31656

Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы социальнопсихологического обучения это методы которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методы социальнопсихологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы игровые методы и тренинговые методы.Дискуссионные методы.

Русский

2013-09-01

57 KB

0 чел.

  1.  Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Термин ``активные социально-психологические методы обучения'' появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Методы социально-психологического обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Методы социально-психологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы, игровые методы и тренинговые методы.

Группа АМ

Назначение (цель использования)

Позиция и действия ведущего

Особенности организации и проведения

1.Дискуссионные методы.

Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы

Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт

Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют

2.Игровые методы: ролевые и ситуационные игры, деловые игры, учебные игры и др.

Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций

Специализированы и дифференцированы

наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу

3. Тренинговые методы: тренинги профессиональной компетентности, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста

Корректировка мнений, позиций, планов, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание

Подбор и комплектование групп, инструктирование, сбор информации о группе и участниках, информирование

Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга

Тренинг, его виды в работе с младшими школьниками.

Существует огромное количество форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами. Важной общей чертой тренингов является их стадийность. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Одной из разновидностей тренинга общения выступает тренинг делового общения как вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.

Основной целью тренинга делового общения выступает развитие у участников коммуникативных умений; коммуникабельности и коммуникативной культуры в целом.

Социально-ролевой тренинг - метод обучения, способствующий решению внутренних конфликтов в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций, выработки и закрепления социокультурных норм.

Интересен опыт использования ситуационного тренинга для преодоления этнических предрассудков у школьников, предложенный американскими психологами. Класс делят по какому-либо несущественному признаку, например по цвету глаз, на две половины - кареглазых и голубоглазых. Затем в течение нескольких дней учитель проявляет фаворитизм к одной группе и одновременно дискриминирует представителей второй, т. е. поддерживает насмешки и обидные замечания, приказывает носить особого фасона воротники и т.п. Спустя некоторое время, происходит ролевой обмен. Так школьники на собственном опыте познают горечь принадлежности к отвергаемой группе.

Игротерапия

Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития. В нашей стране творческое переосмысление игротерапии происходит на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры разработанной в трудах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, где терапия реализуется в форме ролевой игры, моделирующей новый тип взаимоотношений.

Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия, который возникает только там и тогда, когда возникает необходимость ориентировки на действие другого человека. Этим задачам отвечает, прежде всего, групповая форма игры.

Психолог О.А. Карабанова в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры выделяет:

  •  моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме;
  •  формирование, наряду с игровыми отношениями, реальных отношений, т.е. равноправных партнерских отношений сотрудничества;
  •  организацию поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях;
  •  организацию ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний;
  •  формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.

Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить:

  •  возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами, игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой;
  •  возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий;
  •  физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях.

Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой; небольшой стол для психолога; детские стулья и стул для психолога; большая доска с мелом на стене. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов.

При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя.

Библиотерапия

- это специальное коррекционное воздействие человека с помощью чтения подобранной литературы.

Цель – восстановление душевного равновесия за счет восполнения недостатков образов и представлений.

Драмотерапия

является психотерапевтическим методом, который используют драматические средства для выработки умения управлять собой, жить среди других, общаться и справляться с трудностями.

    Цели драмотерапии:

- развитие эмпатии и фантазии,

- развитие логики и психологической устойчивости,

- умение владеть своим телом, освободится от внутренних зажимов,

- воплощение через игру несбывшихся идей,

- приобретение навыков публичного поведения, решения конфликтов,

- способность овладения над своими эмоциями.

Арт-терапия

Цель – развитие самовыражения ребенка через искусство, способностей и конструктивных действий с учетом реальности окружающего мира.

Задачи:

  1.  проанализировать мысли и чувства ребенка
  2.  развивать чувства внутреннего контроля
  3.  дать социально приемлемый выход агрессии
  4.  позволяет сконцентрировать внимание на чувствах и ощущениях
  5.  развивать художественные способности

Способы проведения арт-терапии

- неструктурированное занятие: самостоятельный выбор темы и инструментов.

В конце – обсуждение

- структурированное занятие – дается тема, материал, инструменты. Обсуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31822. Реформа армии Петра I 595 KB
  Для приверженцев первой точки зрения в военной историографии характерна уверенность в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, устаревшим и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна
31823. Создание плана озеленения с использованием древесно-кустарниковых и травянистых растений, исключительно имеющих лечебные свойства 150.18 KB
  Фитотерапия с лечебной и профилактической целью использует либо растения в целом либо их отдельные части: корни корневища клубни луковицы листья цветки стебли кору почки ягоды плоды и семена. Цветет в мае плоды созревают в июле августе. Плоды черемухи использовались человеком каменного века о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия поэтому плоды черемухи можно считать одним из древнейших лекарственных средств.
31824. СВИНЦОВО-КИСЛОТНИЙ АКАМУЛЯТОР 6-СТ-90 550.5 KB
  Приготовление пасты. Расчёт объема пасты осуществляется по формуле. Поэтому при формировании очередной партии пластин отрицательной и положительной пасты меняются местами и следовательно изменяется полярность подачи напряжения на шины.3 Приготовление пасты Активная масса свинцовых аккумуляторов образуется в результате электрохимических процессов окисления или восстановления протекающих в электродных пастах при формировании намазных этими пастами пластин.
31825. Разработка информационно-справочного ресурса культурно-развлекательного центра «Мистик» способного представлять текстовую и графическую информацию пользователю 8.37 MB
  3 Анализ достоинств и недостатков имеющихся технологий 3 Техническое задание на создание ресурса 22 4 Проектирование работы ресурса с помощью UML 32 5 Реализация информационного ресурса 5.1 Разработка информационного ресурса 5.2 Описание интерфейса 6 Тестирование работы ресурса и контрольный пример работы 6.1 Тестирование интернет ресурса 6.
31826. Создание электронного ресурса, который поможет сделать процесс управления образованием более оперативным и удобным 4.53 MB
  3 Описание языка [2] PHP англ. PHP: Hypertext Preprocessor PHP: препроцессор гипертекста англ. [4] В области программирования для Сети PHP один из популярных скриптовых языков наряду с JSP Perl и языками используемыми в SP.NET благодаря своей простоте скорости выполнения богатой функциональности кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.
31827. Поиск субоптимальных параметров в методе аддитивного расщепления 240.81 KB
  Субоптимальные параметры расщепления максимально с точностью до малого параметра расширяют по вещественной оси спектральную область сходимости. Также проблематично бывает проверить условие сходимости которое обычно не выполняется. В связи с этим в данной дипломной работе для схемы МАР находятся такие параметры при которых спектральная область сходимости содержала бы интервал на вещественной оси наибольшей длины. Для случая когда спектральный радиус применяется метод аддитивного расщепления [13]: произвольный набор начальных...
31828. Реалии Третьего рейха и проблема их перевода 1.1 MB
  Вот некоторые из подобных явлений: €œСлово о воздушной войне€ речь рейхсминистра Геббельса Ein Wort zum Luftkrieg von Reichsminister Doktor Goebbels†N № 210 €œВера и красота€ женская фашистская организация Glube und Schönheit N № 21 €œофицеры вермахта офицерыэсэсовцы Offiziere der Wehrmcht SSOffiziere†R № 59 €œГермания и песнь о Хорсте Весселе €œds Deutschlnd und ds HorstWesselLied€ R № 214 назначенный на 1 апреля 1933 года бойкот врачебной практики€...
31829. ИМЯ, ЧИСЛО, МИФ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 182.34 KB
  Триединство имени-числа-мифа, возможно, является инструментом для осознанной интерпретации потока реальности, которая необходима как связующий бытие и сознание элемент, но также как специфический «фильтр» воспринимающего субъекта.
31830. Рассчитаны основные элементы схемы, разработана печатная плата и конструкция универсального модуля 877 KB
  1 Выбор типа печатной платы.2 Выбор материала печатной платы.3 Выбор метода изготовления печатной платы.6 Расчет размеров печатной платы15 2.