319

Основы менеджмента и школы управленческой деятельности

Шпаргалка

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Школа человеческих отношений. Хотторнские эксперименты. Критерии управленческого мастерства. Менеджмент как теория и практика. Модель стратегического управления. Сегментация рынка и позиционирование товара. Портфельная стратегия.

Русский

2012-12-07

115 KB

27 чел.

Школа человеческих отношений. Предпосылки. Хотторнские эксперименты. Э.Мейо. Школа человеческих отношений на современном этапе.

Начиная с 1924 года развивается школа психологии и человеческих отношений, или неоклассическая школа. Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Основное внимание уделяется изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникативных процессов» и др. Интенсивный труд с помощью психологических инструментов.

Школа человеческих отношений первая начала рассматривать человека как один из главных факторов производства. В центре внимания школы человеческих отношений стал человек, то есть вместо управления работами во главу было поставлено управление и правильный отбор персонала. Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Школа человеческих отношений, начала изучать поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов.

Школа человеческих отношений:

  •  определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей;
  •  обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности;
  •  объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями;
  •  вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.

Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.

В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса. Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемый Хоторнский эффект.

Элтон Мэйо - американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе и Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений» и является одним из основоположников школы человеческих отношений.

Впрочем, идеи школы поведенческих наук оказались ограниченными. Это не означает, что разработанные методы совершенно непригодны. Дело в том, что они действуют лишь в некоторых случаях: так, привлечение работника к управлению предприятием влияет на качество его работы далеко не всегда, поскольку все зависит в первую очередь от психологических особенностей человека.

   В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время).

Бихевиористское учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке). Представители: Мэри Паркер Фоллетт, Абрахам Маслоу, Крис Арджирис, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др.

   Они изучали:

1)различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;

2)характер власти и авторитета;

3)роль организационной структуры (организационное поведение человека);

4)коммуникации в организации;

5)лидерство;

6)качества трудовой жизни человека и др.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания межличностных отношений.

Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов.

Человек рассматривается как главная ценность организации (в основе которой профессиональные и личностные характеристики).

Школа науки управления. Предпосылки. Характеристика. Процессный подход.

   Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Исследование операций и математические модели применительно к решению управленческих проблем составляют суть подхода этой школы. Математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1.     Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

2.     Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

    Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других — это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления. В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.

Характеристика менеджера. Критерии управленческого мастерства. Уровни управления.

Главная задача менеджера – оптимальное развитие социальной – экономической системы. Менеджер:  Справедливый, мудрый, хитрый, энергичный.

    Менеджеры  соответствующего  профиля  осуществляют   следующие   основные

функции:    маркетинг,    управление    кадрами,     материально-техническое

обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др.

  Особенно  интересны  менеджеры  среднего  звена.  Каждый  такой  менеджер

является одновременно и  руководителем  и  специалистом.  Поэтому  для  этой

категории  персонала  необходимо  определить  потребности  как  в   развитии

управленческих качеств, так и в совершенствовании профессиональных знаний.

Критерии управления мастерства:

1.наличие концептуального мышления (системное мышление).  Любое явление должен рассматривать как систему. Стратегия.

2.наличие аналитического мышления.

3.умение принимать управленческие решения (целенаправленное решение, системное решение, социально – ответственное решение)

4.знание базовой технологии.

5.наличие административных навыков

6.коммуникабельность

7.знание психологии

Уровни управления:

  •  а)высший уровень управления, корпоративный. Топ-менеджер (принятие стратегических решений, затрагивает деятельность всей организации.)
  •  б)средний уровень управления, бизнес. Мидл-менеджер (имеют не полную информацию о предприятии, начальники)
  •  в)нижний уровень, функциональный (осущ. управление  непосредственно людьми)

Предмет менеджмента. Менеджмент как теория и практика. Роль менеджера.

Менеджмент – образ мышления, действий, жизни, направленный на оптимальное развитие сложной, многоуровневой, социально-экономической системы, включает в себя объективные и субъективные элементы.  менеджмент – это социальный институт, организационно-экономическое поведение, специфическая деятельность, своеобразное искусство и научная дисциплина.

Менеджмент имеет свой специфический предмет, методологию, методы и подходы к изучению и решению проблем. Сама теория менеджмента сложилась из практического опыта управленцев. Наука менеджмент не может существовать без практического опыта. Менеджмент: 1.теория(наука) 2.практика(искусство) 3.орган управления. Искусство менеджмента – умение использовать научные принципы и методы управления в зависимости от особенностей людей и конкретных ситуаций.

В условиях рыночной экономики роль менеджмента в управлении поистине значительна, так как смысл менеджмента заключается в том, чтобы получить конечный результат деятельности предприятия с минимальными издержками и с наибольшей отдачей на всех этапах процесса управления. Роль менеджмента состоит в обеспечении бесперебойного функционирования системы управления предприятием. Содержание и смысл функций системы менеджмента (или иначе управления) - это предвидеть последствия, планировать цели, организовывать процесс, распоряжаться ресурсами, координировать действия и контролировать выполнение заданий. Роль менеджмента характеризуется эффективностью управления, образуется из трех основных составляющих: экономический эффект, социальный эффект и общий социально-экономический эффект.

Школа науки управления. Предпосылки. Характеристика. Системный подход.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Родоначальниками системной школы считаются Бердаланфи, Богданов, Розенберг и Каст.

Основным положением этой школы является теория непредвиденных ситуаций, согласно которой каждая возникшая ситуация может стать стать сходной с другими, но с некоторыми уникальными свойствами.

Классическая школа управления. Предпосылки. Научная организация труда. Ф. Тейлор.

   На разных этапах мировой истории существовали государственные крупные образования, например Македония (при Александре Македонском), Персия, Римская империя и др. С годами управление подобными образованиями становилось более четким и сложным, а сами образования — более сильными и устойчивыми. Для преодоления сложностей в управлении и начала образовываться наука менеджмента.

   В конце XIX столетия обстановка в экономике наиболее развитых стран была неблагоприятной. Появление новых машин, двигателей внутреннего сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих станков и другой техники не давало ожидаемых результатов в виде роста производительности труда. Концентрация И специализация производства не приводили к приросту прибыли на вложенный капитал. К изучению причин сложившегося положения привлекли ученых. Так на рубеже веков произошло научное становление управления.

  1886 год начало науки управления эволюции. Вышла в свет статья Генри Гайа «инженер как экономист». Выходят в свет крупномасштабные машинные производства. Основной фактор конкурентоспособности был технический (технологический) фактор.

   НОТ – Ф.Тейлор – объединение высокой заработной платы с низкими трудовыми затратами.

   Основоположником НОТ считается Фридерик Тейлор. Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия).

   Задачи, которые решаются в рамках НОТ:

  •  1.Совершенствование форм разделения труда;
  •  2.Улучшение организации рабочих мест;
  •  3.Рационализация методов труда;
  •  4.Оптимизация нормирования труда;
  •  Подготовка рабочих кадров.

    Тейлор Ф. У. – выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной организации труда и рационализации в сфере управления, основоположник менеджмента, представитель научной школы управления. Обосновал специфику человека как социального ресурса. Рассматривал его как единственно возможный объект управления. С его точки зрения, человек (на исполнительском уровне) – достаточно пассивное, не заинтересованное в труде существо, слабо ориентированное на деятельность и реагирующее главным образом на материальные стимулы. Считая, что главная цель управления – обеспечение высокой производительности труда и социальной гармонии, предложил концепцию ее достижения, базируясь на своем понимании природы человека как специфического существа и социального ресурса. Разработал принципы рациональной организации труда, основанные на идее разделения, специализации и стандартизации исполнительского и управленческого труда. Создал социальную философию, обосновывающую рациональные принципы организации и управления. Предложил жесткое разделение труда на программирующий и исполнительский труд. Ввел новые принципы нормирования и оплаты труда. Обосновал принципиально новую функциональную структуру управления, построенную на разделении труда и специализации деятельности управленцев. Наиболее известные научные работы по менеджменту: "Принципы научного менеджмента" и "Управление предприятием".

1.научный отбор сотрудника

2.научное изучение и обучение сотрудника

3.принцип разделения труда

4.адекватность зар.платы     

5. принцип равной ответственности работника и работодателя, менеджера.

Школа науки управления. Предпосылки. Характеристика. Ситуационный подход.

 Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Классическая школа управления. Предпосылки. Административный подход. А.Файоль (принципы) М.Вебер.

Административный подход – яркий представитель Анри Файоль. Рассматривание концептуальной системы: производство, финансы, маркетинг. Подход исследовал не столько эффективность отдельных элементов организации, сколько эффективность организации как целого: принципы рационального управления организацией, функции управления, структура системы управления. В понятие «управление» А. Файоль включил 6 функций: производственную (техническую), коммерческую, финансовую, защитную (защита собственности и личности), бухгалтерскую, административную. Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Целью административного подхода было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики – «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг.

Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, руководство и контроль. Принципы управления по Файолю:

1.Разделение труда

2.Полномочия и ответственность

3.Дисциплина.

4.Единоначалие.

5.Единство действий.

6.Подчинённость.

7.Вознаграждение.

8.Централизация.

9.Иерархия.

10.Порядок.

11.Справедливость

12.Стабильность .

13.Инициатива.

14.Корпоративный дух.

В своей основной работе «Теория социально-экономической организации» Вебер так сформулировал принципы построения «идеальной» организации:

- вся деятельность организации расчленяется  на простейшие элементарные операции, выполнения которых формально закрепляется за отдельными звеньями,

- каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, авторитетом и правами. Организация строится на соблюдении принципа иерархии; каждый член организации подчиняется должностному лицу, занимающему вышестоящее положение по служебной лестнице;

- разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации;

- в организации должна действовать четкая система контроля и санкций.

Менеджер по веберу наемный работник, работающий за заработную плату.

Формализация управления.

Стратегическое управление. Предпосылки. Модель стратегического управления.

 Стратегическое управление имеет своим объектом не только поведение организации на рынке, но и преобразование ее самой, производственного потенциала, финансовой сферы, структуры, персонала, методов управления и пр. Такое преобразование осуществляется путем замены устаревших и не способных в должной мере выполнять свои функции элементов новыми, или дополнения их ранее не существовавшими. Это позволяет приблизить возможности организации к требованиям жизни, сохранить или повысить эффективность и прибыльность работы. Потребность в организационных преобразованиях обычно возникает в связи с устареванием структуры фирмы, системы коммуникаций и методов управления. Преобразования в составе и структуре персонала обусловлены недостатком его образовательного и квалификационного уровня, конфликтами между членами организации и пр. Преобразования финансовой сферы большей частью коренятся в постоянном нерациональном расходовании имеющихся средств, неразумной кредитной или фондовой политике.

Модель стратегического управления:

1.миссия и философия компании.

2.цели компании

3.разработка портфеля стратегии(анализ внешней, анализ внутренней среды)

4.реализация стратегии

5.определяется оценка внешней и внутренней среды и корректируется при необходимости

Миссия и философия компании.

Миссия – это словесно-выраженное, основное, социально-значимое назначение компании в долгосрочном периоде. (кто мы такие, что делаем и куда движемся)

Философия компании – это документ, где зафиксированы основные цели, ценностные ориентировки, принципы работы, критерии оценки. ( направленно на инсайдеров компании)

В философию компании входит: 1. личностные факторы руководителя. 2. организационные факторы. 3 государственно-этнические факторы.

Анализ конкурентоспособности. Внутри- и межотраслевая конкуренция.

Конкурентоспособность – это способность приносить прибыль за вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной. Конкурентный потенциал – конкурентоспособность в долгосрочном периоде.

Вся микросреда конкурентная среда.

Орг.  - > потр., пост., поср., конк.(производители товаров-субститутов), гос.орг., соц.инст.

Внутр. Отраслевая конкуренция – конкуренция организаций на одном рынке.

1      2      3

Пр.  Пр.  Пр.

Себ.Себ.Себ.

Межотраслевая конкуренция- конкуренция организаций различных отраслей.

Анализ конкурентоспособности. SWOT – анализ.

В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию. Технология SWOT-анализа, как ее чаще всего отражают в учебной и специальной литературе, заключается в характеристике:

  •  1)внутренней среды (с выделением сильных и слабых сторон) и
  •  2)внешней среды (с выделением возможностей и угроз) предприятия описание выполняется с помощью факторов, не имеющих количественной оценки.

Факторы сводятся в таблицу; по значимости, как правило, не ранжируются.

Аббревиатура SWOT означает:

  •  Strengths - сильные стороны компании
  •  Weakness - слабые стороны компании
  •  Opportunities – возможности компании для развития и повышения финансовой эффективности
  •  Threats – угрозы для компании, которые могут представлять конкуренты, администрация, смена спроса потребителя, природные факторы.

 SWOT – анализ.(сила, слабость, возможность, угроза) – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

S: Ф.р. Рент. Георгаф.полож.                              O: долгоср.контракт. специалисты.

W: оборудование, маркетинг, поставщики        T: конк-сть, рост налогов, сокр.кач.сыр.

Внешняя и внутренняя среда организации. Анализ макросреды.

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Различают факторы внешней и внутренней среды.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам микросреды относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;

К факторам макросреды (дальнее окружение) относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:

1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;

2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;

3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

Pest-анализ. Изменчивость \ важность факторов.

Методы выбора продуктовых стратегий. Сегментация рынка и позиционирование товара.

Сегментация  рынка - процесс разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным признакам, позволяет сконцентрировать средства на наиболее эффективном направлении.

Сегмент рынка – однородная совокупность потребителей, одинаково реагирующих на товар и маркетинговые действия.

Как правило, для сегментации (по сути, статистической группировки) рынков потребительских товаров используют следующие критерии:

1.географический

2.демографический

3.психографический (тип личности, образ жизни, мораль, социальная группа)

4.поведенческий (время признания товара, реакция на изменение условий продажи, рекламу).

Позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

Позиционирование собственного товара на рынке осуществляется в три этапа:

а) позиционирование товаров конкурентов;

б) позиционирование потребительских предпочтений;

в) позиционирование собственного товара.

Соотношение цены и качества. Путем модернизации можно занять более лучшие позиции.

Методы выбора продуктовых стратегий. Жизненный цикл товара. Матрица бостонской консалтинговой группы.

Основные этапы формирования стратегии:

  •  разработка товара.
  •  Выведение товара на рынок.

V, t. Этапы, подъем, развитие, стабильная продажа и упадок(модернизация товара, поиск нового рынка)

Для каждого продукта разрабатывается свой пакет стратегий.

Матрица БКГ. Критерии:

1.Доля рынка

2.Темные роста спроса.

Темпы роста \ доля рынка. Н высокая L низкая

HH (star) – занимает значительную долю рынка, рост спроса, расширение рынка (товар – звезда)

НL (cash cow) – стабильный рынок, стабильный товар.

LH (wild cat) – непредсказуемый товар и рынок.

LL (dog)

Золотой парашют — компенсация, выплачиваемая руководителям акционерного общества в случае их увольнения. Используется в качестве противодействия враждебному поглощению. Вид, размер и порядок получения компенсации определяется регламентирующими документами акционерного общества.

«Золотой парашют» — это договор с топ-менеджером компании, предусматривающий выплату значительной компенсации в случае прекращения трудовых отношений. Может оговаривать продолжение выплаты заработной платы, премии и/или определенные льготы и привилегии, а также ускоренный механизм материального стимулирования «форме пакетов акций и/или определенных пенсионных льгот.

Портфельная стратегия. Характеристика и сравнительный анализ.

 Портфельная, корпоративная стратегия.

1)Стратегии горизонтальной интеграции.

2)Стратегии вертикальной интеграции

3)Стратегии связанной диверсификации

4)Стратегии не связанной диверсификации

Горизонтальная интеграция – долгосрочная стратегия компании, основанная на росте путем приобретения, создания или поглощения аналогичных компаний, функционирующих в той же производственно рыночной цепочки. Проблема – экономическая нестабильность, зависимость от всех цепочки.

    Вертикальная интеграция – это долгосрочная стратегия основанная на росте путем приобретения, создания или поглощения компаний последовательно расположенных в производственной цепочке. Цель – захват всей цепочки. Проблема – осваивание новых технологий рынка, большие затраты.

    Стратегия связанной диверсификации – долгосрочная стратегия роста, основанное на приобретении, поглощении и создании компаний, находящихся в разных производственных цепочках, но существует связь у цепочек: общий рынок, общее сырье, общие технологии. Поиск и нахождение синергии – синергетический эффект. Синергия – дополнительный эффект, получаемый при объединении разнородных элементов в единую систему. Более синтетическая и гибкая стратегия. Проблема – если обрушивается связь, то это почувствуют все отрасли. Таковыми являются концерны.

    Стратегия несвязанной диверсификации – долгосрочная стратегия роста, основанная на приобретении, создании и поглощении компаний находящихся в различных производственных цепочках и не имеющие связи у цепочек. – Стратегия «снятия сливок».

Продуктовые стратегии. Характеристика и сравнительный анализ. Классификация Майлза и Сноу.

Продуктовая стратегия - это подсистема стратегии организации, которая нацелена на анализ, разработку и принятие стратегических решений по номенклатуре, ассортименту, качеству и объему производства продуктов, а также реализации продуктов на соответствующих рынках. это стратегия ключевого результата деятельности организации.

Рынок\продукт старый рынок новый рынок старый продукт новый продукт

Старый рынок нов.товар - модификация товара, изменение качества рыночного развития

Новый рынок старый продукт – тот же старый товар, но внедряемся на новый рынок

Старый рынок старый товар – стагнация, не идет продвижение в рыночных связях и нет развития продукта.

Новый рынок новый товар – абсолютно новый товары, новые технологии, новый рынок (инновационная стратегия) – затратная стратегия.

Майлз Сноу. 3 вида продуктовых стратегий:

1.компании – защитники – нестремится расширять свой рынок, делает упор на стабильность (СС)

2.компании – разведчики (венчурного типа) – ищут новый товар на новых рынках, делают упор на инновации (НН)

3.переваривающие компании – смежные компании (НС и СН)

2.1  Принципы управления по Файолю: 

1.Разделение труда

2.Полномочия и ответственность

3.Дисциплина.

4.Единоначалие.

5.Единство действий.

6.Подчинённость.

7.Вознаграждение.

8.Централизация.

9.Иерархия.

10.Порядок.

11.Справедливость

12.Стабильность .

13.Инициатива.

14.Корпоративный дух.

12принципов эмирсона

1. Четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала.
2. Здравый смысл. 

3. Компетентная консультация. 

4. Дисциплина
5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь — лучше живешь». .
6. Обратная связь. 
7. Порядок и планирование работы.
8. Нормы и расписания. 
9. Нормализация условий. 
10. Нормирование операций. 
11. Письменные стандартные инструкции.  

12. Вознаграждение за производительность. 

3.1Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок:

1.работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять трудовую деятельность по выполнению планового задания (гибкий график работы, личный контроль качества, технология решения задач);

2.работники привлекаются их непосредственным руководителем к принятию групповых решений по вопросам производства;

3.работникам дается право операционного контроля качества продукции и устанавливается личная или групповая ответственность за конечный результат – работники принимают личное и групповое участие в инновационной, изобретательской рационализаторской деятельности с различными способами вознаграждения за внедрение инноваций;

4.производственные и функциональные подразделения создаются с учетом пожелания работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения.

3.2Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Интрапренерство – это саморегулируемый процесс изобретателя-инициатора, его нельзя ни назначить, ни снять. Обычно это люди, обладающие энергией и стремлением довести свою идею до практических результатов, несмотря ни на какие препятствия. Внутренний предприниматель, по мнению Дж. Пинчота, с одной стороны, одинокий, справедливый индивидуум, который среди всеобщей трусости и упадка соблюдает принятые на себя обязательства, следует своему призванию и в конце концов побеждает. С другой – тип новатора, который преодолевает сопротивление всего старого и добивается того, чтобы новые идеи были приняты.

3.3Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение). В учебниках ещё встречаем: власть - неформальные взаимоотношения, что по человечески понятно, а на профессиональном языке обозначает - коррупция. Поэтому квалификация коррупции не нуждается в обнародовании, если субъекты коррупции возглавляют саму коррупцию под лозунгом борьбы с этим явлением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65649. ФІЗИЧНА РЕАБІЛІТАЦІЯ ОСІБ СТАРШОГО ШКІЛЬНОГО ТА ЮНАЦЬКОГО ВІКУ ХВОРИХ НА ГЕМОФІЛІЮ З КОМБІНОВАНИМИ КОНТРАКТУРАМИ КОЛІННОГО СУГЛОБА 152 KB
  За відсутності їх вчасного та адекватного лікування майже у 9095 хворих на гемофілію розвиваються комбіновані ураження опорно-рухового апарату ОРА що супроводжується тяжкою інвалідизацією та погіршенням якості життя збільшує економічні витрати суспільства на лікувальні реабілітаційні та соціальні заходи Суховій М.
65650. ТЕМА ОЦІНКИ РИЗИКУ РОЗВИТКУ ПРОФЕСІЙНО ОБУМОВЛЕНИХ ЗАХВОРЮВАНЬ НА ОСНОВІ НЕЧІТКОЇ ЛОГІКИ 2.72 MB
  Огляд робіт присвячених дослідженню процесів розвитку професійних або професійно обумовлених захворювань показує що до теперішнього часу в достатній мірі сформовані основні наукові уявлення про фактори ризику які обумовлені шкідливими умовами...
65651. КЛІНІКО-ПАТОГЕНЕТИЧНА ХАРАКТЕРИСТИКА УРАЖЕНЬ ПЕЧІНКИ ПРИ ІНФЕКЦІЙНОМУ МОНОНУКЛЕОЗІ У ДІТЕЙ 194.5 KB
  Все вищезазначене стало підґрунтям для дослідження особливостей імунної реактивності та портальної гемодинаміки при різних варіантах ураження печінки у хворих на ІМ. Це дозволить, на наш погляд, з нових позицій уточнити та поглибити знання патогенезу захворювання, розширити можливості...
65652. Управління капіталом підприємства на засадах контролінгу 244.5 KB
  З розвитком економіки ускладнюється розуміння змісту капіталу і системи управління ним. Питання управління різноманітними видами капіталу підприємства розглядаються у роботах вітчизняних та зарубіжних вчених сучасності: М. Проте в основному автори досліджують окремо фінансову фізичну...
65653. Геометричне моделювання сім’ї кривих з урахуванням впливу попередніх елементів на наступні 1.04 MB
  Ефективний підхід, що може бути покладений в основу таких способів, полягає у побудові елементів сім’ї кривих складної геометричної форми. В задачах геометричного моделювання гетерогенних процесів ці криві виступають як геометричні моделі ліній розділу фаз розвитку процесу.
65654. Патологічна схильність до азартних ігор (клініка, терапія та реабілітація) 644.5 KB
  Ситуація, що пов’язана з адиктивною поведінкою, є досить проблемною для багатьох країн світу, у тому числі, і України. Причина полягає у докорінній відмінності стереотипів мислення та світогляду послідовних генерацій, що виховувались у різних соціально-економічних умовах, а також через затяжну політичну...
65656. Подолання дезорганізації діяльності підрозділів промислового підприємства 198.5 KB
  Надмірна організованість діяльності підприємств є одним з чинників зниження стійкості їхньої діяльності втрати креативності в цій діяльності. Це зумовлює необхідність і доцільність надання певної свободи дій окремим працівникам та...
65657. Система педагогічних задач як засіб формування професійних умінь учителів початкових класів 284.5 KB
  Домінуючою на сучасному етапі й у прогнозованому майбутньому розвитку вищої професійної школи є парадигма особистісно зорієнтованої освіти, концепції та моделі її реалізації через компетентнісний підхід. У зв’язку з цим перетворення всіх компонентів стосуються не лише структурних складових...