31470

Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Периодизация средневековой философии. Специфика средневековой философии: 1 Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1 идея творения в онтологии как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии креационизм истин. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Русский

2013-09-01

34 KB

65 чел.

12. Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии.

Средние века связаны с феодальным типом социально-экономических отношений. В Европу феодализм пришел в V веке. Рассмотрим периодизацию итальянских историков-гуманистов:

Античность (до 395 г.н.э.)-Medium aevum(5-14 вв.) -Новое время.

395г. - распад великой Римской империи на Византию и западную половину, раздираемую междоусобными войнами. В 476 г. раскол окончательно завершился, наступают Средние века. Этим названием историки хотели подчеркнуть беспомощность периода. Пришедшая эпоха возрождения была призвана восстановить духовность.

В 395-476 гг. в Европе царил кризис, вместе с Римской империей рухнул и весь мир. Европейцы сделали в развитии шаг назад, возвратившись практически к родоплеменному строю. Зародился романский стиль (защищаются от вешнего мира  с толстыми стенами и бойницами вместо окон). Средняя продолжительность жизни европейца составляла 26 лет.

Средневековье справедливо называют «эпохой веры». Если попытаться определить максимы общественного сознания каждой эпохи, то для античности главной была эстетико-космологическая идея, средневековье же пронизано теологической идеей. Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение учения о Боге.

Христианство, возникшее в I веке, быстро достигло Рима и в 325 г. римский император Константин на 1-м соборе в г. Никея заменил язычество на христианство как государственную религию Римской империи. Христиане превратились из гонимых в гонителей и стали непримиримо бороться с язычниками. Вся совокупность языческих богов – природа. Христианский же Бог трансцендентен (запределен). Т.О. язычник поклоняется творению, а не самому Творцу.

Специфика средневековой философии:

1) Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1) идея творения в онтологии (как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии) – креационизм (истин. Бытие и абсолютное благо – это Бог); Мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего, получило название креационизма (от лат. creatio - сотворение).

2) идея откровения в гносеологии (как попытка ответить на вопрос: познаваем ли мир). Бог не доступен для познания человеком, но он сам приоткрывает себя людям через священное писание. Человеку дано познать Бога настолько, насколько позволяет сам Бог. Причем познать его можно не разумом, а верой и любовью.

 Ретроспективность. Средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». А самым древним документом для средневекового человека была Библия. Весь процесс познания сводился к попытке расшифровать в ней все знания о мироздании. Начинает развиваться герменевтика – искусство интерпретаций текстов. Экзегетика – теологическая герменевтика.

Традиционализм. Любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, философ должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. Этим, очевидно, объясняется та легкость, с которой средневековые авторы приписывали свои произведения более крупным фигурам (например, Аристотелю и т. п.) или оставляли свои произведения безымянными. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Дидактизм.  Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования).

Пьер Абеляр в своем произведении «Так и не так» приводит своих учеников к ложным заключениям, чтобы потом путем назидания привести к правильному выводу.

Суть схоластического метода заключается в анализе противоположных  мнений и выводе истины. Основателем схоластического метода считается П. Абеляр.

Эсхатологичность и сотериологичность.

Эсхатология – учение о конце Света и Страшном суде. Сотериология – учение как спастись во время Страшного суда (попасть в рай). Это 10 заповедей Моисея и нагорной проповеди Иисуса. Человек живет как в последний раз.

Вывод: главный вопрос, который решает вся философия Средневековья – это соотношение знания и веры (философии и религии). Т.о. средневековая онтология теоцентрична, гносеология – иррациональна, антропология – дуалистична, а соц. концепции тоталитарны.   

Периодизация средневековой философии:

Начало средневековой философии там, где философия впервые, сознательно ставит себя на службу религии, а заключительный – где их союз можно считать распавшимся. Это 1-2 вв. н. э. – конец 14-15вв. средневековая философия началась раньше, чем закончилась античная. Несколько веков в Европе сосуществовали 2 философские традиции, взаимно влиявшие друг на друга.

Средневековая философия делится на 2 этапа:

1) этап патристики («отцов церкви») в 1-8 вв.н.э. Этот этап проходит под решительным влиянием философии Платона. Главный философ – Августин Аврелий.

2) этап схоластики (9-15 века) Представителем считается Фома Аквинский. Философия подвержена влиянию философской системы Аристотеля, обретающего рационализированную форму, т.е. осмысленную логически доказуемую. Может быть только 2 ответа на соотношение религии и философии.

Сама схоластика делится на три этапа:

1) становление (9-11 вв.)

2) расцвет (12-13 вв.)

3) упадок (14-15 вв.), когда она сама себя изжила. 

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76698. Личность. Структура личности 34.46 KB
  Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. На данный момент выделяют четыре теории личности: Биологизаторская по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями социальное окружение...
76699. Маркетинг в общественном питании 35.89 KB
  Применение маркетингового подхода обеспечивается по отношению к таким элементам как: персонал знания умения и навыки которые устанавливаются исходя из требований к уровню качества продукции и услуг; процесс - этапы производства продукции и обслуживания потребителя...
76700. Структура и содержание правовых отношений 64.29 KB
  Выбирая данную тему для курсовой работы я руководствовался важностью этой темы ее значимостью для всех отраслей права. Несмотря на то что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой...
76701. Нормы права и его структура 180 KB
  На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Таким образом выделяются: нормыобычаи нормыморали нормыправа и корпоративные нормы. Здесь права и обязанности совпадают это является главным отличием его от других социальных норм.
76702. Роль интегрирования PR при создании и поддержании имиджа бренда 86.5 KB
  Актуальность реферата заключается в том, что подобно человеку товар имеет свое лицо, которое может обеспечить ему рыночный успех или стать причиной полного провала. Лицо товара - это некий уникальный образ, существующий в сознании потребителя.
76703. Организация раздаточных 653.92 KB
  Нечеткая работа раздаточной может привести к снижению качества готовых блюд и ухудшает обслуживание посетителей. Это повышает их ответственность за качество оформление и правильный выход блюд. На предприятиях с самообслуживанием когда торговый зал работает продолжительное время блюда отпускают раздатчицы.
76704. Оздоровительная физическая культура 30.99 KB
  Физическая культура часть образа жизни человека система специальных упражнений и спортивной деятельности направленная на развитие его физических и духовных сил. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил...
76705. Печёночная долька. Железистый и сосудистый варианты строения 971.38 KB
  Структура и функции печени взаимосвязанные вероятностные сущности. Представления о структуре печени это предмет анатомии печени и гистологии печени. Представления о функциях печени это предмет физиологии печени и биохимии печени.
76706. ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА 423.5 KB
  Она может быть получена от самого пациента членов его семьи свидетелей случившегося самой медицинской сестры её коллег. Для этого в первую очередь необходимо определить проблемы пациента связанные с актуальным или потенциальным состоянием его здоровья.