3201

Деление понятий в логике

Контрольная

Логистика и транспорт

Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных. Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их...

Русский

2012-10-26

102.69 KB

22 чел.

1. Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных.

Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Деление понятий – логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия на ряд членов деления.

Таксономическое деление - выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий с точки зрения определенной характеристики , называемой основанием деления.

Дихотомическое деление - деление объема понятия на два класса, понятия которых находятся в отношении противоречия.

В данном случае применено дихотомическое деление (деление на два противоречащих понятия А и не-А):

А - дети воспитанные

не-А - дети невоспитанные

Деление правильное, поскольку соблюдены все правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

2. Определите отношения между понятиями и изобразите их круговыми схемами: а) врач, хирург, мужчина. Б) понятие, общее понятие, конкретное понятие.

А)  А - мужчина

     В - врач

     С - хирург

Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Между сравнимыми понятиями можно устанавливать отношения по объемам.

По характеру отношений между объемами понятия, имеющие общий ряд, делятся на совместимые и несовместимые.

В данном случае понятия А, В, С - совместимые понятия, т.к. их объемы полностью или частично совпадают

По типу совместимости А находится в отношении перекрещивания с В и С, так как совпадают частично, т.е. содержат общие элементы (мужчина (А) может быть как врачом (В), так и хирургом (С)). В находится в отношении подчинения к С, так как объем С целиком входит в объем В, но не исчерпывает его. В - подчиняющее понятие (врач), С - подчиненное понятие (хирург).

А

     В

С

 

Б) А - понятие

   В - общее понятие

   С - конкретное понятие

По типу совместимости А находится в отношении подчинения к В и С, В находится в отношении подчинения к С, так как объем одного понятия целиком включается в объем другого, но не исчерпывает его. А - подчиняющее понятие, В и С – подчиненные понятия по отношению к А. В по отношению к С - подчиняющее понятие, С – подчиненное понятие по отношению к А и В.

                            А

     В

3. Определите, соблюдены ли правила деления и, если нет, какие допущены ошибки: А) Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные. Б) Супружеские пары делятся на счастливые и несчастливые.

Деление понятий - логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия на ряд членов деления.

А) Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные

Таксономическое деление - выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий с точки зрения определенной характеристики, называемой основанием деления.

Существуют четыре правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

Здесь нарушено 2 правило деления: члены деления «умышленные преступления» и «неосторожные преступления» выделены по одному основанию а член деления «должностные преступления» - по другому. Следовательно - деление неправильное.

Б) Супружеские пары делятся на счастливые и несчастливые.

Дихотомическое деление - деление объема понятия на два класса, понятия которых находятся в отношении противоречия.

В данном случае применено дихотомическое деление (деление на два противоречащих понятия А и не-А):

А – счастливые супружеские пары

не-А - несчастливые супружеские пары

Деление правильное, поскольку соблюдены все правила деления:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему родового (делимого) понятия

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться)

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

4. Восстановите энтимему до полного силлогизма и определите его правильность: Солнце - звезда, значит, оно проходит несколько стадий своей эволюции.

Категорический силлогизм – вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух истинных категорических суждений, связанных средним термином, следует заключение.

Энтимема – сокращенный силлогизм

В данной энтимеме пропущена большая посылка: звезда проходит несколько стадий своей эволюции.

Восстановим энтимему до полного силлогизма:

Пропущенная посылка - звезда (М) проходит несколько стадий своей эволюции (Р)

Звезда (М) проходит несколько стадий своей эволюции (Р)

Солнце (S) - звезда (M)

Солнце (S) проходит несколько стадий своей эволюции (P)

силлогизм построен по первой фигуре.

Правила первой фигуры силлогизма:

большая посылка должна быть общим суждением (выполнено)

меньшая посылка должна быть утвердительным суждением (выполнено)

Общие правила силлогизма:

1) по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением

2) по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительной

3) при одной частной посылке заключение должно быть частным

4) при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным

5) при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным

6) средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

7) термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении

Все правила 1 фигуры и общие правила силлогизма выполнены, следовательно, силлогизм правильный.

5. Определите фигуру силлогизма и соблюдение правил этой фигуры и общих правил силлогизма в данном примере: Все звезды святят собственным светом; некоторые небесные тела - звезды; значит, некоторые небесные тела светят собственным светом.

Все звезды (М) светят собственным светом (P)

Некоторые небесные тела (S) – звезды (M)

Некоторые небесные тела (S) светят собственным светом (P)

Большая посылка: все звезды (М) светят собственным светом (P)

Меньшая посылка : некоторые небесные тела (S) – звезды (M)

Заключение: некоторые небесные тела (S) светят собственным светом (P)

силлогизм построен по первой фигуре.

Правила первой фигуры силлогизма:

большая посылка должна быть общим суждением (выполнено)

меньшая посылка должна быть утвердительным суждением (выполнено)

Общие правила силлогизма:

1) по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением

2) по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительной

3) при одной частной посылке заключение должно быть частным

4) при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным

5) при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным

6) средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

7) термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении

Все правила 1 фигуры и общие правила силлогизма выполнены, следовательно, силлогизм правильный.

6. Установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений: а) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды. Б) Сахар бел. Сахар сладок.

суждение - мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями.

А) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды.

Ни одна рыба не может жить без воды – общеотрицательное суждение (Е)

Некоторые рыбы могут жить без воды – частноутвердительное суждение (I)

Между этими суждениями имеет место отношение противоречия (контрадикторности), они несовместимы по истинности и по ложности.

Б) Сахар бел. Сахар сладок

Сахар бел - общеутвердительное суждение (А)

Сахар сладок - общеутвердительное суждение (А)

Эти суждения находятся в отношении логической эквивалентности, следовательно они могут быть одновременно истинными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58836. Український народний одяг – складова духовної культури 64.5 KB
  Мета: познайомити учнів із декоративно – ужитковим мистецтвом на прикладі національного костюма; художніми особливостями народного одягу, його обереговим значенням, важливим елементом матеріальної та художньої культури; дати історичні відомості про розвиток національного костюма...
58839. Ділення раціональних чисел 152 KB
  Сформувати в учнів навички виконання ділення над раціональними числами обчислення значень виразів що містять раціональні числа з використанням чотирьох арифметичних дій; розвивати позитивні риси особистості...
58840. Ходовая часть легкового автомобиля 8.34 MB
  Подвеска автомобиля, или система подрессоривания — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Качество подвески не только определяет плавность хода автомобиля, но и влияет на другие эксплуатационные показатели: устойчивость, проходимость, надежность. Скорость движения автомобиля по неровным дорогам обычно ограничивается не располагаемой мощностью двигателя
58841. Розв’язування нестандартних задач 120 KB
  Програма факультативного курсу допомагає розширити вивчення програмового матеріалу доповнити базову програму з математики новими темами забезпечити повторення всього курсу математики посилити практичну сторону застосування теоретичних знань при розв’язуванні задач різного рівня...
58842. Електричний струм у розчинах і розплавах електролітів. Закони електролізу. Застосування електролізу 79 KB
  Закони електролізу. Застосування електролізу Мета: роз’яснити учням фізичну природу електропровідності рідких провідників навчити учнів застосовувати закони електролізу Фарадея під час розв’язання задач. Ознайомити з технічним застосуванням електролізу. Тип уроку: виклад нового матеріалу Демонстрації: явище електролізу; фрагмент відеофільму “Електроліз та його промислове застосуванняâ€.
58843. Пути повышения производительности труда в ООО «Адидас» 529.13 KB
  Изучить современные подходы к проблеме совершенствования экономической деятельности; проанализировать современное состояние путей повышения производительности труда на предприятии; выявить резервы и пути повышения эффективности работы персонала; выявить и обосновать связь работы персонала и эффективности деятельности предприятия...
58844. Рослинна символіка українського фольклору 595 KB
  Білий колір символ невинності чистоти доброчесності радості світла легкості. знак порожнечі безтілесності мовчання смерті 3 Жовтий колір світло радість повага колір золота зрілого колосся пшениці жита ячменю зів’ялого листя колір...