32050

Коран и коранистика

Доклад

Религиоведение и мифология

Он приказал разрушить капища места жертвоприношений языческих богов бросить в Днепр их статуи и построить христианские церкви. Строились церкви: Десятинная церковь в Киеве Пресвятой Богородицы в Полоцке в 1037 г. церковные иерархии и князья начали борьбу за независимость русской церкви от Византии. Фактически через Синод император контролировал и жизнь Церкви.

Русский

2013-09-01

49 KB

18 чел.

51 Коран и коранистика  

       

Коран – священная книга мусульман. Это запись «откровений» Мухаммеда, которые ему ниспосылались в течение 20 лет посредством архангелом Джибрилом (Гавриилом). Они изложены в стихотворной форме, собраны в суры (главы), состоящие из айятов (стихов). В канонической версии Корана 114 сур и 6204 айятов. В шиитской редакции находится еще одна, 115 сура – «Два светила». В ней прославляется Али вместе с Мухаммедом. Вторая сура «Корова» самая длинная – 286 айятов. Речь идет всегда от лица Бога: «Мы» или «Я».

Содержание охватывает:

- пересказ библейских историй

- историй доисламской Аравии

- нравственные и юридические установления

- полемику с немусульманами

- описание страшного суда и посмертного воздаяния и т.д.

Самый ранний из списков Корана относится к концу 7 в. Коран считается священной книгой ТОЛЬКО на арабском языке. Коран – слово Аллаха, поэтому он всегда существовал и не был сотворен Аллахом. Мухаммед с помощью откровения получил эту Книгу и, ничего не добавляя и не изменяя, передал сподвижникам. Текст Корана никто не может изменить по своему желанию. Аллах сам обещает хранить и оберегать Коран.

Суннитское учение о Коране как вечном атрибуте Бога стало общепринятым.

Сам Мухаммед был неграмотным, записей не вел. Поэтому откровения существовали долгое время в устной форме (хадисы), и только третий халиф Осман организовал комиссию по стандартизации Корана из-за возникших разногласий. Записи сложены в главы, но без всякой тематической систематизации, у них есть названия и размещены они в порядке убывания: ближе к началу – пространные суры, ближе к концу – короткие. Полученный текст был объявлен единственно верным.

Из-за отсутствия огласовок в древнем арабском письме происходили разночтения – 7 основных школ чтения. В настоящее время: по Варшу и по Хафсу.

56 Православие: вероучение и культ 

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от других религий, - божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин. Основные догматы:

- догмат троичности Бога (Бог не только личное существо, но и духовная сущность: Бог-Отец (из ничего создал небо и землю, мир видимы и невидимый, сотворил первого человека, направив его на путь добра), Бог-Сын (спасение людей осуществляется через единородного сына – Иисуса Христа), Бог-Дух Святой (вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил страх божий, способность познания и мудрости)

- догмат боговоплощения

- догмат искупления

Есть также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой и о божьей благодати. Все эти догматы безусловно истинны и неизменны.

Краткое изложение основных догматов христианства, сформулированных на первых двух вселенских соборах, называется символом веры. Каждый христианин обязан знать его наизусть.

Отличительной особенностью православия является то, что со времен 7 вселенских соборов оно не добавило ни одного догмата к своему вероучению и не отказалось ни от одного.

Православие придает догматическое значение не только одному из важнейших догматических таинств – крещению, но и всем другим (а также связанным с ними обрядами):

- причащению (евхаристия) - покаянию

- священству    - миропомазанию

- браку    - елеосвящению

Обряды и символы – содержание всей богослужебной практики и культа. Нужно выполнять ряд ритуалов:

- произносить молитвы  - совершать крестное знамение

- обнажать голову перед иконой - совершать коленопреклонение

- выслушивать поучения  - участвовать в богослужениях

Важный элемент культа – праздники. Самый торжественный – Пасха. А также: двунадесятые (Рождество Христово, Троица (Пятидесятница – посвящена новозаветному рассказу о сошествии на 50-й день после Пасхи Святого Духа на апостолов), Вознесение Господне и т.д.) и великие праздники (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла и т.д.), церковные и юбилейные памятные даты.

57. Христианизация Руси

Традиционно принято считать, что христианство (православие) становится государственной религией Киевской Руси в 988 г. В летописях приводится рассказ, как князь Владимир Святославович (Владимир Святой), принявший ранее в Херсонесе крещение по восточному обряду вместе с дружиной и ближними боярами, в этом году совершил массовое крещение жителей Киева в Днепре. Он приказал разрушить капища (места жертвоприношений) языческих богов, бросить в Днепр их статуи и построить христианские церкви.

Исторически проникновение и распространение христианства на территории России началось раньше и происходило в течение гораздо более длительного времени.

В церковной традиции существует предание, что первым христианство на земле Руси возвестил апостол Андрей Первозванный. Апостол Андрей, придя из Синопа в Херсонес, решил подняться по Днепру до варяжских земель, а оттуда идти в Рим. Во время стоянки в среднем течении Днепра, на месте будущего Киева, он предрек возникновение великого христианского города. В ознаменование пророчества он благословил холмы на берегу реки и воздвиг на одном из них крест. Согласно Новгородской летописи, апостол Андрей проповедовал и в местности, где позже возник Новгород, и оставил в знак благословения свой жезл «в веси, называемой Друзино». Некоторые церковные историки считают это путешествие невозможным в тех исторических условиях.

Возможно, в числе самых первых христиан были купцы, торговавшие с Византией, а также воины, посещавшие христианские страны. Археологи находят на территории Киева захоронения по христианскому обряду. Иностранные источники отмечают возникновение в конце 9 в. митрополии в городе Руссия на Керченском проливе.

После захвата в 882 г. Киева новгородским князем Олегом великокняжеский престол заняли князья-язычники скандинавского происхождения. Однако в 1-й пол. 10 в. влияние христиан в Киеве усилилось.

Княгиня Ольга, ставшая у власти в Киеве, приняла христианство, согласно русским летописям, во время посещения ею Константинополя в 946 г. Ольга, по-видимому, пыталась ввести христианство. Есть сведения о разрушении ею капищ, о постройке в Киеве деревянного Софийского собора.

Принятию христианства при князе Владимире предшествовала реформа языческой религии, предпринятая в 980 г., которая провалилась.

В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством. Также повлияли и контакты с западными христианскими странами (нужно было упрочить контакты и упростить династические браки). Нужна была объединяющая идея единого Бога, свободная от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовали христианские представления о Боге.

В «Повести временных лет» имеется рассказ о «выборе веры». Представители различных религий предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары – ислам, хазары – иудаизм, папский легат – католицизм, греческий философ – православие. Предпочтение было отдано православию, т.е. византийской разновидности христианства. Но, безусловно, оказывалось сопротивление христианизации, поэтому принятие христианства – это не единовременная акция. После крещения прежние религиозные традиции не исчезли, но перешли на уровень неофициальных народных верований, существовавших не только в противоборстве, но и во взаимовлиянии с христианством. Образовывалась специфическая форма «народного православия».

При Ярославе Мудром в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом, которая делилась на епархии во главе с епископами – в основном греками. Строились церкви: Десятинная церковь в Киеве, Пресвятой Богородицы в Полоцке, в 1037 г. был заложен собор святой Софии – главный соборный храм в Киеве. Появились монастыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культурогенные и иные функции. Уже с XII в. церковные иерархии и князья начали борьбу за независимость русской церкви от Византии.

59 Православие в Российской империи

В середине 18 в. образовались новые течения, среди которых наиболее мощными были «духовные христиане» - молокане (единственный источник божественной истины – Библия; отвергали церковную иерархию, монашество, иконы, мощи, святых; считали, что человек спасается лишь личной верой) и духоборы (отвергали монастыри и монашество, почитание икон и креста, официальные православные обряды и таинства; не служили; осуждали эксплуатацию людей; основной вероисповедательный документ – «Книга жизни» - собрание псалмов, сочиненных самими духоборами).

В реформах Петра I церковь была окончательно подчинена светской власти. Он ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер-прокурором, назначаемым императорским указом. Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Фактически, через Синод император контролировал и жизнь Церкви. Церковь руководила начальным образованием, записывала акты гражданского состояния, наблюдала за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было, нарушая тайну исповеди, доносить о замеченных им действиях, совершенных во вред государству.

Екатерина II продолжала политику секуляризации в отношении церкви. Манифестом от 26 февраля 1764 г. большая часть церковных земель была передана в ведение государственного органа – Коллегии экономии Синодального правления. Для монастырей были введены «Духовные штаты», поставившие монахов под полный контроль государства.

Уже при Петре I вводились серьезные ограничения для монашества: число монахов сокращалось, обители закрывались. В правление Анны Иоанновны в 1734 г. был издан закон об уменьшении числа монашествующих. Принимать в монахи разрешалось только отставных солдат и вдовых священников.

Начиная с конца 18 в. правительственная политика в отношении церкви меняется. Церкви возвращается часть льгот, монастыри освобождаются от некоторых повинностей, их число растет. Манифестом Павла I от 5 апреля 1797 г. император был объявлен главой Русской Православной Церкви. С 1842 г. правительство стало выдавать казенное жалование священникам как лицам, находящимся на государственной службе.

В течение 18-19 вв. православие было поставлено в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование. Много сделал для становления духовного образования митрополит московский Филарет (1783-1867). Во второй половине XIX в. ведущие высшие духовные учебные заведения стали влиятельными центрами религиозно-духовной культуры.

Принципы российского православного миссионерства были заложены Стефаном Пермским в 14 в. Русские миссии, помимо христианского вероучения, несли грамотность и новые формы быта народам Сибири и Дальнего Востока. Православные миссионеры действовали в Америке, Китае, Японии, Корее. С 1801-1820 гг. миссию в Пекине возглавлял знаменитый востоковед-китаист Иоакинф.

Развивались традиции старчества. Движение старчества связано с деятельностью Паисия Величковского, Серафима Саровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского и других оптинских старцев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38187. Сучасні геополітичні школи 107.5 KB
  Американець Сол Коен в книзі âГеографія і політика в поділеному світіâ запропонував ввести в геополітичний метод додаткову класифікацію що базується на діленні основних геополітичних реалій на âядраâ nuclens та â дисконтинуальні поясиâ. Розвиток геополітичних поглядів стосовно до âядерної епохиâ ми зустрічаємо у другого представника тієї ж американської школи Коліна Грея. У своїй книзі âГеополітика ядерної ериâ він дає нарис військової стратегії США НАТО в якому ставить планетарне розташування ядерних обєктів в...
38188. Глобалізація геополітики 119.5 KB
  Глобалізація геополітики Заняття №1: Глобалізація геополітики Час: 2 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової дисципліни відповідальності і цілеспрямованості; формувати світогляд курсантів...
38189. Проблеми національної безпеки і конфлікти в постбіполярному світі 227 KB
  Проблеми національної безпеки і конфлікти в постбіполярному світі Заняття №1: Проблеми національної безпеки і конфлікти в постбіполярному світі Час: 2 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової...
38190. Проблеми національних інтересів та національної безпеки 211 KB
  Національні інтереси України у внутрішньополітичному вимірі та у системі міжнародних відносин становлять єдине ціле. У цілому вони ставлять за мету: забезпечення свободи, незалежності та державного суверенітету України
38191. Воєнно-політична обстановка 128 KB
  Важливо наголосити що Ратцель у своїх концептуальних побудовах відштовхувався не від якихось умоглядних політичних ідей підганяючи під них географічні економічні історичні та культорологічні факти а навпаки фундаментальне вивчення суспільних і природничих наук дало йому змогу на їх емпіричній базі спорудити узагальнюючу концепцію політичної географії тобто геополітики. Фрідріх Ратцель народився 1844 року у невеликому німецькому місті Карлсруе там пройшли його роки навчання в гімназії.Ратцеля; хоча задля об\'єктивності необхідно додати...
38192. Психологічна боротьба в стародавні часи 162.5 KB
  По правді сказати ми взагалі не можемо вести мову про психологію в сучасному розумінні цього слова оскільки психологія або вивчення душі це відносно нова дисципліна. Психологія вивчення душі це відносно нова дисципліна. Коли я кажу: У мене є душа де знаходиться моя точка свідомості В душі чи в тілі Очевидно в тілі оскільки я кажу: У мене є душа а не У мене є тіло . Для стародавніх народів наприклад для індійців що не існувало душі що служить тілу а існувало тіло яке слугує душі.
38193. Психологічна боротьба на інформаційному рівні 99.5 KB
  Боротьба як правило ведеться у вигляді прихованих цілеспрямованих спеціальним чином організованих інформаційнопсихологічних операцій ІПсО. У широкому розумінні ІПсО це сплановане використання сучасних форм методів і засобів поширення інформації для здійснення впливу на інформаційне середовище та психологічний стан протидіючої сторони з одночасним захистом власного інформаційного середовища і психологічного стану. Вплив що здійснюється на інформаційне середовище та психологічний стан протидіючої сторони під час ІПсО отримав назву...
38194. Конфлікти рівня інформаційного суспільства 121.5 KB
  Конфлікти рівня інформаційного суспільства Заняття №1: Конфлікти рівня інформаційного суспільства Час: 2 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової дисципліни відповідальності і цілеспрямованості;...
38195. Проблеми інформаційної безпеки України 161.5 KB
  Бурхливий розвиток інформаційних технологій наприкінці ХХ ст. призвів до зростання відносної важливості окремих аспектів суспільного життя. Внаслідок інформаційної революції основною цінністю для суспільства взагалі й окремої людини зокрема поступово стають інформаційні ресурси