31656

Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы социальнопсихологического обучения это методы которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методы социальнопсихологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы игровые методы и тренинговые методы.Дискуссионные методы.

Русский

2013-09-01

57 KB

0 чел.

  1.  Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога

Термин ``активные социально-психологические методы обучения'' появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Методы социально-психологического обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Методы социально-психологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы, игровые методы и тренинговые методы.

Группа АМ

Назначение (цель использования)

Позиция и действия ведущего

Особенности организации и проведения

1.Дискуссионные методы.

Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы

Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт

Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют

2.Игровые методы: ролевые и ситуационные игры, деловые игры, учебные игры и др.

Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций

Специализированы и дифференцированы

наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу

3. Тренинговые методы: тренинги профессиональной компетентности, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста

Корректировка мнений, позиций, планов, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание

Подбор и комплектование групп, инструктирование, сбор информации о группе и участниках, информирование

Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга

Тренинг, его виды в работе с младшими школьниками.

Существует огромное количество форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами. Важной общей чертой тренингов является их стадийность. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Одной из разновидностей тренинга общения выступает тренинг делового общения как вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.

Основной целью тренинга делового общения выступает развитие у участников коммуникативных умений; коммуникабельности и коммуникативной культуры в целом.

Социально-ролевой тренинг - метод обучения, способствующий решению внутренних конфликтов в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций, выработки и закрепления социокультурных норм.

Интересен опыт использования ситуационного тренинга для преодоления этнических предрассудков у школьников, предложенный американскими психологами. Класс делят по какому-либо несущественному признаку, например по цвету глаз, на две половины - кареглазых и голубоглазых. Затем в течение нескольких дней учитель проявляет фаворитизм к одной группе и одновременно дискриминирует представителей второй, т. е. поддерживает насмешки и обидные замечания, приказывает носить особого фасона воротники и т.п. Спустя некоторое время, происходит ролевой обмен. Так школьники на собственном опыте познают горечь принадлежности к отвергаемой группе.

Игротерапия

Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития. В нашей стране творческое переосмысление игротерапии происходит на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры разработанной в трудах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, где терапия реализуется в форме ролевой игры, моделирующей новый тип взаимоотношений.

Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия, который возникает только там и тогда, когда возникает необходимость ориентировки на действие другого человека. Этим задачам отвечает, прежде всего, групповая форма игры.

Психолог О.А. Карабанова в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры выделяет:

  •  моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме;
  •  формирование, наряду с игровыми отношениями, реальных отношений, т.е. равноправных партнерских отношений сотрудничества;
  •  организацию поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях;
  •  организацию ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний;
  •  формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.

Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить:

  •  возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами, игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой;
  •  возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий;
  •  физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях.

Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой; небольшой стол для психолога; детские стулья и стул для психолога; большая доска с мелом на стене. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов.

При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя.

Библиотерапия

- это специальное коррекционное воздействие человека с помощью чтения подобранной литературы.

Цель – восстановление душевного равновесия за счет восполнения недостатков образов и представлений.

Драмотерапия

является психотерапевтическим методом, который используют драматические средства для выработки умения управлять собой, жить среди других, общаться и справляться с трудностями.

    Цели драмотерапии:

- развитие эмпатии и фантазии,

- развитие логики и психологической устойчивости,

- умение владеть своим телом, освободится от внутренних зажимов,

- воплощение через игру несбывшихся идей,

- приобретение навыков публичного поведения, решения конфликтов,

- способность овладения над своими эмоциями.

Арт-терапия

Цель – развитие самовыражения ребенка через искусство, способностей и конструктивных действий с учетом реальности окружающего мира.

Задачи:

  1.  проанализировать мысли и чувства ребенка
  2.  развивать чувства внутреннего контроля
  3.  дать социально приемлемый выход агрессии
  4.  позволяет сконцентрировать внимание на чувствах и ощущениях
  5.  развивать художественные способности

Способы проведения арт-терапии

- неструктурированное занятие: самостоятельный выбор темы и инструментов.

В конце – обсуждение

- структурированное занятие – дается тема, материал, инструменты. Обсуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18260. Індивідуально-виховна робота в підрозділі 135 KB
  Заняття 15: Індивідуальновиховна робота в підрозділі. Мета заняття: З’ясувати суть соціальнопсихологічної характеристики особистості військовослужбовця . Вивчити організацію та м...
18261. Основи навчання військовослужбовців в арміях НАТО 211.1 KB
  Заняття 23: Основи навчання військовослужбовців в арміях НАТО Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свід...
18262. Виховна діяльність в період адаптації молодого поповнення до військової служби 130 KB
  Заняття 17: Виховна діяльність в період адаптації молодого поповнення до військової служби. Мета заняття: З’ясувати зміст напрямки та особливості адаптації молоді до військової служби....
18263. Виховання як педагогічне явище 96.22 KB
  Заняття №1: Виховання як педагогічне явище. Мета заняття: формувати у студентів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової
18264. Методика консультування офіцером сержантів і солдатів з питань розвитку і самовдосконалення 166.5 KB
  Заняття 19: Методика консультування офіцером сержантів і солдатів з питань розвитку і самовдосконалення. Мета заняття: З’ясувати сутність консультування підлеглих. Поділ ролей офіцера...
18265. Методологічні проблеми військового виховання 59.41 KB
  Заняття №4: Методологічні проблеми військового виховання. Мета заняття: З’ясувати закономірності виховання військовослужбовців. Усвідомити мету й ідеал виховання військовослужбовців Збройних Сил...
18266. Принципи виховання військовослужбовців 68.33 KB
  Заняття №6: Принципи виховання військовослужбовців. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої ві
18267. Організація та зміст гуманітарної підготовки в ЗС України 50.2 KB
  Заняття 20: Організація та зміст гуманітарної підготовки в ЗС України. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почутт...
18268. Методи і форми військового навчання 68.03 KB
  Заняття 10: Методи і форми військового навчання. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої вій