31959

Формирование связной речи детей 5-6 лет в процессе сюжетно ролевой игры

Курсовая

Педагогика и дидактика

Рассмотреть теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста. Проследить формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нормой в речевом развитии. Изучить понятие и происхождение игры; Описать периодизацию возраста применительно к ролевой игре; Изучить функции ролевых игр...

Русский

2015-01-14

67.54 KB

11 чел.

Формирование связной речи детей 5-6 лет в процессе сюжетно ролевой игры

Введение

Одной из наиболее значимых проблем современной школы является воспитание речевой культуры учащихся, качественное повышение уровня владения родным языком. Наиболее интенсивно речевое развитие осуществляется в дошкольном детстве – сензитивном периоде для активного усвоения ребенком родной речи. Поэтому, чем раньше будет начато целенаправленное развитие речевого общения, обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

В современных исследованиях выделяют три основных направления развития речи дошкольников (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и их сотрудники): структурное (обогащение, закрепление и уточнение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание ее звуковой культуры), функциональное (формирование умения владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения), когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны. Связная речь – умение описать предмет, содержательно, логично рассказать о каком-либо явлении, событии, их последовательности – как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Элементарное осознание «строения речи, в частности структуры связного высказывания, позволяет овладеть планированием собственной речи, способствует развитию ее произвольности, преднамеренности.

В теории и практике дошкольного воспитания основные направления методики развития речи разработаны достаточно полно. Однако, как свидетельствуют исследования связной речи младших школьников, уровень речевого развития детей, поступающих в школу, весьма неоднороден. Многие 6-летки испытывают значительные трудности в создании связного высказывания. А ведь для них связная речь – важнейшее орудие, средство учебной деятельности. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, как в дошкольном, так и младшем школьном возрасте. Это говорит о необходимости своевременного, целенаправленного и систематического развития связной речи детей в детском саду.

Речевое воспитание дошкольника рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. В этой системе взаимоотношений очень важно понимание и принятие взрослым индивидуальных особенностей личности ребенка, что включает в себя и бережное отношение к его индивидуальным речевым проявлениям. Ведь речь каждого ребенка своеобразна и неповторима как по способу выражения мыслей, умению использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, так и в плане оформления высказываний.

Овладевая родным языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями.

Все это свидетельствует о важности работы над развитием речи дошкольников, культурой их общения.

Тема курсовой работы – формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В данной работе я хочу рассмотреть, как в процессе игры происходит речевое общение детей

Цель исследования : изучить формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Объект исследования : дети среднего дошкольного возраста.

Предметом исследования является формирование связной речи детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В исследовании поставлены следующие задачи:

· Рассмотреть теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста.

· Проследить формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нормой в речевом развитии.

· Изучить понятие и происхождение игры;

· Описать периодизацию возраста применительно к ролевой игре;

· Изучить функции ролевых игр;

· Познакомиться с классификацией игр и структурой сюжетно-ролевой игры;

· Провести экспериментальное изучение по проблеме формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1.1 Речевая деятельность как объект обучения в дошкольном возрасте

Язык выполняет в жизни человека различные функции, обслуживая такие сферы его жизнедеятельности, как психическая и практическая деятельность (восприятие, память, мышление, представления, планирование, самоорганизация); межличностное общение; усвоение, присвоение, а в дальнейшем – передача общественного опыта, зафиксированного в текстах (А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина и др.). В соответствии с этими функциями речь может выступать как опосредованное звено в познании, общении и как собственно речевая деятельность. В дошкольном возрасте возникает и получает развитие речевая деятельность в обеих своих ипостасях.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс высказывания средствами языка собственного сообщения или прием «чужого» во время непосредственного или опосредованного общения в таких видах, как говорение, слушание, письмо, чтение. Дошкольники овладевают прежде всего устной речевой деятельностью.

Главной задачей обучения дошкольников родному языку является развитие у детей продуктивной речи, т.е. формирование прочных навыков связной разговорной речи. Связная речь аккумулирует достижения ребенка в усвоении всех языковых средств (звуковой культуры, лексики, грамматического строя). В свою очередь формирование у воспитанников навыков произношения, обогащение и закрепление их словаря, усвоение ими правил изменения и сочетания слов, овладение умением выбирать необходимую форму высказывания – все эти задачи могут решаться не только в ходе спонтанной, но и специально организованной речевой деятельности. Таким образом, речевая деятельность является и конечной целью, и основной формой обучения.

Всякая деятельность человека, в том числе и речевая, определяется рядом характеристик, прежде всего структурной (внутренней и внешней) организацией и предметным (психологическим) содержанием. Согласно теории А.М.Леонтьева, каждая деятельность проходит через три фазы: побудительно-мотивационную, ориентировочно-исследовательскую и исполнительную.

Речевое действие начинается с мотива, т.е. намерения, желания что-то сказать человеку, с которым общаешься. Мотив возникает на фоне необходимости, потребности в общении.

Кроме того, речевое действие всегда выполняется с определенной целью. При планировании высказывания говорящий всегда ждет некоторого результата – ответа на вопрос, сообщения или выполнения просьбы. Таким образом, каждое речевое действие имеет свою причину и конкретную цель.

Непосредственной реакцией на мотив является внутренняя речь – замысел, программа высказывания (по С.Л.Выготскому). Основная задача внутренней речи заключается в том, чтобы преобразовать внутреннюю мысль в развернутую речевую конструкцию.

При сложившемся механизме создания высказывания внешняя речь является производной от внутренней. Но в раннем детстве, младшем и даже среднем дошкольном возрасте для ребенка характерна так называемая эгоцентрическая речь (Ж.Пиаже), при котором он «думает вслух»: «Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу, тогда узнаю!». В эгоцентрической речи ребенок как бы наперед формулирует замысел своей деятельности, а затем, по мере ее выполнения, словно фиксирует полученные результаты вслух, намечает новые пути, преодолевает трудности. Постепенно эгоцентрическая речь сворачивается и преобразуется во внутреннюю речь. Согласно Л.С.Выготскому, этот путь проходит через две стадии: семантический план (выбор структурной схемы предложения) и грамматическое структурирование (выбор слова и грамматических его элементов). Заканчивается процесс создания высказывания внешним оформлением мысли в предложении – произношении его с сохранением фонетических и орфоэпических норм, с нужной интонацией.

Дети овладевают речью практически, не осознавая ни тех закономерностей, которым подчиняется речь, ни своих операций в ней. Элементарное осознание речевой действительности, элементов языка в определенной степени происходит стихийно. В дошкольный период дети начинают осознавать нормы произношения, заботиться о его правильности. По данным исследователей детской речи, обучение речи нужно строить на деятельностно-коммуникативной основе через естественные или учебные коммуникативные ситуации.

1.2 Механизмы овладения родным языком

До недавнего времени в традиционной методике сохранялось положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только путем подражания речи взрослого, интуитивно (А.М.Бородич, Л.П.Федоренко и др.)

Однако подражание, как единственный механизм усвоения родного языка, характерно для детей конца первого – первой половины второго года жизни.

Научные труды психологов и лингвистов – исследователей детской речи (Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьева, Т.В.Рябовой и др.) убедительно показывают, что развитие речи детей характеризуется не просто подражанием взрослому, а также интуитивностью усвоения языковых средств и норм. Ребенок – активный субъект познавательной деятельности, который осваивает предметный мир, взаимоотношения между людьми и язык как средство познания и осуществления этой деятельности. Усвоение языка идет, прежде всего, путем развития у детей языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Так, ребенок создает свои высказывания по аналогии с теми, что слышит от взрослых, отсюда в раннем возрасте «ошибки по аналогии» (Я рисоваю) ; детское «словотворчество» (Ракакавина, бабан) .

1.3 Связная монологическая речь, особенности и задачи ее развития у дошкольников

Важнейшим, завершающим звеном в целостной системе обучения дошкольников родному языку является развитие связной продуктивной речи, т.е. речи как средства общения ребенка со взрослыми и другими детьми. Основной характеристикой связной речи является ее содержательность, логичность, последовательность, понятность для собеседника.

Устная речь, которой овладевают дошкольники, выступает в двух основных формах: диалоге и монологе. Они отличаются между собой по коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Диалог не требует развернутых предложений, потому что их содержание дополняется мимикой, жестами, интонацией, а также ситуацией. В монологе, наоборот, сравнительно мало используется неречевой информации, вытекающей из ситуации разговора. Так, вместо того, чтобы указать на предмет, в монологе его называют, а при необходимости дают его описание.

Монологическая речь является более сложной, чем диалог. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуацией, репликами собеседника). Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

В процессе общения диалог и монолог часто переплетаются, монолог приобретает черты диалога, а диалог включает в себя монологические вставки – развернутые высказывания. Такая речь называется контаминацией.

Ф.А.Сохин утверждает, что монолог у ребенка зарождается в недрах диалога. Это значит, что в ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения развернутыми формами речи.

Процесс создания связного высказывания делится на внутреннее программирование и внешнюю речевую деятельность, которая представлена текстом. Обучение дошкольников монологической речи означает обучение их воссозданию готовых текстов и созданию собственных. Выделяют формальные признаки текста: связность, логичность, целостность, структурная оформленность, завершенность.

Основной характеристикой текста является связность. Это прежде всего логика изложения, отражающая динамику развития явлений действительности между собой.

Текст делится на логические и композиционно законченные блоки, состоящие из совокупности предложений. Однако связный текст – это не набор предложений. Они соединены между собой определенной связью. Самая распространенная – это цепная связь, основными средствами которой являются местоимения (Он (зайчик) любит морковку), лексические повторы, синонимическая замена (Серенький (зайчик) веселится). Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они сопоставляются или противопоставляются.

В тексте высказывается больше, чем в каждом из предложений. Переход от предложения к предложению, развитие мысли, подчиняется логике текста.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

В разных по типу текстах структура имеет свои особенности. Фундаментальными типами текстов являются описание, повествование и рассуждение. Для дошкольников свойственны первые два типа.

Основная функция описания – отразить некоторый момент действительности, дать образ предмета. Описание всегда статично: начинается с названия предмета (личности, явления), его общей характеристики, затем идет уточнение, перечисление признаков и в конце фраза, завершающая описа- ние, часто как оценка объекта описания («Кот Васька очень смелый») или высказывание отношения к нему («Эта игрушка мне очень нравится»). Структура описания является относительно «мягкой», т.е. позволяющей переставлять местами его компоненты. Для описательных текстов часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем его признаки и качества как лучики присоединяются к его характеристике. (Примером могут служить произведения К.Д.Ушинского «Лошадка», «Козел» и др.)

Основой повествования является сюжет, который разворачивается во времени. Содержание повествования динамично, на первом плане последовательность событий. Повествование может включать прямую речь, диалог. Общая схема рассказа следующая: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, или начало событий, развитие событий , конец событий. Структура повествования более жесткая по сравнению с описанием, т.к. перестановка элементов может нарушить последовательность изложения.

Части повествования имеют свои признаки. В первой части обычно указывается время действия или место действия, она часто начинается со слов однажды, когда-то и т.п. В описательных и повествовательных рассказах младших детей чаще всего выразительно выделяется основная часть, но логика изложения нередко нарушается. У детей среднего возраста рассказ состоит обычно из двух частей. Чаще всего отсутствует начало. Рассказы старших детей более совершенные, но и они испытывают трудности в составлении зачина, раскрытии основной части рассказа и оформлении конца.

В речи старших дошкольников присутствуют и рассуждения – тексты, содержащие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Рассуждение включает тезис (начальное предположение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. Умение рассуждать свидетельствует об умении детей логически мыслить, объяснять, доказывать, обобщать высказанное. И наоборот, для развития названных умений необходимо развивать такой тип высказывания, как рассуждение.

Уровень развития речи зависит от характера общения, содержания речи, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Поэтому в формировании речи ребенка индивидуальные особенности могут полностью перекрывать их среднестатистические данные.

Все названные типы высказываний могут встречаться в контаминированном виде: элементы описания и рассуждения могут включаться в повествование, элементы повествования – в описание и т.д.

Задачи развития связной речи ориентированы на необходимость учить детей выбирать содержание, которое должно быть передано в речи, подбирать наиболее точные слова для выражения мысли, строить предложения разных типов. Не менее важно учить использовать необходимые для связной речи языковые средства: интонации, логическое ударение, разные виды связи предложений.

Исследователи теории и практики дошкольного воспитания (Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.) отмечают, что связной речью дошкольники могут овладеть только в ходе систематического обучения.

1.4 Виды детских рассказов и приемы обучения рассказыванию

В детском саду ребенок овладевает двумя основными видами монологической речи: пересказом и рассказом. Между ними есть и общее, и отличия.

Пересказ – связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок передает «чужое»содержание и пользуется готовой речевой формой.

Рассказ – это самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка. В детском саду для развития монологической речи детей в соответствии с основными типами текстов используют две формы рассказа: описательный и сюжетный. Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный (описание двух предметов с контрастными признаками) и объяснительный (рассказы с элементами рассуждения, доказывания, например, как использовать тот или иной предмет, игрушку).

Все детские рассказы могут основываться как на наглядной (игрушка, предмет, картина), так и на словесной основе, опираясь на память и представления.

По содержанию детские рассказы делятся на фактические (ребенок опирается на свой предыдущий опыт и представления, составленные по наблюдениям: описание картины, предмета, игрушки) и творческие. Сюжетное повествование чаще всего носит творческий характер: повествование о действующих лицах картины, сказка об игрушках, рассказ на предложенную тему. Героем сюжетного рассказа может быть и ребенок.

Наиболее сложные повествования – творческие, придуманные детьми. Они предлагаются детям 5 – 6 лет.

В обучении детей рассказыванию используются разные приемы, основными из которых являются: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, коллективное составление рассказа, окончание детьми рассказа, начатого воспитателем и др. В последние годы популярным стало использование схемы (модели) плана рассказа (авторы О.Дьяченко, Н.Кондратьева и др).

Важным приемом обучения является оценка, которая должна отражать попытки творчества ребенка, удачное раскрытие сюжета, выразительность речи, полноту передачи и т.д. В старших группах к оценке надо привлекать и детей.

Немаловажным фактором и проблемой является мотивация речевой деятельности детей. Она может быть игровой и коммуникативной. Наиболее привлекательной игровой мотивацией является игра-драматизация. Также она выступает как опосредованное звено при переходе от игры, ситуативной речи к речи контекстной, от диалога к монологу.

Таким образом, формирование связной речи у детей-дошкольников – длительный и сложный процесс, требующий помощи и руководства со стороны педагога.

1.5 Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи.

Речь детей становится боле связной и последовательной. Совершенствуются все те умения, которые необходимы для развития связной речи: звуковая и смысловая сторона речи, синтаксическая структура предложений. Они пытаются выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя в своей речи вводные конструкции. Дошкольники осваивают умение строить высказывания разных типов – описательные и повествовательные. Однако большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связывать предложения и отдельные части высказывания.

В течение года для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии (сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассказы: Я.Тайц «Поезд», Е.Чарушин «Курочка» и др.). Дети учатся передавать диалоги действующих лиц и пересказывать содержание произведений. В рассказывании по картине («Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Таня не боится мороза») дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Вначале дети придумывают маленькую историю по картине с помощью воспитателя, затем – с опорой на предложенный им план (из двух-трех предложений) и в конце года начинают это делать самостоятельно. Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, называя наиболее характерные ее признаки; затем в совместном рассказывании с взрослым, а после этого и самостоятельно (задания на описание предметов в форме дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку», описания и сравнения кукол и т.д.). Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявления причинной связи: «Мне нравится зима, потому что …»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи. Для этого даются схемы составления совместного рассказа. Таким образом дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды», «Как-то раз» и т.п.). Воспитатель, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет: «Как-то раз … Стали они … Вдруг … Взяли они … И тогда …). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо также учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Параллельно с этим – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

А.Г.Тамбовцева отмечает, что приобщение детей среднего дошкольного возраста к связному рассказыванию связано с определенными трудностями. Четырехлетние дети не очень внимательно слушают своих сверстников, которые неумело пересказывают рассказ педагога. Причин оказывается несколько. Связаны они с мотивацией деятельности («Зачем повторять одно и то же?»), неумением строить полные распространенные предложения, неумением организовать структуру рассказа.

Необходима специальная работа над структурой текста и структурой предложения. Кроме того, следует мотивировать детскую деятельность.

Мотивация детской деятельности может быть игровой и коммуникативной. В ход занятия включаются игровые персонажи (кукла, Петрушка, собака), которым дети рассказывают. Например, пересказывают Незнайке сказку. Описание предметов и игрушек включается в сюжет. Например, сюжетная дидактическая игра «Музей посуды», «Ателье» и др.

Деятельностью, имеющей привлекательную игровую мотивацию, оказывающей общее активизирующее влияние на структуру предложений, являются игры-драматизации. Игра-драматизация выступает как опосредованное звено при переходе от игровой деятельности к собственно речевой, от ситуативной речи – к контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной продуктивной речи.

Для развития связной речи вне занятий необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками. Воспитатель в непринужденной форме расспрашивает ребят, что интересного они увидели по дороге в д/с, чем занимались дома. Педагог не удовлетворяется односложными ответами, а, с интересом выслушав ребенка, побуждает его к развернутым высказываниям. В такой обстановке не следует делать замечаний по поводу ошибок, надо только повторить высказывание в правильной форме. Особое внимание следует уделять молчаливым детям. Тематика таких бесед может быть самой разной.

Глава 2

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

2.1 Понятие и происхождение игры

Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоя-тельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения».

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения. Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.

Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

А всегда ли существовала ролевая игра? На этот вопрос отвечает академик Д.Б.Эльконин. Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Это не деградировавшие упрощенные или потерявшие свои первоначальные функции уменьшенные орудия труда, служившие для прямой тренировки, или даже специальные предметы, изготовленные взрослыми для детей. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

2.2 Периодизация возраста применительно к ролевой игре

Анализ процесса возникновения ролевой игры привел нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Полностью этот вопрос здесь рассматриваться не может, поэтому представляется возможным только в самой общей форме высказать предположение, что периоды детского развития, по-видимому, имеют свою историю; исторически возникали и изменялись процессы психического развития, происходящие в отдельные временные отрезки детства.

Сейчас же обратимся к схеме периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной периодизации положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущей деятельности:

  1.  непосредственно эмоциональное общение;
  2.  предметно-манипуляторная деятельность;
  3.  игровая деятельность;
  4.  учебная деятельность;
  5.  общественно-полезная деятельность;
  6.  учебно-профессиональная деятельность.

2.3 Классификация игр

Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой:

1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры:

* игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно-отобразительные,

- сюжетно-ролевые,

- режиссерские,

- театрализованные;

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

* игры обучающие:

- дидактические,

- сюжетно-дидактические,

- подвижные;

* досуговые игры:

- игры-забавы,

- игры-развлечения,

- интеллектуальные,

- празднично-карнавальные,

- театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

* традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

2.4 Функции ролевых игр

Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви-жение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению дошкольников в деятельность (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.). Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детьми импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

2.5 Структура ролевых игр

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский: «...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы, распоряжа-ется своими же созданиями» (Ушинский К. Д. Собр. соч. - 1950. - Т. 8. - С. 438).

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблю-даются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту.

Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку.

На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

2.5 Теоретическая база опыта

Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н.К. Крупской и А. С. Макаренко.

В ряде работ Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них -- учеба, игра для них -- труд, игра для них -- серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -- способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Вместе с тем она рассматривала игру как главное средство воспитания и требовала, чтобы жизнь детского сада была наполнена разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств; в играх воспитываются меткость глаза, ловкость и сила движения.

Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Особое значение придавала Н. К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала воспитателей всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимости их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».

Н. К. Крупская писала о том, что в игре ребенок готовится я труду: «Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».

Н.К. Крупская подчеркивала необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей. Продумывая задачи и coдержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства. Она считала необходимым тщательно анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного значения: насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, коллективно действовать, насколько они сплачивают, дисциплинируют, организуют.

Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко (1888-- 1939). Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: «Каков ребенок в игре, -- говорил он в «Лекциях о воспитании детей», -- таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».

По мнению А. С. Макаренко, руководство детскими играми направлено: 1) на установление правильного соотношения между игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

А. С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе - определенные задачи руководства. По возможности надо предоставлять детям свободу действий в игре, но, если игра протекает неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить вопрос, предложить интересный материал, иногда поиграть вместе.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

Заключение

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

В процессе исследования был проведен констатирующий эксперимент по определению развития речи у дошкольников.

Основой формирующего этапа стали сюжетно-ролевые игры. Затем был проведен контрольный эксперимент, доказавший, что применение сюжетно-ролевых игр, развивающих речь детей, является целесообразными, достаточно эффективными и практически оправданными.

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.

Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

В одном очень интересном психологическом исследовании, проделанном А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович, прослежена история двух близнецов, которые существенно отставали в своем речевом развитии. Они росли в изоляции от других детей, и в результате у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь не была отделена от предметных действий; они могли говорить только о том, что видели и что делали, хотя речь взрослых они понимали достаточно хорошо. Выяснилось, что эти дети совсем не умели играть. Они не могли принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо «понарошку». Им говорили, что ножик это как будто веник, и показывали, как им можно подметать. Обычно дети 3—5 лет охотно принимают новые значения предметов и легко совершают подобные игровые действия. Но наши близнецы, взяв ножик в руки, начинали точить карандаши или что-то резать. Взрослый в игре называл ложку топором и предлагал «срубить» дерево, но дети удивлялись и не могли понять, как это ложка может быть топором... Они не могли изменять значение предмета и действовать с ним в соответствии с этим новым значением. А ведь эта способность и есть основа ролевой игры.

Для исправления такого положения обоих близнецов поместили в разные группы детского сада. Теперь они не были оторваны от игровой деятельности других детей, как это было раньше, и должны были вступить в разнообразные речевые контакты со сверстниками. Через три месяца ситуация резко изменилась, у близнецов появилась богатая речь, которой они сопровождали свою игру.

Таким образом, через игру активно развивается речь ребенка.


Список литературы

  1.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-Новосибирск, 1994.
  2.  Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. Стр. с. 272
  3.  Венгер П.А. Игра как вид деятельности.// Вопросы психологии № 3, стр. 163-165.
  4.  Игры и развлечения для детей разных возрастов. Н.,-1994.
  5.  Игры: обучение, тренинги, досуг. М., 1994.
  6.  Кричевский Р.П. Психология малой группы. М.,-1991
  7.  Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М.,-1996.
  8.  С.А.Козлова, Т.А.Куликова.Дошкольная педагогика,М.,-2006
  9.  Н.А.Стародубова. Теория и методика развития речи дошкольников,М.-2006
  10.  В.С.Селиванов. Основы общей педагогии, М., -2006
  11.  Д.Б.Эльконин. Психология игры, М., -1999
  12.  М.М.Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, М.- 1998
  13.  Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина Практикум по детской психологии,М.,1995
  14.  Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977.
  15.  Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. -Т. II. - С. 483
  16.  Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.-М.,1963
  17.  Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. –М.,1990

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63487. Теоретико-методичні підходи до оцінювання потенціалу підприємства 366 KB
  Концепція вартісної оцінки потенціалу є найбільш універсальною і методично обґрунтованою. Згідно неї підприємство виступає товаром із усіма характерними для нього властивостями: корисністю для покупця, що виявляється в користуванні...
63489. Трудовий потенціал підприємства як об’єкт соціально-економічного управління 70 KB
  Трудовий потенціал є однозначно складовою загального потенціалу та фактором його використання. Тому для підприємства важливе не тільки визначення ступеня забезпеченості трудовим потенціалом але і умови для його використання та розкриття.
63491. Оцінювання вартості земельної ділянки, будівель, споруд 42 KB
  До нерухомості відносять обєкти з фіксованим місцерозташуванням у просторі (земній поверхні) та усе, що з ними невідємно повязано над чи під землею, а також сукупність прав, які визначають їхній юридичний статус. Вирізняють: нерухомість фізичних обєктів; нерухомість прав власності.
63493. Визначення вартості машин та обладнання 48 KB
  Специфічною рисою машин та обладнання є їхня різноманітність тому, для оцінки використовують інвентарний об'єкт, під яким розуміють закінчений пристрій, предмет чи комплекс предметів зі всіма пристосуваннями та приладдями, що належать до нього.
63495. Нематеріальні активи та методи їх оцінювання 52.5 KB
  Теоретичні аспекти аналізу нематеріальних ресурсів підприємства Методологія оцінки вартості нематеріальних активів Оцінка ринкової вартості нематеріальних активів Класифікація нематеріальних активів підприємства...