32068

Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика т. идентичность задает дихотомию: социальное и личное есть место для 2х подходов. Он рассматривал идентичность как некоторую структуру состоящую из определенных элементов переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности. Идентичность – это сложное личностное образование имеющее многоуровневую структуру.

Русский

2013-09-03

57 KB

0 чел.

14. Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Осмысление проблемы Я началось не только Фрейдом, с ним начал Джемс (заговорил об образе Я.). К сер 20 века 2 логики анализа Л:  1. Позитивистский (Л –совокупность черт или система черт, можно замерить, типологизировать, но это схематизирует Л) и  2. Феноменологический (Гумм-ая Ψ - Л –это уникальная, экзистенциальная сущность => она нуждается в целостном рассмотрении).

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика, т.к. идентичность задает дихотомию: социальное и личное (есть место для 2х подходов). Потребность в идентификации – это важнейшая потребность чел-ка, кот-ая направляет его развитие.

Впервые детально понятие идентичности – в  работе Э. Эриксона «Детство и общество». Он рассматривал идентичность как некоторую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности.  В отечественной психологии к понятию идентичности стали обращаться сравнительно недавно. В.С, Агеев, Н.В. Антонова. Однако близкие к нему категории разрабатываются давно и активно (И.С. Кон и др.).

Идентичность – это сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Идентичность является социальной по происхождению, возникает как результат соц-ого опыта, взаимод-ия с другими людьми. Развитие идентичности можно представить как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и личностных. Идентичность – это внутренняя динамическая структура, интегрирующая представления человека о самом себе с ожиданиями значимых других, интериоризированных в сознании этого субъекта, которая развивается на протяжении всей жизни человека.

Самосознание и самость.

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Это субъективный образ своего Я. В отеч пси: самосознание формируется под воздействием соц среды, это и самовосприятие, и оценки других людей, соотнесение своих мыслей, поступков, целей с общественными нормами. Функции:  найти смысл своей жизни, познать и принять себя. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я".

К. Роджерс утверждает, что принятие собственной "самости" (своего Я), принятие себя – предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот – принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, личностному росту.

Условия личностного роста (Роджерс): конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание (эмпатия), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.

Я-концепция, идентичность.

Я – концепция – это совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой. Составляющие Я – концепции: Описательная составляющая - образ Я (картина Я) и  Отношение к себе (к отдельным своим качествам) - самооценка (принятие себя).

Я-концепция = установка, 3 компонента: когнит, аффект, повед.

1. Образ Я - представление индивида о самом себе (когнит).

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением (аффект).

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (повед) – быть жалостливым или уверенным, например.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Представления о себе, социальная и личностная идентичность, самооценка, самоуважение.

Социальная и личностная идентичность

Эриксон: идентичность - возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с  социо-культурным окружением, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми мог бы себя идентифицировать. Выделил 8 стадий, переход=кризис идентичности. Протекает в основном в сфере бессознательного. В процессе становления идентичности накапливаются представления о себе, которые влияют на расширение самосознания и самопознания.

идентичность - сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

- индивидный  – рез-т осознания тела, темперамента, задатков.

- личностный - ощущение неповторимости, уникальности.

- идентичность - личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность - единство, 2 грани  — процесса психосоциального развития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Исследования М. Шерифа: среди возможных следствий реального межгруппового конфликта - более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).

Теория социальной идентичности Тэшфела и Тернера:

Общий смысл: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу). 

Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения – чтобы понять, какая моя группа классная). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других. Эксперименты: разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе – брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой – делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.

Процесс становления соц идентичности: 1. Самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними  регуляторами соц поведения.

Самоуважение формируется благодаря определенному представлению о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего «Я») складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Отсюда два этих аспекта составляют целостную Я — концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой

Психологическая защита.

Расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты. Фрейд: вытеснения, проекция (перенос своих мыслей и чувств на другого (сама злюсь – ты злой!), замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание.

Функции Я-концепции:

1. Способствует достижению внутренней согласованности личности. когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо: 1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо 2) отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или 3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.

2. Является важным фактором интерпретации жизненного опыта. (тенденция строить на основе собственных представлений не только своё поведение, но и интерпретацию опыта)

3. Является источником ожиданий. (я-концепция определяет ожидания чел, т.е. его представления о том что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости ожидают, что  и др будут относиться к ним таким же образом; те, кто считают, что они никому не нужны не могут нравится, -они либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют реакции окр-х т. о. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая я-концепцию как совокупность ожиданий и оценок,  относящихся к различным областям поведения).

Структура Я-концепции

1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен в трех модальностях:

реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с (актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

 • социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Развитие Я-концепции.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Две позиции на формирование «Я»:

1. Активное «Я» - акцентирует процесс активного, реального взаимодействия человека со своим социальным окружением. «Я» при этом рассматривается как средство удовлетворения требований социального мира. При решении вопроса о механизмах формирования «Я» подчеркивается роль двух из них: социальной категоризации (самокатегоризации) и самонаблюдения.

2. «Рефлексивное» «Я» - изучение процессов включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей, в том числе в процессе не реального, а символического воздействия. «Я» - средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирование. Мы объединяем идущие от окружения ожидания и оценки со стороны «обобщенного Другого», становясь своего рода «обществом в миниатюре».

Механизмы формирования «Я»: процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80055. Не дай скотитися у прірву… 8.97 MB
  Мета: розкрити негативні сторони самостійного життя поза батьківським домом, сприяти формуванню у випускників відповідального ставлення до свого життя, до життя своїх батьків, допомогти учням знайти відповіді на питання: як нам жити, що робити, як вижити в цьому світі?
80056. Проблема под микроскопом 63.5 KB
  Цели и задачи мероприятия: дать представление учащимся о понятии «проблема»; научить детей выделять и оформлять проблему; познакомить учащихся с различными способами решения личностных проблем; развивать навыки употребления полученных знаний на смоделированных проблемных ситуациях...
80057. Забуті народні свята осіннього циклу 72.5 KB
  Мета. Дослідити забуті народні свята осіннього циклу: Дмитра(8 листопада), Святої П’ятниці(10 листопада), Кузьми й Дем’яна(14 листопада); організувати пошукову роботу стосовно відродження втрачених обрядів, звичаїв, традицій українських ярмарків.
80058. ENGLISH HOLIDAYS 719 KB
  Актуальність проекту: прагматична направленість на результат; цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності; дозволяє органічно інтегрувати знання учнів з різних сфер навколо рішення однієї проблеми.
80059. Планета на ім’я «Сміття»?.. 69.5 KB
  Мета: привернути увагу учнів побутових відходів; виявити джерела екологічних проблем, як наслідок неадекватних дій людей; продовжити формувати дбайливе відношення до природи; розвивати здібності «мислити глобально, діяти локально».
80060. Бережи здоров’я змолоду 59 KB
  У проекті враховано природні здатності молодшого школяра, вразливість його психіки, допитливість у пізнанні самого себе, схильність до імітації зразків поведінки дорослих, що зумовлює соціальний та особистісний розвиток учня. Важливе місце займає практична діяльність учнів разом з батьками.
80061. Я – учасник технопарку 84.5 KB
  Технопарк - це сукупність різноманітних студій з різних предметів або видів діяльності, які проводяться в певний час на території цього навчального закладу. Мета діяльності: прискорене поширення інноваційного педагогічного досвіду щодо формування життєздатного та конкурентноспроможного випускника.
80062. Рідне слово 66.5 KB
  Капітан. Наш девіз: «Чим важче завдання, Тим дорожче перемога.» Ми зібрались в класі дружно, Щоб позмагатись І про мову нашу рідну Цікаве дізнатись. Дорогенькі суперники, Щиро вас вітаємо Від усього серця свого Успіху бажаємо. Щоб трудились ви сьогодні До сьомого поту І дістали нагороду...
80063. Презентація проекту «Стежками рідного краю» 77.5 KB
  Мета: активізувати і поширити набуті під час екскурсій знання учнів про рідний край; розвивати інтелект та творчу уяву; формувати громадянські, комунікативні, історико-культурні та соціокультурні компетентності. Обладнання: мультимедійний екран, комп’ютер, мольберти, ватмани.