3201

Деление понятий в логике

Контрольная

Логистика и транспорт

Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных. Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их...

Русский

2012-10-26

102.69 KB

23 чел.

1. Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных.

Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Деление понятий – логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия на ряд членов деления.

Таксономическое деление - выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий с точки зрения определенной характеристики , называемой основанием деления.

Дихотомическое деление - деление объема понятия на два класса, понятия которых находятся в отношении противоречия.

В данном случае применено дихотомическое деление (деление на два противоречащих понятия А и не-А):

А - дети воспитанные

не-А - дети невоспитанные

Деление правильное, поскольку соблюдены все правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

2. Определите отношения между понятиями и изобразите их круговыми схемами: а) врач, хирург, мужчина. Б) понятие, общее понятие, конкретное понятие.

А)  А - мужчина

     В - врач

     С - хирург

Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Между сравнимыми понятиями можно устанавливать отношения по объемам.

По характеру отношений между объемами понятия, имеющие общий ряд, делятся на совместимые и несовместимые.

В данном случае понятия А, В, С - совместимые понятия, т.к. их объемы полностью или частично совпадают

По типу совместимости А находится в отношении перекрещивания с В и С, так как совпадают частично, т.е. содержат общие элементы (мужчина (А) может быть как врачом (В), так и хирургом (С)). В находится в отношении подчинения к С, так как объем С целиком входит в объем В, но не исчерпывает его. В - подчиняющее понятие (врач), С - подчиненное понятие (хирург).

А

     В

С

 

Б) А - понятие

   В - общее понятие

   С - конкретное понятие

По типу совместимости А находится в отношении подчинения к В и С, В находится в отношении подчинения к С, так как объем одного понятия целиком включается в объем другого, но не исчерпывает его. А - подчиняющее понятие, В и С – подчиненные понятия по отношению к А. В по отношению к С - подчиняющее понятие, С – подчиненное понятие по отношению к А и В.

                            А

     В

3. Определите, соблюдены ли правила деления и, если нет, какие допущены ошибки: А) Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные. Б) Супружеские пары делятся на счастливые и несчастливые.

Деление понятий - логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия на ряд членов деления.

А) Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные

Таксономическое деление - выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий с точки зрения определенной характеристики, называемой основанием деления.

Существуют четыре правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

Здесь нарушено 2 правило деления: члены деления «умышленные преступления» и «неосторожные преступления» выделены по одному основанию а член деления «должностные преступления» - по другому. Следовательно - деление неправильное.

Б) Супружеские пары делятся на счастливые и несчастливые.

Дихотомическое деление - деление объема понятия на два класса, понятия которых находятся в отношении противоречия.

В данном случае применено дихотомическое деление (деление на два противоречащих понятия А и не-А):

А – счастливые супружеские пары

не-А - несчастливые супружеские пары

Деление правильное, поскольку соблюдены все правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

4. Восстановите энтимему до полного силлогизма и определите его правильность: Солнце - звезда, значит, оно проходит несколько стадий своей эволюции.

Категорический силлогизм – вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух истинных категорических суждений, связанных средним термином, следует заключение.

Энтимема – сокращенный силлогизм

В данной энтимеме пропущена большая посылка: звезда проходит несколько стадий своей эволюции.

Восстановим энтимему до полного силлогизма:

Пропущенная посылка - звезда (М) проходит несколько стадий своей эволюции (Р)

Звезда (М) проходит несколько стадий своей эволюции (Р)

Солнце (S) - звезда (M)

Солнце (S) проходит несколько стадий своей эволюции (P)

силлогизм построен по первой фигуре.

Правила первой фигуры силлогизма:

большая посылка должна быть общим суждением (выполнено)

меньшая посылка должна быть утвердительным суждением (выполнено)

Общие правила силлогизма:

1) по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением

2) по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительной

3) при одной частной посылке заключение должно быть частным

4) при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным

5) при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным

6) средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

7) термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении

Все правила 1 фигуры и общие правила силлогизма выполнены, следовательно, силлогизм правильный.

5. Определите фигуру силлогизма и соблюдение правил этой фигуры и общих правил силлогизма в данном примере: Все звезды святят собственным светом; некоторые небесные тела - звезды; значит, некоторые небесные тела светят собственным светом.

Все звезды (М) светят собственным светом (P)

Некоторые небесные тела (S) – звезды (M)

Некоторые небесные тела (S) светят собственным светом (P)

Большая посылка: все звезды (М) светят собственным светом (P)

Меньшая посылка : некоторые небесные тела (S) – звезды (M)

Заключение: некоторые небесные тела (S) светят собственным светом (P)

силлогизм построен по первой фигуре.

Правила первой фигуры силлогизма:

большая посылка должна быть общим суждением (выполнено)

меньшая посылка должна быть утвердительным суждением (выполнено)

Общие правила силлогизма:

1) по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением

2) по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительной

3) при одной частной посылке заключение должно быть частным

4) при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным

5) при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным

6) средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

7) термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении

Все правила 1 фигуры и общие правила силлогизма выполнены, следовательно, силлогизм правильный.

6. Установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений: а) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды. Б) Сахар бел. Сахар сладок.

суждение - мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями.

А) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды.

Ни одна рыба не может жить без воды – общеотрицательное суждение (Е)

Некоторые рыбы могут жить без воды – частноутвердительное суждение (I)

Между этими суждениями имеет место отношение противоречия (контрадикторности), они несовместимы по истинности и по ложности.

Б) Сахар бел. Сахар сладок

Сахар бел - общеутвердительное суждение (А)

Сахар сладок - общеутвердительное суждение (А)

Эти суждения находятся в отношении логической эквивалентности, следовательно они могут быть одновременно истинными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64353. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ГАЗОДИНАМІЧНОГО ЗАХИСТУ КАТОДІВ ПЛАЗМОТРОНІВ ДЛЯ НАЗЕМНИХ ВИПРОБУВАНЬ ЛІТАЛЬНИХ АПАРАТІВ 4.71 MB
  Рівень температури повітря за фронтом ударної хвилі обумовлює вимоги до рівня температур на стенді теплових випробувань і є найбільш важливою характеристикою.
64354. ОРГАНІЗАЦІЙНО-ПРАВОВІ ЗАСАДИ АДМІНІСТРАТИВНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СПЕЦІАЛЬНИХ УСТАНОВ ОРГАНІВ ВНУТРІШНІХ СПРАВ 153 KB
  Значна кількість завдань міліції реалізується в процесі виконання своїх функцій спеціальними установами органів внутрішніх справ. Проте організаційно-правові основи діяльності цих установ ОВС України, незважаючи на їх теоретичну і практичну важливість...
64355. Підвищення конкурентоспроможності молокопереробних підприємств в умовах членства України в СОТ 183.5 KB
  Проблема конкурентоспроможності в аграрному секторі економіки є високоактуальною, що пов’язано із важливістю вирішення питань забезпечення продовольчої безпеки кожної країни в сенсі покращення здоров’я людей шляхом підвищення економічної ефективності виробництва продукції.
64356. МЕТОДИКА НАВЧАННЯ ПРОГРАМНИХ ЗАСОБІВ ЗАХИСТУ ІНФОРМАЦІЇ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ-ПЕДАГОГІВ 222.5 KB
  Важко уявити сучасний заклад підприємство без розвиненої інформаційної інфраструктури: сукупності інформаційних центрів банків даних і знань центрів керування апаратнопрограмних засобів і технологій забезпечення збору зберігання обробки і передачі інформації...
64357. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМ ГОМЕОСТАЗУ ТА ШЛЯХИ ЙОГО КОРЕКЦІЇ НА ЕТАПАХ КОМПЛЕКСНОГО ЛІКУВАННЯ ХВОРИХ НА ГЕНЕРАЛІЗОВАНИЙ ПАРОДОНТИТ 344.5 KB
  Мета дослідження обгрунтування концепції комплексного індивідуального лікування хворих на генералізований пародонтит на підставі визначення ролі систем гомеостазу в патогенезі пародонтиту вивчення дизбіотичних...
64358. Розвиток методів розрахунку систем охолоджування роторів газових турбін 2.57 MB
  В найближчому майбутньому освоєння високих температур газу відбуватиметься головним чином за рахунок вдосконалення систем охолоджування зокрема шляхом вдосконалення охолодження роторів турбін.
64359. Сформованість готовості майбутніх учителів до організації міжособистісних взаємин в учнівському колективі підлітків 435.5 KB
  Національна освіта переживає критичне та конструктивне переосмислення дійсності, пов’язане з глибоким перетворенням усіх сфер суспільного життя. Сьогодні пріоритетними у навчально-виховному процесі є: гуманізація, становлення сучасних засад морально-етичного виховання...
64360. Оптимізація процесу фізичного виховання студентів транспортних спеціальностей на основі поглибленого курсу професійно-прикладної фізичної підготовки 263.5 KB
  Дотепер накопичений досить великий арсенал наукових досліджень щодо застосування ППФП в освітньому процесі студентів майбутніх фахівців різних галузей господарства Сущенко Л. Недостатньо досліджено питання обґрунтованості вибору вправ професійноприкладної...
64361. УСВІДОМЛЕННЯ ПРОФЕСІЙНОГО ВИБОРУ МАЙБУТНІМИ ВЧИТЕЛЯМИ ЯК ЧИННИК САМОЗДІЙСНЕННЯ ОСОБИСТОСТІ 186.5 KB
  Процес вибору професії доволі складний тривалий і суперечливий. Професійне становлення особистості що починається з вибору професії не закінчується ним.