31656

Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы социальнопсихологического обучения это методы которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методы социальнопсихологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы игровые методы и тренинговые методы.Дискуссионные методы.

Русский

2013-09-01

57 KB

0 чел.

  1.  Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Термин ``активные социально-психологические методы обучения'' появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Методы социально-психологического обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Методы социально-психологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы, игровые методы и тренинговые методы.

Группа АМ

Назначение (цель использования)

Позиция и действия ведущего

Особенности организации и проведения

1.Дискуссионные методы.

Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы

Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт

Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют

2.Игровые методы: ролевые и ситуационные игры, деловые игры, учебные игры и др.

Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций

Специализированы и дифференцированы

наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу

3. Тренинговые методы: тренинги профессиональной компетентности, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста

Корректировка мнений, позиций, планов, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание

Подбор и комплектование групп, инструктирование, сбор информации о группе и участниках, информирование

Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга

Тренинг, его виды в работе с младшими школьниками.

Существует огромное количество форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами. Важной общей чертой тренингов является их стадийность. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Одной из разновидностей тренинга общения выступает тренинг делового общения как вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.

Основной целью тренинга делового общения выступает развитие у участников коммуникативных умений; коммуникабельности и коммуникативной культуры в целом.

Социально-ролевой тренинг - метод обучения, способствующий решению внутренних конфликтов в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций, выработки и закрепления социокультурных норм.

Интересен опыт использования ситуационного тренинга для преодоления этнических предрассудков у школьников, предложенный американскими психологами. Класс делят по какому-либо несущественному признаку, например по цвету глаз, на две половины - кареглазых и голубоглазых. Затем в течение нескольких дней учитель проявляет фаворитизм к одной группе и одновременно дискриминирует представителей второй, т. е. поддерживает насмешки и обидные замечания, приказывает носить особого фасона воротники и т.п. Спустя некоторое время, происходит ролевой обмен. Так школьники на собственном опыте познают горечь принадлежности к отвергаемой группе.

Игротерапия

Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития. В нашей стране творческое переосмысление игротерапии происходит на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры разработанной в трудах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, где терапия реализуется в форме ролевой игры, моделирующей новый тип взаимоотношений.

Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия, который возникает только там и тогда, когда возникает необходимость ориентировки на действие другого человека. Этим задачам отвечает, прежде всего, групповая форма игры.

Психолог О.А. Карабанова в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры выделяет:

  •  моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме;
  •  формирование, наряду с игровыми отношениями, реальных отношений, т.е. равноправных партнерских отношений сотрудничества;
  •  организацию поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях;
  •  организацию ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний;
  •  формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.

Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить:

  •  возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами, игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой;
  •  возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий;
  •  физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях.

Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой; небольшой стол для психолога; детские стулья и стул для психолога; большая доска с мелом на стене. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов.

При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя.

Библиотерапия

- это специальное коррекционное воздействие человека с помощью чтения подобранной литературы.

Цель – восстановление душевного равновесия за счет восполнения недостатков образов и представлений.

Драмотерапия

является психотерапевтическим методом, который используют драматические средства для выработки умения управлять собой, жить среди других, общаться и справляться с трудностями.

    Цели драмотерапии:

- развитие эмпатии и фантазии,

- развитие логики и психологической устойчивости,

- умение владеть своим телом, освободится от внутренних зажимов,

- воплощение через игру несбывшихся идей,

- приобретение навыков публичного поведения, решения конфликтов,

- способность овладения над своими эмоциями.

Арт-терапия

Цель – развитие самовыражения ребенка через искусство, способностей и конструктивных действий с учетом реальности окружающего мира.

Задачи:

  1.  проанализировать мысли и чувства ребенка
  2.  развивать чувства внутреннего контроля
  3.  дать социально приемлемый выход агрессии
  4.  позволяет сконцентрировать внимание на чувствах и ощущениях
  5.  развивать художественные способности

Способы проведения арт-терапии

- неструктурированное занятие: самостоятельный выбор темы и инструментов.

В конце – обсуждение

- структурированное занятие – дается тема, материал, инструменты. Обсуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69610. АНАЛИЗ СИСТЕМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И РАЗРАБОТКА UML ДИАГРАММ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО УРОВНЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ 49.55 KB
  Диаграммы вариантов использования описывают функциональное назначение системы или то что система должна делать. Диаграмма стойкости Способ дальнейшей детализации модели прецедентов Диаграмма последовательностей Диаграммы последовательности используются для моделирования взаимодействия...
69611. РАЗРАБОТКА UML ДИАГРАММ ЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТНЫХ ПРОГРАМНЫХ РЕШЕНИЙ: МОДЕЛИРОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ 45.71 KB
  Описывает структуру системы показывая её классы их атрибуты и операторы а также взаимосвязи этих классов. Диаграмма объектов Они показывают множество объектов экземпляров классов изображенных на диаграмме классов и отношений между ними в некоторый момент времени.
69612. РАЗРАБОТКА UML ДИАГРАММ ЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТНИХ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ (КПР): МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ 45.05 KB
  Диаграмма состояний Показывает как объект переходит из одного состояния в другое. Диаграмма активности Используются для визуализации алгоритмов программы. Диаграмма кооперации Показывает поток сообщений между объектами системы и основные ассоциации между ними...
69613. Разработка спецификации системных требований в процессе проектирования ПО 16.6 KB
  Разработка программного обеспечения для изучения динамического хаоса Прецедент: Решение задач для одномерных отображений Заинтересованные личности прецедента и их требования студент: изучить и получить первичные знания о динамическом хаосе преподаватель: обучить студентов с помощью программы.
69614. ДВИГАТЕЛЬ АСИНХРОННЫЙ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 18.97 MB
  Цель работы: рассчитать размеры статора и ротора, выбрать тип обмотки, обмоточные провода, изоляцию, материалы активных и конструктивных частей машины. Сконструировать и рассчитать отдельные части машины, то есть связать электротехнические понятия с геометрическими размерами.
69615. Управление риском 246 KB
  Сжатие графиков проекта. В контексте проекта риск это вероятность наступления нежелательного события и всех его возможных последствий Некоторые нежелательные события можно выявить еще до начала проекта некоторые нельзя ни предвидеть ни даже вообразить.
69616. Измерение и оценка состояния работ 473.5 KB
  Контроль процесса. Этапы контроля. Разработка основного плана. Измерение хода работы. Сравнение плана с фактом. Принятие мер. Мониторинг времени выполнения работ. Интегрированная система стоимость/график. Сметная стоимость работ (bcws).
69617. Информационные технологии в управлении 679.5 KB
  В части календарно-ресурсного планирования СУП должна обеспечить следующие возможности: формирование структуры декомпозиции работ WBSструктуры требуемой степени детализации; формирование календарного плана содержащего продолжительность...