31530

Античная культура

Лекция

Культурология и искусствоведение

Античность-первый культурный тип европейской культуры. Отличительные черты культуры Древней Греции. Принципы античной эстетики. Античный идеал прекрасного. Особенности культуры Древнего Рима.

Русский

2017-02-21

46 KB

3 чел.

1.

Лекция 7Античная культура.

                                                План:

  1. Античность-первый культурный тип европейской культуры.
  2. Отличительные черты культуры Древней Греции.
  3. Принципы античной эстетики. Античный идеал прекрасного.
  4. Особенности культуры Древнего Рима.

Литература:

Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1999.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Кучиньская А Прекрасное. Миф и дествительность.М., 1977.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.М., 1991.

Лосев А.Ф. Элинистически-римская  эстетика.МГУ., 1987.

Тронский И.М. История античной литературы.М., 1983.

Асмус В.Ф. Античная философия.М., 1983.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция.М., 1995.

Античный-по-латыни-древний. Под термином «античность» в современной науке понимается культура древних греков и римлян. Вместе с тем исследователи нередко под словом «античность» подразумевают древнегреческую культуру и историю. И это не случайно, поскольку римляне большой частью наследовали идеалы и образы греческой культуры.

Вся современная европейская культура имеет своим истоком античную культуру. Традиции античности продолжают жить в языке современной культуры: большая часть лексики, связанной  с наукой, искусством, политикой, правом, восходит к двум языкам античности: латинскому и древнегреческому.

Заимствовав у древних греков и римлян язык культуры, современная европейская цивилизация вместе со словами заимствовала и те смыслы, которыми наделяли мир эллины и римляне.

Античность заложила основы европейского мышления (логика Аристотеля), построения текста (риторика), системы исчисления (десятичная система), геометрия (Евклид), музыки (натуральные лады: ионический, дорийский, эолийский и др.), изобразительных искусств (подражание жизни-«мимезис»).

Математика, астрономия, физика, идеи античных учёных навсегда вошли в историю европейской науки. Древние греки положили начало европейской литературе, искусству и философии.

Античность передала нам по наследству многие технические изобретения: устройство театра, библиотек, цирка, стадиона, водопровода, канализации, маяка, ордерную архитектуру, регулярную планировку городов, купол, арку, бетон, юлианский календарь и т.д.

Во времена античности сложились многие политические формы и учреждения: система выборов и представительной власти, референдум, срочная военная служба, независимые суды, коллегиальные формы правления и др.

Античный тип культуры создал основания для европейской мобильности, самообновления и динамического развития, в основе которых находится человек и его культурный мир.

2.Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах жизни: в поэзии, архитектуре, театре, скульптуре, живописи, политике, науке, праве. И литература, и изобразительное искусство, и философия Древних греков стали отправной точкой в развитии европейской культуры.

Целая плеяда великих имен открывает страницы античной культуры: драматурги: Эсхил, Софокл, Еврипид, историки: Геродот, Фукидит, философы :Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

Именно древнегреческая культура открыла человеческие измерения мира, покозала человека творцом культуры, её созидателем,  мерой всех вещей.

Одной из особенностей античной картины мира является представление о космосе  как живом организме. Главный атрибут космоса-это порядок. Космос вечен, в нём царят мера, гармония и закон.

Одухотворённый космос в качестве важнейшего элемента включает в себя человека.

Человек, как все мироздание подчиняется непреложным законам мироздания (року, судьбе, фортуне). Человек не в силах избежать своей судьбы. Он может лишь каким-то образом судьбу предвидеть. Отсюда такой интерес древних греков и римлян к гаданиям. Дельфийский оракул (в храме Апполона в Дельфах) на протяжении всей древнегреческой истории был важнейшим духовным центром Эллады наряду с Олимпией.

Греческую культуру отличает стремление к счастью и гармонию, в то же время ей свойственна тема трагичности и пессимистичности. Человек, достигший своей цели, обречён на глубочайшие страдания: Геракл, совершающий величайшие подвиги, обречён на муки. Дедал, сумевший подняться в воздух, теряет своего сына Икара.

Для античной культуры характерны рациональный подход к пониманию мира и в то же время, эмоцинально-эстетическое его восприятие. Этим Древняя Греция отличается от Востока, где развитие  культуры протекало в основном  в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Культура Древней Греции вошла в историю европейской культкры как культура образования, воспитания (Афинская система воспитания, Спартанская).

Несомненные достижения древнегреческой культуры-демократия, просвещения, права человека, достоинство личности и равноправие перед лицом закона. Именно в греческих городах–полисах, где все жители города являлись гражданами, впервые закон становится общей правовой нормой, реализуется принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной)

Главный принцип эллинистической культуры-это гармония «физического» и «духовного», «гимнастического» и «мусического». Данное представление нашло выражение в идеале «калокагатии»-красоты и добра, слитых воедино. Другой важный элемент бытия и культуры эллинов-«агон», принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей и групп в разных ситуациях, в разных областях жизни, с целью достижения наилучшего результата, признания, получения олимпийского венка.

Среди принципов античной культуры можно отметить также «мимезис»-принцип подражания жизни.

Древние греки  стремились проникнуть в тайны мироздания, основывались на человеческом любопытстве, на хитрости разума. (Хитроумный Гермес, хитроумный Одиссей).

Борьба, соревнование пронизывает весь мир древних греков. Не случайно греки оказались основателями диалектики (Гераклит, Аристотель). Агональный тип культуры порождает социальную динамику и самообновление.

3.Для античного идеала отличительной чертой является единство прекрасного и нравственного. Дельфийское пророчество гласит: «Наипрекраснейшим является то, что наиболее справедливо». В основе учения о калокагатии - широкое понимание прекрасного. По мере развития искусства первоначальное понимание «прекрасного»  стало сужаться. Прекрасными для греков были идеи, чувства, поступки. Возникновение понятия прекрасного в культуре и философии Древней Греции было детерминировано определенной шкалой позитивных ценностей, высочайшей среди которых считался человек. Греческая философия, даже в  богах видела гиперболизированных людей, создала  идеальную модель антропоморфической красоты. В искусстве классического периода реальные люди изображались идеализированными. Художники и скульпторы представляли людей не такими, какими они были, а такими, какими должны быть.

Так, Зевскис, рисуя портрет Елены, в качестве натурщиц избрал несколько наиболее красивых девушек Кротоны. Очеловечивая богов, греки не отказывались от недостатков человека. Прекрасное  приравнивалось к добру . Внешний облик человека, как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. Забота об осанке, гармоничных формах выглядела как стремление к благородству духа. Советы Сократа (по описанию Диагена Лаэрция): рекомендовал юношам как можно чаще смотреться в зеркало; прекрасным оно будет напаминать, чтобы вели себя согласно своему облику, а некрасивым, что свою уродливость смогут прикрыть  знаниями.

Совет Платона: пьяницам чаще смотреться в зеркало.

Знаменитая Платоновская триада: «прекрасное, добро, истина» способствовала упрочнению роли внешней красоты, которая понималась как  отблеск иной, таинственной, подлинной красоты.

На определение прекрасного большое влияние оказала математическая концепция, берущая начало от философии пифагорейцев, утверждающих, что весь мир построен по законам математики. Гармония (особенно в музыке) заключается в математических отношениях составных её частей и означает их созвучие и единство.

Древние греки стремились проникнуть в тайны мироздания, основываясь на человеческом любопытстве, на хитрости разума (хитроумный Гермес, хитроумный Одиссей). Борьба, соревнование пронизывает весь мир древних греков. Не случайно греки оказались основателями диалектики (Гераклит, Аристотель). Агональный тип культуры порождает социальную диалектику и самообновление.

В убеждении, что прекрасное есть свойства меры и числа, сказывалась вера пифагорейцев в гармонию космоса. В Древней Греции, а позднее в Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Совершенство должны были гарантировать каноны, то есть определенно установленные пропорции. Совершенным числом считалось 10 или 6. 10 – 10 пальцев, 6 – человеческая ступня составляет 1/6 часть человеческого роста. Если человеческая фигура соответствовала этим пропорциям, она считалась идеальной, образцом красоты.

Канонически было измерено не только тело, но и лицо, которое, в основном делилось на три части: нос, лоб, рот с подбородком. Так у Поликлета скульптура юноши «Дорифора» выполнена по канону: ступня – 1/6 величины тела, голова – 1/8, лицо и ладонь – 1/10.

Занимаясь поисками красоты человеческого тела в пропорциях, классические греки не затрагивали проблем психических переживаний, выразительности изображаемых фигур.

Древнегреческое представление о том, что внешняя красота заключается в пропорциональности, соразмерности частей, впервые было подвергнуто критике уже на закате античной культуры в эстетике Плотина.

Рассматривая греко–римское определение прекрасного, Плотин заключает, что если бы прекрасное заключалось исключительно в пропорциональности, то оно было бы присуще лишь сложным предметам. Но прекрасное присутствует в цвете, в сиянии Солнца, света, молнии. Плотин стремился к тому, чтобы прекрасное толковалось не как отношение частей, а как их единство. Этот принцип классической греческой эстетики подвергся сомнениям в эпоху Возрождения.

4.Большое влияние на формирование культуры Древнего Рима оказали достижения этрусков и греков. Римская республика развивалась на основе республиканского стоя. Римская культура развивалась, в целом как городская культура. Переход к империи привел к саморазрушению городской полисной культуры. Наивысшего развития Римская империя достигла в начале II в.н.э. I-II вв. были эпохой наивысшего технического прогресса в античном мире. О технических достижениях Рима свидетельствует труд Витрувия Поллиона «Об архитектуре», появившийся во время императора Октавиане Августа. I-II век – время бурного строительства городов, возведения мостов, сооружения дорог. Римляне умели строить прочно и высококачественно. Так, например, почти полностью сохранилась римская мощеная дорога (Аппиева), которая была построена в 312 году до н.э.

Плиний Старший, автор энциклопедического труда «Естественная история», писал об изобретенни плуга и о машине, напоминающей жнейку. Различные части одного изделия производились в отдельных городах, что свидетельствует о высоком уровне разделения труда.

В Римской империи господствовал культ практицизма, государства, закона. Широко использовался труд рабов.  Главными добродетелями являлись война, политика и управление.

В древнеримском искусстве большую роль играла архитектура. К достижениям архитектуры можно отнести арки, акведуки (мосты), купольные сооружения (пантеоны).

Римская скульптура более психологична и персоналистична, нежели древнегреческая. Римский скульптурный портрет (I в.н.э.) точно изображает конкретное лицо. В живописи римляне умели передавать перспективу.

Время правления Октавиана Августа считают «золотым веком» латинской литературы, прежде всего поэзии. Римская культура немыслима без имен Вергилия (поэма «Энеида»), Горация («Оды»), Овидия (поэма «Метамарфозы»), философов Сенеки, Лукреция Кара и др.

ВI веке в Римской империи распространяется христианство, организуются христианские общины. Первые христианские общины подвергались гонениям. Одной из причин гонений была несовместимость христианских представлений о боге с политикой обожествления  императоров, а также монотеизм христиан, отрицавший другие культы.

ВIV веке, при императоре Константине, христианство становиться «официальной» религией Римской империи.

Особая роль в становлении европейской культуры принадлежит римскому праву, на базе которого сформировались и британская и континентальная европейская системы права.

Латинский язык, а вместе с ним и культурные научные достижения составили основу науки и образования Европы. Культура Древнего Рима – неотъемлемая часть культурного опыта Европы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1713. Анализ факторов, формирующих макросреду ЗАО Идея Паркета 731.28 KB
  Анализ влияния экономических факторов среды. Ситуация на рынке жилья городов России. Описание пробковых покрытий. Виды материалов из которых потребитель делает свой выбор. Дополнительный уход и аксессуары. Анализ товарной политики ЗАО Идея Паркета.
1714. Електронні та іонні прилади 1.54 MB
  Утворення дефектів у процесі росту плівки і покриття (дислокації). Нанокристалігчні та амфорні плівкові матеріали. Загальна характеристика процесу розсіювання високоенергетичних електронів у твердому тілі. Поняття про область взаємодії електронів з твердим тілом. Будова растрового електронного мікроскопу.
1715. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов и формы их представления 82.29 KB
  Алгоритм – это последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи. Линейные вычислительные алгоритмы.
1716. Реализация линейных алгоритмов на языке Visual Basic for Aplications (VBA) 64.26 KB
  Отличие VBA oт других языков программирования состоит в том, что программа на VBA сохраняется в одном файле с документами соответствующих приложений, а не в отдельном текстовом файле.
1717. Алгоритмизация и программирование разветвляющихся алгоритмов 190.76 KB
  Логические выражения. Условный оператор If. Вывод тестов в ячейки рабочего листа. Логические операции. Выполнение оператора.
1718. Алгоритмизация и программирование циклических алгоритмов 112.5 KB
  Оператор цикла с предусловием While Wend. Повторяющаяся последовательность действий (в программе операторов). Оператор цикла For Next. Форматирование значений данных. Табулирование функций.
1719. Основы работы в табличном процессоре Microsoft Excel 178.39 KB
  Рабочие книги и рабочие листы. Создание таблиц, Ввод данных. Использование ссылок в формулах. Автоматическое заполнение ячеек. Команды отмены и повторения. Редактирование данных в ячейке. Изменение размеров строки или столбца.
1720. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ 1010.13 KB
  Теоретико-методологические основы анализа глобализации культуры. Специфика глобализационных процессов в Российской культуре. Метаобразование как новый качественный этап глобализации образования. Глобализация образования как феномен инновационной культуры.
1721. Согласование экспертных оценок при построении интегральных индикаторов 1006.32 KB
  Построение интегральных индикаторов, кластеризация объектов при построении индикаторов, нахождение алгоритма соглафования, предварительный анализ и кластеризация.