31853

Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Бюджетное право

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема 4: Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Понятие бюджета бюджетной системы и её принципов. Понятие бюджетного права РФ.

Русский

2013-09-01

43.5 KB

34 чел.

Подотрасль: Бюджетное право.

Тема 4: «Понятие бюджета и бюджетного права РФ».

  1.  Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.
  2.  Понятие бюджетного права РФ.
  3.  Понятие и виды расходов бюджетов.
  4.  Понятие и виды доходов бюджетов.
  5.  Межбюджетные трансферты.
  6.  Дефицит бюджета и источники его финансирования.

Основной акт: Бюджетный Кодекс. Его носить на лекции.

1. Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.

Бюджет (экономическое определение, такое же даётся в статье 6 БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для задач государства и местного самоуправления.

Бюджет в таком определении – понятие экономическое.

Юристы дают своё определение:

Бюджет – это финансовый план, утверждаемый в форме закона.

То есть, получается это план на бумаге. Если спор идёт в суде, то этот финансовый план можно принести в суд. И основные показатели плана утверждаются с помощью закона, поэтому бюджет и план, и в каком-то смысле закон.

На бюджет смотрят ещё и в зависимости от его системы.

В каждом государстве существует понятие «бюджетная система» (в федеративных более сложная, чем в унитарных).

Бюджетная система – это совокупность бюджетов, их градация в зависимости от формы государственного устройства.

Учитывая, что по форме государственного устройства РФ – федерация, необходимо сочетание интересов федерации и её субъектов.

Бюджетная система РФ является трёхуровневой. Бюджет – совокупность бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ даёт в статье 10 в главе 3 определённые бюджетные параметры, структура бюджетной системы.

В статье 11 говорится, что бюджет принимается на один финансовый год и принимается в правовой форме (с 1 января по 31 декабря – это финансовый год).

Принимается ФЗ о бюджете, там годовой бюджет – он исполняется. А ещё есть плановые бюджеты на следующие два года, но он является лишь ориентиром.

Всякий бюджет на всяком уровне бюджетной системы принимается всегда законодательным/представительным органом власти. Утверждает бюджет РФ в лице Государственной Думы. На уровне субъектов РФ субъекты реализуют суверенитет РФ.

Консолидированный бюджет – статья 6 (дефинитивная статья – в ней определяются понятия) БК РФ. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Воронежской области – бюджет Воронежской области + все бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет не принимается законом.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет РФ + консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Статья 5 БК РФ: если принимается бюджет парламентом, то он должен, чтобы с его помощью реализовались задачи, он должен вовремя вступить в силу. Законы о бюджете всегда действуют с 1 января по 31 декабря, если не предусмотрено иное Бюджетным кодексом. Такие случае – когда бюджет не принимался к 1 января.

Статья 10 БК РФ даёт понятие бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит:

1 уровень – Федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов (бюджеты пенсионного фонда, федерального фонда медицинского страхования, социальное страхование).

2 уровень бюджетной системы – это бюджеты субъектов РФ и региональный фонд медицинского страхования (на уровне субъектов только один внебюджетный фонд, фонд формируется централизовано за счёт дотаций).

3 уровень – бюджеты муниципальные, или местные бюджеты. Этот уровень подразделяется на два:

1 подуровень: бюджеты муниципальных районной, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

2 подуровень: бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты все разные – по объёмам и т.д. Но они едины за счёт единых принципов, на которых это всё строится.

Принципы бюджетной системы:

  1.  Статья 29 БК. Принцип единства бюджетной системы. Единство единых форм бюджетной отчётности, единые бюджетные классификации, единый порядок исполнения бюджетов, единая ответственность за нарушение бюджетного законодательства…
  2.  Принцип статьи 33 БК РФ. Принцип сбалансированности бюджетов. Он гласит, что объём расходов каждого бюджета должен быть равен объёму его доходов + объёмы источников финансирования дефицита бюджета. V расходов = V доходов + V источники финансирования дефицита бюджета.

У государства источники финансирования дефицита бюджета – это в основном кредит. Этот источник всегда платный и возвратный. Поэтому это обременительный показатель, но если всё же ты хочешь покрыть все расходы, а собственных доходов не хватает, то тогда конечно.

  1.  Принцип статьи 30: принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. В БК чётко указано, какие доходы относятся к бюджету федерации, какие – субъекты РФ, а какие – муниципальным образованиям.
  2.  Принцип самостоятельности бюджетов – статья 31 БК РФ. Бюджет и бюджетные системы самостоятельны. Бюджеты утверждаются самостоятельно правомочными органами власти, самостоятельно определяются бюджетные трансферты… В общем, бюджетная процессуальная деятельность самостоятельна. Права собственности на бюджет не существует. У нас нет категории права собственности на имущественные права и имущественные обязательства.
  3.  Статья 32 – принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Эта статья имеет исторический смысл. Этот смысл означает, что все доходы и расходы, запланированные по бюджету, должны быть в полном объёме в них отражены. Сегодня всё это отражается, а вот в истории сие далеко не всегда было.
  4.  Принцип статьи 35 – принцип общего покрытия расходов бюджетов. Расходы бюджетов не могут быть увязаны с конкретными доходами. Нельзя говорить, например, что «расходы на обороны будем за счёт НДС…». Из этого правила есть исключение – могут увязываться конкретные расходы с добровольными взносами, пожертвованиями и средствами самообложения населения. Целевое назначение имеют и иностранные кредиты. И также субвенции и субсидии – они являются целевыми источниками.
  5.  Статья 31 прим. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная компетенция и бюджетные права и обязанности равны. Фишка этого принципа в истории – когда отдельные субъекты приобретали большую бюджетную компетенции, нежели иные. В 90-е годы заключались так называемые «бюджетные договоры», между РФ и субъектом РФ, где предоставлялись большие бюджетные права конкретному субъекту, нежели иному. «Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ по поводу бюджетных отношений являются недействительными», за исключением случаев, когда они соответствуют БК.
  6.  Принцип прозрачности и открытости бюджета – любой бюджет должен быть опубликован. Обсуждение бюджета – тоже и туда же, аккредитованные на то журналисты… Только у федерального бюджет могут быть секретные статьи (связанные с расходами по государственной тайны).
  7.  Принцип эффективности расходования бюджетных средств.
  8.  Принцип адресности.
  9.  Принцип достоверности бюджета. Есть планы социально-экономического развития территории и бюджет должен обеспечивать этот план.

Это были основные принципы бюджетной системы. Их довольно много, они работающие. В основном тогда, когда пробелы в законе и когда толкователю и применителю необходимо восполнить данные пробелы или неясности разъяснить.

2. Понятие бюджетного права РФ.

На следующей лекции.

3. Понятие и виды расходов бюджетов.

4. Понятие и виды доходов бюджетов.

5. Межбюджетные трансферты.

6. Дефицит бюджета и источники его финансирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75724. Первоочередные меры, применяемые в связи с несчастным случаем на производстве 18.56 KB
  При групповом несчастном случае на производстве 2 и более человек тяжелом несчастном случае на производстве по схеме определения тяжести несчастных случаев на производстве утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток по форме установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации обязаны сообщить: а о...
75725. Порядок расследования одиночного несчастного случая на производстве 19.73 KB
  Порядок расследования одиночного несчастного случая на производстве. Производственный травматизм и профессиональные заболевания это сложные многофакторные явления обусловленные действием на человека в процессе его трудовой деятельности опасных вызывающих травмы и вредных вызывающих заболевание факторов. Расследование и учет несчастных случаев на производстве необходимы для разработки и осуществления мероприятий по профилактике травматизма улучшению состояния условий и охраны труда. Несчастный случай на производстве это случай...
75726. Порядок расследования тяжелого, группового несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом на производстве 15.81 KB
  Порядок расследования тяжелого группового несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом на производстве. Несчастные случаи подлежащие расследованию и учету Порядок проведения расследований несчастных случаев При расследовании каждого несчастного случая комиссия в предусмотренных случаях государственный инспектор труда самостоятельно проводящий расследование несчастного случая выявляет и опрашивает очевидцев происшествия лиц допустивших нарушения требований охраны труда получает необходимую информацию от работодателя...
75727. Порядок оформления акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве и учета несчастного случая на производстве 18.73 KB
  Указывается число месяц год и время проишетвиям несчастного случая количество полных часов от начала работы смены. Почтовый юридический адрес указывается в последовательности установленной правилами оказания услуг связи: почтовый индекс название и вид населенного пункта название улицы номер дома номер корпуса номер офиса если организация не занимает здание полностью. При наличии в организации нескольких ОКВЭД в акте указывается только основной вид экономической деятельности. Наименнование структурного подразделения организации...
75728. Методы изучения причин несчастных случаев на производстве 14.61 KB
  Методы изучения причин несчастных случаев на производстве. Вывешенные на стене такие планы постоянно сигнализируют напоминают о местах несчастных случаев. Повторение несчастных случаев в определенных местах будет свидетельствовать о неблагополучии с охраной труда на данных объектах. Путем дополнительного обследования указанных мест выявляют причины вызвавшие несчастные случаи и намечают текущие и перспективные мероприятия по устранению несчастных случаев для каждого отдельного объекта.
75729. Расчет показателей(коэф-ов) , характеризующих состояние производственного травматизма 101.75 KB
  Для характеристики уровня производственного травматизма в бригаде участке цехе предприятии отрасли и народном хозяйстве в целом а также для сопоставления состояния травматизма в этих структурных подразделениях используются относительные показатели коэффициенты частоты тяжести несчастных случаев и нетрудоспособности. Показатели рассчитываются на основе данных отчета о пострадавших при несчастных случаях.Показатель частоты несчастных случаев кч:...
75730. Статистический метод анализа причин производственного травматизма 14.48 KB
  Статистический метод анализа причин производственного травматизма Статистический метод анализа причин производственного травматизма служит сегодня пожалуй основным методом позволяющим вырабатывать политику действий и намечать конкретные меры по предотвращению этого печального и нежелательного явления. Для анализа собирают массив данных по всем изучаемым показателям. С помощью статистического анализа можно обнаруживать закономерности свойственные этим показателям изучать особенности возникновения несчастных случаев в отдельных...
75731. Условия и факторы производственной среды, вредно влияющие на организм человека. Нормативные документы, регламентирующие их параметры 36 KB
  Условия и факторы производственной среды вредно влияющие на организм человека. Производственная среда это часть окружающей человека среды включающая природно-климатические факторы и факторы связанные с профессиональной деятельностью шум вибрация токсичные пары газы пыль ионизирующие излучения и др. Опасными называются факторы способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья травму и гибель организма; вредными факторы отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и...
75732. Показатели, характеризующие метеорологические условия производственной среды. Понятие терморегуляции 43 KB
  В понятие метеорологических условий производственной среды или микроклимата входят: температура воздуха его влажность и скорость движения атмосферное давление и тепловое излучение от нагретых поверхностей. Исследования показывают что повышение температуры воздуха выше 2022С снижает работоспособность на 24 на каждый градус повышения температуры а при температуре в 30С и выше на 46 на каждый градус. При температуре воздуха более 30С и значительном тепловом излучении от нагретых поверхностей наступает нарушение терморегуляции...