31788

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Целью нормативного регулирования бухучета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рыночная экономика потребовала разработки новой системы нормативных документов регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации а также определения роли государственных органов в ее создании. Все вопросы организации бухучета регламентируются Министерством финансов РФ.

Русский

2013-09-01

30.5 KB

7 чел.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.

Целью нормативного регулирования бухучета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рыночная экономика потребовала разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Все вопросы организации бухучета регламентируются Министерством финансов РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень – Законодательный. К данному уровню относятся документы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухучета в организации, а также представление бухгалтерской отчетности в РФ: федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ). Особое место в этом уровне системы занимают: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Налоговый кодекс РФ.

Второй уровень – Нормативный. Ко второму уровню относятся документы, разработку и принятие которых регламентирует Минфин: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации, активы и обязательства организации, финансовые результаты ее деятельности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Документы данного уровня носят обязательный характер.

Третий уровень – Методический. К третьему уровню относятся указания по ведению бухучета, в том числе в инструкциях, рекомендациях. Разработкой их занимаются отраслевые министерства и ведомства. К этой группе документов относятся метод рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), метод указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Документы данного уровня носят рекомендательный характер.

Четвертый уровень – Организационный. Сюда относят рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бух учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.

Важным нормативным документом является Концепция бух учета в рыночной экономике России. В ней сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета до 2010 г. Концепция является основой построения системы бух учета в стране.

В Концепции изложены: цель бух учета (отдельно для внешних и внутренних пользователей); основы организации бух учета; содержание информации, формируемой в бух учете, и требования, предъявляемые к ней; состав информации, предназначенной для внешних пользователей; критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов; оценка активов, обязательств, доходов и расходов.