31655

Мотивы учебной деятельности

Доклад

Педагогика и дидактика

Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.

Русский

2013-09-01

38.5 KB

1 чел.

2. Мотивы учебной деятельности.

Одной из важных составляющих учебной деятельности школьников является ее мотивация. Мотив - побуждение к деятельности, это то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

П.Я. Гальперин указывает на существование трех видов мотивации учения школьников:

  1.  Внешняя мотивация: когда школьник учится ради похвалы, награды либо напротив делает что-то для того, чтобы его не ругали;
  2.  Соревновательная или «спортивная мотивация», в основе ее желание соревноваться с товарищами и с самим собой. Школьник стремится к более высоким результатам, которые в каком-то отношении приятны испытуемому и который поднимает его в собственных глазах, в глазах товарищей, потому что он достигает все больших результатов. Но само учение, сами знания его не очень интересуют, его интересует лишь результат.
  3.  Внутренняя мотивация, по словам П.Я.Гальперина. - это «...особая бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям». Никакой иной мотивацией нельзя заменить такого стремления к знаниям.

Исследование мотивации учения младших школьников показало, что 1-ое место занимают широкие социальные мотивы, особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения (от 1-го к 3-му классу растет число указаний на данные мотивы). На 2-м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичностные мотивы. Среди них первое место занимает престижная мотивация. Мотивация избегания неудачи не занимает ведущего места.

Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. Все это создает личностную готовность к учению в школе. Особенности мотивации учения младших школьников отчетливо обнаруживаются в их отношении к учителю. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит, кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, т.к. это подчеркивает значимость выполняемой деятельности. В 1-2 классах к учителям не бывает критического отношения. Требования учителя для младших школьников - закон. Социальная мотивация учения настолько сильна, что младшие школьники не всегда стремятся понять, для чего нужно сделать то или другое; раз задание исходит от учителя, дано в форме урока, значит оно нужно, и его следует выполнять как можно более тщательно. Социальные мотивы учения занимают значительное место, они способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса.

В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения. Но такая мотивация связана не с прямым продуктом учебной деятельности, а с косвенным, побочным, что снижает ее силу и действенность. Во-вторых, такая мотивация носит скорее понимаемый характер. Мотивы остаются для ребенка далекими, реализующимися только в будущем, усиливают же мотивацию, как правило, близкие цели. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места у младшего школьника, хотя в процессе овладения учебной деятельностью они и перестраиваются.

К концу младшего школьного возраста у детей возникает избирательный интерес к отдельным учебным предметам.

К окончанию 3-го класса происходит перелом в отношении к учению у детей. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. По мнению Л.И. Божович это связано с ошибками в организации учебно-воспитательного процесса, нарушающих логику психического развития ребенка.

Начальное обучение дает недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребенка, а напротив, загружает его память. В начальной школе используется большое количество упражнений направленных на выработку разных навыков и умений. В то время, как интеллектуальная деятельность ребенка обладает значительно большими возможностями в усвоении абстрактного материала. Таким образом, знания, которые приобретают младшие школьники, не удовлетворяют их развивающимся познавательным потребностям.

Ослабление социальной мотивации учения, что связано с неправильной работой учителей по организации детского коллектива и его общественного мнения. Воспитательное воздействие в начальных классах осуществляется учителем непосредственно. Однако, к 3-4-му классу мотивы, которые составляли основу поведения и деятельности начинают ослабевать, следовательно, надо своевременно подготовить условия для возникновения новой мотивации.

Перестройка мотивационной сферы и формирование мотивов не могут произойти без специальной, целенаправленной работы. В противном случае спад положительной мотивации происходит к концу младшего школьного - началу подросткового возраста, затем наблюдается некоторый подъем к концу школы, когда заново вступают в силу широкие социальные мотивы. Эти мотивы становятся значимыми, побуждающими, но, тем не менее, они не специфичны для учебной деятельности и но-прежнему связаны с косвенным продуктом.

  1.  Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе активной учебной деятельности, а не предшествуют ей. Задача учителя состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать во взаимосвязи широкие социальные мотивы и учебно-познавательные. Для формирования мотивации учения необходимо соблюдать ряд условий;
  2.  общее условие - формирование учебной деятельности, усвоение теоретических понятий;
  3.  частные условия формирования мотивации: создание противоречий между известным и неизвестным, привлечение учащихся к установлению причин явления, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25100. Категорії естетики 38.5 KB
  Середньовічна естетика яка виробляла своє розуміння гармонії опинилася в складному і суперечливому становищі щодо античної спадщини. Необхідно було обґрунтовувати нову християнську космогонію аби замінити ідею космічної гармонії ієрархією земного і небесного людського і Божого. Нової ідеєю щодо гармонії було уявлення її як тотожності цілого і частини; за нею стояло вчення стоїків і неоплатонівців про єдність мікро і макрокосмосу. Категорії гармонії і міри широко використовувалися й у Новий час проте вони вже не були головними естетичними...
25101. Доба відродження 37 KB
  Кепаікзапсе відродження. Естетика Відродження як і філософія цього періоду зумовлена розвитком товарного виробництва торгівлі розквітом міської культури на межі XIVXV ст. Епоха Відродження починається в Італії а пізніше охоплює більшість країн Європи.
25103. Методы эстетического воспитания 47 KB
  На художественных занятиях педагог дает точные указания показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета формы объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте длительности тембру динамике; музыкальный поэтический слух художественный вкус и т. Методические приемы поскольку они относятся к области художественного воспитания должны...
25104. Суррогатное материнство 39 KB
  Для многих семей сегодня не существует проблемы искусственного оплодотворения и с моральной точки зрения. Этический вопрос искусственного оплодотворения интересовал человечество ещё с конца XVII века. Первые попытки искусственного оплодотворения были совершены ещё в середине ХХ ст. Первый успех в области искусственного оплодотворения ученые смогли получить только в 1973 году.
25105. Перші етичні уявлення 39 KB
  Етика входить до складу філософського знання. в праці Нікомахова етика утворив іменник етика та прикметник етичний. Етика виникає в лоні філософії тому вона органічно пов'язана зі всіма основними її розділами: онтологією вченням про буття гносеологією теорією пізнання аксіологією вченням про цінності праксеологією вченням про практику буття людини. З'ясовуючи сенс життя етика повинна вийти на основоположні проблеми буття людини як особистості.
25106. Любов 35 KB
  Любов це завжди подія не залежна від людини. Любов не надається моральним оцінкам. Сенсом людської любові взагалі є виправдання і спасіння індивідуальності через жертву егоїзму. Любов це самовіддача подолання егоїзму.
25107. Российское общество начала XX в. 658.5 KB
  Население России в 1897 г. Смертность населения в России была одной из самых высоких в Европе. Сословия России В начале XX в. Дворян в России называли благородным сословием.
25108. Советско-германский договор о ненападении (август 1939 г.). Советско-финская война 606.5 KB
  в Москве проходили переговоры представителей СССР и англофранцузского блока. Одновременно СССР вел переговоры с Германией. СССР объявил о своём нейтралитете. Кроме того в соответствии с секретным соглашением с Германией СССР получил возможность передвинуть на запад собственные границы.