31647

Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе

Доклад

Педагогика и дидактика

Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное – вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...

Русский

2013-09-01

33.5 KB

4 чел.

10. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе.

Возникающие в мозгу образы предметов и явдений, которые не воздействуют в данный момент на наши оргпны ощущения наз. представлениями.

Представления бывают разными:

  •  зрительными;
  •  слуховыми;
  •  осязательными;
  •  вкусовыми.

Память – это познавательный психический процесс,  который заключается в отражении прошлого опыта человека.

Память как познавательный психический процесс осуществляется с помощью 3х основных процессов:

  1.  запоминание – означает, что человек должен установить связи между предметами и явлениями. Запоминания можно выполнить различными путями:
    •  произвольное (цель) или непроизвольное (по ходу дела);
    •  механическое (путем многократного повторения) или осмысленное (связано с установлением связей и понимания)
  2.  сохранение. Запомневшийся некоторый материал, человек отдает себе отчет в том, сколько он должен держать  в памяти эту информацию. В любом случае на каком-ниб.юуровне запоминания материал должен остаться в памяти. Качество сохранения зависит от того, на сколько хорошо установлены связи между предметами и явлениями, которые человек запоминает, а также от установки самого человека. Сохранение в памяти сопровождается неизбежным забыванием, человек начинает вскоре забывать после запоминания и в определенном промежутке времени забывает больше всего. Затем темп забывания уменьшается, поэтому необходимо в нужные моменты повторять.

С точки зрения сохранения памяти, память бывает:

  •  оперативной;
  •  кратковременной;
  •  долговременной.
  1.  воспроизведение. Оно может быть :
  •  произвольным;
  •  непроизвольным.

Виды памяти:

  1.  зрительная;
    1.  слуховая;
    2.  образная;
    3.  двигательная;
    4.  эмоциональная;
    5.  произвольная;
    6.  непроизвольная;
    7.  кратковременная;
    8.  долговременная;
    9.  оперативная.

Качество памяти (индивидуальные особенности).

В памяти отдельных лиц могут быть отличия:

  1.  объем памяти;
    1.  точность воспроизведения;
      1.  быстрота запоминания;
      2.  длительность сохранения;
      3.  готовность памяти.

Внимание – это психический процесс, который заключается в сосредоточенности и направленности психической активности человека на некоторый объект, при отвлечении от всех от всех остальных.

Виды внимания:

  1.  непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека, в силу каких-то обстоятельств;
  2.  произвольное – вызывается силою воли, желанием самого человека (ответственность, интерес);
  3.  послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту, является самым продуктивным и эффективным.

Особенности внимания (свойства):

  1.  объем внимания определяется количеством объектов, которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток времени. V внимания в норме характеризуется 6-7 объектами на которые удалось обратить внимание. Эта  норма обычно устанавливается посредством опыта. То, что он за короткое время успевает заметить, и характеризует  его V внимания.
  2.  сосредоточенность, т.е концентрация внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Например человек сосредоточил свое внимание на чтение книги интересной, и не замечает ничего, что происходит вокруг. Сосредоточенность и концентрация часто употребляют как синонимы.
  3.  устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

Причины неустойчивого внимания:

  •  люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться;
    •  человек, который плохо себя чувствует физически может быстро истрачивать свое внимание;
    •  отсутствие интереса к предмету
    •  при наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится не достаточно устойчивым.
  1.  распределение внимание – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать насколько различных действий.
  2.  переключение внимания – понимается его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Главная хар-ка такого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.