31655

Мотивы учебной деятельности

Доклад

Педагогика и дидактика

Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.

Русский

2013-09-01

38.5 KB

1 чел.

2. Мотивы учебной деятельности.

Одной из важных составляющих учебной деятельности школьников является ее мотивация. Мотив - побуждение к деятельности, это то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

П.Я. Гальперин указывает на существование трех видов мотивации учения школьников:

  1.  Внешняя мотивация: когда школьник учится ради похвалы, награды либо напротив делает что-то для того, чтобы его не ругали;
  2.  Соревновательная или «спортивная мотивация», в основе ее желание соревноваться с товарищами и с самим собой. Школьник стремится к более высоким результатам, которые в каком-то отношении приятны испытуемому и который поднимает его в собственных глазах, в глазах товарищей, потому что он достигает все больших результатов. Но само учение, сами знания его не очень интересуют, его интересует лишь результат.
  3.  Внутренняя мотивация, по словам П.Я.Гальперина. - это «...особая бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям». Никакой иной мотивацией нельзя заменить такого стремления к знаниям.

Исследование мотивации учения младших школьников показало, что 1-ое место занимают широкие социальные мотивы, особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения (от 1-го к 3-му классу растет число указаний на данные мотивы). На 2-м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичностные мотивы. Среди них первое место занимает престижная мотивация. Мотивация избегания неудачи не занимает ведущего места.

Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. Все это создает личностную готовность к учению в школе. Особенности мотивации учения младших школьников отчетливо обнаруживаются в их отношении к учителю. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит, кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, т.к. это подчеркивает значимость выполняемой деятельности. В 1-2 классах к учителям не бывает критического отношения. Требования учителя для младших школьников - закон. Социальная мотивация учения настолько сильна, что младшие школьники не всегда стремятся понять, для чего нужно сделать то или другое; раз задание исходит от учителя, дано в форме урока, значит оно нужно, и его следует выполнять как можно более тщательно. Социальные мотивы учения занимают значительное место, они способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса.

В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения. Но такая мотивация связана не с прямым продуктом учебной деятельности, а с косвенным, побочным, что снижает ее силу и действенность. Во-вторых, такая мотивация носит скорее понимаемый характер. Мотивы остаются для ребенка далекими, реализующимися только в будущем, усиливают же мотивацию, как правило, близкие цели. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места у младшего школьника, хотя в процессе овладения учебной деятельностью они и перестраиваются.

К концу младшего школьного возраста у детей возникает избирательный интерес к отдельным учебным предметам.

К окончанию 3-го класса происходит перелом в отношении к учению у детей. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. По мнению Л.И. Божович это связано с ошибками в организации учебно-воспитательного процесса, нарушающих логику психического развития ребенка.

Начальное обучение дает недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребенка, а напротив, загружает его память. В начальной школе используется большое количество упражнений направленных на выработку разных навыков и умений. В то время, как интеллектуальная деятельность ребенка обладает значительно большими возможностями в усвоении абстрактного материала. Таким образом, знания, которые приобретают младшие школьники, не удовлетворяют их развивающимся познавательным потребностям.

Ослабление социальной мотивации учения, что связано с неправильной работой учителей по организации детского коллектива и его общественного мнения. Воспитательное воздействие в начальных классах осуществляется учителем непосредственно. Однако, к 3-4-му классу мотивы, которые составляли основу поведения и деятельности начинают ослабевать, следовательно, надо своевременно подготовить условия для возникновения новой мотивации.

Перестройка мотивационной сферы и формирование мотивов не могут произойти без специальной, целенаправленной работы. В противном случае спад положительной мотивации происходит к концу младшего школьного - началу подросткового возраста, затем наблюдается некоторый подъем к концу школы, когда заново вступают в силу широкие социальные мотивы. Эти мотивы становятся значимыми, побуждающими, но, тем не менее, они не специфичны для учебной деятельности и но-прежнему связаны с косвенным продуктом.

  1.  Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе активной учебной деятельности, а не предшествуют ей. Задача учителя состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать во взаимосвязи широкие социальные мотивы и учебно-познавательные. Для формирования мотивации учения необходимо соблюдать ряд условий;
  2.  общее условие - формирование учебной деятельности, усвоение теоретических понятий;
  3.  частные условия формирования мотивации: создание противоречий между известным и неизвестным, привлечение учащихся к установлению причин явления, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43843. Моделирование на ARIS бизнес-процессов с учётом требований безопасности 1.08 MB
  Темой дипломной работы является: âМоделирование на RIS бизнеспроцессов с учётом требований безопасности. Объектом исследования являются∙ инструментальная среда RIS регламент Центра сертификации ключей ЗАО Инфраструктура открытых ключей. Цели и задачи исследования ознакомление с принципами работы инструментальной среды RIS способами моделирования бизнеспроцессов. моделирование регламента Центра сертификации ключей ЗАО Инфраструктура открытых ключей с учётом требований безопасности...
43844. Правове регулювання укладання та виконання господарських договорів 649.5 KB
  Загальна характеристика зобовязальних правовідносин Поняття та склад зобовязання Норми які регулюють зобовязання становлять один із найважливіших інститутів цивільного права зобовязальне право. Норми зобовязального права є найбільш значною частиною цивільного законодавства. Система зобовязального права складається із інститутів Загальної частини та інститутів Особливої частини. Загальна частина включає: поняття зобовязання сторони в зобовязанні; виконання зобовязання; забезпечення виконання зобовязання; припинення...
43845. Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта на примере АКБ «Московский залоговый банк» 4.93 MB
  Мировая практика проведения расчетов по кредитным картам свидетельствует о том, что использование карты значительно упрощает процесс покупки товара или услуги, равно как и хранения и защиты своих сбережений. Пластиковая карта позволяет ее владельцу оперативно и без проблем получать наличные в любое время суток, пользоваться разнообразными скидками при покупке товаров и услуг, контролировать свои расходы за определенные периоды времени.
43846. Реконструкция схемы электроснабжения “Черемшанка” Курагинского района 1.38 MB
  Коммунально – бытовой сектор поселка “Черемшанка” обслуживают две трансформаторных подстанций 10/0,38 кВ. Потребительские воздушные линии выполнены проводом АС – 35. Общее количество домов составляет 160 штук и в них проживает 944 человека. Кроме этого, в селе имеются социально – культурные учреждения: клуб, магазины, школа, больница, сельский совет и т. д.
43847. Оптимізація транспортних мереж NGN на основі технології IP/MPLS для боротьби з пульсаціями мультисервісного трафіку та досягнення заданих показників якості обслуговування 1.67 MB
  1 АНАЛІЗ ПОБУДОВИ ТРАНСПОРТНОЇ МЕРЕЖІ НА ОСНОВІ ТЕХНОЛОГІЇ MPLS.2 Особливості побудови транспортної мережі NGN.3 Маршрутизація в мережі з комутацією по міткам. 2 ОБҐРУНТУВАННЯ ВИБОРУ МЕТОДА ОПТИМІЗАЦІЇ ТРАНСПОРТНОЇ МЕРЕЖІ ІР MPLS.
43848. Hасчет характеристик направленности вибраторных антенн в присутствии щелевого экрана 4.46 MB
  Моделирование вибраторных антенны с использованием программного пакета XFDTD. Геометрия исследуемой антенны. Исследование влияния металлического экрана с отверстием на диаграмму направленности антенны. Исследование влияния плоского металлического экрана с отверстием на диаграмму направленности антенны.
43849. Aвтоматизация теплового пункта 1.71 MB
  обеспечивая в каждом помещении наиболее комфортные условия для персонала по температуре влажности воздуха и освещенности; получать объективную информацию о работе и состоянии всех систем и своевременно сообщать диспетчерам о необходимости вызова специалистов по сервисному обслуживанию в случае отклонения параметров любой из систем от штатных показателей; контролируя максимально возможное число параметров оборудования точек контроля в здании и показателей загруженности систем перераспределять энергоресурсы между системами обеспечивая...
43850. Создание информационной базы и программы расчета доходной части бюджета территории на примере города Харьков, Украина 1.04 MB
  В современных условиях местного самоуправления местными органами большое значение имеет правильное и достаточно оптимальное планирование местного бюджета т. Основным принципом создания и ведения бюджета Украины стал бессистемный централизм пришедший на смену жесткой административной системе. Поэтому появилась...
43851. Право собственности 401.5 KB
  Право собственности граждан. Понятие и виды права собственности граждан. Субъекты права собственности граждан. Объекты права собственности граждан.