31946

Общественное мнение как социальный феномен и его функционирование в системе властных отношений

Реферат

Обществознание

Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук таких как политология философия социология психология. мы находим интерпретации понятия общественного мнения первые попытки осознания его роли и значения в общественной жизни. Гоббс В новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество английских философовматериалистов Ф. Руссо Важное место в эволюции взглядов на роль общественного мнения в государственном управлении принадлежало французскому Просвещению XVIII в.

Русский

2013-09-01

138.5 KB

25 чел.

1.1. Общественное мнение как социальный феномен и его функционирование в системе властных отношений.

Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук, таких как политология, философия, социология, психология. Каждая из них выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и выражением определенной морали, нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением.

Интерес к общественному мнению как к публичному феномену существовал еще в Античности. Уже в трудах Платона, который

считал публичное мнение мнением аристократии, элиты

, Сократа (Школа Сократа противопоставляла народному самоуправлению аристократическое правление людей мудрых и знающих. Эта идея получила развитие в трудах Платона, где, в частности, обосновывалось положение о том, что мнение мудрых истиннее, чем мнение большинства) [1, c.118] , Аристотеля (его занимал вопрос о том, как верховная власть должна взаимодействовать с массой свободных граждан, не обладающих богатством и не отличающихся выдающимися чертами. С одной стороны, считал он, «допускать таких к занятию высших должностей небезопасно... они могут поступать то несправедливо, то ошибочно. С другой стороны, опасно и устранять их от участия во власти: когда в государстве много людей лишено политических прав, когда в нем много бедняков, такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остается одно: предоставить им возможность участвовать в совещательной и судебной власти») [2, c.78]

1 Коробейников В. С. Пирамида мнений. М.: Знания, 1981. 231 с.

2 Аристотель. Политика / пер. с древнегреч. М.: АСТ, 2002. 212 с.

мы находим интерпретации понятия общественного мнения, первые попытки осознания его роли и значения в общественной жизни. На протяжении всего последующего исторического периода общественное мнение интересовало ученых и политиков постольку, поскольку имело отношение к вопросам власти.

Вплоть до конца XIX в. общественное мнение является полноправным предметом философской дискуссии – о его природе, структуре, развитии рассуждают Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс (В новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество английских философов-материалистов Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. В частности, Т. Гоббс рассматривал мнения как отражение определенных социальных потребностей. При этом он придавал им социально-практическое значение, отмечая, что действия людей обусловлены их мнениями и что в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями людей, ведущее к установлению среди них мира и согласия.) [1, c.401],  Ж.Ж. Руссо (Важное место в эволюции взглядов на роль общественного мнения в государственном управлении принадлежало французскому Просвещению XVIII в. Один из его видных представителей — Ж-Ж. Руссо, в трактате «Об общественном договоре» деятельность правительства он ставил в зависимость от суждений народа, рекомендуя любое народное собрание открывать постановкой двух вопросов: Угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время? При таких условиях, по его мнению, правительство вынуждено будет следовать наказам народного собрания.) [2, c.317],  Гегель (Целый ряд глубоких мыслей об общественном мнении связан с именем Г. Гегеля. В «Философии права» он трактует общественное мнение как «всеобщее, субстанциальное и истинное», которое отражает «правильные тенденции действительности» и «связано в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих») [3, c.182]

1 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Часть II. О государстве // Антология мировой политической мысли. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М.: Мысль, 1997. С. 445.

2 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 356.

3 Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 311 с.

Роль общественного мнения в регулировании политики страны обсуждается в работах А. Гамильтона (Александр Гамильтон не считал общественное мнение сколько-нибудь значимым институтом демократического общества. Он не доверял ему, считая невежественным, нестабильным и противоречивым. В своих замечаниях к Конституционной Конвенции 1787 г. он пишет: “Говорят, что глас народа — глас божий, и хотя эту максиму превозносят и верят в нее, на самом деле она неверна. Народ беспокоен и непостоянен, он редко понимает и судит верно”. Поэтому Гамильтон считал, что если мнение большинства членов общества будет прямо представлено в руководстве государством, это создаст угрозу его стабильности и будет противоречить общенациональным интересам. Трактовка общественного мнения как феномена непостоянного, непоследовательного и некомпетентного привела этого мыслителя к поддержке ограниченной представительной системы с имущественным цензом для избирателей. Единственное, что он дозволял мнению общества, — это высказывать одобрение и понимание политики “немногих людей, наделенных мудростью и богатством”.), Т. Джефферсона (Как пишут Саул Подовер, Вильям Беннет , Томас Джефферсон выступал за республиканскую форму правления, поддерживая более открытую представительную систему. Он считал, что люди способны сформировать информированные, стабильные и последовательные оценки важных для них объектов, он не относился к выборам как к способу ограничения деструктивной силы невежественного и конфликтного общественного мнения. Он видел в представительной демократии практическое решение технической проблемы трансляции в политическую жизнь мнений и оценок всех граждан. В целом он считал общественное мнение способным к компетентным, стабильным и ответственным оценкам и поэтому выступал за полноправное включение его в политический процесс), Д. Мэдисона (Он соглашался с Гамильтоном в том, что именно политической элите следует поручить выражать интересы большинства. Также он признавал, что общественное мнение плохо информировано и раздроблено. Вслед за Аристотелем Мэдисон полагал, что такая демократия, при которой большинством голосов всех членов общества принимается решение по любому вопросу, ведет к разложению управления государством. Он выступал за последовательную реализацию модели представительной демократии, при которой “... публично выраженное мнение народных представителей будет ближе к общественному благу, чем глас самого народа”. Как и Гамильтон, он не склонен был доверять общественному мнению, считая его естественным состоянием конфликт, вызванный как человеческой природой, так и имущественными различиями. В то же время, он не был столь радикален в отрицании политических возможностей этого феномена, полагая, что “представительная система, называвшаяся в те дни республиканской, будет в состоянии смягчить противоречия общественного мнения в процессе учета общественных оценок при формировании политики”, Таким образом, Джеймс Мэдисон признавал важность рассматриваемого феномена как мнения всего общества, а не только элиты, как канала формирования законодательной власти за счет механизма народного представительства. И это был определенный шаг в сторону либерализма от концепции олигархической демократии Гамильтона. Но шаг небольшой. Выступая за республиканскую форму правления, Мэдисон в основном оставался в русле консервативной традиции, ограничивая роль общественного мнения участием в выборах и не дозволяя ему даже вмешиваться в работу избранных представителей. Ему принадлежит афоризм: “Всякое обращение к народу косвенно означает, что в стране не все в порядке”) [1, c.36], А. де Токвиля (В своих знаменитых путевых очерках “Демократия в Америке” [10] он увидел и описал тот политический механизм, в котором общественное мнение собственно и есть власть. Он пишет: “Массе нет никакой надобности прибегать к силе законов, чтобы подчинить себе тех, кто думает иначе” [10, с. 199]. И далее: “В такой стране, как Соединенные Штаты, где жизнь общества организована на демократических принципах, есть только одно условие силы и успеха, только одна власть и все подчинено ей” [10, с. 200]. Эта единственная власть, по Токвилю, как точно замечает Элизабет Ноэль-Нойман – общественное мнение.[2, c. 125]

Особо значимым аспектом исследования общественного мнения является изучение связи между процессом его формирования, выражения, функционирования и существующим уровнем социальной напряженности в обществе, социальных настроений и самочувствия.

Среди работ, посвященных анализу подобных связей, следует назвать труды С. Харченко, В. Житенева (автор подчеркивает, что " .общественное мнение как специфическая реакция социальных общностей на действия субъекта управления и изменение условий функционирования всей системы способно:— побудить субъект управления принять то или иное решение в интересах социальных общностей;— выступить источником важной социальной информации для подготовки и принятия решения;— заставить скорректировать и даже отменить принятое решение, помочь выбрать из нескольких вариантов решений оптимальное;— ускорить, облегчить реализацию решений или воспрепятствовать их осуществлению, если действия субъекта управления не обоснованы с точки зрения общественности или не поняты ею;— научить людей сделать сверх решения, проявить инициативу и самостоятельность при его реализации".) [3, c. 49]

1Алентьева Т.В. Роль общественного мнения в канун Гражданской войны в США // ННИ.-2005.- №4. –С. 158.

2Токвиль А. де Демократия в Америке. Кн. 1 - 2. М., 1992. – C. 276

3Тощенко  Ж.  Т.  Социальное  настроение  /  Ж.  Т.  Тощенко,  С.  В. Харченко. - М. : Academia, 1996. - 107 с.

Г.Ф. Гегель, изучая феномен общественного мнения, выделил в нём целый ряд структурных элементов: первый – условие существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественного мнения, третий – носитель общественного мнения, четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи. [1, c.98]

Таким образом, под общественным мнением мы понимаем отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей к конкретным фактам, процессам, явлениям общественной жизни, посредством, которого они на нее влияют, подчиняют и управляют. 

Общественное мнение — открытая, публичная артикуляция (передача) отношения, а не просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это обязательно ценностно-окрашенное, имеющее моральную окраску, мнение и порождаемый этой моральной оценкой способ поведения.

Но прежде всего нам нужно узнать связь общественного мнения и власти

Способы и формы воздействия общественного мнения на властные институты весьма многообразны: от обычного вербального одобрения или неодобрения их деятельности до прямого, целенаправленного давления на них, способного приводить к глубокой перестройке внутривластных отношений. Именно в сфере власти и политики общественное мнение проявляет себя наиболее часто с большей остротой и динамичностью. В особенности, это характерно для переходного, трансформационного общества с его неустоявшимися структурами государственной власти и демократическими институтами, проявлениями политической и экономической нестабильности.
Самая распространенная функция общественного мнения, затрагивающего проблемы политики и власти, - оценочная.

1 Гегель Г. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. – 311 с.

Она выражается через ценностные суждения масс о деятельности официальных властных институтов и их лидеров, громких политических событиях, характере складывающейся в обществе ситуации и т.п. В неорганизованной, стихийной форме подобные оценки практически всегда присутствуют в домашнем или рабочем кругу людей, в их неформальном общении, в дискуссиях о политической «злобе дня». В организованной форме они чаще всего выявляются путем опросов общественного мнения, инициируемых как самими структурами действующей власти, так и различными общественными организациями, партиями, движениями, иными негосударственными заказчиками.
О массовых суждениях, выполняющих оценочную функцию, нередко говорят как о наименее содержательных из всех тех, что могут исходить от общественного мнения, наделяя их при этом в основном эмоционально-чувственной сущностью.
Действительно, чаще всего продуктом оценочной деятельности общественного мнения оказываются скупые «да» или «нет», «за» или «против», «плохо» или «хорошо». Однако, скупые по форме выражения, они далеко не всегда являются таковыми по содержанию предшествующей им духовно-практической деятельности людей. Ведь за простыми, порой, альтернативными оценочными суждениями скрываются большой социальный опыт масс, их сомнения, сопоставления, размышления, дискуссии, наконец, народная интуиция и житейская мудрость. 
Довольно часто общественное мнение реализуется в сфере властных отношений и через свою контрольную функцию. Ее своеобразие заключается в том, что общественное мнение практически по любому значимому для себя вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность властных органов и их руководителей.
Иначе говоря, несмотря на то что реальная власть в обществе находится в руках государственных институтов, общественное мнение обладает способностью вставать над ними и с пристрастием следить за их деятельностью. Причем, хотя в арсенале общественного мнения имеются только моральные санкции и рычаги давления, эффективность его как инструмента контроля за действием или, наоборот, бездействием власти бывает достаточно высокой. Во-первых, в силу авторитета стоящего за ним народного большинства, а во-вторых, в силу возможной трансформации недовольного общественного мнения в нежелательные для властей формы общественных действий. В связи с этим достаточно сослаться на отстранение должностных лиц от выполнения ими властных полномочий как наиболее часто используемый прием смягчения контрольной позиции общественного мнения. Следует упомянуть и перешедшие из западной политической традиции в российскую политическую практику еженедельные радиообращения президента страны, в которых получают оперативное отражение те направления деятельности центральной власти, которые находятся под особым вниманием населения.
Довольно близка к контрольной функции по своей сути и характеру защитная функция общественного мнения. Речь идет о том, что через выражение своего мнения, с помощью своей твердой позиции по насущным вопросам жизни широкие массы могут отстаивать собственные интересы, защищать свои гражданские права и свободы. Следует подчеркнуть, что именно через реализацию защитной функции общественное мнение наиболее рельефно обнажает свою духовно-практическую суть, служит связующим звеном между социальными умонастроениями масс и их практическими действиями.
Укреплению механизма взаимодействия общества и власти служит консультативная функция общественного мнения. Она заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может быть выражено в форме консультации, совета, предложения, адресованных властному органу, в которых содержатся те или иные способы разрешения назревших политических, социально-экономических и иных проблем. Конечно, выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определенных способностей и, прежде всего, умения анализировать факты и яв
ления действительности, предвидеть социальные и политические последствия предлагаемых решений, учитывать, насколько они адекватны интересам общества, государства, самих масс. По части их наличия многие властные институты и должностные лица проявляют известный скепсис, считая бесполезным привлечение общественности к поиску оптимального решения значимых задач, полагаясь на собственное мнение или в лучшем случае на мнение экспертов.
Однако жизнь опровергает политическую близорукость подобного самомнения и дает множество примеров, когда предложения, исходящие от народных низов, вполне удачно и органично дополняли и усиливали мнение специалистов-экспертов, когда органам власти в опоре на советы населения удавалось преодолевать сложнейшие проблемы и конфликты. Представителям власти всегда следует помнить: эксперт силен своими профессиональными знаниями, а народ — житейской мудростью. К тому же подключение широких слоев населения к процессу выработки и принятия важнейших политико-управленческих решений значительно усиливает их социальную легитимность, утверждает в понимании народа факт их принятия сообща, всем миром.
Следует иметь в виду, что общественное мнение может не только советовать, предлагать, консультировать, но и диктовать, предписывать институтам власти, как поступить в отношении особо волнующих общество проблем. В подобных случаях говорят о проявлении директивной функции общественного мнения, по скольку результатом его функционирования выступают решения, имеющие строго заданный, императивный характер. Это имеет место, когда решение кардинальных вопросов государственной и общественной жизни выносится на всенародное голосование (референдум), а также при проведении избирательных кампаний, когда народ делает свой политический выбор, определяя лицо новой власти. В обоих случаях императивный характер выраженного общественного мнения вытекает из конституционного наделения народа ролью верховного суверена и главного источника власти.
В реальной практике различные функции общественного мнения взаимопроникают и дополняют друг друга, обусловливая главный смысл его существования, его основную, интегративную функцию. Она получила название регулятивной. Речь идет о том, что любое воздействие общественного мнения на власть в форме оценки, совета, контроля или императива прямо или косвенно включается в процесс регулирования как внутривластных отношений, так и отношений общества и власти. В этом проявляется относительная самостоятельность общественного мнения, его способность детерминировать политический процесс, корректировать деятельность властных институтов и должностных лиц.

Вывод: В итоге можно сказать, что под общественным мнением мы понимаем отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей к конкретным фактам, процессам, явлениям общественной жизни, посредством, которого они на нее влияют, подчиняют и управляют.

Во все времена ученые признавали факт существования общественного (публичного) мнения, но не все поддерживали его положительную роль во взаимодействии со властью. Одни были за то, чтобы дать народу возможность участвовать в принятии государственных решений, другие напротив имели мнение, что управление государством должно принадлежать элите.

Если говорить конкретно то, именно в сфере власти и политики общественное мнение проявляет себя наиболее часто с большей остротой и динамичностью. Самая распространенная функция общественного мнения, затрагивающего проблемы политики и власти, - оценочная (за/против). Самый главный тому пример – выборы, опросы. Не последним остается и политическакя активность граждан, которая снижается с каждым годом,  чего допускать нельзя, просто необходимо принимать активное участие в жизни страны. [1, c. 55]

1.2 Опрос общественного мнения в системе формирования социальной политики на уровне местного самоуправления

Социальная сфера как никакая другая из сфер проведения политики на местном (муниципальном) уровне находится в компетенции массового сознания. В отличие от многих других направлений политики, по преимуществу требующих обращения к формам специализированного сознания, в области социальной проблематики, затрагивающей реализацию повседневных интересов и потребностей всего населения, субъект общественного мнения, как правило, существенно более компетентен.

Вопросы социальной справедливости и несправедливости, равенства и дифференциации, социальной защиты и помощи неблагополучным группам, доходов, налогов, льгот, привилегий, пособий, пенсий и выплат и т.д. и т.п. отвечают всем критериям отнесения к числу реальных объектов общественного мнения. Следовательно, общественное мнение является закономерным участником процессов формирования и реализации местной социальной политики.

На этапе выработки социальной политики, на муниципальном уровне анализ общественного мнения является необходимым, неотъемлемым элементом социального планирования. В системном виде процесс социального планирования может быть представлен в виде ряда относительно обособленных содержательных блоков. Это следующие блоки:

1) Социальная диагностика, выявление социальных проблем;

2) Определение социальных приоритетов, социальное целеполагание;

1 Захарова  С.  А.  Общественное  мнение  как  обратная  связь  между политическим субъектом и населением  // Социология власти. - 2007. - №4.  - С. 156

3) Разработка системы социальных показателей, норм и параметров;

4) Оценка ресурсов;

5) Разработка системы мероприятий, согласованных по срокам, целям и ресурсам;

6) Оценка социальных последствий реализации разработанной системы мер.

Исходной базой для составления плана социального развития такого объекта, как муниципальное образование, в рамках которого функционирует система местного самоуправления, является выявление социальных проблем, социальная диагностика. Если понимать социальную проблему как осознанное субъектами социальное противоречие, значимое для них несоответствие между целями и результатами деятельности, возникающее из-за недостаточности средств для достижения целей, то становится очевидной ее объективно-субъективная природа. Чтобы стать социальной проблемой, лежащее в ее основе противоречие должно обязательно пройти через сознание субъекта, стать объектом оценки.

Таким образом, социальная диагностика предполагает использование комплексного инструментария, включающего как анализ экономической и социальной статистики, так и применение методов эмпирической социологии. В числе этих методов важнейшее место принадлежит опросам общественного мнения. Особенно значимы последние для выявления структуры и характера социальных проблем для массовидных объектов, каковыми являются территориальные общности, население муниципальных образований различных типов. Общественное мнение выступает в качестве информационной базы для диагностики социальной ситуации наряду с объективными статистическими показателями.

Такая его роль вытекает из прямой связи массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений с категориями потребности и интереса. Поскольку в основе мнения субъекта лежит его интерес, определяемый нами как объективное отношение к потребностям и социальным институтам, опосредующим их удовлетворение, изучая общественное мнение, мы через него выходим на структуру интересов социальных общностей. А если известна структура интересов, их совпадение, либо противостояние, становится понятной и характеристика социальной ситуации, проявляются социальные проблемы, требующие решения.

Для массовидных объектов типа территориальных общностей, населения городов, районов, других муниципальных образований проведение по специальной программе опросов общественного мнения с целью выявления структуры и характера интересов является необходимым элементом комплексной социальной диагностики как первой фазы социального планирования. Такой, проведенный по полной программе опрос фиксирует как параметры отношения всего множества дифференциальных субъектов общественного мнения к собственным потребностям, так и к способам их удовлетворения и соответствующим социальным институтам. Это позволяет получить необходимую детализированную информацию о номенклатуре и структуре социальных проблем объекта социальной политики.

Помимо комплексной задачи выявления интересов социальных субъектов опрос общественного мнения на диагностическом этапе может применяться для решения локальных проблем оценки потенциальной реакции территориальной общности на тот или иной конкретный объект.

Следующим этапом социального планирования, рассматриваемого как комплексный целостный процесс, в реализации которого обращение к общественному мнению выступает в качестве необходимого элемента, является социальное целеполагание, определение социальных приоритетов. После исследования ситуации, определения структуры и характера социальных потребностей и противоречий перед субъектом социального планирования, в качестве которого в нашем случае выступает орган местного самоуправления, стоит проблема определения важнейших направлений деятельности, выбора социальных задач, которые должны быть признаны на данном этапе развития объекта наиболее настоятельными и неотложными, требующими первоочередного решения. При разработке социальных программ на повестку дня для органов местного самоуправления встает вопрос о социальных приоритетах, который подразумевает научно обоснованное выявление тех социальных групп, которым следует уделить преимущественное внимание в планируемый период.

Механизм включения данных опросов общественного мнения в решение задач социального целеполагания должен опираться, во-первых, на сравнение социального положения различных групп, на сравнительный анализ сущностных характеристик их социально-экономических статусов и интересов и, во-вторых, на изучение социальных последствий выбора тех или иных вариантов систем целей и приоритетов в проведении социальной политики.

Практическая, реализация включения реакций общественного мнения в процессы социального целеполагания заключается в следующем:

Во-первых, осуществляется диагностический этап, на котором посредством опроса общественного мнения выявляется структура интересов и потребностей объекта планирования.

На основании этой информации на втором этапе экспертами, профессионалами - управленцами и учеными специалистами в области социальной политики, планирования экономического и социального развития формируется ряд вариантов построения целевого блока соответствующего плана (программы), предусматривающих различный характер социальных приоритетов.

Третий этап является эмпирическим и подразумевает обращение к общественному мнению, как к одному из определяющих арбитров при выборе оптимального варианта блока целей и приоритетов плана социального развития. Эмпирический инструментарий опроса должен быть при этом соответствующим образом содержательно скомпонован, чтобы при обработке результатов из них следовала не только рациональная, но эмоциональная и волевая компоненты реакции социальных субъектов на различные варианты целевых блоков.

Четвертый этап - это вновь работа экспертов и специалистов, которые на основании результатов опроса осуществляют окончательную доработку системы социальных целей и приоритетов данного плана (программы).

В дальнейшем, после начала фазы реализации социальной политики возможны дополнительные эмпирические этапы, которые будут оценивать социальную эффективность выбранного варианта построения целевого блока программы (плана) социального развития и в случае необходимости обеспечат возможность оперативной его корректировки.

Третий блок комплексной схемы социального планирования на муниципальном уровне - разработка системы муниципальных социальных показателей и нормативов. Он следует непосредственно за целевым блоком. Если основные социальные цели служат ориентиром для планирования характера и содержания социальных изменений в данном муниципальном образовании на определенный временной период, то социальные нормативы и показатели конкретизируют задачи и направления социальной политики применительно к конкретным социальным субъектам и уровням управления.

Социальные нормативы являются важнейшим элементом системы целевого планирования и управления социальной сферой. На их базе появляется возможность рассматривать процесс социального планирования как формирование программы поэтапного достижения соответствующих нормативных значений. Социальные нормативы способны выступать индикаторами социального неблагополучия отдельных групп населения, быть инструментом воздействия на сферу потребления. Они являются неотъемлемым компонентом программно-целевого управления социальным развитием, разворачивая генеральную социальную цель в дерево операциональных дифференциальных целей.

Построение и обоснование социальных нормативов и социальных показателей - комплексная теоретико-прикладная проблема, требующая в частности доказательства, что изменение показателя отражает внутренние закономерности данной структуры или процесса и обладает устойчивостью при многократных регистрациях на данном объекте. В решении этой проблемы важное место принадлежит информации, получаемой методами эмпирической социологии, в частности посредством опросов общественного мнения. Построение системы социальных нормативов исключительно на базе объективных экономических показателей и данных экономической и социальной статистики не позволяет адекватно решать задачу разработки адресного эффективного плана социального развития территориального или муниципального образования, сбалансированного по целям и ресурсам. Здесь также должна быть применена методология, опирающаяся на эмпирические измерения.

На объектах, связанных с массовидными общностями в качестве базового метода следует прибегать к опросу общественного мнения. Объектом социальной оценки, т.е. объектом общественного мнения при этой измерительной процедуре будет являться структура социальных потребностей и характер их удовлетворения в количественном и качественном разрезах.

Следующий, четвертый блок комплексной схемы социального планирования на муниципальном уровне - оценка ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей, реализации задач, конкретизированных в системе социальных показателей и нормативов. На данном этапе используются преимущественно методы экономического анализа, с помощью которых оценивается то, что в плановой практике называют "ценой социальной программы". Здесь выявляется потребность в материальных, финансовых ресурсах, в инвестициях в различные направления социального развития, определяются минимальные и максимальные размеры затрат, потребных для разрешения или хотя бы снижения остроты социальных противоречий и проблем.

В практике социального планирования, как правило, принято считать, что данные опросов общественного мнения, равно как и само общественное мнение нет необходимости привлекать для решения задач, стоящих перед блоком оценки ресурсов. В целом можно согласиться с обозначенной точкой зрения в том, что в данном процессе основная роль принадлежит методам экономического и финансового анализа. Но в то же время, мы считаем неправомерным категорическое исключение и этого процесса процедур обращения к массовым социальным оценкам. Помимо прямых экономических ресурсов, необходимых для реализации социальных программ и планов - инвестиционных, материальных, финансовых и т.п. существует еще одна важная категория ресурсов. Это ресурсы социальной поддержки и социального действия.

По существу мы имеем в виду социальные резервы, которые могут быть использованы в качестве дополнительного ресурса при проведении социальной политики наряду с выделенными субъектом управления непосредственными материальными ресурсами. Под соответствующими резервами мы понимаем не реализующиеся по каким-либо причинам социальные возможности субъектов для повышения их активности.

При работе над ресурсным блоком орган местного самоуправления нужно предусмотреть проведение опроса общественного мнения, главной задачей которого будет выявление структуры отношения населения к важнейшим направлениям планируемых преобразований социальной сферы. В анкету (программу интервью) следует включить блоки, нацеленные на анализ всех компонентов субстанциональной структуры общественного мнения - рационального, эмоционального и волевого.

Особенно важна оценка характера поведенческих реакций, направленных как на поддержку проекта преобразований, так и на противостояние ему. И та, и другая сторона активности субъектов могут быть подвергнуты вполне операциональной экономической оценке со стороны экспертов. Если общественное мнение в целом и в части своей поведенческой составляющей нацелено на интенсивную деятельность в поддержку соответствующих социальных мероприятий, значит, соответствующий план социального развития обладает позитивным ресурсом социальной поддержки и социального действия. Этот ресурс может в ряде случаев обеспечить заметную экономию материальных и финансовых ресурсов. В противоположной ситуации, в условиях массового противодействия программе субъекта социальной политики ресурс социальной поддержки оказывается негативным (отрицательным) и требует компенсации, что неизбежно скажется на необходимости увеличения прямых материальных затрат на реализацию программы.

Таким образом, анализ общественного мнения с целью выявления и оценки ресурсов социальной поддержки и социального действия должен стать неотъемлемой частью деятельности субъекта социального планирования при работе в рамках блока оценки ресурсов.

Последняя составляющая комплексной схемы социального планирования развития муниципального образования, в которой объективно возможно и практически целесообразно использование материалов, связанных с массовыми заинтересованными оценочно-ценностными суждениями и обусловленными ими волевыми проявлениями, это оценка социальных последствий и эффективности разработанной системы мероприятий. Оценка ожидаемых последствий при социальном планировании сводится к задаче формирования вариантного прогноза. Здесь прежде всего применяются методы статистического анализа и построения динамических рядов с последующей экстраполяцией, экспертных оценок основных тенденций, математического моделирования.

Методы опроса общественного мнения при реализации этапа оценки социальных последствий схемы планирования социального развития муниципального образования носят вспомогательный характер. Такой статус массового опроса обусловлен самим перспективным (прожективным) характером объекта оценки, предлагаемого общественному сознанию. Внедрение той или иной системы социальных мероприятий еще не началось и поэтому респондент вынужден оценивать последствия реализации какой-либо модели, концепции, проекта, т.е. образования не реальной, а идеальной природы, функционирующего как бы в сослагательном плане. В этой связи возникает проблема компетентности субъекта и достоверности получаемых данных, не позволяющая применять опрос общественного мнения как основной и единственный метод решения рассматриваемой задачи.

Но, вместе с тем, использование данного метода и в целом социологических диагностических процедур на этом этапе позволяют органам местного самоуправления - разработчикам планов социального развития уточнить представления о возможных перспективных позитивных и негативных эффектах от внедрения системы планируемых мероприятий.

Для решения поставленной задачи, с нашей точки зрения, сам инструментарий опроса (программа интервью, анкета и т.п.) должен быть организован особым образом. Главные принципы, на которые следует опираться при формировании социологического инструментария для оценки социальных последствий могут быть сведены к следующему:

Во-первых, вариантный (альтернативный) характер предлагаемых респондентам объектов оценки.

Во-вторых, детализированность и подробность описания во вводной части анкеты (интервью) параметров оцениваемого перспективного социального нововведения (социальной программы).

В-третьих, обязательный входной и промежуточный контроль понимания респондентом предмета оценки.

В-четвертых, агрегированный (интегральный) характер требуемых прогнозных оценок

В-пятых, ориентированность на применение открытых вопросов, сценарного подхода и в целом мягких методов.

В-шестых, представленность в инструментарии блоков нацеленных на выявление всех компонентов субстанциональной структуры мнения - рационального, эмоционального и волевого. [1, c. 3]

Таким образом, при разработке социальной политики на местном уровне данные опросов общественного мнения являются объективно необходимым элементом системы социального планирования. Они должны быть включены в такие блоки комплексной схемы разработки муниципальных планов социального развития как социальная диагностика и выявление социальных проблем; социальное целеполагание и определение социальных приоритетов; разработка системы социальных показателей и нормативов; оценка ресурсов; оценка социальных последствий разработанной системы мер.

1.3 Формы взаимодействия граждан и властных структур по каналам общественного мнения в муниципалитетах России

Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Обсуждение проблемы  участия  населения в осуществлении местного самоуправления представляется особо актуальным в связи с процессами реформирования власти и развитием гражданского общества.

Местное самоуправление в Российской Федерации определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (Федеральный закон от 28 августа  1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон от 6 октября 2003 год №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Гавра Д. П. Общественное мнение как фактор принятия политических решений  // Вестник С.-Пб. университета. Серия 6, Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2000. - Вып. 1. - С. 50-56.

На международном уровне правовую основу местного самоуправления составляет Европейская Хартия местного самоуправления (ETS № 122), которая была принята в г. Страсбурге 15 октября 1985. Российская Федерация подписала Хартию 28 февраля 1996 и через два года, 11 апреля 1998, ратифицировала ее. Хартия вступила в силу для России 1 сентября 1998,  став частью  российской правовой системы.

Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящую Хартию, в том числе и Россия, считают, что право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами - членами Совета Европы, и убеждены в том, что это право наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне.

Местное самоуправление в Российской Федерации провозглашено Конституцией Российской Федерации. Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление может осуществляться гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В главе 5 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливаются 11 основных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

  1.  Местный референдум
  2.  Муниципальные выборы
  3.  Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  4.  Сход граждан
  5.  Правотворческая инициатива граждан
  6.  Территориальное общественное самоуправление
  7.  Публичные слушания
  8.  Собрание граждан
  9.  Конференция граждан (собрание делегатов)
  10.  Опрос граждан
  11.  Обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы.

При этом статья 28 Федерального закона № 131 определяет перечень вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слушания. А именно:

  1.  проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
  2.  проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  3.  проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  4.  вопросы о преобразовании муниципального образования.

Как видно, перечень данных вопросов не может быть решен органами местного самоуправления без их согласования с населением, кроме того органами местного самоуправления могут быть выделены и другие вопросы для обязательного согласования с населением.  

Далее пойдет речь о одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления как территориальное местное самоуправление (далее ТОС)

Сейчас российское общество пытается отыскать удобную для жизни форму взаимодействия граждан и властных структур. Властная вертикаль российской государственности должна опереться на прочный фундамент гражданского участия в делах государства. На муниципальном уровне должны заканчиваться властные полномочия государственных органов, и должна начинаться прямая власть народа. На муниципальном уровне люди в полной мере должны ощущать себя главной частью общественной структуры.

Все проблемы местного значения должны выстраиваться по потребностям местных сообществ. Сложная задача вовлечения граждан в управление государством должна быть решена на муниципальном уровне. Именно здесь люди должны иметь всю полноту контроля над ситуацией. И для этих целей в составе муниципальных образований законодательно предусмотрено существование Территориального Общественного Самоуправления.[1, c.77]

Территориальное общественное самоуправление – это вид корпоративного социального управления, имеющего территориальную привязку, оно заключается в инициативном создании гражданами саморегулируемых организаций для решения вопросов, связанных с их проживанием на конкретной территории.

Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Через инициативное, самостоятельное территориальное общественное самоуправление граждане имеют возможность под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории. ТОС – это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.

1Васильев, А.А. Территориальное общественное самоуправление. Пособие для практических занятий / А.А. Васильев. - Н. Новгород: 2004. - 135 с.

Развитая система ТОС свидетельствует о наличии гражданского общества, высокой самоорганизации населения, его способности самостоятельно без помощи государственной власти разрешать повседневные местные проблемы. Государство в свою очередь должно поддерживать инициативу населения и обеспечивать условия для реализации такого естественного права человека, как право на территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление обеспечивает связь между обществом и органами местного самоуправления, а через них и с государством. Оно действует «снизу вверх», является проводником народной инициативы. ТОС – особый институт в системе местного самоуправления Российской Федерации, оно не относится к публичной власти, строится исключительно на началах добровольности и демократизма. Действие на основе принципа территориальности и решение вопросов местного характера отличает ТОС от других форм общественных объединений, деятельность которых не зависит от проблем какой-либо конкретной местности.

Организация территориального общественного самоуправления может решить проблему управляемости территорий муниципальных образований. Особое значение это имеет для городских поселений с районным делением, где территория жилого района поселения может стать территорией, на которой будут образованы органы территориального общественного самоуправления, а также для муниципальных образований-сельских поселений, представляющих собой несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Актуальной в этой связи является возможность передачи органам территориального общественного самоуправления осуществления части полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения на соответствующей части муниципального образования, конечно без ущерба для муниципального образования. Основанием для такой передачи могут быть публично-правовые договоры между органами местного самоуправления и органами ТОС. Данное направление следует развивать как в федеральном законодательстве, так и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Независимость от органов государственной власти не означает, что государство не может использовать инициативу граждан для решения общегосударственных задач. В рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы  [1] территориальное общественное самоуправление может способствовать реализации некоторых направлений совершенствования государственного управления.

Первое – это обеспечение связи местного населения и органов государственной и муниципальной власти. В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах предусмотрено специальное направление «Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества» и одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации названа информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.

Данная проблема может быть решена, в том числе через деятельность ТОС. Прежде всего, для развития механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений.

В настоящее время консультации с представителями гражданского общества до принятия решений органами государственной и местной власти носят фрагментарный характер и полностью зависят от их усмотрения.

1 Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 46. Ст. 4720.

Правительство Российской Федерации считает необходимым разработать нормативно-правовую и методическую базу и внедрить механизмы повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и общества. В частности, создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.

Такими каналами могут быть:

  1.  публичные обсуждения подготавливаемых решений;
  2.  общественная экспертиза социально значимых решений органов исполнительной власти;
  3.  включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти;
  4.  создание и деятельность при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества.

Все эти задачи могут быть успешно решены в том числе с помощью развития системы ТОС, что обеспечит не только взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с населением соответствующей территории, но и принятие именно тех решений, которые действительно учитывают интересы местного сообщества и объективно необходимы в конкретных условиях.

Второе направление административной реформы, в реализации которого так же может быть использован потенциал ТОС, – это развитие системы аутсорсинга. Оптимизация системы органов исполнительной власти состоит не только в децентрализации и деконцентрации государственных функций, но и в разработке и обеспечении широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. Органы территориального общественного самоуправления вполне могли бы принять на себя выполнение подобных функций в рамках конкретной территории, если ТОС является юридическим лицом и прошло государственную регистрацию.

Таким образом, перед законодателем Российской Федерации и ее субъектов в настоящее время стоит задача создания прочной правовой основы для формирования и деятельности ТОС.[1, c.115]

Вывод: участие в местном самоуправлении очень похвально и важно, ведь если население что то не устраивает – нужно что либо предпринимать, для этого есть 11 вариантов прямого волеизъявления граждан. Один из таких вариантов – территориальное общественное самоуправление, которое полностью опирается на инициативу людей, строится исключительно на началах добровольности и демократизма. Территориальное Общественное Самоуправление – полезная организация, которую нужно развивать, рассказывать о ней людям подробнее, чтобы они принимали участие в жизни своего дома, района, города

1 Башилов, В.М. Роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления / Местное самоуправление в регионах. Сборник. - М.: 2001. - 211 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74902. Множення і ділення на 2-9. Розв`язання текстових задач 37.5 KB
  Перевірка домашнього завдання. В ній наше домашнє завдання. Який кінцевий результат Який порядок дій у виразах з дужками Молодці Ви гарно справилися із завданням. Завдання наступної папки потребує вашої уваги і так як цей матеріал опрацьований нами зовсім недавно то вам потрібна буде і взаємодопомога.
74903. Складання таблиці множення числа 3. Приклади і задачі на дві дії різного ступеня 71.5 KB
  З цим завданням ви справились і ось розквітла перша квіточка на нашій конвалії. Ось у нас з’явилась ще одна квіточка на конвалії. Ось з’явилась ще одна квіточка на конвалії. З’явилась ще одна квіточка.
74904. Тиждень – сім діб. Дні тижня. Розв’язування прикладів і задач. Математика. 2 клас 66.5 KB
  І щоб ліс чарівний зимовий впустив нас до себе вам потрібно відповісти на такі питання: Скільки мам у кожної дитиниодна Скільки очей у людейдвоє Скільки вогників у світлофоратроє Скільки пальців на руціп’ять Скільки ніг у бджілкишість Скільки кольорів у веселкиСім Скільки різних використовується для запису чисел 2. Яка 3 Порахуйте скільки цифр 3 зображено на малюнку і покажіть їх. Скільки всього грошей стало у бджілки Короткий запис задачі: Мама – 15 грн.
74905. Закріплення прийому загального випадку віднімання двоцифрових чисел. Творча робота над задачею 59.5 KB
  Закріпити вивчені прийоми додавання і віднімання двоцифрових чисел з переходом через 10. Розвивати вміння аналізувати і розв’язувати задачі. Продовжувати формувати обчислювальні навички дітей. Розвивати логічне мислення. Виховувати бережливість.
74906. Закріплення усного і письмового додавання та віднімання двоцифрових чисел 31.5 KB
  Вдосконалювати вміння усно та письмово додавати і віднімати двоцифрові числа, вправляти у розв’язуванні складених задач; розвивати уміння складати задачі, пояснювати їх розв’язання; формувати навички роботи у групах; виховувати почуття толерантності, дружби, бережливого ставлення до природи.
74907. Додавання і віднімання одноцифрових чисел в межах 20 41 KB
  Я бачу, що на урок ви прийшли з хорошим настроєм. Покажіть виразом обличчя свій настрій. Посміхніться до мене, поділіться хорошим настроєм з товаришем. Я хотіла б аби такий настрій у вас в усіх був до кінця уроку.
74908. Побудова прямого кута і квадрата на папері в клітинку. Знаходження периметра квадрата 40 KB
  Вдосконалювати вміння розв’язувати приклади та задачі на додавання і віднімання в межах 20 без переходу через розряд; розвивати обчислювальні здібності, мислеві операціі аналізу та синтезу, корегувати математичну мову...
74909. Знаходження значень виразів на дії різного ступеня 261.5 KB
  Складання і розв’язання задач. Мета: закріплювати знання таблиць множення числа 2 та ділення на 2 продовжувати формувати обчислювальні навички навички розв’язування прикладів і задач які включають дії різного ступеня; розвивати вміння читати вирази на сумісні дії творчу уяву кмітливість просторову уяву; виховувати прагнення до набуття нових знань наполегливість у роботі почуття дружби взаємодопомоги. Богданович карткиопори для розв’язування задач індивідуальної роботи пошукової роботи плакат Науководослідницький центр план...
74910. Вправи і задачі на засвоєння таблиці множення числа 2 48.5 KB
  А коли ми виконаємо всі завдання від Капітошки то дізнаємось що людині дає ця розумна наука. Рушаємо ж у чудову країну знань Завдання першої краплинки. Ось краплинку я знімаю Вам завдання прочитаю. Перевірка домашнього завдання Завдання другої краплинки.