31655

Мотивы учебной деятельности

Доклад

Педагогика и дидактика

Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.

Русский

2013-09-01

38.5 KB

1 чел.

2. Мотивы учебной деятельности.

Одной из важных составляющих учебной деятельности школьников является ее мотивация. Мотив - побуждение к деятельности, это то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

П.Я. Гальперин указывает на существование трех видов мотивации учения школьников:

  1.  Внешняя мотивация: когда школьник учится ради похвалы, награды либо напротив делает что-то для того, чтобы его не ругали;
  2.  Соревновательная или «спортивная мотивация», в основе ее желание соревноваться с товарищами и с самим собой. Школьник стремится к более высоким результатам, которые в каком-то отношении приятны испытуемому и который поднимает его в собственных глазах, в глазах товарищей, потому что он достигает все больших результатов. Но само учение, сами знания его не очень интересуют, его интересует лишь результат.
  3.  Внутренняя мотивация, по словам П.Я.Гальперина. - это «...особая бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям». Никакой иной мотивацией нельзя заменить такого стремления к знаниям.

Исследование мотивации учения младших школьников показало, что 1-ое место занимают широкие социальные мотивы, особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения (от 1-го к 3-му классу растет число указаний на данные мотивы). На 2-м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичностные мотивы. Среди них первое место занимает престижная мотивация. Мотивация избегания неудачи не занимает ведущего места.

Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. Все это создает личностную готовность к учению в школе. Особенности мотивации учения младших школьников отчетливо обнаруживаются в их отношении к учителю. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит, кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, т.к. это подчеркивает значимость выполняемой деятельности. В 1-2 классах к учителям не бывает критического отношения. Требования учителя для младших школьников - закон. Социальная мотивация учения настолько сильна, что младшие школьники не всегда стремятся понять, для чего нужно сделать то или другое; раз задание исходит от учителя, дано в форме урока, значит оно нужно, и его следует выполнять как можно более тщательно. Социальные мотивы учения занимают значительное место, они способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса.

В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения. Но такая мотивация связана не с прямым продуктом учебной деятельности, а с косвенным, побочным, что снижает ее силу и действенность. Во-вторых, такая мотивация носит скорее понимаемый характер. Мотивы остаются для ребенка далекими, реализующимися только в будущем, усиливают же мотивацию, как правило, близкие цели. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места у младшего школьника, хотя в процессе овладения учебной деятельностью они и перестраиваются.

К концу младшего школьного возраста у детей возникает избирательный интерес к отдельным учебным предметам.

К окончанию 3-го класса происходит перелом в отношении к учению у детей. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. По мнению Л.И. Божович это связано с ошибками в организации учебно-воспитательного процесса, нарушающих логику психического развития ребенка.

Начальное обучение дает недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребенка, а напротив, загружает его память. В начальной школе используется большое количество упражнений направленных на выработку разных навыков и умений. В то время, как интеллектуальная деятельность ребенка обладает значительно большими возможностями в усвоении абстрактного материала. Таким образом, знания, которые приобретают младшие школьники, не удовлетворяют их развивающимся познавательным потребностям.

Ослабление социальной мотивации учения, что связано с неправильной работой учителей по организации детского коллектива и его общественного мнения. Воспитательное воздействие в начальных классах осуществляется учителем непосредственно. Однако, к 3-4-му классу мотивы, которые составляли основу поведения и деятельности начинают ослабевать, следовательно, надо своевременно подготовить условия для возникновения новой мотивации.

Перестройка мотивационной сферы и формирование мотивов не могут произойти без специальной, целенаправленной работы. В противном случае спад положительной мотивации происходит к концу младшего школьного - началу подросткового возраста, затем наблюдается некоторый подъем к концу школы, когда заново вступают в силу широкие социальные мотивы. Эти мотивы становятся значимыми, побуждающими, но, тем не менее, они не специфичны для учебной деятельности и но-прежнему связаны с косвенным продуктом.

  1.  Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе активной учебной деятельности, а не предшествуют ей. Задача учителя состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать во взаимосвязи широкие социальные мотивы и учебно-познавательные. Для формирования мотивации учения необходимо соблюдать ряд условий;
  2.  общее условие - формирование учебной деятельности, усвоение теоретических понятий;
  3.  частные условия формирования мотивации: создание противоречий между известным и неизвестным, привлечение учащихся к установлению причин явления, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77459. Порядок расчёта с кредиторами 49.5 KB
  В течение двух месяцев со дня публикации объявления о признании должника банкротом кредиторы желающие получить удовлетворение должны включиться в реестр требования кредиторов. Но это не прекращает те требования что не были заявлены за 2 месяца влияет на очередность удовлетворения. Не заявленные в течение 2 месяцев требования могут быть удовлетворены если у должника осталось имущество после расчётов с кредиторами требования которых включены в реестр. Исключение ещё установлено для требований кредиторов первой и второй очереди имеются...
77460. Понятие и порядок заключения мирового соглашения. Форма и содержание мирового соглашения, утверждение мирового соглашения арбитражным судом 17.3 KB
  Форма и содержание мирового соглашения утверждение мирового соглашения арбитражным судом. Расторжение мирового соглашения. Последствия неисполнения мирового соглашения.
77461. Упрощенные процедуры банкротства: банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника 16.9 KB
  Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом. В случаях если гражданин должник или руководитель должника юридического лица фактически прекратившего свою деятельность отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при...
77462. Особенности банкротства физических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянского (фермерского) хозяйства 18.16 KB
  Основания для признания крестьянского фермерского хозяйства банкротом неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства банкротом Заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского...
77463. Оспаривание сделок в деле о банкротстве. Подозрительные сделки и сделки предпочтения 16.94 KB
  Сделки совершенные должником или другими лицами за счет должника могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации а также по основаниям и в порядке которые указаны в настоящем Федеральном законе. Оспаривание подозрительных сделок должника...
77464. Антимонопольное законодательство и иные акты о защите конкуренции. Цель и метод правового регулирования, предусмотренного антимонопольным законодательством 18.32 KB
  Понятие конкуренции недобросовестная конкуренция понятие формы. Принцип: регулирование и контроль монополистической деятельности осуществление монополистической деятельности допускается если это не нарушает свободу конкуренции. При обнаружении факти или угроза нарушения конкуренции монополистическая деятельность признается незаконной.
77465. Монополистическая деятельность: понятие, виды, формы 20.37 KB
  Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем более снабженческо-бытовой деятельности предприятия. При этом обычно различают одноотраслевой и комбинированный многоотраслевой трест когда объединение захватывает предприятия другой отрасли. Комбинированный трест объединяющий предприятия разных отраслей получает возможность извлекать дополнительную прибыль вопервых за счет использования побочных продуктов и отходов другой отрасли вовторых за счет организации вертикального комбинирования когда одно предприятие...
77466. Понятие правовой конструкции «доминирующие положения» по антимонопольному законодательству и ее правовое значение 17.51 KB
  Механизм включения хозяйствующих субъектов в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара более 35.5 это такое положение субъекта группы лиц нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара которое дает им возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке устранять или затруднять доступ на данный товарный рынок. Предполагается доминирующее положение субъекта если доля его на рынке определенного товара превышает 50.е субъект имеет возможность доказать отсутствие у...