31655

Мотивы учебной деятельности

Доклад

Педагогика и дидактика

Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.

Русский

2013-09-01

38.5 KB

1 чел.

2. Мотивы учебной деятельности.

Одной из важных составляющих учебной деятельности школьников является ее мотивация. Мотив - побуждение к деятельности, это то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

П.Я. Гальперин указывает на существование трех видов мотивации учения школьников:

  1.  Внешняя мотивация: когда школьник учится ради похвалы, награды либо напротив делает что-то для того, чтобы его не ругали;
  2.  Соревновательная или «спортивная мотивация», в основе ее желание соревноваться с товарищами и с самим собой. Школьник стремится к более высоким результатам, которые в каком-то отношении приятны испытуемому и который поднимает его в собственных глазах, в глазах товарищей, потому что он достигает все больших результатов. Но само учение, сами знания его не очень интересуют, его интересует лишь результат.
  3.  Внутренняя мотивация, по словам П.Я.Гальперина. - это «...особая бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям». Никакой иной мотивацией нельзя заменить такого стремления к знаниям.

Исследование мотивации учения младших школьников показало, что 1-ое место занимают широкие социальные мотивы, особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения (от 1-го к 3-му классу растет число указаний на данные мотивы). На 2-м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичностные мотивы. Среди них первое место занимает престижная мотивация. Мотивация избегания неудачи не занимает ведущего места.

Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. Все это создает личностную готовность к учению в школе. Особенности мотивации учения младших школьников отчетливо обнаруживаются в их отношении к учителю. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит, кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, т.к. это подчеркивает значимость выполняемой деятельности. В 1-2 классах к учителям не бывает критического отношения. Требования учителя для младших школьников - закон. Социальная мотивация учения настолько сильна, что младшие школьники не всегда стремятся понять, для чего нужно сделать то или другое; раз задание исходит от учителя, дано в форме урока, значит оно нужно, и его следует выполнять как можно более тщательно. Социальные мотивы учения занимают значительное место, они способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса.

В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения. Но такая мотивация связана не с прямым продуктом учебной деятельности, а с косвенным, побочным, что снижает ее силу и действенность. Во-вторых, такая мотивация носит скорее понимаемый характер. Мотивы остаются для ребенка далекими, реализующимися только в будущем, усиливают же мотивацию, как правило, близкие цели. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места у младшего школьника, хотя в процессе овладения учебной деятельностью они и перестраиваются.

К концу младшего школьного возраста у детей возникает избирательный интерес к отдельным учебным предметам.

К окончанию 3-го класса происходит перелом в отношении к учению у детей. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. По мнению Л.И. Божович это связано с ошибками в организации учебно-воспитательного процесса, нарушающих логику психического развития ребенка.

Начальное обучение дает недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребенка, а напротив, загружает его память. В начальной школе используется большое количество упражнений направленных на выработку разных навыков и умений. В то время, как интеллектуальная деятельность ребенка обладает значительно большими возможностями в усвоении абстрактного материала. Таким образом, знания, которые приобретают младшие школьники, не удовлетворяют их развивающимся познавательным потребностям.

Ослабление социальной мотивации учения, что связано с неправильной работой учителей по организации детского коллектива и его общественного мнения. Воспитательное воздействие в начальных классах осуществляется учителем непосредственно. Однако, к 3-4-му классу мотивы, которые составляли основу поведения и деятельности начинают ослабевать, следовательно, надо своевременно подготовить условия для возникновения новой мотивации.

Перестройка мотивационной сферы и формирование мотивов не могут произойти без специальной, целенаправленной работы. В противном случае спад положительной мотивации происходит к концу младшего школьного - началу подросткового возраста, затем наблюдается некоторый подъем к концу школы, когда заново вступают в силу широкие социальные мотивы. Эти мотивы становятся значимыми, побуждающими, но, тем не менее, они не специфичны для учебной деятельности и но-прежнему связаны с косвенным продуктом.

  1.  Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе активной учебной деятельности, а не предшествуют ей. Задача учителя состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать во взаимосвязи широкие социальные мотивы и учебно-познавательные. Для формирования мотивации учения необходимо соблюдать ряд условий;
  2.  общее условие - формирование учебной деятельности, усвоение теоретических понятий;
  3.  частные условия формирования мотивации: создание противоречий между известным и неизвестным, привлечение учащихся к установлению причин явления, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26978. Взаимодействие международного и национального права 6.76 KB
  Взаимодействие международного и национального права. Два подхода к взаимоотношениям международного и национального права. В современном понимании международное право не входит ни в одну национальную систему правапоэтому ни одно государство мира не может считать его своим.Эти акты определяют взаимные права и обязанности государствучастников мирового сообществапринципы их взаимоотношенийповедение на международной арене.
26981. Особенности источников права в различных правовых системах 9.77 KB
  Особенности источников права в различных правовых системах. Источникформаправаспособы закрепления и выражения правовых норм.Черты источников права: 1.Формальная определенностьпредполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права.
26982. Иерархия источников права 9.22 KB
  иерархия законов Российской Федерации: 1й уровень Конституции Российской Федерации; 2й уровень законы принятые на референдуме; 3й уровень федеральные конституционные законы; 4й уровень федеральные кодифицированные законы кодексы и др.; 5й уровень некодифицированные федеральные законы которым законодатель придал иерархический приоритет по отношению к иным законам; 6й уровень федеральные законы не имеющие приоритета перед другими законами. иерархия подзаконных нормативных правовых актов: 1й уровень нормативные указы...
26983. НПА как источник права,понятие и виды 7.37 KB
  Признаки: а содержание норм права; б особый порядок принятияназываемый правотворческий процессгосударственное правотворчествонепосредственное правотворчествопринятие или не принятие НПАпредлагаемых госм; в иерархическая подчиненность; г оформление в письменном виде как официальный гос. Виды НПА по ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕопределяет место и значимость в общей системе гос.нормативного регулирования: 1Конституциявысшая юридическая силазакрепляет основы гос.строяформы госваправлениягос.
26985. Закон-понятие, виды 5.65 KB
  Общеизвестностькачественный признак форм правасвязанный с информированием о правилах поведенияпределах их действия. По объему и характеру действия: 1общего действияохватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территорииТрудовой кодекс 2ограниченного действияраспространяются на часть территории или строго определенный контингент лицнаходящийся на данной территориизакон о полиции 3исключительногочрезвычайного действияреализуются только в случае наступления исключительных обстоятельств. По времени действия: 1.