31853

Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Бюджетное право

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема 4: Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Понятие бюджета бюджетной системы и её принципов. Понятие бюджетного права РФ.

Русский

2013-09-01

43.5 KB

34 чел.

Подотрасль: Бюджетное право.

Тема 4: «Понятие бюджета и бюджетного права РФ».

  1.  Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.
  2.  Понятие бюджетного права РФ.
  3.  Понятие и виды расходов бюджетов.
  4.  Понятие и виды доходов бюджетов.
  5.  Межбюджетные трансферты.
  6.  Дефицит бюджета и источники его финансирования.

Основной акт: Бюджетный Кодекс. Его носить на лекции.

1. Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.

Бюджет (экономическое определение, такое же даётся в статье 6 БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для задач государства и местного самоуправления.

Бюджет в таком определении – понятие экономическое.

Юристы дают своё определение:

Бюджет – это финансовый план, утверждаемый в форме закона.

То есть, получается это план на бумаге. Если спор идёт в суде, то этот финансовый план можно принести в суд. И основные показатели плана утверждаются с помощью закона, поэтому бюджет и план, и в каком-то смысле закон.

На бюджет смотрят ещё и в зависимости от его системы.

В каждом государстве существует понятие «бюджетная система» (в федеративных более сложная, чем в унитарных).

Бюджетная система – это совокупность бюджетов, их градация в зависимости от формы государственного устройства.

Учитывая, что по форме государственного устройства РФ – федерация, необходимо сочетание интересов федерации и её субъектов.

Бюджетная система РФ является трёхуровневой. Бюджет – совокупность бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ даёт в статье 10 в главе 3 определённые бюджетные параметры, структура бюджетной системы.

В статье 11 говорится, что бюджет принимается на один финансовый год и принимается в правовой форме (с 1 января по 31 декабря – это финансовый год).

Принимается ФЗ о бюджете, там годовой бюджет – он исполняется. А ещё есть плановые бюджеты на следующие два года, но он является лишь ориентиром.

Всякий бюджет на всяком уровне бюджетной системы принимается всегда законодательным/представительным органом власти. Утверждает бюджет РФ в лице Государственной Думы. На уровне субъектов РФ субъекты реализуют суверенитет РФ.

Консолидированный бюджет – статья 6 (дефинитивная статья – в ней определяются понятия) БК РФ. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Воронежской области – бюджет Воронежской области + все бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет не принимается законом.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет РФ + консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Статья 5 БК РФ: если принимается бюджет парламентом, то он должен, чтобы с его помощью реализовались задачи, он должен вовремя вступить в силу. Законы о бюджете всегда действуют с 1 января по 31 декабря, если не предусмотрено иное Бюджетным кодексом. Такие случае – когда бюджет не принимался к 1 января.

Статья 10 БК РФ даёт понятие бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит:

1 уровень – Федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов (бюджеты пенсионного фонда, федерального фонда медицинского страхования, социальное страхование).

2 уровень бюджетной системы – это бюджеты субъектов РФ и региональный фонд медицинского страхования (на уровне субъектов только один внебюджетный фонд, фонд формируется централизовано за счёт дотаций).

3 уровень – бюджеты муниципальные, или местные бюджеты. Этот уровень подразделяется на два:

1 подуровень: бюджеты муниципальных районной, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

2 подуровень: бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты все разные – по объёмам и т.д. Но они едины за счёт единых принципов, на которых это всё строится.

Принципы бюджетной системы:

  1.  Статья 29 БК. Принцип единства бюджетной системы. Единство единых форм бюджетной отчётности, единые бюджетные классификации, единый порядок исполнения бюджетов, единая ответственность за нарушение бюджетного законодательства…
  2.  Принцип статьи 33 БК РФ. Принцип сбалансированности бюджетов. Он гласит, что объём расходов каждого бюджета должен быть равен объёму его доходов + объёмы источников финансирования дефицита бюджета. V расходов = V доходов + V источники финансирования дефицита бюджета.

У государства источники финансирования дефицита бюджета – это в основном кредит. Этот источник всегда платный и возвратный. Поэтому это обременительный показатель, но если всё же ты хочешь покрыть все расходы, а собственных доходов не хватает, то тогда конечно.

  1.  Принцип статьи 30: принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. В БК чётко указано, какие доходы относятся к бюджету федерации, какие – субъекты РФ, а какие – муниципальным образованиям.
  2.  Принцип самостоятельности бюджетов – статья 31 БК РФ. Бюджет и бюджетные системы самостоятельны. Бюджеты утверждаются самостоятельно правомочными органами власти, самостоятельно определяются бюджетные трансферты… В общем, бюджетная процессуальная деятельность самостоятельна. Права собственности на бюджет не существует. У нас нет категории права собственности на имущественные права и имущественные обязательства.
  3.  Статья 32 – принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Эта статья имеет исторический смысл. Этот смысл означает, что все доходы и расходы, запланированные по бюджету, должны быть в полном объёме в них отражены. Сегодня всё это отражается, а вот в истории сие далеко не всегда было.
  4.  Принцип статьи 35 – принцип общего покрытия расходов бюджетов. Расходы бюджетов не могут быть увязаны с конкретными доходами. Нельзя говорить, например, что «расходы на обороны будем за счёт НДС…». Из этого правила есть исключение – могут увязываться конкретные расходы с добровольными взносами, пожертвованиями и средствами самообложения населения. Целевое назначение имеют и иностранные кредиты. И также субвенции и субсидии – они являются целевыми источниками.
  5.  Статья 31 прим. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная компетенция и бюджетные права и обязанности равны. Фишка этого принципа в истории – когда отдельные субъекты приобретали большую бюджетную компетенции, нежели иные. В 90-е годы заключались так называемые «бюджетные договоры», между РФ и субъектом РФ, где предоставлялись большие бюджетные права конкретному субъекту, нежели иному. «Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ по поводу бюджетных отношений являются недействительными», за исключением случаев, когда они соответствуют БК.
  6.  Принцип прозрачности и открытости бюджета – любой бюджет должен быть опубликован. Обсуждение бюджета – тоже и туда же, аккредитованные на то журналисты… Только у федерального бюджет могут быть секретные статьи (связанные с расходами по государственной тайны).
  7.  Принцип эффективности расходования бюджетных средств.
  8.  Принцип адресности.
  9.  Принцип достоверности бюджета. Есть планы социально-экономического развития территории и бюджет должен обеспечивать этот план.

Это были основные принципы бюджетной системы. Их довольно много, они работающие. В основном тогда, когда пробелы в законе и когда толкователю и применителю необходимо восполнить данные пробелы или неясности разъяснить.

2. Понятие бюджетного права РФ.

На следующей лекции.

3. Понятие и виды расходов бюджетов.

4. Понятие и виды доходов бюджетов.

5. Межбюджетные трансферты.

6. Дефицит бюджета и источники его финансирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15398. Размещение отраслей машиностроительного комплекса 79.5 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Экономическая география на тему: Размещение отраслей машиностроительного комплекса 1. Роль структура и уровень развития отраслей машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотр
15399. Место и роль России в международной торговле 176 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА на тему Место и роль России в международной торговле Введение. Самая старая форма международных отношений это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа междун
15400. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (XIX – начало XX в.) 88.5 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ТЕМА № 13 РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX – начало XX в. Введение Материальное развитие и состояние общества умонастроение и социальное самочувствие населения во всех странах в большой мере
15401. Основные социально-демографические проблемы развития современной России 140 KB
  Анализ изменения численности населения России и ее регионов Рассмотрим изменение численности населения России в 1970-2004 гг. по данным Российского статистического ежегодника за 2004 гг. Данные представим в таблице 1. Таблица 1 Изменение численности населения России в...
15402. Экономическое значение валютного курса. Методы его регулирования 155.5 KB
  Введение Среди факторов оказывающих значительное влияние на экономический рост интенсивность структурных изменений инвестиционную привлекательность страны уровень жизни населения и другие параметры экономического и социального развития выделяют валюту и ва...
15403. Анализ Дальневосточного федерального округа 31.28 KB
  Хабаровский край Сахалинская область Камчатская область Схема экономической связи. Дальневосточный федеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного Ледовитого океанов...
15404. Происхождение жизни 31.1 KB
  Контрольная работа Вариант №19 По концепции современного естествознания на тему: Происхождение жизни. Введение. Сейчас считается общепризнанным что возникновение жизни на Земле представляло собой закономерный процесс вполне поддающийся научному исследо...
15405. Проект строительства ВОЛП на участке г.Казань – г.Набережные Челны 3.05 MB
  Целью дипломного проекта является проектирование ВОЛП между городами республики Татарстан г.Казань и г.Набережные Челны. Указанный участок строительства ВОЛП имеет большое республиканское значение для обеспечения потребностей населения и промышленных предприятий республики Татарстан в качественном информационном доступе...
15406. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ И ВНУТРИЗОНОВЫХ ВОЛП 571.5 KB
  Проектирование магистральных и внутризоновых ВОЛП Учебное пособие по курсовому проектированию направлено на углубление и обобщение знаний полученных студентами в результате изучения дисциплины Направляющие системы электросвязи. Выполнение курсового проекта явл