31471

Средневековая философия этапа патристики. Философия Августина Аврелия

Доклад

Логика и философия

Языческие боги вечные и всемогущественные. Христианский Бог обретает еще одно качество всеблагой олицетворяющий добро и совершенство. В христианстве тогда сложилось особое направленная теодицея оправдание бога за существующее в мире зло. Согласно ей Бог создавал мир из некоторого хаоса.

Русский

2013-09-01

38 KB

19 чел.

13. Средневековая философия этапа патристики. Философия Августина Аврелия.

Первыми отцами церкви стали еще античные философы, которые заняли апологетические позиции. Апологетика – это учение ранних христианских философов, обосновавших преимущества принципов христианства, а значит и возможность принять христианство в качестве христианской религии. Крупнейшим представителем является Юстин Мученик. Языческие боги вечные и всемогущественные. Христианский Бог обретает еще одно качество – всеблагой (олицетворяющий добро и совершенство). Сразу же возникают первые ереси. В христианстве тогда сложилось особое направленная теодицея – оправдание бога за существующее в мире зло.

  1.  Теодицея метафизическая. Согласно ей, Бог создавал мир из некоторого хаоса. Зло никакого отношения к богу не имеет.
  2.  Эстетическая теодицея – заявляет, что зла вообще не существует. Это наше субъективное восприятие окружающего мира.
  3.  Антропологическая теодицея говорит, что зла изначально не было; а человек сам выбрал ослушание (зло).

Климент Александрийский (он же Тит Флавий) под впечатлением философии стоиков и Платона, доказал что христианство – более развитая религия, чем язычество. Он считал христианство просветительной системой, но не видел у этой религии будущего.

Самый первый истинный отец церкви (патер) – Тертуллиан. Он в своей философии резко отделил знания и философию от веры и религии; разум связывает человека с природой, ориентирует человека на земные дела и отвлекается от божественных истин. Вера выходит за пределы разума, имея своей целью познать Бога. Основные положения веры в принципе непостижимы и находятся вне всякого разумения, он ни в коем случая не пытается их понять, обосновать, ибо абсурдно пытаться понять сверхразумное.

«И умер сын божий». Это достойно веры, т.к. нелепо, и погребен он, и воскрес. Это достоверно, т.к. невозможно. Парафраза: «верую, ибо абсурдно». Т.О. жестко установлены соответствия между религией и философией: познавать бога можно только верой (это уже мистика).

Ориген Александрийский был не согласен с Тертуллианом. Он говорил, что Адам и Ева созданы самим Богом (всемогущим и всеблагим), значит, они были абсолютно добрыми и совершенными. Зло было выбрано намеренно, их грех был предопределен, рано или поздно Бог должен простить человека и вернуть его в рай. Т.О. он был первым создателем антропологии. Человек состоит из Духа (не принадлежащего самому человеку, это искра божья, всегда направленная к добру), Души (наше собственное Я, способны выбирать между добром и злом; зло как результат злоупотребления человеком своей свободы, когда человек следует зову своей плоти, влечениям и страстям) и Плоти.

Вершина философской патристики принадлежит Григорию Нисскому. Он продолжает развивать антропологию Оригена. Наш разум – это божий образ в человеке. Чтобы человек был подобен миру, в котором он царствует, бог дал ему тело и животную душу.  Он стал автором догматов боговоплощения и догмат о воскресении во плоти. «Имея образ божий в себе, человек должен к нему приближаться».

Догмат боговоплощения: Христос – и Истинный Бог и истинный человек. Вечно рождаясь от бога-отца по божеству, он родился от девы Марии по человечеству. Божество и человек соединены в нем, как в едином лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно. (против несториан). Когда складывалась догматика, появились несогласные. Монофизиты заявляли, что Иисус – это истинный бог, ничего человеческого в нем нет. Сейчас линию монофизитства поддерживает армянская церковь.

Несториане поддерживали тварную природу Христа (отрицали божественную прирду0

Догмат искупления: это красная нить христианства. Он говорит о том, зачем Христос пришел  мир людей. Цель прихода Христа в мир людей – искупительная жертва, его кровью был смыт первородный грех Адама и Евы. До прихода Христа ни одна душа человека попасть в рай не могла. Человек получил право выбора – ад или рай

Аврелий Августин.  – был возведен в ранг святых (354-430 гг.) сформулировал христианскую теологию, написал: «Исповедь» и «О граде Божием». Августин развивал мысли Оригена и Григория, он пошел дальше: человек созданный по подобию божию, является посредником между богом и природой. Согласно Августину, тело толкнуло человека на грех, и задача человека – это тело подчинить себе. Человек – это разумная душа владеющая телом. Отсюда объясняется аскетизм – это не отказ от плоти, а ее воспитание, с целью подчинения высшему духовному началу. Заявил, что все люди равны перед богом, все они имеют одинаковую искру божью (разум). Они ответственны перед богом одинаково.

Онтологические представления Августина.

Резко разрывает мир на 2 части (природу и бога) – 2 реальности с разным онтологическим статусом, не переходящие друг в друга. Бог – бытие, истина и высшее благо, познание осуществляется верой. Вера – мысль, сопровождающая согласием с ней. Мир изменчив и непостоянен, и совершенен постольку, поскольку сотворен Богом. Августин обосновал трансцендентность Бога. Если до Августина, еще по традиции Платона, мир произошел из хаоса, то Августин говорит, что мир создан из ничего; Бог создал первоматерию (идея креационизма). Бог создал свойства этого мира, в т.ч. и время. Время – это исключительно субъективный фактор, существующий в нашем уме. Он выделил только настоящее (здесь и сейчас, «настоящее настоящее»). Настоящее прошлое – память; настоящее будущее – надежда. Все раз и навсегда соединено в Боге как в абсолютной вечности.

Концепция исторического прогресса. Августин выступил против античного апокотостаса  - это идея неизбежного возвращения вещей на круги своя, т.е. против циклического представления о времени. Античные историки никогда не указывали даты. Он изложил линейную концепцию времени истории. История имеет свою направленность, конечную цель и смысл. Августин приходит к дате начала человеческой истории – момент грехопадения, а заканчивается – когда вернутся обратно. (страшный суд). Идея хилиазма (хилио -1000), это вера в100 летнее счастливое царство Христа перед концом света. На линейную концепцию он накладывал идею цикличности. Вся история – путь возвращения к Богу. Зная, что такое зло, человек делает выбор в пользу добра, т.е. заслуженно возвращается в рай.  Тезис – антитезис – синтез. (триада).

Работа «о граде Божием» посвящена тому, что люди разделяются на 2 мира: земное сообщество, у которых любовь к себе доведена до презрения к богу, господствует похоть власти; это сообщество ненависти. Оно у Августина отождествляется с Римом; и небесное (любовь к богу, доведенная до презрения к себе; люди служат друг другу по любви, эта часть заслужила спасение и милосердие – отождествленное с христианской церковью). От рождения мы предопределены. Эти 2 мира сосуществуют и никому не дано знать наше предопределение.

Предопределение – это детерминированное поведение человека до или при его рождении божественной волей. Получается противоречие догмату христианства. Человек свободен только в рамках предопределения. Он развивал фаталистическую идею. Соотнесение предопределения и свободы выбора зачастую разделяется в различных ветвях христианской церкви: католическая (идея предопределенности), православная – идея свободного выбора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43260. Проектирование усилительного устройства 205 KB
  Курсовая работа содержит 12 листов текста 2 чертежа 3 источника литературы Содержание Предварительный расчет Структурная схема усилителя Расчет элементов схемы Расчет усилителя мощности Описание схемы электрической принципиальной Выбор схемы блока питания Список используемой литературы Введение Основной задачей курсового проекта является разработка схемы электрической принципиальной усилительного устройства по заданным параметрам а так же освоение практических навыков в области проектирования для более...
43261. Проектирование усилительного устройства 224.5 KB
  Основной задачей курсового проекта является разработка схемы электрической принципиальной усилительного устройства по заданным параметрам, а так же освоение практических навыков в области проектирования, для более близкого знакомства со всеми этапами разработки электрической схемы
43262. Розрахунок та побудова кривих швидкості і часу ходу поїзда 833.5 KB
  Перевірка розрахункової маси поїзда на можливість надійного подолання підйому крутість якого перевищує крутість розрахункового підйому. Перевірка розрахованої маси поїзда на зрушення з місця. Перевірка маси поїзда по довжині колій станцій Спрямлення профілю колії. Розрахунок та побудова кривих швидкості і часу ходу поїзда.
43263. Расчет годовых объемов работ 995.5 KB
  Исходные значения трудоемкостей основных видов работ № п п Наименование Значение 1 Мойка и уборка 06 2 Приемка и выдача 078 3 Предпродажная подготовка 55 4 ТО и ТР 61 5 Площадь автомобиля м2 215 Годовой объем уборочномоечных работ. Уборочномоечные работы выполняются перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. Годовой объем работ УМР где tУМР средняя...
43264. Себестоимость продукции, ее учет и пути снижения 236.5 KB
  Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию.
43265. Процесс сравнения двух четырёх разрядных чисел 132.5 KB
  Подсказанная Максимом схема. Схема сравнения или компаратор от англ compre сравнивать операционный узел ЦВМ предназначенный для сравнения двух чисел А и В. Схема.
43266. Проектирование и реализация информационно-поисковой системы Виртуальный Деканат с помощью программы MySQL-Front 458 KB
  База данных представляет собой структурированную совокупность данных. Эти данные могут быть любыми - от простого списка предстоящих покупок до перечня экспонатов картинной галереи или огромного количества информации в корпоративной сети. Для записи, выборки и обработки данных, хранящихся в компьютерной базе данных, необходима система управления базой данных, каковой и является ПО MySQL. Поскольку компьютеры замечательно справляются с обработкой больших объемов данных, управление базами данных играет центральную роль в вычислениях. Реализовано такое управление может быть по-разному - как в виде отдельных утилит, так и в виде кода, входящего в состав других приложений.
43267. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 176 KB
  Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).
43268. Методы и методики перевода 226 KB
  Современные технологии политика наука и конечно литература без перевода все это было бы недоступно для многих наций. Когда в мире появилось как минимум два языка наверное тогда человек впервые столкнулся с проблемой адекватности перевода. Когда знания людей о каком-либо виде деятельности стали обобщаться превращаясь в науку перевод не стал исключением.