31652

Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности по Н. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I минимальный педагог умеет пересказать другим то что знает сам; II низкий педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории III средний педагог владеет стратегиями обучения знаниями навыками умениями данного предмета. Структура педагогической деятельности Л.

Русский

2013-09-01

52.5 KB

40 чел.

15. Педагогическая деятельность: психологические особенности,

структура, мотивы

Деятельность – это фора активного отношения человека к действительности, при котором человек устанавливает связь с миром, преобразовывает действительность и удовлетворяет свои потребности.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности.

Это, прежде всего мотив, цель, условия,  результат, контроль. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность.

Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I — минимальный -  педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

II — низкий - педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории

III— средний - педагог владеет стратегиями обучения, знаниями, навыками, умениями данного предмета.

IV — высокий - педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом.

V — высший - педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности уч-ся.

Структура педагогической деятельности (Л.М. Митина).

1. Педагогические цели и задачи.

В каждый момент педагогической деятельности учитель имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы народного образования, общества), так и оперативные задачи.

2. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть в первую очередь ориентирован:

а) на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса.

б) на выбор приемов и способов самореализации, самоактуализации, проявления личностных возможностей учителя в работе с детьми.

г) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом.

3. Анализ и оценка педагогических действий учителя (сравнительный анализ запланированного и реализованного в деятельности педагога).

Этот компонент структуры деятельности учителя направлен на осознание и коррекцию педагогом своего труда.

Мотивы деятельности:

- внешние

- внутренние (положительные и отрицательные)

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Стиль деятельности - устойчивая система способов, приемов, проявляющихся в разных условиях ее существования.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности - это устойчивая система приемов и способов педагогической деятельности, обусловленная стойкими личностными качествами, к которой сознательно или стихийно прибегает педагог в целях уравновешивания своей индивидуальности с условиями деятельности.

Наиболее общепринятыми формальными признаками индивидуального стиля деятельности можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции и стиль общения.

Он проявляется:

—в темпераменте;

в характере реакции на те или иные педагогические ситуации;

в выборе методов обучения;

в подборе средств воспитания;

в стиле педагогического общения;

в реагировании на действия и поступки детей;

в манере поведения;

в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

Важным условием формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является стремление к самопознанию и познанию своего темперамента, характера и других характеристик личности.

Незнание своих типологических особенностей может привести к формированию псевдостиля, который проявляется в выработке ошибочных, ложных индивидуальных приемов и способов работы, не обеспечивающих высоких результатов в деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется достаточно отчетливо в основных формах и приемах работы. Он определяется природными особенностями, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности возможно лишь на основе определенных знаний, умений и навыков и при активном положительном отношении к делу.

Педагогические способности

Л.М. Митина определяет педагогические способности как особую комбинацию профессионально значимых личностных свойств и качеств, обусловливающих специфическую активность педагога, направленную на развитие, воспитание и обучение ребенка. Она выделяет два класса педагогических способностей: проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные.

Проектировочно-гностические способности определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нем, а также управления поведением и сознанием ребенка. Причем, говоря о прогнозировании, мы имеем в виду не только ближайшую перспективу развития учащегося, но и отдаленную — будущие дела тех, кого педагог учит и воспитывает.

Рефлексивно-перцептивные способности включают способность анализировать, оценивать, понимать себя, регулировать собственное поведение и деятельность; способность вставать в позицию ученика и с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя. Эта группа способностей является ведущей, она напрямую связана с самосознанием учителя.

Личность педагога представляет синтез социальных качеств в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации и постоянно меняющейся профессиональной среде.

Структура педагогической деятельности, включающая пять групп профессиональных умений:

- гностические (творческое владение методами обучения)

- проектировочные (прогнозирование конечного результата обучения),

- конструктивные (создание творческой атмосферы, сотрудничества),

- организаторские (избирательность к способам организации процесса обучения),

- коммуникативные (контакт с детьми).

Главным и постоянным требованием к педагогу является любовь к детям, педагогической деятельности, наличие специальных знаний в этой области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры нравственности, профессиональное владение различными методами обучения и воспитания детей.

Стадии профессионального становления личности учителя

В процессе профессионального развития личности выделяют следующие стадии:

  1.  Стадия формирования профессиональных намерений, выбора профессии,
  2.  Стадия профессиональной  подготовки;
  3.  Стадия профессиональной адаптации;
  4.  Стадия профессионализации;
  5.  Стадия  мастерства.

Каждая из стадий отличается специфическими задачами и содержанием. Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все названные стадии получают свое осуществление, либо ограниченным, когда  педагог проходит лишь некоторые из них.

А.А. Калюжный — имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Основные составляющие имиджа: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44063. Вплив соціально-психологічних факторів на мотивації поведінки неформальної молоді 588.5 KB
  В даній роботі виконано завдання щодо виявлення на основі тестування впливу соціальнопсихологічних факторів на мотивації поведінки неформальної молоді. Об’єкт дослідження – поведінка неформальної молоді Предмет дослідження – вплив соціально-психологічних факторів на мотивації поведінки неформальної молоді Мета дослідження – виявити соціальнопсихологічні фактори що впливають на мотивацію поведінки неформ молоді Завдання дослідження: аналіз сучасних досліджень впливу соцпсихол фактор на мотивац повед неформальн молодівизначення...
44064. Конкурентоспособность торговой организации ООО «Первая компьютерная компания» 727 KB
  Организационно-экономическая характеристика предприятия Оценка конкурентоспособности предприятия Предмет исследования – конкурентоспособность торгового предприятия. Исходя из поставленных целей можно сформировать следующие задачи: исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности фирмы; обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности товара; анализ деятельности сети магазинов Первая компьютерная компания; разработка мероприятий по повышению...
44065. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 629 KB
  Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Оценка имущественного положения предприятия Оценка ликвидности и платежеспособности вероятности банкротства предприятия Анализ деловой активности и рентабельности предприятия ООО Компания Альянс.
44066. Реалізація засобів моделювання обєкту для MMOPRG засобами Javascript 4.04 MB
  JavaScript - об'єктно-орієнтована скрипкова мова програмування. Являється діалектом мови ECMAScript. JavaScript частіше за все використовується в браузерах як мова сценаріїв для надання інтерактивності веб сторінкам. Тобто за допомогою JavaScript можливо міняти сторінку після того як вона повністю завантажилась у браузер.
44068. Североуральское месторождение бокситов не является исключением ОАО «Севуралбокситруда» 502.5 KB
  Североуральское месторождение бокситов не является исключением ОАО «Севуралбокситруда» - основной поставщик боксита для уральских алюминиевых заводов. В связи с этим развитие ОАО «Севуралбокситруда» придается исключительное знание. Поэтому главным в работе управления «Шахтострой» должно быть максимальное применение высокоиндустриальных и экономических методов строительства, использование новейших достижений науки и техники, применение прогрессивных строительных материалов.
44069. Прокурорский надзор как юридическая гарантия охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина 111.5 KB
  Рассмотрение и разрешение заявлений жалоб и иных обращений граждан юридических и должностных лиц является неотъемлемой и весьма значимой частью многофункциональной деятельности российской прокуратуры. Несмотря на значительное сокращение полномочий прокуратуры особенно в сфере надзора произошедшее в результате изменений процессуального законодательства поток обращений граждан в эти органы имеет постоянную тенденцию роста. Одним из объяснений такого положения может служить в целом повышение социальной и политической активности граждан их...
44070. Экспериментальное исследование педагогического общения 4.68 MB
  Это осознанная и неосознанная вербальная связь передача и приеминформации что наблюдается повсюду и всегда. Именно им определены основные коммуникативные как бы назвали это сейчас задачи говорящего: что сказать где сказать и как сказать. На основании соблюдения оратором трех задач что где как сказать Цицерон определял и тип оратора лучшим воплощением которого был тот чья речь будет уместной. Достаточно сказать что только в США этой проблемой занимаются несколько десятков тысяч научных...
44071. Технологическое проектирование производственных подразделений современных автотранспортных предприятий (АТП) 383 KB
  Характеристика объекта проектирования Характеристика подвижного состава Наименование характеристик Марка а м Марка а м Грузоподъемность кг Снаряженная масса кг Габаритные размеры мм Двигатель Мощность кВт л.13 Марка автомобиля Урал 63685 Зил130 Списочное количество 16...