32045

Соотношение корня слова и основы слова

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Соотношение корня слова и основы слова Все морфемы можно разделить на два больших класса: корни и аффиксы ffixus от лат – прикрепленный. Основа может состоять из одного корня например дом из корня со словообразовательным суффиксом одним или несколькими например домик красный ый окончание красненький ий окончание; из корня и приставки например пригород ; из корня приставки и суффикса например сделать ть суффикс инфинитива не входящий в основу выражает роль которую играет глагол в предложении.

Русский

2013-09-01

22 KB

0 чел.

Вопрос 33. Соотношение корня слова и основы слова

Все морфемы можно разделить на два больших класса: корни и аффиксы ( affixus от лат – прикрепленный). Корнем называется общая часть родственных слов, в кот заключено их основное значение.

Основа в языкознании, часть слова, являющаяся носителем его лексического значения, остающаяся за вычетом аффиксов словоизменения (окончаний). Основа может состоять из одного корня, например "дом", из корня со словообразовательным суффиксом, одним или несколькими, например "дом-ик", "крас-н-ый" ("-ый" - окончание), "крас-н-еньк-ий" ("-ий" - окончание); из корня и приставки, например "при-город"; из корня, приставки и суффикса, например "с-дел-а-ть" ("-ть" - суффикс инфинитива, не входящий в основу, выражает роль, которую играет глагол в предложении). Иными словами основа – часть слова, к которой могут присоединяться аффиксы.

Минимальная основа совпадает с корнем.

Пример: русский корень «чит» со значением ‘читать’ есть основа, допускающая присоединение суффиксов А, АЙ, К. При помощи этих суффиксов образуются три вторичные основы, к которым, в свою очередь, можно добавлять суффиксы: ЧИТА может присоединить Л, В, ТЕЛЬ и др. ЧИТАЙ – Я, Ю, ЮТ и др. И, наконец, к основе ЧИТК можно добавить А, У, ОЙ. Третичными основами являются ЧИТАЛ, ЧИТАВ, ЧИТАТЕЛЬ, к ним тоже можно присоединить аффиксы, но ЧИТАЯ или ЧИТКУ основами считаться не могут, т.к. к ним нельзя добавить аффиксы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62546. Действия с информацией. Хранение информации 24.73 KB
  Цель урока: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией информационных процессах; познакомить со способами хранения информации. Изучением всевозможных способов передачи хранения и обработки информации.
62547. Открытие протона и нейтрона 960.86 KB
  Учитель записывает под диктовку на доску. Учитель вносит дополнения в список на доске. Учитель дополняет список на доске.
62549. Основные соединения серы 42.31 KB
  Многие характеристики серы помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока. Этап целеполагания и планирования Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение серы и тема нашего урока Основные соединения серы...
62550. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЮБКИ. РАЗРАБОТКА ИДЕЙ И ВЫБОР ЛУЧШЕЙ 1.88 MB
  Главное для нас не ошибиться в подборе фасона конической юбки ткани для ее изготовления и цветовой гамме. Такие юбки могут носить девушки и женщины разных возрастов так как они смотрятся очень модно и стильно кроме того для их пошива можно использовать...
62551. Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева Вратарь 42.07 KB
  Цели урока: дать понятие о жанровых особенностях репортажа подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей которых изобразил художник...
62552. Все в твоих руках! 25.03 KB
  Но для начала давайте ответим на вопрос что такое здоровье вообще ответы детей. Таким образом репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни способность к воспроизведению рождению детей и возможность решать когда и как часто это делать.
62554. Синонимы 22.43 KB
  Предметные задачи урока: расширить знания детей о синонимах учить правильно употреблять слова-синонимы в речи. Сегодня будем писать гласную которая есть в словах приятель товарищ но нет в слове друг...