31944

Понятия текст/реальность, письмо/жизнь

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Главная проблема письма и реальности состоит в постановке вопроса как соотносится письмо и реальность: проясняет ли письмо реальность вытесняет ли реальность каковы границы между письмом и реальностью или же письмо – это онтологическое понятие Вторая проблема – это рассмотрение письма как акта коммуникации и третья – письмо как знаковая система противопоставленная реальности письмо является моделирующей новую реальность системой вследствие чего возникает вопрос: письмо – вторичная или первичная реальность И являясь материально...

Русский

2013-09-01

38.5 KB

0 чел.

Понятия текст/реальность, письмо/жизнь

«Письмо» есть разновидность подачи «текста», и вопрос, как определяются в культуре понятия письмо и жизнь, требует объяснения проблемы текста и реальности. Понятия «реальность» и «текст» – главные антиномии в культуре ХХ века. Традиционно текст1 (лат. textum – ткань, одежда, связь, соединение, строение, слог, стиль; textus – сплетение, структура, связное изложение; tехо – ткать, сплетать, сочинять, переплетать, сочетать) – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности. Реальность (от лат. res, realia – дело, вещи) «в традиционном естественнонаучном понимании совокупность всего материального вокруг нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами чувств и независимый от нашего сознания»2.

Однако в конце ХХ века текст, как анализирует Руднев, «может быть понят предельно широко, как его понимает современная семиотика и философия текста: текстом оказывается все на свете и не остается места для реальности».

И так же усложняется трактовка реальности. Модель реальности, в которой мы находимся каждую секунду, вся, «в сущности, состоит из текстов – новости по радио, надписи на станциях, разговор соседей, музыка в соседнем купе, ваше отражение в зеркале, газета соседа, слова в книге, которую, вы, может быть, пытались читать – все это текст, передача информации. Но только большинство этой информации вам не нужно, поэтому вы игнорируете ее информативную сущность. Исходя из этого, Руднев определил реальность как очень сложную знаковую систему, которая сформирована природой (или Богом) и людьми и которой люди пользуются, но это настолько сложная и разноплановая знаковая система, она включает в себя столько знаковых систем, что рядовой носитель и пользователь реальности склонен игнорировать ее семиотический характер».

В соответствии с пониманием автора словаря, реальность – это текст, написанный Богом, а текст – это реальность, созданная  человеком. Если человек знаком со знаковым кодом окружающей действительности, то она выступает для него как текст, как открытая книга, если же нет – как элемент реальности. «Одни и те же предметы и факты для одних людей и в одних ситуациях выступают как тексты, а для других людей и при других обстоятельствах – как элементы реальности», – завершает Руднев3.

А.В. Назарчук4 к рассмотрению проблемы текста и реальности добавляет немаловажный для нас коммуникативный аспект: в современном социуме появляется такое понятие как «медиареальность», которая образуется в процессе коммуникации, то есть «коммуникативная реальность как особое измерение реальности социума. Изучение коммуникации немыслимо без обращения к проблемам СМИ, к проблемам языка, к информационным технологиям, которые меняют облик общества», – считает Назарчук.

А. Назарчук связывает идею коммуникации со всеми основными философскими понятиями XX века (феноменологическими, экзистенциалистскими, постструктуралистскими) и особенно выделяет значение философии Ж. Делёза и Ф. Гваттари, которые со своей идеей ризомы заставляют иначе взглянуть на порядок и строение мира. Мир в их представлении полицентричен, может расти из каждого отдельного закутка. Современная коммуникативная реальность под влиянием внешних социальных факторов стремится к переосознанию, к созданию новой, текстовой реальности, отличной от объективной. Язык становится «новой метафорой бытия». Но воссозданная реальность полнится симулякрами («симулякр не просто вырожденная копия, в нем кроется позитивная сила, которая отрицает и оригинал и копию, и модель и репродукцию», – формулировал это обстоятельство Ж. Делёз). «Симулякр не несет в себе ложь, но и не несет истину, – поясняет Назарчук, – Он несет в себе новую реальность, не подлинную реальность, но и не виртуальную. Симулякр не создает новый мир, но наш мир все более оказывается миром симулякров и артефактов»5.

Понятие письма

В современном понимании «язык есть дом бытия», язык — «новая универсалия философской рефлексии действительности, как новая метафора бытия», то есть реальность словесная ставится на одну ступень с реальностью материальной, вещественно выраженной, реальность словесная воспринимается так же объективно, как и ощущаемая.

В связи с этим возникает проблема соотношения словесной реальности (в нашем случае, письма) с реальностью материальной, существующей объективно. Главная проблема письма и реальности состоит в постановке вопроса, как соотносится письмо и реальность: проясняет ли письмо реальность, вытесняет ли реальность, каковы границы между письмом и реальностью, или же письмо – это онтологическое понятие? Вторая проблема – это рассмотрение письма как акта коммуникации и третья – письмо как знаковая система, противопоставленная реальности (письмо является моделирующей новую реальность системой), вследствие чего возникает вопрос: письмо – вторичная или первичная реальность? И являясь материально выраженным словом и имея свой источник, может ли письмо называться первичной реальностью?

Словарь живого великорусского языка В. Даля6 дает следующую трактовку понятию «письма»:

– письмо = 1) письмена, азбука, буквы, грамота – то есть в первую очередь подчеркивается знаковая природа письма, письмо – это материально выраженная знаковая система,

– вторым по значимости признаком письма является его определение как процесса написания: «письмо» = 2) писанье, как действие, а глагол «писать» понимается как а) чертить буквы, письмена, словесные знаки, б) сочинять, излагать мысли свои, описание событий письмом,

– процесс создания письма неотрывно связан с его результатом, тоже именуемым письмом. Такое письмо-результат имеет креативный характер, является продуктом процесса творчества в том случае, если автор излагает собственные мысли. На это указывает следующее значение слова «писать», выходящее за пределы словесного формата, но роднящее письмо с творчеством в широком смысле: «писать» = писать кистью, красками, писать картину, живописать, изображать предметы сходно с видом их,

– «письмо» также = почерк руки, писанье, по качеству: в этом определении письма раскрывается его индивидуальный характер,

– в следующем определении подчеркнут коммуникативный характер письма: «письмо» = грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, лист (южн. зап. писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому). То есть непременными атрибутами письма являются отправитель и получатель. Письмо всегда адресовано кому-либо и носит диалогический характер (хоть подчас и имплицитный, когда у автора нет интенции к диалогу), оно всегда имеет читателя,

– письмо – это и предметы, прямо или косвенно связанные с созданием и бытием письма: письменный стол, письменный язык, то есть все вообще к письму и писанью относящееся, принадлежащее.

Словарь С.И. Ожегова7 дублирует В Даля, но определяет в более краткой форме, те же признаки письма, на которые указывает Даль. У Ожегова слово «писать» носит в первую очередь коммуникативный характер, а потом креативный, индивидуальный и знаковый, материальный: «писать» – 1) обращаться к кому-нибудь письменно; посылать письма; 2) составлять какой-нибудь текст, сочинять, создавать какое-нибудь словесное произведение; 3) создавать произведение живописи; 4) сообщать или выражать что-нибудь письменно; 5) изображать на чем-нибудь графические знаки их сочетания.

Для объяснения концепции письма в современной гуманитарной науке обратимся к работам философов, занимающихся непосредственно проблемой письма, – Р. Барта и Ж. Дерриды.

Р. Барт в своей работе «Нулевая степень письма»8 актуальную в ХХ веке проблематику слова связывает с отходом авторов от классицистической нормативности и вынужденностью принимать на себя выбор формы письма. В результате вся литература — от Флобера до наших дней — превратилась в одну сплошную проблематику слова. Барт утверждает, что функция письма «не только в том, чтобы сообщить или выразить нечто, но и в том, чтобы утвердить сверхъязыковую реальность — Историю и наше участие в ней» – то есть утверждается метатекстовая, вторичная идея письма.

Р. Барт отказывается от признания коммуникативной миссии письма: «Письмо — вовсе не орудие общения между людьми, не свободная дорога, по которой могла бы устремиться чисто языковая интенция. Письмо и обычная речь противостоят друг другу в том отношении, что письмо явлено как некое символическое, обращенное вовнутрь самого себя, преднамеренно нацеленное на скрытую изнанку языка образование, тогда как обычная речь представляет собой лишь последовательность пустых знаков, имеющих смысл лишь благодаря своему движению вперед».

Согласно Барту, письмо определяется сложной субстанцией, живущей самостоятельной, независимой от автора жизнью и образующей независимо от его намерений собственные, вторичные смыслы: «Современное письмо — это поистине самостоятельный организм, который нарастает вокруг литературного акта, придает ему смысл, чуждый его прямой интенции, вовлекает в двойную жизнь и поверх непосредственного содержания слов наслаивает пласт загустевших знаков, которые несут в себе свою собственную, вторичную историю, таят собственную вину и собственное искупление, так что судьба мысли, заложенной в произведении, начинает переплетаться с дополняющей ее, нередко ей противоречащей и всегда ее отягощающей судьбой формы».

Жак Деррида в своей работе «Письмо и различие»9 также указывает на самопорождающую противоречивость письма: «Письмо вписывается, но также и рушится в свое собственное представление». Деррида рассматривал знаковую природу письма, но знаки, согласно его концепции, скорее, отстраняются от писателя, а не выражают его идеи, письмо начинает жить отдельно от автора, и поэтому ставится вопрос о вторичности или первичности реальности письменного текста: факторы для его создания черпаются извне, но это служит лишь толчком для дальнейшего самостоятельного его существования:

Деррида ставит вопрос о природе письма следующим образом: «Письменный текст — только ли это «язык, вновь ставший знаком»?... Но речь как присутствие, как исток и горизонт письма вполне исправно завершается единственно в Боге». То есть письмо все же, несмотря на свою самостоятельно организованную реальность, все же остается вторичным, так как границы его только в речи, и без своей вторичности письмо не будет существовать как письмо. Но, получив толчок от своего создателя, письмо уже ему не принадлежит: «Изреченная или записанная речь, буква всегда украдена. Всегда украдена, потому что, будучи письмом, всегда вскрыта».

Опираясь на «Психоанализ» З. Фрейда, Деррида упоминает о психической природе письма, письме как продукте психической деятельности, каковым наравне с этим является, например, сон: «Под словом язык здесь следует понимать не только выражение мысли в словах, но также язык жестов и вообще любой другой способ выражения психической деятельности, например, письмо. <…> Многозначность различных элементов сновидения находит параллель в древних системах письма...».

Ж. Деррида в своей работе рассматривает такую инстанцию, как субъект письма, снимая проблему коммуникации: «мы пишемся, только когда пишем сами, через ту инстанцию внутри нас, которая всегда уже надзирает за восприятием, как внутренним, так и внешним. “Субъект” письма не существует, если понимать под этим какое-то самовластное одиночество писателя. Субъект письма есть система отношений между слоями — волшебного блокнота, психического, общества, мира. Внутри этой сцены не найти точечной простоты классического субъекта. Чтобы описать эту структуру, недостаточно напомнить, что пишут всегда для кого-либо; и оппозиции типа отправитель-получатель, код-сообщение и т.п. остаются весьма и весьма грубыми инструментами».

Это позволяет Дерриде сделать вывод, что «письмо здесь — …как отношение между жизнью и смертью, между настоящим и представлением... В этом смысле письмо есть сцена истории и игра мира. Оно не дает исчерпать себя простой психологией».

1  Руднев В. Словарь культуры XX века // http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slovar.txt. 23. 05.12.

2  Руднев В. Словарь культуры XX века // http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slovar.txt. 23. 05.12.

3  Руднев В. Словарь культуры XX века // http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slovar.txt. 23. 05.12.

4  Назарчук А.В. Идея коммуникации и основные философские понятия XX века // Вопросы философии. М., 2011. № 5 // vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324. 18. 06. 12.

5  Назарчук А.В. Идея коммуникации и основные философские понятия XX века // Вопросы философии. М., 2011. № 5. // vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324. 18. 06. 12.

6  Словарь Живого Великорусского языка В. Даля // http://vidahl.agava.ru. 18. 06. 12.

7  Толковый словарь С.И. Ожегова // http://www.ozhegov.ru. 18. 06. 12.

8  Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., Радуга, 1983. С. 306-349. // philologos.narod.ru/barthes/degrezero.htm.

9  Деррида Ж. Письмо и различие. Перевод с французского под ред. В. Лапицкого. Академический проект. СПб, 2000. // www.koob.ru.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61876. Ивритский алфавит – печатные буквы 441.5 KB
  Буквы алфавита Чтобы облегчить запоминание разделим буквы алфавита на 3 группы. Начните с первой: попробуйте переписать буквы несколько раз и старайтесь запомнить их название. Обратите внимание что буквы...
61878. Робота з папером. Композиція до української народної казки «Ріпка» 37.91 MB
  Мета: вчити аналізувати ілюстрації казки, відтворювати її зміст;закріпити вміння різати папір по кривих лініях; розвивати зв’язне мовлення, уяву, фантазії; виховувати акуратність у ході виконання робіт, любов до народної творчості.
61879. Условное форматирование 39.5 KB
  Применение таких параметров формата ячейки, как шрифт, наличие границы и цвет заливки ячейки, можно поставить в зависимость от ряда условий, например, пока значения в этих ячейках не достигнут некоторых контрольных значений.
61880. Организация физического воспитания 262.5 KB
  Влажная уборка проводится ежедневно 2 раза в день после 3 урока физкультуры первой смены и перед началом первого урока физкультуры второй смены при открытых фрамугах силами преподавателей физкультуры. Подвижные игры на переменах физкультурные минутки на уроках проводятся но не во всех классах.
61881. Финансовый анализ в ms excel. Функции для анализа инвестиций 1.29 MB
  Функция П3 вычисляет текущую стоимость ряда равных по величине периодических выплат или единовременной выплаты периодические выплаты постоянной величины называют обыкновенной рентой.
61883. Классный час по теме «Формула выбора профессии». «Хочу-могу-надо» 76 KB
  Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом выборе профессии. Формула профессии Как же правильно выбрать профессию В математике все просто.
61884. Формула произведения 44 KB
  Какой материал про величины вы изучали на предыдущих уроках формула пути расстояния работы стоимости площади прямоугольника Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о величинах и формулы величин сведём в одну.