31990

Выявление особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг

Дипломная

Туризм и рекреация

В отличие от неорганизованной туристской поездки регламентируемой множеством разнообразных гражданскоправовых договоров заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания. Цель моей дипломной работы является в выявлении особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг. Указанная цель конкретизируется в...

Русский

2013-09-01

158 KB

24 чел.

Введение

Туристическая индустрия – это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Такое определение было дано на конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 19711

Туризм в начале ХХ в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств. Развитие современной экономики России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристического бизнеса.

С начала 90–х гг. Российская Федерация приступила к формированию национального туристического рынка, который в настоящий момент активно становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма становится разработка современного, всеобъемлющего законодательства с учетом норм международного права, законодательства стран СНГ И Европы. Реализуя провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления предпринимательства - туристской деятельностью.

Для реализации своих услуг, предприниматели должны заключать отдельный договор со своим клиентом.

Договор оказания туристских услуг занимает одно из центральных мест в туризме, в том числе международном. В отличие от неорганизованной туристской поездки, регламентируемой множеством разнообразных гражданско-правовых договоров, заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг, для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом, которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания. Договор по оказанию туристских услуг стал активно исследоваться лишь в последнее время.

Цель моей дипломной работы является в выявлении особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг.

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1.  Рассмотреть, что представляет собой договор;
  2.  Рассмотреть основные принципы заключения договора;
  3.  Исследовать содержание договора;
  4.  Провести анализ договоров на соответствие Федерального закона «Об основах туристской деятельности».

работа состоит……

В ходе исследования использовалась научная и практическая литература.

Нормативную базу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон «О защите прав потребителей» и другие законы, подзаконные правовые акты.

Глава 1. Общие положения о договоре

Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договорам применяются все правовые нормы, касающиеся таких сделок.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы 4 различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми фактами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой2.

Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке3.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Основной принцип заключения договоров — свобода договора, который состоит из следующих элементов:

  •  субъекты гражданского права свободны в заключении договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством;
  •  стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, но им не противоречащий;
  •  стороны вправе заключить договор, содержащий элементы различных договоров (смешанный договор);
  •  стороны свободны в выборе условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом' или иным правовым актом.

Содержание договора составляют его условия, закрепляющие права и обязанности сторон. Выделяют следующие условия договора: существенные; обычные; случайные.

Для заключения договора необходимо достижение соглашения сторон по всем существенным услозиям договора. Существенными признаются условия:

  •  о предмете договора (например, о вещи, подлежащей передаче по договору купли-продажи);
  •  прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные для данного вида договоров (например, условие о цене в договоре купли-продажи недвижимости);
  •  условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение4.

По общему правилу не считается существенным условие договора о цене. В случае, когда договором оно не предусмотрено, исполнение обязательства оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (ст. 424 ГК РФ).

Обычные условия договора устанавливаются диспозитивными нормами гражданского права и вступают в действие, если стороны своим соглашением не устранили их применение или не установили иных условий. Обычными являются условия о цене (ст. 424 ГК), сроке исполнения обязательства (ст. 314 ГК) и др.

Случайные условия изменяют или дополняют обычные условия и приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.

При толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Если буквальное содержание условий договора не проясняется даже при сопоставлении с другими условиями и смыслом договора в целом, то необходимо выяснение действительной воли сторон.

Действительная воля сторон выясняется с учетом цели договора, предшествовавшей заключению договора, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и иных обстоятельств.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение5.

Публичным договором является соглашение, заключенное коммерческим (предпринимательским) юридическим лицом и устанавливающее его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое юридическое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)6.

Коммерческое юридическое лицо не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческого юридического лица от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. 2 и 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны.

Договор считается заключенным, если оформлен, содержит предмет и существенные условия (ст. 432 ГК РФ). Момент заключения договора — дата, указанная в его тексте в день его подписания сторонами.

Если договор заключается путем подачи оферты, то моментом его заключения считается день получения акцепта лицом, пославшим оферту.

Оферта — предложение заключить договор, направленная конкретному лицу (лицам), содержащее все существенные условия и полный текст договора (не хватает только подписи другой стороны) (ст. 435 ГК РФ). Таким образом, договор может заключаться в два этапа: сначала посылка оферты, а потом получение акцепта (ст. 438).

Акцепт — полное безоговорочное согласие с офертой. Он должен обязательно быть полным и безусловным (ст. 438 ГК РФ). Акцепт на других условиях быть не может (ст. 443 ГК РФ), в таком случае он называется новой офертой.

Основаниями изменения и расторжения договора являются: соглашение сторон, если иное не предусмотрено законом или договором, либо судебное решение по требованию одной из сторон.

Суд выносит решение об изменении и расторжении в следующих случаях:

  1.  при существенном нарушении договора другой стороной (существенным признается нарушений договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора);
  2.  при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора; в этом случае необходимо наличие следующих условий:
  •  в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения не произойдет;
  •  изменение вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть, несмотря на проявленные заботливость и осмотрительность;
  •  исполнение договора без изменения его условий нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора;
  •  из обычаев делового оборота или из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона;
  1.  иные основания, установленные законом или договором (например, односторонний отказ от договора поручительства).

Соглашение об изменении или расторжении договора заключается в той же форме, что и договор.

При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде, а при расторжении — прекращаются с момента заключения соглашения (если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора) или вступления в законную силу решения суда7.

Глава 2. Содержание договора на оказание туристских услуг

2.1. Предмет договора

ВСТУПЛЕНИЕ..

Договор на оказание туристских услуг — основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке.

По сути, это договор розничной купли-продажи турпродукта в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относящийся по своему типу к категории публичных договоров. Такой тип договора является новым для российского законодательства и имеет следующие особенности:

  •  турфирма должна вступать в договорные отношения с любыми юридическими и физическими лицами, которые к ней обращаются. Она не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим;
  •  стоимость туристских услуг, а также иные условия договора между клиентом и турфирмой должны быть одинаковыми для всех категорий потребителей, исключая случаи, когда законом или правовыми актами допускается предоставление кому-либо из них льгот;
  •  отказ турфирмы от заключения договора возможен только в том случае, если у нее отсутствует возможность предоставить услуги.

Договор на туристское обслуживание должен содержать все существенные условия договора, изложенные в статье 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

К существенным условиям договора относятся:

  •  информация о туроператоре или турагенте (его наименование, номер лицензии на право осуществления международной туристской деятельности, номера сертификатов соответствия, юридический адрес и банковские реквизиты);
  •  сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации турпродукта;
  •  достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, условиях безопасности туристов, результатах сертификации турпродукта;
  •  дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
  •  порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
  •  права, обязанности и ответственность сторон;
  •  розничная цена турпродукта и порядок оплаты. В соответствии с Международной конвенцией по контракту на путешествие организатор путешествия не может увеличить общую сумму контракта на путешествие, если это не продиктовано изменением валютных курсов или транспортных тарифов, и то только в том случае, если такая возможность оговорена в туристских документах;
  •  минимальное количество туристов в группе, срок информирова-ния туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
  •  условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования споров и возмещения убытков сторон;
  •  порядок и сроки предъявления претензий туристом.

В договор могут также включаться условия оформления, порядок использования ваучера, условия страхования, форсмажор.

Помимо основных условий текст договора должен содержать:

  •  номер, дату и место заключения договора;
  •  предмет договора (оказание туруслуги);
  •  порядок вступления договора в силу и срок действия договора;
  •  подписи сторон и печать продавца.

Договор готовится в двух экземплярах, подписывается представителем фирмы и туристом и остается у каждого из них в одном экземпляре. Туристская путевка является приложением к договору, в котором указываются конкретные условия путешествия и потребительские свойства туристской услуги. (см. Приложение 1)

Типовая форма туристской путевки ТУР-1 относится к документам строгой отчетности. Турист расписывается в ней за ваучеры в пунктах пребывания на маршруте. (см. Приложение 2)

Именной ваучер включает следующие атрибуты:

  •  номер ваучера при регистрации документов строгой отчетности;
  •  полные реквизиты туроператора;
  •  полные реквизиты контрагента;
  •  реквизиты туриста (ф.и.о., паспортные данные, адрес, телефон);
  •  страну турпоездки, номер и наименование маршрута. Основное содержание, виды и класс услуг (трасфер, размещение, питание, экскурсии и др.), количественные и качественные показатели;
  •  сроки и место начала и окончания тура;
  •  полные транспортные характеристики (вид транспорта, класс : обслуживания, номер рейса, место и срок вылета и аналогичные данные по возвращению обратно);
  •  подписи клиента, ответственного лица турагентства, штампы и печати, подтверждающие действительность ваучера8.

Оплата должна производиться в сроки и в порядке, указанные в договоре. Если невозможность оплаты услуг наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, поскольку иное не предусмотрено законом или данным договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые стороны не отвечают. На заказчика так же, если иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора (ст. 15 ГК).

За услуги по туристскому обслуживанию взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества для туристов по оплате услуг по туристскому обслуживанию понесенные в связи с этим расходы возмещаются туроператору за счет средств соответствующего бюджета. Турист обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Если иное не установлено договором, турист обязан оплатить услуги, входящие в туристическое обслуживание, туроператору. В случае, когда договором с туроператором предусмотрена возможность оплаты отдельных услуг непосредственно третьим лицам, такая оплата является составной частью общей оплаты по договору.

В случае, когда договором предусмотрена предварительная оплата услуг туроператора, неоплата туристом таких услуг в установленный договором срок признается отказом туриста от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Турист вправе в любое время отказаться от договора оказания услуг по туристскому обслуживанию. В этом случае туристу возвращаются все уплаченные им по договору денежные средства. Неявка туриста к месту начала тура рассматривается как невозможность исполнения договора по вине туриста, если иное не предусмотрено договором оказания услуг по туристскому обслуживанию. В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ отказ заказчика (туриста) допускается при условии возмещения исполнителю (туроператору, турагенту) фактически понесенных им расходов. Таким образом, подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части.

При отказе от исполнения договора до начала оказания услуги турист обязан возместить туроператору (турагенту) его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа. В случае отказа от исполнения договора в процессе оказания услуги турист возмещает туроператору (турагенту) его фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой турист отказался. Та же часть услуги, которой турист воспользовался, должна оплачиваться им по правилам ст.731 ГКРФ9.

2.2. Права и обязанности сторон

Изложение в Законе о туризме прав туриста начинается с указания стадий услуги, когда эти права начинают действовать: это стадия не только ее исполнения (во время путешествия, включая транзит), но и подготовки к ней.

Под подготовкой к путешествию следует понимать намерение туриста заказать услугу (см. Приложение 3), высказанное конкретной туристической организации, что делает туриста потребителем согласно определению этого понятия в Законе РФ «О защите прав потребителей». При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право:

  •  получить необходимую информацию о поездке (программе, маршруту, дате, условиям обслуживания, стоимости), а также своевременное уведомление об изменениях (см. Приложение 4);
  •  получить услуги в соответствии с условиями договора, заключенного с турфирмой;
  •  аннулировать свой заказ;
  •  получить возмещение стоимости не предоставленных услуг или компенсацию в случае обслуживания, не соответствующего условиям договора.

Турист обязан:

  •  правильно сообщить все необходимые информационные данные для организации и оформления тура;
  •  ознакомиться с общими условиями и правилами продажи туров и условиями конкретного тура;
  •  выполнить все надлежащие формальности, связанные с оформлением документов и предписанного медицинского обеспечения;
  •  своевременно оплатить стоимость тура и всех заказанных дополнительных услуг;
  •  получить в установленный срок все надлежащие документы (ваучер, транспортные, страховой полис и иные), предусмотренные и необходимые для следования в турпоездку;
  •  прибыть на собрание тургруппы, проводимое перед выездом турфирмой для сообщения оперативной информации о деталях проведения тура;
  •  прибыть в срок и без опоздания в указанное место сбора перед отправлением тургруппы, имея при себе надлежащие документы и требуемую сумму денег в валюте, если таковое установлено правилами таможенного и фискального режима страны турпоездки;
  •  соблюдать правила таможенного, фискального и санитарного режима, установленные для прохождения туристами контроля на границах; оплатить все необходимые таможенные и иные сборы и пошлины в стране пребывания, уплачиваемые персонифицировано;
  •  соблюдать правила внутреннего распорядка в процессе выполнения турпоездки и подчиняться распоряжениям и указаниям руководителя группы;
  •  соблюдать правовые нормы РБ и страны пребывания и нести персональную ответственность за их соблюдение;
  •  уважать местные обычаи, религиозные устои и законы страны пребывания;
  •  возместить причиненный иностранной фирме, организациям-посредникам турфирмы и гражданам ущерб непосредственно на месте причинения вреда в соответствии с правилами, действующими на территории пострадавшей стороны.

В свою очередь турфирма имеет право:

  •  вносить по согласованию с клиентом до начала поездки изменения в программу и условия тура, вызванные форс-мажорными обстоятельствами;
  •  вносить изменения в ходе самой поездки, если таковые возникли в связи с форс-мажорными обстоятельствами. При этом фирма будет принимать все меры к тому, чтобы по возможности сохранить характер и классность оплаченных клиентом услуг;
  •  расторгнуть договор с клиентом, если клиент в установленный в договоре срок не оплатил полностью стоимость туруслуг и стоимость тура. При этом фирма никакой ответственности перед клиентом не несет;
  •  взыскать с клиента штраф в случаях и размерах, оговоренных в договоре.

Турфирма обязана:

  •  организовать туристское обслуживание в соответствии с заключенным с клиентом договором и настоящими Правилами;
  •  оформить для клиентов необходимые туристические и проездные документы;
  •  предоставить туристу полную и достоверную информацию о программе, стоимости и условиях тура, местных условиях, обычаях, законах и правилах страны пребывания; таможенном, фискальном и санитарном режиме, особых требованиях по обеспечению безопасности;
  •  своевременно подать в посольство страны назначения документы на получение иностранных виз. При этом фирма не несет ответственность за отказ клиенту в визе, а также всевозможные задержки в выдаче документов по вине иностранных представительств;
  •  своевременно (в течение 3 дней после получения сведений от контрагентов) информировать клиента о происшедших изменениях в условиях поездки (изменение сроков, условий обслуживания) и получить подтверждение (или отказ) клиента. В случае, если по истечении 3 дней после извещения клиент не отказывается от поездки, фирма считает, что клиент согласен с предложенными изменениями;
  •  выплатить клиенту расходы, возникшие у него по вине фирмы;
  •  оказать клиенту содействие в получении клиентом страховой суммы в соответствии с правилами страхования;
  •  провести инструктаж о соблюдении правил личной безопасности туриста. Порядок проведения инструктажа определен Инструкцией о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, утвержденной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 N 17 .;
  •  обеспечить исполнение взятых на себя обязательств по проведению тура на должном уровне и предоставить услуги в соответствии с программой и сертификатом соответствия.

При выполнении любых договорных отношений у сторон возникают права и обязанности. Знание прав и обязанностей субъектами туристической деятельности и потребителями туристических услуг — туристов, поможет избежать проблем во время отдыха.

2.3. Ответственность сторон

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре на оказание туристских услуг должна быть закреплена ответственность сторон в случае нарушения условий договора. Закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами (заказчиками) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристами (заказчиками) за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами или иными российскими нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона). Следует заметить, что на практике, в большинстве случаев в договоре турфирмы подробно расписывают ответственность туриста, а свою ответственность ограничивают либо указывают, что фирма несет ответственность за нарушение обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Любой потребитель, в том числе и турист, имеет право на то, чтобы оказываемые услуги не причиняли вред его здоровью, жизни и имуществу. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, а также вследствие непредставления достоверной или полной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от его вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях.

Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность турфирмы за ненадлежащую информацию в том случае, если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге или исполнителе повлекло: приобретение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков10. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые турист, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При невозможности использовать приобретенную услугу по назначению потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Данное право может быть реализовано до отправления в поездку в случае, когда путевка приобретается заранее.

Следующий вид ответственности - это ответственность за нарушение сроков оказания услуг. Чаще всего турфирмы уже после заключения договора переносят сроки начала и окончания путешествия, объясняя это отсутствием билетов на самолет, номеров в гостинице и т.п. Однако в силу ст. 314 ГК РФ и ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязательства должны исполняться в срок, установленный договором. В случае просрочки турист вправе:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуги и потребовать уменьшения цены за оказание услуги. Соглашение о переносе срока также должно быть оформлено в письменном виде и подписано двумя сторонами. Чаще всего турфирмы делают исправления в договоре или путевке и не обязывают туриста подписаться под исправлениями. Такой перенос срока будет односторонним изменением условий договора. Как показывает практика, ни одна турфирма при переносе срока путешествия не уменьшает цену путевки. Вероятнее всего, потому, что турист даже не подозревает о такой возможности;

б) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

г) расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, причиненных туристу в связи с нарушением сроков начала и окончания путешествия. Убытки должны быть возмещены в течение 10 дней после предъявления соответствующего требования туристом. За нарушение данного срока ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойку в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки). Цена оказанной услуги, возвращаемая при расторжении договора, а также учитываемая при уменьшении цены оказанной услуги, рассчитывается исходя из цены услуги на день удовлетворения требования о расторжении договора (в случае повышения цены). А в случае снижения цены на оказанную услугу - на день приобретения путевки.

При расторжении договора об оказании услуги, если исполнитель своевременно не приступил к ее оказанию, турфирма не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги, а также платы за уже оказанную услугу. Фирма не может удержать с туриста при расторжении договора свои расходы на получение визы на туриста, приобретение на его имя авиабилетов и т.п. Это относится и к расходам, произведенным фирмой непосредственно в стране временного пребывания туристов.

Статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает взыскание с турфирмы за нарушение установленных сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных туристом новых сроков за каждый день просрочки неустойку в размере 3% цены путевки (но не более цены путевки). Если исполнителем были нарушены установленные сроки начала и окончания оказания услуги, неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма не может превышать общую цену заказа. Законодательством о защите прав потребителей предусматривается ответственность турфирмы за обнаруженные туристом недостатки в выполненной работе. Недостаток - несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги. Существенным недостатком является тот, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением, либо который не может быть устранен либо делает результат услуги иным, чем предусмотрено договором, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. В силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» обнаружение в уже оказанной услуге недостатков дает право туристу по своему выбору требовать:

  1.  безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так как в отеле, предусмотренном договором, не оказалось свободных мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, то турфирма обязана компенсировать его затраты;
  2.  соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать в отеле более низкой категории либо какие-то из оплаченных экскурсий не состоялись - фирма обязана вернуть разницу в стоимости;
  3.  возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Обнаружение существенного недостатка в уже оказанной услуге или существенного отступления от условий договора дает туристу право расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Эти убытки также должны быть возмещены в 10-дневный срок с момента предъявления соответствующего требования туриста. За нарушение этого срока предусматривается взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойки в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).

Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки; суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. Закон также предусматривает, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Кроме этого, при вынесении решения в пользу туриста суд вправе вынести решение о взыскании с турфирмы, нарушившей права потребителя (туриста), в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (туриста). Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» говорит о том, что при удовлетворении требований потребителя о защите его прав, закрепленных в Законе РФ «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены исполнителем в добровольном порядке, в каждом случае надлежит обсуждать вопрос о необходимости взыскания штрафа в размере цены иска независимо от того, заявлялось ли такое требование. Суду также дано право снизить размер штрафа.

Претензии к качеству туристского продукта должны быть предъявлены туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и рассмотрены в течение 10 дней с даты получения претензий (пункт 21 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта). Ответственность исполнителя услуг по договору оказания туристских услуг - частный случай ответственности исполнителя услуг по договору возмездного оказания услуг11. По сравнению с общими положениями об ответственности исполнителя услуг, отличия ответственности исполнителя услуг по данному договору связаны с особенностями отношений по туристскому обслуживанию: возложением организатором путешествия исполнения туристского обязательства на третьих лиц, которые фактически исполняют обязательство должника, не находясь при этом в правовой связи с туристом; ответственностью организатора путешествий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение. По мнению специалистов, для уяснения и правильного решения рассматриваемых вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством, доктриной и практикой в данной области.

Глава 3. Анализ договоров на соответствие Федерального закона «Об основах туристской деятельности»

В своей практической части я буду анализировать два договора, это договора туристических фирм ООО «Юмакс -Тур» и ООО «Кам-тур». Все фирмы работают на Пермском рынке. (см. Приложение 5 и 6)

Названия договоров соответствуют нормам ст.10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Информация о туроператоре или турагенте и сведения о туристе в договоре «Юмакс-Тур» прописывается в части 12 «Сведения о туроператоре» и части 13 «Адреса и реквизиты сторон». У второй туристической фирмы эти же сведения прописываются в последнем пункте «Юридические адреса и реквизиты сторон» и в «Предмете договора», где дополнительно указано, что исполнитель является туроператором, работающим в сфере внутреннего туризма с финансовым обеспечением в 500000 рублей.

Информация о потребительских свойствах турпродукта в договоре «Юмакс-Тур» в полном объеме прописано в «Предмете договора», где так же прописывается дата начала и конца путешествия, порядок встречи туристов и их количество. Так же информация прописывается в части 7 и 9 – «Другие условия» и «Прочие условия». Эти же пункты прописаны в «Предмете договора» и вынесены со ссылкой на туристическую путевку у туристической фирмы «Кам-тур», что не противоречит Федеральному закону.

Розничная цена турпродукта и порядок оплаты выделено во второй части договора «Стоимость турпродукта и порядок расчетов» у «Юмакс-Тур» и в третьей части «Порядок и условия расчета» у туроператора «Кам-тур».

Права, обязанности и ответственность сторон выделены отдельными частями в договоре на оказание туристических услуг у туристической фирмы «Юмакс-Тур». Это часть 4 «Права и обязанности сторон», часть 5 «Обязательства и ответственность турфирмы и туроператора» и часть 6 «Обязательства и ответственность клиента». В части 6 турфирма добавила пункт о случае отказа клиента от тура и фактические затраты соответствующие Федеральному закону «Об основах туристской деятельности». Другая туристическая фирма выделила эти пункты в части 2 «Права и обязанности сторон» и части 4 «Ответственность сторон».

Условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования споров и возмещения убытков сторон прописаны в тех же пунктах туристической фирмы «Юмакс-Тур».

А вот турфирма «Кам-Тур» выделяет эти положения в одной части с порядком и сроками предъявления претензий туристом. В договоре этот пункт называется «Изменение и расторжение договора. Порядок предъявления претензий».

В свою очередь порядок и сроки предъявления претензий туристом ООО «Юмакс-Тур» предоставляет в части 9 «Прочие положения», где жалобы клиента принимаются в соответствии с Правилами рассмотрения жалоб в течение 20 дней после окончания действия настоящего договора и подлежат удовлетворению в 10-дневный срок, что соответствует пункту 21 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта.

Так же в состав договора туристической фирмы «Юмакс-Тур» добавлен пункт о страховом возмещении в части 9, пункте 9.3 «Прочие положения». Прописана отдельная часть под номером 3 «Бронирование и подтверждение тура», где сказано, что заказ туристом тура производится непосредственно в офисе турфирмы путем оформления предварительного договора – листа бронирования.

Продолжая разбирать договор на оказание туристических услуг «Юмакс-Тур» я увидел отдельный пункт «Форсмажорные обстоятельства», который включает в себя и другая туристическая фирма «Кам-тур».

В этой части договора у первой фирмы «Юмакс-Тур» под пунктом 8.1 прописывается, что стороны освобождаются от взаимной ответственности и не возмещают ущерб в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, военные действия, введение экономических санкций, изменение политической обстановки и т.д.) и их последствий, возникших после заключения договора, которые стороны не могли  предвидеть  и предотвратить, оказать на них влияние и за возникновение которых ответственности не несут.

У второй фирмы «Кам-тур» эта часть разделена на 3 пункта, так как специфика работы у турфирмы совершено другая.

В первом пункте указывается, что в случае возникновения в течение срока действия настоящего договора факторов непреодолимой силы (форс-мажор), влияющих на выполнение настоящего договора (стихийные бедствия, изменение экономической ситуации в стране, военные действия, террористические акты, забастовки, метеоусловия, низкий уровень воды в реке и другие обстоятельства вне разумного контроля сторон), стороны незамедлительно уведомляют друг друга о наступлении таких факторов и условия настоящего договора подлежат пересмотру в течение 14 (четырнадцати) дней с момента, когда сторонам стало известно о возникновении указанных факторов.

Во втором пункте написано о том, что если обстоятельства непреодолимой силы возникли в период поездки, фирма не несёт ответственности за понесённые заказчиком убытки.

В третьем фирма освобождается от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по настоящему договору, если это явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

Помимо основных условий текст договора, как одной, так и другой туристической фирмы содержит:

  •  номер договора;
  •  предмет договора;
  •  порядок вступления договора в силу и срок действия договора;
  •  подписи сторон.

Анализ договоров на оказание туристических услуг показал, что все разобранные мною договора составлены правильно и соответствуют нормам Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», удовлетворяют Закон «О защите прав потребителей» и соответствуют Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Из анализируемых договоров на оказание туристских услуг более масштабно раскрыты существенные и не существенные условия по договору ООО «Юмакс-Тур».

Заключение

Как известно, туризм в основном является сферой услуг, поскольку предметом большинства заключаемых здесь сделок (договоров) являются услуги (гостиничные, транспортные, питания и т.д.). Один из наиболее распространенных договоров оказания услуг является договор оказания туристских услуг.

Договор на оказание туристских услуг – это договор, по которому одна сторона обязуется предоставить комплексные или отдельные туристские услуги другой стороне, оказывая их непосредственно туристам, являющимися клиентами отправляющего туроператора, туристического агентства в соответствии с договорами, заключенными между последними, а отправляющий туроператор обязуется направить согласованное число туристов и оплатить предоставленные услуги.

В ходе дипломной работы было определено, что договор на оказание туристских услуг является публичным договором, так как для него характерны два признака: во-первых, он может быть заключен только туристической фирмой и, во-вторых, деятельность туристической фирмы является публичной.

Так же были изучены условия договора на оказание туристских услуг, к ним относят: информация о туроператоре или турагенте, сведения о туристе, дата и время начала, и окончания путешествия, его продолжительность, подписи сторон, общая цена туристского продукта в рублях и другие. Отдельно рассматривались такие вопросы, как права, обязанности и ответственность сторон.

В практической части дипломной работы был проведен анализ договоров на соответствие Федерального закона «Об основах туристской деятельности».

Список используемой литературы:

  1.  ГКРФ с изм. и доп. на 1 февраля 2011 года / комментарий Е.Ю. Сафаровой. – М.: ООО «Рид Групп», 2011
  2.  Закон РФ «О защите прав потребителей»
  3.  Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2007
  4.  Беляева Н.А., Договор на оказание туристских услуг, с точки зрения потребителя / Н.А. Беляева // Туризм: право и экономика, 2007
  5.  Бирюков П.Н., Галушко Д.В., Хамова Ю.А.: Правовое регулирование туристической деятельности, Воронеж 2006
  6.  Волошин Н.И., Правовое регулирование в туризме: Учебное пособие / Н.И. Волошин - М.: Советский спорт, 2007
  7.  Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П., Сервисное право: учебное пособие / Под ред. проф. Ю.П. Свириденко. – М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002
  8.  Кузин Д.В., Российский налоговый курьер, N 21, ноябрь 2002
  9.  Организация международного туризма: учеб. пособие для студентов системы СПО / под ред. проф. А.А. Скамницкого – М.: Гардарика, 2008
  10.   Петров А.М., Договоры: бухгалтерский учет, налогообложение и налоговое планирование: практич. пособие. – М.: Проспект, 2008
  11.   Садиков О.Н., Мякина А.В., Гражданско-правовая ответственность туристической фирмы перед туристом // Законодательство и экономика, 2004
  12.   Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг, диссертация, Санкт-Петербург, 2003
  13.   Сорк Д.М., Защита прав туристов // Законы России: опыт, анализ, практика, 2007

1 Кузин Д.В., Российский налоговый курьер, N 21, ноябрь 2002

2 ГКРФ с изм. и доп. на 1 февраля 2011 года / комментарий Е.Ю. Сафаровой. – М.: ООО «Рид Групп», 2011 (ст. 420, 421)

3 ГКРФ с изм. и доп. на 1 февраля 2011 года / комментарий Е.Ю. Сафаровой. – М.: ООО «Рид Групп», 2011 (ст. 422, 423, 424)

4 Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П., Сервисное право: учебное пособие / Под ред. проф. Ю.П. Свириденко. – М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002

5 ГКРФ с изм. и доп. на 1 февраля 2011 года / комментарий Е.Ю. Сафаровой. – М.: ООО «Рид Групп», 2011 (ст. 425)

6 Петров А.М., Договоры: бухгалтерский учет, налогообложение и налоговое планирование: практич. пособие. – М.: Проспект, 2008

7 Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П., Сервисное право: учебное пособие / Под ред. проф. Ю.П. Свириденко. – М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002

8 Организация международного туризма: учеб. пособие для студентов системы СПО / под ред. проф. А.А. Скамницкого – М.: Гардарика, 2008

9 Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг, диссертация, Санкт-Петербург, 2003

10 Сорк Д.М., Защита прав туристов // Законы России: опыт, анализ, практика, 2007

11 Садиков О.Н., Мякина А.В., Гражданско-правовая ответственность туристической фирмы перед туристом // Законодательство и экономика, 2004

PAGE  29


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35826. Среда функционирования предприятия. Факторы внешней и внутренней рыночной среды и их влияние на эффективность функционирования предприятия. Конкурентоспособность предприятия и продукции 801 KB
  От качества его разработки в значительной мере зависит успех реализации проекта. Календарный план подписывается главным инженером проекта и заказчиком как согласовывающей инстанцией. Расчет показателей экономической эффективности инвестиционного проекта NPV PI IRR MIRR PP Проект связанный с реализацией полного цикла вложения инвестиций – от начала вложения капиталов до завершения работ – называется инвестиционным. По масштабам чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций: малые проекты действие которых...
35827. Экономическая теория и ее структурные элементы 1.31 MB
  Товар в системе маркетинга его классификация. Товар в сисме маркетингаего классификация. В системе маркетинга он рассматривается как совокупность полезных свойств наиболее полно обеспечивающих потребности целевой группы потребителей. В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по его развитию и совершенствованию.
35829. Электротехника. Шпаргалка 1.1 MB
  Первая схема выполнена с помощью двух реле типа РНТ565. Она выполняется в трехфазном исполнении с помощью реле РНТ565 с Третья схема наиболее совершенная она сочетает два принципа отстройки РЗ от тока небаланса: торможение при котором ток Jcp автоматически увеличивается с ростом тока КЗ и применение НТТ. Норм и ненорм режимы 2 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕЛЕ работа на переменном токе 3 ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ. РЕЛЕ ТОКА РЕЛЕ МОЩНОСТИ 4 МТЗ.
35830. Свойства Плутония 1.08 MB
  это основной вид топлива для различных реакторов; соединение урана и плутония с неметаллами: кислородом азотом угреродом; Такие соединения имеют: 1. =1097 г =117 г =1342 г =1432 г Чем выше плотность ядерного топлива тем выше коэффициент воспроизводства. В достехиометрических оксидах смешанного топлива может быть . Сравнительные свойства оксидного и других видов керамического ядерного топлива Соединение Решетка Теоретическая плотность г см3 Тпл К Содерж.
35832. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА 961 KB
  ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТСЧЕТА Первый закон Ньютона: существуют такие системы отсчета относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсируется. Прямолинейное равномерное движение тела в инерциальной системе отсчета называют движением по инерции. Сила – векторная физическая величина являющаяся мерой воздействия одного тела на другое в результате которого возникает ускорение тела или отдельных его частей . Если на два тела разных...
35833. Структурная схема подключения ЦАП к микропроцессорной системе с использованием ША, ШУ, ШД. Программа на ассемблере для вывода данных 931.4 KB
  MOV Аl FFh загрузка в 8битный акк. При адресации испся регистры общ значения Dx и l MOV Аl 378h в регр Dx попадает число 378 – адрес внешнего устройства OUT Dx l содержимое аккра попадает во внешн порт адрес котго хранится в Dx – это косвенная адресация. формируется сигнал чтения MOV Dx 379h в регр Dx попадает число 379 IN l Dx инфия из порта адрес котго хранится в регре Dx попадает в аккр 3. Программа выполняет: Выставляет данные на 378 порт; выдает сигн...
35834. Информация, данные, кодирование. Автоматизированные информационные системы (АИС): информационно-поисковые системы (ИПС), банки данных (БнД), базы знаний (БЗ) 448.5 KB
  Автоматизированные информационные системы АИС: информационнопоисковые системы ИПС банки данных БнД базы знаний БЗ. Информация – это комплекс логически связанных мыслей возникших в сознании на основании полученных данных. Запрос – это вопрос к базе данных БД. АИС длятся на: ИПС – информационнопоисковые системы; БнД – банки данных; БЗ – базы знаний.