32069

Теоретические и эмпирические исследования социально-психологических свойств и типов личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теоретические и эмпирические исследования социальнопсихологических свойств и типов личности. Проблема выделения и изучения социальнопсихологических свойств личности. проблема: каков перечень социально психологических качеств свойств личности и каковы критерии для их выделения. Основа типологии – отношение лти к соц.

Русский

2013-09-03

50 KB

6 чел.

15. Теоретические и эмпирические  исследования социально-психологических свойств и типов личности.

Проблема выделения и изучения социально-психологических свойств личности.

 Сущ. проблема: каков перечень  социально -  психологических  качеств (свойств)  личности   и  каковы критерии для их  выделения.  

Перечень свойств (разные мнения): 1) качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка  и  Р. Кеттелла). 2) это все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов (мышления, памяти, воли  и  т.п.). 3) Во многих зарубежных исследованиях при описании методик для выявления качеств  личности  употребляется термин “прилагательные” (не наименование качеств, а “прилагательные”, их описывающие) например  “умный”, “трудолюбивый”, “добрый”, “подозрительный”  и  т.п.

Проблема создания типологий личности.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания.

Древность: Идея типологии в классическом учении о типах темперамента (Гиппократ)

К.Г. Юнг «Психологические типы». Основа типологии – отношение л-ти к соц. среде 2 типа Л-ти (экстравертированный и интровертированный)

Фромм- своя типология: 1. мазохист-садист (проблемы видит в себе, за это себя наказывает); 2. разрушитель (проблему видит в обществе); 3. конформист (буду как все).

К. Хорни: на основе базальной тревожности выделяла типы личности. Базальная тревожность возникает, когда ребёнок сталкивается с окр средой. Типы: 1. уступчивый (ориентация на других людей; стремится быть рядом с тем кто защитит, позаботится; неагрессивный, но если есть агрессия то стремится к безоговорочной любви, требует её от людей); 2. обособленный (ориентирован от людей, стремится к независимости, самодостаточности, ни за кого не отвечать, но лелеет свою независимость и боится за кого-то быть  в ответе); 3. враждебный ( ориентирован против людей, «у меня есть власть, меня никто не тронет», обозначивает цель и к ней стремится, все люди конкуренты, враги, его минус – слаб, незащищен).

Роттер классификация основана на локус-контроле : 1. Экстернал (ориентирован на обстоятельства, перекладывает всё на других); 2. интернал (ориентирован на себя, ответственность на себя).   

Социально-психологические типы личности: авторитарная, демонстративная, манипулятивная, агрессивная личности.

Авторитарная л-ть (Фромм) - тип л-ти, характеризуемый нетерпимым отношением к неопределенности, чрезмерной почтительностью к власти и авторитету, а также враждебностью к любой гр, потенциально нарушающей существующий порядок.

Демонстративная л-ть - особенность кот. -  потребность и постоянное стремление произвести впечатление.

Манипулятивная л-ть (макиавеллизм) - это смягченный вариант авторитарного типа. Эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей. Такая «идеология» приводит к манипулированию другими людьми. Выбор друзей, партнеров осуществляется по принципу: «А что я буду с этого иметь?»

Агрессивная л-ть - соответствует тенденции движения против людей. Он воспринимает всех людей как враждебно настроенных против него и поэтому вся его жизнь является борьбой против них.

Социально-психологические свойства в системе личности (Бобнева)

С-п св-ва л-ти рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общ психологии. Эти с-п свойства сведены в 4 гр:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.).

Социально-психологический и социальный потенциал личности.

1. Социально-психологический потенциал личности: способность человека воздействовать на соц уровни своей д-ти, составляющими кот являются коммуникативный потенциал и соц активность л-ти. Наличие лидерских качеств, ведущей актенцуации, экстраверсия, коммуникабельностью, готовностью к риску.

2. Социальный потенциал личности: заложенный в человеке потенциал социального взаимодействия, его отношение к определенной среде.

Социально-психологические способности личности.

Понятие: "социально-психологические способности л-ти" явл неразработанным, но уделяется большое внимание в литературе, и оно активно используется в экспериментальных исследованиях.  Вся гр этих способностей связывается с проявлениями л-ти в общении. Из всего набора чел-их способностей выделяются те, кот формируются в различных сторонах процесса общения:

1)"перцептивная способность" (В.В. Лабунская),

2)"способность к эмоциональному отклику" (А.А. Бодалев),

3)"общая способность к оценке другого" (Г. Олпорт);

4)"наблюдательность" и "проницательность" (Ю.М. Жуков) и т.п.

Для обозначения с.-п способностей (как и с-п качеств) иногда употребляются различные понятия: "с-п компетентность", "компетентность в общении", "межличностная компетентность", "социально-перцептивный стиль" и др.

Социальный интеллект и социальная компетентность личности (Это все Куницына и Лабунская изучали)

Соц-ый интеллект входит в соц-но психологические способности. Соц-й интеллект –это глобальная способность чел-ка, возникающая на базе комплекса интеллектуальных ,личностных, коммуникативных и поведенческих черт. Эти черты обуславливают готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а так же интерпретацию инф-ции и поведения и прогнозирования м/личностных ситуаций.

Основные функции: *формирование долгосрочных стабильных взаимоотношений; *средство познания соц-ой действительности; *сохранение наличного уровня адекватности и успешности соц-ого взаимодействия.

Соотношение общего и соц-ого интеллекта: общий интеллект - основа соц-ого интеллекта, но это не значит, что чел-к с высоким общим интеллектом будет обладать высоким соц-м. Соц-ый интеллект выступает как средство общего познания действительности, а соц-ая компетентность как продукт познания.

Соц-ая компетентность –это выработка сценария поведения, освоение новых соц-х ситуаций, вырабатка умений и навыков в применении и овладении ими (результат применения и развития способностей). Социальная компетентность понимается как система знаний о соц-ой Д и собственной Л, как система сложных соц-х навыков и умений, сценариев поведения в соц-х ситуациях ,позволяющихся лучше адаптироваться.

Функции: *соц-ая адаптация; *соц-ая ориентация; *объединение общесоцого и лич-ого опыта.  

Структура соц-ой компетенции: *коммуникативная; *соц-но-псих-ая (ориентация в м/личностных отношениях); *эгокомпетентность (знание себя и своего потенциала); *текущая (осведомленность, знание всех общ-х институтов и особенностей их развития).

Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических способностей личности.

СПТ – совокупность активных методов практической психологии, которые используются с психически здоровыми людьми имеющие психологические проблемы в целях оказания им помощи в саморазвитии.  СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных  способностей  персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих (то есть на развитие с-п. способностей). Именно, такое понимание СПТ впервые в отеч. психол. дает Л .  А .  Петровская (1982 –вышла её монография). Она рассматривает  социально-психологический   тренинг  «как средство воздействия, направленное на  развитие  знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство  развития  компетентности в общении», «средство психологического воздействия».

Возможности:

- Гр. Создается искусственно, она представляет модель социума, те отношения, кот сущ. В мире

- Человек видит разные модели поведения, расширяется мировоззрение, снижается эгоцентризм

- Участники идентифицируются с др. людьми это способствует развитию самосознания, расширяется Я-концепция

- Человек может моделировать свое поведение. Отработка этой модели и перенос в социум

- Обратная связь

- Гр. Снижает степень отстраненности участников

- Экономия денег и времени

Ограничения СПТ:

  •  Некоторые люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в гр, а попав в нее, мешают делать это др участникам.
  •  Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников. Хотя одной из целей гр м.б. нахождение баланса между продуктивными отношениями с др участниками гр и сопротивлением давлению гр, однако тренеру, а тем более участникам не всегда удается реализовать эту цель.
  •  некоторые групповые нормы (эмпатия, уважение, стремление к взаимопониманию, искренность и т.п.), необходимые для эффективной работы гр, могут порождать иллюзии, т.к. в жизни они скорее желаемы, чем реальны. Поэтому гр для некоторых участников может стать безопасной "экологической нишей". Тогда чел начинает "жить" в гр, ничего не меняя в своей реальной жизни. Для таких участников окончание работы гр обычно становится катастрофой, и они либо стремятся продлить существование гр без терапевта, либо ищут другие подобные гр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60947. Редактирование объектов в 3d studio max 23.5 KB
  Редактирование объектов-сплайнов Для правки сплайна или двухмерной формы следует выделить объект и перейти на панель Modify. Если появится свиток Edit Object параметры можно корректировать входящими в него средствами
60948. Моделирование при помощи редактируемых поверхностей 373.5 KB
  Для применения к объекту одного из модификаторов выделите объект щелкните на кнопке нужного модификатора и настройте параметры модификатора в появившемся в нижней части командной панели Modify Изменить свитке Pаrаmeters Параметры.
60951. Реформація в Німеччині. (урок з використанням мультимедійних технологій) 97.5 KB
  Мета: зясувати суть Реформації причини її поширення в Німеччині розвивати навички роботи з підручником вчити аналізувати та узагальнювати історичний матеріал; виховувати толерантне ставлення до поглядів переконань думок інших.