31796

Методы моделирования знаний при принятии управленческого решения

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Методы моделирования знаний при принятии управленческого решения. Проблема моделирования знаний решается в разделе информатики который носит название Искусственный интеллект. Основой любой системы искусственного интеллекта является модель знаний и созданная на ее основе база знаний. Всякая конкретная база знаний содержит модель определенной предметной области.

Русский

2013-09-01

34.5 KB

0 чел.

Методы моделирования знаний при принятии управленческого решения.

Проблема моделирования знаний решается в разделе информатики, который носит название «Искусственный интеллект». Предметом исследования этой науки является человеческое мышление. Цель этих исследований – создание компьютерных моделей интеллектуальной деятельности человека. Такие модели называются системами искусственного интеллекта. Основой любой системы искусственного интеллекта является модель знаний и созданная на ее основе база знаний.

Знания делятся на четыре вида:

-понятийные или концептуальные знания – это набор понятий из некоторой области знания, их свойства и взаимосвязи;

-конструктивные знания – знания о структуре объектов, о взаимодействии их частей;

-процедурные или алгоритмические знания – это уже известные людям методы решения задач, алгоритмы, программы;

-фактуальные или фактографические знания – это количественные и качественные характеристики конкретных объектов.

Всякая конкретная база знаний содержит модель определенной предметной области. Предметная область – это некоторая часть реального мира (научная область, производственный процесс, социальная система и пр.). Любая база знаний содержит в себе базу данных в качестве составляющей, но не сводится к ней. Главное отличие базы знаний от базы данных с точки зрения пользователя – ее активность. База данных - пассивна. Из базы данных можно извлечь ту фактографическую информацию, которая в ней заложена. База знаний – активна. Благодаря процедурной компоненте она может сама выводить новые факты, которые непосредственно в нее заложены не были, может по своей инициативе вступать во взаимодействие с другими установленными на компьютере системами и человеком.

Всякая конкретная база знаний содержит модель определенной предметной области. Предметная область – это некоторая часть реального мира (научная область, производственный процесс, социальная система и пр.). Любая база знаний содержит в себе базу данных в качестве составляющей, но не сводится к ней. Главное отличие базы знаний от базы данных с точки зрения пользователя – ее активность. База данных - пассивна. Из базы данных можно извлечь ту фактографическую информацию, которая в ней заложена. База знаний – активна. Благодаря процедурной компоненте она может сама выводить новые факты, которые непосредственно в нее заложены не были, может по своей инициативе вступать во взаимодействие с другими установленными на компьютере системами и человеком.

Существует несколько возможных модельных представлений знаний - продукционные и логические модели; представление знаний в виде графов.

Модели знаний на графах.

В основе таких моделей лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.

Смысл математических выражений.

Традиционная математическая символика является формальным языком математики. Смысл математического выражения заключается в определенной им последовательности вычислительных операций. Чтобы его понять, нужно знать правила старшинства операций, правила раскрытия скобок. Наглядным средством изображения последовательности вычисления математических выражений, т.е. их смысла являются графы. Такой граф представляет собой дерево, листьями которого являются числа, а прочими вершинами – операции.

При принятии решения в таких случаях необходимо иметь некоторую сумму знаний о самой этой области. Например, при выборе наилучшего хода в конкретной шахматной позиции необходимы знания о правилах игры, силе шахматных фигур, стратегии и тактике и многое другое. Под знаниями понимается то, что стало известно после изучения. Совокупность знаний, нужных для принятия решений, принято называть предметной областью или знаниями о предметной области.

В любой предметной области есть свои понятия и связи между ними, своя терминология, свои законы, связывающие между собой объекты данных предметной области, свои процессы и события. Кроме того, каждая предметная область имеет свои методы решения задач.

Решая задачи такого вида, на ЭВМ используют ИС, ядром которых являются базы знаний, содержащие основные характеристики предметных областей

При построении баз знаний традиционные языки, основанные на численном представлении данных, являются неэффективными. Для этого используются специальные языки представления знаний, основанные на символьном представлении данных. Они делятся на типы по формальным моделям представления знаний. Различные авторы по-разному эти модели классифицируют. Вообще их четыре:

продукционные модели;

логические модели;

сетевые модели;

фреймовые модели;

Кто-то объединяет продукционные и логические, а кто-то сетевые и фреймовые. Так же возможны комбинации моделей

Каждая из этих моделей, будучи инструментом, используемым в технологическом подходе к знанию, связана с определенными взглядами на структуру знания как такового.

Логическая модель, использующая язык логики предикатов, предполагает в общем случае пропозициональный взгляд на знание, когда в качестве элемента знания рассматривается суждение, и, соответственно, элементарным знанием может быть названа атомарная формула языка логики предикатов. Фреймовая модель, напротив, предполагает в качестве основной структурной единицы понятие или некоторый его аналог. Таким образом, давний философский спор о характере элементарного знания и о соотношении понятия с суждением, неожиданным образом преломляется в способах моделирования знания в компьютерной системе. «Если сделаешь работу то получишь зарплату» и т.д.

В основе сетевых моделей представления знаний лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними. В отличие от продукционных эти модели более наглядны, поскольку любой пример можно представить в виде ориентированного (направленного) графа.

В основе моделей этого типа лежит конструкция, названная семантической сетью.

Фрейм – это минимально возможное описание сущности какого-либо события, ситуации, процесса или объекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75878. Методи викладання іноземної мови. Комунікативно спрямований підхід 32.22 KB
  Перекладні методи: Граматикоперекладний навчання граматики у ході читання тексту та його дослівного перекладу. Мета навчання спілкування. Переважає усне мовлення на основі комунікативних ситуацій навчання фонетики лексики. Переваги:розробка методики навчання усного мовлення системи фонетичних вправ використання різних безперекладних способів семантизації лексики.
75879. Проблеми перекладу в аспекті семантики. Види відношень одиниць вихідної мови та мови перекладу (повна та часткова відповідальність, пересічення, включення) 54.5 KB
  В первую очередь, понятие уровня перевода связано с распространенным в теории перевода понятиями “эквивалентного” (иначе - “адекватного”), “буквального” и вольного перевода. Вообще говоря, понятие переводческой эквивалентности, также как и буквализма и переводческой вольности, не сводиться видимо
75880. Структурні та мовні особливості словникових статей словників-тезаурусів, двомовних, асоціативних, частотних словників 48 KB
  Идеографические словари. Словари-тезаурусы сделанные по конкретным проблемным областям например по электронике геологии торговле политике широко используются в системах автоматического поиска. Переводные словари. Франкорусские словари представлены в частности словарем К.
75881. Структурні та мовні особливості словникових статей словників історичних та етимологічних, словників мовних форм (орфографічних, орфоепічних, морфемних), словників мовленнєвого використання, ономастиконів 47 KB
  Щербой в статье Опыт общей теории лексикографии: Историческим в полном смысле этого термина был бы такой словарь который давал бы историю всех слов на протяжении определенного отрезка времени начиная с той или иной определенной даты или эпохи причем указывалось бы не только возникновение новых слов и новых значений но и их отмирание а также их видоизменение. С 1984 издается Словарь русского языка XVIII в. К числу наиболее полных словарей такого типа для русского языка принадлежит четырехтомный Этимологический словарь русского языка М. Не...
75883. Проблеми створення комп’ютерних систем розпізнавання усного мовлення. Методи виділення й упізнавання елементів мови при обробці усного мовлення 29.83 KB
  Задача распознавания речи состоит в автоматическом восстановлении текста произносимых человеком слов фраз или предложений на естественном языке. Только в последние десятилетия компьютерная техника достигла такого уровня когда стала осмысленной задача распознавания слитной или даже спонтанной устной речи. На этом этапе выяснилось что для решения задачи распознавания речи недостаточно уметь распознавать отдельные звуки и слова команды с надежностью сравнимой с надежностью распознавания отдельных команд человеком. Поэтому задачу...
75884. Структурні компоненти словників. Особливості словникових статей нетрадиційних лінгвістичних словників 282.5 KB
  Каждая зона содержит особый тип словарной информации. Первая зона – лексический вход словарной статьи вокабула или лемма. Лексический вход обычно выделяют полужирным шрифтом и поэтому в жаргоне лексикографов и редакторов эта зона часто называется черным словом. В толковом словаре после лексического входа чаще всего следуют зона грамматической информации и зона стилистических помет.
75885. Структурні компоненти словників. Особливості словникових статей нетрадиційних лінгвістичних словників. Основные структурные компоненты словаря 37.09 KB
  Каждая зона содержит особый тип словарной информации. Первая зона лексический вход словарной статьи вокабула заголовок словарной статьи или лемма син. Поэтому в жаргоне лексикографов и редакторов эта зона часто называется черное слово. В толковом словаре после лексического входа чаще всего следует зона грамматической информации и зона стилистических помет.
75886. Гіпертекст. Базові функції гіпертексту. Види гіпертексту 28.87 KB
  Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат вебстраницы документы HTML язык разметки гипертекста размещённые в Сети. Узлы связаны разнообразными отношениями типы которых задаются разработчиками программного обеспечения гипертекста или самим читателем. Компьютерные реализации гипертекста бывают иерархическими или сетевыми. Иерархическое – древовидное – строение гипертекста существенно ограничивает возможности перехода между его компонентами.