31643

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Доклад

Педагогика и дидактика

Игра сюжетно – ролевая игра Наглядно – образное мышление Начало понятийного мышления Картина мира Произвольность поведения Самооценка Практическое овладение речью развитие функций речи Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Социальная ситуация развития Изменяется место ребенка в системе отношений уже не является центром своей семьи развивается способность к идентификации с людьми образами героев художественных произведений. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Но хотя жизнь в игре протекает в...

Русский

2013-09-01

55.5 KB

45 чел.

6. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Возрастной период

Хронологические

рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

Дошкольное детство

3 – 7 лет

Ребенок и взрослый

Познание мира человеческих отношений.

Игра (сюжетно – ролевая игра)

- Наглядно – образное мышление

- Начало понятийного мышления

- Картина мира

- Произвольность поведения

- Самооценка

- Практическое овладение речью, развитие функций речи

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. Сущность игры для ребенка заключается в исполнении какой-либо роли.

Компоненты игры: 

1. сюжет - та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты зачастую отражают конкретные условия жизни ребенка. Все сюжеты игр в дошкольном возрасте можно разделить на три большие группы: игры с сюжетами на бытовые темы; игры с производственными сюжетами; игры с общественно политическими сюжетами.

2. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений. Основным содержанием игры является выполнение определенных действий с игрушками, в которых воспроизводятся действия взрослых людей с предметами. Дети «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду. Содержание игры в этом возрасте заключается в воспроизведении действий с предметами.

3. Роль, которую берет на себя ребенок (Д.Б. Эльконин).

4. Игровое действие (А.В.Запорожец). 

5. Воображаемая ситуация замещение одних предметов другими. Способность замещать предметы, давать ему название.

6. Правила. Когда ребенок действует в соответствии с ролью, он выполняет правила и получает удовольствие от их выполнения.

Развитие познавательной сферы

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия

Речь

Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Восприятие

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Внимание

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности;

Память

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал: стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Воображение

Воображение формируется в игровой, конструктивной видах деятельности и переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

Развитие мотивационной сферы

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки  и рациональной оценки чужого поведения.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45972. Ременные передачи. Разновидности. Типы ремней и конструкции шкивов. Расчет основных параметров ременной передачи 27.5 KB
  По форме различают плоские клиновые поликлиновые и круглые ремни. Плоские ремни в поперечном сечении имеют форму прямоугольника шириной значительно превосходящей толщину. Клиновые ремни в сечении представляют собой трапецию. Эти ремни благодаря клиновому взаимодействию со шкивами характеризуются повышенному взаимодействию повышенной тяговой способностью.
45973. Цилиндрические зубчатые передачи 126 KB
  Кроме того различают индексы относящиеся: w к начальной окружности; b к основной окружности; к окружности вершин зубьев; f к окружности впадин зубьев. Параметры относящиеся к делительной окружности дополнительного индекса не имеют. 3 называют кривую которую описывает точка В прямой NN перекатываемой без скольжения по окружности с диаметром db. Производящая прямая NN является касательной к основной окружности и нормалью ко всем производимым ею эвольвентам.
45974. Редукторы - продукция материально-технического назначения 38 KB
  Наибольшее распространение в промышленности получили планетарные и цилиндрические моторредукторы выполненные по соосной схеме взаимного расположения электродвигателя и выходного вала. А также червячные моторредукторы с расположением электродвигателя под 90град. К моторредукторам общемашиностроительного применения относят: цилиндрические моторредукторы планетарные моторредукторы спироидные моторредукторы червячные и цилиндрическочервячные моторредукторы волновые моторредукторы моторредукторы специального назначения. Облсть...
45975. Конструкция и назначение червячных передач. Кинематический и прочностной расчеты 29.5 KB
  Червячные передачи это передачи за счет зацепления витков червяка и зубьев червячного колеса. При вращении червяка его витки входят в зацепление с зубьями червячного колеса. Расстояние между одноименными точками боковых сторон смежных витков червяка измеренное параллельно оси называют шагом червяка р. Делительный диаметр червяка dx = qm.
45976. Механические характеристики электродвигателей 86.95 KB
  Скорость почти всех электродвигателей является убывающей функцией момента двигателя, то есть с увеличением момента скорость уменьшается [чил 33]. Но степень изменения скорости у разных электродвигателей различна и характерезуется параметром жесткость механические характеристик.
45977. Правовой режим предвыборной агитации и ответственность за нарушение законодательства 39 KB
  Агитация предвыборная предвыборная агитация деятельность осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата кандидатов список кандидатов или против него них. Предвыборная агитация может принимать следующие формы: а призывы голосовать за или против кандидата списка кандидатов; б выражение предпочтения какомулибо кандидату избирательному объединению в частности указание на то за какого кандидата за какой список кандидатов за какое избирательное...
45978. Составление пресс-релиза 16.96 KB
  Грамотно написанный прессрелиз создаст положительное впечатление о вашей компании что внушит и журналистам и людям для которых они пишут уважение к вашему бренду. Подготовка прессрелиза – дело непростое. Но это главный инструмент для связи с прессой.
45979. PR-служба в российской консалтинговой компании 37 KB
  Вследствие этого создание PRотдела в компании не вызывает сомнений почти ни у одного российского собственника. PRотдел российской консалтинговой компании подчиняется в основном ее руководителю или его заместителю реже директору по маркетингу если такая должность существует в компании. В действительности бренд и имидж абсолютно любой компании занимающейся консалтингом зависит напрямую от каждого ее консультанта.