31853

Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Бюджетное право

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема 4: Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Понятие бюджета бюджетной системы и её принципов. Понятие бюджетного права РФ.

Русский

2013-09-01

43.5 KB

34 чел.

Подотрасль: Бюджетное право.

Тема 4: «Понятие бюджета и бюджетного права РФ».

  1.  Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.
  2.  Понятие бюджетного права РФ.
  3.  Понятие и виды расходов бюджетов.
  4.  Понятие и виды доходов бюджетов.
  5.  Межбюджетные трансферты.
  6.  Дефицит бюджета и источники его финансирования.

Основной акт: Бюджетный Кодекс. Его носить на лекции.

1. Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.

Бюджет (экономическое определение, такое же даётся в статье 6 БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для задач государства и местного самоуправления.

Бюджет в таком определении – понятие экономическое.

Юристы дают своё определение:

Бюджет – это финансовый план, утверждаемый в форме закона.

То есть, получается это план на бумаге. Если спор идёт в суде, то этот финансовый план можно принести в суд. И основные показатели плана утверждаются с помощью закона, поэтому бюджет и план, и в каком-то смысле закон.

На бюджет смотрят ещё и в зависимости от его системы.

В каждом государстве существует понятие «бюджетная система» (в федеративных более сложная, чем в унитарных).

Бюджетная система – это совокупность бюджетов, их градация в зависимости от формы государственного устройства.

Учитывая, что по форме государственного устройства РФ – федерация, необходимо сочетание интересов федерации и её субъектов.

Бюджетная система РФ является трёхуровневой. Бюджет – совокупность бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ даёт в статье 10 в главе 3 определённые бюджетные параметры, структура бюджетной системы.

В статье 11 говорится, что бюджет принимается на один финансовый год и принимается в правовой форме (с 1 января по 31 декабря – это финансовый год).

Принимается ФЗ о бюджете, там годовой бюджет – он исполняется. А ещё есть плановые бюджеты на следующие два года, но он является лишь ориентиром.

Всякий бюджет на всяком уровне бюджетной системы принимается всегда законодательным/представительным органом власти. Утверждает бюджет РФ в лице Государственной Думы. На уровне субъектов РФ субъекты реализуют суверенитет РФ.

Консолидированный бюджет – статья 6 (дефинитивная статья – в ней определяются понятия) БК РФ. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Воронежской области – бюджет Воронежской области + все бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет не принимается законом.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет РФ + консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Статья 5 БК РФ: если принимается бюджет парламентом, то он должен, чтобы с его помощью реализовались задачи, он должен вовремя вступить в силу. Законы о бюджете всегда действуют с 1 января по 31 декабря, если не предусмотрено иное Бюджетным кодексом. Такие случае – когда бюджет не принимался к 1 января.

Статья 10 БК РФ даёт понятие бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит:

1 уровень – Федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов (бюджеты пенсионного фонда, федерального фонда медицинского страхования, социальное страхование).

2 уровень бюджетной системы – это бюджеты субъектов РФ и региональный фонд медицинского страхования (на уровне субъектов только один внебюджетный фонд, фонд формируется централизовано за счёт дотаций).

3 уровень – бюджеты муниципальные, или местные бюджеты. Этот уровень подразделяется на два:

1 подуровень: бюджеты муниципальных районной, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

2 подуровень: бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты все разные – по объёмам и т.д. Но они едины за счёт единых принципов, на которых это всё строится.

Принципы бюджетной системы:

  1.  Статья 29 БК. Принцип единства бюджетной системы. Единство единых форм бюджетной отчётности, единые бюджетные классификации, единый порядок исполнения бюджетов, единая ответственность за нарушение бюджетного законодательства…
  2.  Принцип статьи 33 БК РФ. Принцип сбалансированности бюджетов. Он гласит, что объём расходов каждого бюджета должен быть равен объёму его доходов + объёмы источников финансирования дефицита бюджета. V расходов = V доходов + V источники финансирования дефицита бюджета.

У государства источники финансирования дефицита бюджета – это в основном кредит. Этот источник всегда платный и возвратный. Поэтому это обременительный показатель, но если всё же ты хочешь покрыть все расходы, а собственных доходов не хватает, то тогда конечно.

  1.  Принцип статьи 30: принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. В БК чётко указано, какие доходы относятся к бюджету федерации, какие – субъекты РФ, а какие – муниципальным образованиям.
  2.  Принцип самостоятельности бюджетов – статья 31 БК РФ. Бюджет и бюджетные системы самостоятельны. Бюджеты утверждаются самостоятельно правомочными органами власти, самостоятельно определяются бюджетные трансферты… В общем, бюджетная процессуальная деятельность самостоятельна. Права собственности на бюджет не существует. У нас нет категории права собственности на имущественные права и имущественные обязательства.
  3.  Статья 32 – принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Эта статья имеет исторический смысл. Этот смысл означает, что все доходы и расходы, запланированные по бюджету, должны быть в полном объёме в них отражены. Сегодня всё это отражается, а вот в истории сие далеко не всегда было.
  4.  Принцип статьи 35 – принцип общего покрытия расходов бюджетов. Расходы бюджетов не могут быть увязаны с конкретными доходами. Нельзя говорить, например, что «расходы на обороны будем за счёт НДС…». Из этого правила есть исключение – могут увязываться конкретные расходы с добровольными взносами, пожертвованиями и средствами самообложения населения. Целевое назначение имеют и иностранные кредиты. И также субвенции и субсидии – они являются целевыми источниками.
  5.  Статья 31 прим. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная компетенция и бюджетные права и обязанности равны. Фишка этого принципа в истории – когда отдельные субъекты приобретали большую бюджетную компетенции, нежели иные. В 90-е годы заключались так называемые «бюджетные договоры», между РФ и субъектом РФ, где предоставлялись большие бюджетные права конкретному субъекту, нежели иному. «Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ по поводу бюджетных отношений являются недействительными», за исключением случаев, когда они соответствуют БК.
  6.  Принцип прозрачности и открытости бюджета – любой бюджет должен быть опубликован. Обсуждение бюджета – тоже и туда же, аккредитованные на то журналисты… Только у федерального бюджет могут быть секретные статьи (связанные с расходами по государственной тайны).
  7.  Принцип эффективности расходования бюджетных средств.
  8.  Принцип адресности.
  9.  Принцип достоверности бюджета. Есть планы социально-экономического развития территории и бюджет должен обеспечивать этот план.

Это были основные принципы бюджетной системы. Их довольно много, они работающие. В основном тогда, когда пробелы в законе и когда толкователю и применителю необходимо восполнить данные пробелы или неясности разъяснить.

2. Понятие бюджетного права РФ.

На следующей лекции.

3. Понятие и виды расходов бюджетов.

4. Понятие и виды доходов бюджетов.

5. Межбюджетные трансферты.

6. Дефицит бюджета и источники его финансирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20976. Создание фреймов и извлечение информации из них 22.85 KB
  Создать фреймы, описывающие фрагмент библиотечной системы, содержащие как декларативную, так и процедуральную (в том числе использующую переменные ФРЛ-среды) составляющие.
20977. Организация сетей фреймов 33.02 KB
  setq TodayYear 2010 deframeq Book1 Nazvanie value Programmirovanie_na_FRL Author value Book2 status: indirect slot: author Year value 2003 PageNum value 672 Popularity value 2000 Quantity value GetQuantity PARM: TodayYear STATUS: EVAL deframeq Book2 Nazvanie value Programmirovanie_na_LISP Author value Chernov_PBajdun_VBunin_A Year value 1993 PageNum value 40 Popularity value 600 Quantity value GetQuantity PARM: TodayYear STATUS:...
20978. Присоединённые процедуры. Организация сетей фреймов 25.93 KB
  deframeq flat1 Street value Prospect_Mira house value 8 flat value 10 floor value 2 square value 85 roomsnumber value 2 priceclass value 1 price value GetPrice status: eval deframeq flat2 Street value Gagarina house value 1 flat value 123 floor value 18 square value 78 roomsnumber value 3 priceclass value 2 price value GetPrice status: eval deframeq flat3 Street value Lesnaya house value 6 flat...
20979. Рекурсивная обработка числовой информации 18.16 KB
  DEFUN F1_1 M N COND = M N M M T M M F1_1 M 1 N DEFUN F1 M N COND OR = TYPE M INT = TYPE N INT WRONG_ARGUMENT_TYPE = N M F1_1 M N T F1_1 N M Определить наибольший общий делитель двух заданных чисел. Используем формулу DEFUN F2 A B A B F3 A B Определить наименьшее общее кратное двух заданных чисел. DEFUN F3 A B COND = B 0 A = A 0 B = A B F3 A B B T F3 A B A Вычислить квадратный корень из заданного числа....
20980. Рекурсивная обработка списковой информации 23.34 KB
  DEFUN F7_1 L COND NULL L 0 LISTP CAR L F7_1 CAR L F7_1 CDR L T IF NUMBERP CAR L CAR L F7_1 CDR L F7_1 CDR L DEFUN F7 L COND NOT LISTP L Error_Not_list T F7_1 L Определить максимальную глубину списка произвольной структуры. DEFUN F8_1 L COND NULL L 1 ATOM CAR L F8_1 CDR L T MAX 1 F8_1 CAR L F8_1 CDR L DEFUN F8 L COND NOT LIST L Error_Not_list T F8_1 L 1 Найти максимальный элемент в числовом списке...
20981. Конструирующая рекурсия 20.47 KB
  DEFUN F11_2 X L COND NULL L T = 0 REM X CAR L NIL T F11_2 X CDR L DEFUN F11_1 X Y S IF = 2 Y SETQ S NIL SETQ S F11_1 N Y 1 COND AND = 0 REM X Y F11_2 Y S CONS Y S T REVERSE S DEFUN F11 N COND OR NOT INTEGERP N NOT PLUSP N Error_Not_Integer = N 1 NIL T F11_1 N N Реверсировать элементы списка произвольной структуры на всех уровнях. DEFUN F12_1 L COND NULL L ' ATOM CAR L APPEND F12_1 CDR L LIST CAR L LISTP CAR L APPEND...
20982. Последовательные, циклические и итерационные вычисления. 20.74 KB
  DEFUN F16_2 X COND = X 0 1 T X F16_2 X 1 DEFUN F16_3 X K COND = K 0 1 T X F16_2 X K 1 DEFUN F16_1 X K F16_3 X K F16_2 K DEFUN F16 X EPS SETQ X1 F16_1 X 1 SETQ P X1 SETQ K 1 LOOP SETQ K K 1 SETQ X2 F16_1 X K ABS X2 X1 EPS P SETQ P P X2 SETQ X1 X2 Найти последний элемент линейного списка. DEFUN F17 L COND NULL L NIL T LOOP NULL CDR L CAR L SETQ L CDR L Реализовать с помощью LOOP задание № 12. DEFUN F18 L P...
20983. Функционалы 20.7 KB
  DEFUN SORT FileName File1 File2 File3 File4 SETQ F OPENINPUTFILE FileName SETQ F1 OPENOUTPUTFILE File1 SETQ F2 OPENOUTPUTFILE File2 SETQ F3 OPENOUTPUTFILE File3 SETQ F4 OPENOUTPUTFILE File4 IF NOT EQ NIL F LOOP EQ NIL SETQ X READ F SORT_IS_FINISHED COND NUMBERP X WRITE X F1 LISTP X WRITE X F2 ;EQ SYM TYPE X WRITE X F3 T WRITE X F4 ERROR_WRONG_FILE_NAME .