К.Левин) подходы к исследованию личности и психотерапия 68 KB
  Основные положения гуманистической психологии: 1человек должен изучаться в его целостности; 2каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан чем статистические обобщения; 3переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4человеческая жизнь единый процесс становления и бытия человека; 5человек открыт к непрерывному развитию и самореализации которые являются частью его природы; 6человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и...