32068

Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика т. идентичность задает дихотомию: социальное и личное есть место для 2х подходов. Он рассматривал идентичность как некоторую структуру состоящую из определенных элементов переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности. Идентичность – это сложное личностное образование имеющее многоуровневую структуру.

Русский

2013-09-03

57 KB

0 чел.

14. Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Осмысление проблемы Я началось не только Фрейдом, с ним начал Джемс (заговорил об образе Я.). К сер 20 века 2 логики анализа Л:  1. Позитивистский (Л –совокупность черт или система черт, можно замерить, типологизировать, но это схематизирует Л) и  2. Феноменологический (Гумм-ая Ψ - Л –это уникальная, экзистенциальная сущность => она нуждается в целостном рассмотрении).

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика, т.к. идентичность задает дихотомию: социальное и личное (есть место для 2х подходов). Потребность в идентификации – это важнейшая потребность чел-ка, кот-ая направляет его развитие.

Впервые детально понятие идентичности – в  работе Э. Эриксона «Детство и общество». Он рассматривал идентичность как некоторую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности.  В отечественной психологии к понятию идентичности стали обращаться сравнительно недавно. В.С, Агеев, Н.В. Антонова. Однако близкие к нему категории разрабатываются давно и активно (И.С. Кон и др.).

Идентичность – это сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Идентичность является социальной по происхождению, возникает как результат соц-ого опыта, взаимод-ия с другими людьми. Развитие идентичности можно представить как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и личностных. Идентичность – это внутренняя динамическая структура, интегрирующая представления человека о самом себе с ожиданиями значимых других, интериоризированных в сознании этого субъекта, которая развивается на протяжении всей жизни человека.

Самосознание и самость.

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Это субъективный образ своего Я. В отеч пси: самосознание формируется под воздействием соц среды, это и самовосприятие, и оценки других людей, соотнесение своих мыслей, поступков, целей с общественными нормами. Функции:  найти смысл своей жизни, познать и принять себя. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я".

К. Роджерс утверждает, что принятие собственной "самости" (своего Я), принятие себя – предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот – принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, личностному росту.

Условия личностного роста (Роджерс): конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание (эмпатия), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.

Я-концепция, идентичность.

Я – концепция – это совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой. Составляющие Я – концепции: Описательная составляющая - образ Я (картина Я) и  Отношение к себе (к отдельным своим качествам) - самооценка (принятие себя).

Я-концепция = установка, 3 компонента: когнит, аффект, повед.

1. Образ Я - представление индивида о самом себе (когнит).

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением (аффект).

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (повед) – быть жалостливым или уверенным, например.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Представления о себе, социальная и личностная идентичность, самооценка, самоуважение.

Социальная и личностная идентичность

Эриксон: идентичность - возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с  социо-культурным окружением, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми мог бы себя идентифицировать. Выделил 8 стадий, переход=кризис идентичности. Протекает в основном в сфере бессознательного. В процессе становления идентичности накапливаются представления о себе, которые влияют на расширение самосознания и самопознания.

идентичность - сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

- индивидный  – рез-т осознания тела, темперамента, задатков.

- личностный - ощущение неповторимости, уникальности.

- идентичность - личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность - единство, 2 грани  — процесса психосоциального развития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Исследования М. Шерифа: среди возможных следствий реального межгруппового конфликта - более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).

Теория социальной идентичности Тэшфела и Тернера:

Общий смысл: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу). 

Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения – чтобы понять, какая моя группа классная). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других. Эксперименты: разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе – брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой – делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.

Процесс становления соц идентичности: 1. Самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними  регуляторами соц поведения.

Самоуважение формируется благодаря определенному представлению о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего «Я») складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Отсюда два этих аспекта составляют целостную Я — концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой

Психологическая защита.

Расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты. Фрейд: вытеснения, проекция (перенос своих мыслей и чувств на другого (сама злюсь – ты злой!), замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание.

Функции Я-концепции:

1. Способствует достижению внутренней согласованности личности. когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо: 1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо 2) отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или 3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.

2. Является важным фактором интерпретации жизненного опыта. (тенденция строить на основе собственных представлений не только своё поведение, но и интерпретацию опыта)

3. Является источником ожиданий. (я-концепция определяет ожидания чел, т.е. его представления о том что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости ожидают, что  и др будут относиться к ним таким же образом; те, кто считают, что они никому не нужны не могут нравится, -они либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют реакции окр-х т. о. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая я-концепцию как совокупность ожиданий и оценок,  относящихся к различным областям поведения).

Структура Я-концепции

1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен в трех модальностях:

реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с (актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

 • социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Развитие Я-концепции.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Две позиции на формирование «Я»:

1. Активное «Я» - акцентирует процесс активного, реального взаимодействия человека со своим социальным окружением. «Я» при этом рассматривается как средство удовлетворения требований социального мира. При решении вопроса о механизмах формирования «Я» подчеркивается роль двух из них: социальной категоризации (самокатегоризации) и самонаблюдения.

2. «Рефлексивное» «Я» - изучение процессов включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей, в том числе в процессе не реального, а символического воздействия. «Я» - средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирование. Мы объединяем идущие от окружения ожидания и оценки со стороны «обобщенного Другого», становясь своего рода «обществом в миниатюре».

Механизмы формирования «Я»: процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15887. Возрастающая роль философии в современной науке и университетском образовании 119.11 KB
  И.А. Ланцев д. физ.мат. н. проф. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кризис человека образования и культуры составляет основное содержание эпохи в
15888. Коррупция в инновациях философского познания 49 KB
  Э.Н. Грибакина д. филос. н. проф. Уральская государственная юридическая академия КОРРУПЦИЯ В ИННОВАЦИЯХ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ Одним из инновационных направлений современной философии как науки являются исследования в области криптоционной реальности. По
15890. Что такое мироощущение опыт осмысления 381.55 KB
  В.К. Шрейбер к. филос. н. доц. Челябинский государственный университет ЧТО ТАКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ Мироощущение относят к феноменам мировоззренческого круга. Но что подразумевается под мироощущением Ощущение о каких бы его типах не говорить...
15891. Механизмы интерпретации классического текста в «Чайке» Б. Акунина 44.5 KB
  Механизмы интерпретации классического текста в Чайке Б. Акунина Н. А. Кузьмина Омский государственный университет Интерпретация вторичный текст римейк прототекст Summary. The article deals with the specific genre of postmodernistic fiction – remake – and peculiarities of interpretation classic literary prototexts. Аксиомой...
15892. ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 83 KB
  ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Анализ художественного произведения Анализ прозаического литературного произведения Концептуальный уровень художественного произведения Уровень организации произведения как художественного целого Урове...
15893. «СВОЕ» И «ЧУЖОЕ» В ЭПИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ К вопросу о «родовых» структурных признаках 86 KB
  Н.Д.ТАМАРЧЕНКО СВОЕ И ЧУЖОЕ В ЭПИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ К вопросу о родовых структурных признаках Слово эпос в русской культурной традиции обозначает и литературный род и один из жанров относимых к этому роду – эпопею иногда в этом случае употребляется термин
15894. Структура художественного произведения и ее анализ 48.5 KB
  Структура художественного произведения и ее анализ Художественное произведение – сложноорганизованное целое. Необходимо познать его внутреннюю структуру то есть выделить отдельные его составляющие и осознать связи между ними. В современном литературоведении с