31853

Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Бюджетное право

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема 4: Понятие бюджета и бюджетного права РФ. Понятие бюджета бюджетной системы и её принципов. Понятие бюджетного права РФ.

Русский

2013-09-01

43.5 KB

36 чел.

Подотрасль: Бюджетное право.

Тема 4: «Понятие бюджета и бюджетного права РФ».

  1.  Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.
  2.  Понятие бюджетного права РФ.
  3.  Понятие и виды расходов бюджетов.
  4.  Понятие и виды доходов бюджетов.
  5.  Межбюджетные трансферты.
  6.  Дефицит бюджета и источники его финансирования.

Основной акт: Бюджетный Кодекс. Его носить на лекции.

1. Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.

Бюджет (экономическое определение, такое же даётся в статье 6 БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для задач государства и местного самоуправления.

Бюджет в таком определении – понятие экономическое.

Юристы дают своё определение:

Бюджет – это финансовый план, утверждаемый в форме закона.

То есть, получается это план на бумаге. Если спор идёт в суде, то этот финансовый план можно принести в суд. И основные показатели плана утверждаются с помощью закона, поэтому бюджет и план, и в каком-то смысле закон.

На бюджет смотрят ещё и в зависимости от его системы.

В каждом государстве существует понятие «бюджетная система» (в федеративных более сложная, чем в унитарных).

Бюджетная система – это совокупность бюджетов, их градация в зависимости от формы государственного устройства.

Учитывая, что по форме государственного устройства РФ – федерация, необходимо сочетание интересов федерации и её субъектов.

Бюджетная система РФ является трёхуровневой. Бюджет – совокупность бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ даёт в статье 10 в главе 3 определённые бюджетные параметры, структура бюджетной системы.

В статье 11 говорится, что бюджет принимается на один финансовый год и принимается в правовой форме (с 1 января по 31 декабря – это финансовый год).

Принимается ФЗ о бюджете, там годовой бюджет – он исполняется. А ещё есть плановые бюджеты на следующие два года, но он является лишь ориентиром.

Всякий бюджет на всяком уровне бюджетной системы принимается всегда законодательным/представительным органом власти. Утверждает бюджет РФ в лице Государственной Думы. На уровне субъектов РФ субъекты реализуют суверенитет РФ.

Консолидированный бюджет – статья 6 (дефинитивная статья – в ней определяются понятия) БК РФ. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Воронежской области – бюджет Воронежской области + все бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет не принимается законом.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет РФ + консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Статья 5 БК РФ: если принимается бюджет парламентом, то он должен, чтобы с его помощью реализовались задачи, он должен вовремя вступить в силу. Законы о бюджете всегда действуют с 1 января по 31 декабря, если не предусмотрено иное Бюджетным кодексом. Такие случае – когда бюджет не принимался к 1 января.

Статья 10 БК РФ даёт понятие бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит:

1 уровень – Федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов (бюджеты пенсионного фонда, федерального фонда медицинского страхования, социальное страхование).

2 уровень бюджетной системы – это бюджеты субъектов РФ и региональный фонд медицинского страхования (на уровне субъектов только один внебюджетный фонд, фонд формируется централизовано за счёт дотаций).

3 уровень – бюджеты муниципальные, или местные бюджеты. Этот уровень подразделяется на два:

1 подуровень: бюджеты муниципальных районной, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

2 подуровень: бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты все разные – по объёмам и т.д. Но они едины за счёт единых принципов, на которых это всё строится.

Принципы бюджетной системы:

  1.  Статья 29 БК. Принцип единства бюджетной системы. Единство единых форм бюджетной отчётности, единые бюджетные классификации, единый порядок исполнения бюджетов, единая ответственность за нарушение бюджетного законодательства…
  2.  Принцип статьи 33 БК РФ. Принцип сбалансированности бюджетов. Он гласит, что объём расходов каждого бюджета должен быть равен объёму его доходов + объёмы источников финансирования дефицита бюджета. V расходов = V доходов + V источники финансирования дефицита бюджета.

У государства источники финансирования дефицита бюджета – это в основном кредит. Этот источник всегда платный и возвратный. Поэтому это обременительный показатель, но если всё же ты хочешь покрыть все расходы, а собственных доходов не хватает, то тогда конечно.

  1.  Принцип статьи 30: принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. В БК чётко указано, какие доходы относятся к бюджету федерации, какие – субъекты РФ, а какие – муниципальным образованиям.
  2.  Принцип самостоятельности бюджетов – статья 31 БК РФ. Бюджет и бюджетные системы самостоятельны. Бюджеты утверждаются самостоятельно правомочными органами власти, самостоятельно определяются бюджетные трансферты… В общем, бюджетная процессуальная деятельность самостоятельна. Права собственности на бюджет не существует. У нас нет категории права собственности на имущественные права и имущественные обязательства.
  3.  Статья 32 – принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Эта статья имеет исторический смысл. Этот смысл означает, что все доходы и расходы, запланированные по бюджету, должны быть в полном объёме в них отражены. Сегодня всё это отражается, а вот в истории сие далеко не всегда было.
  4.  Принцип статьи 35 – принцип общего покрытия расходов бюджетов. Расходы бюджетов не могут быть увязаны с конкретными доходами. Нельзя говорить, например, что «расходы на обороны будем за счёт НДС…». Из этого правила есть исключение – могут увязываться конкретные расходы с добровольными взносами, пожертвованиями и средствами самообложения населения. Целевое назначение имеют и иностранные кредиты. И также субвенции и субсидии – они являются целевыми источниками.
  5.  Статья 31 прим. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная компетенция и бюджетные права и обязанности равны. Фишка этого принципа в истории – когда отдельные субъекты приобретали большую бюджетную компетенции, нежели иные. В 90-е годы заключались так называемые «бюджетные договоры», между РФ и субъектом РФ, где предоставлялись большие бюджетные права конкретному субъекту, нежели иному. «Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ по поводу бюджетных отношений являются недействительными», за исключением случаев, когда они соответствуют БК.
  6.  Принцип прозрачности и открытости бюджета – любой бюджет должен быть опубликован. Обсуждение бюджета – тоже и туда же, аккредитованные на то журналисты… Только у федерального бюджет могут быть секретные статьи (связанные с расходами по государственной тайны).
  7.  Принцип эффективности расходования бюджетных средств.
  8.  Принцип адресности.
  9.  Принцип достоверности бюджета. Есть планы социально-экономического развития территории и бюджет должен обеспечивать этот план.

Это были основные принципы бюджетной системы. Их довольно много, они работающие. В основном тогда, когда пробелы в законе и когда толкователю и применителю необходимо восполнить данные пробелы или неясности разъяснить.

2. Понятие бюджетного права РФ.

На следующей лекции.

3. Понятие и виды расходов бюджетов.

4. Понятие и виды доходов бюджетов.

5. Межбюджетные трансферты.

6. Дефицит бюджета и источники его финансирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27049. Учет ремонта основных средств 12.5 KB
  Учет ремонта основных средств По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом т. Расходы по ремонту основных средств относят на затраты того периода в котором они осуществлены. Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляется актом о приемкесдаче отремонтированных реконструированных модернизированных объектов основных средств ф.
27052. Значение, виды, способы, сроки и порядок проведения инвентаризаций 19.97 KB
  Виды инвентаризаций Инвентаризации могут быть полными и неполными частичными. Полные инвентаризации проводятся не реже одного раза в год. Неполные частичные инвентаризации связаны с проверкой определенных видов материальных ценностей денежных средств или расчетов например инвентаризация кассовой наличности или готовой продукции или материальных ценностей находящихся на ответственном хранении у кладовщика. Выборочная инвентаризация проводимая для контроля материальноответственных лиц также относится к частичной инвентаризации.
27053. Ревизия расчетов с подотчетными лицами 14.81 KB
  срок подачи авансового отчета после возвращения из командировки 3 дня 2проверка оформления командировочных расходов. Проверка оформления командировочных расходов При ревизии расчётов по командировочным расходам целесообразно убедиться в выполнении следующих правил: Продолжительность командировки не должна превышать срока указанного в приказе на командирование; а также законодательно установленного максимального срока командировки расходы на которую могут быть отнесены на себестоимость. Если пункт командировки расположен так что по...
27054. Система контроля объема и ассортимента выпускаемой продукции 13.52 KB
  В случае когда в целевой функции только две переменные и количество ограничений небольшое для нахождения оптимального решения можно использовать графический метод и метод проб и ошибок. Графический метод: Согласно данному методу оптимальное решение должно находиться в одной из угловых точек области возможных решений. МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК. Следует отметить что метод проб и ошибок а также графический метод полезны в случае двух или возможно трех переменных.
27055. Учет удержаний из заработной платы 14.53 KB
  В бухгалтерском учете такое удержание оформляется записью: Дебет счета 70 Расчеты с персоналом по оплате труда Кредит счетов учета производственных затрат или расходов 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 44 Расходы на продажу и т. В данном случае оформляется бухгалтерская проводка: Дебет счета 70 Кредит счета 71 Расчеты с подотчетными лицами на сумму ранее выданную под отчет и не погашенную в установленные сроки. В бухгом учете такие удержания отражаются проводками: Дебет счета 70 Кредит счета 76 Расчеты с разными...
27056. Формы, системы и виды оплаты труда. Порядок расчета заработной платы, доплат, оплаты отпусков, надбавок, гарантий и компенсаций 25.1 KB
  Виды системы и формы оплаты труда Заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника сложности количества качества и условий выполняемой работы выплаты компенсационного характера ст. Условия оплаты труда конкретного работника указываются в его трудовом договоре. виды оплаты труда: основная и дополнительная.
27057. Учет амортизации ос и нма 16.44 KB
  Учет амортизации ос и нма Счет 10400 Амортизация Счет предназначен для сбора информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов принятых учреждением к учету. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1 12 годовой суммы. По объектам основных средств амортизация начисляется: на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации: стоимостью до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 балансовой стоимости объекта при принятии к...