31470

Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Периодизация средневековой философии. Специфика средневековой философии: 1 Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1 идея творения в онтологии как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии креационизм истин. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Русский

2013-09-01

34 KB

63 чел.

12. Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии.

Средние века связаны с феодальным типом социально-экономических отношений. В Европу феодализм пришел в V веке. Рассмотрим периодизацию итальянских историков-гуманистов:

Античность (до 395 г.н.э.)-Medium aevum(5-14 вв.) -Новое время.

395г. - распад великой Римской империи на Византию и западную половину, раздираемую междоусобными войнами. В 476 г. раскол окончательно завершился, наступают Средние века. Этим названием историки хотели подчеркнуть беспомощность периода. Пришедшая эпоха возрождения была призвана восстановить духовность.

В 395-476 гг. в Европе царил кризис, вместе с Римской империей рухнул и весь мир. Европейцы сделали в развитии шаг назад, возвратившись практически к родоплеменному строю. Зародился романский стиль (защищаются от вешнего мира  с толстыми стенами и бойницами вместо окон). Средняя продолжительность жизни европейца составляла 26 лет.

Средневековье справедливо называют «эпохой веры». Если попытаться определить максимы общественного сознания каждой эпохи, то для античности главной была эстетико-космологическая идея, средневековье же пронизано теологической идеей. Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение учения о Боге.

Христианство, возникшее в I веке, быстро достигло Рима и в 325 г. римский император Константин на 1-м соборе в г. Никея заменил язычество на христианство как государственную религию Римской империи. Христиане превратились из гонимых в гонителей и стали непримиримо бороться с язычниками. Вся совокупность языческих богов – природа. Христианский же Бог трансцендентен (запределен). Т.О. язычник поклоняется творению, а не самому Творцу.

Специфика средневековой философии:

1) Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1) идея творения в онтологии (как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии) – креационизм (истин. Бытие и абсолютное благо – это Бог); Мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего, получило название креационизма (от лат. creatio - сотворение).

2) идея откровения в гносеологии (как попытка ответить на вопрос: познаваем ли мир). Бог не доступен для познания человеком, но он сам приоткрывает себя людям через священное писание. Человеку дано познать Бога настолько, насколько позволяет сам Бог. Причем познать его можно не разумом, а верой и любовью.

 Ретроспективность. Средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». А самым древним документом для средневекового человека была Библия. Весь процесс познания сводился к попытке расшифровать в ней все знания о мироздании. Начинает развиваться герменевтика – искусство интерпретаций текстов. Экзегетика – теологическая герменевтика.

Традиционализм. Любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, философ должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. Этим, очевидно, объясняется та легкость, с которой средневековые авторы приписывали свои произведения более крупным фигурам (например, Аристотелю и т. п.) или оставляли свои произведения безымянными. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Дидактизм.  Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования).

Пьер Абеляр в своем произведении «Так и не так» приводит своих учеников к ложным заключениям, чтобы потом путем назидания привести к правильному выводу.

Суть схоластического метода заключается в анализе противоположных  мнений и выводе истины. Основателем схоластического метода считается П. Абеляр.

Эсхатологичность и сотериологичность.

Эсхатология – учение о конце Света и Страшном суде. Сотериология – учение как спастись во время Страшного суда (попасть в рай). Это 10 заповедей Моисея и нагорной проповеди Иисуса. Человек живет как в последний раз.

Вывод: главный вопрос, который решает вся философия Средневековья – это соотношение знания и веры (философии и религии). Т.о. средневековая онтология теоцентрична, гносеология – иррациональна, антропология – дуалистична, а соц. концепции тоталитарны.   

Периодизация средневековой философии:

Начало средневековой философии там, где философия впервые, сознательно ставит себя на службу религии, а заключительный – где их союз можно считать распавшимся. Это 1-2 вв. н. э. – конец 14-15вв. средневековая философия началась раньше, чем закончилась античная. Несколько веков в Европе сосуществовали 2 философские традиции, взаимно влиявшие друг на друга.

Средневековая философия делится на 2 этапа:

1) этап патристики («отцов церкви») в 1-8 вв.н.э. Этот этап проходит под решительным влиянием философии Платона. Главный философ – Августин Аврелий.

2) этап схоластики (9-15 века) Представителем считается Фома Аквинский. Философия подвержена влиянию философской системы Аристотеля, обретающего рационализированную форму, т.е. осмысленную логически доказуемую. Может быть только 2 ответа на соотношение религии и философии.

Сама схоластика делится на три этапа:

1) становление (9-11 вв.)

2) расцвет (12-13 вв.)

3) упадок (14-15 вв.), когда она сама себя изжила. 

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9048. Философия Платона - образец классического объективного идеализма 14.72 KB
  Философия Платона. Платон (также Аристокл, 427-347 гг.), как ученик Сократа, продолжает изучать этические и политические проблемы, обращаясь, однако,, и к космологическим вопросам. Около 387 г. он основывает в Афинах специальную школу - Академи...
9049. Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества 14.08 KB
  Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества. Политика - специфическая сфера общественной жизни. Политика есть стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти между различными...
9050. Практика и познание. Гносеология - теория познания 15.72 KB
  Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...
9051. Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание 15.38 KB
  Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...
9052. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 13.75 KB
  Философия Сократа. Сократ (469-399) был философом, который, отойдя от натурфилософского истолкования мира, посвятил себя этическим проблемам. Он «спустил философию с неба на землю». Главной его целью был поиск истины. В центре внимания Сократа...
9053. СОФИСТЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14.67 KB
  Софисты и их роль в развитии древнегреческой культуры. В V веке до н.э. заметное место в греческой философии заняла софистика. Первоначально слово софист означало мудрец, затем так стали называть тех, кто обучал молодых детей правильной речи и воз...
9054. Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации 14.29 KB
  Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности людей складываются определенные социальные отношения. В зависи...
9055. Субъекты истории 17.08 KB
  Субъекты истории. История - процесс и результат общественного развития - реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать...
9056. Схоластика как форма философствования 14.76 KB
  Схоластика как форма философствования. Схоластика - господствовавшая форма философствования в XI-XV вв. Была на службе церкви и преподавалась в университетах, например, в Болонском, потому и получила такое название (schola - школа). Являла...