31647

Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе

Доклад

Педагогика и дидактика

Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное – вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...

Русский

2013-09-01

33.5 KB

4 чел.

10. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе.

Возникающие в мозгу образы предметов и явдений, которые не воздействуют в данный момент на наши оргпны ощущения наз. представлениями.

Представления бывают разными:

  •  зрительными;
  •  слуховыми;
  •  осязательными;
  •  вкусовыми.

Память – это познавательный психический процесс,  который заключается в отражении прошлого опыта человека.

Память как познавательный психический процесс осуществляется с помощью 3х основных процессов:

  1.  запоминание – означает, что человек должен установить связи между предметами и явлениями. Запоминания можно выполнить различными путями:
    •  произвольное (цель) или непроизвольное (по ходу дела);
    •  механическое (путем многократного повторения) или осмысленное (связано с установлением связей и понимания)
  2.  сохранение. Запомневшийся некоторый материал, человек отдает себе отчет в том, сколько он должен держать  в памяти эту информацию. В любом случае на каком-ниб.юуровне запоминания материал должен остаться в памяти. Качество сохранения зависит от того, на сколько хорошо установлены связи между предметами и явлениями, которые человек запоминает, а также от установки самого человека. Сохранение в памяти сопровождается неизбежным забыванием, человек начинает вскоре забывать после запоминания и в определенном промежутке времени забывает больше всего. Затем темп забывания уменьшается, поэтому необходимо в нужные моменты повторять.

С точки зрения сохранения памяти, память бывает:

  •  оперативной;
  •  кратковременной;
  •  долговременной.
  1.  воспроизведение. Оно может быть :
  •  произвольным;
  •  непроизвольным.

Виды памяти:

  1.  зрительная;
    1.  слуховая;
    2.  образная;
    3.  двигательная;
    4.  эмоциональная;
    5.  произвольная;
    6.  непроизвольная;
    7.  кратковременная;
    8.  долговременная;
    9.  оперативная.

Качество памяти (индивидуальные особенности).

В памяти отдельных лиц могут быть отличия:

  1.  объем памяти;
    1.  точность воспроизведения;
      1.  быстрота запоминания;
      2.  длительность сохранения;
      3.  готовность памяти.

Внимание – это психический процесс, который заключается в сосредоточенности и направленности психической активности человека на некоторый объект, при отвлечении от всех от всех остальных.

Виды внимания:

  1.  непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека, в силу каких-то обстоятельств;
  2.  произвольное – вызывается силою воли, желанием самого человека (ответственность, интерес);
  3.  послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту, является самым продуктивным и эффективным.

Особенности внимания (свойства):

  1.  объем внимания определяется количеством объектов, которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток времени. V внимания в норме характеризуется 6-7 объектами на которые удалось обратить внимание. Эта  норма обычно устанавливается посредством опыта. То, что он за короткое время успевает заметить, и характеризует  его V внимания.
  2.  сосредоточенность, т.е концентрация внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Например человек сосредоточил свое внимание на чтение книги интересной, и не замечает ничего, что происходит вокруг. Сосредоточенность и концентрация часто употребляют как синонимы.
  3.  устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

Причины неустойчивого внимания:

  •  люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться;
    •  человек, который плохо себя чувствует физически может быстро истрачивать свое внимание;
    •  отсутствие интереса к предмету
    •  при наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится не достаточно устойчивым.
  1.  распределение внимание – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать насколько различных действий.
  2.  переключение внимания – понимается его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Главная хар-ка такого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5869. Взгляды Советских вождей на управление 97.5 KB
  За время существования СССР потерпело много реформ и преобразований. При разных правителях ситуация в СССР была совершенно разная т.к. у каждого из них были разные взгляды на жизнь и на управление страной. Скорее всего каждый из них руково...
5870. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние 237 KB
  Термин дискриминация образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затра...
5871. Организация защиты личного состава формирований ГО и РСЧС при проведении АСДНР 121 KB
  Организация защиты личного состава формирований ГО и РСЧС при проведении АСДНР Учебные цели: 1. Изучить основные мероприятия, осуществляемые руководителями (командирами) формированиям ГО и РСЧС по организации обеспечения защиты личного состава...
5872. Формальные методы спецификации программ 431.5 KB
  В предлагаемом учебном пособии рассматриваются два основных метода формального описания программных систем: метод алгебраических спецификаций и метод типизированных машин абстрактных состояний. Первый метод предназначен для описания статических аспе...
5873. Асинхронная машина. Общие понятия 1.07 MB
  Асинхронная машина. Общие понятия. Асинхронная машина это электрическая машина переменного тока, частота вращения ротора которой отличается от частоты вращения основной гармонической магнитного поля воздушного зазора. Частота вращения основной гармо...
5874. Проблема правонарушений в юридической науке 134 KB
  Выбирая тему курсовой работы, мы, прежде всего, руководствовались тем, насколько она актуальна для нашего времени. На сегодняшний день проблема правонарушений остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Ее а...
5875. Источники и показатели монопольной власти 141 KB
  Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и послед...
5876. Обработка сообщений клавиатуры, мыши, таймера 161 KB
  Обработка сообщений клавиатуры, мыши, таймера При создании приложений рекомендуется реализовать все функциональные возможности программы не только с помощью мыши, но и с помощью клавиатуры. Синхронизация событий клавиатуры Приложение узнает о нажати...
5877. Стили классов окон и оконные стили, Различные метрики Windows, Управление окнами Windows 133.5 KB
  Стили классов окон и оконные стили, Различные метрики Windows, Управление окнами Windows Рассмотрим различные типы окон, которые может создать приложение Windows. На базе одного класса окна приложение может создать несколько окон. Все эти окна могут...