31784

Рынок: сущность, условия и причины возникновения, субъекты, структура, инфраструктура, функции

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Существует обыденное и экономическое понятие рынка. В сфере обмена рынка выступают два собственника собственник товара и собственник денег. При этом реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок продукции. Поэтому экономическое определение рынка Самуэльсон характеризует так: Рынок это упорядоченная структура посредство которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара чтобы определить его цену и...

Русский

2013-09-01

43 KB

22 чел.

Рынок: сущность, условия и причины возникновения, субъекты, структура, инфраструктура, функции

Сам по себе рынок понятие емкое, многоаспектное. В большинстве литературных источников он рассматривается как сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи,  имеет место конкретная хозяйственная деятельность по продвижению товаров и услуг от их производителей до  потребителей.  

Существует обыденное и экономическое понятие рынка. Первоначально рынок рассматривался как конкретное место в пространстве для осуществления торговых операций, т.е. место, где покупались и продавались товары.

В сфере обмена (рынка) выступают два собственника - собственник товара и собственник денег. Продавец торгует ради получения дохода и, являясь собственником товара, может регулировать цену. Покупатель, как собственник денег, тоже не безразличен к цене. В результате их контакта устанавливаются приемлемые цены для каждого из них. При этом реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок продукции. Поэтому экономическое определение рынка Самуэльсон характеризует так:

«Рынок - это упорядоченная структура, посредство которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество».

Разнообразие существующих определений рынка свидетельствует о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, его сложности и многогранности.

Ранее было сказано, что рынок - это сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и наоборот. Но отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов. Например, в эпоху первобытнообщинного строя традиционная общинная система с ее натуральным хозяйством решала для себя вопросы потребления на примитивном уровне экономической выживаемости. Производимые здесь продукты являлись общинной собственностью и предназначались исключительно для использования (потребления) в рамках общины. Они распределялись уравнительно, с тем чтобы при низком доходе обеспечить всех членов общины минимумом пищи и одежды.

Жизненно необходимые потребности первобытных людей постепенно расширялись, и это способствовало росту производства. Собирательство готовых плодов природы привело к двум великим открытиям - земледелию (в начале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручению диких животных и разведению их как домашних). Люди стали заниматься каждый своим делом, т.е. специализироваться на земледелии или животноводстве.

Специализация труда - это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических ресурсов.

Возникло первое крупное общественное разделение труда - отделение животноводства от земледелия. В результате возник межобщинный обмен продуктами труда, который становился все более регулярным. Такая связь между разными видами производственной деятельности делала коллективы людей зависимыми друг от друга. Применяя более эффективные орудия труда и рабочий скот в земледелии, некоторые семьи стали обособляться (отделяться). Родовая община постепенно превратилась в соседскую, стала зарождаться частная собственность.

Одновременно стало быстро развиваться домашнее ремесло, которое затем выделилось в особую отрасль народного хозяйства. В обществе свершилось второе крупное разделение труда: от земледелия отделилось ремесло, где появилось множество специальностей и профессий (каменщики, плотники, мастера по обработке металла и др.).

Позже произошло и третье крупное общественное разделение труда: выделились купцы, занимающиеся посреднической торговлей. Это произошло тогда, когда обмен товарами достиг сравнительно высокого уровня и появились деньги. Ремесленники, крестьяне и др. свободные производители продавали свои продукты купцам, которые сбывали их на отдаленных рынках. Развитие обмена и появление денег расширили стимулы производства тех или иных товаров для продажи, появилось производство на рынок с целью получения дохода.

Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяли свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате выполнения работником только одной трудовой операции (специализации) благодаря обмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных насущных потребностей. По выражению А. Смита смысл обмена выглядит так: «Дай мне то, что мне нужно и ты получишь то, что необходимо тебе».

Вывод: Иначе говоря, условием возникновения рынка послужил переход общества от натурального хозяйства к товарному в результате общественного разделения труда и специализация.

Объектом рынка является товар.

Субъектами рынка являются: 1)Производители (продавцы)

                                            2) Посредники

                                            3) Потребители (покупатели).

Инфраструктура рынка представляет собой составные части общего устройства рыночной системы, которые носят вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность всего рыночного механизма. Она состоит из совокупности учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, предназначенных для обслуживания рыночного хозяйства.

Рыночная инфраструктура подразделяется на объединения (базы) субъектов или элементов инфраструктуры, сходных по основанным задачам, направленным на обеспечение функционирования рынка. Среди таких баз в первую очередь можно выделить:

  1.  Организационную базу – биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические структуры, предприятия мелкооптовой и розничной торговли.
  2.  Материальную базу – складское и товарное хозяйство, транспортные системы.
  3.  Информационную базу – информационные и справочные системы по продукции производственно-тхнического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировке ценных бумаг и другим, необходимым для рыночного механизма, данным.
  4.  Кредитно-расчетную базу – банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций для создания соответствующей материально-технической базы рыночной экономики.
  5.  Нормативно-правовую базу – нормы и правила регламентирующие отношения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, установленные в федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ.

Функции рынка:

Самая важная функция - обеспечение в полной мере платежеспособных потребностей населения в необходимых товарах.

Ценообразующая функция - на  рынок поступает продукция, на изготовление которой пошли различные затраты, а рынок признает только общественно-необходимые затраты. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги формируется рыночная цена.

Информационная функция - участники производства тех или иных товаров, благодаря прозрачности рынка (т.е. свободе рыночных отношений), через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредиты получают объективную информацию о потребностях рынка. Это позволяет предприятиям вверять свои возможности с потребностями рынка.

Регулирующая функция - связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность: растет цена- сигнал к расширению производства; падает цена- сигнал к его сокращению. На основе соотношения спроса и предложения устанавливаются необходимые пропорции в структуре производства, формируется соответствующий ассортимент, состав и качество продукции.

Санирующая функция- рынок, используя инструмент конкуренции, естественным путем отсеивает нерентабельных товаропроизводителей, оставляя на рынке только сильные и стабильные предприятия.

Рынок служит мощным рычагом снижения издержек производства на единицу продукции.

Рынок обеспечивает повышение качества товаров и услуг.   

Рынок способствует ускорению научно-технического прогресса в экономике страны и на отдельном предприятии.

Рынок  стимулирует рост эффективности производства посредством рационального использования материальных ресурсов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45999. Эффективный диаметр молекул 266 KB
  Молекулы газов – это, как правило, нейтральные частицы. Но в своем составе они содержат атомы, в которых есть и положительные и отрицательные заряды. Поэтому при приближении двух молекул друг к другу начинает все больше сказываться электростатическое отталкивание.
46002. Коммуникационный менеджмент организации: цели, функции, структуры, процессы, управление 31 KB
  Коммуникационный менеджмент организации: цели функции структуры процессы управление. Коммуникации в организации. Коммуникация это функция управления позволяющая при помощи правильно организованной передачи информации обеспечить надежное соединение всех звеньев предприятия и их взаимодействие Коммуникационный менеджмент – теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации так и между организацией и ее средой с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов...
46003. Значение конкуренции в современной экономике 28 KB
  Значение конкуренции в современной экономике. Основными методами конкуренции являются: повышение качества продукции снижение цен война цен реклама развитие до и послепродажного обслуживания создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т. конкуренции: активизация инновационного процесса гибкое приспособление к спросу высокое качество продукции высокая производительность труда минимум издержек реализация принципом оплаты по количеству и качеству труда возможность регулировки со стороны государства....
46005. Особенности работы PR-структур в условиях кризиса 59.5 KB
  Особенности работы PRструктур в условиях кризиса. Для этого в компании должен быть заранее подготовленный список возможных проблем и план действий в случае кризиса. Особенности работы PRструктур в условиях кризиса. Блэку – проанализировать все возможные источники и направления развития кризиса в зависимости от того чем занимается ваша организация в какой среде находится кто её конкуренты и проч.