31971

Методика комплексного применения средств обучения на уроках ОБЖ

Дипломная

Педагогика и дидактика

Решением этой проблемы являются мероприятия программы по созданию технических и технологических условий которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения. Модернизации подвергается не только сфера содержания и методики обучения но и обновление средств обучения. В практике преподавания ОБЖ учителя часто сталкиваются с проблемами касающимися средств обучения:...

Русский

2013-09-01

181 KB

141 чел.

Изменения в Российском образовании за последние годы повлекли за собой пересмотр сложившихся систем обучения, как в самой системе образования, так и в педагогической науке.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование ИКТ и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной практике носит эпизодический характер. Решением этой проблемы являются мероприятия, программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения. (http://mon.gov.ru/files/materials/8286/11.02.07-fcpro.pdf)

В настоящее время, согласно приоритетному национальному проекту «образование» с 2006 года идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием (http://mon.gov.ru/pro/pnpo/obor/, http://mon.gov.ru/pro/pnpo/int/). Тем самым реализуется установка  обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизации подвергается не только сфера содержания и методики обучения, но и обновление средств обучения. Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.

В практике преподавания ОБЖ учителя часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, проблема обновления устаревшей техники и информации, невозможность демонстрации некоторых практических навыков, заложенных в курсе обучения.

Большую часть вышеперечисленных проблем позволяет решить использование компьютера и доступа в сеть интернет, но тут следует учесть, что полностью заменить старые средства, а особенно средства наглядности невозможно. Идеально было бы сочетание современных технологий и традиционных средств обучения.

Процесс интеграции современных информационно-коммуникационных технологий в различные образовательные области, в том числе в курс ОБЖ, требует анализа с позиции дидактической и методической обоснованности их применения. Перед учителями, методистами и организаторами образования встает целый ряд вопросов, требующих методической разработки.

Одной из актуальных проблем является применение традиционных средств обучения в комплексе с новыми, доступными благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям.

Многими методистами признается необходимость применения компьютерных технологий в школьном обучении ОБЖ, но в силу недостаточной разработанности теории и методики их применения, малой исследованности их результативности и эффективности в педагогической среде, а так, же в некоторых случаях консервативных взглядов учителей на процесс обучения существует целый ряд мнений о применении данных средств и технологий.

Разумное и методически обоснованное сочетание традиционного и инновационного может служить основой для оптимизации процесса обучения в курсе ОБЖ. Важность и современная необходимость использования комплексных средств обучения, а так же недостаточная разработка методической стороны вопроса определяет проблему исследования, которая заключается в объединении традиционно сложившихся средств обучения ОБЖ с инновационными технологиями и разработками последних лет. Данная проблема послужила основанием для выбора темы: «Методика комплексного применения средств обучения в курсе ОБЖ 9-10 классах»

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики комплексного применения средств обучения на уроках ОБЖ.

Объектом исследования является система средств обучения ОБЖ

Предмет исследования – методика комплексного применения  средств обучения на уроках ОБЖ.

Изучение педагогического опыта использования средств современных информационных технологий на уроках ОБЖ позволили выдвинуть гипотезу исследования: эффективность применения средств обучения повысится, если:

  •  Будет носить комплексный характер
  •  Комплексное применение средств обучения будет осуществляться на основе психолого-педагогических и методических принципов
  •  Разработана специальная методика комплексного применения средств обучения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования.

  •  Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
  •  Рассмотреть методические условия проведения исследования

  •  Разработать комплекс мер в обучении для применения его у курсе ОБЖ
  •  Разработать методические рекомендации
  •  Экспериментально проверить разработанную методику.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Анисимова Н. С.,  Баяндин Д. В., Кубышкин А. В., Мухин А. И., Бордовский Г. А., Веккер Л. М., Дрига И. И., Рах  Г. И., Коджаспирова Г. М., Лысенко А. С. , Мамонтова Е. А., Пидкасистый П. И., Портнов М. Л., Соломин В. П.

Для решения поставленных задач и проверки на разных этапах использовались следующие методы исследования:

  •  Теоретические
  •  Изучение нормативных и программно-педагогических документов об образовании;
  •  Анализ методологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
  •  Разработка и моделирование комплексных средств обучения;
  •  Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  •  Эмпирические
  •  Проектирование и моделирование комплексов средств обучения;
  •  Педагогический эксперимент;
  •  Контрольные итоговые работы;
  •  Анализ ответов
  •  Статистические методы обработки результатов эксперимента
  •  Табличные и графические способы представления данных эксперимента.

Исследование включало 3 этапа:

На первом этапе (октябрь 2011г.) происходило ознакомление с литературой по теме исследования и ее анализ. Проведена самоэкспертиза исследовательских возможностей и знакомство с экспериментальной базой. Проанализированы имеющиеся программно-педагогические средства.

На втором этапе (ноябрь 2011г.) выявлены методические условия комплексного применения средств обучения в курсе ОБЖ, определены виды средств обучения используемые в исследовании, разработана модель методики на основе темы «……………»

На третьем этапе (декабрь 2011 – апрель 2012гг.) осуществлен эксперимент, в ходе которого экспериментально проверялась разработанная методика, ее эффективность использования в старших классах общеобразовательной школы, проведен качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученные данные сопоставлены с целью, задачами и гипотезой исследования, сформулированы выводы, оформление выпускной квалификационной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены возможности и методические условия комплексного применения средств обучения в курсе ОБЖ. С позиции системного, комплексного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов обоснована методика комплексного применения средств обучения в курсе ОБЖ. Определены методические рекомендации к созданию комплексов учебного оборудования. Сконструирована собственная модель методики комплексного применения средств обучения в курсе ОБЖ.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной реализации методики комплексного применения средств обучения в курсе ОБЖ. Разработанные теоретические основы и методика могут быть использованы при обучении ОБЖ в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Глава1

Теоретические и методические основы комплексного применения средств обучения на уроках ОБЖ 9-10 классов.

Параграфы

1 Значение традиционных средств обучения на уроках ОБЖ 10-11 классов

2 Современные информационно-коммуникационные технологии как средство обучения в системе комплексного применения средств обучения на уроках ОБЖ 10-11 классов.

3 Дидактические и методические основы комплексного применения средств обучения.

1 Традиционные средства обучения на уроках ОБЖ 10-11 классов

Для начала дадим определение средствам обучения вцелом. Воспользуемся определением  классика педагогики Пидкасистого П.И.  

Сер́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучениявоспитания и развития.

Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

К традиционным средствам обычно относят учебники и учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, натуральные наглядные пособия.

Рассмотрим более подробно некоторые традиционные средства, наиболее часто применяемые на уроках ОБЖ.

В системе средств обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  учебник является наиболее важным средством обучения, так как он играет главную роль в обучении, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями непосредственно или опосредованно и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения.

Являясь центральным связующим звеном системы, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков. В учебнике содержатся материалы и указания для выполнения самостоятельных работ, организации практических работ, задания для проведения наблюдений, решения задач, т. е. в учебнике в той или иной мере отражается методика преподавания по всем курсам учебного плана включая предмет ОБЖ.

В учебниках ОБЖ реализуется одно из важных методических положений: источником знаний является не только текстовой, но и иллюстративный материал. Значительная часть иллюстраций разъясняет многие вопросы, кратко сформулированные в тексте, но чаще всего иллюстрации являются самостоятельным источником знаний и несут информацию, которой в самом тексте нет.

Однако сами по себе иллюстрации учебника не могут в полной мере решать задачу активизации познавательной деятельности школьников. Учитывая, что учебник в целом предназначен для самостоятельной работы учеников, методический аппарат их направлен на реализацию задачи научить школьников самостоятельно пользоваться, как текстовыми, так и иллюстративными материалами. Для этого в ряде учебников по ОБЖ помещены рекомендации, как общего, так и частного порядка.

Таким образом, в учебниках ОБЖ в той или иной мере отражается методика обучения предмету. В них отражаются материалы и инструкция для самостоятельной и практической работы, вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи для закрепления знаний. Сегодня уже сформирован широкий спектр учебников по курсам ОБЖ.

Однако учебник - средство обучения, предназначенное для индивидуальной работы,  является также, связующим звеном в системе средств обучения, где наряду с ним предусматриваются и широко используются учебный комплект: хрестоматии, справочники, словари, энциклопедии и средства наглядного обучения ОБЖ и ОВС. Учебник в этой системе должен выступать и как средство передачи информации, и как средство, организующее использование фонда наглядных, средств обучения.

Печатными пособиями- называют полиграфические издания, содержащие изображения и отображения предметов и явлений, систематизированные сведения научного и практического характера, справочные данные и задания, изложенные в форме, удобной для преподавания, изучения, усвоения или контроля знаний. В преподавании ОБЖ и ОВС широко используют такие печатные пособия, как рисунки, схемы, таблицы, иллюстративный раздаточный материал.

Особенность содержания и оформления наглядных печатных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде. Это позволяет получить достоверную информацию о типичных признаках и особенностях изучаемых ситуаций и явлений, а также сравнительно легко отчленить существенное от второстепенного. Отсюда по своим функциональным свойствам наглядные печатные пособия, служат формированию как общих, так и единичных понятий. Все виды печатных наглядные пособий, включая иллюстративный раздаточный материал, призваны формировать умения и навыки в ходе выполнения практических работ. Кроме того, с их помощью учащиеся знакомятся с такими приемами учебной деятельности, как сравнение, сопоставление, анализ и обобщение.

Наряду с печатными наглядными пособиями, в процессе изучения курсов ОБЖ и ОВС, необходимо использовать также натуральные наглядные пособия, это реально применяемые на практике устройства и приспособления спасения и оказания первой помощи (жгуты, шины, бинты, перевязочные пакеты), предметы военного снаряжения, индивидуальные средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожных покровов (ОЗК, Л-1), погоны солдат и офицеров, эмблемы и фурнитура, а также различные медицинские комплекты: индивидуальная аптечка (АИ-2), унифицированная аптечка "ГАЛО", индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) и т.д.

Функциональное назначение натуральных средств обучения состоит в том, что они служат образованию непосредственных представлений о реальных вещах, их свойствах, связях и отношениях. В этом своем качестве они не находят полноценной замены ни в одном другом средстве обучения. Любые изображения или отображения натуральных предметов служат лишь моделью последних, передают их особенности с большей или меньшей степенью приближения к оригиналу, никогда не являясь тождественными ему. Только изучая натуральный предмет, кадет может получить через различные органы чувств достаточно полное представление о его особенностях: форме, массе, цвете, запахе, характере поверхности и т. д. Столь многообразная информация о предмете изучения, полученная прямым, доступным каждому путем, воспринимается воспитанниками кадетского корпуса, как убедительная и достоверная.

При изучении курсов ОБЖ и ОВС целесообразно использовать также объемные модели, муляжи и макеты, отображающие особенности изучаемых объектов и образцов военной техники. Модели, муляжи и макеты представляют собой трехмерные изображения натуральных объектов, передающие их, как правило, в уменьшенном виде, например: модель танка или самолета, макет укрытия или убежища, муляж автомата Калашникова или пистолета Макарова. В моделях, муляжах и макетах соблюдается внешнее сходство и пропорции частей объекта при некоторой схематизации и условности изображения. В процессе познания модели, муляжи и макеты занимают промежуточное положение: они более полно, чем плоскостные изображения (рисунки, иллюстрации и т. п.), воспроизводят особенности натурального объекта и в то же время по сравнению с ними имеют более обобщенный характер. Модели, муляжи и макеты могут применяться на разных этапах учебного процесса, играя роль источника знаний при объяснении нового материала, а также средств обобщения и контроля знаний.

Большую роль в системе средств обучения ОБЖ и ОВС играют приборы. Они выполняют важные дидактические функции и способствуют формированию умений и навыков у кадет, а также создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ. Используемые в изучении курсов ОБЖ и ОВС приборы, служат для радиационной и химической разведки обстановки в очагах заражения, подвергшихся воздействию оружия массового поражения, так и возникших в результате различных техногенных аварий и катастроф.

Среди них выделяют:

Приборы радиационной разведки (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В).

Приборы контроля радиоактивного облучения (ДП-70МП, ДП-22В, ДП-24).

Приборы химической разведки (ВПХР, ППХР, ГСП-1).

 http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=1440&id=127

2 Современные информационно-коммуникационные технологии как средство обучения в системе комплексного применения средств обучения на уроках ОБЖ 10-11 классов.

Перед рассмотрением роли современных информационных технологий в образовательном процессе и возможности их комплексного применения с традиционными средствами необходимо провести ряд терминологических уточнений, важных как с точки зрения формирования понятийного аппарата, так и методологической позиции.

В частности это касается понятий «информационные технологии», «новые информационные технологии», «новые информационные технологии обучения», «средства обучения», «учебное оборудование», «технические средства обучения», «средства новых информационных технологий».

В толковом словаре «Dictionary of computing” информационные технологии (далее ИТ) определяются как области деятельности человека, связанные с созданием и использованием систем и устройств для обработки информации.

Говоря о «новых информационных технологиях», можно прибегнуть к следующим определениям: «Совокупность моделей, методов и средств обработки данных с непосредственным интеллектуальным доступом человека в вычислительную среду»(Н.В. Бочкин), однако есть определение Е.А. Филлипова, который сводит определение «новые информационные технологии» к комплексу средств: «Под новыми информационными технологиями мы понимаем программно-аппаратные средства, обеспечивающие продуцирование, сбор, накопление, хранение, обработку и передачу информации в реальном времени, в объемах, многократно превышающих возможности человека».

В контексте нашей работы мы будем опираться на определение И.В. Роберта: «Средства новых информационных технологий — это программно-аппартаные средства и устройства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче информации».Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994. С. 205. 

Зачастую, для указания качественного отличия информационных технологий, основанных на применении компьютера и современных средств связи, их называют новыми информационными технологиями (НИТ).

В педагогической литературе часто указывается термин «информационные технологии обучения», «новые информационные технологии обучения».

Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Материалы III Международной научно-методической конференции. - Санкт-Петербург, 1996. 

Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. - Варшава. 1990. № 3-4. 

Большинством методистов признается необходимость применения компьютерных технологий в школьном обучении, но в силу еще недостаточной разработанности теории и методики их применения, малой исследованности их результативности и эффективности, в среде методистов, учителей, организаторов образования существует целый спектр мнений о применении данных средств и технологий.

С одной стороны это завышенные ожидания того, что компьютерные средства полностью заменят традиционные, с другой стороны сильны утверждения, что с помощью средств НИТ не заменить необходимую наглядность, которая важна в курсе ОБЖ общеобразовательной школы.

Нам кажется, что в условиях современного информационного общества, два вышеупомянутых заявления выглядят крайне утрировано. Требуется разумное сочетание инновационного с традиционным, что позволит оптимизировать обучение урокам ОБЖ в общеобразовательной школе и др. учебных заведениях.

На сегодняшний день трудно переоценить возможности средств новых информационных технологий. Компьютерные и телекоммуникационные средства способны заменить многие традиционные средства обучения. Е. А. Безлепкина в своей статье указывает преимущества, которые дают ИТ на примере видеообучения:

  •  Связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;
  •  Наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;
  •  Возможность самообучения и повторения. Любой обучаемый в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям;
  •  Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства.
  •  Видео — самая экономная форма обучения. Образовательное учреждение может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (07.06.93. N237) образовательное учреждение самостоятельно в выборе содержания образования и в разработке учебного плана.

Тем не менее, остается целый ряд элементов учебно-воспитательного процесса (в том числе, средств обучения), которые, на наш взгляд, не могут быть заменены телекоммуникационными и компьютерными средствами и технологиями.

Далее рассмотрим понятие «средства обучения», «учебное оборудование», «технические средства обучения», «средства новых информационных технологий».

Понятие «средства обучения» включает в себя учебное оборудование, ТСО, СНИТ, научную литературу, а так же специальную мебель, оргтехнику, необходимую для реализации поставленной учебной задачи. Прессман Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе— М.: 1985 

В контексте нашей работы мы будем использовать термин «средства обучения» в узком смысле, в качестве синонима «учебного оборудования».

К средствам новых информационных технологий (далее СНИТ) мы будем относить компьютеры, мультимедиа-проекторы, фото-видео камеры и т.д.

Помимо перечисленного к СНИТ необходимо отнести программное обеспечение компьютеров и информационные ресурсы, которые возможно использовать как на уроках ОБЖ, так и дома или внеклассной работе.

Затронув классификацию СНИТ как средств обучения, следует обратить внимание на то, что СНИТ подразумевают под собой целый набор различных по технике и информации средств, которые решают разные дидактические задачи.

Поэтому на наш взгляд, в основу классификации необходимо положить несколько критериев. Например, таких как техническая и информационная природа, характер представления информации и дидактические задачи, реализуемые с применением данных средств.

Ниже будет приведен ряд классификаций СНИТ различных авторов, а так же разнообразие компьютерных средств обучения.

Классификацию средств обучения, в основе которой лежит роль ТСО в учебно-воспитательном процессе, предложена Л. П. Прессман. Средства делятся на три группы:

  1.  Передающие информацию.
  2.  Помогающие осуществить контроль знаний учащихся.
  3.  Соединяющие многие функции–универсальные (полифункциональные)

Прессман Л. П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979. – 165 с.

В. Н. Аниськин, В. И. Богословский, Г. А. Суконкин Аниськин В. Н., Богословский В. И., Суконкин Г. А. Аппаратура для статической проекции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 149 с. рассматривают компьютерные средства обучения в системе других средств педагогических информационных технологий:

  1.  Аудиальные средства ПИТ, представленные различными техническими устройствами для воспроизведения звуковой информации (проигрыватели, электрофоны, магнитофоны, современные стереомузыкальные центры).
  2.  Визуальные средства ПИТ включают как традиционное проекционное оборудование (диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы), так и современное презентационное оборудование (карусельные слайд-проекторы, графопроекторы повышенной величины светового потока, электронные доски и др.), а также носители визуальной информации.
  3.  Аудиовизуальные средства ПИТ, к которым  относятся электронно-технические устройства, предназначенные для представления информации по двум каналам: слуховому и зрительному. В данную категорию средств относят телевидение, видеомагнитофоны, видеокамеры, персональные компьютеры и мультимедиа-системы, а также классические кинопроекционные аппараты.
  4.  Компьютерные (в т. ч. мультимедиа) средства ПИТ. Данная категория средств включает персональные компьютеры, мониторы, мультимедиа-проекторы, ПК-совместимые аудио- и видеосистемы и др.

Применение СНИТ нашло свое отражение в усовершенствованной классификации средств обучения С. Г. Шаповаленко Шаповаленко С. Г. Вопросы теории и практики создания и использования системы учебного оборудования в советской общеобразовательной школе.–М.: Просвещение, 1973.–315 с.. Сюда включаются:

  1.  Натуральные объекты:

- живые объекты;

- фиксированная натуральная наглядность;

- объекты неживой природы.

  1.  Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ.
  2.  Изобразительные средства обучения (объемные, плоскостные, и традиционные экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО).
  3.  ТСО.
  4.  СНИТ.
  5.  Литература для учащихся и учителя.

Очень удобную классификацию средств новых информационных технологий дает И. В. Роберт РобертИ.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы использования.– М.: Школа-пресс, 1994.– 205с.. Все многообразие СНИТ делится на две части:

  I. Аппаратное обеспечение (Hard) – электронно-вычислительные устройства и другое оборудование, осуществляющее ввод, переработку, хранение и вывод информации, передачу ее на расстояние. Включает в себя следующие средства:

- персональные компьютеры и другие типы ЭВМ;

- терминальное оборудование ЭВМ;

- средства хранения информации;

- технические средства преобразования различных видов информации в цифровую и обратно;

- средства телекоммуникации;

- аппаратное обеспечение систем искусственного интеллекта;

- специальное оборудование для реализации прикладных задач.

  1.  Программное обеспечение (Soft) – совокупность программ и правил,

позволяющих пользователю применять аппаратное обеспечение для решения различных задач. Включает следующие составляющие:

1) тестовое программное обеспечение;

2) операционные системы и сервисные программы (MS DOS, Unix, Windows и другие типы ПО данного класса);

3) инструментальные средства (трансляторы, компиляторы, языки программирования, системы автора и другие типы ПО данного класса);

4) прикладные программы:

    а\ специальные

- автоматизированные рабочие места на основе ЭВМ (АРМы): руководителя, экономиста, бухгалтера и т. д.,

- педагогические программные средства,

- другие специальные программы;

    б\ общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, системы гипертекста, другие программы общего назначения).

    Основным элементом аппаратного обеспечения НИТ являются ЭВМ. Другие типы аппаратного обеспечения ориентированы на реализацию и усиление возможностей ЭВМ в хранении, преобразовании, передаче и представлении информации.

Функциональная значимость СНИТ в учебно-воспитательном процессе будет зависеть от характера использования компьютера при  обучении ОБЖ.

Использование электронно-вычислительной техники в процессе обучения может осуществляться практически на всех этапах: при изучении нового материала, повторении и контроле знаний, умений и навыков.

    Чрезвычайно важным является то, что учащийся может проходить материал в наиболее подходящем для него темпе и сочетании зрительных и слуховых образов, при этом формы и характер общения с компьютером, в основном регламентируются им самим. Данная установка способствует активности ученика, его самостоятельности и формированию ответственного отношения к занятиям.

    В работах  авторов, уделявших внимание данной проблеме, функции ЭВМ в учебном процессе описываются по-разному.

    Так, по мнению, Г. К. Селевко Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с., функции компьютера можно свести к нескольким группам:

  1.  Компьютер в функции учителя представляет:
  •  источник учебной информации;
  •  наглядное пособие
  •  индивидуальное информационное пространство;
  •  тренажер;
  •  средство диагностики и контроля.
  1.  Компьютер в функции рабочего инструмента может выступать как:
  •  средство подготовки текстов;
  •  графопостроитель, графический редактор;
  •  вычислительная машина больших возможностей;
  •  средство моделирования.
  1.  Как объект изучения компьютер выступает при:
  •  программировании;
  •  применении различных информационных сред.
  1.  Функция сотрудничающего коллектива создается при связи с большой аудиторией (работа в компьютерных сетях, телекоммуникации и Internet).
  2.  Создание досуговой среды осуществляется с помощью:
  •  компьютерных игр;
  •  компьютерного видео.

А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев, А. И. Ходанович Кондратьев А. С., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых информационных технологий.–СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.–95 с. выделяют следующие дидактические функции компьютера:

  1.  Техническое средство обучения (предъявление учебного материала, средство наглядности, расширение возможностей учебной коммуникации).
  2.  Средство программированного обучения (предъявление учебного материала, текущий и итоговый контроль качества усвоения, тренировка и закрепление знаний).
  3.  Средство вариативного обучения (создание условий каждому ученику для тренировки в овладении теми или иными способами действий, формирование самоконтроля учащихся, обеспечение выбора индивидуальной стратегии обучения).
  4.  Средство моделирования (замена сложных школьных экспериментов задачами компьютерного моделирования).
  5.  Средство формирования образов (развитие способностей оценивать качество информации, а также понимать и воспринимать образы).
  6.  Средство развития когнитивных способностей (формирование операционного и алгоритмического стиля мышления, совершенствование творческих и коммуникативных способностей, развитие общих когнитивных умений).

Этими авторами указывается также на то, что применение компьютера способствует развитию личности, изменению ее структуры:

  •  изменения в когнитивной сфере – повышение независимости от сенсорного поля, возрастание жесткости когнитивных конструкций, развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение мысленно экспериментировать;
  •  изменения в личностной сфере – снижение склонности поддаваться групповому давлению, возрастание глубины и интенсивности общения с единомышленниками;
  •  изменения в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;
  •  изменения в эмоциональной сфере – развитие преобладающего положительного эмоционального фона, понижение уровня тревожности, возрастание чувства уверенности в себе.

    Однако, следует добавить, что не все исследователи так безоговорочно положительно оценивают роль компьютера в формировании и развитии интеллектуальных и творческих умений, навыков и способностей, высказывая вполне резонные опасения в связи с этим.

    При анализе дидактических качеств различных СНИТ часто указывается на следующие достоинства этих средств, с большинством положений вполне можно согласиться:

  •  расширение возможностей в предъявлении учебной информации;
  •  визуализация учебной информации;
  •  обеспечение телекоммуникаций;
  •  расширение набора предметных задач;
  •  создание и использование необходимых баз данных;
  •  моделирование изучаемых процессов;
  •  индивидуализация и дифференциация обучения;
  •  реализация идей программированного обучения;
  •  усиление мотивации обучения;
  •  активное вовлечение обучаемых в учебный процесс;
  •  способность формировать у учащихся рефлексию своей деятельности;
  •  развитие творческих качеств личности;
  •  формирование логического мышления;
  •  экономия учебного времени за счет ускорения выполнения вычислительных работ и другой учебной деятельности и т. д.

    Однако, как замечает В. А. Смирнов, большинство из этих возможностей или могут быть реализованы другими путями без использования средств новых информационных технологий, или являются производными их основного дидактического качества, или не являются определяющими при массовом обучении.

    Применительно к средствам телекоммуникаций и связанным с ними педагогическим технологиям, следует отметить, что данная группа средств позволяет:

  •  организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей и студентов;
  •  оказывать оперативную консультативную помощь;
  •  создать сеть дистанционного обучения;
  •  оперативно обмениваться информацией;
  •  формировать коммуникативные навыки, культуру общения, способствовать общему развитию учащихся;
  •  формировать навыки исследовательской работы;
  •  научиться получать информацию из разных источников;
  •  создавать языковую среду.

    Как уже неоднократно отмечалось, средства новых информационных технологий вполне могут заменить (и такая замена вполне успешно происходит в современных образовательных учреждениях) традиционные технические средства обучения, а также средства изобразительной наглядности. Однако такую группу средств обучения как средства натуральной наглядности, современные компьютерные средства заменить, на наш взгляд, не могут.

Этому есть следующие причины:

1) невозможность передать (несмотря на бурное развитие технологий виртуальной реальности) все возможные стороны, все возможные ощущения  от данного объекта (зрительные, слуховые, тактильные, запах и др.) в их целостности, единстве;

2) необходимость формирования и развития учебных умений, связанных с работой с наглядными  объектами и применением практических навыков;

    Таким образом, наиболее перспективным, на наш взгляд, в обучении ОБЖ будут такие комплексы средств обучения, ядром которых будут традиционные средства, средства наглядности и средства новых информационных технологий.

Параграф 3 Дидактические и методические основы комплексного применения средств обучения.

В процессе усвоения знаний могут быть выделены следующие уровни (В. П. Беспалько) Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. – 304 с.:

  1.  Узнавание объекта.
  2.  Воспроизведение информации.
  3.  Применение знаний в знакомых ситуациях.
  4.  Применение знаний в новых ситуациях

При определении набора средств обучения для конкретного этапа учебно-

воспитательного процесса эти уровни должны учитываться.

В основе комплексного использования средств обучения лежат взаимодействие различных психических процессов, психологические закономерности ощущения, восприятия и переработки информации, соответствие характера средств обучения поставленной педагогической задаче, связь применяемых средств обучения с практикой и жизненным опытом учащихся.

В познании окружающего мира человек использует зрение, слух, тактильные ощущения, вкус и запах. Для учебного процесса наиболее важны первые три. В соответствии с ними в физиологии и психологии выделяют три основные канала получения информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Помимо этих трех каналов, действующих у каждого человека с рождения, со временем появляется еще один – логический или дискретный, позволяющий воспринимать информацию с помощью схем, моделей, графиков. Каждый человек имеет свой преимущественный канал, по которому он наиболее эффективно получает информацию. В связи с этим люди условно делятся на визуалов, кинестетиков, аудиалов и дискретов (дигиталов). Отличия между этими типами людей могут проявляться в разных вещах: в особенностях, памяти, мышления, склонности к тем или иным формам, методам и средствам обучения.

    Наиболее эффективное усвоение учебного содержания может быть достигнуто тогда, когда информация дается в трех видах (или их сочетании):

  1.  Конкретно-образном.
  2.  Схемно-модельном.
  3.  Знаковом (словесном).

    Условия для такого представления материала создаются при комплексном

использовании средств обучения.

По мнению И. Л. Дрижуна, «комплексом  может быть не любая совокупность средств, а только их система, все элементы которой связаны между собой логической последовательностью решаемых задач, содержанием изучаемого материала, а также методами обучения, применяемыми учителем» Дрижун И. Л. Технические средства обучения в химии.–М.: Высшая школа, 1989.–175 с..

Необходимым условием комплексного применения средств обучения является систематичность их использования в учебно-воспитательном процессе.

Комплекс обладает целостностью и структурой, является мини-системой,

компоненты которой связаны друг с другом содержанием, методами, но не повторяют друг друга, а усиливают дидактические свойства каждого.

Для составления комплекса средств обучения необходимо моделирование каждого отдельного этапа учебно-воспитательного процесса по определенному вопросу программы в соответствии с поставленными целями и задачами.

С. Г. Шаповаленко Шаповаленко С. Г. Вопросы теории и практики создания и использования системы учебного оборудования в советской общеобразовательной школе.–М.: Просвещение, 1973.–315 с. выделяет четыре этапа составления комплекса:

I. Постановка целей, задач; планирование результатов обучения.

II. Детальное деление учебного содержания на отдельные порции (шаги). На этом этапе необходим учет возрастных особенностей учащихся, сформированных у них умений и навыков; поэлементный анализ учебного материала. Каждый шаг должен содержать в себе проверку и контроль знаний, постановку новой проблемы, разработку ее решения, сообщение новых знаний, осуществление обратной связи между учеником и учителем, обобщение и систематизацию знаний.

III. Определение характера познавательной деятельности учащихся, форм и методов обучения для каждого выделенного элемента содержания.

IV. Определение свойств и состава средств обучения для каждого шага в отдельности.

А. П. Беляева Беляева А. П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях.–СПб.: НИИ ПТО РАО, 1995.–227 с. определяет порядок реализации определенной последовательности действий, лежащих в основе технологии комплексного обеспечения учебного процесса средствами обучения:

Проведение анализа содержания учебной программы и учебника и

составление поурочных тематических планов с раскрытием целей и задач урока, уровня усвоения учебного материала, используемых методов обучения и форм организации процессов обучения, описанием элементов учебной деятельности педагога и учащихся.

  1.  Анализ и установление взаимосвязи содержания обучения и видов учебной деятельности с необходимостью использования на уроке средств обучения.
  2.  Определение состава (перечня) требуемых видов средств обучения.
  3.  Выбор средств обучения из числа выпускаемых централизованно

(серийно).

  1.  Определение и обоснование необходимых средств обучения, которые должны быть разработаны.
  2.  Установление согласованности средств обучения между собой и составление из них комплекса СО на урок.

Средства обучения, составляющие комплексы для отдельных уроков в

совокупности дают состав комплекса средств для темы, а в конечном итоге и для всего предмета в целом.

А. П. Беляева указывает также, что переход от традиционного обеспечения

профессиональной подготовки к комплексному обеспечению с использованием новых технических средств на базе ЭВМ и автоматизированных обучающих систем требует:

  •  дальнейшего совершенствования учебных планов и программ с ориентацией на компьютерную технологию обучения;
  •  разработки модели профессиональной деятельности специалиста, выявления типовых  задач, которые ему предстоит решать;
  •  оценки значимости и сложности выявленных задач; выбора из них наиболее важных для профессиональной деятельности рабочего;
  •  выбора необходимых средств обучения для реализации стоящих дидактических задач и методов автоматизированного обучения;
  •  создания моделей реальных технических объектов, учебного процесса и обучаемого;
  •  разработки экспертных систем для предметных областей знаний и баз данных для фиксации результатов обучения;
  •  разработки диагностирующей и контролирующей систем;
  •  экспертной оценки качества  комплексного обеспечения СО;
  •  доработки всего комплексного обеспечения в соответствии с результатами экспертных оценок;
  •  оценки эффективности применения разработанного комплексного обеспечения.

    Подводя итог, А. П. Беляева отмечает, что «основной целью комплексного

обеспечения профессионального обучения техническими средствами является создание в учебном процессе оптимальных условий для формирования у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков посредством активизации самостоятельной учебно-познавательной и практической  их деятельности на основе учета и реализации многофункциональных дидактических возможностей комплексов средств обучения».

Подводя итог всему вышесказанному необходимо определить важнейшие особенности комплексов средств обучения:

  1.  Целостность.
  2.  Структурированность.
  3.  Дидактическая и методическая обоснованность того или иного средства для конкретного вопроса программы.
  4.  Взаимосвязь и взаимодополняемость используемых средств обучения.
  5.  Экономичность и рациональность в использовании ресурсов (временных и др.).

В заключение укажем наиболее важные особенности  комплексного применения средств обучения:

1. Четкое планирование этапов учебно-воспитательного процесса, детальное деление учебной информации на отдельные порции (шаги).

2. Анализ средств обучения и их комплексов применительно к данному вопросу программы.

3. Соотнесение дидактических особенностей средств обучения с возрастными особенностями учащихся, целями обучения, формами, методами.

4. Определение свойств и состава средств обучения должно осуществляться для каждого шага в отдельности.

5. Отбор средств обучения для каждого комплекса осуществляется таким образом, чтобы средства обучения взаимно дополняли друг друга и представляли информацию в различных видах.

Выводы по первой главе

  1.  Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что вопросы комплексного применения средств обучения затрагивались в работах дидактов  и методистов, но многие аспекты данной проблемы либо недостаточно изучены, либо вообще остались вне поля зрения исследователей. Одним из таких неразработанных вопросов является комплексное использование средств обучения в курсе ОБЖ 9-10 классов.
  2.  Технические возможности и функциональная пластичность СНИТ предоставляют широкий спектр возможностей (в первую очередь возможность оперативно работать с различными видами информации) для их комплексного применения с традиционными средствами.
  3.  Современные разработки в области методики применения компьютерных средств в обучении школьников (как методические работы, так и большинство программно-педагогических средств) зачастую не учитывают возможностей использования данных средств в комплексах с традиционными.
  4.  Подходы к определению роли и места компьютера в учебном процессе, степень внедрения ЭВМ в учебно-воспитательный процесс могут быть различными, при этом комплексное  применение традиционных и новых средств обучения представляется наиболее обоснованным в рамках подхода, рассматривающего компьютер  как средство обучения.
  5.  Наибольший интерес с позиций комплексного использования средств обучения из арсенала традиционного учебного оборудования вызывают средства натуральной наглядности, так как ТСО и в значительной степени изобразительные пособия могут быть продублированы СНИТ.
  6.  Наиболее важными моментами в разработке и осуществлении комплексного применения средств обучения являются: четкое планирование этапов учебного процесса и деление учебного содержания на отдельные порции (шаги); анализ средств обучения и их комплексов применительно к данному вопросу программы; соотнесение дидактических особенностей средств обучения с возрастными особенностями учащихся, целями обучения, формами, методами; определение свойств и состава средств обучения для каждого шага в отдельности; отбор средств обучения осуществляется таким образом, чтобы средства обучения взаимно дополняли друг друга и представляли информацию в различных видах.

Глава 2 Методика комплексного применния средсв обучения в педагогическом эксперименте на уроках ОБЖ 10-11 классов.

Параграфы

1 Определение методических рекомендаций для разработки комплекса средств обучения.

2 Разработка комплекса средств обучения для применния его в курсе ОБЖ

3 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанного комплекса

1 Определение методических рекомендаций для разработки комплекса средств обучения.

При  организации  изучения  учебного  предмета  ОБЖ, выборе

учебников   и  учебно-методических  комплектов,  а  также  составлении

поурочного  планирования  рекомендуется  руководствоваться  следующими

документами:

    - Временные   требования   к  обязательному  минимуму  содержания

основного  общего  образования  по  ОБЖ  (Приказ Министерства общего и

профессионального  образования  Российской  Федерации  от 19.05.1998 N

1236);

    - Обязательный   минимум  содержания  среднего  (полного)  общего

образования  по  ОБЖ  (Приказ  Министерства общего и профессионального

образования Российской Федерации от 30.06.1999 N 56);

    - стандарт   основного   общего   образования   по   ОБЖ  (Приказ

Минобразования России от 05.03.2004);

    - стандарт  среднего  (полного)  общего  образования  по  ОБЖ  на

базовом уровне (Приказ Минобразования России от 05.03.2004);

    - стандарт  среднего  (полного)  общего  образования  по  ОБЖ  на

профильном уровне (Приказ Минобразования России от 05.03.2004);

    - примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

    - авторская    программа    по    курсу    "Основы   безопасности

жизнедеятельности"  в  5  -  9  классах общеобразовательных учреждений

(автор А.Т. Смирнов, изд-во "Просвещение", 2001);

    - авторская      программа     курса     "Основы     безопасности

жизнедеятельности"  для  учащихся  5  -  9 классов общеобразовательных

учреждений  (авторы  В.Н.  Латчук,  С.К.  Миронов,  С.Н. Вангородский,

изд-во "Дрофа", 2005);

    - примерные   программы   по   ОБЖ   среднего   (полного)  общего

образования на базовом уровне;

    - примерная    программа    по    курсу    "Основы   безопасности

жизнедеятельности"  для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений

(автор А.Т. Смирнов, изд-во "Просвещение", 2001);

    - авторская      программа     курса     "Основы     безопасности

жизнедеятельности"  для  учащихся  10 - 11 классов общеобразовательных

учреждений  (базовый  уровень) (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н.

Вангородский, изд-во "Дрофа", 2005);

    - примерные   программы   по   ОБЖ   среднего   (полного)  общего

образования на профильном уровне;

    - требования к оснащению образовательного процесса в соответствии

с  содержательным  наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос довольно

подробно  представлен  в  "Методических  рекомендациях по оборудованию

кабинета  (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях" (авторы Н.А.

Крючек, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, изд-во "Дрофа", 2005).

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО КУРСУ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

27 апреля 2007 г.

N 03-898

Поскольку наша разработанная методика комплексного применния средств обучения на уроках ОБЖ 10-11 классов будет строится на комбинации традиционных средств обучения, средств натуральной наглядности, а так же на применении средств новых информационных технологий, то не будет лишним указать принципы построения интегрированых  обучающих сред педагогического программного обеспечения:

  1.  Обучающую среду целесообразно наполнять содержанием, которое соответствует поставленным в рамках предметной области целям обучения.
  2.  Выбирая содержание обучения, необходимо учитывать эффективность его компьютерной поддержки.
  3.  В обучающей среде должна быть представлена такая модель объекта или явления предметной области, которая не только адекватно его отражает, но и наиболее ярко раскрывает существенные для поставленных целей обучения структурные элементы, признаки, связи и отношения объекта исследования.
  4.  Содержание программной среды обучения должно быть завершенным, а выбранная модель должна отражать объект или явление как целое.
  5.  Для полного исследования объекта или явления как системы  должны быть предусмотрены инструменты, позволяющие оперировать структурными элементами, признаками, связями  и отношениями. А именно, в указанных рамках должны быть сформированы варианты видоизменения и достраивания модели.
  6.  Содержание, наполняющее обучающую среду должно включать как теоретический, так и задачный материал (адекватные действия) для закрепления полученных знаний, умений и навыков.
  7.  Целесообразно включать в структуру обучающей системы справочные компоненты, контекстные подсказки по вопросам работы с обучающей средой и по вопросам предметной области, изучение которых не является целью.
  8.  В обучающей среде должны быть предусмотрены способы контроля и оценки уровня полученных знаний, умений и навыков, а также возможности статистической обработки результатов контроля и их наглядное представление.

Кондратьев А. С., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Информационная методическая система обучения физике в школе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 408 с.

Мы рассматриваем следующие модели информационных средств обучения как возможные к комплексному применнению в курсе ОБЖ:

- модель компьютерных слайд-фильмов,

- модель энциклопедии,

- модель виртуальных миров (ВМ).

Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусматривает

соблюдение ряда принципов:

динамика предъявления текста задается педагогом (этот процесс может иметь варианты-ветви);

допускаются перекрестные ссылки;

логика предъявления текста задается педагогом (этот процесс может иметь варианты-ветви);

компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного просмотра;

компьютерный слайд-фильм навязывает ученику свою логику изучения материала;

компьютерный слайд-фильм задает ритм прохождения материала и имеет и имеет специальные аудиовизуальные средства управления восприятия материала;

программа дает возможность самому разрабатывать  компьютерные слайд-фильмы.

Модель энциклопедии включает в себя следующие принципы:

свобода перемещения по тексту;

сжатое (реферированное) изложение информации;

необязательность сплошного чтения текста;

справочный характер информации;

использование перекрестных ссылок.

Модель виртуальных миров, по мысли авторов, можно рассматривать как

дальнейшее улучшение модели компьютерных слайд-фильмов, расширение ее виртуальных и дидактических возможностей  и внедрения в нее ряда принципов, свойственных гипертексту, например:

свобода перемещения по ВМ;

необязательность сплошного просмотра ВМ.

Новые  педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат.– М.: Издат центр «Академия», 2002.–272 с

Структура модели компьютерных слайд-фильмов в первую очерель сотоит из оформления представленного на экране материала, для этого по мнению  автора Белякова О.И.   должны быть соблюдены следующие принципы: Беляков О. И. Основные принципы организации интерфейса экрана при проектировании компьютерных систем педагогического назначения // Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. – № 3 – 4. – С. 96 – 101.

1 Принцип пропорции, который соотносит размеры объектов и их размещение на дисплее: нельзя допускать хаоса на экране, все объекты должны быть структурированы в своих зонах и нести общую смысловую нагрузку.

2 Порядок объектов, рпасположенных на экране:

  •  текст для чтения необходимо располагать в левом верхнем углу и занимать по ширине четверть экрана
  •  графическую информацию следует расположить в правой части экрана
  •  Шрифты и цвета желательно оставить статичными для всей презентации

3 Акцентирование — выделение наиболее важного объекта, который необходимо преподнести в первую очередь. Допускается использование следующих средств акцентирования:

  •  Размещение важного в центре экрана
  •  Отделение более важной информации от остальной свободным пространством
  •  Примение яркого шрифта и большого размера
  •  Подчеркивание

4 Принцип равновесия, указывающий на необходимость  равномерного распределения по экрану оптической тяжести изображения. Наиболее важными рекомендациями будут следующие:

  •  информация не должна скапливаться на одной половине экрана;
  •  общий заголовок должен быть центрирован  относительно вертикальной оси экрана;
  •  любой хроматический цвет воспринимается значительно тяжелее ахроматического (черного и белого);
  •  объекты неправильной формы воспринимаются  тяжелее, чем правильной объекты формы;
  •  большие объекты на экране воспринимаются тяжелее, чем маленькие;
  •  светлые линии и объекты на темном фоне кажутся приближенными к зрителю, темные на светлом фоне – удаленными.

5 Принцип единства, требующий, чтобы элементы изображения выглядели взаимосвязанными, правильно соотносились по размеру, форме, цвету.

    Организация диалога между учеником и компьютером является также чрезвычайно важной составляющей интерфейса. В публикациях по этому вопросу [17, 18] указываются следующие ограничения на характер общения, обусловленные особенностями  компьютера как технической системы:

ограниченность словаря, жесткость синтаксиса, стандартность оборотов речи;

общение в рамках ограниченного лексического запаса, как правило, лишено подтекста и смысловых нюансов;

ограниченность предметного содержания диалога;

отсутствие средств выразительности, которыми обладает диалог между людьми;

основную роль играет языковая структура сообщения.

 Применительно к организации диалога между учеником и компьютером определены [17, 18] следующие принципы:

Педагогическая направленность диалога.

Диалог должен способствовать  развитию мышления учащегося.

Педагогический такт.

Разнообразие средств общения.

Проблема грамотности.

Симметричность общения.

  1.  Беляков О. И. Основные принципы организации интерфейса экрана при проектировании компьютерных систем педагогического назначения // Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. – № 3 – 4. – С. 96 – 101.

2 Разработка комплекса средств обучения для применния его в курсе ОБЖ

Для реализации идеи комплексного применения средств обучения на уроках ОБЖ 10-11 классов,  выработки эффективного изучения школьниками учебной программы, была разработана методика комплексного применения средств обучения на базе учебных тем: «Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастныхслучаях», «Кровотечения, способы остановки кровотечения», «Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях и вывихах».

    Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса по определенной методике необходимо наличие научно-обоснованной модели данной методики, благодаря которой возможно описывать и анализировать различные аспекты и элементы учебного процесса в их взаимосвязи и соподчинении, прогнозировать результативность обучения, определять наиболее оптимальные пути модернизации и возможности более эффективного использования методики.

    Исходя из вышеуказанного, нами была разработана модель методики комплексного применения традиционных средств обучения, в которой определены методологические подходы и принципы, целевой, содержательный, проектировочный и результативный компоненты, система средств обучения ОБЖ, формы и методы обучения, формы и методы применения средств.

 Целевой компонент разработанной нами методики представляет собой совокупность связанных между собой целей:

  1.  формирование  понятий о безопасном поведении;
  2.  формирование навыков работы с подручными средствами для оказания помощи пострадавшим;
  3.  развитие умений и навыков оказания первой медицинской помощи.

В связи с выделенными целями были определены методологические подходы:

  1.  системный;
  2.  комплексный;
  3.  личностно-ориентированный;
  4.  деятельностный.

Реализация системного подхода осуществляется через моделирование,

конструирование, описание и практическое применение методики (и, соответственно, учебного процесса) как открытой целостной системы, имеющей строго определенную структуру, состоящую из взаимосвязанных  и иерархически соподчиненных элементов. Также в рамках системного подхода выявляются, создаются, описываются связи между элементами как внутри системы, так и внешние связи. При таком подходе возможно эффективное усвоение учащимися необходимых знаний, умений, навыков и ценностей, сведение их в единую систему и  достижение целей и задач обучения.

    Комплексный подход в педагогической деятельности  и в педагогических исследованиях может быть реализован очень разнопланово и применен к самым различным аспектам образовательного процесса, описаниям, педагогическим экспериментам, в силу чего и дефиниции комплексного подхода могут очень сильно варьировать. В общем виде комплексный подход подразумевает совместное, сочетанное рассмотрение и/или применение категорий или явлений, объединенных достижением определенной цели.

В контексте нашего исследования комплексный подход применяется к описанию и использованию разнообразных средств обучения, связанных единым учебно-воспитательным процессом и единой целью – повышением качества обучения.

    В отборе средств обучения можно выделить следующие функции комплексного подхода:

  •  максимальный учет психофизиологических особенностей восприятия информации учащимися;
  •  создание условий для более интенсивного и эффективного обучения при оптимальном воздействии на разные анализаторы;
  •  формирование у учащихся более объективных представлений о предметах  и явлениях окружающей среды;
  •  описание набора средств обучения как целостной системы, все компоненты которой тесно взаимосвязаны.

Личностно-ориентированный подход определяет необходимость соотнесения форм, средств, методов обучения с индивидуальными возможностями и социальными, психологическими, образовательными потребностями каждого ученика. Реализации личностно-ориентированного подхода в условиях комплексного применения  средств обучения способствует:

  •  разнообразие способов передачи учебной информации (текстовая, графическая, видео, тактильная) дает возможность учащимся с преобладанием того или иного сенсорного канала восприятия наиболее эффективно усваивать содержание;
  •  возможность индивидуализировать темпы прохождения учебного материала;
  •  организация ситуаций увлеченности, заинтересованности.

Деятельностный подход опирается на положение о том, что процесс обучения должен основываться не просто на передаче информации от ее источника (учитель, средства обучения) к ее потребителю (ученику), но на активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности самих учеников. В рамках нашей методики реализация деятельностного подхода была осуществлена в ввиде практический занятий по дисмургии.

Определение принципов обучения является важнейшим звеном конструирования и описания методики, позволяющим связать общие методологические категории связать с непосредственной  практикой педагогической деятельности в рамках конкретной педагогической технологии или методики.

Применительно к нашему исследованию мы рассматриваем две группы принципов:

  •  дидактические и методические принципы;
  •  выделенные нами принципы комплексного применения средств обучения.

Дидактические и общие методические принципы обучения достаточно

детально рассмотрены  в психолого-педагогической, дидактической и методической литературе, перечислим лишь наиболее важные непосредственно для нашей методики без детального раскрытия их сущности и содержания:

доступности, заключающийся в представлении учебного материала на

таком уровне сложности, который соответствует психолого-педагогическим, возрастным особенностям обучаемых и предполагает освоение содержания с помощью таких форм, методов, методических приемов и средств обучения, которые способствуют максимально эффективному усвоению знаний, умений, навыков, ценностей;

-наглядности, определяющий необходимость представления учебного содержания в наглядном виде, с помощью зрительных образов; предполагает использование соответствующих средств обучения (натуральной, изобразительной наглядности, экранных средств), требует особого внимания при разработке технологий и методик обучения, связанных с применением различных групп средств обучения;  разработанная нами методика опирается на применении комплексов учебного оборудования, в которых совместно используются разные виды наглядности;

-научности, состоящий в том, что учебное содержание должно быть

представлено в соответствии с современными научными взглядами на данный вопрос учебного содержания;

истематичности, предполагающий формирование системы знаний,

умений, навыков и ценностей, все компоненты которой находятся в определенных связях и у учащихся сформированы представления о взаимосвязях  между различными элементами учебного содержания, реализация его на практике выражается в методически обоснованном соотношении в ходе учебного процесса таких компонентов как изучение нового материала.

-связи теории с практикой, подразумевающий изучение теоретических

вопросов в тесной взаимосвязи с прикладными проблемами и непосредственным жизненным опытом учащихся; также предполагает усвоение понятий в тесной взаимосвязи с формируемыми интеллектуальными и практическими умениями; 

-активности и самостоятельности, состоящий в том, что освоение учебного

содержания (в целях максимальной эффективности) происходит с помощью форм, методов, приемов, средств, предполагающих усиление познавательной  активности учащихся, их самостоятельности в приобретении знаний и формировании умений и навыков; в рамках данной методики мы сделали дополнительный упор на использование методов самостоятельной работы учеников на уроках с персональными компьютерами и традиционными средствами;

-креативности, определяющий необходимость задействования в учебном

процессе и развития творческих способностей учеников, рассматривающий процесс обучения и воспитания как процесс сотворчества его субъектов; для реализации этого принципа нами в учебный процесс были введены задания, направленные на развитие данных способностей: подготовка диспутов и конференций, разработка компьютерных презентаций, создание средств традиционной изобразительной наглядности;

-технологизации – принцип, подразумевающий конструирование, описание

и реализацию учебно-воспитательного процесса в рамках определенной педагогической технологии, применение известных педагогических технологий  (или их элементов) в конкретном образовательном процессе;

При разработке модели нами были указаны определенные результаты обучения (результативный компонент), которые мы стремились достичь   при экспериментальной апробации разработанной нами  методики:

  •  сформированность биологических знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций;
  •  сформированность  навыков самостоятельной работы;
  •  сформированность умений и навыков работы с компьютером.

В ходе эксперимента эффективность методики была подтверждена.

3 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанного комплекса

В ходе экспериментального обучения изучались темы «Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастныхслучаях» (1 час), «Кровотечения, способы остановки кровотечения» (1 час), «Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях и вывихах» (1 час) в соответствии с разработанной методикой. Параллельно проводилось обучение в контрольных классах в соответствии с указанной программой.

Выбор данных тем курса ОБЖ обусловлен тем, что раздел основы медицинских знаний как никакой другой имеет не только познавательное, но и практическое значение. Кроме того для полного изучения и закрепления практических умений и навыков по данной теме, недостаточно простого учебника.    

Для реализации разработанной методики в условиях экспериментального обучения нами был определен комплекс учебного оборудования, включающий  как традиционные средства, так и средства натуральной наглядности и компьютерных технологий. Он содержит следующие элементы (здесь мы не указываем различные вспомогательные средства: школьную мебель, доски, копировально-множительную технику и пр.):

  1.  Средства   натуральной наглядности
  •  Бинты, пластыри, жгуты
  •  Упаковки медикаментов

    II. Изобразительные  пособия

  •  таблицы по темам,
  •  информационные плакаты;

    III. Вербальные средства (учебник, дополнительная литература)

    IV. СНИТ:

мультимедийный проектор,

средства хранения информации (дискеты и СD-ROM),

программное обеспечение:

а. операционная система Windows 98,

б. прикладные программы общего назначения (Windows Media Player, Power Point, Front Page, Word, Internet Explorer, ASDSee),

в. видеофильмы и фотоизображения на электронных носителях

Содержание комплекса учебного оборудования применительно к экспериментальному обучению можно увидеть в табл. 1.

Таблица 1

Комплекс учебного оборудования для экспериментального изучения темы

«Основы медицинских знаний»

№ п\п

Тема урока

Тип и вид урока

Место проведения урока

Ведущие методы

Традиц. средства обучения

Средства НИТ

1.

Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастныхслучаях.

Вводн комб.

каб. ОБЖ

Словесные (объяснение, рассказ) Наглядные (демонстрация наложения повязок, видео демонстрация)

Уч.пособие, информационные плакаты,

Компьютер с доступом в интернет, сайт youtube

2.

Кровотечения, способы остановки кровотечения.

Комб.

каб. ОБЖ

Словесные и наглядные (демонстрация)

Жгуты, перевязочные бинты, плакаты

Видеопособие, проектор, копьютер

3.

Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях и вывихах.

Комб.

каб. ОБЖ

Наглядные (демонстрация),   словесные (объяснение, инструктаж), практическая работа с «пострадавшим»

Таблицы, ученик-доброволец, бинты, шины

Компьютер, обучающее видео

   

Далее необходимо привести систему понятий, формируемых и развиваемых  в данной теме в ходе экспериментального и контрольного обучения школьников.

Таблица 2

Понятия, формируемые в теме «Основы медицинских знаний»

Тема урока

Понятия

1.

Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастныхслучаях.

Травма, дизенфекция, повязка, шов, шина, реанимационные меры, виды ранений

2.

Кровотечения, способы остановки кровотечения.

Жгут, наложение давящей повязки, кровотечение

3.

Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях и вывихах.

Ушиб, растяжение, вывих, наложение шины, первая помощь.

В качестве примеров реализации разработанной нами методики мы можем привести описания нескольких уроков, проведенных в ходе педагогического эксперимента. Описанные ниже уроки иллюстрируют использование различных средств обучения на разных этапах урока, при выполнении разных дидактических задач. Данные уроки являются наиболее в данной теме показательными  с точки зрения возможности совместного применения различных групп средств обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66810. ПІДВИЩЕННЯ СПОРТИВНОЇ МАЙСТЕРНОСТІ З ОБРАНОГО ВИДУ СПОРТУ 146 KB
  Виконання студентами-заочниками контрольної роботи сприяє поглибленню та закріпленню теоретичних знань з теорії та методики обраного виду спорту. Студенти набувають навичок самостійної роботи з літературою, навчаються порівнювати...
66814. Методи та технології інтерактивного навчання 88.45 KB
  За метою та початковою фазою дуже нагадує попередній варіант групової роботи. Аде після об'єднання в групи й виконання завдання учні не роблять записів на дошці, а передають свій варіант іншим групам. Ті доповнюють його своїми думками, підкреслюють те, Із чим не погоджуються.
66815. Композиция костюма 39.14 MB
  Что такое форма одежды Каково ее назначение в одежде Форма это наружный вид внешнее очертание предметов которое может быть представлено рисунком чертежом или макетом. В швейной промышленности под формой одежды понимают объемно пространственную структуру изделия надетого на человека.
66816. Роман «Красное и Черное» Стендаль 29.65 MB
  Изображены старшие братья Жюльена. Считаю что более верным решением было б изображение отца Сореля ударившего Жюльена в то время когда тот читал книжку. Художник показывает внутреннее состояние Жюльена. Может художник и считал нужным показать сближение госпожи...
66818. Анализ состояния расходной части бюджета МО администрация городского поселения город Лихославль, Лихославльского муниципального района, Тверской области 2.52 MB
  Распределительную функцию бюджета можно назвать наиболее важной, так как через эту именно функцию проявляется сущность бюджета и системы бюджетных отношений: формирование и расходование денежных фондов на разных уровнях государственной и местной власти...