31656

Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы социальнопсихологического обучения это методы которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методы социальнопсихологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы игровые методы и тренинговые методы.Дискуссионные методы.

Русский

2013-09-01

57 KB

0 чел.

  1.  Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Термин ``активные социально-психологические методы обучения'' появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Методы социально-психологического обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Методы социально-психологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы, игровые методы и тренинговые методы.

Группа АМ

Назначение (цель использования)

Позиция и действия ведущего

Особенности организации и проведения

1.Дискуссионные методы.

Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы

Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт

Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют

2.Игровые методы: ролевые и ситуационные игры, деловые игры, учебные игры и др.

Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций

Специализированы и дифференцированы

наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу

3. Тренинговые методы: тренинги профессиональной компетентности, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста

Корректировка мнений, позиций, планов, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание

Подбор и комплектование групп, инструктирование, сбор информации о группе и участниках, информирование

Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга

Тренинг, его виды в работе с младшими школьниками.

Существует огромное количество форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами. Важной общей чертой тренингов является их стадийность. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Одной из разновидностей тренинга общения выступает тренинг делового общения как вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.

Основной целью тренинга делового общения выступает развитие у участников коммуникативных умений; коммуникабельности и коммуникативной культуры в целом.

Социально-ролевой тренинг - метод обучения, способствующий решению внутренних конфликтов в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций, выработки и закрепления социокультурных норм.

Интересен опыт использования ситуационного тренинга для преодоления этнических предрассудков у школьников, предложенный американскими психологами. Класс делят по какому-либо несущественному признаку, например по цвету глаз, на две половины - кареглазых и голубоглазых. Затем в течение нескольких дней учитель проявляет фаворитизм к одной группе и одновременно дискриминирует представителей второй, т. е. поддерживает насмешки и обидные замечания, приказывает носить особого фасона воротники и т.п. Спустя некоторое время, происходит ролевой обмен. Так школьники на собственном опыте познают горечь принадлежности к отвергаемой группе.

Игротерапия

Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития. В нашей стране творческое переосмысление игротерапии происходит на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры разработанной в трудах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, где терапия реализуется в форме ролевой игры, моделирующей новый тип взаимоотношений.

Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия, который возникает только там и тогда, когда возникает необходимость ориентировки на действие другого человека. Этим задачам отвечает, прежде всего, групповая форма игры.

Психолог О.А. Карабанова в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры выделяет:

  •  моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме;
  •  формирование, наряду с игровыми отношениями, реальных отношений, т.е. равноправных партнерских отношений сотрудничества;
  •  организацию поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях;
  •  организацию ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний;
  •  формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.

Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить:

  •  возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами, игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой;
  •  возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий;
  •  физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях.

Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой; небольшой стол для психолога; детские стулья и стул для психолога; большая доска с мелом на стене. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов.

При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя.

Библиотерапия

- это специальное коррекционное воздействие человека с помощью чтения подобранной литературы.

Цель – восстановление душевного равновесия за счет восполнения недостатков образов и представлений.

Драмотерапия

является психотерапевтическим методом, который используют драматические средства для выработки умения управлять собой, жить среди других, общаться и справляться с трудностями.

    Цели драмотерапии:

- развитие эмпатии и фантазии,

- развитие логики и психологической устойчивости,

- умение владеть своим телом, освободится от внутренних зажимов,

- воплощение через игру несбывшихся идей,

- приобретение навыков публичного поведения, решения конфликтов,

- способность овладения над своими эмоциями.

Арт-терапия

Цель – развитие самовыражения ребенка через искусство, способностей и конструктивных действий с учетом реальности окружающего мира.

Задачи:

  1.  проанализировать мысли и чувства ребенка
  2.  развивать чувства внутреннего контроля
  3.  дать социально приемлемый выход агрессии
  4.  позволяет сконцентрировать внимание на чувствах и ощущениях
  5.  развивать художественные способности

Способы проведения арт-терапии

- неструктурированное занятие: самостоятельный выбор темы и инструментов.

В конце – обсуждение

- структурированное занятие – дается тема, материал, инструменты. Обсуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28231. Способы управления эмоциями. Защитные механизмы и совладающее поведение 43.5 KB
  Защитные механизмы и совладающее поведение. Защитные механизмы психики. Отрицание Проекция Приписывает свои мотивы другим людям атрибутивнаяособзает черту и бессознателтно приписывает другим комплементарная осознает но источник лежит в другом классическая не признает качество Смешение Смещение объекта смещение влечения Регрессия объекта при разводе к маме Идентификация принимает личные характеристики другого на себя Компенсация Реактивное образование Замена на противоположные импульсы Рационализация Сублимация...
28232. Психические состояния и их классификация 31.5 KB
  Левитов: Состояние – целостная характеристика психической деятельности и поведения за некоторый период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражения объектов и явлений действительности в настоящий момент в зависимости от конкретной ситуации предшествующего состояния и психических свойств личности. Состояние – целостная организация поведения и деятельности за определенный момент времени. Психическое состояние – относительно устойчивое психическое явление характеризующее психику в целом фон на...
28233. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных) 64 KB
  В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности связанный с личностными характеристиками исследования связей интеллекта с эмоциональноволевыми особенностями социальноэкономическими условиями и т. В истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить 2 главных подхода взаимно обогащающих друг друга. Источник развития интеллекта – в нем самом развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Интеллект необходимо рассматривать как...
28234. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА (ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ) В РАБОТАХ Б.Г.АНАНЬЕВА 32 KB
  Форма развития индивида – онтогенетическая эволюция которая идет по филогенетической программе но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности. На развитие индивида накладывается развитие личности → ступени общественного воспитания образования и обучения стали определяющими характеристиками периодов развития индивида. статус личности в обществе активная позиция человека статус общности в которой формировалась личность...
28235. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация 35 KB
  Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету деятельности к другим людям. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того чтобы oтношение к себе превратились в свойство называемое рефлексивностью. Чужую самооценку например родительскую; Способы регуляции поведения; 6. Самосознание культурный феномен позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности усвоенные индивидом.
28236. «Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты 42.5 KB
  Описательная составляющая Яконцепции образ Я или картина Я; составляющая связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам самооценка или принятие себя. Три главных элемента Я концепции: Когнитивная составляющая образ Я представление индивида о самом себе. Составляющие Яконцепции: реальное Я представление о себе в настоящем времени идеальное Я то каким субъект по его мнению должен был бы стать ориентируясь на моральные нормы. Бернс выделяет следующие основные ракурсы Яконцепции: Реальное Я установки...
28237. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева 46 KB
  Личность в системе отношений и структура отношений личности. Психология отношений специфическая теория личности имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности происхождения болезней и механизмов их развития особенностей клинических проявлений лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений психологии отношений является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную основанную на...
28238. НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА (Б.М.ТЕПЛОВ, В.Д.НЕБЫЛИЦЫН, Е.П.ИЛЬИН) 68 KB
  НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА Б.ИЛЬИН Свойства НС это устойчивые особенности НС влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. Свойства НС – природные врожденные особенности НС влияющие на формирование индивидуальных форм поведения у животных и некоторых индивидуальных различий способностей и характера у человека Павлов Теплов. Тип высшей нервной деятельности генотип темперамент следует отличать от характера фенотипа или склада высшей нервной деятельности который есть сплав из черт типа и тех черт...
28239. ТЕМПЕРАМЕНТ: ЕГО СВОЙСТВА И ТИПОЛОГИЯ 31.5 KB
  эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения тревожность – степень личностного ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности утомляемость работоспособность врабатываемость импульсивность – быстрота реакции непроизвольных движений приспособление к непосредственно действующим раздражителям быстрота принятия решения и его исполнение ригидность пластичность – степень легкости приспособления к новой ситуации...