31645

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Доклад

Педагогика и дидактика

Отчетливо виден социальный смысл учения отношение маленьких школьников к отметкам. Учебные действия школьников с помощью которых можно решить задачу. Самоконтроль Оценка Самооценка Особенности познавательного развития младших школьников. Внимание школьников зависит от: организации активной умственной деятельности.

Русский

2013-09-01

54.5 KB

6 чел.

Возрастной период

Хронологические

рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

Младший школьный возраст

6-7 – 10-11 лет

Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя

Учебная

- Понятийное мышление

- Внутренний план действий

- Рефлексия

- Новый уровень произвольности поведения

- Самоконтроль и самооценка

- Ориентация на группу сверстников

8. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 10-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

  1.  Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
  2.  Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
  3.  Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
  4.  Мотивация достижения становится доминирующей.
  5.  Происходит смена распорядка дня.
  6.  Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Надо различать учебную деятельность и учение. Учение есть в разных возрастах. Но учебная деятельность имеет совершенно другую структуру. Цель учебной деятельности рассматривается не только в плане приобретения знаний, а главным образом в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие, приобретение ребенком новых.

Структура учебной деятельности по Эльконину:

1. Учебная задача. Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение способами действий. Например: при обучении детей сложению с переходом через десяток в качестве способа выступает конкретное действие - разложение второго слагаемого на две части, из которых одна заполняет первое слагаемое до 10, а другая прибавляется к десятку. При решении задания 7+8 основное действие разложение числа 8 на 3 и 5 - и есть то действие, которое по отношению ко всему сложению с переходом через десяток выступает как способ.

  1.  Учебные действия школьников, с помощью которых можно решить задачу.
  2.   Действие контроля. Состоит в сопоставлении воспроизводимого результата с образцом через его образ.
  3.  Самоконтроль
  4.  Оценка
  5.  Самооценка

Особенности познавательного развития младших школьников.

Внимание младшего школьника. В начале обучения преобладает непроизвольное внимание (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Реакция на все новое, яркое, необычное сильна в этом возрасте. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека; распределение внимания — слабое; отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.

Внимание школьников зависит от:

- организации активной умственной деятельности.

- доступности учебного материала.

- эмоций и чувств детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

- интересы и потребности учащихся.

Особенности памяти. При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное или произвольное запоминание и воспроизведение. Приступая к обучению в школе, дети уже умеют запоминать непроизвольно, но это умение несовершенно. Учебная деятельность стимулирует развитие произвольной памяти школьника, ставя ученика в условия необходимости произвольного запоминания и воспроизведения программного материала

Переход к смысловому запоминанию совершается в процессе общего умственного развития школьника.

Мышление младших школьников Развитие мышления школьников выражается:

1.В качественном развитии и изменении практически действенного, образного и понятийного теоретического мышления.

  1.   В совершенствовании операций мышления: анализа, синтеза, индукции и дедукции, понятия, классификации, систематизации и др.
  2.   В формировании навыков мыслительной деятельности.
  3.   В развитии осознания процессов своего мышления и организации целенаправленного его течения.

Мышление происходит в речевой форме, совершенствуется в речевом общении людей. В свою очередь речь формируется мышлением. Показателем взаимного развития мышления и речи является формирование у школьников умения составлять план изучаемого материала.

Одна из характерных особенностей мышления младших школьников -тенденция к трафаретным решениям, к использованию известных приемов при решении новых задач.

Восприятие. В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Восприятие младшего школьника характеризуется тем, что:

первоначально носит непроизвольный характер.

определяется прежде всего особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов.

в 1 - 2-м классе отличается слабой дифференцированностью (часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении, цифры 6 и 9).

Постепенно процесс восприятия претерпевает существенные изменения:

дети овладевают техникой восприятия, научаются смотреть, слушать, выделять главное.

изменяются и  причины избирательности восприятия. Все большее значение приобретают субъективные причины.

Значительные трудности для младших школьников представляет восприятие времени. Восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным (Н. С. Шабалин). Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5. 10, 16 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени.  Оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче.

Таким образом, младший школьный возраст это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46545. Методика организации уроков по рисованию с натуры 19.74 KB
  Методика организации уроков по рисованию с натуры. План : рисование с натуры в содержании программы по изо под ред Неменского задачи рисования с натуры структура урока рисования с натуры возрастные особенности организации уроков вывод. 1Рисование с натуры рисунок и живопись включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительностл карандашом а также акварельными и гуашевыми красками пером и кистью. Задачи: Рисование с натуры активизирует умственную деятельность это не созерцание а пониятие о предмете...
46546. Острая эмпиема плевры. Диагностика. Современные принципы лечения 19.74 KB
  Альвеококкоз печени. Альвеококкоз Альвеококкоз альвеолярный эхинококкоз печени тяжелое длительно протекающее заболевание которое вызывается ленточным гельминтом lveococcus multiloculris. Личинка альвеококка паразитирующая у человека представляет собой множество мелких заполненных жидкостью пузырьков не более 36 мм в диаметре окруженных фиброзной тканью Обычно среди полного здоровья обнаруживается очень плотная увеличенная печень или каменистая опухоль в области печени. Наиболее часто среди них встречается обтурационная желтуха...
46547. Виды стоимости земли, используемые в процессе оценки 19.79 KB
  При проведении оценки земли используются следующие виды стоимости: рыночная ликвидационная и инвестиционная стоимость. Рыночная стоимость земли определяется как наиболее вероятная цена по которой данная земля может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции когда стороны сделки действуют разумно располагая всей необходимой информацией а на величине сделки не отражаются какиелибо чрезвычайные обстоятельства то есть когда: стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; одна из сторон...
46549. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТП НА АВТОМОБИЛЕЙ 1.67 MB
  Важнейшими направлениями в проектировании должны быть типизация проектных решений на базе унификации объемно-планировочных решений, а также широкое применение типовых проектов. В целях сокращения трудоемкости и сроков проектирования, повышения экономичности проектных решений,
46550. Общая характеристика ФЗ "об окружающей среде" 19.85 KB
  Общая характеристика ФЗ об окружающей среде Определенный комплекс мер соответствующий законодательным нормам и принципам предназначенный для ограничения отрицательного влияния деятельности человека на природу называется – охрана окружающей среды или в научной сфере – прикладной экологией. Стоит отметить что проблема загрязнения окружающей среды несмотря на серьезную борьбу с ней с каждым днем становится все сильней Законодательная база в сфере охраны окружающей среды весьма широка. В отличие от осуществления деятельности в области...
46551. Система планов на предприятии и их взаимосвязь 41 KB
  ехнико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги
46552. Основные закономерности изнашивания. Работоспособность деталей и узлов машин 19.89 KB
  Виды изнашивания в машинах Механическое изнашивание изнашивание в результате механических воздействий. Абразивное изнашивание механическое изнашивание материала в результате режущего или царапающего действия твердых тел или частиц. Абразивная эрозия гидро и газоабразивное изнашивание основной вид изнашивания деталей насосов трубопроводов арматуры дымососов вентиляторов эжекторов пескоструйныхаппаратов в результате воздействия твердых тел или частиц увлекаемых потоком жидкости или газа. Усталостное изнашивание часто является...