31655

Мотивы учебной деятельности

Доклад

Педагогика и дидактика

Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.

Русский

2013-09-01

38.5 KB

1 чел.

2. Мотивы учебной деятельности.

Одной из важных составляющих учебной деятельности школьников является ее мотивация. Мотив - побуждение к деятельности, это то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

П.Я. Гальперин указывает на существование трех видов мотивации учения школьников:

  1.  Внешняя мотивация: когда школьник учится ради похвалы, награды либо напротив делает что-то для того, чтобы его не ругали;
  2.  Соревновательная или «спортивная мотивация», в основе ее желание соревноваться с товарищами и с самим собой. Школьник стремится к более высоким результатам, которые в каком-то отношении приятны испытуемому и который поднимает его в собственных глазах, в глазах товарищей, потому что он достигает все больших результатов. Но само учение, сами знания его не очень интересуют, его интересует лишь результат.
  3.  Внутренняя мотивация, по словам П.Я.Гальперина. - это «...особая бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям». Никакой иной мотивацией нельзя заменить такого стремления к знаниям.

Исследование мотивации учения младших школьников показало, что 1-ое место занимают широкие социальные мотивы, особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения (от 1-го к 3-му классу растет число указаний на данные мотивы). На 2-м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичностные мотивы. Среди них первое место занимает престижная мотивация. Мотивация избегания неудачи не занимает ведущего места.

Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. Все это создает личностную готовность к учению в школе. Особенности мотивации учения младших школьников отчетливо обнаруживаются в их отношении к учителю. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит, кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, т.к. это подчеркивает значимость выполняемой деятельности. В 1-2 классах к учителям не бывает критического отношения. Требования учителя для младших школьников - закон. Социальная мотивация учения настолько сильна, что младшие школьники не всегда стремятся понять, для чего нужно сделать то или другое; раз задание исходит от учителя, дано в форме урока, значит оно нужно, и его следует выполнять как можно более тщательно. Социальные мотивы учения занимают значительное место, они способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса.

В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения. Но такая мотивация связана не с прямым продуктом учебной деятельности, а с косвенным, побочным, что снижает ее силу и действенность. Во-вторых, такая мотивация носит скорее понимаемый характер. Мотивы остаются для ребенка далекими, реализующимися только в будущем, усиливают же мотивацию, как правило, близкие цели. Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места у младшего школьника, хотя в процессе овладения учебной деятельностью они и перестраиваются.

К концу младшего школьного возраста у детей возникает избирательный интерес к отдельным учебным предметам.

К окончанию 3-го класса происходит перелом в отношении к учению у детей. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. По мнению Л.И. Божович это связано с ошибками в организации учебно-воспитательного процесса, нарушающих логику психического развития ребенка.

Начальное обучение дает недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребенка, а напротив, загружает его память. В начальной школе используется большое количество упражнений направленных на выработку разных навыков и умений. В то время, как интеллектуальная деятельность ребенка обладает значительно большими возможностями в усвоении абстрактного материала. Таким образом, знания, которые приобретают младшие школьники, не удовлетворяют их развивающимся познавательным потребностям.

Ослабление социальной мотивации учения, что связано с неправильной работой учителей по организации детского коллектива и его общественного мнения. Воспитательное воздействие в начальных классах осуществляется учителем непосредственно. Однако, к 3-4-му классу мотивы, которые составляли основу поведения и деятельности начинают ослабевать, следовательно, надо своевременно подготовить условия для возникновения новой мотивации.

Перестройка мотивационной сферы и формирование мотивов не могут произойти без специальной, целенаправленной работы. В противном случае спад положительной мотивации происходит к концу младшего школьного - началу подросткового возраста, затем наблюдается некоторый подъем к концу школы, когда заново вступают в силу широкие социальные мотивы. Эти мотивы становятся значимыми, побуждающими, но, тем не менее, они не специфичны для учебной деятельности и но-прежнему связаны с косвенным продуктом.

  1.  Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе активной учебной деятельности, а не предшествуют ей. Задача учителя состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать во взаимосвязи широкие социальные мотивы и учебно-познавательные. Для формирования мотивации учения необходимо соблюдать ряд условий;
  2.  общее условие - формирование учебной деятельности, усвоение теоретических понятий;
  3.  частные условия формирования мотивации: создание противоречий между известным и неизвестным, привлечение учащихся к установлению причин явления, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26856. Классификация почек 1.16 KB
  четко видны дольки лазделенные бороздами на разрезе пирамиды с сосочками 2Гладкая многососочксвинья человснаружки гладкая полное слияние корков зоны отдельных почече на разрезепирамиды с сосочками 3Гладкая однососочковаясобака лошадь мрсполное слияние корков и мозгов зон почек.
26857. Мочевой пузырь и мочеточник 4.31 KB
  В тазовой полости в мочеполовой складке брюшины он переходит на дорсальную стенку мочевого пузыря и на границе серозной оболочки и адвентиции прободает мышечную оболочку следуя на коротком расстоянии до 3 5 см у крупных животных между мышечной и слизистой оболочками и открывается в полость мочевого пузыря. Такое взаимоотношение мочеточника с оболочками мочевого пузыря препятствует обратному поступлению мочи из мочевого пузыря в мочеточники но не мешает току мочи от почек в пузырь. Он представляет собой мешок грушевидной формы на...
26858. Основные данные фило- и онтогенеза органов размножения 4.26 KB
  Рядом с протоком промежуточной почки одновременно с возникновением половых складок появляется особый клеточный тяж одной стороной примыкающий к протоку промежуточной почки. В дальнейшем этот тяж обособляется от протока промежуточной почки И становится мюллеровым каналом половой системы самок.Передние мочеотделительные трубочки промежуточной почки образуют прямые канальцы и семенниковую сеть.Задние мочеотделительные трубочки промежуточной почки сохраняются в виде сильно редуцированных остатков в области придатка семенника.
26859. Анатомический состав и морфофункциональная хар-ка органов размножения самцов и самок 2.9 KB
  В целом морфология органов половой системы самца и самки паренхиматозного и трубчатого строения обеспечивает два вида процессов: 1 трофику развитие гонады и плода и 2 проведение половых клеток введение половых органов самца в половые пути самки и выведение по ним развившегося плода.Половой аппарат самца и самки имеет общие принципы строения и состоит из нескольких отделов: а половые железы парные: у самцов семенники у самок яичники вырабатывающие половые клеткиб половые протоки про водящие половые клетки семяпроводы у...
26860. Семенниковый мешок 1.88 KB
  Состоит семенниковый мешок из мошонки и влагалищных оболочек. Кожа мошонки cutis scroti покрыта мелкими волосами содержит потовые и сальные железы. По средней сагитталь'ной линии на ней выделяется шов мошонки. Она очень прочно сращена с кожей мошонки образуя одну оболочку.
26861. Семенники и придатки 4.39 KB
  Семенник подвешен на семенном канатике в семенниковом мешке; по форме он напоминает эллипсоид; с ним тесно связан придаток семенника . Головчатый конец extremitas capitata характеризуется наличием на нем головки придатка семенника которая бывает то плоская то толстая почти такая же как и хвост придатка . На придаточном крае семенника margo epididymidis прикрепляется брыжейка семенника и располагается тело придатка. Край семенника противоположный придатковому называется свободным краем .
26862. Семенной канатик и семяпровод 3.07 KB
  Семенной канатик и семяпровод. Семяпровод ductus deferens представляет собой семя проводящую трубку из слизистой мышечной и серозной оболочек; он служит продолжением канала придатка и выходит из его хвоста В составе семенного канатика с его медиальной стороны семяпровод направляется через. паховый канал в брюшную полость и затем идет в семяпроводной складке plica ductus deferentis в тазовую полость. Позади шейки последнего семяпровод соединяется с выводным протоком пузырьковидной железы в семяизвергающий проток ductus...
26863. Мочеполовой канал и придаточные половые железы 4.84 KB
  Мочеполовой канал начинается внутренним отверстием уретры ostium urethrae internum : из шейки мочевого пузыря и оканчивается наружным отверстием уретры ostium urethrae externum на головке полоеого члена. Губчатая часть pars spongiosa начинается от перешейка уретры и заканчивается на переднем конце головки полового члена образуя здесь отросток уретры processus urethrae. Кавернозный слой мужской уретры stratum cavernosum в своей основе имеет соединительнотканный остов. bulbourethral парная; размещается в каудальной части...
26864. Половой член и препуций 3.74 KB
  Половой член penis состоит из пещеристого тела полового члена и удовой части мочеполового канала. Пещеристое тело полового члена corpus cavernosum penis в области седалищной дуги прикрепляется к седалищным костям двумя ножками crus penis. Ножки формируют непарное тело corpus penis. Корень полового члена radix penis образован ножками кавернозного тела и началом удовой части мужской уретры.