31881

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на примере ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района

Дипломная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Сущность методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством. Приложение А37 Приложение Б38 Приложение В39 Приложение Г40 ВВЕДЕНИЕ Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций связанных с созданием готовой...

Русский

2013-09-01

387 KB

96 чел.

PAGE  2

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и финансов

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет»

на тему: «Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на примере ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района»

Выполнил:

                                                         Проверил:

 

ОМСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 Сущность методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………………………………….5

1.1 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством……………………………………………………………………….5

1.2 Позаказный метод калькулирования себестоимости………………………….8

1.3 Попроцессный метод калькулирования себестоимости……………………..11

1.4 Нормативный метод калькулирования себестоимости………………………16

1.5 Попередельный метод калькулирования себестоимости……………………20

2 Краткая экономическая характеристика ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района……………………………………………………………………………….23

3 Метод учета затрат в ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района…………..31

Выводы и предложения……………………………………………………………35

Библиографический список………………………………………………………..36

Приложение А………………………………………………………………………37

Приложение Б………………………………………………………………………38

Приложение В………………………………………………………………………39

Приложение Г………………………………………………………………………40

ВВЕДЕНИЕ

Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов – рабочей силы, средства труда  и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих расходов: закупка материальных ресурсов, заработная плата работников, стоимость израсходованных на изготовление продукции предметов труда, амортизация средств труда, обслуживание производства и управления и т.д.

В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Если раньше учету издержек особое внимание уделяли лишь на крупных предприятиях, то сейчас в условиях рыночной экономики, вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов это направление учета становится все более актуальным для малых и средних предприятий и организаций. Все большее значение для предприятия приобретает решение таких задач как: информационное обеспечение процесса принятия решений; обеспечение базы для ценообразования; контроль экономической эффективности деятельности предприятия; получение данных о результатах деятельности; расчет стоимостной оценки для статей баланса и другие. При грамотном калькулировании себестоимости продукции, а именно отнесении на себестоимость тех или иных косвенных расходов, возможно достижение предприятием значительных выгод, как с точки зрения налогообложения, так и с точки зрения оперативного учета. Создаются возможности для более строгого контроля косвенных затрат и, как следствие, возможности экономии.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: позаказного, попроцессного, нормативного и попередельного; а также раскрытие метода учета затрат в ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района.

Предметом исследования курсовой работы является учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района.

Для достижения цели данной курсовой работы необходимо:

- определить роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством;

- раскрыть сущность позаказного, попроцессного, нормативного и попередельного методов калькулирования себестоимости;

- провести экономическую характеристику предприятия (наличие ресурсов, специализация);

- исследовать динамику объемов производства, реализации товарных видов продукции и финансовые результаты;

- раскрыть сущность метода учета затрат в ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района.

1. Сущность методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

1.1. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством

В русском языке слово «калькуляция» появилось во второй половине XIX в. и означает исчисление себестоимости.

Появление калькуляции связано с зарождением мануфактурного производства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькулирование как инструмент оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в условиях промышленного производства.

Как пишет М. А. Вахрушина, в современной экономической литературе  калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление калькуляции. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляцию. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

 Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало периода норма и смет.

 Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

 Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.

Предпосылкой калькулирования является учет производственных издержек (производственный учет). Он первичен по отношению к калькулированию.

Производственный учет (будучи частью бухгалтерского учета) предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, так или иначе связанных с производственными затратами. В системе производственного учета такая информация обобщается, группируется по различным признакам и анализируется. Лишь на базе информации, подготовленной определенным образом в системе производственного учета, возможно калькулирование. Другими словами, речь идет о калькулированном учете, обеспечивающем группировку издержек в таком аналитическом аспекте, который делает возможным процесс калькулирования [10].

Между калькулирование и производственным учетом существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Так, базой для расчета себестоимости единицы продукции является информация, собранная в системе производственного учета. Калькулирование себестоимости конечного продукта предопределяется системой и организацией производственного учета. С другой стороны, степень детализации производственного учета зависит от задач, стоящих перед предприятием в области калькулирования.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.

Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством. Содержащаяся в системах калькулирования информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:

● целесообразность дальнейшего выпуска продукции;

● установление оптимальной цены на продукцию;

● оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;

● целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;

● оценка качества работы управленческого персонала.

Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий. По результатам калькулирования можно принять решение о проведении ремонта самостоятельно или с использованием услуг сторонних организаций [7].

Калькулирование также является основой трансфертного ценообразования. Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия. Наибольшую актуальность вопросы формирования трансфертных цен имеют при наличии права у подразделения предприятия самостоятельно выходить на внешних покупателей. В этом случае от правильного формирования трансфертной цены будет зависеть общее финансовое положение организации. Если же продукция подразделения полностью потребляется внутри предприятия, то трансфертная цена является лишь учетной категорией, необходимой для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия, но при этом она не влияет на конечные результаты организации.

Таким образом, производственный учет и калькулирование являются основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.

1.2. Позаказный метод калькулирования себестоимости

Позаказный способ калькулирования себестоимости продукции получил свое название в связи с тем, что объектом калькулирования выступает производственный заказ, открываемый на изделие (небольшую группу изделий), отдельную работу или услугу. Как правило, каждый заказ предназначен для отдельного заказчика, потребителя, получателя, а количество продукции (изделий) для каждого заказа известно заранее. Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется только после его выполнения. Для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы должны, как правило, выдаваться на такое количество единиц изделий, которое намечается выпустить в течение месяца. При изготовлении крупных изделий с длительным технологическим циклом производства производственные заказы могут выдаваться не на изделие в целом, а на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции. При сдаче продукции (изделий) заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемая продукция (изделия) оценивается по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в их конструкции и технологии, а также с учетом условий производства.

Позаказный способ применяется:

- при единичном или мелкосерийном производстве продукции либо при выполнении работ (оказании услуг), особенно при условии, что продукция, производимая по каждому заказу, если не уникальна, то хотя бы существенно отличается от продукции других заказов;

- при производстве сложных и крупных продуктов (изделий);

- при производстве с длительным технологическим циклом.

Примерами позаказного производства являются тяжелое машиностроение, судостроение, самолетостроение, строительство, наука и интеллектуальные услуги (аудит, консультирование), типографский и издательский бизнес, мебельная промышленность, ремонтные услуги и др.

Себестоимость единицы продукции определяется как результат деления накопленной по отдельному заказу суммы затрат на количество единиц продукции, изготовленной по данному заказу. Поэтому принципиальной особенностью позаказного метода является формирование объема затрат по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени [3].

Для организации раздельного учета на единичных или мелкосерийных производствах, как правило, на счете учета затрат по каждому заказу открывается отдельный субсчет. Если же количество заказов велико, то разделение аналитического учета достигается путем кодировки первичных документов. Код заказа проставляется на материальных требованиях на выдачу сырья и материалов, на расчетных ведомостях по начислению заработной платы (в основном при сдельной форме) и т.д. Затем путем выборки записей с одинаковым кодом заказа определяется объем затрат, связанных с его выполнением. Поэтому позаказный учет может применяться только при том условии, что основные материалы (материалы на технологические цели), основная заработная плата производственных рабочих и прочие прямые затраты относительно легко идентифицируются с конкретной продукцией, работами или услугами (или их группами).

Аналитический учет в разрезе отдельных заказов должен быть построен аналогичным образом (на субсчетах или методом кодирования) и на счетах учета готовой продукции, и на счете учета продаж. Таким образом, логическим завершением учетного процесса позаказным методом является получение информации о финансовом результате реализации каждого конкретного заказа.

В индивидуальном и мелкосерийном производстве для организации позаказного учета детали и узлы подразделяются:

а) на детали и узлы, изготовляемые только для отдельного конкретного изделия (заказа). Учет затрат на их изготовление осуществляется по соответствующим заказам в изложенном выше порядке;

б) на детали и узлы, общие для нескольких изделий (заказов). Затраты на производство этих деталей и узлов, изготовляемых, как правило, в порядке серийного или массового производства, учитываются с помощью нормативного метода. На комплекты таких деталей и узлов, предназначенных для изготовления изделий индивидуального производства, исчисляется нормативная и фактическая себестоимость.

Полная себестоимость изготовляемого в индивидуальном порядке изделия складывается из затрат, учтенных по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и стоимости общих деталей и узлов, изготовляемых в порядке серийного или массового производства [4].

Все затраты относятся к незавершенному производству вплоть до окончания заказа. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства. К недостаткам данного способа учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

При данном методе, как пишет О. Д. Каверина, в начале года организация открывает документ «перечень действующих заказов». В нем приводится: номер заказа, наименование, количество, срок исполнения, его плановая себестоимость и договорная цена, цехи (подразделения)-исполнители. Обычно заказы оформляются плановым отделом предприятия, который и определяет их плановую себестоимость. Маршрут дальнейшего прохождения заказа представлен в Приложении А.

Порядок учетных записей в условиях позаказного метода калькулирования: в развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов, размещенных в данный момент на предприятии. Регистром для организации аналитического учета являются карточки заказов.

Прямые затраты материалов в соответствии с полученными первичными документами списываются на соответствующие заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Прямая заработная плата также прямо относится на соответствующие заказы.

1.3. Попроцессный метод калькулирования себестоимости

При попроцессном методе калькулирования себестоимости производственные затраты группируются по подразделениям или по производственным процессам. Полные производственные затраты аккумулируются по двум основным статьям – прямым материалам и конверсионным затратам (сумме прямых затрат на оплату труда и отнесенных на себестоимость готовой продукции заводских накладных расходов). Удельная себестоимость получается путем деления полной себестоимости, относимой на счет центра затрат, на объем производства этого центра затрат. В этом смысле удельная себестоимость есть усредненный показатель.

Попроцессная калькуляция удобна для тех компаний, которые производят сплошную массу одинаковой продукции посредством ряда операций или процессов. В общем плане попроцессная калькуляция используется в таких отраслях как добывающая, нефтяная, угольная, химическая, строительная, текстильная, бумажная и т. д.

Поскольку удельная себестоимость при попроцессной калькуляции представляет собой усредненный показатель, то и попроцессная система учета требует меньшего числа хозяйственных операции, чем позаказная система. Именно поэтому многие компании предпочитают пользоваться попроцессной калькуляцией затрат. Обычно выбор того или иного метода калькулирования в значительной степени зависит от характеристик производственного процесса и видов производимой продукции. Если это продукция одного типа, она продвигается от одного технологического участка к другому непрерывным потоком, предпочтительным является метод попроцессной калькуляции затрат. Однако если затраты на производство различных видов продукции значительно отличаются друг от друга, то применение попроцессной калькуляции не сможет обеспечить производителя адекватной информацией, поэтому здесь более уместно воспользоваться методом позаказной калькуляции [1].

Некоторые компании могут посчитать необходимым применить смешанный вариант использования этих двух систем, исходя при этом из характера движения продукции по производственным цехам, например, в условиях параллельных технологических процессов.

Наиболее подходят для попроцессной калькуляции предприятия, имеющие следующие особенности:

► качество продукции однородно;

► отдельный заказ не оказывает влияния на производственный процесс в целом;

► выполнение заказов покупателя обеспечивается на основе запасов производителя;

► производство является серийным массовым и осуществляется поточным способом;

► применяется стандартизация технологических процессов и продукции производства;

► спрос на выпускаемую продукцию постоянен;

► контроль затрат по производственным подразделениям является более целесообразным, чем учет на основе требований покупателя или характеристик продукции;

► стандарты по качеству проверяются на уровне производственных подразделений; например, технический контроль проводится на уровне производственных подразделений непосредственно на линии в ходе производственного процесса.

По мнению Н. П. Кондакова и М. А. Ивановой, учет затрат методом попроцессной калькуляции содержит четыре основные операции:

1. суммирование движущихся в потоке вещественных единиц продукции. На данном этапе определяется сумма единиц продукции, подвергшейся обработке в данном подразделении в течение отчетного периода времени. При этом объем на входе должен равняться объему на выходе. Этот этап позволяет выявить утраченные в процессе производства единицы продукции. Взаимозависимость может быть выражена формулой:

Зпр+I=Зкп+Т

где: Зпр – первоначальные запасы,

      I – количество продукции на начало периода,

      Зкп – запасы на конец периода,

      Т - количество единиц завершенной и переданной далее продукции.

2. определение продукции на выходе в эквивалентных единицах. Для того, чтобы выявить удельную себестоимость в условиях много процессного производства важно установить полный объем работы, выполненной за отчетный период. В обрабатывающих отраслях существует специфическая причина, связанная с тем, как учитывать все еще не завершенное производство, т. е. работы на конец отчетного периода выполненные частично. Для целей попроцессной калькуляции затрат единицы частично завершенной продукции измеряются на основе эквивалентов полных единиц продукции. Эквивалентные единицы представляют собой показатель того, какое число полных единиц продукции соответствует количеству полностью завершенных единиц продукции плюс количество частично завершенных единиц продукции. Например, 100 единиц продукции со степенью завершенности в 60%, с точки зрения производственных затрат, эквивалентны 60 полностью завершенным единицам.

3. определение полных учитываемых затрат и вычисление удельной себестоимости в расчете на эквивалентную единицу. На этом этапе суммируются полные затраты отнесенные на производственное подразделение в отчетном периоде. Удельная себестоимость в расчете на эквивалент составит:

Ус=Пз/Эп

где: Ус – удельная себестоимость,

      Пз – полные затраты за период времени,

      Эп – эквивалентные единицы продукции за период времени.

4. учет единиц завершенной и переданной далее продукции и единиц, остающихся в незавершенном производстве.

Существует три различных способа организации движения продукции связанного с попроцессной калькуляцией затрат:

1. последовательное перемещение;

2. параллельное перемещение;

3. избирательное перемещение.

При последовательном перемещении каждый продукт подвергается одинаковой серии операций. В текстильной промышленности, например, фабрика обычно имеет прядильный цех и цех окраски. Пряжа из прядильного цеха поступает в цех окраски, а затем на склад готовой продукции. Способ перемещения продукции является последовательным.

При параллельном перемещении отдельные виды работ выполняются одновременно, а затем в определенном процессе сходятся в единую цепочку. Так, при изготовлении фруктовых смесей разные виды фруктов очищаются от кожуры и перерабатываются одновременно на разных производственных участках. После этого на заключительных этапах переработки и консервирования они смешиваются и поступают на склад готовой продукции.

При избирательном перемещении продукция проходит технологические ряды внутризаводских подразделений, каждый из которых построен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конечному продукту. В эту категорию попадают мясоперерабатывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. При мясопереработке часть мяса после забоя поступает на мясорубку и упаковку, а затем на склад готовой продукции. В то же самое время другая часть проходит обработку копчением, затем упаковывается и поступает на склад. Этот способ может применяться в разнообразных формах.

Для попроцессной калькуляции затрат используется так называемая сводная ведомость затрат на производство. В ней обобщаются как полные затраты, так и показатели удельной себестоимости, отнесенные на то или иное подразделение, и содержится распределение полных затрат между запасами незавершенного производства и единицами завершенной и переданной далее (или запасами продукции) продукции [9].

Сводная ведомость затрат на производство охватывает все четыре этапа калькуляции и служит источником для ежемесячного внесения записей в журнал операций. Это удобная процедура, при которой данные о затратах докладываются руководству.

 

1.4. Нормативный метод калькулирования себестоимости

Нормативный метод учета затрат на производство, как утверждает М. А. Вахрушина, представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат.

Действенность нормативного метода проявляется в том, что он предполагает своевременное вмешательство в формирование производственных затрат, строгое соблюдение технико-технологической и производственной дисциплины. Данный метод выступает активным средством ресурсосбережения и дает возможность выявить как внешние, так и внутрипроизводственные резервы снижения затрат. Это метод повседневного текущего контроля и выявления новых резервов экономии, выполняющий роль метода снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства [11].

Суть данного метода состоит в предварительном определении норм (нормативных) затрат на изделие и выявлении отклонений от норм в ходе производственного процесса, но при обязательном условии своевременного внесения изменений в действующие нормы под влиянием разных факторов. В мировой практике к числу нормируемых относятся прежде всего трудовые и материальные затраты.

Главная проблема, связанная с разработкой нормативов для составления нормативной калькуляции, состоит в определении типа разрабатываемых нормативов. В международной практике используются четыре основных типа нормативов:

- базовые - относятся к долговременным и служат индикаторами долговременных тенденций состава затрат соответствующей им технологии производства. При изменении технологии производства, уровня цен и др. факторов данные нормативы не могут служить для контроля за текущими затратами и ситуацией в области издержек производства, так как они не отражают реальной стоимости в конкретный момент времени;

- идеальные - могут использоваться при наличии таких идеальных (нереальных) условий, как: отсутствие перерасхода материалов и других запасов; отсутствие непроизводительного труда; отсутствие аварий, порчи и других причин простоев оборудования и производственного процесса в целом;

- достижимые - представляют собой нормативы, отражающие затраты, которые должны быть сформированы при эффективной организации производства, но при использовании факторов, оказывающих влияние на выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг). Эти нормативы достаточно широко распространены на практике, так как в самих нормативах заложены корректировки на допустимый перерасход материалов, на допустимые потери времени на обработку продукции, на допустимый выход из строя оборудования и т.п. Иными словами, достижимые нормативы представляют собой тот уровень нормативных затрат, который должен быть достигнут. Достижимые нормативы — это тот уровень нормативов, который в наибольшей степени соответствует практической реализации;

- текущие - представляют собой временно действующие нормативы, которые действуют в ситуациях, когда обычные достижимые нормативы не могут быть реализованы в силу отклонений в ходе производственного процесса.

В практике работы предприятий процесс разработки нормативов осуществляют управляющие, которые в рамках своих структурных подразделений должны разрабатывать уровень ожидаемой эффективности, определяемый уровнем нормативных издержек.

Нормативные издержки сравниваются с реальными затратами. При положительных расхождениях выявляется экономия, при отрицательных — перерасход.

Нормативный метод учета затрат и формирования себестоимости предполагает соблюдение следующих принципов:

1) предварительное составление калькуляции и нормативной себестоимости по каждому изделию;

2) ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости;

3) учет фактических затрат в течение месяца подразделяет их на расходы по нормам и отклонения от норм;

4) установление причин отклонений от норм по местам их возникновения;

5) определение фактической себестоимости продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции при нормативном методе определяется как сумма нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменения норм, т.е. в соответствии со следующей формулой:

Сфакт = Снорм ± ОТКЛнорм ± DН

где: Сфакт — фактическая себестоимость;

      Снорм — нормативная себестоимость;

      ОТКЛнорм — отклонения от норм, которые могут быть положительными, возникающими в результате экономии, достигнутой при более полном использовании сырья и материалов, при повышении производительности труда, сокращении времени на обработку деталей и т.п., так и отрицательными, являющимися результатом перерасхода сырья и материалов, осуществлением дополнительных расходов на оплату труда и т.п.;

  DН — изменение норм (в сторону их увеличения или уменьшения).

Нормативный метод калькулирования себестоимости предполагает, что в учете обычно используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», который предназначен для обобщения данных о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Учет на счете 40 должен осуществляться следующим образом:

- дебет счета 40 кредит счетов 20, 23 или 29 — на сумму фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг;

- дебет счета 43 или 90 (Счет 90 используется в случае учета нормативным методом выпуска работ или услуг) кредит счета 40 — на сумму нормативной (плановой) себестоимости произведенной продукции, сданных работ или оказанных услуг.

Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 на 1-е число каждого месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции, сданных работ или оказанных услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, то есть превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется:

- дебет счета 90 кредит счета 40 — на сумму отклонения красным;

перерасход, то есть превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается дополнительной записью:

- дебет счета 90 кредит счета 40 — на сумму отклонения.

Счет 40 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. В данном случае существенным является условие, что списание отклонения не зависит от наличия и объема операций по отгрузке и оплате продукции: сумма отклонения целиком присоединяется к себестоимости реализованной за период продукции, то есть списывается на счет 90, а не распределяется между остатком готовой продукции на конец периода и реализованной за период продукцией [6].

Отражение операций по выпуску и реализации организацией одного типа продукции, а также выявление отклонений фактической производственной себестоимости от нормативной представлено в Приложении Б.

1.5. Попередельный метод калькулирования себестоимости

Способ получил название попередельного в связи с тем, что объектом калькулирования выступает передел или некоторый процесс. При этом под переделом понимается законченная часть технологического процесса, которая завершается выпуском промежуточного или окончательного продукта (полуфабриката или готового изделия). Выделение каждого промежуточного продукта осуществляется при условии, что он имеет собственное направление использования, а значит, может быть реализован на сторону [8].

Попередельный метод характерен:

- для массовых производств, в которых готовая продукция производится путем обработки исходного сырья (заготовок) на нескольких этапах (переделах), следующих последовательно друг за другом. При этом часть продукции проходит все предусмотренные этапы и реализуется в качестве конечного продукта переработки, другие части могут пройти только то или иное количество начальных этапов и будут реализованы в качестве промежуточных продуктов;

- для производства достаточно однородной продукции;

- в случае недлительного технологического цикла;

- при условии, что весь процесс производства может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции.

Попередельная калькуляция затрат характерна для производств, где изделия переходят от одного подразделения к другому, пока изделие не будет изготовлено полностью. Каждое производственное подразделение осуществляет какую-либо часть общего процесса производства и передает изделие после этой операции в следующее подразделение, где оно обрабатывается на следующей операции. После завершения производства изделие отправляется на склад готовой продукции.

Классическими примерами попередельного производства являются химическая промышленность, нефтепереработка, металлургия, текстильная, цементная, лакокрасочная, пищевая, мукомольная, целлюлозно-бумажная, стекольная промышленность.

В качестве объекта калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т.д. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, — исчисляться с помощью экономически обоснованных методов.

По мнению О. Д. Кавериной, параллельно процессу производства (от передела к переделу) идет и процесс накопления затрат (путем суммирования затрат по каждому переделу, на котором побывало изделие). Поэтому особенностью попередельного метода является формирование объема затрат по каждому завершенному переделу или за промежуток времени. Для организации раздельного учета на счете учета затрат по каждому переделу открывается отдельный субсчет.

Себестоимость единицы продукции передела определяется как результат деления накопленной за период времени или за время выполнения передела суммы затрат на количество единиц продукции, изготовленной за рассматриваемый период времени или на рассматриваемом переделе. Себестоимость единицы готовой продукции — это сумма себестоимости единиц продукции всех тех переделов, на которых обрабатывалось данное готовое изделие. При этом аналитический учет в разрезе отдельных переделов на счетах учета готовой продукции и продаж уже невозможен. Таким образом, нельзя получить информацию о финансовом результате каждого конкретного передела, так как в отличие от позаказного учета реализации подлежит результат выполнения не отдельного передела, а их совокупности [13].

Сложность при попередельном методе калькулирования заключается в оценке стоимости незавершенного производства. При этом необходимо включить в объем незавершенного производства сумму затрат по завершенным переделам, относящуюся к продукции, для которой пройденные переделы не являются полным производственным циклом.

Попередельный метод формирования себестоимости может быть реализован в двух вариантах — полуфабрикатном и бесполуфабрикатном.

Бесполуфабрикатный вариант предусматривает систематизацию собственных затрат по каждому цеху, отражение передачи полуфабрикатов из одного производственного подразделения в другое только в оперативном учете и без включения себестоимости полуфабрикатов, принятых в обработку из других цехов. В бухгалтерских документах движение полуфабрикатов не отражают. Их движение от одного передела к другому контролируют по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. В этом случае себестоимость полуфабрикатов не исчисляется, а рассчитывается себестоимость только готовой продукции. Тогда затраты каждого цеха списываются в доле участия в выпуске готовой продукции.

Полуфабрикатный вариант основан на калькулировании не только конечной продукции, но и полуфабрикатов собственного производства, отражении их движения внутри производства по фактической себестоимости. При этом варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими проводками и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.

Полуфабрикатный учет производственных затрат может быть организован как с использованием специального счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» (Приложение В), так и без его применения. В первом случае полуфабрикаты каждого передела, кроме последнего, в каждом цехе сдаются на склад. Эту операцию бухгалтерия оформляет записью по дебету счета 21 и кредиту счета 20. Во втором случае продукты переделов не сдаются на склад, а в соответствии с технологической документацией передаются в смежный цех. В этом случае бухгалтерия производит записи в аналитическом учете к синтетическому счету 20.

2 Краткая экономическая характеристика ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района

Наиболее главными производственными ресурсами сельскохозяйственного предприятия являются земельные фонды, состав и структура которых оказывает огромное влияние на хозяйственное направление деятельности организации. Состав и структура земельного фонда и сельскохозяйственных угодий представлены в Таблице 1.

Таблица 1- Состав и структура земельного фонда и сельскохозяйственных угодий в ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района

Вид угодий

2006 г.

2008 г.

2008 г. в % в 2006 г.

Площадь, га

% к площади

Площадь, га

% к площади

с.-х. угодий

всех угодий

с.-х. угодий

всех угодий

Пашня

5369

57,9

30661

100

571,1

Сенокосы

2376

25,6

-

-

Пастбища

1524

16,5

-

-

Всего с.-х. угодий

9269

100,0

60,2

30661

100

100

331,0

Площадь леса

2005

13,0

-

-

Прочие земли

4121

26,8

-

-

Общая земельная площадь

15395

100

30661

100

199,2

 

Из данных таблицы можно сделать вывод, что общая земельная площадь предприятия в 2008 году значительно превышает общую площадь в 2006 году (на 15266 га или на 99,2%), что возможно произошло за счет взятия в аренду земли или приобретения дополнительных земельных участков. При этом вся земельная площадь организации в 2008 г. занята под пашней (30661 га., что составляет 571,1% к 2006 году.). Таким образом, по сравнению с 2006 годом, в 2008 г. сельскохозяйственные угодия занимают всю земельную площадь предприятия.

Труд является решающим фактором производства, так как без него средства производства не могут ничего создавать, а следовательно, приносить пользу предприятию (приносить прибыль). Только труд приводит человека к действию и содействует конкретной цели человека – в этом заключается экономическая роль труда. Для этого необходимо определить уровень использования рабочей силы и уровень производительности труда по основным отраслям сельского хозяйства и производству в целом (Таблица 2, Таблица 3).

Таблица 2 - Показатели уровня использования рабочей силы в ОАО «Сибиряк»

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Рост, снижение,%

Численность работников, чел.:

в сельском хозяйстве

189

164

287

269

268

252

41,8

53,7

в растениеводстве

28

41

38

35,7

в животноводстве

44

43

42

- 4,5

Затраты труда, тыс.чел.-ч.:

в сельском хозяйстве

388

554

530

36.6

в растениеводстве

156

311

297

90,4

в животноводстве

232

243

233

0.4

Отработано 1 работником дней:

в сельском хозяйстве

338

294

300

- 11,2

в растениеводстве

136

165

168

23,5

в животноводстве

202

129

132

- 34,7

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Коэффициент использования рабочей силы

1,3

1,1

1,1

- 15,4

Сезонные работники, чел.

26

65

95

265,4

Коэффициент сезонности

0,2

0,6

0,9

350

Уровень занятости в сельском хозяйстве, %

87

94

94

108

Проанализировав уровень использования рабочей силы, можно сделать вывод, что в хозяйстве больше всего работников занято в отрасли животноводства (44 чел.), в отрасли растениеводства затраты труда больше, чем в отрасли животноводства (в 2008 г. – на 64 тыс. чел.-ч., в 2007 г. – на 68 тыс. чел.-ч.), при этом наиболее трудоемкой на предприятии является отрасль животноводства, в которой на производство единицы продукции затрачивается больше труда. По всем годам коэффициент использования рабочей силы больше 1 (в 2006г. – 1,3%, в 2007 г. – 1,1%, в 2008 г. – 1.1%) – это значит, что в хозяйстве высокий уровень использования рабочей силы. При этом уровень занятости в сельском хозяйстве меньше 100% (87% в 2006 г., 94% - в 2007 и 2008 гг.), следовательно, помимо основного производства, развита непроизводственная сфера.

Таблица 3 - Показатели уровня производительности труда по основным отраслям сельского хозяйства и производству в целом

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. в % к 2006 г.

Приходится на одного среднегодового работника, тыс.руб.:

валовой продукции

242,04

607,19

385,49

159,3

заработной платы

22,08

57,76

69,62

315,3

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Произведено валовой продукции на 1 чел.-ч., руб., по хозяйству,

в том числе:

117,90

314,55

194,93

165,3

в растениеводстве

176,39

462,93

251,83

142,8

в животноводстве

78,57

124,65

122,40

165,8

Оплата 1 чел.-ч., по хозяйству,руб, в том числе:

10,76

29,92

35,20

327,1

в растениеводстве

4,60

11,16

12,58

273,5

в животноводстве

4,80

7,75

12,30

256,3

Из Таблицы 3 видно, что за период с 2006 по 2008 года заработная плата на одного работника увеличивалась: в 2006 г. она составила 22,08 тыс. руб., в 2007 г. – 57,76 тыс.руб., в 2008 г. – 69,62 тыс.руб., при этом ее рост составляет 59,3%. Также возрастает производство валовой продукции на 1 чел.-ч. в целом по хозяйству и по отраслям, что может быть связано с применением новых технологий, сортов растений, увеличения производительности труда или продуктивности животных ( по хозяйству в 2008 г. по сравнению с 2006 г. оно увеличилось на 65,3%, в растениеводстве – на 42,8%, в животноводстве – на 65,8%). Эти положительные изменения оказали влияние на оплату 1 чел.-ч. – в течение трех лет в общем по хозяйству она увеличилась на 227,1%.

Основой сельскохозяйственного производства и важным условием развития отрасли является наличие материально-денежных ресурсов. Главная роль в их составе отводится средствам производства. Наличие, оснащенность и эффективность использования основных производственных фондов и оборотных средств также необходимо проанализировать, чтобы дать экономическую характеристику предприятия (Таблица 4).

Таблица 4 - Наличие, оснащенность и эффективность использования основных производственных фондов и оборотных средств ОАО «Сибиряк»

Показатели

2006 г.

2008 г.

2008 г. в % к 2006 г.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

62500

92396

147,8

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.

35708

150148

420,5

Среднегодовая стоимость всех средств производства, тыс.руб.

73930

220904

298,8

Обеспеченность основных производственных фондов оборотными средствами (на 1000 руб.), руб.

1750

615

35,1

Фондоообеспеченность, тыс.руб.

6,7

3,0

44,8

Фондовооруженность, тыс.руб.

330,7

344,8

104,3

Стоимость валовой продукции, тыс.руб.

45746,12

103311,11

225,8

Фондоотдача на 1 руб. ОПФ, руб.

0,73

1,12

153,4

Фондоемкость на 1 руб. валовой продукции, руб.

1,37

0,89

65,0

Сумма оборота (выручка), тыс. руб.

18621

104486

561,1

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

0,52

0,69

132,7

Продолжительность одного оборота оборотных средств, дн.

702

529

75,4

 

По данным, приведенным в Таблице 4, можно сделать вывод, что среднегодовая стоимость основных производственных фондов и среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия возрастает на 47,8% и 320,5% соответственно в 2008 году по сравнению с 2006 годом. Фондообеспеченность и фондовооруженность характеризуют уровень обеспеченности основными производственными фондами (в 2008 г. произошло уменьшение фондообеспеченности на 55,2% и увеличение фондовооруженности на 4,3%). Эффективность использования основных производственных фондов высока, так как фондоотдача на 1 руб. ОПФ в 2008 г. составила 1,12 руб., т.е. возросла на 53,4% по сравнению с 2006 г., при этом фондоемкость на 1 руб. валовой продукции (0,89 руб. в 2008 г.) снизилась на 35%. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился на 32,7%, что свидетельствует об увеличении эффективности использования оборотных средств.

Следующим этапом экономической характеристики ОАО «Сибиряк» является определение его специализации на основе анализа выручки от реализованной продукции отрасли растениеводства и животноводства (Таблица 5), а также коэффициента специализации предприятия, который рассчитывается по формуле:                      ,

где:  - удельный вес в процентах конкретного вида продукции;

      i – место в ранжированном ряду.

Таблица 5 - Определение специализации сельскохозяйственного производства ОАО «Сибиряк»

Вид продукции и отрасль

Выручка от реализованной продукции, тыс.руб.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Сред. за 3 года

тыс.руб.

% к итогу

Зерно

45190

79643

64367

63066,7

67,5

Итого по растениеводству

45407

79907

64552

63288,7

67,7

Мясо крупного рогатого скота

4341

4866

6205

5137,3

5,5

Молоко

10541

18084

22302

16975,7

18,2

Свинина

476

414

25

305,0

0,3

Итого по животноводству

15430

23534

28754

22572,7

24,2

Всего по хозяйству

67720

108062

104485

93422,3

100

 Коэффициент специализации:

Анализируя данные Таблицы 5, видно, что наибольшую долю в структуре выручки в среднем за три года занимает зерно (63066,7 тыс.руб. или 67,5%), следовательно отрасль растениеводства занимает наибольшую долю в общей выручке от реализации продукции (67,7%). При этом выручка от реализации продукции животноводства в среднем за три года равна 22572,7 тыс.руб. (24,2%): от мяса КРС – 5137,3 тыс.руб., от молока – 16975,7 тыс.руб., от свинины – 305 тыс.руб.. Значит, ОАО «Сибиряк» специализируется на производстве и реализации зерна, т. е. имеет растениеводческое направление. Также коэффициент специализации, равный 0,65, показывает, что в изучаемом хозяйстве высокий уровень специализации.

Финансовые результаты деятельности предприятия отражают динамика выручки от реализации товарных видов продукции, их полная себестоимость, сумма прибыли (убытка), а также уровень рентабельности (окупаемости) производства основных видов продукции, отраслей и сельскохозяйственного производства в целом (Таблица 6), который характеризует прибыльность предприятия в целом или производства конкретного вида продукции (если производство убыточно, то определяется показатель окупаемости затрат).

Таблица 6 - Динамика выручки от реализации товарных видов продукции, их полной себестоимости, суммы прибыли (убытка), уровень рентабельности производства продукции

Вид продукции,

культура,

отрасль

Выручено, тыс.руб.

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

Получено прибыли (+), убытка (-), тыс.руб.

Рентабельность, % (окупаемость затрат, руб.)

2006 г.

2008 г.

2006 г.

2008 г.

2006 г.

2008 г.

2006 г.

2008 г.

Всего зерновые

45190

64367

33518

53158

11672

11209

34,80

21,1

В т.ч. пшеница

34592

60472

24566

45631

10026

14841

40,80

32,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого по растениеводству

45407

64552

33686

53343

11721

11209

34,80

21,0

Молоко

10541

22302

9085

15692

1456

6610

16,00

42,1

Мясо крупного рогатого скота

4341

6205

4538

8321

- 197

- 2111

0,96

(0,75)

Свинина

-

25

-

86

-

- 61

-

(0,29)

Итого по животноводству

15430

28754

14346

24317

1084

4437

7,56

18,2

Итого по основной деятельности

60837

93306

48032

77660

12805

15646

26,66

20,1

Всего по хозяйству

67720

104485

55516

88814

12204

15671

21,98

17,6

Из данных таблицы можно сделать вывод, что наибольшую прибыль ОАО «Сибиряк» в 2008 году получило от реализации пшеницы (14841 тыс.руб.) и молока (6610 тыс.руб.). В общем по хозяйству за 2008 год получено прибыли в размере 15671 тыс.руб. (по сравнению с 2006 годом она увеличилась на 3467 тыс.руб. , при этом рентабельность производства равна 17,6%, т.е. при производстве продукции вложенный рубль окупился выручкой и получено 17,6 коп. прибыли на 1 руб. затрат. Реализация продукции растениеводства в 2008 г. на предприятии наиболее выгодна и прибыльна: выручка от реализации составляет 64552 тыс.руб., прибыль равна 11209 тыс.руб., а на каждый вложенный рубль затрат получена 21 коп. прибыли. Из всех видов товарной продукции более окупаемой в 2006 г. была пшеница (40,80 коп. на 1 руб. затрат), а в 2008 г. – молоко (42,1 коп. на 1 руб. затрат). Убыточным для ОАО «Сибиряк» является производство мяса крупного рогатого скота ( в 2006 г . – 197 тыс.руб. убытка, в 2008 г. – 2111 тыс.руб.).

 

 

3 Метод учета затрат и калькулирования себестоимости в ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района

В деятельности организации процесс производства занимает центральное место и представляет собой совокупность технологических операций, связанным с созданием готовой продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Осуществление данных операций предполагает соответствующих затрат (расходов): закупка материальных ресурсов, заработная плата работников, амортизация средств труда и др.,  - которые включаются в себестоимость изготавливаемой продукции.

В условиях переходя к рыночной экономике себестоимость продукции является важным показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление данного показателя необходимо для внутрипроизводственного хозрасчета, выявления резервов снижения себестоимости продукции, оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики, определения рентабельности производства и отдельных видов продукции и др. Именно поэтому учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью системы бухгалтерского учета любого предприятия.

В Приложении Г (Таблица Г) представлен состав и структура затрат ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района за 2006 – 2008 годы на производство и реализацию продукции. Из данных Приложения Г следует, что:

■ в состав затрат данного предприятия входят материальные затраты, которые занимают наибольший удельный вес в структуре общих затрат – 60,0% в 2008 г., в т. ч.: семена и посадочный материал, корма, минеральные удобрения, электроэнергия, топливо и др.; затраты на оплату труда – 21,0%; отчисления на социальные нужды – 4,6%; амортизация – 7,4% и прочие затраты – 7,5%;

■ в структуре материальных затрат наибольший удельный вес занимают затраты на производство продукции растениеводства 67,6% (41784 тыс. руб.), что связано со специализацией ОАО «Сибиряк» на растениеводческой отрасли, а именно на производстве и реализации пшеницы, что обуславливает увеличение затрат на семена и посадочный материал, средства защиты растений и химизации. При этом затраты на производство продукции животноводства составили 27,0 % (16668 тыс. руб.);

■ в структуре затрат на оплату труда также наибольший удельный вес занимают затраты на оплату труда растениеводческого персонала 64,9% (12506 тыс. руб.), что связано с увеличением количества работников растениеводства, затрат труда и количества произведенной валовой продукции. Затраты на оплату труда животноводческого персонала составили 35,1% (6766 тыс. руб.). Соответственно отчисления на социальные нужды равны: 2501 тыс. руб. – в растениеводстве и 1353 тыс. руб. – в животноводстве;

■ амортизация в растениеводстве в 2008 году составила 95,6% в общей структуре затрат организации на амортизацию - это произошло в результате активного использования сельскохозяйственной техники и орудий труда, а также увеличения их количества; амортизационные затраты в животноводстве составили 4,4%;

■ в целом по предприятию за 2006 – 2008 гг. произошло увеличение общей суммы затрат по основному производству на 39,3%. Из них: материальные затраты увеличились на 30,3% (это связано с увеличением производства валового продукции организации, а следовательно с увеличением затрат на семена, корма, минеральные удобрения, по транспортировке грузов и др.); затраты на оплату труда возросли на 66,0% (из-за увеличения количества сезонных работников и произведенной валовой продукции на одного работника, а также количества отработанных работниками дней), вследствие чего возросли и отчисления на социальные нужды на 50,2%; амортизационные затраты увеличились на 3,4%, а прочие затраты – на 92,3%.

Поскольку исследуемое предприятие специализируется на производстве  продукции растениеводства, а именно на производстве и реализации зерна, поэтому в данной курсовой работе рассмотрим учет затрат в ОАО «Сибиряк».

Растениеводство – одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства. Для удовлетворения потребности населения в  продовольствии  в растениеводстве  должен  быть  обеспечен  рост  среднегодового валового сбора  зерна,  повышена  урожайность  зерновых  культур,  увеличено производство других основных видов  сельскохозяйственной  продукции. Поэтому важную роль в решении этих задач должен играть точный и  своевременный учет  затрат  и  выхода   продукции   отрасли   растениеводства.

Важной особенностью растениеводческого производства является его сезонный характер, т.е. разрыв между периодами производства затрат и выхода продукции, что учитывается при организации учета затрат на предприятии.

ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района при учете затрат использует попроцессный метод, при этом объектами учета затрат являются работы и культуры.

Производство зерна складывается из разнообразных работ, выполняемых в осенний, зимний, весенний и летний период. Технологический процесс производства включает следующие комплексы работ: подготовку почвы к посеву, посев (посадка), уход за посевами, уборку  урожая, его транспортировка и хранение. Каждый из этих комплексов состоит из большого количества конкретных работ. Например, подготовка почвы к посеву включает пахоту,  боронование, прикатывание, культивацию и  т.д.

В производственном процессе зерна при выполнении конкретных работ расходуются семена, удобрения, нефтепродукты, изнашиваются машины и  прочие основные средства, оплачивается труд  производственных рабочих и т.д. Все эти конкретные расходы в учете накладываются отдельно, то есть постатейно (по статьям затрат согласно их номенклатуре при исчислении себестоимости). При этом затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты включают материальные затраты, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, амортизация. К косвенным затратам относятся затраты на услуги, выполненные другими организациями, электроэнергию, прочие затраты и др.

Прямые расходы учитываются на соответствующем  калькуляционном  счете издержек производства - 20 «Основное производство», а косвенные - на собирательно-распределительных счетах (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»). По окончании месяца косвенные расходы списывают со счетов 23, 25 и 26 на калькуляционный счет издержек производства и определяют фактическую производственную себестоимость продукции. Затем фактическую производственную себестоимость продукции списывают со счетов 20 на счета: 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».

В соответствии с данным учетом затрат в ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района бухгалтерский отдел составляет проводки и годовые суммы по ним (Таблица 7).

Таблица 7 – Годовые суммы с основными проводками ОАО «Сибиряк» в 2008 году.

Содержание операции

Сумма, тыс. руб.

Проводка

Дебет

Кре-дит

1

Отпуск материалов в производство

7467

20

10

2

Начисление амортизации

6560

20

02

3

Услуги сторонних организаций

10115

20

60

4

Списание косвенных затрат

3331

20

23, 25, 26

5

Расходы будущих периодов

102

20

97

6

Начисление заработной платы

12506

20

70

7

Отчисления на социальные нужды

2501

20

69

8

Готовая продукция

60914

43

25

9

10

Списание фактической себестоимости готовой продукции

в т.ч. начисление НДС в бюджет

53158

90 - 2

43

90 - 3

43

11

Выручка за реализованную продукцию

64367

62

90 - 1

12

Финансовый результат – прибыль от продажи продукции

11209

90 - 9

99

Выводы и предложения

Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности любого предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия, уровень его конкурентоспособности.

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов, выполненных работ или оказанных услуг для выявления резервов повышения эффективности производства и управления этим процессом.

Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции. В процессе калькулирования себестоимости отдельных объектов учета необходимо полностью учесть и сгруппировать издержки на производство по экономическому признаку, отчетным периодам, отдельным статьям калькуляции, центрам затрат и центрам ответственности.

Существуют различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В данной курсовой работе рассмотрены следующие методы: позаказный, попроцессный, нормативный и попередельный. Их применение определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (оказываемых услуг), ее составом, способом обработки. Также на примере ОАО «Сибиряк» рассмотрен попроцессный метод учета затрат предприятия.

Для своевременности и точности учета затрат на предприятии необходимо совершенствовать управленческий учет с помощью использования соответствующего программного обеспечения, которое позволит наиболее эффективно работать с информацией: ускорить процессы ее сбора, обработки, передачи и хранения. Данный факт поможет при выработке и принятии управленческих решений: контроле, регулировании, планировании и координации будущего развития предприятия.

Библиографический список

  1.  Белов А.А., Белова А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: учебник - М: Эксмо, 2009. - 471 с.
  2.  Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Для студентов вузов обучающихся по экон. Специальностям
    / М.А. Вахрушина. – 3-е изд., доп. и пер. – М.: Омега – Л, 2009. – 576 с.
  3.  Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2009. – 352 с.
  4.  Глушков И.Е. Управленческий учет на современном предприятии. М.-Издательство «Кнорус – Экор - книга», 2009 г. – 381 с.
  5.  Годовые отчеты ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района за 2008-2009 гг.
  6.  Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб, для вузов. – М.: Экономистъ, 2008. - 361 с.
  7.  Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 352 с.
  8.  Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. – 350 с.
  9.  Кондаков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 368 с.
  10.  Мишин Ю.А. Управленческий учет: Управление  затратами  и  результатами производственной деятельности. – М. «Дело и Сервис», 2010. – 276 с.
  11.  Новикова И.Г. Основы управленческого учета. Определение управленческого учета. // Управленческий учет. - 124 с.
  12.  План счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 96 с. – (Бухгалтер. нормативные документы).
  13.  Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия: учебное пособие / М.И. Трубочкина. - М.: Инфра - М, 2009. - 216 с.

Приложение А

Маршрут прохождения заказа

Рис. А – Маршрут прохождения заказа

Приложение Б

Таблица Б - Основные проводки по выпуску и реализации организацией одного типа продукции и выявление себестоимости с использованием нормативного метода

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Отражена реализация продукции

62

90

2

Списаны фактические затраты на производство продукции

40

20

3

Списана нормативная себестоимость произведенной продукции

43

40

4

Списана нормативная себестоимость реализованной продукции

90

43

5

Отражено отклонение фактических затрат от нормативной себестоимости

90

40

6

Отражена прибыль от реализации продукции

90

99

Приложение В

Таблица В – Отражение затрат при изготовлении полуфабрикатов собственного производства

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Отражают расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов

21

20

2

Стоимость полуфабрикатов, переданных на дальнейшую переработку

20

21

3

Стоимость полуфабрикатов, реализованных другим предприятиям

90

21

Приложение Г

Состав и структура затрат ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района

Таблица Г – Состав и структура затрат ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района за 2006 – 2008 годы

Пока-

затель

Годы

2008

г. в

% к

2006

г.

2008

2009

20010

Всего

за

год,

тыс.

руб.

В т.ч. на производст-

во продук-

ции, тыс. руб

Удель-

ный

вес

зат-

рат,

%

Всего

за

год,

тыс.

руб

В т.ч. на производст-

во продук-

ции, тыс.

руб

Удель-

ный

вес

зат-

рат,

%

Всего

за

год,

тыс.

руб

В т.ч. на производст-

во продук-

ции, тыс.

руб

Удель-

ный

вес

зат-

рат,

%

Рас-

тение-

водст-во

Жи-

вот-

но-

водст-

во

Рас-

тение-

водст-во

Жи-

вот-

но-

водст-

во

Рас-

тение-

водст-во

Жи-

вот-

но-

водст-

во

1. Мате-

риаль-ные

затр.

47412

31689

13693

64,2

47721

32391

12803

59,4

61778

41784

16668

60,0

130,3

в. т.ч.

семена

и посад.

мате-

риал

6936

6936

0

9,4

6164

6164

0

7,7

7467

7467

0

7,3

107,7

корма

9113

0

9113

12,3

8703

0

8703

10,8

9593

0

9593

9,3

105,3

про-

чая

прод.

с/х

0

0

0

0

5151

0

5151

6,4

6

0

6

0,0

-

мин.

удоб-

рения

0

0

0

0

149

149

0

0,2

1574

1574

0

1,5

-

ср-ва

защи-

ты расте-

ний

0

0

0

0

7268

7268

0

9,0

5788

5788

0

5,6

-

элект-

роэн.

2087

883

970

2,8

2073

596

1173

2,6

3265

788

1938

3,2

156,4

топ-

ливо

31

15

7

0,1

30

12

18

0,1

66

50

16

0,1

212,9

неф-

теп-

род-ты

13152

11915

1212

17,8

11012

9672

1340

13,7

12440

11095

1345

12,1

94,6

зап.

части,

мат.

для

ре-

монта

5702

4033

1417

7,7

5273

4337

936

6,6

6642

4907

1735

6,5

116,5

опла-

та ус-

луг,

вы-

полн.

сто-

рон.

орг-ми

10391

7907

974

14,1

7049

4193

633

8,8

14937

10115

2035

14,5

143,7

в т.ч.

сырье

для

пере-

работ-

ки

0

0

0

0

0

0

0

0

1068

0

0

1,0

-

по

пранс-

порт.

грузов

1591

1591

0

2,2

3189

1867

0

4,0

7776

7565

211

7,6

488,7

по

агро-

хим.

рабо-

там

3794

3794

0

5,1

330

330

0

0,4

792

792

0

0,8

20,9

по

зоо-

тех. и

вет.

обс-

лужи-

ванию

514

0

514

0,7

532

514

0

0,7

348

0

348

0,3

67,7

2. Зат-

раты

на оп-

лату

труда

11610

7856

3754

15,7

16891

11827

5064

21,0

19272

12506

6766

18,7

166,0

3. От-

числе-

ния на соц. нужды

2566

1736

830

3,5

3732

2613

1119

4,6

3854

2501

1353

3,7

150,2

4. Амор-

тиза-

ция

6332

6035

297

8,6

5971

5574

397

7,4

6546

6260

286

6,4

103,4

5. Про-

чие

затраты

5976

5940

36

8,1

6062

6022

40

7,5

11490

10782

163

11,2

192,3

Итого

затрат

по ос-

нов-

ному

произ-

водству

73896

53256

18610

100,0

80377

58427

19423

100,0

102940

73833

25236

100,0

139,3


Оформление

пределение плановой себестоимости

Визирование

Регистрация

Выполнение заказа

Плановый отдел

заказ

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

Бухгалтер

заказ

Подразделение –

Исполнитель заказа

заказ

Журнал регистрации открытых заказов

Первичные документы по расходам материалов, энергии и других на заказ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71973. ВЕСЕЛА МАСЛЯНА 78.5 KB
  Розвиток естетичних поглядів та смаків, що ґрунтуються на народній естетиці та найкращих надбаннях цивілізації. Виховання гармонійно розвиненої особистості з високим національно – культурним потенціалом, розвинутим почуттям прекрасного.
71974. ВІВАТ, МАТЕМАТИКА! 81.5 KB
  Доброго дня дорогі друзі Я рада вітати всіх хто знає математику хто любить математику хто в майбутньому спиратиметься на знання одержані в школі. Ведучий: Сьогодні будуть незвичайні уроки математики.
71975. Счастливый случай в математике 67.5 KB
  Цели: Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления. Обучение решению арифметических задач различного типа. Формирование приемов умственной и исследовательской деятельности. Воспитание интереса навыков учебного труда.
71976. Неделя математики. Брейн – ринг для учащихся 9-х классов 45.5 KB
  Первыми садятся за игровой стол команды, которым досталась фишка с номером 1. После игры проигравшие покидают игровой стол, а их место занимает команда № 2. И так далее. Жюри фиксирует количество выигранных боёв и количество отгаданных вопросов, определяет победителей.
71977. МАТЕМАТИЧНИЙ КВК (для 5-6 кл.) 120 KB
  Мета: розвивати логічне мислення, кмітливість, культуру математичного мовлення, пам’ять, виховувати вміння і навички міркування, самостійність, інтерес до предмета, впевненість у собі. Формувати соціальні, полікультурні, комунікативні та інформаційні компетентності.
71978. Математична мозаїка 52.5 KB
  Людина із задоволенням працює, якщо захоплена роботою та любить її. Уміння бачити цікаве і дивуватися приносить дітям радість, стимулює до творчих пошуків, розвиває уяву, що особливо важливо на уроках математики. Таке вміння потрібно виховувати і розвивати в учнів систематично як на уроках, так і в позакласній роботі.
71979. Вправи і задачі на засвоєння таблиці множення числа 8 52.5 KB
  Давайте дітки допоможемо берізці скинути листя Завдання Щоб побачити берізку треба перевірити д з ІІІ. Завдання Давайте дітки попросимо допомоги у сил природи. Слайд № 1 Сонечко сонечко допоможи виконати завдання: Усний рахунок Записати добутки з таблиці мал.
71980. Одиниці вимірювання маси. Кілограм. Знаходження невідомого від’ємника. Додавання та віднімання в межах 100 без переходу через десяток 57.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із задачами на знаходження невідомого від’ємника; довести до свідомості учнів, що задачі на знаходження невідомого від’ємникам розв’язуються дією віднімання; формувати вміння розв’язувати рівняння; повторити одиницю вимірювання маси – кілограм...
71981. Переставна властивість дії множення. Розв’язування нерівностей. Складені задачі 41.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з переставною властивістю дії множення та розв’язанням нерівностей із зміною способом добору, закріпити вміння розв’язувати складені задачі, розвивати уважність, вміння абстрагувати від конкретного змісту задачі, виховувати інтерес до астрономії.