31760

Подготовка и содержание общего плана и программы аудита

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Исходя из вышеизложенного выделяются ключевые принципы планирования аудита. Планирование и достижение наибольшей эффективности аудита реализация общей цели и задач проверки акцентирование внимания на главных проблемах что достигается в частности рациональной расстановкой специалистов участвующих в проверке с целью избежания по возможности дублирования выполняемых ими функций с учетом уровня квалификации и компетентности каждого специалиста аудитора ассистента эксперта в определенных вопросах и оформляется календарным графиком...

Русский

2013-09-01

38 KB

5 чел.

подготовка и содержание общего плана и программы аудита

Планирование аудита представляет собой один из важнейших этапов аудиторской проверки. От того, насколько тщательно аудитор подготовится к проверке, с одной стороны, зависит степень эффективного использования специалистов, участвующих в аудите, что закономерно обусловливает рациональное использование фонда их рабочего времени и минимизацию трудозатрат аудиторской организации, а с другой - зависит риск необнаружения существенных ошибок в финансовой отчетности клиента. Все сказанное обеспечивает конкурентоспособность аудиторской фирмы на рынке оказываемых аудиторских услуг.

Исходя из вышеизложенного выделяются ключевые принципы планирования аудита.

  1.  Обеспечение своевременности проведения аудиторской проверки (в сроки, установленные договором).
  2.  Планирование и достижение наибольшей эффективности аудита, реализация общей цели и задач проверки, акцентирование внимания на главных проблемах, что достигается, в частности, рациональной расстановкой специалистов, участвующих в проверке, с целью избежания (по возможности) дублирования выполняемых ими функций, с учетом уровня квалификации и компетентности каждого специалиста (аудитора, ассистента, эксперта) в определенных вопросах, и оформляется календарным графиком выполняемых работ в рамках задач, поставленных перед каждым участником группы проверяющих.
  3.  Знание финансово-хозяйственной деятельности клиента. Ранее мы рассматривали вопросы, связанные с оценкой системы внутреннего контроля клиента, и отмечали, что от состояния контрольной среды и применяемых процедур (средств) контроля во многом зависит ход аудиторской проверки конкретной организации (перечень применяемых методов и объем необходимых процедур). Эти и иные свойства деятельности клиента должны быть обязательно учтены при составлении плана и программы проверки.

Нормативному регулированию этапа планирования аудита посвящен МСА № 300 «Планирование». В соответствии с ним под планированием понимается разработка общей, стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Планирование осуществляется постоянно на протяжении всей проверки и включает следующие этапы:

  •  составление и корректировка плана работы (в котором отражается цель, задачи и сроки проведения аудиторской проверки);
  •  составление и корректировка аудиторской программы (отражающей содержание, время проведения и объем конкретных аудиторских процедур).

В стандарте отмечается, что масштаб планирования варьируется в зависимости от размера проверяемой организации; сложности самого аудита; опыта, полученного аудитором при проведении прежних проверок в данной организации, а также знания бизнеса. Знанию области бизнеса, в которой функционирует клиент, уделяется особое внимание, поскольку это помогает аудитору идентифицировать типичные события, хозяйственные операции, способные существенно повлиять на процесс проведения аудиторской проверки и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности клиента.

Далее указывается, что аудитор может обсудить элементы плана аудита или определенных аудиторских процедур с аудиторским комитетом, управляющими или высшим руководством проверяемой организации с целью повышения эффективности аудита, а также координации выполнения аудиторских процедур с режимом работы персонала клиента. Тем не менее за разработку и выполнение общего плана и программы аудиторской проверки полную ответственность несут сами аудиторы.

Общий план аудита. Аудитор должен разработать и отразить в своей рабочей документации общий план аудита с учетом ожидаемого масштаба проведения аудита. После разработки общий план аудита подлежит дальнейшей доработке и детализации до уровня программы аудиторской проверки.

Вопросы, которые должны быть рассмотрены аудитором при составлении общего плана аудита согласно МСА, приведены в табл. 5.

В общем плане аудита рекомендуется предусмотреть следующие разделы:

  •  наименование аудируемой организации;
  •  проверяемый период;
  •  период проведения проверки и общая трудоемкость выполняемых работ (чел.-ч);
  •  планируемый аудиторский риск и уровень существенности;
  •  состав (в том числе руководитель) аудиторов, привлекаемых к проведению проверки;
  •  планируемые виды работ (в том числе ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемой организации, инструктирование специалистов, участвующих в проверке; контроль руководителя за выполнением плана и обеспечением качества работы специалистов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита);
  •  распределение специалистов по конкретным вопросам аудита с указанием срока исполнения (проведения проверки конкретного вопроса).

Программа аудита (Audit program) определяет характер, временные рамки (сроки) и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения общего плана аудиторской проверки.

Программа аудита является развитием общего плана аудита, содержит перечень инструктивных положений для ассистентов аудитора, привлеченных к выполнению проверки, а также служит средством контроля качества выполненной ими работы.

При подготовке программы аудита в ней необходимо учесть следующие вопросы:

  •  оценка конкретных уровней внутрихозяйственного риска и риска контроля, а также требуемый уровень надежности, достигаемый выполнением процедур по существу;
  •  применение контрольных тестов и процедур по существу;
  •  привлечение к проведению проверки специалистов аудируемой организации, ассистентов, других аудиторов и экспертов; координирование и контроль выполняемой ими работы;
  •  иные вопросы общего плана аудита (см. табл. 5), но в более детализированном виде.

Следует заметить, что и общий план и программа аудита подлежат пересмотру и изменениям в ходе проведения аудиторской проверки. Причины их существенных изменений должны быть обоснованы и отражены в рабочих документах аудитора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9660. Правовая и нормативная база государственного регулирования коммерческой деятельности 36 KB
  Правовая и нормативная база государственного регулирования коммерческой деятельности. Коммерческое право - совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предп...
9661. Стимулирование коммерческой деятельности 26.5 KB
  Стимулирование коммерческой деятельности. В наше время предприятия более чем когда-либо вынуждены изыскивать новые и эффективные способы увеличения объема продаж. Для этого они в своей коммерческой деятельности прибегают к стимулированию. В течение ...
9662. Стандартизация деятельность по установлению правил и характеристик 47 KB
  Стандартизация. Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение ко...
9663. Лицензирование. Государственная регистрация субъектов предпринимательства 49.5 KB
  Лицензирование. Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отеч...
9664. Сертификация продукции и услуг 52 KB
  Сертификация продукции и услуг. Сертификация - это деятельность специальных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в качестве системы сертификации в порядке, установленном Госстандартом России. Сертификация устанавливае...
9665. Экспертиза и гигиеническая оценка товаров 47 KB
  Экспертиза и гигиеническая оценка товаров. Сертификация услуг представляет собой процедуру подтвержденная соответствия, посредством которой независимая от исполнителя услуг и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что...
9666. Регистрация и аттестация продукции и услуг 32 KB
  Регистрация и аттестация продукции и услуг. Государственная регистрация продукции осуществляется на основании статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ста...
9667. Правила торговли 62.5 KB
  Правила торговли Определение внешнеторговой деятельности дается в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под ней понимается предпринимательская деятельность в области междун..
9668. Товарооборот, цены и тарифы. Правовое регулирование цен 32 KB
  Товарооборот, цены и тарифы Цена - это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется при перевозке. Цены подразделяются на: свободные регулируемые. Свободная цена складывае...