32002

ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике

Книга

Архивоведение и делопроизводство

Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ. Описаны методика работы над дипломным проектом дипломной работой этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов. Если вы хотите чтобы вас поняли ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам ГОСТ. Свою форму следует использовать только в том случае если ваша мысль выходит за пределы...

Русский

2014-09-23

419.5 KB

88 чел.

Министерство образования РФ

_____

Санкт-Петербургский  государственный  электротехнический университет “ЛЭТИ”

_______________________________________________________________________

 

ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Методические указания

к дипломному проектированию и преддипломной практике

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ “ЛЭТИ”

2003


УДК  378.14

Оформление и защита дипломного проекта: Методические указания к дипломному  проектированию и преддипломной практике /Сост.: И.С.Зуев, С.Э.Миронов, Н.М.Сафьянников. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 1999. 32 с.– Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ 7.32–2001 на Отчет о научно-исследовательской работе, введенным с 01.07.2002.

Описаны методика работы над дипломным проектом (дипломной работой), этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов, даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов.

Предназначены для студентов СПбГЭТУ “ЛЭТИ” всех специальностей дневной и вечерней форм обучения.

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 1999


ВВЕДЕНИЕ

Дорогие наши выпускники! Поздравляем вас с началом самого ответственного этапа обучения в нашем университете – разработкой дипломного проекта (дипломной работы). Работа над дипломом – это прежде всего начало вашего поиска своего места в жизни в наших нелегких условиях рынка рабочей силы. Для многих из вас тематика диплома может стать и тематикой будущей работы. Советуем постоянно думать именно в этом направлении и стремиться выполнять проект по месту будущей работы.

Настоящие методические указания призваны помочь вам на этом пути и рассказать об этапах прохождения проекта начиная от преддипломной практики и кончая защитой в государственной экзаменационной комиссии.  Диплом – это обычно первый ваш серьезный самостоятельный законченный проект. Внимательно отнеситесь к оформлению документов и их комплектности – исправлять ошибки перед самой защитой будет трудно.

Следует особо подчеркнуть, что написание пояснительной записки к дипломному проекту (работе) нельзя считать чисто оформительской работой. Это творческий процесс выражения вашей мысли в языковой форме, в процессе которого происходит проработка многочисленных деталей. Нередко именно здесь и рождаются самые ценные идеи. Особенно в поисковых, научных работах. Пояснительная записка – это ваш отчет и о разработке конкретного проекта, и об обучении в университете в целом, это в то же время и квалификационная работа инженера, магистра, бакалавра.

Если вы хотите, чтобы вас поняли, ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме, то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам (ГОСТ). Господа! Не следует изобретать "деревянный велосипед" – сначала изучите то, что было создано до вас. Свою форму следует использовать только в том случае, если ваша мысль выходит за пределы гостированных форм. Такое, конечно, иногда случается, но не часто. Одна из основных целей настоящих методических указаний – помочь вам в практическом освоении наиболее часто используемых фрагментов ГОСТов. Методические указания в силу их ограниченного объема не заменяют изучения ГОСТов как таковых.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломное проектирование (ДПР) является заключительным этапом обучения студента в высшем техническом учебном заведении и представляет собой законченную самостоятельную работу, качество которой оценивается государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Следует отметить, что в ГЭК дипломант защищает прежде всего свою квалификацию в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94, № 3. По результатам защиты ГЭК решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера, магистра или бакалавра в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности.

Целью дипломного проектирования является:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных, инженерных, экономических и производственных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических и экспериментальных исследований;

- освоение методов обоснования научно-технических решений с учетом современных экономических и технических требований при разработке реальных инженерных объектов.

Если дипломное проектирование носит характер самостоятельной научно-исследовательской работы, результатом которой не является технология или продукт (аппаратный, программный, методический), то оно считается дипломной работой.

1.1 Тематика и виды дипломного проектирования

Темы проектов определяются профилирующими кафедрами с учетом возможных мест работы молодых специалистов, реальных запросов современного производства и сферы обслуживания, тематики учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы .

Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта (работы). Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Темы дипломных проектов могут выдаваться научно-исследовательскими и проектными организациями, промышленными предприятиями, а также организациями сферы обслуживания с профильными подразделениями, где студенты проходят преддипломную практику и дипломное проектирование.

Темы дипломных проектов и работ согласуются с кафедрой и утверждаются приказом ректора. После утверждения темы она не подлежит изменению. Поэтому следует уделить самое серьезное внимание формулировке названия темы, выбору вида ДПР и его содержанию.

В дипломных проектах необходимо отражать основные направления технико-экономической политики государства на повышение производительности труда, качества продукции, улучшение культуры производства, снижение материалоемкости изделий, экономию сырьевых и энергетических ресурсов, улучшение обслуживания организаций и населения.

Проекты должны разрабатываться с глубоким обоснованием технико-экономических решений на основе анализа отечественного и зарубежного передового опыта в тесной связи с проблемными вопросами развития народного хозяйства страны и спецификой отрасли производства.

Тематика дипломного проектирования должна соответствовать профилю обучения, быть актуальной, отвечать современному состоянию науки и техники и учитывать перспективы развития.

Например, в проектной работе по созданию новых средств вычислительной техники резко возросла доля алгоритмических, системотехнических, структурных и программных вопросов. Возросли и ужесточились требования к унификации и стандартизации конструктивно-технологического исполнения устройств. Методика проектирования ЭВМ четвертого и последующих поколений определила совместное проектирование аппаратных и программных средств ЭВМ. Разработчикам систем на основе больших интегральных схем (БИС) стал недоступен уровень отдельных элементов и связей между ними. В ряде случаев электронные схемы требуют не схемотехнической, а программной настройки на выполнение определенных функций или режимов работы.

Основное условие при выборе темы дипломного проекта – тема и содержание проекта должны обеспечивать студенту-дипломанту возможность проявить свои знания, умения и навыки в области проектирования, внедрения и эксплуатации современных конкурентоспособных систем и устройств с учетом конкретных требований практики и тенденции развития.

Тематика дипломного проектирования распределяется по видам проектирования следующим образом.

I. Дипломные работы (ДР). Выполнение ДР допускается с разрешения заведующего кафедрой по представлению служебной записки от руководителя. ДР должна носить научно-исследовательский характер с преобладанием теоретических вопросов. Обычно ДР подразделяются на три группы:

1. Дипломные работы математического характера (ДРМ), где преобладают математические методы, модели, доказательства теорем, решаются принципиальные вопросы синтеза устройств, определяются математические и логические соотношения и т.п.

2. Дипломные работы исследовательского характера (ДРИ), в которых рассматриваются и анализируются структуры и процессы различного вида, в том числе информационные.

3. Методические разработки технологий, курсовых проектов и лабораторных работ (ДРТ).

В ДР конструкторско-технологический раздел может отсутствовать.

II. Дипломные проекты (ДП) содержат самостоятельную инженерную разработку устройств, систем, технологий. Результатом разработки является технология или продукт (аппаратный, программный, методический), обычно уровня эскизного проекта, оформленный в соответствии с требованиями ЕСКД, ЕСПД, ЕСТПП.

ДП подразделяются на следующие виды:

1. ДП, ориентированные преимущественно на схемотехническую разработку аппаратной части проектируемого (или модернизируемого) изделия (ДПА). В ДПА рассматриваются, например, вопросы разработки процессоров и основных входящих в их состав устройств, спецвычислителей, контроллеров внешних устройств, интерфейсов, преобразователей формы представления информации.

В ДПА разрабатываются схемы электрические, оптические, гидравлические и т. д. различных уровней иерархии: структурные, функциональные, принципиальные, соединений; строятся временные диаграммы, анализируются и оптимизируются временные, схемотехнические, электрические параметры, в том числе с использованием оригинальных технических решений.

Конструкторско-технологический раздел включает выбор системы конструктивных элементов, компоновку и размещение элементов, трассировку межсоединений, оценку надежности и технологичности изделий, расчеты тепловых режимов и паразитных электромагнитных связей и т. п. Разрабатываются сборочные чертежи конструктивных модулей первого (интегральные схемы), второго (типовые элементы замены – ТЭЗы) или третьего (блоки) уровней иерархии, а для четвертого (рамы) и пятого (стойки) уровней – чертежи общего вида.

2. ДП системного уровня (ДПС). Эти проекты соответствуют системному этапу проектирования на стадиях технического предложения и эскизного проекта. В ДПС могут решаться, например, следующие задачи: разработка архитектуры вычислительных систем, состава команд и форматов представления команд и данных; разработка и анализ цифровых систем автоматического управления на базе микропроцессорных средств; разработка микроконтроллеров и отладка целевого программного обеспечения; разработка, анализ и моделирование систем передачи данных.

Особое внимание уделяется разработке программ моделирования системы, вопросам ее анализа, оптимизации и синтеза, разработке программных средств, обеспечивающих функционирование системы.

В графической части ДПС, оформляемой в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД, представляются схемы структурные всех исследуемых вариантов, схемы системы аппаратной и программной частей, схемы алгоритмов и отдельных программ. Возможно представление схем функциональных и общих схем, а также чертежей общего вида систем.

В ДПС разработка схем принципиальных не предусматривается, а конструкторско-технологический раздел может отсутствовать.

3. Дипломные проекты, ориентированные преимущественно на разработку информационных процессов, в том числе программного обеспечения (ДПП).

В этом случае аппаратная часть комплектуется из типовых модулей различного уровня иерархии (микропроцессорных компонентов и процессоров, блоков памяти, интерфейсных плат, контроллеров, устройств связи с объектом и т. п.).

В самом проекте на аппаратном уровне могут рассматриваться вопросы компоновки системы с известными архитектурными и внешними характеристиками, а основное внимание уделяется информационной части системы. Разрабатываются как системные, так и проблемно-ориентированные программы. Тематика ДПП может охватывать операционные системы (ОС) или их части, драйверы для новых или нестандартных периферийных устройств, проблемно-ориентированные программные средства для интеллектуальных терминалов, баз данных и знаний, систем автоматизации проектирования различного назначения, системы микропрограммного управления, системы научных исследований, измерения, регистрации, контроля на базе персональных ЭВМ и рабочих станций.

Ориентировочный минимальный объем разрабатываемых программ составляет 600–700 операторов используемого языка программирования.

Основная документация отражает структуру программного обеспечения, содержит схемы системы, алгоритмов отдельных программ, данных. Описание программного продукта оформляется в соответствии с требованиями ЕСПД с возможной регистрацией в Фонде алгоритмов и программ или Агентстве по авторским правам. Пояснительная записка должна содержать описание программной системы, в которую встраивается разрабатываемый программный продукт, структуру продукта и его описание на уровне разработчика. Отдельный раздел должен быть посвящен вопросам тестирования и эксплуатационной документации (описание применения, руководство оператора и т. д.). В ДПП должны присутствовать листинги программ (15–20 страниц основных модулей), тесты для отладки и проверки, распечатки контрольных прогонов. Если разрабатывается комплекс программ, то должна присутствовать спецификация.

В конструкторско-технологическом разделе проекта (который в ДПП может отсутствовать) могут рассматриваться задачи технологии программирования, оцениваться надежность или временные характеристики программного или программно-аппаратного комплекса.

4. Дипломные проекты конструкторско-технологического уровня (ДПКТ) посвящены разработке конструкции изделий или технологии их изготовления. Здесь может рассматриваться компоновка, размещение и трассировка для модулей первого и второго уровней, разработка топологии интегральных схем и оптимизация схемотопологических характеристик, обеспечение тепловых режимов конструктивных модулей, влияние электромагнитных связей, разработка технологических маршрутов изготовления, параметров технологического процесса, формирование данных для технологического оборудования, контроль и испытания разрабатываемых устройств. Как правило, такие проекты должны учитывать возможности современных САПР конструкторско-технологического обеспечения производства.

В качестве конструкторско-технологической документации представляются, например, схемы электрические различного уровня (Э1, Э2, Э3 и т. д.), топологические чертежи, чертежи размещения элементов и трассировки соединений печатных плат (Э4), сборочные чертежи и чертежи общего вида, схемы температурных полей. Могут представляться также технологические карты разрабатываемых операций технологического процесса, а также маршрутные карты.

Далее, при отсутствии конкретизации, аббревиатурой ДП будет обозначаться дипломное проектирование, дипломный проект или работа.

1.2 Руководство дипломным проектированием

ДП, как и преддипломная практика, выполняется в сторонних организациях (предприятиях, фирмах) в профиле специальности или на выпускающих кафедрах, в научных лабораториях университета. К непосредственному выполнению ДП допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей по теоретическим курсам и сдавшие зачет по преддипломной практике.

Дипломант самостоятельно находит руководителя ДП и обращается к заведующему кафедрой с заявлением об утверждении темы проекта и руководителя с указанием его должности и стажа работы по специальности. На заявлении фамилия, имя, отчество студента пишутся полностью и должна быть виза руководителя о его согласии. Тема ДП и руководитель оформляются приказом ректора.

Руководителями могут быть профессора, доценты, преподаватели, научные сотрудники вуза, специалисты организаций, учреждений и предприятий, имеющие стаж работы по специальности не менее 1 года.

Руководитель проекта проводит систематические консультации, контролирует выполнение календарного плана ДП и, в случае его нарушения, ставит в известность руководство выпускающей кафедры.

При выполнении преддипломной практики и ДП в сторонней организации от нее должно поступить официальное письмо на имя ректора, в котором выражается согласие принять студента, указывается тема и руководитель. На основании письма (с визой кафедры) группой трудоустройства выпускников учебно-методического управления (УМУ) составляется и выдается студенту договор на проведение преддипломной практики и ДП. После оформления договора один его экземпляр находится в университете, другой – в организации.

Если руководитель ДП не является преподавателем университета, может быть назначен консультант от кафедры по методическим вопросам и для контроля за ходом работ. Кроме того, привлекаются консультанты по конструкторско-технологическому оформлению проекта, технико-экономическому обоснованию, по безопасности жизнедеятельности или защите интеллектуальной собственности. Все консультанты, не являющиеся преподавателями кафедр вуза, должны быть оформлены приказом ректора.

Работа руководителя и консультантов оплачивается университетом.

1.3 Задание на дипломное проектирование

Техническое задание (ТЗ) на ДП разрабатывается руководителем совместно с консультантами по различным разделам при участии самого студента до начала разработки ДП. Дипломанты, обучающиеся по программе инженеров-специалистов, начинают работать над ТЗ не позднее начала преддипломной практики, уточняют и оформляют ТЗ в конце практики. Дипломанты, обучающиеся по программам бакалавров, магистров и открытого факультета, не имеют преддипломной практики и начинают работать над ТЗ с началом работы над ДП. В любом случае рекомендуется начинать фактическую работу над ДП как можно раньше – только в этом случае можно гарантировать ее высокое качество.

В ТЗ должны быть изложены следующие разделы: тема дипломного проекта (работы), объект исследования, цель, исходные данные, содержание, технические требования (и возможные ограничения), календарный план, результаты (включая перечень конструкторской документации, плакатов), сроки разработки.

В ТЗ необходимо: перечислить дополнительные разделы, требующие освещения (технико-экономическое обоснование, безопасность жизнедеятельности или защита интеллектуальной собственности); привести состав конструкторских и других документов, подлежащих выполнению, перечень демонстрационных плакатов. Вместе с темой ДП в приказе ректора указываются и дополнительные разделы, подлежащие разработке.

ТЗ должно быть подписано дипломантом, руководителем и утверждено заведующим выпускающей кафедрой. Если объем ТЗ не превышает одной страницы, то его можно написать на стандартном бланке (выдается секретарем выпускающей кафедры или учебно-методическим управлением).

1.4 Порядок работы над проектом

Работу над ДП дипломант начинает с составления ТЗ на проект. (Для инженеров – на преддипломной практике, не позднее начала сентября. Часть объема задания на ДП утверждается кафедрой как задание на преддипломную практику.)

Перед началом выполнения ДП студент должен разработать календарный план работы на весь период дипломного проектирования с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы с учетом их трудоемкости. План работы после одобрения руководителем проекта входит в ТЗ и подписывается консультантом от кафедры.

Дипломанты, обучающиеся по программе инженеров, за время практики должны собрать исходные материалы к проекту, изучить объект проектирования, ознакомиться с методиками расчетов, сделать аналитический обзор литературы и определенную часть ДП, выполнить задания по безопасности жизнедеятельности или защите интеллектуальной собственности. В конце ноября дипломант отчитывается перед кафедрой о прохождении практики. На зачет представляется отчет и отзыв руководителя с оценкой.

На этапе дипломного проектирования привлечение студентов к производственной работе, не связанной с темой проекта, не допускается.

Следует подчеркнуть, что ДП – самостоятельная работа студента, а не совместная работа с руководителем и консультантами. В связи с этим дипломант несет полную ответственность за принятые им инженерно-технические решения, за правильность всех вычислений, за качество графических работ и оформление проекта, а также за окончание его в установленный срок.

Законченный и оформленный ДП, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю.

Руководитель проекта проверяет и подписывает пояснительную записку, графическую часть и пишет отзыв на проект, в котором характеризует практическую и научную ценность проекта, глубину разработки темы, возможность использования его в производстве, качество оформления пояснительной записки и графической части, излагает свое мнение о подготовленности студента к самостоятельной инженерной деятельности, о его отношении к выполнению проекта и дает оценку всего проекта в целом.

За одну-две недели до начала работы ГЭК ДП и графическая часть с отзывом руководителя предъявляются дипломантом в просмотровую комиссию. Комиссия устанавливает соответствие содержания проекта техническому заданию, правильность и качество оформления материалов, их соответствие ГОСТам. Дипломант обязан устранить указанные недостатки и представить исправленные материалы на подпись преподавателю, отвечающему за нормоконтроль на кафедре. При наличии существенных замечаний по оформлению проекта, отклонений от существующих стандартов, требований к ДП комиссия представляет в ГЭК служебную записку с замечаниями к ДП. При невыполнении задания на проектирование или при несоответствии требованиям к ДП комиссия передает свои выводы на рассмотрение заведующему кафедрой.

После предварительного просмотра проект, подписанный руководителем и консультантами, направляется на рецензию за 4-5 дней до защиты. Список рецензентов утверждается выпускающей кафедрой. Работа рецензента оплачивается университетом. Оформленное заявление на оплату рецензирования дипломант должен передать секретарю кафедры до утверждения ДП заведующим кафедрой.

Рецензентами могут назначаться специалисты по профилю проекта, работающие в научно-исследовательских институтах и на промышленных предприятиях. В качестве рецензентов могут привлекаться также профессора и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре.

Рецензия на проект должна содержать оценку актуальности темы проекта, соответствия содержания проекта заданию на проектирование, оценку выбранных технических решений с точки зрения выполнения поставленных задач, характеристику теоретических обоснований, расчетов и результатов экспериментов. В рецензии необходимо указать недостатки проекта, перспективы использования материалов проекта в производстве. В заключение дается оценка проекта и вывод о возможности присвоения студенту соответствующей квалификации.

Проект с рецензией передается на рассмотрение заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите ДП в ГЭК. Дипломант, однако, имеет право требовать окончательного рассмотрения ДП в ГЭК даже при всех отрицательных отзывах при условии наличия всех необходимых документов.

1.5 До защиты

Внимание, дипломант! Если Вы хотите получить Ваш диплом, то должны аккуратно выполнить следующее:

  1.  Сдать все требуемые по программе зачеты, курсовые проекты, экзамены.
  2.  Зайти в УМУ не позднее, чем за месяц до защиты, с паспортом и сверить:

паспортные данные (диплом, выданный на имя "Елена", не будет Вашим, если Вы по паспорту "Лена", и т. д.);

оценки в приложении к  диплому.

Позаботиться об оформлении Вашей характеристики, подписываемой деканатом.

Оформить заявления (бланки выдает секретарь кафедры или УМУ) на оплату руководителя, рецензента, всех консультантов, не являющихся сотрудниками университета (точнее, заявление на оплату должно оформляться в случае, если данная работа не входит в нагрузку преподавателя по его индивидуальному плану), и передать заявления секретарю выпускающей кафедры.

  1.  Оформить следующие документы:

ТЗ, подписанное дипломантом, руководителем и консультантом от кафедры;

пояснительную записку к ДП, подписанную дипломантом, руководителем, всеми консультантами и утвержденную заведующим кафедрой (заместителем по учебной или по научной работе);

графическую часть – чертежи продукта ДП по ГОСТу с необходимыми перечнями элементов, демонстрационные плакаты для защиты в ГЭК;

если Вы собираетесь демонстрировать графический материал через проектор (не рекомендуется), то необходимо самостоятельно позаботиться о проекторе и экране;

отзыв руководителя ДП;

заключение рецензента о ДП.

  1.  Если Вы имеете способности к научной работе и хотите в дальнейшем обучаться в аспирантуре, то целесообразно позаботиться о рекомендации в аспирантуру, для чего руководитель ДП должен представить в ГЭК служебную записку с просьбой рассмотреть этот вопрос.
  2.  Выяснить точную дату и время защиты и представить накануне все документы секретарю ГЭК.

1.6 Защита дипломного проекта

Порядок защиты ДП определяется Положением о государственных экзаменационных комиссиях.

Защита ДП производится на заседаниях ГЭК, которая проверяет научно-теоретический и практический уровень подготовки выпускаемых специалистов, решает вопрос о присвоении им квалификации в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности с выдачей диплома. ГЭК заседает в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Расписание работы ГЭК, согласованное с ее председателем, утверждается деканатом и доводится до сведения всех студентов-дипломантов не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных проектов (с указанием дат защиты и фамилий студентов). При составлении расписания защит могут быть учтены пожелания студентов, если они будут представлены на кафедру в письменном виде не позднее, чем за месяц до начала работы ГЭК.

К защите проектов допускаются студенты, выполнившие полностью требования учебного плана и программ. Списки студентов, допущенных к защите, предъявляются в ГЭК деканатом. Студенты, нарушившие сроки представления ДП к защите или не допущенные к защите из-за невыполнения задания на проект, отчисляются из университета. После этого им разрешается защита в течение двух лет.

К моменту защиты студентом представляются в ГЭК документы и делается все то, что указано в 1.5. Деканат факультета представляет в ГЭК личное дело выпускника с информацией о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам, производственной практике (выписка из зачетной книжки).

В ГЭК могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненного проекта: печатные статьи по теме проекта; документы, указывающие на практическое применение проекта; макеты и образцы изделий и т. п.

Защита ДП проводится на публичном заседании ГЭК. Специальные работы защищаются на закрытых заседаниях. Листы графической части развешиваются для обозрения. Макет демонстрируется, но демонстрация макета в действии не обязательна.

Перед защитой проекта секретарь ГЭК зачитывает характеристику деятельности студента за время обучения и справку об учебе.

При защите проекта дипломант делает краткий доклад в течение 10 мин, в котором обосновывает актуальность темы и выбранные технические решения, разъясняет основные этапы проектирования, приводит результаты теоретических и экспериментальных исследований. В докладе необходимо особо выделить принятые в проекте новые решения и экономически обосновать их целесообразность и перспективу.

После доклада студенту задаются вопросы по содержанию ДП, поставленные как членами ГЭК, так и присутствующими на защите. Ответы должны быть краткими и по существу.

Затем зачитываются отзыв и рецензия. Студент должен быть ознакомлен с рецензией на его проект до заседания ГЭК.

В заключительном слове дипломант может ответить на замечания, указанные в отзыве, рецензии или в выступлении присутствующих на защите специалистов.

Результаты защиты ДП определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Обсуждение результатов защиты проводится на закрытом заседании ГЭК. Решение об оценке принимается членами ГЭК открытым голосованием. При равном разделении голосов голос председателя является решающим.

Оценка должна выставляться с учетом уровня теоретической и практической подготовки студента.

Студенту, успешно защитившему ДП , решением ГЭК присваивается квалификация, соответствующая государственному образовательному стандарту по специальности.

По проектам, которые могут быть использованы в промышленности, выносится специальное решение ГЭК.

Студентам, имеющим не менее 75 % отличных оценок по всем дисциплинам учебного плана и хорошие оценки по остальным дисциплинам и защитившим дипломный проект с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием.

Результаты защиты проекта вносятся в протокол и объявляются председателем ГЭК в день защиты.

Студент, получивший в результате защиты дипломного проекта неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета. При этом ГЭК устанавливает, может ли студент представить к защите тот же проект с доработкой или он обязан разработать новую тему, которая должна быть утверждена ректором университета. Повторная защита допускается в течение двух лет после отчисления из университета.

При неудовлетворительной повторной защите студенту выдается академическая справка установленного образца.

Студенту, не защитившему ДП в установленный срок по уважительной причине (документально подтвержденной), может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГЭК, но не более чем на один год.

1.7 После защиты

Решение государственной экзаменационной комиссии о присвоении студентам, успешно защитившим дипломные проекты (работы), квалификации по соответствующей специальности объявляется после окончания сессии ГЭК приказом ректора по университету.

Дипломант должен рассчитаться с университетом, вернув все выданные ему материалы. Для этого он получает в отделе кадров обходной лист, который должен быть оформлен до дня получения диплома.

Диплом об окончании высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации, а также нагрудный знак вручаются молодым специалистам на торжественном заседании выпускников факультета.

Искренне поздравляем вас с успешным окончанием СПбГЭТУ “ЛЭТИ”. Теперь у вас гораздо больше шансов найти достойное место работы.

2 ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.1 Структура пояснительной записки

Пояснительная записка (ПЗ) должна содержать следующие структурные части.

Титульный лист установленной формы (выдает секретарь кафедры или УМУ, рекомендуется заполнить его и распечатать в редакторе WINWORD).

Техническое задание на ДП. 

Реферат – краткое изложение содержания работы, которое начинается с перечня ключевых слов (ГОСТ 7.9). Реферат должен отражать сущность выполненной работы, методы исследования, конкретные результаты (технические характеристики разработанного устройства, параметры процессов и пр.; краткие выводы относительно особенностей, эффективности), возможности и области применения. Объем – примерно половина страницы.

Содержание (оглавление).

Определения, обозначения и сокращения.

Введение. Введение должно кратко характеризовать современное состояние научно-технической проблемы (вопроса), которой посвящен проект, а также его цель. Обосновывается новизна и актуальность проведенной работы. Определяется назначение и область применения проектируемого изделия.

Основная часть.

Заключение – краткие выводы по содержанию и основным результатам выполненной работы с оценкой их соответствия требованиям технического задания. Описываются выбранные методы, разработанные устройства, схемы, алгоритмы, их преимущества перед уже существующими, основные технико-экономические характеристики, анализ возможностей и направлений продолжения исследований по данной тематике. Выводы не должны носить характер констатации фактов.

Список литературы (перечень использованных источников).

Приложения. Включают материалы, подтверждающие выполнение работы и ее качество. Приводятся листинги основных модулей программ (не более 15–20 с.), распечатки характерных экранов, результирующие схемы по ГОСТу, фотографии изделий, протоколы испытаний, материалы вспомогательного характера.

Основная часть пояснительной записки содержит следующие разделы:

1. Аналитический обзор (раздел именуется в соответствии с содержанием разрабатываемой темы).

В обзоре приводятся анализ современного состояния разрабатываемой проблемы, существующие подходы к ее решению, результаты предыдущих исследований по данному вопросу, сведения экономического характера, возможные пути решения задачи, стоящей перед автором проекта.

В разделе должно быть четко показано место ДП в общей системе научно-технических знаний. В общих чертах намечается выбранный путь решения поставленной в ТЗ задачи и приводится мотивированная оценка принятого направления исследования как с технической, так и с экономической точки зрения.

2. Научно-технические разделы (следует дать конкретные названия).

В этих разделах ПЗ подробно описывается разработка ДП: система, схемы, алгоритмы, программы, структуры данных, технология, промежуточные и окончательные результаты. Приводятся необходимые расчеты и оптимизация технических характеристик устройств и процессов на всех уровнях. Расчеты в общем случае должны содержать: описание объекта расчета, эскиз, схему, постановку задачи, исходные данные, сам расчет, выводы. При наличии экспериментальной части в ПЗ указывается цель, программа и сущность экспериментов, оценивается точность и достоверность полученных данных, их соответствие теоретическим результатам.

3. Конструкторско-технологический раздел.

В разделе приводится описание принятой (разработанной) конструкции изделия, технологии его изготовления или проектирования и программирования, приводятся расчеты показателей технологичности конструкции изделия. Определяются показатели надежности спроектированного изделия, исследуются вопросы повышения надежности.

Раздел может отсутствовать в ДР, ДПП, ДПС.

4. Экономический раздел.

Рассчитываются экономические показатели объекта проектирования, оценивается технико-экономическая эффективность их проектирования, изготовления и применения. Раздел может отсутствовать в работах бакалавров и магистров.

5. Организационные разделы.

Исследуются при необходимости вопросы организации работ с использованием объекта проектирования, вопросы защиты интеллектуальной собственности, охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды. Раздел может отсутствовать в работах бакалавров и магистров.

Следует отметить, что ДП – это все-таки квалификационная работа, а не научно-технический отчет. Поэтому объем пояснительной записки ДП не должен превышать 80-120 с. (без приложений). При необходимости вспомогательные материалы могут быть помещены в приложение.

2.2 Оформление пояснительной записки

2.2.1 Общие требования

Пояснительная записка может быть выполнена рукописным способом черным или синим цветом или отпечатана на машинке или принтере (через 1,5 или 2 интервала) на одной стороне белой бумаги формата А4  (11).

Страница текста должна содержать 30–40 строк. Высота букв основного текста не менее 1,8 мм (кегль не менее 12 редактора WORD).

Активную площадь листа ограничивают поля: слева 30–35 мм, справа 10–15 мм, сверху и снизу не менее 20 мм.

Нумерация страниц ПЗ сквозная, включая приложения. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, второй – задание на ДП и т. д. На первой странице (титульном листе) номер не ставится.

Первое упоминание в тексте малоизвестных иностранных фирм, фамилий и географических названий сопровождается помимо русского написания указанием в скобках названия на языке оригинала.

Все опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления, исправляются от руки  после аккуратной подчистки (или вклеиваются машинописные фрагменты). На одной странице допускается не более двух исправлений.

2.2.2 Рубрикация пояснительной записки

Основная часть ПЗ разбивается на разделы (главы), подразделы (параграфы), пункты и подпункты. Выделенные рубрики (без указания их типов) нумеруют последовательностью арабских цифр, разделенных точками, например "2.1.3." - третий пункт первого параграфа второй главы.

Допускается до 4 вложений, 5-я рубрикация не нумеруется, а встраивается в текст.

"Аналитический обзор", "Научно-технические разделы" и т. д. нумеруются как разделы (главы).

Заголовки структурных элементов ПЗ ("ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ", "РЕФЕРАТ",..., "СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ", "ПРИЛОЖЕНИЕ", разделы) рекомендуется выполнять прописными буквами, заголовки подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов – строчными (кроме первой прописной); все заголовки пишутся с абзацного отступа. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.

Расстояние между заголовками структурных элементов ПЗ и текстом должно быть больше, чем между строками обычного текста.

В содержании (оглавлении) последовательно перечисляют заголовки всех рубрик и приложений и указывают номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов, имеющиеся в ПЗ, кроме разделов “Техническое задание”, “Реферат” и “Содержание”.

2.2.3 Иллюстрации

Количество иллюстраций ПЗ определяется ее содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность.

Все иллюстрации именуются рисунками. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, номер рисунка проставляется под рисунком с префиксом “Рисунок “. Нумерация рисунков может быть сквозной (в пределах всей ПЗ): Рисунок 1, Рисунок 2, …либо индексационной (в пределах раздела), т. е. номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой (например, Рисунок 2.1).

Рисунки должны размещаться сразу после первой ссылки на них в тексте ПЗ. Ссылки на рисунки в тексте выполняются в свободной форме, например, “…на рисунке 2.1…” “…алгоритм (рисунок 2.3) включает…”; при этом слово “рисунок” не сокращается. Размещать рисунки следует так, чтобы их можно было рассматривать без поворота ПЗ. Если это невозможно, то рисунки располагают так, чтобы для их рассматривания надо было повернуть ПЗ по часовой стрелке на 900. Желательно не размещать рисунок непосредственно перед следующим заголовком. 

Каждый рисунок должен сопровождаться содержательным названием, которое размещается после его номера через тире, например “Рисунок 1 – Детали прибора”. На все рисунки должны быть ссылки в тексте.

Рисунки могут быть выполнены черными или цветными непосредственно на листах ПЗ или аккуратно вклеены при выполнении их на кальке или миллиметровке.

2.2.4 Таблицы

Цифровой материал, помещаемый в ПЗ, рекомендуется оформлять в виде таблиц. При этом не допускается диагональное деление элементов таблицы, а также включение граф "№ п/п" – номер по порядку и "Единицы измерения". При необходимости эти сведения указывают в заголовках строк. Заголовки граф таблицы выполняют в единственном числе.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Как и рисунки, таблицы нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах всей ПЗ или индексационным способом в пределах раздела, т. е. номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, разделенных точкой. На следующей строке помещают заголовок таблицы. Ссылки на таблицу в тексте выполняются аналогично ссылкам на рисунки.

Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в таблице отсутствуют, то в соответствующей строчке ставят прочерк.

Таблицы следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота ПЗ. Если это невозможно, таблицы располагают так, чтобы для их чтения надо было повернуть ПЗ по часовой стрелке на 900. Желательно не размещать таблицу непосредственно перед следующим заголовком.

2.2.5 Формулы

Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах всей ПЗ либо индексационным способом в пределах раздела, т. е. номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер формулы в круглых скобках помещают у правого края той же строки.

Расшифровка буквенных обозначений в формуле должна приводиться непосредственно под формулой после слова "где" (без двоеточия).

2.2.6 Список литературы

Список литературы включает все использованные источники в порядке появления ссылок в тексте ПЗ. Данные о литературных источниках в списке литературы приводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1, согласно которому при описании книг последовательно указывается фамилия и инициалы (инициалы после фамилии) автора (авторов, если их не более трех), название (заглавие) книги, место издания, издательство, год издания, объем в страницах.

Если авторов больше трех, то их инициалы и фамилии (инициалы до фамилии) приводятся после названия книги (статьи) и символа “/”; если их более четырех, то указываются инициалы и фамилии лишь трех из них, после чего пишется "и др.".

Названия городов "Москва" и "Санкт-Петербург" ("Ленинград") приводятся сокращенно соответственно буквами "М." и "СПб." ("Л."). Приводимые данные разделяются специальными знаками, например: Майоров С.А., Новиков Г.И. Принципы организации цифровых машин. - Л.: Машиностроение, 1974. - 432 с. 

При описании статей в периодических изданиях приводят фамилии и инициалы авторов статьи, ее заглавие, наименование издания (журнала, сборника), год выпуска, том или номер издания, номера страниц, на которых помещена статья, например: Гринкевич В.А. Принципы структурной организации унифицированной функционально-элементной базы и средств обработки данных на основе БИС // Приборы и системы управления. - 1978. -  № 6. - С. 3-7.

Сведения об отчете о НИР должны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово "Отчет"), его шифр, инвентарный номер, полное и сокращенное наименования организации, выпустившей отчет, инициалы и фамилию руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета.

Сведения о проектной и другой технической документации (промышленных каталогах, прейскурантах и других подобных документах) должны включать: заглавие, вид документа, организацию, выпустившую документ, город и год выпуска.

Сведения об информации, опубликованной в компьютерной сети или на компакт-диске, должны быть достаточны для того, чтобы читатель мог самостоятельно найти эту информацию. Обычно должно быть указано авторство (фамилии или название фирмы), название информации (если оно отсутствует явно, то следует привести одним предложением характеристику содержания – т. е. придумать название самостоятельно, чтобы читатель мог сделать вывод о необходимости поиска данного первоисточника) и адрес (в компьютерной сети или филиала фирмы).

При ссылке в тексте на источники информации следует приводить порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки.

2.2.7 Приложения

Приложения оформляются как продолжение ПЗ на последующих ее листах. Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием наверху посередине сираницы слова "Приложение" и его обозначения. Приложения обозначаются русскими заглавными буквами в алфавитном порядке. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, который пишется с заглавной буквы по середине следующей строки. Допускается название приложения оформлять отдельной страницей.

В ссылках перед номерами рубрик, а также перед номерами рисунков и таблиц в приложениях пишется буква его обозначения, например: "Рисунок. А.1.2" – второй рисунок первого раздела приложения А.

Приложения должны иметь общую с остальной частью ПЗ сквозную нумерацию страниц.

3 ВЫПОЛНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

3.1 Состав документации

Разрабатываемый в дипломном проекте продукт должен сопровождаться соответствующей документацией.

В соответствии с ЕСКД (ГОСТ 2.102) все конструкторские документы (КД) делятся на проектные и рабочие. Документы, выполняемые при дипломном проектировании, как правило, относятся к проектным и соответствуют стадиям:

– технического предложения (литера "П"),

– эскизного проекта (литера "Э"),

– технического проекта (литера "Т"),

– опытного ("О") и серийного ("А") образцов.

Номенклатура КД, выполняемых при дипломном проектировании, обычно ограничивается списком, приведенном в таблице 3.1.

В соответствии с ЕСПД (ГОСТ 19.101) все программные документы (ПД) можно разделить на проектные и эксплуатационные. При дипломном проектировании обычно круг ПД ограничен видами, приведенными в таблицах 3.2 и 3.3.

В число обязательных документов комплекта КД, разрабатываемых в соответствии с уровнем дипломного проекта, кроме пояснительной записки входят схемы (электрические) структурные или функциональные разрабатываемых устройств, схемы принципиальные и чертежи общего вида или сборочные чертежи конструктивных модулей (печатных узлов, блоков, панелей). Кроме того, разрабатываются схемы алгоритмов, программ, данных, ресурсов системы, взаимодействия программ (ГОСТ 19.701). Как правило, выполняется не менее двух чертежей и четырех схем.

Таблица 3.1 – Номенклатура конструкторских документов

Документ

Код документа

1. Пояснительная записка

2. Чертеж общего вида

3. Сборочный чертеж

4. Спецификация

5. Чертеж детали

6. Схема электрическая структурная

7. Схема электрическая принципиальная

8. Схема электрическая функциональная

9. Схема электрическая соединений

10. Схема электрическая подключения

11. Схема электрическая расположения

12. Схема алгоритма (программы)

ПЗ

ВО

СБ

-

-

Э1

Э3

Э2

Э4

Э5

Э7

А8

Таблица 3.2 – Номенклатура проектных программных документов

Документ

Код документа

1. Пояснительная записка

2. Спецификация

3. Текст программы

4. Описание программы

81

-

12

13

Таблица 3.3 – Номенклатура эксплуатационных программных документов

Эксплуатационный документ

Код документа

1. Описание применения

2. Руководство системного программиста

3. Руководство программиста

4. Руководство оператора

31

32

33

34

В случае ДПП в число обязательных ПД кроме пояснительной записки входит текст программы (или ее основной части) объемом примерно 15–20 с., описание программы и один из эксплуатационных документов. В случае большого по объему программирования следует составлять спецификацию. Графический материал оформляется при составлении программных документов как рисунки и не имеет специальных шифров или кодов.

Общий объем разрабатываемых КД 6–8 листов. Кроме этого дополнительно выполняется 4–6 демонстрационных плакатов. Окончательный состав КД определяется руководителем и консультантом по выполнению конструкторско-технологической части и оформлению дипломных проектов и работ.

3.2 Общие требования по выполнению документации

Все документы выполняются на листах стандартного формата (ГОСТ 2.301); чертежи и схемы (кроме схем алгоритмов) должны иметь рамку и основную надпись (штамп), выполняемые в соответствии с ГОСТ 2.104. Пример выполнения основной надписи показан на рисунке. 3.1.

Рисунок 3.1 – Основные надписи

Основные надписи располагают в правом нижнем углу конструкторских документов. На листах формата А4 основные надписи располагаются вдоль короткой стороны листа.

Основную надпись на чертежах и схемах выполняют по форме 1 (рисунок 3.1, а) на первом и заглавном листах, на последующих листах – по форме 2а (рисунок 3.1, б). Дополнительные графы основной надписи допускается не выполнять.

В графах основной надписи (номера граф на рисунке 3.1 заключены в скобки) указывают:

в графе 1 — наименование изделия (детали, сборочной единицы и т. д.) и ниже с новой строки наименование документа (кроме спецификации и чертежа детали). Все наименования приводят в именительном падеже единственного числа, начиная с имени существительного, написанного с прописной буквы;

в графе 2 — обозначение документа по  ГОСТ 2.201. Первый элемент обозначения - код организации-разработчика КД. Учебные университеты кода не имеют, и занятую им позицию следует заполнять аббревиатурой ЛЭТИ. Второй элемент обозначения – цифровой код классификационной характеристики изделия, устанавливаемый классификатором ЕСКД; эту позицию следует заполнять шестью крестами. В ДП, как правило, изменяется предпоследний элемент – трехразрядный номер КД, присваиваемый бюро стандартизации предприятия (в учебных КД – порядковый номер в ДП), и последний элемент – код вида документа по ГОСТ 2.102;

в графе 3 — обозначение материала детали; в разработках, выполненных автоматизированным способом (например, в системе PCAD), целесообразно указывать спецификацию соответствующего файла;

в графе 4 — литера документа – литера, присвоенная документации в соответствии с условленной в ТЗ стадией разработки: "П" – техническое предложение, "Э" – эскизный проект, "Т" – технический проект, "О" – опытный образец, "А" – серийный образец;

графы 5 и 6 – масса и масштаб – заполняются, только когда имеют смысл;

в графе 7 – порядковый номер листа (документа на нескольких листах);

в графе 8 – общее количество листов документа (графу можно заполнять только на первом листе);

в графе 9 – сокращенное наименование организации; поскольку ЛЭТИ записывается в графе 2, то в ДП здесь целесообразно указывать номер группы.

Документы, выполненные на ватмане и используемые в докладе при защите проекта (работы), должны быть продублированы в пояснительной записке. При дублировании допускается изменять формат и количество листов документа, сохраняя основное его содержание. Пояснительная записка или отчет должны давать полное представление об объеме проделанной автором работы и ее результатах без обращения к другим документам.

Текстовые документы выполняются чернилами, тушью или пастой (все одинаково) черного или синего цвета. Чертежи и схемы – можно карандашом. Топологические чертежи фрагментов БИС целесообразно выполнять цветными. При выполнении плакатов можно использовать цветную тушь (фломастер).

Во всех документах должны быть использованы стандартные обозначения основных физических величин (ГОСТ 1494) и единиц их измерения (ГОСТ 8.417). Нестандартные, введенные автором обозначения, должны быть расшифрованы.

3.3 Выполнение графических документов

Как правило, в состав документации ДП входят схемы (электрические) структурные, функциональные, принципиальные, а также схемы алгоритмов и программ, чертежи проектируемых устройств и плакаты.

3.3.1 Основные требования и рекомендации по выполнению схем 

На схемах независимо от их типа должны быть изображены основные (на принципиальных схемах все) функциональные части проектируемого устройства, информационные связи между ними, а также обеспечивающие функционирование изделия управляющие сигналы и условия.

Схемы выполняются без соблюдения масштаба. Линии связи могут быть трех типов по толщине от 0,2 до 1,0 мм. Минимальное расстояние между двумя линиями связи 3 мм.




Элементы, составляющие функциональную группу, или устройства, не имеющие самостоятельных принципиальных схем, выделяют штрихпунктирной линией.

При выполнении схем применяют следующие графические обозначения:

- условные графические обозначения (УГО), установленные в стандартах ЕСКД, а также построенные на их основе;

- упрощенные внешние очертания;

- прямоугольники.

При применении нестандартных обозначений и упрощенных внешних очертаний на схеме приводят соответствующие пояснения.

УГО элементов изображают в размерах, установленных в стандартах. Допускается все обозначения пропорционально увеличивать при вписывании в них поясняющих знаков или уменьшать, при этом расстояние (просвет) между двумя соседними линиями УГО должно быть не менее 1,0 мм.

На схемах допускается помещать различные технические данные, характер которых определяется назначением схемы (номинальные значения параметров элементов, диаграммы, таблицы, текстовые указания и т. п.).

Схемы с большим числом элементов, как правило, должны сопровождаться перечнем элементов, выполненным на отдельных листах, с обязательным заполнением граф позиционного обозначения, типа элемента, количества и основной надписи (штампа) по ГОСТ 2.104.

Общие требования по выполнению электрических схем на изделия вычислительной техники содержат стандарты: ГОСТ 2.701, СТ СЭВ 158, ГОСТ 2.702, ГОСТ 2.708, ГОСТ 2.743.

На рисунке. 3.2 приведен пример схемы электрической принципиальной микроконтроллера, а на рисунке. 3.3 – соответствующий перечень элементов. Обратите внимание на обязательное наличие позиционного обозначения, по которому элемент идентифицируется на принципиальной схеме, в перечне элементов и в чертеже размещения элементов на печатной плате. В перечне элементы приводятся строго в алфавитном порядке позиционных обозначений. На принципиальной схеме должны быть помечены функции элементов и выводов (имена меток по ГОСТ 2.743), номера выводов микросхем и имена цепей. Имя цепи проставляется непосредственно у жгута сверху или слева, что является признаком вхождения цепи в жгут; отсутствие имени у крестообразного пересечения цепи и жгута означает отсутствие вхождения цепи в жгут. Жгут изображается толстой линией. Лучше, если на схеме будет несколько жгутов по функциональному назначению, при этом крестообразное пересечение жгутов не является их соединением – соединением является только Т-образный стык. Целесообразно (необязательно) также подписывать типы нетривиальных элементов. Номера выводов источников питания для всех микросхем следует приводить в таблице на свободном поле схемы.

3.3.2 Основные требования и рекомендации по выполнению
схем алгоритмов, программ
, данных и систем

При описании программ и данных основными программными документами являются текстовые документы – пояснительная записка, текст программы, спецификация и т. д. Содержание этих документов можно раскрыть как с помощью развернутых текстовых пояснений, использования языков проектирования и программирования высокого уровня с подробными текстовыми комментариями (PDL, псевдокод и т. д.), так и с помощью графических схем. Схемы алгоритмов и программ являются наглядным инструментом лишь в том случае, когда изображаются компактно на одной (максимум двух) страницах; поэтому рекомендуется использовать иерархию схем. Они должны быть достаточно обобщенными и компактными. Автору ДП следует обратить внимание на эффективность и наглядность использования схем систем (пример на рисунке. 3.4), ресурсов и данных, правила выполнения которых определены ГОСТ 19.701.

Следует обратить внимание, что формы символов по ГОСТ 19.701 имеют принципиальное значение. Разделяют символы процесса (прямоугольник – общий символ процесса, ромб – условие ветвления алгоритма), символы данных (параллелограмм – общий символ данных, бочонок – данные размещаются на диске), символы линий (сплошная – основная линия потока данных или управления, пунктирная – соединитель альтернативных процессов, комментария) и специальные символы (круг – соединитель, овал – терминальный символ, пунктир со скобкой – комментарий).

В пределах одного документа рекомендуется использовать ограниченное число типоразмеров символов, особенно по горизонтали. Минимальное расстояние между символами 10 мм, между параллельными линиями потока – 3 мм.

Основной объем информации, характеризующий производимое действие, помещается внутри символа, дополнительная информация дается либо в виде комментария, либо в минимальном (однострочном) объеме в виде идентификаторов и кратких описаний сверху соответственно слева или справа от входной линии потока символа.

Направление линий потока сверху вниз и слева направо принимается за основное и стрелками может не обозначаться. В остальных случаях направление показывают стрелками (достаточно одной стрелки на одной ветви). При разрыве линий потока информации отдельные участки схемы соединяют круглыми соединителями. Соединяемые фрагменты на одном листе помечают одинаково. Межстраничные соединители снабжаются комментариями, в которых указывается, к какой или из какой страницы идет соединитель.

В случае, когда в данной схеме алгоритма или программы имеется участок, для которого в другой схеме (документе) есть детализация в виде отдельной подпрограммы, этот участок представляется в данной схеме одним символом с двойными боковыми линиями, в верхней зоне поля которого указывается идентификатор детализируемого участка программы.

Рисунок 3.4 – Структура подсистемы технологически инвариантного проектирования топологии TRASVG

3.3.3 Основные требования и рекомендации по выполнению 
конструкторских чертежей

Чертежи представляют конструкцию вычислительного устройства и должны нести информацию о физической природе, внешнем виде, размерах конструктивных элементов (несущих функциональные элементы, определенные на предшествующих конструкторскому этапах проектирования), их взаимном пространственном размещении и способах механической и электрической взаимосвязи, способах подключения.

Конструкция устройства может быть представлена с различной степенью детализации с помощью, как правило, нескольких чертежей различных типов.

Если разрабатываемая конструкция носит иерархический и модульный характер, то в соответствии с требованиями ГОСТ 2.102, в графической части дипломного проекта должны быть представлены чертежи общего вида или сборочные чертежи проектируемого устройства в целом. Тип выполняемого чертежа в данном случае определяется конструктивной сложностью изделия и степенью проработки конструкции. Кроме этого выполняются сборочные чертежи отдельных конструктивных модулей устройства (печатных узлов, кассет, рам, панелей...), а также чертежи деталей (печатные платы, топологические чертежи фрагментов БИС), при этом предпочтение следует отдавать оригинальным, нетиповым деталям, разработанным в ДП и характерным для конструкции только данного изделия.

3.3.4 Основные требования и рекомендации по выполнению плакатов

Защита ДП сопровождается демонстрацией на плакатах и поэтому здесь должна быть представлена информация, отражающая все основные аспекты содержания работы. На плакатах, как правило, приводят рисунки, поясняющие структуру и принципы работы создаваемого устройства и системы, в которую оно входит, схемы, таблицы характеристик, временные диаграммы, схемы алгоритмов, формулы и другие сведения, подтверждающие завершенность работы.

Обязательным является постановочный плакат (формат А1), на котором приводится следующая информация:

- фамилия, имя, отчество (полностью) и номер учебной группы дипломанта,

- тема ДП – заглавными буквами,

- краткое содержание – цель, объект исследования, основные аспекты работы (развернутое техническое задание может быть представлено на другом плакате),

- основные результаты (параметры спроектированного устройства, характеристики программного продукта, ...).

К информации, приводимой на плакатах в ДПА в обязательном порядке, относятся:

- структурные, функциональные, принципиальные схемы, являющиеся продуктом выполненного ДП,

- чертежи конструкции.

Для ДП, связанных с программированием (ДПП), можно рекомендовать выполнение 6-8 плакатов из следующего перечня:

1–2. Постановочный плакат и плакат технического задания.

3. Схема системы с выделением цветом тех ее частей, которые составляют ДП (если решаемая в дипломном проекте задача является разработкой части некоторой системы).

4. Пояснения к методу решения задачи и выбранной модели.

5. Плакат, показывающий структуру программы либо в виде схемы данных, либо в виде иерархической схемы – схемы модулей, классов, объектов или других составных ее частей.

6. Плакат с общим алгоритмом работы программы.

7. Подробный алгоритм наиболее важной или интересной части программы.

8. Пример обработки – пример исходных и результирующих данных, файлов, внутренних таблиц, протокола, временной диаграммы и т. д.

9. Пример пользовательского интерфейса – меню, характерные экраны или окна.

10. Плакат по экономическому обоснованию проекта.

Плакаты выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.605 на листах стандартного формата (преимущественно А1), имеют заголовок-название, изобразительную часть и при необходимости пояснительный текст. Рамка и основная надпись (ГОСТ 2.104) выполняются только на выносимых на плакаты чертежах. В остальных случаях плакаты должны иметь поля – не менее 20 мм со всех сторон и читаться с расстояния 3 м. Поэтому символы на плакатах должны быть достаточно жирными и крупными: рекомендуемый размер букв заголовка – 25 мм, подзаголовков – не менее 15 мм, основных символов – не менее 10 мм.

4  ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ 

Основные стандарты, определяющие правила оформления документации (по состоянию на 1 января 2003 г.), приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Основные стандарты

Номер ГОСТа

Наименование ГОСТа

ГОСТ 15971–90

Системы обработки информации. Термины и определения.

ГОСТ 21552–84

Средства вычислительной техники. Общие технические требования, ...

ГОСТ 1494–77

Электротехника. Буквенные обозначения основных величин .

ГОСТ 8.417–81

Государственная система обеспечения единства информации. Единицы физических величин.

ГОСТ 7.1–84

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа.

ГОСТ 7.32–2001

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 2.102–68

ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.

ГОСТ 2.104–68

ЕСКД. Основные надписи.

ГОСТ 2.105–95

ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.106–96

ЕСКД. Текстовые документы.

ГОСТ 2.109–73

ЕСКД. Основные требования к чертежам.

ГОСТ 2.118–73

ЕСКД. Технические предложения.

ГОСТ 2.119–73

ЕСКД. Эскизный проект.

ГОСТ 2.120–73

ЕСКД. Технический проект (Правила выполнения чертежей общего вида).

ГОСТ 2.701–84

ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению.

СТ СЭВ 158–75

ЕСКД СЭВ. Схемы электрические. Общие требования к выполнению.

ГОСТ 2.702–75

ЕСКД. Правила выполнения электрических схем.

ГОСТ 2.708–81

ЕСКД. Правила выполнения электрических схем цифровой вычислительной техники.

ГОСТ 2.709–89

ЕСКД Обозначения условные проводов и контактных соединений электрических элементов, оборудования и участков цепей в электрических схемах.

ГОСТ 2.710–81

ЕСКД. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах.

ГОСТ 2.721–74

ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения.

ГОСТ 2.728–74

ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы.

ГОСТ 2.730–73

ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Приборы полупроводниковые.

ГОСТ 2.743–91

ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы цифровой техники.

ГОСТ 2.755–87

ЕСКД. Обозначения условные графические в электрических схемах. Устройства коммутационные и контактные соединения.

ГОСТ 2.307–68

ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений.

ГОСТ 2.316–68

ЕСКД. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц.

ГОСТ 2.413–72

ЕСКД. Правила выполнения конструкторской документации изделий, изготовляемых с применением электрического монтажа.

ГОСТ 2.414–75

ЕСКД. Правила выполнения чертежей жгутов, кабелей и проводов.

ГОСТ 23751-86

Печатные платы. Основные параметры конструкции.

ГОСТ 2.417–91

ЕСКД. Печатные платы. Правила выполнения чертежей.

ГОСТ2.605–68

ЕСКД. Плакаты учебно-технические. Общие технические требования.

ГОСТ19.001–77

ЕСПД. Общие положения.

ГОСТ19.101–77

ЕСПД. Виды программ и программных документов.

ГОСТ19.105–78

ЕСПД. Общие требования к программным документам.

ГОСТ19.106–78

ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом.

ГОСТ19.202–78

ЕСПД. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению.

ГОСТ19.404–78

ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению.

ГОСТ19.401–78

ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению.

ГОСТ19.402–78

ЕСПД. Описание программы.

ГОСТ19.502–78

ЕСПД. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению.

ГОСТ19.503–79

ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению.

ГОСТ19.504–79

ЕСПД. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению.

ГОСТ19.505–79

ЕСПД. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению.

ГОСТ19.70190

ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения.

ГОСТ19.005–85

ЕСПД. Р-схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические и правила выполнения.

ГОСТ14.201–83

ЕСТПП. Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования.

ГОСТ 2.004–88

ЕСТПП. Общие требования к выполнению конструкторской и технологической документации на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.


СОДЕРЖАНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2] 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

[2.1] 1.1 Тематика и виды дипломного проектирования

[2.2] 1.2 Руководство дипломным проектированием

[2.3] 1.3 Задание на дипломное проектирование

[2.4] 1.4 Порядок работы над проектом

[2.5] 1.5 До защиты

[2.6] 1.6 Защита дипломного проекта

[2.7] 1.7 После защиты

[3] 2 ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

[3.1] 2.1 Структура пояснительной записки

[3.2] 2.2 Оформление пояснительной записки

[3.2.1] 2.2.1 Общие требования

[3.2.2] 2.2.2 Рубрикация пояснительной записки

[3.2.3] 2.2.3 Иллюстрации

[3.2.4] 2.2.4 Таблицы

[3.2.5] 2.2.5 Формулы

[3.2.6] 2.2.6 Список литературы

[3.2.7] 2.2.7 Приложения

[4] 3 ВЫПОЛНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

[4.1] 3.1 Состав документации

[4.2] 3.2 Общие требования по выполнению документации

[4.3] 3.3 Выполнение графических документов

[4.3.1] 3.3.1 Основные требования и рекомендации по выполнению схем

[4.3.2] 3.3.2 Основные требования и рекомендации по выполнению
схем алгоритмов, программ, данных и систем

[4.3.3] 3.3.3 Основные требования и рекомендации по выполнению
конструкторских чертежей

[4.3.4] 3.3.4 Основные требования и рекомендации по выполнению плакатов

[5] 4  ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ

Редактор Э.К.Долгатов

ЛР   № 020617  от  24.06.98

__________________________________________________________________

Подписано в печать                                 Формат 60х84 1/16.    Бумага тип. № 2.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,86.  Уч.-изд.л.2,0.

Тираж 800 экз.  Заказ           

__________________________________________________________________

Издательство СПбГЭТУ “ЛЭТИ”

197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38957. Общая методика анализа спектра типовых входных сигналов с использованием процедуры ДПФ. Зеркальная особенность (mirror). Эффект появления ложных спектральных компонент (aliasing) 1.76 MB
  Эффект появления ложных спектральных компонент lising. Выбирается интервал Т ограничения сигнала в соответствии с выражениями: для бесконечного апериодического сигнал: где интервал по шкале частот между отсчетами спектра определяющей требуемое по условию задачи разрешение по частоте; для сигнала в виде одиночного импульса или группы импульсов: при отсутствии разрыва хотя бы в одной краевой точке т. Вследствие нарушения условия Котельникова происходит наложение отсчетов спектра соответствующих соседним периодам сто приводит к...
38958. Принципы построения обучаемых АТСН 43.5 KB
  Назначение обучаемых ТВК может быть различным всевозможные измерительные приборы системы технического зрения астронавигационные системы тепловизионные обзорнопоисковые системы и т. Однако режиму автономного функционирования должен предшествовать период обучения системы при временном участии оператора. Изображение эталона посредством оптической системы ОС и телевизионного датчика ТВД преобразуется сначала в аналоговый видеосигнал а затем с помощью формирователя бинарного сигнала ФБС в эталонный бинарный сигнал фиксируемый в...
38959. Функции узла предварительной обработки видеосигнала в структуре ТВК. Состав и назначение его основных компонентов 235.5 KB
  Состав и назначение его основных компонентов Основная функция устройства предварительной обработки УПО – преобразование видеосигнала представляющего собой последовательность видеоимпульсов соответствующих освещенностям в анализируемых точках изображения в адекватные значения кодов двоичных чисел. Кроме АЦП в составе УПО должны быть дополнительные аппаратные средства обеспечивающие условия оптимального согласования параметров видеосигнала с параметрами АЦП независимо от содержания кадра рис. Функциональная схема устройства...
38960. Методы моделирования на этапе проектирования ТВК. Достоинства и недостатки математического (компьютерного) и физического моделирования 30 KB
  Методы математического и физического моделирования проектируемой системы помогают решать задачи связанные с уточнением параметров решающих правил при реализации различных алгоритмов обработки сигналов в ТВК. Они способствуют выявлению обоснованных требований к отдельным звеньям системы особенно в тех случаях когда аналитические расчётные методики оказываются малоэффективными или достаточно сложными. Эта модель обычно включает в себя модели основных звеньев системы: изображения объекта оптической системы фотоприёмного узла анализатора...
38961. Задачи, решаемые на этапе предварительной обработки изображений в ТВК. Назовите и поясните некоторые из методов, которые могут использоваться для решения этих задач 53.5 KB
  Сокращение массива [E ij ] за счет исключения отсчетов сигнала от фона; – использование алгоритмов сглаживания для подавления некоррелированных шумов; – применение методов трансформирования двумерных массивов исходных изображений в двумерные массивы коэффициентов на основе ортогональных преобразований для последующей фильтрации выделения признаков наблюдаемых объектов и т. Подробнее рассмотрим алгоритмы предварительной фильтрации используемые при решении задачи обнаружения и селекции точечных объектов при наличии неоднородного фона....
38962. Алгоритмы трансформирования исходных изображений на основе ортогональных преобразований 68 KB
  Алгоритмы трансформирования исходных изображений на основе ортогональных преобразований С какой целью могут использоваться алгоритмы трансформирования исходных изображений на основе ортогональных преобразований Что общего и в чём различия между дискретным преобразованием Фурье и другими видами ортогональных преобразований. Один из видов ортогональных преобразований дискретное преобразование Фурье. В процессе ортогональных преобразований изображения имеющего сильные корреляционные связи между соседними элементами происходит...
38963. Алгоритмы выделения границ (контуров) объектов наблюдения в полутоновых и бинарных изображениях 166 KB
  После этого границы объекта могут быть найдены следующим образом.15 где: ij ∈ωгр – множество координат точек принадлежащих области изображения вблизи границ объекта; D – пороговое значение нормы градиента.15 обычно недостаточно для успешного выделения контуров объекта. Изменяя величину D можно в принципе менять соотношение между вероятностью выделения лишних точек ошибки первого рода и вероятностью пропуска контурных точек объекта ошибки второго рода.
38964. Методы автоматической идентификации объектов без выделения геометрических признаков. Их достоинства и недостатки 46.5 KB
  Идентификация заключается в сравнении изображения одного объекта со всеми эталонами заданного класса. Способ прямого сравнения изображения объекта с эталонным изображением. Пусть [Eij] – исходное изображение объекта; [Fij] – эталонное изображение.4 и следовательно могут возникнуть ошибки связанные с неправильной идентификацией объекта ошибки первого рода.
38965. Классификация телевизионных вычислительных комплексов (ТВК). На каких разделах теории статистических решений базируется разработка ТВК, решающих задачи обнаружения, распознавания или измерения параметров объектов наблюдения. Приведите примеры подобных зад 35.5 KB
  На каких разделах теории статистических решений базируется разработка ТВК решающих задачи обнаружения распознавания или измерения параметров объектов наблюдения. Приведите примеры подобных задач Понятие телевизионные вычислительные комплексы ТВК включает в себя очень широкий спектр телевизионных систем ТС предназначенных для решения самых разнообразных задач так или иначе связанных с наблюдением за объектами. Научной основой для проектирования ТВК является теория статистических решений включающая в себя три основных раздела: теорию...