3201

Деление понятий в логике

Контрольная

Логистика и транспорт

Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных. Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их...

Русский

2012-10-26

102.69 KB

23 чел.

1. Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных.

Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Деление понятий – логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия на ряд членов деления.

Таксономическое деление - выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий с точки зрения определенной характеристики , называемой основанием деления.

Дихотомическое деление - деление объема понятия на два класса, понятия которых находятся в отношении противоречия.

В данном случае применено дихотомическое деление (деление на два противоречащих понятия А и не-А):

А - дети воспитанные

не-А - дети невоспитанные

Деление правильное, поскольку соблюдены все правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

2. Определите отношения между понятиями и изобразите их круговыми схемами: а) врач, хирург, мужчина. Б) понятие, общее понятие, конкретное понятие.

А)  А - мужчина

     В - врач

     С - хирург

Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Между сравнимыми понятиями можно устанавливать отношения по объемам.

По характеру отношений между объемами понятия, имеющие общий ряд, делятся на совместимые и несовместимые.

В данном случае понятия А, В, С - совместимые понятия, т.к. их объемы полностью или частично совпадают

По типу совместимости А находится в отношении перекрещивания с В и С, так как совпадают частично, т.е. содержат общие элементы (мужчина (А) может быть как врачом (В), так и хирургом (С)). В находится в отношении подчинения к С, так как объем С целиком входит в объем В, но не исчерпывает его. В - подчиняющее понятие (врач), С - подчиненное понятие (хирург).

А

     В

С

 

Б) А - понятие

   В - общее понятие

   С - конкретное понятие

По типу совместимости А находится в отношении подчинения к В и С, В находится в отношении подчинения к С, так как объем одного понятия целиком включается в объем другого, но не исчерпывает его. А - подчиняющее понятие, В и С – подчиненные понятия по отношению к А. В по отношению к С - подчиняющее понятие, С – подчиненное понятие по отношению к А и В.

                            А

     В

3. Определите, соблюдены ли правила деления и, если нет, какие допущены ошибки: А) Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные. Б) Супружеские пары делятся на счастливые и несчастливые.

Деление понятий - логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия на ряд членов деления.

А) Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные

Таксономическое деление - выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий с точки зрения определенной характеристики, называемой основанием деления.

Существуют четыре правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

Здесь нарушено 2 правило деления: члены деления «умышленные преступления» и «неосторожные преступления» выделены по одному основанию а член деления «должностные преступления» - по другому. Следовательно - деление неправильное.

Б) Супружеские пары делятся на счастливые и несчастливые.

Дихотомическое деление - деление объема понятия на два класса, понятия которых находятся в отношении противоречия.

В данном случае применено дихотомическое деление (деление на два противоречащих понятия А и не-А):

А – счастливые супружеские пары

не-А - несчастливые супружеские пары

Деление правильное, поскольку соблюдены все правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

4. Восстановите энтимему до полного силлогизма и определите его правильность: Солнце - звезда, значит, оно проходит несколько стадий своей эволюции.

Категорический силлогизм – вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух истинных категорических суждений, связанных средним термином, следует заключение.

Энтимема – сокращенный силлогизм

В данной энтимеме пропущена большая посылка: звезда проходит несколько стадий своей эволюции.

Восстановим энтимему до полного силлогизма:

Пропущенная посылка - звезда (М) проходит несколько стадий своей эволюции (Р)

Звезда (М) проходит несколько стадий своей эволюции (Р)

Солнце (S) - звезда (M)

Солнце (S) проходит несколько стадий своей эволюции (P)

силлогизм построен по первой фигуре.

Правила первой фигуры силлогизма:

большая посылка должна быть общим суждением (выполнено)

меньшая посылка должна быть утвердительным суждением (выполнено)

Общие правила силлогизма:

1) по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением

2) по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительной

3) при одной частной посылке заключение должно быть частным

4) при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным

5) при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным

6) средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

7) термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении

Все правила 1 фигуры и общие правила силлогизма выполнены, следовательно, силлогизм правильный.

5. Определите фигуру силлогизма и соблюдение правил этой фигуры и общих правил силлогизма в данном примере: Все звезды святят собственным светом; некоторые небесные тела - звезды; значит, некоторые небесные тела светят собственным светом.

Все звезды (М) светят собственным светом (P)

Некоторые небесные тела (S) – звезды (M)

Некоторые небесные тела (S) светят собственным светом (P)

Большая посылка: все звезды (М) светят собственным светом (P)

Меньшая посылка : некоторые небесные тела (S) – звезды (M)

Заключение: некоторые небесные тела (S) светят собственным светом (P)

силлогизм построен по первой фигуре.

Правила первой фигуры силлогизма:

большая посылка должна быть общим суждением (выполнено)

меньшая посылка должна быть утвердительным суждением (выполнено)

Общие правила силлогизма:

1) по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением

2) по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительной

3) при одной частной посылке заключение должно быть частным

4) при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным

5) при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным

6) средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

7) термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении

Все правила 1 фигуры и общие правила силлогизма выполнены, следовательно, силлогизм правильный.

6. Установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений: а) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды. Б) Сахар бел. Сахар сладок.

суждение - мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями.

А) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды.

Ни одна рыба не может жить без воды – общеотрицательное суждение (Е)

Некоторые рыбы могут жить без воды – частноутвердительное суждение (I)

Между этими суждениями имеет место отношение противоречия (контрадикторности), они несовместимы по истинности и по ложности.

Б) Сахар бел. Сахар сладок

Сахар бел - общеутвердительное суждение (А)

Сахар сладок - общеутвердительное суждение (А)

Эти суждения находятся в отношении логической эквивалентности, следовательно они могут быть одновременно истинными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27207. Продумайте приемы работы с историческими документами 29 KB
  документы гос. документы международного характера договоры соглашения деловая переписка гос. документы связанные с политической борьбой программы воззвания речи политиков прокламации декларации 4. документы исторического характера хроники анналы летописи исторические сочинения 5.
27208. Продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории 23 KB
  продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории КАКИЕ ВИДЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЧЕМУ ВАЖНО Т. Основными приемами работы с художественной литературой являются: включение образов художественной литературы в изложение учителя в котором материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата а как неотделимый элемент красочного изложения; краткий пересказ художественного произведения; краткие стихотворные цитаты.
27209. Продумайте приемы работы со справочной литературой 22 KB
  Продумайте приемы работы со справочной литературой энциклопедии словари ЗАЧЕМ Для повышения интереса для углубления для любознательности. Приемы учитель разница понятий для сравнения из словарей.
27210. Покажите использование наглядного метода обучения 21.5 KB
  На репродукцию: орудия труда иллюстрации портреты схемы Творческий ученый портрет высказывание.
27211. Продумайте технологию разработки презентации урока 29 KB
  Продумайте технологию разработки презентации урока.лаконичность Этапы создания презентации 1.создание слайдов Подготовка и структурирование материала разработка графических материалов формирование информационных компонентов отлажка презентации 3.реализация и анализ презентации перевод пед.
27213. Предложите варианты формулировки темы урока 21.5 KB
  Либо формулирование идет в виде проблемного вопроса В виде изречения В виде шарады В зависимости от типа урока.
27214. Продемонстрируйте различные способы целеполагания на уроке истории 24.5 KB
  от учителя: общая цель и задачи триединство целей 2. Образовательная цель: Сформировать целостное представление об Афинах после греко персидских воин; продолжить формирование умений работы в группах; Развивающая цель: Продолжить формировать умение составлять рассказ выделять главное высказывать свою точку зрения; Воспитательная цель: Способствовать развитию у школьников интереса к истории приобщать их к культурному наследию прошлого. Цель урока: сформировать представление учащихся о городе Афины как центре греческой культуры показать...