32068

Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика т. идентичность задает дихотомию: социальное и личное есть место для 2х подходов. Он рассматривал идентичность как некоторую структуру состоящую из определенных элементов переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности. Идентичность это сложное личностное образование имеющее многоуровневую структуру.

Русский

2013-09-03

57 KB

0 чел.

14. Я-концепция Л и регуляции соц-ого поведения. Самоув и псих-е защиты

Осмысление проблемы Я началось не только Фрейдом, с ним начал Джемс (заговорил об образе Я.). К сер 20 века 2 логики анализа Л:  1. Позитивистский (Л –совокупность черт или система черт, можно замерить, типологизировать, но это схематизирует Л) и  2. Феноменологический (Гумм-ая Ψ - Л –это уникальная, экзистенциальная сущность => она нуждается в целостном рассмотрении).

В 60е гг введение в обиход понятия идентичность помогло выйти из тупика, т.к. идентичность задает дихотомию: социальное и личное (есть место для 2х подходов). Потребность в идентификации – это важнейшая потребность чел-ка, кот-ая направляет его развитие.

Впервые детально понятие идентичности – в  работе Э. Эриксона «Детство и общество». Он рассматривал идентичность как некоторую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности.  В отечественной психологии к понятию идентичности стали обращаться сравнительно недавно. В.С, Агеев, Н.В. Антонова. Однако близкие к нему категории разрабатываются давно и активно (И.С. Кон и др.).

Идентичность – это сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Идентичность является социальной по происхождению, возникает как результат соц-ого опыта, взаимод-ия с другими людьми. Развитие идентичности можно представить как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и личностных. Идентичность – это внутренняя динамическая структура, интегрирующая представления человека о самом себе с ожиданиями значимых других, интериоризированных в сознании этого субъекта, которая развивается на протяжении всей жизни человека.

Самосознание и самость.

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Это субъективный образ своего Я. В отеч пси: самосознание формируется под воздействием соц среды, это и самовосприятие, и оценки других людей, соотнесение своих мыслей, поступков, целей с общественными нормами. Функции:  найти смысл своей жизни, познать и принять себя. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я".

К. Роджерс утверждает, что принятие собственной "самости" (своего Я), принятие себя – предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот – принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, личностному росту.

Условия личностного роста (Роджерс): конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание (эмпатия), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.

Я-концепция, идентичность.

Я – концепция – это совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой. Составляющие Я – концепции: Описательная составляющая - образ Я (картина Я) и  Отношение к себе (к отдельным своим качествам) - самооценка (принятие себя).

Я-концепция = установка, 3 компонента: когнит, аффект, повед.

1. Образ Я - представление индивида о самом себе (когнит).

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением (аффект).

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (повед) – быть жалостливым или уверенным, например.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Представления о себе, социальная и личностная идентичность, самооценка, самоуважение.

Социальная и личностная идентичность

Эриксон: идентичность - возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с  социо-культурным окружением, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми мог бы себя идентифицировать. Выделил 8 стадий, переход=кризис идентичности. Протекает в основном в сфере бессознательного. В процессе становления идентичности накапливаются представления о себе, которые влияют на расширение самосознания и самопознания.

идентичность - сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

- индивидный  – рез-т осознания тела, темперамента, задатков.

- личностный - ощущение неповторимости, уникальности.

- идентичность - личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность - единство, 2 грани  — процесса психосоциального развития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Исследования М. Шерифа: среди возможных следствий реального межгруппового конфликта - более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).

Теория социальной идентичности Тэшфела и Тернера:

Общий смысл: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу). 

Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения – чтобы понять, какая моя группа классная). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других. Эксперименты: разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе – брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой – делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.

Процесс становления соц идентичности: 1. Самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними  регуляторами соц поведения.

Самоуважение формируется благодаря определенному представлению о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего «Я») складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Отсюда два этих аспекта составляют целостную Я — концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой

Психологическая защита.

Расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты. Фрейд: вытеснения, проекция (перенос своих мыслей и чувств на другого (сама злюсь – ты злой!), замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание.

Функции Я-концепции:

1. Способствует достижению внутренней согласованности личности. когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо: 1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо 2) отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или 3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.

2. Является важным фактором интерпретации жизненного опыта. (тенденция строить на основе собственных представлений не только своё поведение, но и интерпретацию опыта)

3. Является источником ожиданий. (я-концепция определяет ожидания чел, т.е. его представления о том что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости ожидают, что  и др будут относиться к ним таким же образом; те, кто считают, что они никому не нужны не могут нравится, -они либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют реакции окр-х т. о. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая я-концепцию как совокупность ожиданий и оценок,  относящихся к различным областям поведения).

Структура Я-концепции

1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен в трех модальностях:

реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с (актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

 • социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Развитие Я-концепции.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Две позиции на формирование «Я»:

1. Активное «Я» - акцентирует процесс активного, реального взаимодействия человека со своим социальным окружением. «Я» при этом рассматривается как средство удовлетворения требований социального мира. При решении вопроса о механизмах формирования «Я» подчеркивается роль двух из них: социальной категоризации (самокатегоризации) и самонаблюдения.

2. «Рефлексивное» «Я» - изучение процессов включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей, в том числе в процессе не реального, а символического воздействия. «Я» - средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирование. Мы объединяем идущие от окружения ожидания и оценки со стороны «обобщенного Другого», становясь своего рода «обществом в миниатюре».

Механизмы формирования «Я»: процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76825. Трахея и бронхи 184.75 KB
  Она начинается от гортани на уровне VI шейного позвонка заканчивается на уровне IV V грудных позвонков делением на два главных бронха. Приносящие лимфатические сосуды впадают в глубокие шейные лимфатические узлы внутренние яремные а также в трахебронхиальные пред и паратрахеальные узлы. На уровне IVV грудных позвонков трахея образует раздвоение бифуркацию и переходит в правый и левый главные бронхи или иначе обозначая в бронхи первого порядка.
76826. Легкие (пульмо, пневмон) 181.97 KB
  Закладки легких на 6й неделе достигают грудной полости где соматоплевра образует два плевральных мешка и покрывает легкие висцеральным листком. Ритмические сокращения зачатков легких начинаются на 13й неделе эмбрионального развития а с рождением они переходят в дыхательные движения. Сегмент участок доли имеет основание обращенное к поверхностям легких верхушку направленную к корню. Сегментарному строению легких соответствует ветвление бронхиального дерева и легочной артерии.
76827. Корни легких 180.58 KB
  Корень легкого состоит из главного бронха легочной артерии верхней и нижней легочных вен; лимфатических сосудов и узлов нервов переднего и заднего легочного сплетения. Корень располагается в воротах легкого. Они представляют собой овальное углубление на медиальной поверхности легкого которое делит ее на позвоночную и медиастинальную части. В топографии составляющих корня легкого имеется существенное различие.
76828. Плевра - серозная оболочка из соединительнотканной основы покрытой мезотелием 180.66 KB
  Отделы и полость плевры. Границы плевры. Над верхней грудной апертурой выступают правый и левый купола плевры фиксированные связками к первому ребру VII шейному позвонку и длинной мышце шеи. Купола плевры сзади достигают шейки первого ребра а спереди приподнимаются над ребром на 34 см; ключицей на 12 см.
76829. Средостение (медиастинум) 179.77 KB
  Верхнее и нижнее средостение разделены горизонтальной плоскостью проходящей через грудинный симфиз соединение рукоятки и тела и межпозвоночный диск между IV и V грудными позвонками. Нижнее средостение делится фронтальными плоскостями проведенными впереди и позади сердца на переднее среднее и заднее. По Базельской номенклатуре средостение подразделяется на переднее и заднее фронтальной плоскостью проходящей через корни легких и бифуркацию трахеи.
76830. Почки (нефрос, рен) 183.99 KB
  Почки новорожденных располагают бугристым рельефом поверхностей как бы сохраняя дольчатость строения. Подростки к концу периода имеют почки длиною в 1011 см массой в 120 г. С возрастом изменяется топография почки в плане опускания ее на уровень нижних поясничных позвонков.
76831. Топография почек 181.34 KB
  Почки расположены в забрюшинном пространстве живота у его задней стенки и по бокам от поясничного позвоночника. Аномалии топографии почек проявляются в виде дистопий высокого или низкого расположения блуждающей почки. Передняя поверхность верхней трети правой почки через париетальную брюшину прикасается к печени нижней трети к правому изгибу ободочной кишки. Передняя поверхность левой почки через брюшину соседствует в верхней трети с желудком в средней с поджелудочной железой в нижней с петлями тонкой кишки.
76832. Мочеточники, мочевой пузырь, их строение, топография, рентгеновское изображение, кровоснабжение, иннервация. Мочеиспускательный канал, его половые особенности 187.49 KB
  Она в косом направлении прободает заднюю стенку мочевого пузыря на границе его дна и тела. Просвет мочеточника сужается при выходе из лоханки и внутри мочевого пузыря за счет более развитого кругового слоя мышечной оболочки формирующего сфинктеры. Максимальная ёмкость органа составляет 800-1200 мл у мужчин больше у женщин меньше; форма и размеры пузыря зависят от наполнения. Нижняя часть мочевого пузыря дно шейка фиксирована к стенкам таза связками лобковопредстательной у мужчин лобковопузырной у женщин.
76833. Яичко и его придаток 183.17 KB
  В ней на 7й неделе под влиянием НУ антигена и мужских половых гормонов начинается дифференцировка яичка. Из канальцев первичной почки образуются выносящие протоки яичка аппендикс эпидидимуса и парадидимус из мезонефрального протока семявыносящий канал и проток эпидидимуса; из парамезонефрального протока аппендикс яичка. После 60 лет масса и размеры яичка медленно уменьшаются но сперматогенез не прекращается.