32049

Новый Завет

Доклад

Религиоведение и мифология

Новый Завет из 27 книг которые можно поделить на следующие разделы: евангелия основная часть Нового Завета тексты написанные учениками Иисуса Христа. историческая книга книга Деяния святых апостолов приписываемая евангелисту Луке: исторический рассказ о подвижничестве последователей Христа распространявших христианскую веру и о росте и усилении древней церкви. пророческая книга Откровение Апокалипсис откровение Святого апостола Иоанна Богослова полученное от Бога: антихрист второе пришествие Христа конец света...

Русский

2013-09-01

137 KB

5 чел.

44 Новый Завет

НОВЫЙ ЗАВЕТ  содержит 27 книг, составляющих вторую часть христианской Библии. Завет называется Новым, поскольку христиане верят, что Иисус Христос скрепил своей кровью новый (второй) союз-договор между Богом и человеком (первый – договор, заключенный Богом с Моисеем на горе Синай).

В отличие от Ветхого Завета, который предположительно написан в XV—IV вв. до н. э., Новый был предположительно написан в I веке н. э., изначально на греческом языке (кроме, возможно, первого евангелия (от Матфея), которое могло быть написано на арамейском, а потом уже переведено на греческий).
Состав книг Священного писания (куда вошло Евангелие) был утвержден Церковью в
III веке.
Иисус не оставил после себя никаких сочинений; все сведения, приведенные в книгах, описывающих его жизнь и объясняющих смысл его служения, исходят от его первых последователей-апостолов и их учеников. Новый Завет из 27 книг, которые можно поделить на следующие разделы:

  1.  евангелия — основная часть Нового Завета (тексты, написанные учениками Иисуса Христа. Всего существует четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три – синоптические, т.к. с 18 в. их издавали в виде синопсиса – параллельными столбцами; от Иоанна – резко отличается, написано на несколько десятков лет позже других, дополнение первых трех)
    Их содержание составляет «благая весть» об Иисусе Христе – о его рождении, служении, выразившемся в проповеди и в сотворенных им чудесах, о его смерти и воскресении.
  2.  историческая книга (книга «Деяния святых апостолов», приписываемая евангелисту Луке: исторический рассказ о подвижничестве последователей Христа, распространявших христианскую веру, и о росте и усилении древней церкви.)
  3.  учительные книги – соборные послания, т.е обращены ко всем христианам, а не к частным лицам; излагаются общеобязательные для всех христиан правила веры и благочестия, почти нет биографических сведений (послания: Иакова, Петра (2), Иоанна Богослова (3), Иуды). Послания апостола Павла имеют более специфический характер. Выделяется личность самого апостола и обстоятельства в его апостольской деятельности.
  4.  пророческая книга (Откровение (Апокалипсис) - откровение Святого апостола Иоанна Богослова, полученное от Бога: антихрист, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд; победа Бога над грехом)

Все эти книги располагаются в Новом Завете в соответствии с естественной смысловой последовательностью.
Многократно переписывая Новый Завет, чтобы удовлетворить растущие потребности церкви, писцы вносили в него множество изменений. Копиисты не только допускали невольные ошибки. В результате возникали многочисленные чтения - ок. 200 000. Более 95% этих разночтений не затрагивают понимания смысла текста.

45. Источники по истории раннего христианства. Дискуссия об историчности Иисуса Христа.

      По истории раннего христианства сохранилось большое количество самых разнообразных источников. Они могут быть разделены на разные категории:

- Ветхий Завет

- канонические книги Нового Завета - священные тексты – Карфагенский Вселенский Собор 419 г. (27 книг) - происхождение христианства, организация первохристианских общин, основы вероучения, первые обряды, отношение к иудейству, языческим культам и т.д.

- апокрифические (неканонические) произведения, повествующие о жизни и проповеди Иисуса Христа, его апостолов, но не признаваемые церковью в качестве священных текстов (произведения отцов церкви - выдающихся деятелей христианской церкви II-III вв). содержат подробности, которые дополняют и корректируют известия новозаветных книг о жизни Иисуса, его деятельности, вероучении. Найденный в Египте сборник из 14 заповедей-изречений Иисуса Христа – «Логии Иисуса Христа».

- произведения иудейской традиции (Талмуд, собрание кумранских документов (найдены впервые в 1947 г. на побережье Мертвого моря) – первохристианские общины вели сходный с кумранитами образ жизни, труды иудейского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» - говорит о проповеди, казни и воскресении Иисуса в годы правления Пилата в Палестине)

- произведения античной литературы, в которых нет прямых упоминаний о христианах, но содержится много сведений об общей культурной обстановке и общественных настроениях, на фоне которых формировалось христианство, а также упоминание о первых христианах (произведения Сенеки, Тацита, Плутарха, Апулея, Ювенала и др.).

- памятники христианской археологии (Египет (папирусы с текстами), Рим; подземные кладбища-катакомбы с символикой – пальмовые ветви, якоря; остатки христианских базилик; предметы культа; надписи в Помпеях и др. странах).

Вопрос об историчности Иисуса Христа:

Продолжаются споры об историчности Иисуса Христа. Существуют небиблейские источники, но информация в них скудна. Самое раннее свидетельство – 64 г. (содержится в «Анналах» Тацита, написанных уже позже во II в.): говорится о казнях Нероном христиан, обвинив их в поджоге Рима. Сведения в переписке Плиния Младшего с Траяном (ок. 113 г.) – просьба дать указания, как поступать с христианами. В Талмуде – о казни Иисуса бен-Пандиры (но не ясно, идет ли речь о евангельском Иисусе). Но мало говорится о личности Христа, а образ Иисуса из Назарета появляется в 8 в.

Еще в XIX в. в историографии сформировались две научные школы - мифологическая и историческая.

Мифологическая школа признавала образ Иисуса Христа в Евангелиях мифическим, созданным искусственно авторами Евангелий много десятилетий спустя после предполагаемого времени существования Иисуса (Б. Бауэр, Д. Робертсон и др.).

Историческая школа (Ю. Вельгаузен, А. Гарнак, Р. Эйслер) придерживалась того взгляда, что в основе евангельских рассказов лежит реальное историческое содержание, что Иисус Христос был реальным проповедником, который жил в первой половине I в. н. э., и был основателем первой общины христиан, создателем основных положений нового вероучения. Обожествление реального Иисуса, введение в рассказ всех элементов чудесного и сверхъестественного, мифологизация его образа, придание ему черт божества, каковым он и выступает в евангельских преданиях, произошло много позже смерти реального основателя.

46 Становление христианской церкви, формирование догматики и культа.

Словом церковь в христианстве обозначаются как отдельные христианские общины, так и их универсальная, иерархически организованная управляющая структура, социальный

институт. В качестве такового церковь существует со 2 в. Ее высшим органом с 3 в. становятся съезды епископов - соборы, сначала поместные, а позже - вселенские. Верующие обязаны повиноваться епископам и духовенству вообще, посредничающего между Богом и человеком.

Постепенно над епископами местечек и поселений возникает надстройка из епископов областей - митрополитов и патриархов. Епископы столицы империи стали претендовать на главенствующую роль в христианстве, чему противилось провинциальное духовенство. Однако иерархия была необходима для единения церкви.

Это вело к неизбежному возвышению митрополитов и патриархов, а после разделения Римской империи на Западную и Восточную (396 г.) к соперничеству столичных патриархов между собой, приведшему к расколу между восточным и западным христианством. Постепенно христианская церковь превращается в серьезную политическую силу, с которой вынуждены были считаться римские императоры. Константин в первой половине 4 в. дал христианской церкви свободу, и за это был признан церковью равноапостольным. Именно при нем началось вмешательство светской власти в жизнь церкви, привлечение ее на сторону власти и  превращение в опору государства.

В середине 4 в. христианская церковь, имея централизованную организацию, добилась для положения главенствующей религии в империи, а в конце 4 в. императорским указом были закрыты все язычные храмы.

Характеристика этого этапа становления христианства была бы не полной без упоминания деятельности апологетов христианства (Юстин, Татиан, Тертуллиан) - первые христианские писатели, выступавшие во 2-3 вв. Становление христианской религии невозможно также представить без произведения так называемых отцов церкви (Ориген, Иоанн Златоуст, Иоанн Домаскин, Августин Блаженный и др.), разработавших в 2-8 вв. основы христианской идеологии.

В первоначальный период (2-3 вв.) главное содержание их произведений - патристики - составляла защита христианства перед лицом императоров и в борьбе с ересями. В ходе этой борьбы отцы церкви завершили формулировку важнейших догматов христианства, а Августин даже создал развернутую Богославскую систему.

Важная роль в процессе выработки догматических «формул» принадлежит каппадокийским богословам 4 в. Григорию Назианзину, Василию Кесарийскому, Григорию Нисскому.

В 5 в. в Византии обособилось монофиситское направление христианства, которое, в отличие от  большинства христиан,  признающих двойственную природу Христа - божественную и человеческую, считало Христа не Богочеловеком, а Богом. В это же время возникло и другое направление христианства - несторианство (по имени константинопольского патриарха Нестора), считавшего наоборот, что Христос – человек, ставший обителью божества через посредничество Святого Духа.

    Значительное место в христианской религии занимает культ

- различных предметов

- сверхъестественных существ и явлений

осуществляемый в форме  богослужений, обрядов, таинств, празднеств и т.п. При их осуществление человек вступает в общение с Богом  или святыми, заручается их покровительством и поддержкой. Культовые действия – сложная совокупность совершаемых по определенным правилам действий, имеющих символическое значение, что делает необходимым наличие посвященного в них духовенства. Возникновение культа обусловлено потребностью верующих славословить и благодарить Господа за его всемогущество и благость, а также обращаться к нему за помощью и поддержкой. Только к середине 6 в. было решено изображать Сына Божьего в человеческом облике. Культ Богоматери появился в 4 в. Культ креста очень старый, но крест как символ Христа получил распространение лишь в 5-6 вв. В течение нескольких веков вводилось миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь, священство. Триединство Бога: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой.

В православном и католическом культе весьма значительную роль играют величественные и богато украшенные храмы, торжественное облачение священнослужителей, длительные, частные и сложные богослужения, религиозные таинства, обряды, посты, праздники (устраиваются песнопения, молитвы, обряды), культы икон, святых и мощей. Христианский культ включает в себя многочисленные обряды - обращения к Богу или святым с просьбами, жалобами, мольбами (молитвы), поклонение изображению Бога или святых, поклонение кресту как символу христианства, святым и мощам.

47 Католицизм: особенности вероучения и культа

Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (более 1 млрд. приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того, папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католицизм утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.

Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.)

Только со 2 Ватиканского Собора (1962-65) было разрешено служение на национальных языках.

Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь монашество, у католиков же безбрачие (целибат, принятый с 12 в.) обязательно для всего духовенства.

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник – черная сутана, епископ – фиолетовая, кардинал – пурпурная, папа – белая сутана. Папа надевает митру (повязка) и тиару (тройная корона) как знак высшей земной власти, а также паллий – ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост – адвент. Рождество – наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление – праздник трех царей – в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса – символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии – символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников – Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).

За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.

Резиденция Папы – Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

48 Протестантизм: возникновение, особенности вероучения и культа

Одно из трех, наряду с Католицизмом (см. Папство) и Православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Основатель - Мартин Лютер (евангелически-лютеранская церковь). Выступил против догматов католической церкви, в частности против индульгенций, контроля духовенством веры и совести на правах посредника между людьми и Богом. Основные идеи изложены в принципах Реформации в виде 95 тезисов. На Шпейерском сейме в 1529 г. было вынесено решение в пользу папы и осуждена деятельность Мартина Лютера. Однако представители 14 немецких городов выступили с “Протестацией” против этого решения. Они и были впервые названы протестантами. Позднее протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отклонившихся в ходе Реформации 16 века от католицизма. Триединство Бога. Лютеране верят, что люди могут быть спасены только по Божьему милосердию, благодаря жертве Христа, и только через свою веру в Христа. «Аугсбургское вероисповедание», катехизисы Лютера, «Книга согласия». Сохраняется епископат, литургия, два таинства – крещение и причащение. Нет икон, распятий, облачений духовенства и алтаря (75 млн. чел).

Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин, основатель кальвинизма (имело большое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии (как пресвитерианство), позднее в США). Для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий Завет. Разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди делятся на избранных и осужденных. Человек никакими действиями ничего не может изменить: избран – определен к спасению, отвержен – к вечным мучениям. «Наставление в христианской вере», «Церковные установления», «Женевский катехизис», «Галльское исповедание».

Конгреционалисты (Великобритания, Голландия, Швеция) – утверждают полную вероисповедную и организационную автономию каждой конгрегации, строгие пуритане. Привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Получателем благодати считают всю общину.

Пресвитериане – умеренные пуритане. Государственное учение Шотландии. Во главе общины “выборный” пресвитер. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни Символ Веры, ни “Отче наш”. Праздниками считаются только выходные дни.

Англиканская церковь – государственная церковь Англии. В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха 8 главой церкви. В середине 16 века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, отменили обязательное безбрачие духовенства, почитание святых. От католичества остались епископальная власть как основа церковной монархии; догмат спасения верой; критерий веры – священное писание; английский монарх – глава церкви.  Два таинства – крещение и причащение. «Большая Библия», «Десять статей», «Шесть статей», «Королевская книга», «42 статьи веры», «Книга общих молитв», «Символ веры».

Баптисты и евангелисты – наиболее массовое учение. Последователи баптизма крестят только взрослых людей (“человек должен принять веру сознательно”). Богослужение состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангелисты сохранили четыре обряда: крещение, причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест – не символ для почитания.

Со временем католицизм породил более 250 направлений. Существует от 340 до 480 млн. протестантов. Среди них: баптисты – 75 млн. человек; лютеране – 70, англиканская церковь – 67, пресвитериане – 52, методисты – 43 (миссионерская деятельность, 25 статей символов веры; спасение через веру и добрые дела), пятидесятники – 8 (США, конец 19 в.: в основе рассказ в «Деяниях апостолов» о сошествии апостолов на 50-й день после Пасхи), свидетели Иеговы – 5 (США, 1931 г., отрицают Троицу, единый Бог – Иегова; близкая битва Иеговы против Сатаны – «армагеддон» - новое теократическое гос-во во главе с Христом), Армия спасения – 5, мормоны – 5, конгреционалисты – 3, адвентисты – 3 млн, квакеры (богослужение - внутренняя беседа с Богом и проповедь) – 200 тыс.. Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями культа и организации, но связаны общим происхождением и догматикой.

Основное положение протестантов – возможность непосредственной связи человека с Богом, без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства – священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются  крещение и причащение. Они не подчинены Папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв, пения псалмов. Не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Протестантская церковь отмечает как праздники все дни, посвященные Иисусу Христу: Рождество (25.12), Богоявление, Пасху, Вознесение, Пятедисятницу-Троицу, Иоанов день (2 июня), День Реформации – 31 октября, День Благодарения.

49 Поздний протестантизм: протестантские деноминации.

Название "деноминация" происходит от латинского слова denominatio -"наделение особым именем". Представить всё многообразие форм протестантства поможет перечень самых крупных деноминации по времени их возникновения (они в свою очередь нередко делятся на более мелкие секты и группы или причудливо переплетаются, составляя отдельные направления).
    
XVI в.: реформаты (евангелисты), лютеране, кальвинисты, арминиане, пресвитериане, цвинглиане, анабаптисты, меннониты, англикане;
    
XVII - XVIII вв.: пуритане, квакеры, баптисты, пиетисты, методисты, унитариане;
    
XIX в.: адвентисты, Армия спасения;
    
XX в.: евангелисты, Движение святости, пятидесятники (множество самых разнообразных течений, в том числе Ассамблеи Бога, евангельские христиане).

        Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: - - ----- баптисты (возник в начале XVII в. в двух разновидностях: "общий", разделяющий взгляды арминиан о свободе воли человека, и "частный", принимающий кальвинистскую доктрину предопределения)

- методисты

- квакеры

- адвентисты (направление, возникшее в 30-х гг. XIX в. на основе баптизма и пророчеств Уильяма Миллера о Втором пришествии Христа)

- пятидесятники (современное течение в протестантстве, придающее особое значение духовным дарам, которые даёт крещение Духом Святым)

- свидетели Иеговы

- мормоны (или "Святые последних дней")

- Армия спасения

- Христианская наука и ряд других.

Формирование большинства этих течений проходило под знаком "религиозного возрождения" (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.
         К этому можно добавить, что появление новых протестантских конфессий происходило в ХХ в., по всей вероятности, новые разновидности протестантизма будут рождаться и в нынешнем веке. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, Свидетелей Иеговы и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета Церквей.

50 Мухаммед (Мухаммед, Магомет)

Сведения о жизни Мухаммеда ограничиваются лишь мусульманскими источниками, достоверность которых не подтверждена. Самое раннее жизнеописание Мухаммеда было написано Ибн Исхаком спустя 120 лет после смерти основателя ислама. Однако оно не дошло до нас, а сохранились лишь некоторые его фрагменты в цитатах более поздних авторов. Древнейшее из целиком дошедших до нас и каноническое для мусульман – «Жизнеописание» Ибн Хишама – написано спустя почти двести лет после смерти Мухаммеда.

Все это время среди мусульман существовало устное предание в виде небольших рассказов-хадисов.

Поскольку Мухаммед считался образцом для подражания и самым совершенным человеком, то ранние богословские школы пытались возвести все свои мнения к его авторитету. Это объясняет большое количество выдуманный историй в мусульманском предании.

Традиционно приписываемый Мухаммеду год рождения – 570. его отец Абдаллах умер до рождения сына. Мать – Амина. Младенца при рождении назвали Котаном. После благодарения богам Каабы за их благословение глава рода Хашим Абд аль-Муталлиб назвал своего внука Мухаммедом («Восхваленный»). В отрочестве он был пастухом, а также ходил с караванами. В Сирии христианский отшельник распознал в нем будущего пророка.

В 25 лет поступил на службу к Хадидже, на которой впоследствии женился. Ежегодно Мухаммед уединялся на горе Хира, неподалеку от Мекки. В 610 г., уединяясь, когда ему было около 40 лет, ему явился призрак, которого позднее назвали Гавриилом. Он силой заставил Мухаммеда прочитать стихи – первые строки «Откровения». Призвание Мухаммеда очень напоминает способ призвания шаманами духов. Хадиджа помогла в формировании убеждения Мухаммеда о его избранности. Три года он рассказывал о произошедшем только в интимном кругу. Появились первые последователи – мусульмане («покорные» Аллаху): родственники (жена, племянник Али) и близкие знакомые; раб Мухаммеда - Зейд.

Существуют версии, что Мухаммед страдал эпилепсией или имитировал откровения и дурачил последователей. Также существует версия, что он действительно видел видения, но они были сгенерированы отрицательными духовными силами, т.е. он находился под воздействием бесов.

В первой проповеди Мухаммед возвестил о единобожии – Аллах, об отказе от поклонения ложным богам и о неотвратимости Последнего Суда, тогда тем, кто уверовал, воздастся. Мухаммед пытается выйти на проповедь за пределы Мекки, но он в первый раз был заброшен камнями. Как проповедник он был несостоятелен. Первая хиджра – 615 г., 2-ая – 622 г. По прибытии Мухаммеда была во Медине построена первая мечеть. Все проповеди Мухаммеда были в стихотворной форме, но весьма относительного качества, как утверждали поэты, которых он приказал убить.

Мухаммед начал вооруженные сопротивления против Мекки. 630 г. – Мекка капитулировала. Мухаммед простил заклятых врагов, которые поспешили принять ислам. В год смерти (632, в Медине) Мухаммед совершил ритуал хаджа в Каабу, очищенную от идолов, и совершил обряд поклонения черному камню. В год смерти насчитывалось около 100 000 приверженцев ислама.

51 Коран и коранистика  

       Коран – главная священная книга мусульман, в которой зафиксированы божественные откровения. Его ниспослание Мухаммаду осуществлялось посредством Джибрила (Гавриила). В свою очередь Пророк посредством проповедей знакомил с содержанием своих откровений широкий круг людей. При жизни Мухаммада коранический текст передавался преимущественно изустно. Первые письменные версии Корана появились вскоре после кончины Пророка. Во избежание разночтений по указанию халифа Усмана группа авторитетных сподвижников Пророка во главе с Зайдом ибн Сабитом создала сводный текст Корана. С Усмановой редакцией Корана были сделаны несколько копий и разосланы в крупнейшие города. Дошедшие до наших дней старейшие списки Корана датируются 7-8 вв. Один из них хранится в Мекке, в Каабе, рядом с чёрным камнем. Ещё один древний список находится в Медине, в особом помещении, во дворе мечети Пророка. Другой список содержится в Египетской национальной библиотеке Каира. В Узбекистане существует ещё один древнейший список, получивший название «Корана Усмана». Текст общепринятой Усмановой редакции Корана состоит из 114 частей (сур), расположенных по формальному признаку, в основном в порядке убывающей долготы. Суры в свою очередь включают определённое количество смысловых отрывков – айятов (араб. «чудо», «знамение»). Первая сура «Фатиха» («Открывающая») объединяет 7 айятов. Вторая сура «Бакара» («Корова») – самая длинная, состоит из 286 айятов. Всего Коран включает 6204 айятов, которые различаются для удобства пользования на 30 частей – джузов и 60 разделов – хизбов.

       Мусульманская традиция делит коранический материал на два периода – мекканский (90 сур) и мединский (24 суры). Первым периодом в общей системе хронологии, отражающей историю сложения и особенности Корана, является мекканский. В них содержатся в сжатой и выразительной форме догматы единобожия, картины Судного дня и адских мучений грешников. Суры второго – мединского – периода коранических

откровений содержат многочисленные указания и предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам.

        Коран отразил исторические, экономические, политические, культурные, психологические и иные реалии своего времени, запечатлел процесс распада родового общества, формирования новых общественных институтов и моральных норм, утверждения единобожия. Значительная часть коранического текста посвящена изложению библейских, ветхозаветных и новозаветных сюжетов и легенд. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории. Такие сюжеты, как,

например, порыв Маарибский оросительной плотины (ок. 570 г.), казни христиан в Неджране в начале 6 в., поход йеменского царя на Мекку в 70-х гг. 6 в., показывают неразрывную связь Корана с конкретными историческими событиями.  Стиль Корана считается у мусульман непревзойдённым и неповторимым.

         Мусульманская теология включает в себя обширную отрасль – кораническую экзегетику (араб. тафсир – толкование). Необходимость тафсира возникла с появлением Корана. Содержание многих коранических откровений было неясно уже современникам Мухаммада, впервые знакомящимся с содержанием новой религии. По мере того как ислам распространялся на обширных территориях, необходимость в объяснении текста священной книги возрастала. К 10 в. сложилась структура тафсира, появились известные комментарии к Корану в различных видах.

         Жёсткие европоцентристские позиции апологетов христианства средневекового Запада определили сложение негативного образа ислама в целом и породили суждения о Коране как о сосредоточении идей фанатизма и насилия. Первый перевод Корана на латинский язык был осуществлён по поручению аббата монастыря Клюни Петра Достопочтенного.

         Если средневековая Европа демонстрировала неприятие ислама,

то эпоха Ренессанса ознаменовалась ростом интереса к арабо-мусульманской культуре. Появились итальянские, немецкие, голландские версии перевода Роберта Кеттонского и его помощников. Первый собственно научный перевод священной книги мусульман на

латинский язык принадлежит перу католического священника Людовика Мараччи (конец 17 в.).

          Знакомство с Кораном в России началось с 18 в., когда по инициативе Петра Первого известным деятелем культуры того времени Петром Постниковым был подготовлен первый перевод Корана с французской версии Дю Рие, который был опубликован в 1716 г. В 1787 г. по поручению Екатерины Второй в Петербурге был отпечатан арабский текст Корана, получивший высокую оценку как в Европе, так и на Востоке и впоследствии неоднократно переиздававшийся. Во второй половине 19 в. в

России пользовался популярностью перевод Корана с французского, сделанный К.Николаевым. В 70-х гг. 19 в. увидели свет первые русские переводы Корана, выполненные с первоисточника – длительное время работавшего в Стамбуле российского дипломата Д.Н. Богуславского и известного казанского востоковеда и миссионера Г.С. Саблукова. Новаторский подход к переводу Корана связан с именем академика И.Ю.

Крачковского.

          В 1999 г. вышла в свет новейшая редакция перевода Корана на русский язык, выполненная М. Н. О. Османовым. В наши дни существуют переводы Корана на большинство европейских и азиатских языков, а также на отдельные языки Африки.

52. Ислам: особенности вероучения и культа

Ислам – третья и самая молодая мировая религия. Ислам проповедует более миллиарда человек. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 28 государствах (Египет, Кувейт, Пакистан, Марокко, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак и пр.) – государственная религия. Возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. В историческом плане он явился результатом развития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовым отношениям.

Главные принципы изложены в Коране. Коран – священная книга мусульман – запись «откровений» Мухаммеда. Откровения в стихотворной форме, собраны в суры, состоящие из айятов. Изложение догматического богословия в исламе – акида. Разделяется на 6 основ:

  1.  веру в Аллаха (единобожие; творец мира, а также всех действий животных и людей). У Аллаха есть имена (99 имен указывают на сущность Всевышнего, их перечисление сподобляется раю: Всеведающий, Сущий) и атрибуты (указывают на качества Его совершенства: Коран, атрибут перемещения в пространстве). Грехами признаются многобожие и лицемерие (малая и большая степень).
  2.  вера в ангелов Аллаха (созданы из света; имеют крылья; могут принимать человеческий облик). Делятся на категории:
    1.  несут трон Аллаха
    2.  ангелы-писцы
    3.  ангелы-хранители
    4.  ангелы смерти

Также есть джинны (различаются по полам, в отличие от ангелов) и шайтаны (из падших джиннов, кроме Иблиса – падший ангел). В суфизме – культ дьявола.

  1.  вера в Писания Аллаха (свитки Ибрахиму, Тора Мусе, Псалтырь Дауду, Евангелие Исе, Коран Мухаммеду). Священное писание только Коран – не изменился, послан всему человечеству.
  2.  вера в посланников Аллаха (направил каждому народу посланника). В Коране 25 пророков: Нух, Ибрахим, Иса, Мухаммед, Муса (особо великие) и др. Пророк в исламе – человек с миссией от Бога, но не предсказывает будущее. Мухаммед – последний (после него не м/б других) и величайший пророк, без его принятия человек не может оказаться в раю.
  3.  вера в последний день (день воскресения, когда Аллах поднимет людей из могил для отчета и воздаяния). Когда наступит, знает лишь Аллах. До этого: 30 лжепророков, 3 лунных затмения, землетрясения, снисхождение с небес Иисуса, который уничтожит все кресты. Ангел Исрафил затрубит в трубу. До этого душа мусульманина в блаженстве. Умершие на джихаде минуют Суд и попадут в рай. В раю – наслаждения (+ созерцание мучающихся врагов). Рай и ад существуют сейчас и никогда не исчезнут.
  4.  вера в предопределение:
    1.  знание Аллаха охватывает собой абсолютно всё
    2.  Аллах обо всем написал на Хранимой Скрижали
    3.  Воля Аллаха всегда исполняется, т.к. его могуществу нет предела

Ритуальные и обрядовые обязанности мусульманина в «пяти столпах»:

  1.  исповедание веры
  2.  исполнение ежедневной пятикратной молитвы
  3.  милостыня (закят)
  4.  соблюдение религиозного поста в течение 30 дней месяца Рамадан по мусс. лунному кал.
  5.  большое паломничество в Мекку (хадж) в 12-й месяц мусс. лунного календаря

Шариат

- это комплекс верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Охватывает 2 области: человек и Бог; человек и общество.

53 Основные направления в Исламе.

Их появление связано прежде всего с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине.

1. Хариджизм

Хариджизм возник в период первых крупных арабских завоеваний и обострения социально-политических противоречий в халифате. В 656 г. после убийства третьего «праведного халифа» Османа халифом был объявлен Али, которому противодействовал Муавия. Это привело к междоусобной войне, в итоге которой 12 тысяч человек отделились от его войска. С этим связано название хариджитского движения (ар. хаваридж – вышедшие, выступившие). Хариджиты представляли собой самую раннюю религиозно-политическую группировку в истории ислама. Хариджиты избрали своего собственного халифа. Уже в начале второй половины VII в. среди хариджитов выделились соперничавшие друг с другом группировки – азракиты, ибадиты, суфриты. Особенно прочные позиции хариджиты завоевали в Иране и Ираке, а также в Аравии и Северной Африке. С X в. влияние хариджитов резко пошло на убыль. В настоящее время немногочисленные хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.

Хариджиты внесли весомый вклад в разработку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они отстаивали позицию «родовой демократии» (халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем). Халиф рассматривается как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель. Ему не приписывается никакого сакрального значения. Законными халифами хариджиты считали Абу Бакра и Омара. В политическом отношении хариджиты были носителями радикальных настроений, а в религиозном плане выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности.

2. Сунниты (90 % мусульман)

Суннизм оформился в качестве оппозиции шиизму. В X-XI вв. суннизм обозначился как самостоятельное течение. Нет сект, что отличает его от шиизма.

Полное наименование – «люди Сунны и согласия общины» отражает важные принципы традиционного ислама – приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании, и идее руководящей роли общины. К основным формальным признакам суннизма относятся:

  •  признание законной власти четырех «праведных халифов»
  •  отсутствие сомнений в достоверности шести «канонических» сборников хадисов

В отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда. Они не приемлют идею о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.

Для суннитов важна иджма – согласное мнение мусульманской общины. Отрицают иттихад (соединение божественного и человеческого начала в одной душе) и хулуль (инкарнация божества в человеке).

3. Шиизм (от ар. шиа – группировка, партия)

Признание единственными преемниками пророка Мухаммеда четвертого «праведного халифа» Али и его потомков. Множество сект и направлений из-за лидерства. Уже в VIII в. сформировались 2 направления – умеренные и радикальные шииты. Шиитская традиция рисует Али истинным идеальным рыцарем ислама. Основоположником шиитской религиозной доктрины считается Абдалла ибн Саба, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в.). Он считал, что каждый пророк имел преемника – васи. Оформление религиозного учения шиизма приходится на конец VII – середину VIII вв. Культ мученичества Али и его сына Хусайна способствовал превращению шиизма в религиозное течение. Предпосылки для зарождения различных ветвей шиизма содержались в раннем шиитском движении (2-ая половина VII – начало VIII вв.) – неудачи Али и отсутствие собственных идейных источников (впоследствии – сборник изречений Али «Путь Красноречия» и труды создателей шиитской догматики) и опирались на общий для мусульман Коран. Возникали разногласия о преемнике (имаме) после смерти предыдущего.

  •  Сунна – второй источник мусульманского вероучения.
  •  Священные предания шиитов – ахбар (ар. известия, сообщения). Их канонизация – X-XI вв.
  •  Отвергают предания, восходящие к соратникам Мухаммеда – противникам Али
  •  Средние века – время активной разработки религиозно-философской системы шиизма
  •  Интенсивная разработка шиитской концепции власти и государства – VIII в.
  •  Основные положения шиитской доктрины были выработаны к началу X в.

Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Имамат – милость Божья.

В отличие от суннитов наделяют имамов сакральными свойствами. Шииты считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках власти. Умеренные шиты проповедуют веру в «имама данного времени», а крайние шииты – в Али. Как и сунниты отрицают иттихад и хулуль.

В шиитском исламе широкое распространение получили мессианские идеи (учение о махди). Широко распространен принцип такийя – «благоразумное скрывание своей веры».

Шиитские течения (5 самых крупных):

  1.  кайсаниты (первые отделились, имам – Мухаммед ибн аль-Ханафийя)
  2.  зайдиты
  3.  имамиты
  4.  «крайние» шииты
  5.  исмаилиты

Суфизм - мистическое, полумонашеское течение.

54 Эволюция и модернизация ислама. Современный ислам.

Нач. XIX – 2-ая пол. XX в. - важный переломным момент в эволюции ислама. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление буржуазии и т.д. повлияли на изменения в исламе.

 Процесс адаптации к новым историческим условиям - “мусульманская реформация” (пересмотр религиозных мотиваций аспектов светской жизни и лишь немного – богословские вопросы.  

Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье:

- постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов

- кодификация норм мусульманского права

- вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом.

 Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания –процесс становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма:  идея солидарности мусульман.

Проблема освоения научно-технических достижений Запада (реформаторы и  традиционалисты)

Все больше политизация Ислама - использование исламских лозунгов в политической борьбе.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма => “третий путь” (исламский путь) развития (не капит. и не соц.).    Современный ислам – 2-ая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Более миллиарда (90% сунниты).

 В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

 В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

 Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных: например, введение телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане, аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации (правительственные и неправительственные). Наиболее значительная из правительственных - Организация исламской конференции (1969) - объединяет 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней  главами государств и правительств.  

 Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (1962, Мекка), Всемирный исламский конгресс и др. Цели: пропаганда и распространение ислама, международные встречи религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58546. Числа от 20 до 100 79 KB
  Цели урока. Закрепить навык счета в пределах 100, формировать вычислительные навыки, упражняться в решении простых задач, в нахождении периметра геометрических фигур, в решении логических задач; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике...
58547. Урок - основная форма организации обучения математики 64 KB
  Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения. Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств методов...
58549. Повторення усного віднімання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Закріплення письмового додавання і віднімання 62 KB
  Мотивація навчальної діяльності Була у діда внучка дуже велика чомучка. Куди лізе комашка А як росте ромашка Куди заходить сонце Хто заглянув у віконце І ось одного разу коли Чомучка дуже надокучила діду своїми запитаннями він не витримав...
58550. Випадки додавання і віднімання, пов’язані з нумерацією чисел. Кути многокутника. Творча робота над задачею 35 KB
  Мета: Пригадати з учнями з прийомами додавання і віднімання, пов’язаними зі знанням нумерації чисел в межах 100; поглибити знання про многокутники; формування уміння творчо працювати над задачею; розвивати кмітливість.
58551. Умножение и деления на 2 36.5 KB
  Задачи: Закрепление действия умножения и деления на 2. Выбирать действие умножения для решения задач. Развивать навыки устного счёта, умение рассуждать, познавательный интерес. Воспитывать умение сотрудничать, работая в паре с соседом.
58552. Урок математики і вимоги до нього 92 KB
  Підготовка вчителя до уроку вибір методів засобів і форм організації діяльності учнів. Особливості уроку математики в початковій школі Основною формою організації навчальної роботи з математики як і з інших предметів є урок. Особливості уроку математики обумовлені перш за все особливостями самого навчального предмета.
58554. Время. Единицы времени 61 KB
  Цели урока: Создать условия для формирования понятий: Время Единицы времени. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие. Какие знаете вы Нет времени.