32068

Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика т. идентичность задает дихотомию: социальное и личное есть место для 2х подходов. Он рассматривал идентичность как некоторую структуру состоящую из определенных элементов переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности. Идентичность это сложное личностное образование имеющее многоуровневую структуру.

Русский

2013-09-03

57 KB

0 чел.

14. Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Осмысление проблемы Я началось не только Фрейдом, с ним начал Джемс (заговорил об образе Я.). К сер 20 века 2 логики анализа Л:  1. Позитивистский (Л –совокупность черт или система черт, можно замерить, типологизировать, но это схематизирует Л) и  2. Феноменологический (Гумм-ая Ψ - Л –это уникальная, экзистенциальная сущность => она нуждается в целостном рассмотрении).

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика, т.к. идентичность задает дихотомию: социальное и личное (есть место для 2х подходов). Потребность в идентификации – это важнейшая потребность чел-ка, кот-ая направляет его развитие.

Впервые детально понятие идентичности – в  работе Э. Эриксона «Детство и общество». Он рассматривал идентичность как некоторую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности.  В отечественной психологии к понятию идентичности стали обращаться сравнительно недавно. В.С, Агеев, Н.В. Антонова. Однако близкие к нему категории разрабатываются давно и активно (И.С. Кон и др.).

Идентичность – это сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Идентичность является социальной по происхождению, возникает как результат соц-ого опыта, взаимод-ия с другими людьми. Развитие идентичности можно представить как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и личностных. Идентичность – это внутренняя динамическая структура, интегрирующая представления человека о самом себе с ожиданиями значимых других, интериоризированных в сознании этого субъекта, которая развивается на протяжении всей жизни человека.

Самосознание и самость.

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Это субъективный образ своего Я. В отеч пси: самосознание формируется под воздействием соц среды, это и самовосприятие, и оценки других людей, соотнесение своих мыслей, поступков, целей с общественными нормами. Функции:  найти смысл своей жизни, познать и принять себя. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я".

К. Роджерс утверждает, что принятие собственной "самости" (своего Я), принятие себя – предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот – принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, личностному росту.

Условия личностного роста (Роджерс): конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание (эмпатия), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.

Я-концепция, идентичность.

Я – концепция – это совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой. Составляющие Я – концепции: Описательная составляющая - образ Я (картина Я) и  Отношение к себе (к отдельным своим качествам) - самооценка (принятие себя).

Я-концепция = установка, 3 компонента: когнит, аффект, повед.

1. Образ Я - представление индивида о самом себе (когнит).

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением (аффект).

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (повед) – быть жалостливым или уверенным, например.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Представления о себе, социальная и личностная идентичность, самооценка, самоуважение.

Социальная и личностная идентичность

Эриксон: идентичность - возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с  социо-культурным окружением, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми мог бы себя идентифицировать. Выделил 8 стадий, переход=кризис идентичности. Протекает в основном в сфере бессознательного. В процессе становления идентичности накапливаются представления о себе, которые влияют на расширение самосознания и самопознания.

идентичность - сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

- индивидный  – рез-т осознания тела, темперамента, задатков.

- личностный - ощущение неповторимости, уникальности.

- идентичность - личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность - единство, 2 грани  — процесса психосоциального развития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Исследования М. Шерифа: среди возможных следствий реального межгруппового конфликта - более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).

Теория социальной идентичности Тэшфела и Тернера:

Общий смысл: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу). 

Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения – чтобы понять, какая моя группа классная). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других. Эксперименты: разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе – брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой – делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.

Процесс становления соц идентичности: 1. Самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними  регуляторами соц поведения.

Самоуважение формируется благодаря определенному представлению о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего «Я») складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Отсюда два этих аспекта составляют целостную Я — концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой

Психологическая защита.

Расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты. Фрейд: вытеснения, проекция (перенос своих мыслей и чувств на другого (сама злюсь – ты злой!), замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание.

Функции Я-концепции:

1. Способствует достижению внутренней согласованности личности. когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо: 1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо 2) отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или 3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.

2. Является важным фактором интерпретации жизненного опыта. (тенденция строить на основе собственных представлений не только своё поведение, но и интерпретацию опыта)

3. Является источником ожиданий. (я-концепция определяет ожидания чел, т.е. его представления о том что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости ожидают, что  и др будут относиться к ним таким же образом; те, кто считают, что они никому не нужны не могут нравится, -они либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют реакции окр-х т. о. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая я-концепцию как совокупность ожиданий и оценок,  относящихся к различным областям поведения).

Структура Я-концепции

1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен в трех модальностях:

реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с (актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

 • социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Развитие Я-концепции.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Две позиции на формирование «Я»:

1. Активное «Я» - акцентирует процесс активного, реального взаимодействия человека со своим социальным окружением. «Я» при этом рассматривается как средство удовлетворения требований социального мира. При решении вопроса о механизмах формирования «Я» подчеркивается роль двух из них: социальной категоризации (самокатегоризации) и самонаблюдения.

2. «Рефлексивное» «Я» - изучение процессов включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей, в том числе в процессе не реального, а символического воздействия. «Я» - средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирование. Мы объединяем идущие от окружения ожидания и оценки со стороны «обобщенного Другого», становясь своего рода «обществом в миниатюре».

Механизмы формирования «Я»: процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9298. Травматизм. Социально-экономическое значение. Принципы оказания медицинской помощи 24.51 KB
  Травматизм. Социально-экономическое значение. Принципы оказания медицинской помощи. Травма - воздействие на организм человека внешних факторов, которые вызывают анатомические и функциональные нарушения (сотрясение, ушибы, растяжения, разрывы, с...
9299. Травматический шок. Этиология и патогенез. Принципы лечения 23.15 KB
  Травматический шок. Этиология и патогенез. Принципы лечения Шок – внезапно возникшее критическое состояние организма, проявляющееся быстропрогрессирующим ухудшением функций жизненно важных систем. Термин введен в 1737 году французским хирургом Л...
9300. Синдром длительного сдавления 18.66 KB
  Лекция №19 Синдром длительного сдавления. В локализации повреждений преобладает как правило, сдавление конечностей (60% всех случаев СДС - нижние конечности, и 20% - верхние). При уже развившейся острой почечной недостаточности летальность дост...
9301. Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи 26.56 KB
  Лекция №20 Медицина катастроф. Классификация. Организация медицинской помощи. Рост тяжелых антропогенных и природных катаклизм, сопровождающийся значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами стал поводом и основной причиной дл...
9302. Ожоговая травма. Ожоговая болезнь. Современные принципы терапии 24.23 KB
  Лекция №21 Ожоговая травма. Ожоговая болезнь. Современные принципы терапии. Ожоги - повреждение тканей, вызванные воздействием термической, химической, электрической или лучевой энергии. В первую очередь поражаются кожные покровы (4-6% массы те...
9303. Отморожения. Общее переохлаждение. Современные принципы терапии 23.62 KB
  Лекция №22 Отморожения. Общее переохлаждение. Современные принципы терапии. Холодовая травма (криотравма) - поражение тканей в результате воздействия на организм низкой температуры окружающей среды. Делится: Местная: Острая - ч...
9304. Первичная хирургическая обработка ран. Профилактика раневой инфекции 17.91 KB
  Лекция №23 Первичная хирургическая обработка ран. Профилактика раневой инфекции. Первичная - это первое по счету вмешательство, проведенное по первичным показаниям, обусловленным характером ранения с целью профилактики раневой инфекции. Вторичн...
9305. Специфическая острая хирургическая инфекция 19.72 KB
  Лекция №24 Специфическая острая хирургическая инфекция Столбняк (tetanus - тяну, вытягиваю) - зооантропонозное бактериальное острое инфекционное заболевание с контактным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся поражением нервной...
9306. ВИЧ-инфекция в хирургии (хирургические маски СПИДа) 19.43 KB
  Лекция №26 ВИЧ-инфекция в хирургии (хирургические маски СПИДа) ВИЧ-инфекция - вирусная антропонозная инфекция, характеризующаяся медленным течением с прогрессирующим развитием иммунодефицита, приводящая к летальному исходу в результате присоеди...