31471

Средневековая философия этапа патристики. Философия Августина Аврелия

Доклад

Логика и философия

Языческие боги вечные и всемогущественные. Христианский Бог обретает еще одно качество – всеблагой олицетворяющий добро и совершенство. В христианстве тогда сложилось особое направленная теодицея – оправдание бога за существующее в мире зло. Согласно ей Бог создавал мир из некоторого хаоса.

Русский

2013-09-01

38 KB

18 чел.

13. Средневековая философия этапа патристики. Философия Августина Аврелия.

Первыми отцами церкви стали еще античные философы, которые заняли апологетические позиции. Апологетика – это учение ранних христианских философов, обосновавших преимущества принципов христианства, а значит и возможность принять христианство в качестве христианской религии. Крупнейшим представителем является Юстин Мученик. Языческие боги вечные и всемогущественные. Христианский Бог обретает еще одно качество – всеблагой (олицетворяющий добро и совершенство). Сразу же возникают первые ереси. В христианстве тогда сложилось особое направленная теодицея – оправдание бога за существующее в мире зло.

  1.  Теодицея метафизическая. Согласно ей, Бог создавал мир из некоторого хаоса. Зло никакого отношения к богу не имеет.
  2.  Эстетическая теодицея – заявляет, что зла вообще не существует. Это наше субъективное восприятие окружающего мира.
  3.  Антропологическая теодицея говорит, что зла изначально не было; а человек сам выбрал ослушание (зло).

Климент Александрийский (он же Тит Флавий) под впечатлением философии стоиков и Платона, доказал что христианство – более развитая религия, чем язычество. Он считал христианство просветительной системой, но не видел у этой религии будущего.

Самый первый истинный отец церкви (патер) – Тертуллиан. Он в своей философии резко отделил знания и философию от веры и религии; разум связывает человека с природой, ориентирует человека на земные дела и отвлекается от божественных истин. Вера выходит за пределы разума, имея своей целью познать Бога. Основные положения веры в принципе непостижимы и находятся вне всякого разумения, он ни в коем случая не пытается их понять, обосновать, ибо абсурдно пытаться понять сверхразумное.

«И умер сын божий». Это достойно веры, т.к. нелепо, и погребен он, и воскрес. Это достоверно, т.к. невозможно. Парафраза: «верую, ибо абсурдно». Т.О. жестко установлены соответствия между религией и философией: познавать бога можно только верой (это уже мистика).

Ориген Александрийский был не согласен с Тертуллианом. Он говорил, что Адам и Ева созданы самим Богом (всемогущим и всеблагим), значит, они были абсолютно добрыми и совершенными. Зло было выбрано намеренно, их грех был предопределен, рано или поздно Бог должен простить человека и вернуть его в рай. Т.О. он был первым создателем антропологии. Человек состоит из Духа (не принадлежащего самому человеку, это искра божья, всегда направленная к добру), Души (наше собственное Я, способны выбирать между добром и злом; зло как результат злоупотребления человеком своей свободы, когда человек следует зову своей плоти, влечениям и страстям) и Плоти.

Вершина философской патристики принадлежит Григорию Нисскому. Он продолжает развивать антропологию Оригена. Наш разум – это божий образ в человеке. Чтобы человек был подобен миру, в котором он царствует, бог дал ему тело и животную душу.  Он стал автором догматов боговоплощения и догмат о воскресении во плоти. «Имея образ божий в себе, человек должен к нему приближаться».

Догмат боговоплощения: Христос – и Истинный Бог и истинный человек. Вечно рождаясь от бога-отца по божеству, он родился от девы Марии по человечеству. Божество и человек соединены в нем, как в едином лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно. (против несториан). Когда складывалась догматика, появились несогласные. Монофизиты заявляли, что Иисус – это истинный бог, ничего человеческого в нем нет. Сейчас линию монофизитства поддерживает армянская церковь.

Несториане поддерживали тварную природу Христа (отрицали божественную прирду0

Догмат искупления: это красная нить христианства. Он говорит о том, зачем Христос пришел  мир людей. Цель прихода Христа в мир людей – искупительная жертва, его кровью был смыт первородный грех Адама и Евы. До прихода Христа ни одна душа человека попасть в рай не могла. Человек получил право выбора – ад или рай

Аврелий Августин.  – был возведен в ранг святых (354-430 гг.) сформулировал христианскую теологию, написал: «Исповедь» и «О граде Божием». Августин развивал мысли Оригена и Григория, он пошел дальше: человек созданный по подобию божию, является посредником между богом и природой. Согласно Августину, тело толкнуло человека на грех, и задача человека – это тело подчинить себе. Человек – это разумная душа владеющая телом. Отсюда объясняется аскетизм – это не отказ от плоти, а ее воспитание, с целью подчинения высшему духовному началу. Заявил, что все люди равны перед богом, все они имеют одинаковую искру божью (разум). Они ответственны перед богом одинаково.

Онтологические представления Августина.

Резко разрывает мир на 2 части (природу и бога) – 2 реальности с разным онтологическим статусом, не переходящие друг в друга. Бог – бытие, истина и высшее благо, познание осуществляется верой. Вера – мысль, сопровождающая согласием с ней. Мир изменчив и непостоянен, и совершенен постольку, поскольку сотворен Богом. Августин обосновал трансцендентность Бога. Если до Августина, еще по традиции Платона, мир произошел из хаоса, то Августин говорит, что мир создан из ничего; Бог создал первоматерию (идея креационизма). Бог создал свойства этого мира, в т.ч. и время. Время – это исключительно субъективный фактор, существующий в нашем уме. Он выделил только настоящее (здесь и сейчас, «настоящее настоящее»). Настоящее прошлое – память; настоящее будущее – надежда. Все раз и навсегда соединено в Боге как в абсолютной вечности.

Концепция исторического прогресса. Августин выступил против античного апокотостаса  - это идея неизбежного возвращения вещей на круги своя, т.е. против циклического представления о времени. Античные историки никогда не указывали даты. Он изложил линейную концепцию времени истории. История имеет свою направленность, конечную цель и смысл. Августин приходит к дате начала человеческой истории – момент грехопадения, а заканчивается – когда вернутся обратно. (страшный суд). Идея хилиазма (хилио -1000), это вера в100 летнее счастливое царство Христа перед концом света. На линейную концепцию он накладывал идею цикличности. Вся история – путь возвращения к Богу. Зная, что такое зло, человек делает выбор в пользу добра, т.е. заслуженно возвращается в рай.  Тезис – антитезис – синтез. (триада).

Работа «о граде Божием» посвящена тому, что люди разделяются на 2 мира: земное сообщество, у которых любовь к себе доведена до презрения к богу, господствует похоть власти; это сообщество ненависти. Оно у Августина отождествляется с Римом; и небесное (любовь к богу, доведенная до презрения к себе; люди служат друг другу по любви, эта часть заслужила спасение и милосердие – отождествленное с христианской церковью). От рождения мы предопределены. Эти 2 мира сосуществуют и никому не дано знать наше предопределение.

Предопределение – это детерминированное поведение человека до или при его рождении божественной волей. Получается противоречие догмату христианства. Человек свободен только в рамках предопределения. Он развивал фаталистическую идею. Соотнесение предопределения и свободы выбора зачастую разделяется в различных ветвях христианской церкви: католическая (идея предопределенности), православная – идея свободного выбора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58951. Урок української літератури. 6 клас. «А ми співаємо, весну зустрічаємо!» 941.5 KB
  Мета: продовжити знайомити учнів з українськими народними піснями весняного календарного циклу; розвивати творчі здібності дітей, залучати до успадкування українського фольклору; виховувати любов до національних традицій і бажання відроджувати, оберігати їх.
58952. Вечір-реквієм до Дня Перемоги 40.5 KB
  Жива людська пам’ять, не старіє вона з роками. Вона стукає в наші серця дзвоном Хатині, попелом Лідіце, обелісками в полі. І поки існуватиме наш рід, існуватиме і пам’ять, бо без неї немає в нас майбутнього. А майбутнє в наше в наших дітях.
58953. Стежинами рідного міста 153 KB
  Сьогодні ми з вами поговоримо про місто Донецьк. І тому я пропоную сьогодні здійснити подорож до краєзнавчого музею і якомога більше дізнатися про наше чудове місто.
58954. Володимир Винниченко. «Федько - халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 57 KB
  Мета: допомогти учням розібратися в складнощах характерів та вчинків героїв оповідання; розвивати навички виразного читання, переказу, виділення головних епізодів та деталей, висловлення власного ставлення до прочитаного, обґрунтування своєї думки...
58955. Микола Вороний. «Євшан – зілля». Поема про необхідність повернення людині історичної пам’яті, усвідомлення своєї національної приналежності 51 KB
  Мета: створити умови для ознайомлення учнів із життям і творчістю Миколи Вороного з історичною основою та змістом поеми Євшан-зілля; сприяти розвитку навичок вдумливого виразного читання; коментування прочитаного визначення особливостей літературного твору...
58956. Пристрої введення та виведення інформації 178.71 KB
  Що таке інформація За допомогою чого передають інформацію Види інформації Як називають повідомлення яке не несе корисної інформації Що називають елементною базою компютера Що таке швидкодія Що розуміють під терміном апаратне забезпечення...
58957. Виховний захід: «Прощавай, початкова школо!» 87.5 KB
  Всі вони народилися в одному селі ходили до однієї незвичайної школи і навіть вчилися в одному класі. Вперше чую Важко уявити Це мабуть був клас одних вундеркіндів Їх що збирали в клас з усього селища Ведуча. Починаємо пряму трансляцію із загальноосвітньої школи...
58958. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 162 KB
  І кожен з вас мріятиме щоб його дитина була гарною розумною а головне здоровою. Коли маля росте здоровим розвивається фізично і розумово то батьки безмежно щасливі. Щоб вона стала здоровою батьки йдуть на все.
58959. Урок. Пори року 348 KB
  Мета: розвивати початкові навички використання елементів взаємодії з комп’ютером – списків та закладок у діалогових вікнах; ознайомити учнів з особливостями погоди в різні пори року; розвивати елементи логічного мислення, пам’ять, увагу, кмітливість...