31645

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Доклад

Педагогика и дидактика

Отчетливо виден социальный смысл учения отношение маленьких школьников к отметкам. Учебные действия школьников с помощью которых можно решить задачу. Самоконтроль Оценка Самооценка Особенности познавательного развития младших школьников. Внимание школьников зависит от: организации активной умственной деятельности.

Русский

2013-09-01

54.5 KB

7 чел.

Возрастной период

Хронологические

рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

Младший школьный возраст

6-7 – 10-11 лет

Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя

Учебная

- Понятийное мышление

- Внутренний план действий

- Рефлексия

- Новый уровень произвольности поведения

- Самоконтроль и самооценка

- Ориентация на группу сверстников

8. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 10-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

  1.  Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
  2.  Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
  3.  Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
  4.  Мотивация достижения становится доминирующей.
  5.  Происходит смена распорядка дня.
  6.  Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Надо различать учебную деятельность и учение. Учение есть в разных возрастах. Но учебная деятельность имеет совершенно другую структуру. Цель учебной деятельности рассматривается не только в плане приобретения знаний, а главным образом в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие, приобретение ребенком новых.

Структура учебной деятельности по Эльконину:

1. Учебная задача. Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение способами действий. Например: при обучении детей сложению с переходом через десяток в качестве способа выступает конкретное действие - разложение второго слагаемого на две части, из которых одна заполняет первое слагаемое до 10, а другая прибавляется к десятку. При решении задания 7+8 основное действие разложение числа 8 на 3 и 5 - и есть то действие, которое по отношению ко всему сложению с переходом через десяток выступает как способ.

  1.  Учебные действия школьников, с помощью которых можно решить задачу.
  2.   Действие контроля. Состоит в сопоставлении воспроизводимого результата с образцом через его образ.
  3.  Самоконтроль
  4.  Оценка
  5.  Самооценка

Особенности познавательного развития младших школьников.

Внимание младшего школьника. В начале обучения преобладает непроизвольное внимание (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Реакция на все новое, яркое, необычное сильна в этом возрасте. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека; распределение внимания — слабое; отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.

Внимание школьников зависит от:

- организации активной умственной деятельности.

- доступности учебного материала.

- эмоций и чувств детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

- интересы и потребности учащихся.

Особенности памяти. При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное или произвольное запоминание и воспроизведение. Приступая к обучению в школе, дети уже умеют запоминать непроизвольно, но это умение несовершенно. Учебная деятельность стимулирует развитие произвольной памяти школьника, ставя ученика в условия необходимости произвольного запоминания и воспроизведения программного материала

Переход к смысловому запоминанию совершается в процессе общего умственного развития школьника.

Мышление младших школьников Развитие мышления школьников выражается:

1.В качественном развитии и изменении практически действенного, образного и понятийного теоретического мышления.

  1.   В совершенствовании операций мышления: анализа, синтеза, индукции и дедукции, понятия, классификации, систематизации и др.
  2.   В формировании навыков мыслительной деятельности.
  3.   В развитии осознания процессов своего мышления и организации целенаправленного его течения.

Мышление происходит в речевой форме, совершенствуется в речевом общении людей. В свою очередь речь формируется мышлением. Показателем взаимного развития мышления и речи является формирование у школьников умения составлять план изучаемого материала.

Одна из характерных особенностей мышления младших школьников -тенденция к трафаретным решениям, к использованию известных приемов при решении новых задач.

Восприятие. В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Восприятие младшего школьника характеризуется тем, что:

первоначально носит непроизвольный характер.

определяется прежде всего особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов.

в 1 - 2-м классе отличается слабой дифференцированностью (часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении, цифры 6 и 9).

Постепенно процесс восприятия претерпевает существенные изменения:

дети овладевают техникой восприятия, научаются смотреть, слушать, выделять главное.

изменяются и  причины избирательности восприятия. Все большее значение приобретают субъективные причины.

Значительные трудности для младших школьников представляет восприятие времени. Восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным (Н. С. Шабалин). Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5. 10, 16 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени.  Оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче.

Таким образом, младший школьный возраст это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71636. Методы научно-педагогического исследования в педагогике 31 KB
  Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).
71637. История ранних славян VI-VIII вв 186.5 KB
  В бассейне левых притоков среднего Днепра найдены самые ранние памятники (III—IV века) киевской культуры, тесная связь которой с более поздними славянскими культурами практически не вызывает сомнений. Начало передвижения славянских народов связывают с продвижением гуннов на запад...
71639. История развития методов преподавания изобразительного искусства в древнем мире 87 KB
  Вопросы: Методы обучения рисунку в Древнем Египте. Методы обучения рисованию в Древней Греции. Методы обучения рисунку в Древнем Риме. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений смены художественных направлений изменения принципов обучения.
71640. История развития методов преподавания изобразительного искусства в Западной Европе 114.5 KB
  Методы обучения рисованию эпоху Возрождения. Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке. Художники средневековья не использовали ни принципов построения изображения на плоскости которыми пользовались великие мастера Древней Греции ни достижений в области методики обучения...
71641. История развития методов преподавания изобразительного искусства в России и Белоруссии 90 KB
  Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке рисовали главным образом пером, инструментом, требующим особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копировании образцов.
71642. Методы психологии 128 KB
  Вторая самая многочисленная группа включает в себя эмпирические методы наблюдение и самонаблюдение эксперимент тесты; анкеты социометрия интервью и беседы приемы анализа процессов и продуктов деятельности хронометрия циклография профессиографическое описание оценка изделий...
71643. Менеджмент в предпринимательстве 284 KB
  Свидетельством существования практического менеджмента являются и достижения древних организаций. Так, сооружения, известные как «семь чудес света», можно было создать только хорошо скоординированными усилиями людей.
71644. Рим превращается в мировую державу 217 KB
  Римская армия имела хорошо обученных командиров. Центурию возглавлял центурион, когортой командовал военный трибун. Начальником легиона был легат. Каждая центурия, когорта и легион имели свои эмблемы. Их несли впереди воинского подразделения. Знаком легиона был серебряный орел.