31643

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Доклад

Педагогика и дидактика

Игра сюжетно – ролевая игра Наглядно – образное мышление Начало понятийного мышления Картина мира Произвольность поведения Самооценка Практическое овладение речью развитие функций речи Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Социальная ситуация развития Изменяется место ребенка в системе отношений уже не является центром своей семьи развивается способность к идентификации с людьми образами героев художественных произведений. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Но хотя жизнь в игре протекает в...

Русский

2013-09-01

55.5 KB

45 чел.

6. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Возрастной период

Хронологические

рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

Дошкольное детство

3 – 7 лет

Ребенок и взрослый

Познание мира человеческих отношений.

Игра (сюжетно – ролевая игра)

- Наглядно – образное мышление

- Начало понятийного мышления

- Картина мира

- Произвольность поведения

- Самооценка

- Практическое овладение речью, развитие функций речи

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. Сущность игры для ребенка заключается в исполнении какой-либо роли.

Компоненты игры: 

1. сюжет - та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты зачастую отражают конкретные условия жизни ребенка. Все сюжеты игр в дошкольном возрасте можно разделить на три большие группы: игры с сюжетами на бытовые темы; игры с производственными сюжетами; игры с общественно политическими сюжетами.

2. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений. Основным содержанием игры является выполнение определенных действий с игрушками, в которых воспроизводятся действия взрослых людей с предметами. Дети «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду. Содержание игры в этом возрасте заключается в воспроизведении действий с предметами.

3. Роль, которую берет на себя ребенок (Д.Б. Эльконин).

4. Игровое действие (А.В.Запорожец). 

5. Воображаемая ситуация замещение одних предметов другими. Способность замещать предметы, давать ему название.

6. Правила. Когда ребенок действует в соответствии с ролью, он выполняет правила и получает удовольствие от их выполнения.

Развитие познавательной сферы

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия

Речь

Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Восприятие

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Внимание

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности;

Память

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал: стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Воображение

Воображение формируется в игровой, конструктивной видах деятельности и переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

Развитие мотивационной сферы

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки  и рациональной оценки чужого поведения.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68409. Дифференциальные уравнения динамического пограничного слоя 1.09 MB
  Область действия сил вязкости можно определить первой подобластью, то есть пограничным слоем. Точнее в этой подобласти силы инерции и силы вязкости рассматриваются как величины одного порядка. Во внешнем потоке силами вязкости можно пренебречь. То есть можно считать внешний поток жидкости идеальный.
68411. Автоматизация измерений, контроля и испытаний 910.5 KB
  Предметом настоящей дисциплины являются теоретические и практические задачи, которые встречаются при эксплуатации подобных систем. Выходная контролируемая переменная Y1 преобразуется датчиком Д в переменную Y2 (как правило, электрический сигнал) и далее прибор ВП...
68412. Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью 57.5 KB
  Одна из причин низкой результативности экономических преобразований в России связанных с формированием и развитием рыночной экономики заключена в недостаточно продуманном и умелом проведении преобразований форм и отношений собственности.
68413. Система управления государственной собственностью 77.5 KB
  Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения...
68414. Система управления муниципальной собственностью 179 KB
  Система управления муниципальной собственностью Объекты и субъекты местного самоуправления Муниципальная собственность как материальная основа местного самоуправления. Основные способы формирования муниципального имущества Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости...
68415. РАБОТА С ДАТАМИ И ВРЕМЕНЕМ 49.5 KB
  Excel хранит даты – в виде целых чисел, отсчитывая дни начиная с 1 января 1900 года. На каждые сутки отводится число 1. Порядковое число 1 соответствует 1 января 1900 года, 2 - 2 января 1900 года, 3 - 3 января 1900 года, и т.д.
68416. Экология микроорганизмов 47.5 KB
  Микрофлора почвы. Микрофлора воды. Микрофлора воздуха. Особое значение имеет микрофлора закрытых помещений накапливается при выделении через дыхательные пути человека.