32069

Теоретические и эмпирические исследования социально-психологических свойств и типов личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теоретические и эмпирические исследования социальнопсихологических свойств и типов личности. Проблема выделения и изучения социальнопсихологических свойств личности. проблема: каков перечень социально психологических качеств свойств личности и каковы критерии для их выделения. Основа типологии отношение лти к соц.

Русский

2013-09-03

50 KB

6 чел.

15. Теоретические и эмпирические  исследования социально-психологических свойств и типов личности.

Проблема выделения и изучения социально-психологических свойств личности.

 Сущ. проблема: каков перечень  социально -  психологических  качеств (свойств)  личности   и  каковы критерии для их  выделения.  

Перечень свойств (разные мнения): 1) качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка  и  Р. Кеттелла). 2) это все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов (мышления, памяти, воли  и  т.п.). 3) Во многих зарубежных исследованиях при описании методик для выявления качеств  личности  употребляется термин “прилагательные” (не наименование качеств, а “прилагательные”, их описывающие) например  “умный”, “трудолюбивый”, “добрый”, “подозрительный”  и  т.п.

Проблема создания типологий личности.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания.

Древность: Идея типологии в классическом учении о типах темперамента (Гиппократ)

К.Г. Юнг «Психологические типы». Основа типологии – отношение л-ти к соц. среде 2 типа Л-ти (экстравертированный и интровертированный)

Фромм- своя типология: 1. мазохист-садист (проблемы видит в себе, за это себя наказывает); 2. разрушитель (проблему видит в обществе); 3. конформист (буду как все).

К. Хорни: на основе базальной тревожности выделяла типы личности. Базальная тревожность возникает, когда ребёнок сталкивается с окр средой. Типы: 1. уступчивый (ориентация на других людей; стремится быть рядом с тем кто защитит, позаботится; неагрессивный, но если есть агрессия то стремится к безоговорочной любви, требует её от людей); 2. обособленный (ориентирован от людей, стремится к независимости, самодостаточности, ни за кого не отвечать, но лелеет свою независимость и боится за кого-то быть  в ответе); 3. враждебный ( ориентирован против людей, «у меня есть власть, меня никто не тронет», обозначивает цель и к ней стремится, все люди конкуренты, враги, его минус – слаб, незащищен).

Роттер классификация основана на локус-контроле : 1. Экстернал (ориентирован на обстоятельства, перекладывает всё на других); 2. интернал (ориентирован на себя, ответственность на себя).   

Социально-психологические типы личности: авторитарная, демонстративная, манипулятивная, агрессивная личности.

Авторитарная л-ть (Фромм) - тип л-ти, характеризуемый нетерпимым отношением к неопределенности, чрезмерной почтительностью к власти и авторитету, а также враждебностью к любой гр, потенциально нарушающей существующий порядок.

Демонстративная л-ть - особенность кот. -  потребность и постоянное стремление произвести впечатление.

Манипулятивная л-ть (макиавеллизм) - это смягченный вариант авторитарного типа. Эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей. Такая «идеология» приводит к манипулированию другими людьми. Выбор друзей, партнеров осуществляется по принципу: «А что я буду с этого иметь?»

Агрессивная л-ть - соответствует тенденции движения против людей. Он воспринимает всех людей как враждебно настроенных против него и поэтому вся его жизнь является борьбой против них.

Социально-психологические свойства в системе личности (Бобнева)

С-п св-ва л-ти рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общ психологии. Эти с-п свойства сведены в 4 гр:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.).

Социально-психологический и социальный потенциал личности.

1. Социально-психологический потенциал личности: способность человека воздействовать на соц уровни своей д-ти, составляющими кот являются коммуникативный потенциал и соц активность л-ти. Наличие лидерских качеств, ведущей актенцуации, экстраверсия, коммуникабельностью, готовностью к риску.

2. Социальный потенциал личности: заложенный в человеке потенциал социального взаимодействия, его отношение к определенной среде.

Социально-психологические способности личности.

Понятие: "социально-психологические способности л-ти" явл неразработанным, но уделяется большое внимание в литературе, и оно активно используется в экспериментальных исследованиях.  Вся гр этих способностей связывается с проявлениями л-ти в общении. Из всего набора чел-их способностей выделяются те, кот формируются в различных сторонах процесса общения:

1)"перцептивная способность" (В.В. Лабунская),

2)"способность к эмоциональному отклику" (А.А. Бодалев),

3)"общая способность к оценке другого" (Г. Олпорт);

4)"наблюдательность" и "проницательность" (Ю.М. Жуков) и т.п.

Для обозначения с.-п способностей (как и с-п качеств) иногда употребляются различные понятия: "с-п компетентность", "компетентность в общении", "межличностная компетентность", "социально-перцептивный стиль" и др.

Социальный интеллект и социальная компетентность личности (Это все Куницына и Лабунская изучали)

Соц-ый интеллект входит в соц-но психологические способности. Соц-й интеллект –это глобальная способность чел-ка, возникающая на базе комплекса интеллектуальных ,личностных, коммуникативных и поведенческих черт. Эти черты обуславливают готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а так же интерпретацию инф-ции и поведения и прогнозирования м/личностных ситуаций.

Основные функции: *формирование долгосрочных стабильных взаимоотношений; *средство познания соц-ой действительности; *сохранение наличного уровня адекватности и успешности соц-ого взаимодействия.

Соотношение общего и соц-ого интеллекта: общий интеллект - основа соц-ого интеллекта, но это не значит, что чел-к с высоким общим интеллектом будет обладать высоким соц-м. Соц-ый интеллект выступает как средство общего познания действительности, а соц-ая компетентность как продукт познания.

Соц-ая компетентность –это выработка сценария поведения, освоение новых соц-х ситуаций, вырабатка умений и навыков в применении и овладении ими (результат применения и развития способностей). Социальная компетентность понимается как система знаний о соц-ой Д и собственной Л, как система сложных соц-х навыков и умений, сценариев поведения в соц-х ситуациях ,позволяющихся лучше адаптироваться.

Функции: *соц-ая адаптация; *соц-ая ориентация; *объединение общесоцого и лич-ого опыта.  

Структура соц-ой компетенции: *коммуникативная; *соц-но-псих-ая (ориентация в м/личностных отношениях); *эгокомпетентность (знание себя и своего потенциала); *текущая (осведомленность, знание всех общ-х институтов и особенностей их развития).

Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических способностей личности.

СПТ – совокупность активных методов практической психологии, которые используются с психически здоровыми людьми имеющие психологические проблемы в целях оказания им помощи в саморазвитии.  СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных  способностей  персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих (то есть на развитие с-п. способностей). Именно, такое понимание СПТ впервые в отеч. психол. дает Л .  А .  Петровская (1982 –вышла её монография). Она рассматривает  социально-психологический   тренинг  «как средство воздействия, направленное на  развитие  знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство  развития  компетентности в общении», «средство психологического воздействия».

Возможности:

- Гр. Создается искусственно, она представляет модель социума, те отношения, кот сущ. В мире

- Человек видит разные модели поведения, расширяется мировоззрение, снижается эгоцентризм

- Участники идентифицируются с др. людьми это способствует развитию самосознания, расширяется Я-концепция

- Человек может моделировать свое поведение. Отработка этой модели и перенос в социум

- Обратная связь

- Гр. Снижает степень отстраненности участников

- Экономия денег и времени

Ограничения СПТ:

  •  Некоторые люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в гр, а попав в нее, мешают делать это др участникам.
  •  Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников. Хотя одной из целей гр м.б. нахождение баланса между продуктивными отношениями с др участниками гр и сопротивлением давлению гр, однако тренеру, а тем более участникам не всегда удается реализовать эту цель.
  •  некоторые групповые нормы (эмпатия, уважение, стремление к взаимопониманию, искренность и т.п.), необходимые для эффективной работы гр, могут порождать иллюзии, т.к. в жизни они скорее желаемы, чем реальны. Поэтому гр для некоторых участников может стать безопасной "экологической нишей". Тогда чел начинает "жить" в гр, ничего не меняя в своей реальной жизни. Для таких участников окончание работы гр обычно становится катастрофой, и они либо стремятся продлить существование гр без терапевта, либо ищут другие подобные гр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54146. Диференційований підхід при вивченні дисципліни «Вища математика» 55.5 KB
  Він направлений на те щоб навчити студентів розуміти загальні завдання навчання організовано працювати допомагаючи один одному формувати відчуття честі колективу і здатність відстоювати її. Принцип диференційованого індивідуального підходу до студентів обумовлений особливостями індивідуального розвитку типів вищої нервової діяльності а також прагненням найкращим чином розвивати в процесі навчання творчі сипи і здібності студентів. За малої кількості навчальних годин орієнтація на максимум засвоєння навчального матеріалу практично...
54147. ВІДПОЧИНОК ПОРУЧ З МАТЕМАТИКОЮ 77 KB
  У теплий червневий вечір мешканці вулиці Абхазька міста Дніпропетровська стали свідками незвичайного. З рюкзаками та чемоданами у гуртожиток Дніпропетровського обласного ліцею-інтернату фізико-математичного профілю стали збиратися юнаки та дівчата. Це дійсно було дивним, бо давно вже канікули.
54148. Сценарій проведення гри-конкурс «Математичне асорті» 89.5 KB
  Мета: Розвивати та поглиблювати інтерес учнів до математики, виховувати згуртованість, повагу до товаришів та їхньої думки. Сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних здібностей.
54149. ФОРМУВАННЯ ПІЗНАВАЬНОГО ІНТЕРЕСУ ТА ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОТІ УЧНІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ТА ЧИТАННЯ 505 KB
  Мета сучасної української школи – створити максимально сприятливі умови для розвитку індивідуальності, для формування творчих здібностей кожного учня. У кожної дитини є індивідуальні особливості памяті, уваги, мислення. Активізуючи їх, я визначаю пізнавальні можливості і стимулюю пізнавальний інтерес.
54150. Анализ кредиторской задолженности 211 KB
  Эффективное управление кредиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередных и актуальных задач для решения которых требуется провести исследования в этой области.
54151. ТИЖДЕНЬ МАТЕМАТИКИ 80 KB
  Шановні студенти Ми зібралися тут не тільки зясувати хто краще уміє вирішувати задачі головоломки рахувати а ще і для того щоб довідатися багато нового цікавого. Завдання вікторини написані на окремих аркушах кожний з яких містить малюнок Шановні студенти Дозвольте запропонувати вам невелику логічну задачу. Шановні студенти Чи не можете ви пояснити причину настільки дивного на перший погляд рішення математика Шановні студенти Відомо що всі тіла на Місяці в 6 разів менше ніж на Землі. Яке устаткування ви візьмете із...
54153. КОНКУРС ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ 32.5 KB
  Сколько лыжников посещают хор Найдите пятую степень числа 2. Сколько денег досталось каждому Разделить на две части 25 рублей так чтобы одна часть была в 49 раз больше другой. Сколько лет человеку Если к возрасту моего сына прибавить столько и еще полстолько то получится 10 лет. Сколько лет сыну Сколько в 1 кубическом метре кубических сантиметров Исполняются номера художественной самодеятельности.
54154. «Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов 83.5 KB
  Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.