32070

Большие социальные группы и методы их исследования

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Большие социальные группы и методы их исследования. Большие соц группы – общности людей отличаются от МГ наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями но объединенные не меньше и потому оказывают существенное влияние на общественную жизнь. Классификация: 2 больших класса: 1 случайно стихийно возникшие достаточно кратковременно существующие общности толпа масса – неорганизованные; публика аудитория митинг полуорганизованные; 2 именно социальные группы т. группы сложившиеся в ходе исторического развития...

Русский

2013-09-03

61 KB

29 чел.

16. Большие социальные группы и методы их исследования.

Большие соц группы – общности людей, отличаются от МГ наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывают существенное влияние на общественную жизнь.

Основные хар-ки БГ: 

*В БГ невозможен непосредственный контакт и взаимодействие между всеми членами;

*Отсутствие единой территории;

*Контакт устанавливается с помощью СМИ;

*Не всегда есть чувство единства между членами групп;

*Существуют специфические регуляторы соц-ого поведения присущие БГ: нравы, обычаи, традиции –они создают образ жизни на основе, которого формируются интересы, ценности и потребности.

Социально-психологическое исследование БГ сталкивается с рядом проблем. Методологическая проблема:  -характерная особенность БГ; -соотношение психики отдельного индивида с элементами групповой психологии; -методы иссл-я БГ.

Классификация: 2 больших класса:

1) случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности,  (толпа, масса – неорганизованные; публика, аудитория, митинг - полуорганизованные);

2) именно социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании (социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Этнос – соц общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

Нация – высший этап развития этнической общности, кот соответствует определенной экономической формации.

Классы – большие организованные гр людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их роли в общественной орг-ии труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, кот они располагают.

Соц. слои -  промежуточная или переходная общественная гр, не обладающая всеми признаками класса (нередко называется прослойкой), например интеллигенция, или же часть какого-то класса, но со своими особенностями, например квалифицированные и неквалифицированные рабочие.

Профессиональные группы - совокупность лиц одной профессии: - объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями; - осознающими общность интересов

Методы иссл-я БГ: -этнографический (анализ продуктов культуры (предложение Вундта об изучении языка, мифов); -кросскультурные иссл-я; -статанализ; -анализ знаковых систем; -соц-ые представления (Московичи) –это способ интерпритации и осмысления повседневной реальности, которая вырабатывается на основе опыта и Д группы. Они долговременны и передаются из поколения в поколение, влияют на формирование ментальности группы. Опрос, наблюдение, эксперимент.

Стихийные неорганизованные группы: толпа, масса.

Стихийные группы - кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу + совместные действия. Членами такого объединения явл представители разных больших организованных гр: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «гр» м.б. в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но м б. весьма активной. Среди стихийных гр в с-п литературе чаще всего выделяют толпу, массу.

1) Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, поимки правонарушителя. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В др случае толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Её эм-ый накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы орг-ии, если находится чел, кот сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

2) Масса - более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса  может оказаться в значительно большей степени орг-ой, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно известны заранее как лидеры тех орг-ых гр, представители кот приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы  более четки и продуманы конечные цели, тактика поведения. Масса достаточно разнородна, в ней могут сосуществовать и сталкиваться различные интересы, поэтому ее сущ-ие м.б  неустойчивым.

Временные полуорганизованные группы:

1) Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к кот приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

2)Митинг - массовое собрание по поводу каких-либо злободневных, преимущественно политических вопросов.

3)Аудитория - одностороннее взаимодействие группы людей с коммуникатором.

 

Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в толпе, массе. Способы воздействия: заражение, внушение, убеждение. Подражание и его исследование в социальной психологии.

Заражение - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим сост. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то инф или образца поведения, а передача определенного эм-го состояния (психичес настроя). Т.к. все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эм-ых сост общающихся людей.

Примеры: - религиозные экстазы; - массовые психозы; - паника (следствие дефицита или избытка инф о пугающей или непонятной новости). Но если в сит паники находится чел, способный предложить образец поведения, кот восстановит нормальное эм-ое состояние толпы|,панику можно прекратить; - эм-ые заражения в сит массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение - не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.

Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чел на др или на гр. Здесь передается информация, но воспринимается некритически.

Отличия механизма внушения от механизма заражения:

- заражение - сопереживание всей массой людей (в том числе и лидером) общего психического сост; при внушении суггестор не подвергается такому же сост, что и принимающие индивидуумы. - внушение вербально; при заражении используются и др средства (восклицания, ритмы и др.)

Убеждение -  построено на том, что бы с помощью логического обоснования добиться согласия от чел, принимающего инф

Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем.

Внуш непосредственно вызывает определенное психич сост, не нуждаясь в доказательствах и логике; здесь достигается не согласие, а просто принятие инф как готового вывода; Убежд. происходит логическим методом, и вывод делает сам убеждаемый. Др словами, убеждение - интеллектуальное воздействие, а внушение – эм-но-волевое. Факторы эффективности соц внушения:

-  дети сильнее поддаются внушению, чем взрослые;

- более внушаемы люди утомленные, ослабленные физически и эмоционально;

- важен авторитет суггестора как личности и как представителя социальной группы (эффект косвенной аргументации).

Т.о, внушение относится к манипулятивным способам воздействия на аудиторию. Исследованы приемы сопротивления внушению (контрсуггестия) и приемы снятия этой психической самозащиты (контрконтрсуггестия).

Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного соц класса и подражание одного класса др.  Законы массового подражания:

- внутрен образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. (духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам);

- низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д.).

Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу.

Исследования механизма подражания стали предметом теории подражания, в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие "подкрепление", А. Бандура описывает 3 способа следования подкрепленному поведению "модели", т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему (Андреева). Эти 3 способа подражания могут проявляться и в сит массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

Тард: Теория подражания: разработка идей о роли подражания в обществе. Фундаментальный принцип развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Социальные движения как специфический феномен массового поведения.

Социальные движения —достаточно орг-ое единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением соц действительности.

Уровни СД: 1) широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), 2) локальные движения, кот ограничены либо территорией, либо определенной соц гр ( за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) 3) движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Общие черты:

- базируется всегда на определенном общественном мнении, кот как бы подготавливает СД, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

- в качестве цели изменение сит в зависимости от его ур-ня: в обществе в целом, в регионе,  в какой-либо гр.

- в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

- движение отдает себе отчет в тех средствах, кот м.б. использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств.

- реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка).

Исходным пунктом всякого СД является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения.

Важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса:

1) Механизмы присоединения к движению. М.б. объяснены через анализ мотивов участников – фундаментальные мотивы (недовольство политическим движением, законодательством –обдуманные) и сиюминутные мотивы (на эмоциональной основе – как реакция на проблемную ситуацию).

Рекрутация сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях это м.б. и рекрутация "на улице", когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого ур-ня рекрутация происходит в тех гр, в кот родилась инициатива. Предложены 2 теории, объясняющие причины присое-ия индивида к СД.

- Теория относительной депривации - чел испытывает потребность достижения какой-либо цели при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других.

- теория мобилизиции ресурсов — делает акцент на более "психологические" основания присоединения к движению. Чел руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с гр, ощутить себя частью ее, почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы.

2) Соотношения позиций большинства и меньшинства в СД. Эта проблема одна из центральных в концепции С. Московичи. Учитывая неоднородность СД, можно предположить, что в СД актуальна проблема выделения "несогласных", более радикальных, решительных и т.д. В движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

В концепции С. Московичи предлагаются хар-ки усл, при кот меньшинство может влиять в движении. Главное – послед-ый стиль поведения и единодушие. Только так переговоры меньшинства с большинством  могут быть успешными. Необходима проработка стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к продвижению по пути поиска продуктивного реш.

3) Проблема лидера или лидеров. Лидер СД должен обладать особыми чертами. Должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, и внешне импонировать большой массе людей. Имидж лидера СД д.б. предметом его повседневного внимания.

Вывод: СД — сложнейшее явл общественной жизни со своими специфическими с-п хар-ми. Они не м.б строго привязаны к изучению лишь больших организованных соц гр или, напротив, сугубо стихийных образований. Включают в себя набор тех  способов общения людей, кот свойствен этим типам гр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5045. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки 111.5 KB
  Определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки Цель работы: определение с помощью дифракционной решётки длины световых волн в различных частях видимого спектра. Приборы и принадлежности: дифракционная решётка плоская шкала со щел...
5046. Определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей 119.5 KB
  Определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей Цель работы: определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей в свинце. Приборы и принадлежности: установка для измерения интенсивности космических лучей ФПК...
5047. Исследование комбинационных логических схем 185 KB
  Исследование комбинационных логических схем. ЧАСТЬ 1. Исследование базового логического элемента ТТЛ. Построить передаточную характеристику. Реализовать с помощью ЛЭ 2И-НЕ схемы И, ИЛИ, НЕ...
5048. Исследование структуры и устройства триггеров 116.5 KB
  Исследование структуры и устройства триггеров. Исследование асинхронного RS- триггера. Исследование двухступенчатого RS – триггера...
5049. Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов 92 KB
  Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов Цель работы Изучить принцип действия, характеристики и параметры полевых транзисторов (ПТ). Отчет о работе Снять передаточную характеристику IC=F(U3И) (график...
5050. Виготовлення разової ливарної форми за рознімною моделлю 117.5 KB
  Виготовлення разової ливарної форми за рознімною моделлю. Мета роботи: ознайомитися з процесом виготовлення вручну разової ливарної форми зі стержнем для нескладного виливка у двох опоках за рознімною моделлю. Обладнання, прилади, матеріали. Модельн...
5051. Исследование работы регистров и счетчиков 95 KB
  Исследование работы регистров и счетчиков. Регистры – устройства, предназначенные для хранения и преобразования двоичной информации. Они представляют собой набор определенным образом связанных триггеров...
5052. Исследования комбинационных логических схем 100 KB
  Исследования комбинационных логических схем. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ознакомление с логикой работы, изучение принципа действия, исследование и определение основных характеристик и параметров базового логического элемента ТТЛ, изучение структуры и работы основн...
5053. Переходные процессы в цепях с одним реактивным элементом 740 KB
  Переходные процессы в цепях с одним реактивным элементом Цель работы Изучение и компьютерное моделирование переходных процессов, возникающих при коммутациях в цепях первого порядка, содержащих сопротивление и емкость либо сопротивление и индуктив...