31652

Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности по Н. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I минимальный педагог умеет пересказать другим то что знает сам; II низкий педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории III средний педагог владеет стратегиями обучения знаниями навыками умениями данного предмета. Структура педагогической деятельности Л.

Русский

2013-09-01

52.5 KB

41 чел.

15. Педагогическая деятельность: психологические особенности,

структура, мотивы

Деятельность – это фора активного отношения человека к действительности, при котором человек устанавливает связь с миром, преобразовывает действительность и удовлетворяет свои потребности.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности.

Это, прежде всего мотив, цель, условия,  результат, контроль. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность.

Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I — минимальный -  педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

II — низкий - педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории

III— средний - педагог владеет стратегиями обучения, знаниями, навыками, умениями данного предмета.

IV — высокий - педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом.

V — высший - педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности уч-ся.

Структура педагогической деятельности (Л.М. Митина).

1. Педагогические цели и задачи.

В каждый момент педагогической деятельности учитель имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы народного образования, общества), так и оперативные задачи.

2. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть в первую очередь ориентирован:

а) на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса.

б) на выбор приемов и способов самореализации, самоактуализации, проявления личностных возможностей учителя в работе с детьми.

г) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом.

3. Анализ и оценка педагогических действий учителя (сравнительный анализ запланированного и реализованного в деятельности педагога).

Этот компонент структуры деятельности учителя направлен на осознание и коррекцию педагогом своего труда.

Мотивы деятельности:

- внешние

- внутренние (положительные и отрицательные)

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Стиль деятельности - устойчивая система способов, приемов, проявляющихся в разных условиях ее существования.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности - это устойчивая система приемов и способов педагогической деятельности, обусловленная стойкими личностными качествами, к которой сознательно или стихийно прибегает педагог в целях уравновешивания своей индивидуальности с условиями деятельности.

Наиболее общепринятыми формальными признаками индивидуального стиля деятельности можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции и стиль общения.

Он проявляется:

—в темпераменте;

в характере реакции на те или иные педагогические ситуации;

в выборе методов обучения;

в подборе средств воспитания;

в стиле педагогического общения;

в реагировании на действия и поступки детей;

в манере поведения;

в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

Важным условием формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является стремление к самопознанию и познанию своего темперамента, характера и других характеристик личности.

Незнание своих типологических особенностей может привести к формированию псевдостиля, который проявляется в выработке ошибочных, ложных индивидуальных приемов и способов работы, не обеспечивающих высоких результатов в деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется достаточно отчетливо в основных формах и приемах работы. Он определяется природными особенностями, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности возможно лишь на основе определенных знаний, умений и навыков и при активном положительном отношении к делу.

Педагогические способности

Л.М. Митина определяет педагогические способности как особую комбинацию профессионально значимых личностных свойств и качеств, обусловливающих специфическую активность педагога, направленную на развитие, воспитание и обучение ребенка. Она выделяет два класса педагогических способностей: проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные.

Проектировочно-гностические способности определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нем, а также управления поведением и сознанием ребенка. Причем, говоря о прогнозировании, мы имеем в виду не только ближайшую перспективу развития учащегося, но и отдаленную — будущие дела тех, кого педагог учит и воспитывает.

Рефлексивно-перцептивные способности включают способность анализировать, оценивать, понимать себя, регулировать собственное поведение и деятельность; способность вставать в позицию ученика и с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя. Эта группа способностей является ведущей, она напрямую связана с самосознанием учителя.

Личность педагога представляет синтез социальных качеств в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации и постоянно меняющейся профессиональной среде.

Структура педагогической деятельности, включающая пять групп профессиональных умений:

- гностические (творческое владение методами обучения)

- проектировочные (прогнозирование конечного результата обучения),

- конструктивные (создание творческой атмосферы, сотрудничества),

- организаторские (избирательность к способам организации процесса обучения),

- коммуникативные (контакт с детьми).

Главным и постоянным требованием к педагогу является любовь к детям, педагогической деятельности, наличие специальных знаний в этой области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры нравственности, профессиональное владение различными методами обучения и воспитания детей.

Стадии профессионального становления личности учителя

В процессе профессионального развития личности выделяют следующие стадии:

  1.  Стадия формирования профессиональных намерений, выбора профессии,
  2.  Стадия профессиональной  подготовки;
  3.  Стадия профессиональной адаптации;
  4.  Стадия профессионализации;
  5.  Стадия  мастерства.

Каждая из стадий отличается специфическими задачами и содержанием. Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все названные стадии получают свое осуществление, либо ограниченным, когда  педагог проходит лишь некоторые из них.

А.А. Калюжный — имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Основные составляющие имиджа: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9966. Парольная защита офисного электронного документооборота 85 KB
  Парольная защита офисного электронного документооборота Статья посвящена исследованию программных аспектов парольной защиты электронных документов. Проведена оценка эффективности распространенных программных средств взлома паролей. Показаны примеры программной р...