31927

Общая психология, ответы на билеты

Шпаргалка

Архивоведение и делопроизводство

Крупные научные школы придерживались различных методологических принципов. Для поведенческой психологии (бихевиоризма) существенным было положение об объективности, наблюдаемости психических явлений. В психоанализе выдвигалась идея динамики, метаморфоз психической энергии в разные периоды жизни ребенка и взрослого. Концепции отечественных психологов строятся на принципах единства сознания и деятельности, принципе детерминизма

Русский

2015-01-15

211.5 KB

13 чел.

Билет 1.Предмет общей психологии.

Представления о предмете общей психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками.В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение. можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы охватывают: 1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление, 2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений, 3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции. К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (опережающий характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент). Разделение на указанные группы основных понятий общей психологии условно. Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Глобально психология изучает феномен человеческой души. В связи с большим потенциалом и большим объёмом накопленной информации психология делится на отрасли: Общая психология - отрасль, объединяющая в себе фундаментальные психологические знания и решающая задачу по исследованию индивида - конкретного представителя вида homo sapiens - включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категорийный аппарат. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы, состояния и свойства. Возрастная психология. Изучает онтогенез (развитие человека от рождения до смерти) психических процессов и личностных свойств, специфику и условия развития психики человека на разных возрастных этапах. Включает в себя ряд подотраслей. Зоо- и сравнительная психология. Изучает основные этапы эволюционного развития психики животных; проблему интеллекта животных, проводит сравнение психики человека и животных. Педагогическая психология. Изучает взаимосвязь обучения, воспитания и развития психики; психологию развития личности в процессе обучения и воспитания, психологию личности и профессиональной деятельности преподавателя. Включает в себя ряд подотраслей, одна из них - психология безопасности от обучающих программ (в том числе от ЭВМ). Социальная психология. Изучает социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей; проблемы, взаимоотношения личности и коллектива. Сюда входят групповая психология, психология конфликтов и др. Психология труда и инженерная психология. Изучает психологию трудового процесса, психологические основы классификации профессий и закономерности формирования профессиональных кадров, проблемы повышения профессиональной работоспособности, деятельность человека в автоматизированных системах производств, проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе. Юридическая психология. Изучает психику и её особенности у преступников и сотрудников правоохранительных органов. Включает в себя ряд вопросов социальной психологии, тесно связана с общей психологией. Клиническая психология. Психология моды. Психология рекламы. Психология спорта. И другие... ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки, составляющие содержание предмета О. п., можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных отраслях психологии. Вместе с тем результаты исследований в области О. п. — фундаментальная основа развития всех отраслей психологической науки.

Билет2. Принципы психологии.     Крупные научные школы придерживались различных методологических принципов. Для поведенческой психологии (бихевиоризма) существенным было положение об объективности, наблюдаемости психических явлений. В психоанализе выдвигалась идея динамики, метаморфоз психической энергии в разные периоды жизни ребенка и взрослого. Концепции отечественных психологов строятся на принципах единства сознания и деятельности, принципе детерминизма, принципе активности, личностном принципе и проч.Принцип системности. Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня (например, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях - уровне направленности и моральных качеств личности; уровне знаний, умений и навыков; уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей); 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).Субординационный или иерархический принцип. Вторая задача решается с помощью выделения отдельных механизмов и принципов организации компонентов в систему. В качестве таких механизмов называются субординационный, или иерархический, принцип, при котором более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства (коммуникабельность включена в более общий фактор экстраверсию); и координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих некоторую независимость, автономность свойствВ теории интегральной индивидуальности есть некоторые разновидности однозначных связей: взаимно-однозначные связи, при которых переменная а связана только с переменной в, а переменная в - только с переменной а; одно-многозначные связи (переменная множества А связана с несколькими переменными множества В); много-однозначные - одна переменная множества В связана с несколькими переменными множества А. С возрастом происходит развитие разноуровневых связей (между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами наблюдается тенденция к увеличению много-много-значности. Принцип активности. Согласно следующему принципу - активности - личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением..Принцип активности трактуется по-разному: Согласно первой точке зрения активность ассоциируется с понятиями избирательности и пристрастности поведения человека. В соответствии со второй точкой зрения поведение рассматривается с позиции творческой деятельности, продуктивности Утверждается, что в реальной жизни человек встречается с неопределенностью, сталкивается с проблемой сопоставления собственных целей и требований ситуации, рассогласование между которыми приводит к необходимости творчески мыслить и принимать самостоятельные решения. Третья точка зрения определяет активность через неадаптивную природу человеческой деятельности. На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением динамических аспектов поведения, в частности с проблемой мотивации.Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Уже З. Фрейд определял генезис психического как одну из важных детерминант полноценного функционирования взрослого человека. Понятие "развитие" ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом).Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Субъект - более широкое понятие, чем понятие человека, которое есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое понятие, означающее человеческого индивида в совокупности его социально-значимых качеств. Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов. Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является одним из нормативов научной деятельности ученого Вывод о том, что теория верна, строится на целом ряде правил проведения эксперимента - формулировке гипотез и контргипотез, содержательном и формальном планировании эксперимента, контроле за побочными переменными, осуществлении анализа и интерпретации данных в соответствии с выдвинутыми предположениями.

Билет3. Основные методы психологии. Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности..Метод семантического дифференциала (от греч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — один из методов построения субъективных семантических пространств. МСД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования; Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.

Тесты проективные (от лат. projectio — выбрасывание вперед)Субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями). Различают ассоциативные проективные тесты (например, незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (психодрама, рисование на свободную тему, игра и др.)

Методы психогенетики (от греч. psyche — душа, genos — происхождение) —методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания.

Ассоциативный эксперимент - проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом,.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия, который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.Гипноанализ - диагностическая процедура, в которой составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний жизни пациента происходит в то время, когда он находится в гипнотическом погружении Двойной слепой опыт - особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый остается в неведении о смысле и особенностях проведения эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий достигается исключение возможности влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышение показателей его объективности. Естественный эксперимент - проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Интроспекция(от лат. introspecto - смотрю внутрь) - метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов.В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.Лабораторный эксперимент - методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Лонгитюдиональное исследование - изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет. Метод микроструктурного анализа - стратегия анализа кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия. Метод минимальных изменений - разработанный В.Вундтом метод определения порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения ощущения.Метод объективного наблюдения - стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательства в его течение. Метод полярных профилей(от греч. polos - ось, полюс и фр. profil - очертание) - способ оценивания, разработанный Ч.Осгудом и модифицированный П.Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый - медленный, сильный - слабый).Метод проб и ошибок - форма научения, описанная Э.Торндайком в 1898г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.Метод семантического радикала(от греч. semanticos - обозначающий и лат. radicalis - коренной) - объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р.Лурия и О.С.Виноградовой в 1959 г. В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов для определения семантической близости объектов. Например, если при предъявлении какого-то ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие к ориентировочной реакции. Данный метод может быть использован в качестве диагностического критерия для диагностики умственной отсталости, так как в этом случае связи между понятиями стоятся не по содержательным, а по фонетическим признакам.Моделирование в психологии - построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.Объективный метод в психологии - стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез.Полиэффекторный метод - одновременная регистрация нескольких реакций организма в ответ на действие раздражителя.Психофизические методы - методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Самыми распространенными являются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод оценки.Социометрический метод исследования - диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. Сравнительно-генетический метод - исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Электрофизиологические методы - методы анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. Биотоки мозга анализируются при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП), мышц - при помощи электромиограммы (ЭМГ), кожи - при помощи кожно-гальванической реакции (КГР), сердца - электрокардиограммы (ЭКГ).

 Билет 4. Понятие о перцептивных процессах. Виды ощущений и восприятий.  

Сенсорная депривация.

Когнитивная сфера:

1- перцепт. процессы (получение info):-ощущение, - восприятие, - внимание;

 2-мнемический процесс: - память;

 3-интеллект. процессы (порождение new info):- мышление, - воображение, -речь.

Ощущение – простейший псих. процесс, состоящий в отражении отдел. Свойств, предметов и явлений внутр. среды и внеш. мира при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Виды ощущений: (по модальности)

- зрительные (90% info) - обонятельные - болевые (во всех органах, кроме

- слуховые (50% info) - вкусовые  мозга)

- тактильные (=кожные): - обонятельные

  •   прикосновения
  •   давление
  •  температура

Сенсорная депривация – недостаток ощущений из органов чувств (лишение  чувственной info).

Восприятие - перцептивный процесс, состоящий в отражении целостных образов, предметов и явлений окружающего мира, при непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

  •   по модальности:

- зрительное; - кинестетическое (положение тела в пространстве);

- слуховое; - обонятельное;

- осязательное; - вкусовое.

  •   по свойствам материи:

- пространства; - величины;

- времени; - удаленности;

- движения; - глубины;

- формы; - взаиморасположения объектов;

- направления.

 e.g. восприятие времени зависит от биоритмов организма, от эмоционал.  насыщенности и отнесенности события к прошлому или настоящему. Эмоционал. насыщенные промежутки времени воспринимаются в настоящем как короткий отрезок времени, а в прошлом – как длинный. Эмоционал. ненасыщенные – наоборот.

Билет 5. Пороги ощущений и основные явления изменения чувствительности анализатора (адаптация и сенсибилизация).

Ощущение – простейший псих. процесс, состоящий в отражении отдел. Свойств, предметов и явлений внутр. среды и внеш. мира при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Анатомо-физиологической основой ощущений является анализатор (состоит из 3-х частей)

Зрительный анализатор:

глаз  мозг  

1.рецептор на сетчатке 2.нейрон  3.центр. отдел

глаза  приводящий импульс (здесь возникают ощущения)

 (аффектор)

Основная характеристика анализатора – диапазон чувствительности.

НП диапазон чувствительности анализатора

нижний порог верхний порог  континуум

   интенсивных

   стимулов

!!!Ощущение вызывает только то воздействие, которое выходит за пороги.

Нижний порогmin интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное раздражение.

Верхний порогmax интенсивность раздражителя, вызывающая ощущение, адекватное модальности анализатора, и превышение, которое ведет к утрате ощущений или к неадекватным ощущениям.

e.g. не звук, а боль

25-й кадр (подпороговая перцепция = восприятие ниже порога):

если интенсивность раздражителя близка к НП, но при этом не превышает его, то при этом ощущение не возникает, но перерабатывается на бессознательном уровне.

Основные явления изменения чувствительности анализатора:

  •  Адаптация – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя (зрительная темновая и световая адаптация: процесс зрит.свет.адапт. –реакция уменьшения диаметра зрачка, распад зрительного светочувствительного пигмента…)
  •  Сенсибилизация – повышение чувствительности органов чувств при действии на них адекватных и неадекватных раздражителей. С! надо отличать от адаптации, которая может заключаться как в повышении, так и понижении чувствительности.

Билет 6. Свойства и феномены восприятия

Восприятие - перцептивный процесс, состоящий в отражении целостных образов, предметов и явлений окружающего мира, при непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия:

  •  целостность (образ воспринимается как целое)
  •  предметность (отнесенность явлений внешнего мира и образа восприятия. Это свойство появляется в течение жизни. E.g. ребенок воспринимает предметы, когда ударяется о них головой)
  •  константность (относительная независимость образа восприятия от условий восприятия E.g. если лист бумаги раскрасить, мы все равно будем знать, что он белый)
  •  активность (включение в активность восприятия моторности/движения, т.е. чтобы понять, откуда звук, нужно повернуться в сторону источника)
  •  структурированность (ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона) /закон сходства; з-н близости; з-н замкнутости - замкнутые промежутки воспринимаются как фигура; з-н структурирования = «хорошей линии»/
  •  установка восприятия (предрасположенность восприятия настоящего в зависимости от восприятия прошлого).

Виды восприятия:

  •   по модальности:

- зрительное; - кинестетическое (положение тела в пространстве);

- слуховое; - обонятельное;

- осязательное; - вкусовое.

  •   по свойствам материи:

- пространства; - величины;

- времени; - удаленности;

- движения; - глубины;

- формы; - взаиморасположения объектов;

- направления.

 e.g. восприятие времени зависит от биоритмов организма, от эмоционал. насыщенности и отнесенности события к прошлому или настоящему. Эмоционал. насыщенные промежутки времени воспринимаются в настоящем как короткий отрезок времени, а в прошлом – как длинный. Эмоционал. ненасыщенные – наоборот

 

Билет 7. Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность психики субъекта на определенные объекты при одновременном отвлечении от других объектов. Процесс не самостоятельный, а сопутствующий, который является условием и успешного протекания.

Анатомо-физиологические основы внимания: нейроны внимания (сеть) делятся на нейроны новизны и нейроны ожидания (требуемый объект).

Виды внимания:

  1.  по направленности:
  •  внешнее (на внеш. объекты – экстраверты)
  •  внутреннее (интроверты)
  •  
  1.  по участию в волевой регуляции:
  •  произвольное (наличие целей и волевого усилия)
  •  непроизвольное (нет ни цели, ни волевого усилия)

!!!факторы непроизвольного внимания:

- сила раздражителя

- неожиданный раздражитель

- новизна

- необычность

- контраст

- подвижность объекта

- отношение к потребности (значимость)

  •  послепроизвольное (есть цель, но нет волевого усилия)

Свойства внимания:

  1.  концентрация (степень сосредоточенности внимания на объекте)
  2.  объем внимания (кол-во объектов, которые одновременно могут быть охвачены вниманием) e.g. у взрослого от 4-х до 7-8-ми.
  3.  переключение (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой)
  4.  …………….. (возможность удерживания в сфере сознания нескольких объектов или деталей)
  5.  устойчивость (время сосредоточения интенсивного внимания на объекте =15-20 минут ; колебания внимания идут постоянно)

6. полезависимость (привязанность внимания к внешним наблюдательным  

характеристикам и объектам)

Билет 8. Виды и типы памяти.

Память – когнитивный процесс, кот. представляет собой закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Типы памяти: 1. Образная (дети, художники)

2. эмоциональная (актеры, животные, женщины)

3. двигательная – запоминание системы движений (спортсмены, рабочие)

4. вербальная – запоминание речевого материала (женщины)

Виды памяти: 1. сенсорная – память, функционирующая на основе остаточных возбуждений в органах чувств (длится 2-3с.)

2. кратковременная - память, функционирующая на основе остаточных возбуждений в центральных отделах головного мозга (15-20мин., 7±2 объекта, низкая помехоустойчивость)

3. долговременная – память, функц. на основе структурных изменений молекул нервных клеток (ДНК и РНК). (от неск. часов до неск. десятилетий, бесконечное количество объектов запоминания, высокая помехоустойчивость)

4. оперативная – память, действующая на основе всех предыдущих видов памяти. Ее характеристика определяется характером решаемой задачи. (до 1ч., до 15 объектов, высокая помехоустойчивость).


Билет 9. Процессы памяти
.

Память – когнитивный процесс, кот. представляет собой закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Существуют 2 подхода к определению основных процессов памяти.

1 подход: 1. запоминание

2. сохранение

3. забывание

4. воспроизведение

2 подход: 1. запоминание

2. переработка информации

3. воспроизведение

Основные виды запоминания:

  1.  по участию волевой регуляции:
    1.  произвольное (наличие цели и волевого усилия)
    2.  непроизвольное (нет ни цели, ни волевого усилия)
    3.  послепроизвольное (есть цель, но нет волевого усилия, т.к. есть интерес)
  2.  по участию понимания
    1.  осмысленное
    2.  механическое (на основе многократного повторения)

Приемы запоминания (мнемотехники):

  1.  Техника ассоциаций – установление образной связи (e.g. спектр радуги)
    1.  Техника повторения:
  •  пассивная (вам кто-то повторяет)
  •  активная (вы повторяете)
  •  концентрированная (за 1 ночь)
  •  распределенная
    1.  Мысленный анализ и выделение структуры запоминаемого материала
      1.  Использование всех видов памяти

Сохранение и забывание (переработка инф-и)

Чем больше проходит времени, тем больше инф-и теряется. Наибольшее количество инф-и теряется на 10-е сутки.

Причины забывания:

  1.  Угасание возбуждения нервных связей
    1.  Отбор значимой прагматичной инф-и
    2.  Вытеснение деструктивной инф-и

Воспроизведение:

Преднамеренное и непреднамеренное

Проблемы воспроизведения связаны с 2-мя основными феноменами:

  1.  феномен диссоциации состояния сознания (мы запоминаем инф-ю на одном эмоциональном фоне, а воспроизводим на другом)
    1.  феномен проактивного и ретроактивного торможения

Проакт. Ретроакт.


Билет 10
. Понятие о мышлении. Виды мышления. Мышление как процесс.

Мышление – когнитивный процесс поиска и открытия существенно нового. Это процесс переработки инф-и в соответствии с заданной целью.

Свойства мышления:

1.

Виды мышления:

  •  по характеру оперируемого материала
    1.  наглядно действенное
    2.  наглядно образное
    3.  словесно логическое (символы)
  •  по направленности
    1.  теоретическое (на открытие законов)
    2.  практическое
  •  по продуктивности
    1.  творческое
    2.  нетворческое
  •  по развернутости
  1.  дискурсивное
  2.  интуитивное
  •  по логичности
    1.  логическое
    2.  прологическое (

Мышление как процесс.

Этапы мышления:

  •  отображение проблемы и формирование задачи

Проблема отличается неопределенностью, а задача – это опред. цель.

  •  выдвижение гипотез
  •  контроль гипотез
  •  принятие решений

Типы решений:

  •  импульсивный - гипотеза преобладает над контролем
  •  рискованное решение – гипотеза осмысляется, но недостаточно
  •  уравновешенное Г=К
  •  осторожное К>Г
  •  инертное К≥Г

Билет 11. Понятие об интеллекте. Основные операции мышления.

Мышление – когнитивный процесс поиска и открытия существенно нового. Это процесс переработки инф-и в соответствии с заданной целью.

Интеллект – система мыслительных операций.

  •  Анализ – мысленное разложение объекта
  •  Синтез – объединение отдельных частей и свойств в единое целое
  •  Сравнение – сопоставление объектов и нахождение общего
  •  Противопоставление – нахождение различий
  •  Обобщение – мысленное объединение предметов и явление по их существенным признакам
  •  Конкретизация – движение мысли от общего к частному – приведение примеров
  •  Абстрагирование – мысленное отвлечение свойств объекта от самого объекта
  •  Классификация – отнесение объекта к определенному классу

Уровни интеллекта:

Высокий

Средний

Низкий

дебил

имбицил олигофрения

идиот

Билет12 свойства мышления

1) Ригидность м. (недостаточная гибкость), привязанность к установив-ся способу решения задач. Проблема: неспособн. Изменить дей-е, отказ-ся от гипотезы.ставшей неадекв-й. e.g. трат, события 11 сект. 2001- люди располагавшиеся ниже могли спастись,если бы не звонили.а сами дейст-ли.

2) Широта м.-умение охватить шир. круг явлений, осн-ся на знаниях

3) Глубина м.- способность проникнуть в суть проблемы,увидеть пробл. там где другие не видят.если она там естцумение прогноз-тцпоиск причин

4) Сообразительность(св-во,отражающее быстроту принятия реш-в,базир-ся на подвижн. нерв.процессов)

5) ЭвристичностЦнестандартность)

6) Активность (уровень познават-й мотиваци: 3 уровня акти-и: 1-стимульный - внеш. нужно подгонять; 2-эвристический- чел. ищет реш-е задачи;3-креативный-пробл. личностно осмысл-ся,трансформ-ся,реш-ся до тех пор пока не будет решена, чел. может решить не ту задачу.

7) Критичность (объект-ь оценки продуктов мыследеят-и)

8) Когнитивная сложность м. (кол-во констр-й речевых,использ-х для хар-ки объектов)

Билет13. Понятие о языке и речи. Этапы порожд. реч. высказывания.

Речь- специф. форма общения посред-м языка. Язык- сист. знаков,опосредующих псих-ю деят-ть. Можно говорить о яз. жестов/ганцев. Функции р.:*хран. общ-истор. опыта*сигнали-зация(слово обознач. Объект)*9общение* в об-щении-*комму-я*экспрес-я. Слово- миним. реч. единица

1 субъект: 1 этап-мысль-2 этап-порожд. высказ. во внутр. плане(подбор слов,грам. пост.)-3 этап-произн-е (во вне-дискуссия); 4 этап-механ. Форма речи;

2 субъект:5 этап-восприятие речи(уровень декадирования звуков)-6 этап- понимание речи(уровень декадир. Смысла) Понимание речи опр-ся степенью совпадения смысл-х сфер общающ-ся субъектов и локализации предмета разговора

Билет 14. Психол. Строение слова и психосемант. Основы взаимопонимания

В слове м. выделить внеш.(звук) и внутр.(стист. значений) составляющие. Значение-это закрепленное за словом предметная отнес-ть, оно конвиционально.т.е. усл-ть под этими звук-и подразумевать этот предмет. Знач. м. быть 1) прямое(де-нотативное)2)дополнит.(ассоа связи-канатативное) е.&кошка-1)мелк. хищник, дом. животное 2)пуш-я, черная, царап-ся. Смысл -индивид, суб. значение, кот-е слово приобр-т для чел-ка в кажд. конкр-й си-туации.Смысл выражает отнош-е ч-ка к этой сит-и и опред-ся:1)сист-й ассоц-Й 2)реч-м контекстом(программист «мышка заела») 3)ситуативный контекст(в лесу «нашел ключ»,т.е. ист-к воды) 4)паралингвистика(е.£. вода-прозр. бецветн. жидк.Н2О)Паралинг. сред. р. выраж-т эмоц. отнош. к инф-ии получ-й:*тембр*сила голоса*темп ♦акцент *паузы*жесгы**дикция*слова паразиты

Билет 15. Воображение. Виды. Техники создания образов воображения

Вообр.- котит. процесс,заключ-ся в создании новых образов на основе образов воспр-я и памяти. Виды: 1)по участию в деят-и: а) пассивное (образы созд-ся, но не вошюш-ся в реал.: *преднамер-е (це-леноправл-е=грезы мечты(образ потребного буд-о) и *непреднам-е(сновидения,гаш1юц-ии) н б)дейст-венное(образы созд-ся и воплощ-ся): *воссоздаю-щее(созд-е обр-в соотв-но опис-ю,чертежу .тексту) н •творческое(самост-е сотд-е новых образов) Техники: 1) агглютинация(склеиваиие отд-х частей различных образов: e.g. русапка,кснтавр,термин-р)

2) гипербализация(сильнос преувеличение образа/ отд-х его 4aerett):e.g. мальчик-с-пальчик

3) заострениеОюболыоое преув-е сущ-х деталей образов): e.g. шарж, сатира

4) тапизация(выдел-е сущ-х св-в однотипных образов, относящихся к роду): e.g. типичный негр: большие губы, большой нос, белые зубьч-мюверное определение(стереотип) 5)схематизация(выдел-е схси,выдел-ся общие черты и сглаж-ся мелкие: -) или : -(

6) аналогия (созд< образа на основе сравнив-*): e.g. подводная лодка-дельфин. Вообр.-механизм саморегуляции(е^.договор-ся со вовмиовганашс

in- Ъ*Х-*Ь.А

Билет 16. Понятие об эмоциях и чувствах. Теории эмоций.

Эмоции – состояние, отражающее отношение субъекта к значимому ему объекту.

Чувства – закрепившаяся эмоция, отличающаяся устойчивостью, длительностью.

Компоненты эмоциональных реакций:

  •  Биохимический к-нт (гормональные и эндокринные реакции);
  •  Вегетативный к-нт (реакции сердечно-сосудистой, дыхательной системы)
  •  Коммуникативный к-нт (меняется характер общения)
  •  Поведенческий к-нт

Функции эмоций:

  1.  сигнальная (эмоции сигнализируют ход ситуации)
  2.  регуляторная (эмоции регулируют поведение)
  3.  мотива торная (эмоции мотивируют поведение)

Теории эмоций:

  1.  Периферическая теория Джеймса-Ланге: внешние воздействия вызывают реакции организма, которые потом осознаются как эмоция: StRЭ. Не «мы плачем, потому что огорчены», а «мы огорчены, потому что плачем».
  2.  Информационная теория Симонова: Э = fП (Iр - Io) e.g. (мы ожидали, что сдадим экзамен на 3, а сдали на 5): 53 3+2 - 25 Iр – информация реальная (сдали на 5),а Ioинформация ожидаемая (ожидали – на 3).
  3.  Теория фундаментальных Изарда: существует только 9 фундаментальных эмоций, а остальные – производные.

1. Интерес-возбуждение

2. Удовольствие-радость

3. Удивление

4. Горе-страдание

5. Гнев-ярость

6. Отвращение-омерзение

7. Презрение-пренебрежение

8. Страх-ужас

9. Стыд-застенчивость

Билет17. Виды и формы эмоций.

Эмоции – состояние, отражающее отношение субъекта к значимому ему объекту.

Виды эмоций:

По воздействию на организм:

  •  стенические (+) : большей частью положительны, в целом улучшают жизнедеятельность организма e.g. у победителей быстрее заживают раны;
  •  стенические (-) : отрицательны большей частью, ухудшают жизнедеятельность организма;
  •  амбивалентные (+ - ).

Фазы эмоций: 

1) эмоциональный фон (эмоция осознается как свойство предмета: e.g. скучная книга, неприятный человек);

2) настроение (эмоция имеет личностный, а не предметный характер, т.к. настроение не всегда осознается, но меняет наше мотивационное отношение)

3) аффект – быстро и бурно протекающая эмоция с большим нарушением волевой регуляции и сужением сознания: e.g. человек ничего не помнит из совершенного в состоянии аффекта) 

  •  восторг – аффективная форма радости;
  •  ужас – аффективная форма страха.

Билет18. Понятие о стрессе и стрессорах. Фазы стресса и типы реагирования на стресс.

Стресс (Ганс Селье) – общий адаптационный синдром организма, вызывающийся стрессогенными факторами.

Стрессогенные факторы: a) физиологические (высокие/низкие t; шумы и вибрации; отравляющие вещества etc.) b) психологические (риск, опасность, новизна ситуаций, ответственность, дефицит времени etc.).

Типы реагирования на стрессы:

  •  Возбудительный тип («львы») – характеризуется повышением активности;

Тормозной тип («кролики») – реагируют пассивностью, затаиваются

Билет19. Понятие о воле. Структура волевого акта.

Воля – регулирующая сторона психики, заключающаяся в способности совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудности.

Т.о. все действия психики делятся на произвольные (наличие цели; плана действий; преодоление трудностей = волевое усилие) и непроизвольные (действия неосознаваемые, нецеленаправленные = не требуется волевых усилий).

Структура волевого акта: 1. постановка цели; 2. выбор средств и путей ее достижения; 3. борьба мотивов и принятие решения действий (борьба мотивов протекает в мотивационно-потребностной сфере, которая представляет собой иерархию побудительных тенденций по их степени значительности);

4. реализация действия.

Билет 20. Развитие волевых качеств личности.

Воля – регулирующая сторона психики, заключающаяся в способности цельно направлять действия , необходимые для преодоления трудности.

Для развития волевых качеств необходимо сформировать опыт волевого поведения и воспитать силу характера . Не стоит стараться сделать что –либо недостижимое , трудности должны быть посильными ; нужно выбирать трудности в сфере собственных интересов. И любой волевой акт должен вознаграждаться.

Существует несколько подходов в развитии волевых качеств личности :

1 традиционный подход - заключается в выявлении отдельных черт личности ( решительность, выдержка, самостоятельность, стойкость)

2 современный подход - выделяет основные типы личности на основании локуса контроля действия :

экстернал - ( внешний локус ) такой человек всю ответственность за результаты действий выносит вовне , всегда виноват кто-то другой ( человек, обстоятельства, судьба ), а он всего лишь жертва этих обстоятельств. Такой человек всегда зависим , ему нужны внешние стимулы. И, исходя из этого, он никогда не испытывает чувства вины.

интернал – ( внутренний локус) приписывает ответственность себе самому и ищет причину только в себе . По натуре такие люди лидеры, руководители. Есть комплекс вины.

Билет 21. Регуляции эмоций .

Эмоции – это состояния, отражающие отношение субъекта к значимым для него объектам.

Существует несколько методов:

1 прямое воздействие на эмоциональный центр ( пример: ультразвуком )

2 музыкотерапия (пр: сила марша .Во время боя под звуки марша невозможно отступать. )

3 библиотерапия ( пр: в советское время в родильных домах висели плакаты с надписями «беременность – нормальное состояние советской женщины .)

4 регуляции эмоций через деятельность.

5 экстериоризация – выведение отрицательных глубоких эмоций из подсознания и избавление от них .

Билет 22. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.

Темперамент – индивидуальное своеобразие динамичных особенностей психики. Т. в большей степени наследуется ( 85% ) , 15% - развивается .

Классификации :

1 Галена –Гиппократа

холерик –резок, порывист, возбудим , раздражителен, громкая речь, выразительная мимика, устойчивые интересы.

сангвиник – живой, непосредственный, общительный, жизнерадостный, быстро забывает обиды , легко сходится с людьми.

флегматик – нетороплив, аккуратен, неутомим в работе, внешне не возмутим , устойчивое настроение.

меланхолик – перемена настроения от незначительных причин, болезненная чувствительность , движения вялые, тягучая речь , внешне спокоен или уныл.

Павлов И.П. научно обосновал эти типы . В основе лежит тип высшей нервной системы: - сила нервных процессов – характеристика работоспособности нервных клеток переносить интенсивное возбуждение или торможение

- уравновешенность нервных процессов : соотношение возбуждения и торможения ( уравновешенные и неуравновешенные )

- подвижность- способность нервных процессов быстро сменять друг друга ( подвижные и инертные )

Тип темп-а: Тип высшей нервной д-ти

1 холерик сильный,

неуравновешенный

2 сангвиник сильный, уравновеш.,

подвижный

3 флегматик сильн., уравновеш., инертный

4 меланхолик слабый

Конституционные типы темперамента ( Кречнер, Шельдон)

Типы телослож-я Тип темпер-а

астеник шизотимик – расслоение психики, парадоксальность, склонность строить теории, не может приспособиться к миру, склонен к абстракции

атлет иксотимик – инертное мышление, внешняя сдержанность,

трудность адаптации

пиклик циклотимик – общителен, реалистичен, ладит с людьми, эмоциональные перепады настроения

Этот подход выделяет отдельные свойства : активность, энергичность, импульсивность, доминантность, стабильность.

Чаще всего темперамент определяет индивидуальный стиль д –ти.

Билет 23. Характер. Типы х –ра.

Х – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливает типичные способы поведения и характер отношения к действительности.

Выделяют отдельные черты х-а:

1 группы черт, выражающие отношение к деятельности ( трудолюбие, работоспособность )

2 отношение к другим людям ( эгоизм, вежливость)

3 к самому себе ( гордость, самокритичность )

4 отношение к вещам ( скупость, бережливость )

Все черты Х. образуют взаимосвязные комплексы, в основе кат. всегда лежит глубинное отношение.

Типы Х. на основе акцентуации:

1 ипохондрик – сверхценная забота о здоровье, консервативность мышления, пассивность, трудность к адаптации.

2 депрессивный – высокочувствительный, склонен к тревоге, недоволен собой, постоянно колеблется.

3 истероид – сильный : стремиться быть в центре внимания

слабый : склонен уходить в болезни от жизненных трудностей.

4 психопат – социально дизодаптированная личность . Агрессивный, конфликтный, обидчивый, циничный, раздражительный

5 паранояльный – наличие сверхценной идеи ( эгоизм, самомнение, нетерпимость к критике, не боится единоборств с соперниками

6 шизоиды – парадоксальность, эмоциональная внешняя холодность

7 психостеник – мнительность, ранимость, тревожность, нет веры в свои силы , трудность к адартации

8 гипоманиакальный - приподнятое настроение, энтузиазм, любопытство, высокое самомнение, не терпит стеснения свободы.

9 москулинность – ( фемининность х –ра ) отражает степень идентификации с половой ролью.

Феминный мужчина - мягкие манеры, интересы широки, склонны к самоанализу, хорошо ладят с людьми.

Москулинные женщины – решительны , смелы, склонны к риску, не синтементальны, не достаточно женственные манеры, самоуверенные.

Билет 28. Перцептивный аспект общения.

Общение – процесс взаимодействия объектов, в ходе кот. идёт обмен инфо, личностными смыслами, чувствами, способом деятельности.

3 основных аспекта общения:

  •  Перцептивный ( восприятие партнёрами др. др.)
  •  Информативный ( коммуникативный – обмен инфо.)
  •  Интерактивный (взаимодействие, воздействие и влияние)

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ:

Оценивается то, что передаётся, кем и как. В соответствии с оценкой корректируется отношение к говорящему, к предмету обсуждения. Воспринимается и анализируется: 

  •  Одежда
  •  Взаиморасположение партнёра: Напротив (соперничество)

 Бок о бок ( доверие, дружба)

 Наискосок (компромисс, отчасти недоверие)

  Спина к спине (избегание)

Дистанция О.:

  1.  интимная: близкая – до 15 см, далёкая – до 45 см (дружба) контакт глаз, рук, тел
  2.  личная: межличностное общение (45 – 120 см)
  3.  социальная: дистанция делового общения (120 – 360)
  4.  публичная (> 360)

Мимика:

- глаза : зрачок – расширенный ( интерес, волнение)

Суженный (агрессия)

Степень раскрытия:

вытаращенные глаза – удивление, испуг, беспомощность)

открытый взгляд – доверие, открытость

прикрытые – высокомерие, скука, тупость

суженные, прищуренные – недоброжелательность, концентрация мысли

прищуривание 1 глаза – внутреннее противоречие (мафия, проституция)

закрытые – самоизоляция

Направление взгляда:

Снизу вверх – покорность, агрессия (исподлобья)

Сверху вниз – превосходство

Фиксированный, прямой – тайные намерения, агрессивность, вплоть до садизма

Носогубная складка:

«кислое» - ярость, «сладкое» - сентиментальность, «горькое» - отступление от борьбы

Рот:

Плотно-сжатый – решительность, холодность чувств, отказ от переговоров

Открытый – пассивность

Смех – агрессия

Кривая рожа – противоречие

Лоб:

Прямые складки (вертикальные) – воля, (горизонт.) – беспомощность

Беспорядочные – умственно отсталый

Жесты, позы: виды жестов:

Ритуальные, экспрессивные ( выражают отношение)

Ложь – рот прикрыт рукой, рука около носа, чесотка

Агрессия – сжатые кулаки, жесты самоконтроля, вытянутая вперёд рука

Закрытость – скрещенные руки и ноги, карандаш/сигарета во рту

Временной фактор:

Наиболее важны первые 20 минут. Опоздание – нежелание контакта

Временные фазы общения:

  1.  ориентировочное замирание ( от неск. сек до неск. часов)
  2.  фаза повышенной интенсивности общения – ознакомительная подфаза, дискуссия
  3.  фаза ролевой дифференциации
  4.  выгорание общения – избегание контакта глаз, расходятся по углам, конфликт

Билет 29. Информационный аспект общения.

Общение – процесс взаимодействия объектов, в ходе кот. идёт обмен инфо, личностными смыслами, чувствами, способом деятельности.

3 основных аспекта общения:

  •  Перцептивный ( восприятие партнёрами др. др.)
  •  Информативный ( коммуникативный – обмен инфо.)
  •  Интерактивный (взаимодействие, воздействие и влияние)

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Лассуэлла:

Компоненты информ. процессов:

1.коммуникатор (кто передаёт)

2. сообщение (что)

3. канал

4. эффективность (результат)

Виды информ. в общении:

  1.  по форме:

ритуальные (здравствуйте, как дела и т.д.)

побудительная (совет, просьба, приказ)

констатирующая (сообщ. информ.)

  1.  по адресату:

аксиальная (передача инфо конкретному адресату - диалог)

ретиальная (без конкретного адресата – реклама)

Коммуникативные барьеры:

1. языковой

2. интеллектуальный

3. мировоззренческий

4. несовпадение ролевых ожиданий

5. барьер личностных особенностей (застенчивость)

6. барьер отношений

7. нетерпимость

Билет 30.Интерактивный аспект общения.

Общение – процесс взаимодействия объектов, в ходе кот. идёт обмен инфо, личностными смыслами, чувствами, способом деятельности.

3 основных аспекта общения:

  •  Перцептивный ( восприятие партнёрами др. др.)
  •  Информативный ( коммуникативный – обмен инфо.)
  •  Интерактивный (взаимодействие, воздействие и влияние)

Основные интерактивные процессы:

Заражение, подражание, внушение, убеждение

Заражение – бессознательная непроизвольная подверженность индивида определённым психич. состояниям.

Механизмы:

1. симпатия к заражающему

2. ритуальные действия ( аплодисменты, скандирование, танцы, смех)

3. усиление эмоционального заряда в большой группе.

Подражание – принятие норм и воспроизведение способов поведения, следование образцу, примеру.

По мнению Тарда – это думанье при помощи другого, т.к. это наименьший энегоёмкий способ реагирования.

Удел слабых личностей.

Внушение – преимущественно эмоционально – волевое воздействие, осуществляемое при сниженной критичности суггеренда и сниженной аргументированности суггестора.

Факторы, определяющие эффект внушения:

  •  Возраст (дети наиболее внушаемы)
  •  Физич. состояние ( утомление – повышенный эффект внушения )
  •  Авторитет суггестора ( внушающего)
  •  Число членов, составляющих суггесторов
  •  Отношение суггестора и суггеренда ( доброжелательность, психическое превосходство)
  •  Личностные особенности суггеренда ( наиб. внушаемы тревожные, регидные, с низкой самооценкой)

Внушение: прямое (цель явная) и косвенное ( цель скрыта )

Убеждение – преимущ. рациональное воздействие, осуществляемое при повышенной критичности убеждаемого и повыш. аргумент-и убеждающего.

Факторы:

1. ценностные ориентации и противоречия

2. характер аргумент-и ( за; за и против) – одностороннее для необразованного чела

  двустороннее для образованного чела

3. эффект фасциации ( форма обращения не для

4. феномен аттракции (привлекательность 1 партнёра для другого)

5. феномен аффиляции (стремление принадлежать к определённой группе людей)

Билет 31. Психология конфликта.

Конфликт – результата или состояние взаимодействия субъектов общения, выражающее противоречие или несовместимость мотивов, интересов, ролевых ожиданий, типов поведения.

Классификация:

  1.  Межличностный
  2.  межгрупповой
  3.  конфликт между фанатами

Виды межличностных конфликтов (Зигерда – Ленда)

  1.  Мотивационный – неудовлетворение основных потребностей одного из участников группы
  2.  Коммуникативный – результата непонимания, неверной интерпретации поведения другого человека, низкой культурой общения
  3.  Ролевые конфликты - внутриличностные
  4.  Конфликт власти – человек старается повлиять на ситуацию, не имея полномочии
  5.  Конфликт фантом - сплетни

Структура конфликта – совокупность компонентов или взаимосвязь: причина, повод, участники, оппоненты, объект

Этапы конфликтов:

  1.  Возникновение конфликтной ситуации (к-т потенциальный)
  2.  Возникновение инцидента – столкновение действий участников, направленных на достижение цели
  3.  Серия элементарных конфликтов, реализующих общий конфликт
  4.  Прекращение инцидента
  5.  Исчезновение конфликтной ситуации

Методы разрешения и профилактики к-та:

  •  метод объективации конфликта – разложение конфликта на составные части, рассмотрение пункта за пунктом, понимание, что проблема «выделанного яйца не стоит» (теоретическое осмысление)
  •  метод изменения конфликтной ситуации (изменение структурных компонентов: объект, оппонент
  •  метод анализа скрытых интересов и их удовлетворение или примирение (снятие страхов) Fisher – разобраться в интимных интересах
  •  метод выбора адекватного поведения ( Томас Киллер)

= соперничество (важность исхода для вас, у вас больше власти, дефицит времени)

= компромисс (нужно поступиться чем-то второстепенным во имя главной цели)

= избегание конфликта ( непреследование ни своих целей, ни чужих; условие: высока цена напряжения, исход неважен, хотите выиграть время)

=приспособление – принесение в жертву своих интересов (желание сохранить хорошие отношения, понимание своей неправоты, желание преподать урок)

= сотрудничество – достижение взаимоприемлемого интереса, удовлетворение обеих сторон (условие: решение важно для обеих сторон, равенство властей, отсутствие барьеров)

Приемы снятия конфликта(эмпирические) *апеляция к смеху

*разъединение конфликтующих сторон

*дать инициатору разбушеваться, этим вызовется катарсис

*отложить в «долгий ящик» до эмоционального спада

Приемы профилактики

*доброжелательное отношение

*уступки

*не откладывать назревание конфликта

*не стремиться к победе в конфликте во что бы то ни стало

Билет 32. Понятие о группе. Виды групп.

Группа – совокупность индивидов, объединенных общей деятельностью или условием существования и осознающих эту принадлежность.

  1.  Большие (организованная: нации, классы; неорганизованная: толпа) – общие условия существования, социальный статус, положение в обществе, ситуация
  2.  Средние (учебные заведения) – общая цель
  3.  Малые (немногочисленные группы, 3 – 15 человек, включенные совместную деятельность, находящиеся в непосредственном контакте – основа эмоциональных отношений, групповых норм).

Малые делятся:

  •  формальные/неформальные
  •  первичные/вторичные
  •  членство/референство

Референтные – группы, которыми члени не является, но к которым стремится и на нормы которых ориентируется

Билет 33. Механизмы лидерства. Типы лидеров. Стили руководства

Лидерство – процесс внутренней психологической организации и управления группой, осуществляемый лидером или субъектом, спонтанно формирующим отношения.

Механизмы/теория лидерства:

  •  теория черт характера – лидер тот, кто обладает врожденными качествами (сила, подвижность нервных процессов, эмфатичность, эвристичность, высокий интеллект, экстраверт)
  •  лидерство как функция группы – тот, кто последовательно придерживается норм группы, наиболее полно удовлетворяет интересы ведомых (лидер партии)
  •  лидерство как функция ситуаций – тот, кто в определенной ситуации берет на себя ответственность за результаты действия группы, ситуация рождает деятелей
  •  синтетическая теория

Типы лидеров:

  •  по методам воздействия ( Курт Левин)

= автократ

= демократ

= попуститель

  •  по содержанию

= морально – нравственный

= эмоциональный

= профессионально – деловой

= интеллектуальный

= волевой (кулак)

= лидер – организатор.

Типы лидеров:

  •  автократический – руководитель ориентируется на результат, единоличное решение, приказы; группа – эффективность максимальная при условии подчинения, при ослаблении – эффективность падает.
  •  демократический – руководитель ориентируется на мнение людей, коллегиальное решение, косвенные методы воздействия; группа – эффективность меньше, но с ослаблением эффективность не падает
  •  попуститель – руководитель – пускает дело на самотек, только информирует; высокая конфликтность в группе, отсутствие единства, низкая сплоченность

Вывод: управление должно быть гибким, маневренным

Билет 34. Конформизм- зависимость мнений и поведений членов группы от существующих групповых мнений и норм поведения/ подверженность к групповому давлению

Внешний: ( внешняя зависимость, но своё мнение остаётся)

Внутренний: ( податливость групповому воздействию)

Альтернативой явл, нонконформизм ( независимость от группового давления)

Фасилитация - облегчение взаимодействия внутри группы. Это одновременно процесс и группа навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации без потерь времени и за короткий срок выполнить все пункты повестки собрания или совещания. Фасилитатор - незаинтересованный в итогах обсуждения, не представляющий интересы ни одной из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист, который отвечает за качественное выполнение повестки дня. Совещания временных и постоянных рабочих групп, стратегическое планирование, переговоры между трудовым коллективом и администрацией, конференции и съезды - все эти мероприятия проходят более организованно и эффективно. Кроме того, благодаря формируемой фасилитатором "групповой памяти", у участников группы в итоге остаются чётко сформулированные, понятные всем выводы и решения

Ингибиция социальная (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) —ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.

Билет 35. Социометрия – метод в психологии, применяемый для исследования внутригрупповых отношений.

Этапы: 1)Наблюдение 2) Социометрическая анкета: критерий выбора (ФИО, с кем бы ты пошёл в разведку?)

3) Анкетирование ( полный состав, анонимность результатов) 4) математическая обработка

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas общество, греч. metreо измеряю) 1) теоретич. направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие социальные группы и об-во в целом; 2) количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах (социометрич. техника). Термин "С." возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на др

Дальше идут 2 формулы и таблица, кот не напечатаешь,

 

Билет 36. ПОНЯТИЕ О ДЕЯТ-ТИ И ЕЁ СТРУКТУРЕ. ВИДЫ ДЕЯТ-ТИ.

Понятие о деят-ти.

Деят-ть – это внутренняя и внешняя активность субъекта,направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Из определения видно,что деят-ть не сводится к поведению,активности и просто жизнедеят-ти. Д-ть как психическая реальность отличается целенаправленностью, плановостью,результативностью,системным характером,включенностью в обществ.отношения,предметностью.

Виды Д-ти:

1.По форме выделяют: преимущественно внешнюю ( напр.,чтение и счет вслух,мытье полов) и преимущественно внутреннюю Д-ть (напр.анализ эконом.ситуации). Любая Д-ть имеет внешн.и внутр.компонент,между которыми осуществл-ся взаимопереходы. Переход внешней Д-ти во внутреннюю называется интериоризацией,а внутренней во внешнюю – экстериоризацией.

Напрпервоклассник сначала осваивае громкое чтение,и только позже чтение «про себя»Проблемы экстериоризации также хорошо знакомы людям творч.профессий:как воплотить на бумаге образ,возникший в душе? Интериоризация – основа становления Д-ти (развития профессионализмаЮформирования навыков.)

2.По специфике субъекта Д-ти выделяют: индивидуальную и коллективную Д-ть. Индивид.Д-ть осуществл.личностью,коллективная – группой.Коллективн.Д-ть подразумевает разделение

3.По сдержанию Д-ти выделяют игру,учение,труд.

Игра – онтогенетически ранний вид Д-ти,ведущий вид Д-ти в дошкольном детстве.Специфика игры – как Д-ти,заключ-ся в том,что мотивы игры направлены не на результат,а на процесс.Игроку не важен утилитарный эффект,а важны эмоции,удовольствие.Во-вторых, в игре реализуется активность,достигается катарсиси потребностей (которые не могут быть удовлетворены в реальности. В -третьих,и главных, игра моделирует зрелую деят-ть- трудовую, учебную. Игра также моделирует св-ва личности и тренирует их (напр.девочки, играющие в дочки-матери готовятся к буд.материнству,развиваюют заботливость,хозяйственность,акуратность). Психологич.смысл игры состоит в освоении предметного мира и сферы соц.отношений.

Учение – ведущая Д-ть школьников,студентов. В отличие от игры – это уже целенаправленное осознанное освоение зрелой деят-ти. Специфика учения, как Д-ти состоит в сложных мотивах учения, которые напрввлены и на результат, и на процесс. Психологич.смысл учения состоит в усвоении знаний, формировании умений и навыков,в подготовке к конкретной специфич.Д-ти тренровке психич.ф-ций (воля,память,интеллект..)

Труд – ведущая Д-ть взросл.периода жизни.Не случайно о детях рано прибщившихся к труду,говорят: «у них не было детства», «они рано повзрослели» Специфика труда состоит в соц.характете труда. Субъект включ-ся в общ.отношения: правовые, экономические,морально-этич.,соц-психологич. Другая особенность труда состоит в том, что мотивы здесь сдвинуты на результат. Психологический и социальный смысл труда состоит в преобразовании и удовлетворении потребностей личности и общ-ва.

Структура Д-ти:выделяют внешн.и внутр.подструктуры,которые соответствуют друг другу,что и обеспечивает возм-ть взаимопереходов (интериоризацию и экстериоризацию). Если рассмотреть функционирующую стр-ру Д-ти, то она м.б.описана схемой:

потребность – мотив – цель – задача – действие – операция

Потребность – сотояние орг-ма или субъекта,выражающее нужду в чем- либо,переживание зависимости от объект.реальности.Это источник и предпосылка акт-ти субъекта.

Мотив – опредмеченная потребность,внутр.побудитель,пусковой мех-м Д-ти

Цель – осознанный желаемый результат, достижение которого осущ-т данную деят -ть (напр. Набрать проходной бал на вступ.экзаменах)

Задача – это цель,данная в определённых условиях или совокупность промежуточных отдельных рузултьтатах, реализующих общ.цель (напр.получить на всех экз-х не меньше 4)

Действие – элемент Д-ти, выражающийся в процессе реализации цели. Т.е. Это способ реализации цели ( в нашем примере – ответ на экз.)

Операция - способ осуществления дей-я (устн.или письм.ответ)

Проще всего охарактериз-ть стр-ру предметн.Д-ти,к-рая явл.частным случаем внешн.Д-ти. Она включ.сеть предметных: движений(реализуемых в прост-ве и времени и напр.на объект),а также перемещения,установочные и коммуникативные движения.Т.о.центр.понятием теории Д-ти явл.категория «действия»Именно д-ие явл.главн.предметом анализа и формирования.

Билет 37. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Общ. Хар-ка творч. Деят-ти:

Творч.деят. - поиск и открытие существенно нового, рнее не существовавшего. Объект.критерием новизны явл.: опыт чел-ка, субъект.критерием – личный опыт творца. Выделяют научное и худож-е творчество. Результатом научного тв-ва явл. Открытие законамерностей, результатом худож. - создание эстетич. Ценностей, образов. Научное творчество ограничено жест.рамками логики и языка, худ-е – законами восприятия. В худ.тв-ве личность творца проявл-ся полнее. Но принципальных различий здесь нет. Другое дело – практическое тв-во! Тв-во возм. Не только в духовн.сфере,но и в практической. Вряд-ли кто-то будет отрицать рль тв-ва в деят-ти вононач-ка,президента,дипломата,учителя,врача..причем,практич.тв-во гораздо сложнее. Практик не имеет возм-ти экспериментировать,он несет ответственность,он сталкивается с уникальными ситуациями,он ограничен в своих дейсвиях объективной реальностью(временем,ресурсами..)

Фазы творч.деят-ти:

1.Подготовка. На этой фазе идет сознательная поисковая активность,логический анализ,актуализация знаний. Генерируются гипотезы,варианты,версии. Если на этой фазе результат не достигается,то процесс переходит на след.фазу.

2.Созревание. Прекращаются безуспешные попытки на уровне сонания решить проблему. Творец занят дру.делами.Тем неменее,активный поиск не прекращ-ся.Предыдущая фаза запустила работу бессознателього.Спит,ест,умывается – что бы творец не делал – бессознательное ищет ответ!

3.И рано или поздно наступает «инсайт», т.е. Озарение! Та фаза наз.вдохновением.В этот момент бессонат.продукт переходит в сознание. Иногда это происходит благодаря внешнему толчку (яблоко упало,вода из ванны вылилась) Часто творец чувствует,что нашел,но не может объяснить как.

4.Сон.деят-ть. Идея доводится «до ума»:до уровня публикации, научной логики.

 ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Пусковым механизмом любой деят-ти явл.мотивы и потребности,т.е.ядерная подструктура личности.Что же представляет собой творч.личность?Разные исследователи указали на важность самых разных качеств.Для одних – это способность удивляться,для других это 99% труда +1% вдохновения(Томас Эдисон),для третьих – это внимание(Ж.Кювье),отсутствие защитных тенденций,непривязанность к общепринятым нормам,культуре.

Наибольший вклад в исследование творч.личности внесла гуманистическач психология.Так, А.Маслау,исследовав личностные особенности Нобелевских лауреатов,пришел к след.хар-кам личности:

– развитое чувство юмора

– естественность поведения

– принимает себя и др.как есть

– нонконформизм в отношении моды (в одежде, критериях оценок..)

– отсутсвие чрезмерного самоанализа,»самокопания»

– способность к глубоким привязанностям

– потребность в самореализации (своего потециала)

– развитое нрвственное чувство

– Если обобщить результаты всех исследований,то творч.личность проявляется и в мотивации и в мышлении и поведении.

Билет 38. НАВЫК И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

 Навык – это формируемое путем многократного повторения, частично автоматизированное действие с минимальным контролем со стороны сознания,в основе которого лежит динамический стереотип.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированногодействия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.Умения в отличие от навыков,обеспечивают выполнение действий в изменяющихся условиях (навык- - в првычных).

Виды умений и навыков:сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), интеллектуальные (умения и навыки решения задач),моторные (например, спортивные)

Этапы формирования навыков:

1.Ознакомительный (субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации. Например,осваивая технич.прием,спортсмен сначала наблюдает за выполнением действия тренером,затем подробно зазбиврается состав действия и осуществляются медленные пробные попытки.

2.Подготовительный (включает аналитическую и синтетическую стадию). Сначала осавиваются отдельные элементы действия,а затем они объединяются в единое целое. Так,начинающий пловец осваивает сначала движения рук,потом движения ног,технику дыхания,и после соединяет все в единую систему движений. 3.Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат.

4.Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения ( в спорте такое состояние наз.»перетренировался»)

Навыки взаимодействуют друг с другом.Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, это явление называется переносом (напр.конькобежные навыки облегчают формирование горнолыжных) Если навыки мешают формированию новых навыков или разрушают другие навыки,такое явл-е наз. Интерференцией.


нн


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26393. Вспомогательные приспособления мышц 21 KB
  Каждая мышца упакована глубокой фасцией которая имеет футлярное строение. Она препятствует распространению инфекции экономит силу мышечного сокращения имеет собственные сосуды и нервы поэтому интегрирует функционирование костей связок и мышц. Могут находиться под кожей под мышцей под связкой под фасцией под сухожилием.
26394. Головная кишка 21 KB
  ответ и глотки. Глотка pharynx полостной орган в котором перекрещиваются дыхательный и пищеварительный пути: воздух из хоан через глотку проходит в гортань расположенную в вентральной части ее мощная мускулатура передвигает корм из глотки в пищевод расположенный над гортанью. Стенки глотки состоят из 3 слоев: а слизистая оболочка; 6 мышечный слой состоит из парных правых и левых поперечно исчерченных мышц заканчивающихся на дорсальном сухожильном шве глотки raphe pharyngis.
26395. Головной мозг (encephalon) и черепные нервы 22.5 KB
  Ромбовидный мозг представлен продолговатым отходят с 6 по 12 пары черепных нервов и задним мозгом а задний cocтоит из мозжечка и мозгового моста отходит 5 пара черепных нервов. Большой мозг представлен средним отходят 3 и 4 пары нервов промежуточным 2 пара нервов и концевым 1 пара черепных нервов В ромбовидном мозге расположен 4й мозговой желудочек в среднеммозговой водопровод в промежуточном 3й а в концевом 1й и 2й мозговые желудочки.
26396. Гортань larynx 25 KB
  Остов гортани образован 5 хрящами на которых прикрепляются мышца гортани и глотки: кольцевидный хрящ cartilagо cricoidea гиалиновый состоит из пластинки и дужки. На переднем крае пластинки заметны фасетки для сочленения с черпаловидными хрящами. Черпаловидные хрящи соединяются суставами с пластинкой кольцевидного хряща. Основание хряща соединено связкой с телом щитовидного хряща вершина отогнута вперед.
26397. Грудная клетка и полость 23.5 KB
  Мышечный аппарат грудной клетки представлен дыхательными мышцами которые образуют 2 функциональные группы: вдыхатели инспираторы и выдыхатели экспираторы. Грудная клетка замыкает грудную полость cavum thoracis при этом форма грудной клетки определяет объём грудной полости и как следствие функциональные возможности органов грудной полости прежде всего лёгких и сердца При этом важное значение имеет форма диафрагмы которая отделяет грудную и брюшную полости друг от друга и образует купол вершина которого расположена в плоскости 67...
26398. Дыхательный аппарат apparatus respiratorius 20 KB
  Состав у млекопитающих: носоглотка – гортань – трахея – лёгкие. У птиц: носовая полость – носоглотка – верхняя гортань состоит из 3 хрящей отсутствуют щитовидный и надгортанник – трахея длинная тесно связана с пищеводом – у бифуркации трахеи – нижняя певчая гортань макроскорически прозрачна несколько расширена пузыревидно является резонатором звуков – лёгкие очень компактные и врастают в грудной отдел позвоночника.
26399. Закономерности строения и ветвления сосудов. Круги кровообращения 21.5 KB
  Отработанная венозная кровь собирается в посткапилляры – венулы – вены. Вены снабжены клапанами – складками эндотелия. Все вены объединяются в 2 крупные – краниальную и каудальную полые у которых отсутствуют клапаны впадают в правое предсердие.
26400. Законы биологического развития. Онтогенез и филогенез 21 KB
  Закон взаимосвязи организма и внешней среды закон целостности и неделимости организма: целостность биологических систем поддерживается в процессе развития за счёт интеграции систем закон экономии биоматериала и места основной биогенетический закон Геккель – филогенез определяет онтогенез. Филогенез phylon – род племя – исторический путь развития вида. дифференциации: в процессе развития организма органа ткани или клетки однородные структуры разделяются на обособленные отличающиеся друг от друга части благодаря чему меняются формы...
26401. Застенные железы тонкой кишки 24 KB
  Выводной проток ductus pancreaticus открывается в 12перстную кку: лошадь: объединяется вместе с печёночным протоком в фатеров дивертикул; свинья КРС: расстояние между печёночным и панкреатическим протоками – 35 см; собака: может быть несколько добавочных протоков. и вегетативное печёночное нервное сплетение и выходит общий печёночный проток и лимфатические сосуды в воротах лимфоузел. Пузырный проток соединяется с печёночным образуя желчный проток который идёт в 12перстную кишку. Отток лимфы в поясничную истерну грудной лимфатический...