31470

Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Периодизация средневековой философии. Специфика средневековой философии: 1 Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1 идея творения в онтологии как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии – креационизм истин. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Русский

2013-09-01

34 KB

59 чел.

12. Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии.

Средние века связаны с феодальным типом социально-экономических отношений. В Европу феодализм пришел в V веке. Рассмотрим периодизацию итальянских историков-гуманистов:

Античность (до 395 г.н.э.)-Medium aevum(5-14 вв.) -Новое время.

395г. - распад великой Римской империи на Византию и западную половину, раздираемую междоусобными войнами. В 476 г. раскол окончательно завершился, наступают Средние века. Этим названием историки хотели подчеркнуть беспомощность периода. Пришедшая эпоха возрождения была призвана восстановить духовность.

В 395-476 гг. в Европе царил кризис, вместе с Римской империей рухнул и весь мир. Европейцы сделали в развитии шаг назад, возвратившись практически к родоплеменному строю. Зародился романский стиль (защищаются от вешнего мира  с толстыми стенами и бойницами вместо окон). Средняя продолжительность жизни европейца составляла 26 лет.

Средневековье справедливо называют «эпохой веры». Если попытаться определить максимы общественного сознания каждой эпохи, то для античности главной была эстетико-космологическая идея, средневековье же пронизано теологической идеей. Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение учения о Боге.

Христианство, возникшее в I веке, быстро достигло Рима и в 325 г. римский император Константин на 1-м соборе в г. Никея заменил язычество на христианство как государственную религию Римской империи. Христиане превратились из гонимых в гонителей и стали непримиримо бороться с язычниками. Вся совокупность языческих богов – природа. Христианский же Бог трансцендентен (запределен). Т.О. язычник поклоняется творению, а не самому Творцу.

Специфика средневековой философии:

1) Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1) идея творения в онтологии (как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии) – креационизм (истин. Бытие и абсолютное благо – это Бог); Мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего, получило название креационизма (от лат. creatio - сотворение).

2) идея откровения в гносеологии (как попытка ответить на вопрос: познаваем ли мир). Бог не доступен для познания человеком, но он сам приоткрывает себя людям через священное писание. Человеку дано познать Бога настолько, насколько позволяет сам Бог. Причем познать его можно не разумом, а верой и любовью.

 Ретроспективность. Средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». А самым древним документом для средневекового человека была Библия. Весь процесс познания сводился к попытке расшифровать в ней все знания о мироздании. Начинает развиваться герменевтика – искусство интерпретаций текстов. Экзегетика – теологическая герменевтика.

Традиционализм. Любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, философ должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. Этим, очевидно, объясняется та легкость, с которой средневековые авторы приписывали свои произведения более крупным фигурам (например, Аристотелю и т. п.) или оставляли свои произведения безымянными. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

Дидактизм.  Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования).

Пьер Абеляр в своем произведении «Так и не так» приводит своих учеников к ложным заключениям, чтобы потом путем назидания привести к правильному выводу.

Суть схоластического метода заключается в анализе противоположных  мнений и выводе истины. Основателем схоластического метода считается П. Абеляр.

Эсхатологичность и сотериологичность.

Эсхатология – учение о конце Света и Страшном суде. Сотериология – учение как спастись во время Страшного суда (попасть в рай). Это 10 заповедей Моисея и нагорной проповеди Иисуса. Человек живет как в последний раз.

Вывод: главный вопрос, который решает вся философия Средневековья – это соотношение знания и веры (философии и религии). Т.о. средневековая онтология теоцентрична, гносеология – иррациональна, антропология – дуалистична, а соц. концепции тоталитарны.   

Периодизация средневековой философии:

Начало средневековой философии там, где философия впервые, сознательно ставит себя на службу религии, а заключительный – где их союз можно считать распавшимся. Это 1-2 вв. н. э. – конец 14-15вв. средневековая философия началась раньше, чем закончилась античная. Несколько веков в Европе сосуществовали 2 философские традиции, взаимно влиявшие друг на друга.

Средневековая философия делится на 2 этапа:

1) этап патристики («отцов церкви») в 1-8 вв.н.э. Этот этап проходит под решительным влиянием философии Платона. Главный философ – Августин Аврелий.

2) этап схоластики (9-15 века) Представителем считается Фома Аквинский. Философия подвержена влиянию философской системы Аристотеля, обретающего рационализированную форму, т.е. осмысленную логически доказуемую. Может быть только 2 ответа на соотношение религии и философии.

Сама схоластика делится на три этапа:

1) становление (9-11 вв.)

2) расцвет (12-13 вв.)

3) упадок (14-15 вв.), когда она сама себя изжила. 

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54070. Подолання вад звуковимови й звукосприймання 23.89 MB
  Виправлення недоліків звуковимови проводиться у певній послідовності за прийнятою методикою. Під час цих вправ звертається увага на положення язика: корінь спокійний а кінчик язика біля нижніх різців. Вправи для язика: рухи язиком вперед і назад відкритим ротом як котик...
54071. Здоровым и грамотным должен быть каждый! Логопедическая спартакиада 63.5 KB
  Скачет лягушонок Дети хлопают в ладоши Квакваква прыгают на месте Плавает утёнок хлопают в ладоши Крякрякря Ставят руки к груди и разводят в стороны. Прыгает козлёнок Хлопают в ладоши Ме – ме ме Ставят руки на пояс наклоняются вперёд А за ним ягнёнок Хлопают Бе – бе – бе приседают Вот мы на зарядке Хлопают Раз дватри Прыгают на месте Все вокруг стараются Хлопают Спортом занимаются Шагают на месте Эстафета Собери букву По команде: Марш первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу. Звуковая разминка...
54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.
54073. Звук "ш". Лісова школа (Старша логопедична група) 1.38 MB
  Формувати в малят уявлення про навчання в школі ознайомити із звуком ш акустичною характеристикою; закріпити вміння ділити слова на склади визначати звук який найчастіше звучить у вірші аналізувати слово з допомогою звукових фішок пригадувати слова зі звуком ш ; узгоджувати числівники з іменниками в орудному відмінку; розвивати фонематичні процеси слуховий контроль. Обладнання: фішки для звукового аналізу шишкикартинки картинки з предметами у множині іграшка Лунтик...
54074. Логопедичні міні-заняття як дієва форма корекційно-розвивальної роботи з дітьми дошкільного віку 196 KB
  Наприклад вправа Хто летить хто не летить Учительлогопед промовляє вірш а діти пантомімою зображують: Хто летить хто не летить. Так швиденько покажіть Хто летить хто не летить. Летить летить воронаЛетить летить корова Летить летить шпак Летить летить грак. Летить летить горобчик.
54075. ЛОГОПЕДИЧНА РОЗВАГА «СВЯТО БЕРЕЖЛИВОСТІ» 140 KB
  Закріпити словник споріднених слів гончар гончарство гончарський гончарний гончарня; уточнити та розширити словник антонімів чистий брудний святковий буденний повсякденний натуральна природна штучна однотонна різнокольорова теплий холодний літній зимовий новий старий рвати штопати бруднити ...
54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислів’я; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...
54077. Использование вектора на логопедических занятиях 216 KB
  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
54078. Взаємозв’язок логопеда та родини у корекційно-відновлювальній роботі з дітьми логопатами 32.5 KB
  Одне з важливих завдань професійної діяльності вчителя логопеда дитячого дошкільного навчального закладу є залучення батьків до проведення роботи із дітьми – логопатами по закріпленню засвоєного матеріалу на корекційно відновлювальних заняттях. Оволодіння дитиною мови успішно йде тоді коли з ним займаються не тільки в дошкільному закладі але і в сім'ї: Передумовою ефективного залучення сімейного оточення до корекції звуковимови у дітей є чітко організована взаємодія логопеда з батьками регулярна...