31647

Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе

Доклад

Педагогика и дидактика

Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...

Русский

2013-09-01

33.5 KB

6 чел.

10. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе.

Возникающие в мозгу образы предметов и явдений, которые не воздействуют в данный момент на наши оргпны ощущения наз. представлениями.

Представления бывают разными:

  •  зрительными;
  •  слуховыми;
  •  осязательными;
  •  вкусовыми.

Память – это познавательный психический процесс,  который заключается в отражении прошлого опыта человека.

Память как познавательный психический процесс осуществляется с помощью 3х основных процессов:

  1.  запоминание – означает, что человек должен установить связи между предметами и явлениями. Запоминания можно выполнить различными путями:
    •  произвольное (цель) или непроизвольное (по ходу дела);
    •  механическое (путем многократного повторения) или осмысленное (связано с установлением связей и понимания)
  2.  сохранение. Запомневшийся некоторый материал, человек отдает себе отчет в том, сколько он должен держать  в памяти эту информацию. В любом случае на каком-ниб.юуровне запоминания материал должен остаться в памяти. Качество сохранения зависит от того, на сколько хорошо установлены связи между предметами и явлениями, которые человек запоминает, а также от установки самого человека. Сохранение в памяти сопровождается неизбежным забыванием, человек начинает вскоре забывать после запоминания и в определенном промежутке времени забывает больше всего. Затем темп забывания уменьшается, поэтому необходимо в нужные моменты повторять.

С точки зрения сохранения памяти, память бывает:

  •  оперативной;
  •  кратковременной;
  •  долговременной.
  1.  воспроизведение. Оно может быть :
  •  произвольным;
  •  непроизвольным.

Виды памяти:

  1.  зрительная;
    1.  слуховая;
    2.  образная;
    3.  двигательная;
    4.  эмоциональная;
    5.  произвольная;
    6.  непроизвольная;
    7.  кратковременная;
    8.  долговременная;
    9.  оперативная.

Качество памяти (индивидуальные особенности).

В памяти отдельных лиц могут быть отличия:

  1.  объем памяти;
    1.  точность воспроизведения;
      1.  быстрота запоминания;
      2.  длительность сохранения;
      3.  готовность памяти.

Внимание – это психический процесс, который заключается в сосредоточенности и направленности психической активности человека на некоторый объект, при отвлечении от всех от всех остальных.

Виды внимания:

  1.  непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека, в силу каких-то обстоятельств;
  2.  произвольное – вызывается силою воли, желанием самого человека (ответственность, интерес);
  3.  послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту, является самым продуктивным и эффективным.

Особенности внимания (свойства):

  1.  объем внимания определяется количеством объектов, которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток времени. V внимания в норме характеризуется 6-7 объектами на которые удалось обратить внимание. Эта  норма обычно устанавливается посредством опыта. То, что он за короткое время успевает заметить, и характеризует  его V внимания.
  2.  сосредоточенность, т.е концентрация внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Например человек сосредоточил свое внимание на чтение книги интересной, и не замечает ничего, что происходит вокруг. Сосредоточенность и концентрация часто употребляют как синонимы.
  3.  устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

Причины неустойчивого внимания:

  •  люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться;
    •  человек, который плохо себя чувствует физически может быстро истрачивать свое внимание;
    •  отсутствие интереса к предмету
    •  при наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится не достаточно устойчивым.
  1.  распределение внимание – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать насколько различных действий.
  2.  переключение внимания – понимается его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Главная хар-ка такого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51707. Типология уроков; особенности нетрадиционных уроков биологии, лабораторных и практических занятий 94 KB
  Нетрадиционные уроки биологии 1. В зависимости от решаемых дидактических задач и их количества различают специализированные и комбинированные уроки. Специализированные уроки. В нее входят: вводные уроки уроки изучения нового материала уроки повторения уроки проверки результатов обучения.
51709. ПСИХОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ УРОКУ 40.5 KB
  На уроці учні зрозуміли тему та мету уроку яку намагалася донести до них вчителька активно працювали із викладачем на уроці. Під час проведення уроку учні швидко переключалися з одного завдання на інше не зациклювалися на одному завданні багато часу. Пояснення нового матеріалу відбувалося у доступній їм формі тому що учні так швидше і краще зуміли тему та мету уроку яку вчителька намагалася донести до них. При опрацюванні нових завдань учні з ними швидко впоралися але не всі.
51710. Современный урок истории и обществознания 30 KB
  Современный урок истории и обществознания. Одну из 1ых классификаций уроков истории предложил в 1957г. комбинированный урок т. сочетающий в себе все виды или несколько элементов обучения; урок изучения нового материала; повторительнообобщающий урок; урок проверки знаний.
51711. Большая буква в имена собственных 177 KB
  Актуализация знаний Внимательно посмотрите на буквы расположенные на доске найдите среди них лишнюю букву. Сформулируйте цели урока используя начало фразы: Повторить написание большой буквы в и . С большой буквы. Кто это такие Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы: Н н езнайка К к арлсон Почему выбрали заглавные буквы З з олушка Д д юймовочка Ф ф едора Почему снова выбрали заглавные буквы Вспомните правило правописания имён людей.
51715. Краса і багатство української мови 57 KB
  Мета уроку: поглибити знання про багатство української мови звернути увагу на її милозвучність і мелодійність розвивати спостережливість логічне й образне мислення память удосконалювати культуру усного й писемного мовлення; виховувати повагу й любов до рідної мови. Обладнання: кілька видань тлумачного словника української мови мультимедійний проектор або кодоскоп підручник. Вступна бесіда: У чому може на вашу думку виявлятися багатство мови Яким чином фіксується мовний запас Які тлумачні словники вам відомі Скільки...